Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособия включает:

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

Указывается, чему посвящено данное пособие;

Предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Технические требования к оформлению методического пособия

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.

Поля постоянные:

Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см.

Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.

Инструкция

Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предмету, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется . Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом.

Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помните, что большее значение здесь имеет не количество собранных фактов и данных, а качество их изложения. Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это , что весь материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия.

Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную программу. Старайтесь сложными, длинными фразами и большими параграфами. Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную , обязательно дайте в сносках или в скобках расшифровку используемых понятий.

Для лучшего усвоения материала дополните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление информации намного облегчает ее восприятие и делает книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.

Включите в каждую тему кроме теоретической информации практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите . Особенно это важно, если учебно- предназначено или младших курсов.

Дополните учебно-методическое пособие полным списком использованной литературы. Кроме того постарайтесь дать к каждой теме перечень доступных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебники, но и оригинальные труды исследователей.

Начинающему педагогу, как и любому творческому профессионалу, следует готовить предварительный план занятия, й недели или полугодия заранее. Нужно это для того, чтобы не «пересидеть» на каком-то предмете большее количество часов. И помочь педагогу в этом может документ, сводящий вместе все учебные дисциплины и количество часов, отведенное на каждую из них. Этот документ называется учебным план ом.

Вам понадобится

  • - методические пособия,
  • - консультации с преподавателями вашего учебного заведения,
  • - справочники и пособия по организации учебного процесса

Инструкция

Сформулируйте основные цели педагогического процесса в вашем учебном заведении. Обоснуйте закономерность подбора учебных дисциплин. Уделите несколько слов каждому предмету, раскройте его особенность. Разъясните, данные предметы выбраны и в связи между собой они находятся. Какую общую задачу они выполняют, как работают на развитие , как полноценной личности. Подробно разъясните, почему ваш учебный план отводит n-ое количество часов на каждый предмет, чем это обусловлено? Эта часть учебного план а в педагогической пояснительной запиской или обоснованием. Главная ее цель - формирование общего представления о целях, которые преследует учебное в образовательном и воспитательном процессах.

Приступайте к составлению «сетки часов», как ее называют преподаватели. Эта часть учебного план а является функциональным распределением перечисленных в первой части основных предметов и факультативов на учебный год с указанием общего количества часов, отведенных на тот или иной предмет. Также в сетке указывается количество часов, отведенных на проверочные и контрольные . Удобнее всего оформлять этот материал в форме таблицы. Сделайте номинальное перечисление всех предметов, запишите их в столбик. Список должен быть максимально полным, если ваша задача - составить сводный учебный план для всего учебного заведения.

Посвятите вторую часть таблицы распределению предметов на общее количество академических часов. Включите туда следующие графы: общее количество заплан ированных часов, лекционные занятия, практические (лабораторные работы); консультации и индивидуальные занятия; контрольные, проверочные работы и зачеты; часы для самостоятельной работы. В последней графе укажите способы итоговой проверки / - , зачет.

Обратите внимание

В сетке часов предметы следует распределить блоками - гуманитарные предметы, предметы естественно-математического направления, дополнительные и развивающие дисциплины. Каждый такой блок должен заканчиваться графой «Итого», в который вам необходимо указать общее количество часов, отведенных на каждый вид учебной деятельности.

Полезный совет

Оформляйте сетку часов в соответствии с требованиями вашего руководства. В школе, училищах и вузах обычно оформляется стандартная «шапка». В ней указывается полное название учебного заведения (большими буквами в центре документа), ниже - отступается место для подтверждающих подписей и печатей директора или завуча. Далее разместите в центре заголовок - «Учебный план», укажите временной период, например, «2011-2012 учебный год». Далее должна следовать сама таблица.

Учебное пособие – это печатное издание, разработанное для помощи студентам в изучении какого-либо предмета. От обычной научной литературы учебные пособия отличаются тем, что не только содержат теоретический материал, но и включают разнообразные практические задания и вопросы. Многие преподаватели, читающие лекционные курсы, часто сталкиваются с необходимостью написания учебных пособий для более качественного усвоения студентами пройденного материала.

Инструкция

Независимо от предмета и курса любое учебное пособие должно отвечать ряду требований. Прежде всего оно должно соответствовать существующей учебной программе того курса, для которого готовится пособие . Поэтому, прежде чем приступать к созданию пособия, определите основные цели изучаемого курса в подготовке . Обозначьте задачи обучения и воспитания, которые должны быть решены в процессе преподавания. Впоследствии эти сведения вы должны сформулировать во "Введении" вашего пособия.

Составьте четкую структуру учебного пособия. Помните, что изложенный в нем теоретический материал должен соответствовать учебной программе курса, разработанной на основе государственного образовательного стандарта. Очень важно, чтобы последовательность изложения в учебном пособии соответствовала последовательности лекционного курса и темам программы. В противном случае у студентов могут возникать трудности с поиском и усвоением необходимых сведений.

Работая над теоретическим материалом каждой главы, помните, что информация должна быть изложена максимально доступным, . Желательно избегать чрезмерного злоупотребления специальными терминами и предложениями. Важно, чтобы после ознакомления с текстом, у студентов оставалась ясное понимание прочитанного. Все используемые специальные или иностранные термины должны иметь расшифровку и пояснения.

Учебное пособие предполагает не только изложение теоретического материала, но и помощь учащимся в подготовке к практическим занятиям. Поэтому каждую тему вашего учебного пособия вы должны сопроводить перечнем вопросов для самопроверки и списком научных трудов, отражающих данную проблематику. Желательно также включить в каждую главу возможные темы и докладов. При этом каждая теоретическая тема (глава) в конце должна содержать четко сформулированные выводы из изложенного материала.

Каждое учебное пособие должно быть оформлено с соблюдением всех требований, принятых в научной и типографике. Проследите за правильностью и полнотой всех , приложений и схем, включенных в пособие . Особое внимание уделите общему списку , помещенному в конце пособия. Каждое издание в нем должно содержать полные данные о его авторах, названии, дате выхода и издательстве. Эти сведения будут очень полезны студентам при самостоятельной работе с курсом.

Полезный совет

Графики и схемы значительно облегчают восприятие и усвоение теоретического материала. Не пренебрегайте возможностями, которые представляют таблицы, схемы и рисунки. Они не только украсят вашу работу, но и помогут студентам лучше понять изложенные сведения.

Сегодня сложно найти таких людей, у которых нет дома персонального компьютера или ноутбука. Но, к сожалению, не все могут им правильно пользоваться, а также работать с программами. Если вам нужно кого-то этому обучить, стоит написать учебную программу для пользователей.

Вам понадобится

  • - Компьютер;
  • - выход в интернет;
  • - программное обеспечение.

Инструкция

Составьте план своей обучающей программы. Отразите в ней самые важные аспекты. Важно понимать на данном этапе, для кого будет она предназначена? Если для , то им будет достаточно базовых знаний по пользованию компьютером, технике безопасности и некоторым языкам программирования. На данный момент они еще не умеют создавать сайты в сети. Но будет вполне вероятно через некоторое время. Для желающих начать свой информационный бизнес в сети нужно все расставить по своим местам от А до Я: HTML язык, CSS, Photoshop и другие программы. Так что, сделайте тщательный план.

Подберите программы для создания уроков. Все зависит от того, будет ли ваше учебное пособие в письменном или устном виде. Может, вы изберете самый прогрессивный вариант – с голосовым . Решать вам. Тем не менее, вам понадобится Word (для текста) и Power Point () от Microsoft Office. Для записи видео пользуйтесь программой Camtasia Studio. Все это можно легко найти в свободном доступе.

При составлении пособия опирайтесь на существующие учебники. Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем дисциплины. Ваше методическое пособие должно использовать достоинства учебников и компенсировать их недостатки.

Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно- идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интересующий его раздел.

Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегодняшний день накопилось достаточно. А вот качественных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает.

Укажите как можно больше источников информации, к которым может обратиться специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и продемонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач.

Обязательно выделите в отдельную главу методические приемы, позволяющие проводить междисциплинарные (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением материала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.

Каждый учитель-предметник сталкивается с необходимостью разработать рабочую программу по своей учебной дисциплине. Конечно, существуют типовые программы, но педагогу приходится иметь дело с конкретными учащимися, уровень знаний, умений и навыков которых может быть в чем-то выше или ниже среднестатистических показателей. Рабочая программа составляется на основе типовой, но с учетом конкретных условий.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

В.В. ЕГОРОВ, Э.Г.СКИБИЦКИЙ, В.Г. ХРАПЧЕНКОВ

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Учебное пособие

Новосибирск

УДК 37.01 (075) ББК 74.00 С. 43

Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы:

Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.

Учебное пособие содержит описание основных категорий педагогики, структуры и компонентов педагогического процесса и управления им, методов, средств и организационных форм обучения. Кратко излагаются вопросы семьи как субъекта педагогического взаимодействия и аспекты управления образовательными системами.

Пособие адресовано студентам и преподавателям непрофильных профессиональных высших учебных заведений, аспирантам, соискателям и слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, и всем тем, кто интересуется педагогикой.

Р е ц е н з е н т ы

В.А. Беловолов − доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии НГПУ

Н.В. Силкина − доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой СГУПС

УДК 37.01 (075) ББК 74.00

С Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИКИ Тема 1. Объект, предмет и задачи педагогики

1.1. Происхождение педагогики как науки

1.2. Основные категории педагогики

1.3. Отрасли педагогики и её связь с другими науками

1.4. Содержание и структура педагогического исследования

1.5. Методы педагогического исследования

1.6. История развития педагогической науки

Тема 2. Образование в современном мире

2.1. Образование в общеметодологическом и общекультурном мире

2.2. Образовательное пространство, образовательная система, образовательная среда

2.3. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования

2.4. Система образования в России

2.5. Информационное образовательное пространство и дистанционное образование

2.6. Мировая тенденция развития образования

Вопросы для самоконтроля Литература

Раздел II. ТЕОРИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА Тема 3. Педагогический процесс как форма образования

3.1. Общая характеристика целостного педагогического процесса

3.2. Движущие силы и закономерности педагогического процесса

3.3. Воспитание в педагогическом процессе

3.4. Основные компоненты педагогического процесса

Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 4. Цели и принципы педагогического процесса

4.1. Понятие цели, общие цели воспитания и образования

4.2. Иерархия целей воспитания и образования

4.3. Таксономия целей обучения

4.4. Принципы педагогического процесса

4.5. Построение многоуровневой системы принципов педагогического процесса

Вопросы для самоконтроля Литература

5.1. Требования к формированию содержания образования

5.2. Конкретизация содержания образования в учебной литературе

5.3. Средства информатизации и содержание образования Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 6. Методы, средства и организационные формы педагогического процесса

6.1. Понятие и сущность методов педагогического процесса

6.2. Классификация методов обучения

6.3. Средства педагогического процесса, их классификация

6.4. Организационные формы педагогического процесса, их классификация

Вопросы для самоконтроля Литература

Раздел III. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Тема 7. Дидактика − единая теория преподавания-учения

7.1. Объект, предмет и задачи дидактики

7.2. Структура процесса обучения

7.3. Педагогические ситуации и педагогические задачи

7.4. Компоненты педагогической деятельности

7.5. Профессионализм деятельности и мастерство педагога

7.6. Педагогическая культура педагога

7.7. Инновационная деятельность педагога Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 8. Моделирование процесса обучения

8.1. Системное описание процесса обучения

8.2. Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся

8.3. Статическая и динамическая составляющая модели учения

8.4. Индивидуальный стиль учебной деятельности

8.5. Модель преподавания

8.6. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

8.7. Дистанционное обучение Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 9. Основы педагогического контроля

9.1. Контроль в обучении

9.2. Функции и виды педагогического контроля

9.3. Методы и формы контроля

9.5. Неуспеваемость обучающихся

9.6. Педагогические измерения

9.7. Моделирование педагогического теста Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 10. Организация самостоятельной работы обучающихся

10.1. Самостоятельная учебная деятельность, ее виды. Уровни самостоятельной работы

10.2. Функции самостоятельной учебной работы обучающихся

10.3. Условия успешности самостоятельной учебной работы

10.4. Индивидуализация и активизация самостоятельной учебной работы

10.5. Самообразование в процессе обучения Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 11. Организация научно-исследовательской и экспериментальной работы в образовательном учреждении

11.1. Планирование и организация научно-исследовательской и

научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении

11.2. Научно-исследовательская работа педагога

11.3. Научно-исследовательская работа обучающихся Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 12. Семья как субъект педагогического взаимодействия

12.1. Функции и структура семьи. Совместимость семьи

12.2. Факторы, обусловливающие семейные нарушения

12.3. Тенденции современного семейного воспитания

12.4. Принципы и содержание семейного воспитания

12.5. Пути преодоления конфликта между родителями и детьми

12.6. Причины неправильного родительского воспитания Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 13. Управление образовательными системами

13.1. Вопросы теории управления образовательными системами. Принципы управления

13.2. Демократизация управления образовательными учреждениями

13.3. Планирование работы образовательного учреждения

13.4. Организация деятельности педагогического коллектива

13.5. Управление процессом развития образовательного учреждения Вопросы для самоконтроля Литература

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ

ОП − образовательное пространство; НОб − непрерывное образование; Оуч − образовательное учреждение; ИП − информационное пространство;

ИТТС − информационные технологии и телекоммуникационные средства; ДОб − дистанционное образование; ДО − дистанционное обучение;

СГА − Современная гуманитарная академия; УМК − учебно-методический комплекс; ТСО − технические средства обучения; МДО − модель дистанционного обучения; ДиО − дидактическое обеспечение; УПП − учебно-практическое пособие; ОС − обратная связь; СКЗ − система качества знаний;

СУР − самостоятельная учебная работа; СУРС − самостоятельная учебная работа студентов; НИР − научно-исследовательская работа;

НИРС − научно-исследовательская работа студентов; НОО − научное общество обучающихся

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

При изучении данной дисциплины обучающиеся получают знания теоретических основ педагогики, необходимые для активной профессиональной деятельности специалиста, ознакомятся со структурой и параметрами функционирования системы непрерывного образования. Кроме того, у них будут сформированы элементы педагогической культуры организации и проведения процесса обучения.

Для расширения кругозора, изучающих данный курс, в пособии приведены различные взгляды на формулировки основных категорий науки педагогики, их классификацию, а также показаны разные подходы к рассмотрению процессов воспитания, образования и развития личности обучающегося.

Материал учебного пособия разбит на разделы, которые в свою очередь, разделены на темы и на учебные вопросы. Каждая тема содержит вопросы для самопроверки.

При формировании содержания учебного пособия авторы частично использовали со ссылками фрагменты работ других ученых − Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, И.В. Загвязинского, В.В. Краевского, В.С. Леднева, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, С.А. Смирнова, А.И. Субетто, Л.Д. Столяренко Н.Ф. Харламова, А.В. Хуторского, Н.И. Шевандрина, Е.И. Шиянова, и др.

Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов. Может быть рекомендовано для тех, кто интересуется вопросами воспитания, обучения и образования.

Пособие состоит из введения трех разделов, тринадцати тем, заключения, глоссария и тестовых заданий для проверки знаний.

Раздел I. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

1.1. Происхождение педагогики как науки

«Педагогика» − слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» − дитя и «ago» − веду, воспитываю. Буквальный перевод − «детовождение» или искусство воспитания. Русские книжники, знавшие греческий язык, внесли в обиход новые слова − «педагог» и «педагогика» . В результате в древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».

Педагогом в Древней Греции называли раба, водившего за руку в школу ребенка своего хозяина. Учителем был другой раб, образованный. Затем это слово стали употреблять в более широком смысле − вести ребенка по жизни, учить его и воспитывать.

В последние годы этим словом обозначают различные подходы к обучению, методы и организационные формы: педагогика сотрудничества, развития, музейная педагогика, рископедагогика и т.д. Кроме того, ее рассматривают как науку и практику воспитания и обучения человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, а также как учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам.

Потребность воспитывать, передавать опыт от поколения к поколению появилась на ранних этапах развития общества. Воспитание было таким же общественным явлением, как любой вид деятельности человека.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде педагогических заповедей, которые относились к правилам поведения, отношением между родителями и детьми, старшими и младшими.

На Руси, как и в других странах, создавалась самобытная преподавательская культура, был свой канонический жанр «учительской литературы» , включающий тексты наставительного характера. Примером являются «Поучения» детям Владимира Мономаха.

Педагогика ведет свое начало от народной педагогики . Она воплощалась в пословицах и поговорках, т.е. имела иносказательную форму и устное бытование: «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи - век учись», «Корень учения горек, да плод сладок».

Наука педагогика родилась в конце XVII века, когда появились массовые школы и первые педагогические работы. К ним следует отнести «Великую дидактику» (1654 г.) чешского мыслителя-гуманиста, педагога и общественного деятеля Яна Амоса Коменского (1592-1670), которая не потеряла своего значения до сих пор. Свою «Великую дидактику» он определяет, как универсальное искусство всех учить, всему учиться с верным успехом, быстро, основательно, приводя обучающихся к добрым правам и глубокому благочестию.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики в 18 веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом “Педагогика” сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

Педагогика гуманитарно-ориентированная наука. Она входит в общекультурный контекст современной жизни. Дефиниция «педагогика» в литературе трактуется как наука о: воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, которые направлены на развитие человека; том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью,

найти равновесие с природой и обществом; переводе опыта одного поколения в опыт другого; деятельности по приобщению человека к общественной жизни; наиболее совершенных путях и методах воспитания подрастающих поколений; закономерностях, принципах, содержании, методах, организационных формах образования, воспитания и обучения; воспитании, которое является сложным общественным явлением, вбирающим в себя многослойные и разнообразные отношения; об искусстве, и этим педагогика приравнивается к практике; упорядоченной совокупности знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями и др. Таким образом, дефиниция «педагогика » − наука, изучающая объективные законы развития конкретноисторического процесса воспитания, органически связанная с законами развития общественных отношений и становлений детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации целостного педагогического процесса.

К приоритетам педагогической науки относятся: мир, человек, экология и сотрудничество.

Наука педагогика имеет свой объект и предмет .Объектом педагогики являетсяобразование. Его изучают психология, социология, философия, эргономика, теория управления, история и другие науки.

В отношении формулировки предмета педагогики существуют различные подходы.

В литературе он трактуется как особая функция общества − воспитание (Ю.К. Бабанский); объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания (Б.Т.Лихачев); воспитание в его интегральном и дифференциальном понимании (П.И.Пидкасистый); система отношений, возникающих в деятельности, которая является объектом

педагогической науки (Н.Е. Ревская); педагогические системы; закономерности процесса формирования и становления личности в условиях её воспитания, образования и обучения и др. Мы будем здесь придерживаться определения предмета педагогики, приведенного в работе Б.Т. Лихачева. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантическое значение этого понятия.

Педагогика выполняет следующие функции: научно-теоретическую (познание сущности педагогических явлений и процессов, раскрытие закономерностей, структуры, механизмов, специфики протекания педагогических процессов);конструктивнотехническую (планирование, методика, организации и реализации, совершенствование педагогического процесса);прогностическую (развитие педагогической теории, тенденции развития педагогических проблем и явлений, перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида).

Педагогическая наука и практика решает различные вопросы, связанные с воспитанием, обучением и образованием подрастающего поколения (табл. 1).

В структуру педагогической науки входят: педагогические теории, педагогические системы и педагогические технологии.

Источниками педагогики являются теоретические разработки и результаты исследования ученых настоящего и будущего; педагогическая практика и опыт.

В жизни встречаются различные педагогические проблемы − это объективно возникающие в педагогической теории и практике вопросы, относительно процессов воспитания, образования и обучения человека. Они закономерно рождаются с изменением социально-экономической ситуации в государстве. Педагогическая наука и практика должны соответствовать новым требованиям общества, решая проблемы:

1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности: их влияние на процесс воспитания и образования.

2. Определение целей воспитания и образования.

Таблица 1

Вопросы, решаемые наукой педагогикой

Аспект в педагогике

Для чего необходимы воспитание и

Цель воспитания и целеполагания в целостном

обучение, и какие цели и задачи

педагогическом процессе

Кто и ради кого осуществляет

Субъекты

педагогического процесса

(субъекты

воспитание и обучение?

воспитания:

личность, семья,

общество,

государство)

Чему учить и какие ценности

передать

целостном

общем виде выступает культура в самом широком

педагогическом процессе?

понимании)

Как учить?

Методы, средства, организационные формы

обучения и воспитания и общие принципиальные

подходы к их разработке

Где учить и воспитывать и какими

Система, виды и формы образования

существующие

педагогические

образовательные модели?

Кому и как управлять системой

Управление

педагогическими

системами

образования?

образовательными моделями, кадры для этих задач

3. Разработка содержания воспитания и образования.

4. Исследование и разработка методов воспитания и развития личности.

Наука педагогика изучает проблемы и более частного характера: а) как происходит развитие личности в условиях специально организованных и стихийно складывающихся воздействий; б) как организовать педагогический процесс, обеспечивающий развитие личности в желательном направлении.

В связи с вышесказанным педагогическое науковедение выделяет несколько задач по разным основаниям. Это, прежде всего классы постоянных и временных задач .

1. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно

2. В состав постоянных, то есть непереходящих задач педагогической науки, входят:

а) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на обучающихся является неотъемлемой чертой труда педагога-практика. Роль науки педагогики состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности педагога-новатора, неповторимо, а что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние. Продуктивнее этот процесс идет у тех лиц, которые совмещают научную работу по педагогике с практическим преподавательским трудом в образовательном учреждении;

б) разработка инновационных методов, средств и организационных форм систем обучения, воспитания и управления образовательными учреждениями;

в) прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. В педагогическом прогнозировании реализуется

Представляем отличную подборку методических пособий по системе КонсультантПлюс для студентов, изучающих в вузе систему КонсультантПлюс, а также для преподавателей ведущих занятия по «правовой информатике». Пособия можно скачать бесплатно.

Чтобы разобраться в разных вариантах учебных и методических материалов КонсультантПлюс, предлагаем вам воспользоваться нашей

В настоящее время студенты и преподаватели могут воспользоваться следующими учебными и методическими материалами КонсультантПлюс:

КонсультантПлюс: учимся на примерах. Юриспруденция

Учебно-методическое пособие "КонсультантПлюс: учимся на примерах" адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению юриспруденция.

КонсультантПлюс: учимся на примерах. Экономика

Учебно-методическое пособие "КонсультантПлюс: учимся на примерах" адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению экономика.

Пособие состоит из отдельных занятий (тем). В начале каждой темы имеется основной блок, в котором на основе подробно разобранных примеров представлены возможности системы КонсультантПлюс. Далее размещен блок примеров для самостоятельной работы. В пособиях Вы найдете также блок заданий для проведения зачетной работы (6 вариантов по 4 задания).

Обращаем внимание, что некоторые задания в пособии рассчитаны на использование документов судебной практики и авторских материалов. Такие документы в полном объеме доступны в системах, установленных в учебных классах вузов в рамках Программы информационной поддержки российской науки и образования, но могут отсутствовать в некоторых некоммерческих версиях системы КонсультантПлюс.

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, которые проводят занятия по изучению компьютерных справочных правовых систем (СПС) на примере системы КонсультантПлюс со студентами юридических специальностей.

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, которые проводят занятия по изучению компьютерных справочных правовых систем (СПС) на примере системы КонсультантПлюс со студентами экономических специальностей.

Учебник "Введение в правовую информатику"

В учебнике на примере системы КонсультантПлюс подробно освещены основные параметры и возможности справочных правовых систем и преимущества их использования.

В учебнике рассмотрены все источники правовой информации и особое внимание уделяется роли и перспективам развития справочных правовых систем. Специальная глава посвящена общим сведениям из области права, знание которых необходимо для полноценной работы с правовой информацией. На примере системы КонсультантПлюс подробно освещены основные параметры и возможности справочных правовых систем, преимущества их использования. Учебник рекомендован Учебно-методическим объединением по юридическому образованию высших учебных заведений для студентов вузов, обучающихся по направлению юриспруденция.

Руководство пользователя "КонсультантПлюс: Шаг за шагом"

Это практическое руководство, в котором подробно (на примерах, с рисунками и комментариями) рассмотрены возможности системы КонсультантПлюс.

Практическое руководство пользователя КонсультантПлюс состоит из шести тем. В каждой теме разбираются ситуации, с которыми сталкиваются пользователи системы КонсультантПлюс в процессе работы.

Тренинго-тестирующая система (ТТС)

Это электронный учебно-методический материал для обучения, закрепления и контроля знаний по основам правовой информатики.

ТТС представляет собой сборник тестовых заданий по учебному курсу "Введение в правовую информатику. Справочная правовая система КонсультантПлюс". В системе предусмотрен специальный режим "Преподаватель" для тестирования с помощью ТТС. Этот режим позволяет создавать собственные банки тестовых заданий, индивидуально отбирая задания из общего банка ТТС, и проводить тестирование с их помощью. Также в ТТС можно работать со стандартными настройками (полным банком заданий, в режимах "Самоподготовка" и "Тестирование"). Система оснащена подробным руководством по работе.

Электронный сборник примеров по работе с системой КонсультантПлюс

Используемые в уч.-воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система У. п., между к-рыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отд. видов У. п.

Различают 3 осн. группы У. п.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естеств. и искусств, языков.

В состав первой группы входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты произ-ва, препараты растений и животных и т. д.); натуральные предметы и техн. средства для воспроизведения явлений и последующего лабораторного их изучения (реактивы, приборы и т. д.); материальные и техн. средства для трудовой, изобразит, и др. деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т. п.; измерит., контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки, техн. устройства и др.).

Вторая группа: объёмные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т. д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, радио и позволяют знакомить учащихся с достижениями совр. науки, техники, произ-ва и культуры, с явлениями, недоступными непосредств. наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), во внутр. в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и обществ, жизни.

Третья группа: уч.-метод, лит-ра - программно-методическая (программы и метод, указания к ним, метод, письма и руководства); обучающая (буквари, учебники, текстовые пособия, лекции, конспекты и пр.); вспомогательная (хрестоматии, практикумы, сб-ки практич. заданий, задач и упражнений, атласы, сб-ки чертежей, рабочие тетради; издания для чтения на иностр. языках и др. материалы).

Особую группу У. п. составляют технические средства обучения: информационные, контролирующие, обучающие.

К У. п. предъявляются разносторонние функционально-пед., эргономич., эсте-тич., экон. требования, а также требования техники безопасности и гигиены.

Разработку У. п. осуществляют н.-и, ин-ты, конструкторские и технол. бюро разл. мин-в (в т. ч. промышленных), педагоги-специалисты по уч. оборудованию, а также отд. учителя. Создание новых и модернизация существующих У. п. происходит на основе исследований, ведущихся в ин-тах РАО и др. У. п. производятся на фабриках уч.-наглядных пособий, в изд-вах.

Комплектование школ У. п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школ, разрабатываемыми н.-и, ин-тами РАО. В перечни включены комплекты средств обучения и воспитания, обязательные для оборудования уч. кабинетов, классов, мастерских. Кол-во оборудования и раздаточного материала для самостоят. лабораторных и практич. работ определено в соответствии с наполняемостью классов. Снабжение школ У. п. осуществляется через отраслевую систему снабжения.

Лит.: Шаповаленко С. Г., Методологии, вопросы исследований и разработок в области шк. оборудования, СП, 1982, № 6; Шахмаев H. М., Средства обучения, в кн.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скат-кина, M., 19822, гл. 7; Анциферов Л. И., Самодельные приборы для физ. практикума в ср. школе, М., 1985; Д p и г. а И. И., P а х Г. И., Техн. средства обучения в общеобразоват. школе, М., 1985; Иванов Б. С., Электронные самоделки, М., 1985; Каталог уч. оборудования по географии, М., 1985; III м а р-гун Н. И. Экранно-звуковые пособия в обучении физике, М., 1985; Якушина Л. С., Кино и звукозапись на уроках лит-ры, М., 1985; см. также лит. при ст. Технические средства обучения, Обучающие машины. Учебное кино и др. Т. С. Назарова.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ" в других словарях:

    учебные пособия - mokymo priemonės statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo proceso struktūros elementai, apimantys mokymo reikmenis, skirtus moksleivių pojūčiams, suvokimui, vaizdiniams, mąstymui ir sugebėjimams, praktinio darbo mokėjimams ir įgūdžiams… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Учебные пособия - в современной педагогической классификации средства обучения (См. Обучение), предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами (См. Учебная программа) и изложенных в Учебниках. К У … Большая советская энциклопедия

    Учебные пособия - в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и… … Педагогический терминологический словарь

    Учебные пособия - обычно дополняют существующие учебники по даннойдисциплине, т. е. в них, как правило, рассматривается только часть учебногокурса, или они ориентированы на практическую сторону усвоения материала(Г); специально изготовленные и натуральные предметы … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Учебные пособия - 1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3)… … Педагогический словарь

    Учебники и учебные пособия по дисциплине "Оценка программ" - Основная статья: Оценка программ Учебники Учебники и учебные пособия по дисциплине «Оценка программ». Статья представляет собой обзор основных учебников и учебных пособий по дисциплине «Оценка программ и политик», изданные на английском и русском … Википедия

    УЧЕБНЫЕ КАРТЫ Большой Энциклопедический словарь

    Учебные заведения - Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее… … Википедия

    учебные карты - предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают… … Энциклопедический словарь

    Применяются в преподавании естеств. науч. и обществоведч. дисциплин в ср. и высш. школе. Система У. к. п. включает карты, атласы, глобусы, репродукции аэро и космич. снимков и фотокарты. Карта образно знаковая модель, представляющая собой… … Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • Методика преподавания восточных языков: аспектизация, компьютеризация, новые учебные пособия. Сборник статей участников I Международной конференции. Москва, НИУ ВШЭ, 22-23 апреля 2013 г. , Маслов А., Аникина В., Бакланова М. и др.. В настоящий сборник включены статьи участников I международной конференции «Методика преподавания восточных языков: аспектизация, компьютеризация, новые учебныепособия». Представленные…