И легендами.

Знает о ней очень немного. Известно, что она считалась одной из самых красивых женщин своего времени. Но кем же она была на самом деле и почему упоминания о ней вмиг исчезли?

Найти ответы на эти интересные вопросы мы постараемся в данной статье.

Царица Египта

Царица Нефертити являлась «главной женой» фараона Аменхотепа 4, более известного под именем Эхнатон. Она правила вместе с супругом в период 1370-1330 гг. до н. э.

Стоит заметить, что о Нефертити мы знаем очень мало. До сих пор не было обнаружено ни одного достоверного свидетельства об ее подлинном происхождении.

Упоминание о царице можно найти лишь на стенах гробниц членов семьи фараона и некоторых его приближенных.

В 1912 г. Людвиг Борхардт в ходе археологических раскопок обнаружил мастерскую скульптора Тутмеса.

Такой вывод был сделан по причине того, что в этом месте находилось много разнообразных пород, гипсовых масок, незаконченных скульптур и несколько артефактов с именем самого Тутмеса.

Когда в одном из помещений был найден бюст девушки, выполненный в натуральную величину, Борхардт решил нелегально вывезти его из Египта.


Бюст Нефертити — одна из самых известных находок Людвига Борхардта

Ему удалось добиться своей цели, и в 1920 г. находка оказалась в Берлинском музее. Это и был бюст царицы Нефертити.

С тех пор, как мир узнал об этой загадочной исторической личности, споры о ней ведутся до сих пор.

Происхождение Нефертити

Существует несколько версий происхождения Нефертити.

  • Основная часть египтологов думают, что Нефертити была египтянкой.
  • Другая группа ученых убеждена, что она являлась иностранной принцессой.
  • Некоторые исследователи считают, что царица приходилась дочерью Тушратты, правителя Митанни.

Свое подлинное имя Тадухиппа, Нефертити намеренно изменила, когда вступила в брак с Аменхотепом 3.

Согласно полученным сведениям, она стала вдовой еще в раннем возрасте. Следующим ее супругом стал Аменхотеп 4, который был сыном ее покойного мужа. Он согласился жениться на царице из-за ее невероятной красоты.

Во многом эта история подтверждает гипотезу о том, что Нефертити действительно являлась египтянкой, поскольку супругами фараонов обычно становились девушки царских кровей.

При этом она могла быть дочерью фараона или одного из высокопоставленных лиц.

Помимо своей привлекательности, царица Нефертити была доброй и милосердной женщиной. Она умела располагать к себе простых людей, в результате чего египтяне преклонялись перед ней и воспевали ее в поэмах и мифах.

Нефертити и Эхнатон

Внимательно изучив найденные артефакты, ученые пришли к выводу, что брак Нефертити и Эхнатона был очень крепким. Фараон прославился тем, что провел серьезные религиозные реформы.

Вместо многобожия он ввел монотеизм (единобожие), построив новые храмы для поклонения единственному «правильному» богу – Амону-Ра.


Фигура стоящей Нефертити

Но приняв решение поклоняться одному божеству, ему предстояло склонить к этому и весь народ, что было весьма непросто.

Для этого Эхнатон нуждался в умном и надежном единомышленнике, которого фараон приобрел в лице прекрасной Нефертити.

Царица помогла супругу переломить сознание населения Древнего Египта. Эхнатон не стеснялся прилюдно советоваться с женой по разным вопросам.

Неудивительно, что скульптуры этой женщины можно было увидеть в любом египетском городе.

Конечно, Нефертити имела множество противников, однако никто из них не решался выступать против нее открыто.

Наоборот, те, кто обращался к ней с какими-нибудь просьбами, предпочитали дарить ей дорогие подарки.

Но поскольку царица обладала мудростью и проницательностью, она помогала только тем, кому доверял ее супруг.

Наложница для мужа

Несмотря на политические успехи, в семейной жизни царица испытывала серьезные проблемы. Ей удалось родить мужу шестерых детей, однако все они были женского пола.

Естественно, Эхнатон, как и любой правитель древнего мира, мечтал о наследнике, поэтому вскоре у него появилась наложница Киа. И хотя между фараоном и Нефертити не возникло из-за этого какой-либо вражды, прежних отношений между ними уже никогда не было.

Некоторые египтологи предполагают, что именно Нефертити предложила Аменхотепу взять себе в наложницы Киу, чтобы та родила ему мальчика.

Если это действительно так, то тогда царица достойна еще большего уважения. Поскольку заботясь о будущем своего государства, она жертвовала личной жизнью.

Изгнание и смерть

Когда Эхнатона не стало, одну из их дочерей выдали замуж за юного Тутанхамона. В скором времени он отменил все религиозные реформы предыдущего фараона, и народ снова возвратился к прежним религиозным обычаям.

Однако Нефертити осталась преданной идеям покойного супруга, и до конца дней находилась в изгнании. В последние годы жизни она просила, чтобы ее похоронили в гробнице Эхнатона, но там ее мумия не была обнаружена.

На сегодняшний день доподлинно неизвестно где именно была захоронена царица Нефертити.


Эхнатон, Нефертити и три их дочери

Имя этой великой женщины навсегда вошло в историю, и до сих пор ассоциируется с чем-то прекрасным и чистым. В немецких и египетских музеях можно увидеть скульптурные портреты Нефертити, найденные в Амарне в 1912 г.

В 1995 г. в Берлине прошла знаковая выставка, посвященная истории Египта. На ней были представлены скульптуры Эхнатона и Нефертити, которые спустя тысячи лет снова встретились.

Образ царицы стал одним из самых популярных в истории искусства. Прекрасная Нефертити оставила после себя множество тайн, которые, возможно, удастся раскрыть в будущем.

В Египте по-прежнему ведутся археологические раскопки, и кто знает, какие еще сюрпризы нас ждут впереди.

Если вам понравилась статья про египетскую царицу Нефертити – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и история – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

При рождении ее назвали Нефертити, что означало «пришедшая красавица». Согласитесь, довольно рискованно называть девочку таким именем, а вдруг она вырастет уродиной? Но египетские жрецы по извечному ходу звезд угадывали судьбу новорожденного и в соответствии с этим давали имя. Отец девочки был жрецом, и с именем он не ошибся. В 15 лет Нефертити стала женой Аменхотепа, сына и наследника фараона.

В 1364 году до нашей эры Аменхотеп взошел на трон. И Нефертити вместе со своим мужем правила Египтом почти 20 лет. Годы эти потрясли весь общественный и религиозный уклад страны.

Аменхотеп IV, как и многие фараоны до него, считал, что каста жрецов, опиравшаяся на культы древних богов во главе с Амоном, богом-покровителем Фив, захватила слишком много власти в стране. Но он был первым, кто решился изменить порядок вещей. Одним ударом, совершив «переворот на небесах», фараон выбил опору у фиванских узурпаторов. Отныне не просто верховным, а единственным богом стал Атон, божество животворящего солнечного диска. Бог, который не где-то в Фивах, а вот здесь, прямо над твоей головой.

Это было первое единобожие в истории человечества. И рядом с фараоном, учредившим его, была она, Нефертити. Впрочем, теперь у нее было и второе имя. Его она взяла в честь единого бога. Если Аменхотеп IV стал Эхнатоном – то есть «угодным Атону», то она – Нефернефруатон, что означает «прекрасны красоты солнечного диска».

Чудо в стране чудес

Эхнатон приказал закрыть храмы старых богов, уничтожить все их изображения и конфисковать храмовое имущество. В Среднем Египте он заложил новую столицу. Это было удивительно даже для этой страны чудес: среди безжизненных скал и песка, подобно прекрасному миражу, словно в одночасье, вырос город с величественными дворцами, садами, голубыми водоемами, в которых качались огромные лотосы. Город назвали Ахетатон - «небосклон Атона». «Великое очарование, приятное красотой для глаз» - так называли его современники. И среди всего этого великолепия высились, поднимаясь к солнечному диску, стены царского дворца, в котором жила она – «госпожа Верхнего и Нижнего Египта», «супруга бога» и «украшение царя».

Нежная и могущественная

Каждое утро с первыми лучами солнца она в сопровождении многочисленных жрецов и жриц выходила в сад и, обратившись лицом на восток, подняв руки к восходящему диску, пела гимны великому Атону, которые слагала сама.

Но в то же время она, слагавшая умилительные стихи о слабой, только еще зарождающейся жизни, считалась земным воплощением грозной львиноголвой богини Тефнут, дочери солнца, карающей преступивших закон. Не только с прекрасными воздетыми к солнцу руками изображали ее, но и сжимающей грозную палицу. Действительно, эта нежная женщина была непреклонна, когда речь шла о делах государственных, сам фараон не прекословил ей.

Любимая и счастливая

Никогда прежде на стелах, стенах, обелисках не изображали частной жизни фараонов. Однако новая религия сбила с искусства оковы тяжелых многовековых канонов. И даже теперь, через три с лишним тысячи лет, мы можем увидеть не только сцены официальных церемоний, но и частную жизнь царей в их семейных покоях. Вот они сидят дома с детьми, царица еще молода, но у нее уже шесть дочек. А вот - неслыханное дело – царица взобралась царю на колени и болтает ногами, придерживая рукой маленькую дочку. А вот барельеф, на котором запечатлен долгий и страстный (это чувствуется!) поцелуй Нефертити и Эхнатона.

И все-таки она не была счастливой. Такое случалось тысячи раз до Нефертити и тысячи раз после нее. Каждое утро она пела Атону, который «оживляет сына в чреве его матери…», и каждую ночь молила его о сыне. Но шестерых дочек родила царица, и ни разу Атон не «оживил» в ее чреве мальчика.

Эхнатону же был нужен наследник, который обеспечил бы преемственность власти и завершил дело его жизни - укрепил единобожие. Годы шли, и фараон, охваченный манией иметь наследника, похоже, потихоньку сходил с ума. Надеясь, что родится сын, он женился на одной своей дочери, потом на другой. И что же? Обе дочери родили собственному отцу еще по дочери.

А вскоре у царицы появилась соперница, звали ее Кэйе. Она-то и стала второй женой фараона, принесла ему двух мальчиков - Сменхкара и Тутанхамона.

Опальная Нефертити жила одиноко в маленьком дворце. Сохранилась ее статуя в полный рост, сделанная в конце жизни. Все те же прекрасные черты лица, но неужели это та, которую называли «владычицей радости»? Усталость, разочарование на лице и в то же время упорство в гордо вскинутой голове, величие во всем облике, столько тихого упорства и достоинства…

Самой известной женщиной Древнего Египта без сомнения можно назвать Нефертити. Эта самая красивая женщина сумела воплотить в себе образ идеальной женственности, величия и царственности. Образ этой красавицы наряду с египетскими пирамидами стал символом древнеегипетской цивилизации. Почитаемая своими современниками в роли живой богини, забытая и проклятая своими потомками, сегодня она «царствует» в нашем современном мире. Ее образ напоминает вечную борьбу человека со временем и делает неизменным идеал красоты.
Исторические заметки.

Не только царицей была Нефертити, перед ней поклонялись как перед богиней. Не только известная, но и красивая из всех жен фараонов Египта Нефертити жила на восточном берегу Нила в самом роскошном дворце со своим венценосным супругом. Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни родителей Аменхотепа. Его родителями были фараон- солнце Аменхотеп III и мать - великая царица Тейе, которую почитали за мудрость, властность и неординарный ум.

Нефертити была царицей и правила со своим супругом Египтом не более 17 лет. Для культуры Древнего Востока ее правление ознаменовалось религиозной революцией, которая поколебала устоявшиеся древнеегипетские сакральные традиции – культ Амона сменил культ Атона – животворящий солнечный диск.

Ее роль в происходящих событиях того времени воплощала в себе животворящую силу Солнца, которая дарит всем жизнь. В Фивах, где прошла юность Нефертити, в храмах бога Атона ей всегда возносились молитвы.

Таинственный образ Нефертити исчезает после смерти Макетатон, которая была средней дочерью супругов. На ее место приходит из женского дома Эхнатона второстепенная царица – Кийа, несколько позже на ее место приходит старшая дочь – Меритатон. От второй жены Кийа родился Тутанхамон, который в последствии стал мужем дочери Нефертити и Эхнатона.
Нефертити была матерью шести дочерей, и скорей всего это дало повод оказаться ей в опале и провести некоторое время в одном из дворцов Ахетатона. В мастерской того времени была обнаружена статуя скульптора Тутмоса, которая изображала Нефертити в преклонном возрасте.
Большой проблемой для супругов было отсутствие сына, который мог обеспечить надежность продолжения династии. Даже вступая в браки со своими дочерьми, они родили своему отцу Эхнатону, еще двух девочек.

Биографическая сводка Нефертити.
Некоторые сведения доносят до нас, что Нефертити была родом из Митаннии. Ее происхождение было из знатного рода. Рождение этой красавицы датируется как 1370 год до нашей эры. Настоящее имя будущей царицы звучало как Тадучела. Когда ей исполнилось 12 лет, ее отец, за большое количество драгоценностей и золота отослал ее в гарем Аменхотепа III. После кончины фараона, по традиции того времени, всех жен наследовал приемник фараона Амехонтеп IV. Своей красотой Нефертити или как ее еще называли Нефер-Нефер-Атон, смогла обратить внимание Аменхотепа IV, который впоследствии получил имя Эхнатон, на себя. Тогда же, между ними были заключены брачные узы. Таким образом, эта красавица, бывшая наложница гарема, превратилась в полноправную хозяйку и соправительницу Древнего Египта.

Нефертити.
Не сумев родить своему супругу сына, Нефертити была изгнана. Некоторое время спустя ей на воспитание передали сына ее мужа от второго брака, Тутанхамона. Не сумев побороть расставание, супруг возвращает Нефертити обратно. Их союз был вновь восстановлен. Буквально спустя некоторое время фараон был убит и вдова, красавица Египта в 35-летнем возрасте стала полновластной правительницей Египта. Она правила под именем Сменхкара. Ее царствование закончилось на пятом году трагической гибелью. Прекрасная женщина-фараон погибла от рук изгнанных жрецов. Ее тело было изуродовано, а гробницу разрушили и расхитили вандалы.

Образ Нефертити.
Облик Нефертити представляется на основании сохраненных скульптур и изображений. До самой смерти эта женщина сохранила свою стройную и миниатюрную фигуру, изящество которой не смогли испортить роды шестерых детей. У нее был четкий контур лица и волевой подбородок, который считался не типичным для коренных египтян. Ее красоте могут позавидовать даже женщины нашего времени. У нее были черные четкой формы брови, миндалевидные и очень выразительные глаза, пухлые губы.
Психологический портрет Нефертити вырисовывается недостаточно четко. Согласно одних источников это была красавица со строптивым и непокорным нравом, обладала определенной жестокостью. Другие сведения представляют ее верной и покорной женой, которая всегда и во всем поддерживала мужа. Возможно, в противоположности этих характеров и стоит уникальность египетской царицы. Анализируя полученные данные о Нефертити, психологи, предположили, что эта женщина обладала качествами, которые были присущи мужчинам. Кроме того, подтвердилось предположение об образованности этой великой женщины, что для Древнего Египта это было большой редкостью, так как это качество было присуще в основном мужчинам.

Неустановленные факты или мифы о Нефертити.
Британские ученые совсем недавно нашли мумию, которая соответствовала описанию египетской царицы. Если эта идея найдет свое точное подтверждение, тогда опровергается предложение о трагической и ранней гибели Нефертити.
Нефертити не была иноземкой, по некоторым данным она состояла в родственных узах с Аменхотепом IV, который был ее родным братом и, который, впоследствии получил имя Эхнатон. Этот факт можно отнести к разряду реальных фактов, так как браки в Древнем Египте между родственниками считались вполне законными и достаточно распространенными. Их поощрение основывалось на том, чтобы исключить факт кровосмешения. Но опять-таки, как показала история, родственные браки привели к вымиранию не одну династию.
Так как Нефертити не смогла родить сына, ее статус понизился до второй жены, за что она так и не смогла простить мужа. Чтобы у нее оставалось как можно меньше времени для любовных утех, она обучила одну из своих дочерей этому искусству. По достижению возраста 11 лет девочка стала любовницей для своего отца.

Брак между супругами был заключен исключительно из политических соображений. Фараона интересовал острый ум супруги, ее холодная расчетливость в любом государственном вопросе. Кроме того, имеются предположения, что фараон имел гомосексуальные связи, и его вторая жена была выбрана только потому, что по своему облику очень напоминала мужчину. Таким образом, ни о каких трепетных чувствах Эхнатона к Нефертити говорить не приходится.
В период супружества, Эхнатон любил только Кийа. Нефертити так и не смогла справиться со своей соперницей. А все сцены, которые изображают счастливую семейную жизнь – это только фарс. После предпринятых попыток вернуть себе мужа, Нефертити смирилась со своим положением и нашла себе занятие в воспитании сына Эхнатона и Кийа, который впоследствии должен был стать мужем ее дочери.
Нефертити не относилась к робким и покорным женщинам. Также ее нельзя было отнести к послушным женам. Она не только оказывала постоянное давление на слабый характер супруга, но и имела большое количество наложников. К тому же, самолюбие царицы не имело границ. В ее желании могло возникнуть уничтожить все родственные связи мужчины, который способен был вызвать хоть какие-либо эмоции.
Конечно, не стоит относиться к этим фактам как доподлинно доказанным. Так как своего 100-процентного подтверждения они так и не нашли. Но, тем не менее, древнеегипетская царица Нефертити надолго останется в истории. Придет другое поколение ученых, которые будут пытаться раскрыть тайны этой незаурядной женщины.

Заключение
.
Более чем тридцать веков имена Нефертити и Эхнатона не находили своего упоминания. Не только оказались стертыми их имена с монументов, их статуи лишили лица, а город был сровнен с землей. Ученые, расшифровав некоторые манускрипты древности, нашли упоминание о фараоне-пророке и его королеве, красота которой была трудно описать.
Для Эхнатона его любимая Нефертити была усладой для его сердца. В Ахетатоне, на одном из обнаруженных рельефов был запечатлен поцелуй супругов. Это было первое любовное изображение в истории искусства. Каждую сцену сопровождает присутствие Атона – солнечный, с большим количеством рук диск протягивает царственным супругам символы вечной жизни. Нефертити в переводе звучит как «Прекрасное Совершенство Солнечного диска».

Из глубины веков смотрят на нас прекрасные глаза царицы Нефертити, запечатленные на знаменитом скульптурном портрете. Что скрывается за ее непостижимым взором?
Эта женщина достигла вершин власти. Ее супруг, фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), был одной из самых загадочных личностей в истории человечества. Его называли фараоном-еретиком, фараоном-ниспровергателем. Можно ли быть счастливой рядом с таким человеком? И если да, то какой ценой дается это счастье?

У нас в сообществе уже публиковался пост о Нефертити:

Вашему вниманию представлен ещё один пост на эту же тему.

Остаётся только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века её имя было в забвении, а когда гениальный французский учёный Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.
XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознёс Нефертити на вершину славы. Накануне Первой мировой войны немецкая экспедиция, закончив раскопки в Египте, по обыкновению представила находки для проверки инспекторам «Службы древностей». («Служба древностей» — ведомство, основанное в 1858 году для контроля археологических экспедиций и охраны памятников прошлого.) Среди предметов, выделенных для немецких музеев, находился ничем не примечательный оштукатуренный каменный блок.
Когда его привезли в Берлин, он превратился в голову Нефертити. Рассказывают, будто археологи, не желавшие расстаться с замечательным произведением искусства, обернули бюст серебряной бумагой, а затем покрыли гипсом, правильно рассчитав, что незаметная архитектурная деталь не привлечёт внимания. Когда это обнаружилось, разразился скандал. Его затушила только начавшаяся война, после окончания которой немецких египтологов лишили на некоторое время права проводить раскопки в Египте.
Однако бесценное художественное достоинство бюста стоило даже этих жертв. Звезда Нефертити восходила столь стремительно, будто женщина эта была не древней египетской царицей, а современной кинозвездой. Словно много веков красота её ждала признания, и, наконец, пришли времена, эстетический вкус которых возвёл Нефертити на вершину успеха.

Если посмотреть на Египет с высоты птичьего полета, то почти в самом центре страны, в 300 километрах южнее Каира, можно увидеть маленькую арабскую деревню под названием эль-Амарна. Именно здесь изъеденные временем скалы, вплотную подойдя к реке, начинают затем отступать, образуя почти правильный полукруг. Пески, остатки фундаментов древних сооружений и зелень пальмовых рощ - так выглядит сейчас когда-то роскошный древнеегипетский город Ахетатон, в котором царствовала одна из известнейших женщин мира.
Нефертити, имя которой в переводе означает «Пришедшая красавица» , не была сестрой своего супруга, фараона Аменхотепа IV, хотя эта версия почему-то получила очень широкое распространение. Прекрасная египтянка происходила из семьи родственников царицы Тиу - она была дочерью провинциального жреца. И хотя по тем временам Нефертити получила блестящее образование в специальной школе, такое родство раздражало гордую царицу и мать Нефертити во многих официальных документах именовалась ее кормилицей.
Но редкая красота провинциальной девушки растопила сердце наследника престола, и Нефертити стала его супругой.

К одному из праздников «фараон-солнце» Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую своей красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы.

Обнаженная Нефертити сидела в кресле с львиными лапами у круглого золотого зеркала. Миндалевидные глаза, прямой нос, шея, как стебель лотоса. В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. "Красавица, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами", - так писали о ней поэты. Но не радовалась тридцатилетняя царица своему отражению, как раньше. Усталость и скорбь надломили ее, складка морщин легла от крыльев красивого носа к смелым губам, как печать.

Вошла служанка, темнокожая нубийка, с большим кувшином ароматной воды для омовения.
Нефертити поднялась, словно очнувшись от своих воспоминаний. Но доверившись умелым рукам Тадукиппы, опять ушла в свои мысли.

Как счастливы они были с Аменхотепом в день свадьбы. Ему 16 лет, ей 15. Они принимали власть над самой могущественной и богатой страной мира. Тридцать лет правления предыдущего фараона не были омрачены ни бедствиями, ни войнами. Сирия и Палестина трепещут перед Египтом, Митанни шлет льстивые письма, Из рудников Куша регулярно присылают горы золота и благовония.
Самое главное - они любят друг друга. Сын царя Аменхотепа III и царицы Тиу не очень красив: худой, узкоплечий. Но когда он глядел на нее, одержимый любовью, и с его больших губ срывались написанные для нее стихи, она смеялась от счастья. Будущий фараон бегал за юной царевной под темными сводами фиванского дворца, а она хохотала и пряталась за колонны.

Служанка разложила на богато украшенном туалетном столике необходимые принадлежности: золотые коробочки с умащениями, ложечки для притираний, сурьму для глаз, помаду и прочую косметику, инструменты для маникюра и краску для ногтей. Ловко прихватив бронзовую бритву, принялась аккуратно и почтительно брить голову царицы.

Нефертити безучастно водила пальцем по золотому скарабею на баночке с рисовой пудрой и вспоминала, как однажды, еще до свадьбы Аменхотеп на закате солнца открыл ей свою тайну.
Он гладил ее тонкие пальцы и, глядя сверкающими глазами куда-то вдаль, сказал, что накануне во сне ему явился сам Атон, бог солнечного диска, и говорил с ним, как с братом:
-Понимаешь, Нефертити. Я вижу, я знаю, что в мире все не так, как мы все привыкли видеть. Мир он светлый. Он создан Атоном для счастья и радости. К чему приносить жертвы всем этим многочисленным богам. Зачем поклоняться жукам, бегемотам, птицам, крокодилам, если они и сами, как и мы - дети Солнца. Атон - единственный истинный бог!
Голос Аменхотепа звенел. Он говорил, как прекрасен и чуден мир, созданный Атоном, и сам царевич был прекрасен в эту минуту. Нефертити внимала каждому слову любимого и принимала всем сердцем его веру.

Получив титул фараона, Аменхотеп IV первым делом изменил свое имя. «Аменхотеп» значит «Амон доволен». Он стал называть себя «Эхнатон», т. е. «Угодный Атону».
Как счастливы они были! Люди не могут быть так счастливы. Почти сразу Эхнатон принял решение строить новую столицу - Ахетатон, что означает «горизонт Атона». Это должен был быть лучший город на земле. Там все будет по-другому. Новая счастливая жизнь. Не такая, как в мрачных Фивах. И люди там будут все счастливы, потому что будут жить в правде и красоте.

***
Юность супруги наследника прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (ХVI-ХI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикоморов и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками и соединяющие храмы.
Египет был в апогее своего расцвета Покоренные народы везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и всякие редкие диковины. Из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и дорогие умащения...

У всех египетских фараонов было несколько жен и бесчисленное число наложниц - Восток и тогда был Востоком. Но «гарема» в нашем понимании в Египте никогда не существовало: младшие царицы жили в отдельных резиденциях рядом с дворцом, удобствами наложниц никто особо не занимался. Те же, кого тексты именуют «Владычица Верхнего и Нижнего Египта», «великая супруга царская», «супруга Бога», «украшение царя», прежде всего были верховными жрицами, которые вместе с царем участвовали в храмовых службах и ритуалах и своими действиями поддерживали Маат - мировую гармонию.
Для древних египтян каждое новое утро - это повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звучанием систра - священного музыкального инструмента Недосягаемый для большинства смертных женщин статус «великой супруги царской», обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях. Рождение же детей было делом второстепенным, с ним прекрасно справлялись младшие царицы и наложницы.
Тейя стала исключением - она была так близка своему мужу, что делила с ним ложе долгие годы и родила ему нескольких детей. До зрелых лет, правда, дожил только старший сын, но и в этом жрецы усмотрели промысел Неба. О том, насколько неправильно истолковали они этот промысел, им стало известно значительно позже.
Аменхотеп IV взошел на трон в 1424 году до нашей эры. И… затеял религиозную реформу - смену богов, вещь в Египте неслыханную.

Всеми почитаемый бог Амон, поклонение которому все больше укрепляло власть жрецов, был волею фараона заменен на другого бога, бога солнца - Атона. Атон - «видимый солнечный диск», изображался в виде солнечного диска с лучами-ладонями, дарующими благо людям. Реформы фараону удались, по крайней мере на период его царствования. Была основана новая столица, возведено много новых храмов и дворцов. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства. Пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены археологами тысячелетия спустя…
Зимой 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт приступил к раскопкам остатков очередного дома разрушенного городища. Вскоре археологам стало ясно, что они обнаружили скульптурную мастерскую. Незавершенные статуи, гипсовые маски и скопления камней различных пород - все это ясно определяло профессию владельца обширной усадьбы. И среди находок был выполненный из известняка и раскрашенный бюст женщины в натуральную величину.
Телесный цвет затылка, красные ленты, спускающиеся вдоль шеи, синий головной убор. Нежный овал лица, красиво очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит золотой повязкой, украшенной самоцветами…
Просвещенный мир ахнул - миру явилась красавица, три тысячи лет проведшая во мраке забвения. Красота Нефертити оказалась бессмертной. Миллионы женщин завидовали ей, миллионы мужчин о ней грезили. Увы, они не знали, что за бессмертие расплачиваются еще при жизни, причем порой платят непомерную цену.
Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около 20 лет. Те самые два десятилетия, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны.
Нефертити играла важную роль в событиях своего времени Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь В больших храмах бога Атона в Фивах - ей возносили молитвы, ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее - залога плодородия и процветания всей страны «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож современников - При звуке голоса ее все ликуют».

Запретив культы традиционных богов и прежде всего вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на Эхнатон («Действенный дух Атона»), и Нефертити основывают свою новую столицу - Ахетатон. Объем работ был огромен Одновременно возводились храмы, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати жилища и мастерские Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а затем в них сажали специально привезенные деревья - ждать, пока они вырастут здесь, было некогда Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца подчиняясь царскому приказу. Здесь жила Нефертити.
Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым через дорогу. К жилым зданиям царской семьи примыкал большой сад с озером и павильонами. Стены были украшены росписями гроздья лотосов и папирусов, вылетающие из водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Роспись полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими вокруг птицами. Широко применялась позолота, инкрустация плитками фаянса и полудрагоценными камнями.
Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов Нефертити с супругом сидят с детьми, Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени, и придерживает рукой маленькую дочь. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни
Наряду с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и другие эпизоды семейной жизни царя и царицы - уникальные изображения царских обедов и ужинов На стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рядом - приехавшая с визитом вдовствующая царица-мать Тейе Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином Пирующих развлекает женский хор и музыканты, суетятся слуги. Три старшие дочери - Меритатон, Макетатон и Анхесенпа-атон - присутствуют на торжестве.

Картины тех счастливых лет Нефертити трепетно хранила в своем сердце.
Они строили город. Лучшие мастера и художники Египта собирались в Ахетатоне. Царь проповедовал среди них свои идеи нового искусства. Отныне оно должно было отражать истинную красоту мира, а не копировать древние застывшие формы. Портреты должны иметь черты реальных людей, а композиции должны быть жизненные.
Одна за другой появлялись на свет их дочери. Эхнатон обожал их всех. Подолгу возился с девочками на глазах счастливой Нефертити. Он баловал их и превозносил.
А вечерами они катались на колеснице по пальмовым аллеям города. Он правил лошадьми, а она обнимала его и весело подшучивала над тем, что у него появился солидный живот. Или катались в ладье по глади Нила, среди зарослей тросника и папируса.
Их семейные обеды были полны беззаботного веселья, когда бывало Эхнатон с куском отбивной в зубах изображал рассерженного Собека, бога-крокодила, а девочки и Нефертити покатывались от смеха.
Они проводили службы в храме Атона. Божество изображали в святилище в виде золотого диска, простирающего к людям тысячи рук. Фараон был сам верховным жрецом. А Нефертити - верховной жрицей. Ее голос и божественная красота преклоняли народ перед сияющим ликом истинного Бога.

Пока служанка умащивала тело царицы драгоценным маслом, распространявшим запах мирры, можжевельника и корицы, Нефертити вспоминала, какой был праздник в городе, когда Тиу, мать Эхнатона, приехала погостить к детям и внучкам в Ахетатон. Девочки скакали вокруг нее и наперебой веселили своими играми и танцами. Она улыбалась и не знала, кого из них слушать.

Эхнатон с гордостью показывал матери свою новую столицу: были заложены дворцы для знати, дома ремесленников, склады, мастерские и главная гордость - храм Атона, который размером, пышностью и великолепием должен был превзойти все существующие в мире.
- Алтарей в нем будет не один, а несколько. А крыши не будет совсем, чтоб священные лучи Атона наполняли его своей благодатью,- воодушевленно рассказывал он матери. Молча слушала она своего единственного сына. Умные, проницательные глаза Тиу смотрели печально. Как она могла объяснить, что его старания сделать всех счастливыми никому не нужны. Что его не любят и не уважают, как государя, и отовсюду несутся только проклятья. Прекрасный город солнца за несколько лет опустошил царскую сокровищницу. Да, город красив и восхитителен, но он съедает все доходы. А Эхнатон и слышать не хотел об экономии.
А вечерами Тиу по долгу беседовала с невесткой, надеясь хоть через нее повлиять на сына.
Ах, почему, почему, тогда она не прислушалась к словам мудрой Тиу!

Но личное счастье супругов продолжалось недолго...
Все начало рушиться в год, когда умерла их восьмилетняя дочь, веселая и милая Мекетатон. Она так внезапно ушла к Озирису, что казалось, солнце перестало светить.
При воспоминании о том, как они с мужем отдавали распоряжения могильщикам и бальзаматорам, сдерживаемые долгое время рыдания потоком слез вырвались наружу. Служанка с баночкой краски для бровей в растерянности остановилась. Великая царица через минуту справилась с собой и, проглотив рыдания, выдохнула и распрямилась: «Продолжайте».

Со смертью Мекетатон закончилось счастье в их дворце. Бедствия и горе пошли нескончаемой чередой, словно проклятия свергнутых богов обрушились на их головы. Вскоре за маленькой принцессой ушла в царство мертвых Тиу, единственный человек при дворе, который поддерживал Эхнатона. С ее смертью в Фивах не осталось никого, кроме врагов. Вдова могущественного Аменхотепа III одна сдерживала своим авторитетом ярость оскорбленных жрецов Амона. При ней они не решались на открытые выпады в сторону Эхнатона и Нефертити.

Нефертити сжала пальцами виски и покачала головой. Если бы тогда они с мужем были осторожнее, политичнее, хитрее. Если бы тогда Эхнатон не изгонял жрецов из старых храмов и не запрещал людям молиться своим богам…Если бы…Но тогда это был бы не Эхнатон. Не в его характере компромиссы. Все или нечего. Он рушил все старое одержимо и нещадно. Он был уверен в своей правоте и победе. Он не сомневался, что за ним пойдут…А никто не пошел. Кучка философов, художники и мастеровые - вот и вся его компания.
Она пыталась, неоднократно пыталась поговорить с ним, открыть глаза на реальную суть вещей. Он только злился и замыкался в себе, все больше времени проводя с архитекторами и скульпторами.
В очередной раз, когда она подошла к нему с разговором о судьбе династии, он закричал на нее: «Чем лезть в мои дела, лучше бы родила мне сына!»
Шесть дочерей родила Нефертити Эхнатону за двенадцать лет. Всегда она была рядом с ним. Его дела и проблемы были всегда ее делами и проблемами. На всех службах в храмах Атона она всегда стояла рядом с ним в короне, звеня священными систрами. И такого оскорбления она не ожидала. Она была пронзена в самое сердце. Молча вышла Нефертити и, шелестя плиссированной юбкой, удалилась в свои покои…

Неслышными шагами в комнату вошла кошка Баст. На шее изящного животного красовалось золотое ожерелье. Подойдя к хозяйке, Баст запрыгнула на колени и принялась тереться о ее руки. Нефертити грустно улыбнулась. Теплый, уютный зверек. Она порывисто прижала ее к себе. Баст каким-то чутьем всегда угадывала, когда хозяйке плохо и приходила утешать. Неферити водила ладонью по мягкой светло-серой шерсти. Янтарные глаза с вертикальными зрачками смотрели на человека мудро и снисходительно. «Все пройдет», -казалось, говорила она.
-Ты и в правду богиня, Баст, - улыбалась успокоенная Нефертити. А кошка, величественно подняв хвост, удалялась из комнаты, показывая своим видом, что у нее есть дела поважнее.


Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У той, кого современники называли «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений преисполненной красотами» , появилась соперница. И не просто временная прихоть владыки, а женщина, действительно вытеснившая супругу из его сердца - Кийа.
Все внимание Эхнатона было сосредоточено на ней. Еще при жизни его отца в Египет в качестве залога политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Но главное - она родила фараону двух сыновей, которые впоследствии женились на своих старших сводных сестрах.
Однако и триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезла на 16-м году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити, Меритатон, уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной сопернице своей матери, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

Нефертити уже заканчивала свое облачение. Девушка служанка одела ее в белое платье из тончайшего прозрачного белого льна, застегнула широкое нагрудное украшение усыпанное самоцветами. На голову надела пышный парик, завитый мелкими волнами. В своем любимом синем головном уборе с красными лентами и золотым уреем она давно уже не выходила.
Вошел Эйе, старый сановник, бывший писец при дворе Аменхотепа III. Он был «носителем опахала по правую руку царя, главным из друзей царя» и «отцом бога», как величали его в письмах. Эхнатон и Нефертити росли во дворце на его глазах. Он учил Эхнатона грамоте. Его жена в свое время была кормилицей принцессы. И Нефертити была ему как родная дочь.
При виде Нефертити морщинистое лицо Эйе расплылось в нежной улыбке:
- Здравствуй, девочка моя! Как ты?
- Не спрашивай, Эйе. Хорошего мало. Ты слышал, Эхнатон подарил этой выскочке Кийе, наложнице из Митанни, дворец Мару-Атон. Всюду появляется с ней. Эта тварь уже осмеливается надевать корону.
Эйе нахмурился и вздохнул. Девушка из гарема родила царю двух сыновей. Все только и шептались о наследных принцах Сменхкаре и Тутанхатоне, не стесняясь Нефертити.
Принцы были еще маленькими детьми, но их судьба уже была решена: они станут мужьями старших дочерей Эхнатона. Царский род должен продолжаться. Кровь фараонов XVIII династии от самого великого Яхмеса текла в их жилах.
-Ну, а что нового в Фивах? Что пишут из провинций? - царица мужественно приготовилась слушать тяжелые вести.
- Ничего хорошего, царица. Фивы гудят, как пчелиный рой. Жрецы добились того, что имя Эхнатона проклинают на каждом углу. Тут еще эта засуха. Все к одному. Царь Митанни Душратта требует опять золота. Из северных провинций просят прислать войско для защиты от кочевников. А царь велел всем отказать.- Эйе пожал плечами.- Обидно смотреть. С таким трудом мы добивались влияния в этих землях, а теперь так легко их теряем. Всюду недовольство. Я говорил об этом Эхнатону, но он и слышать ничего не хочет о войне. Он досадует только на то, что срываются сроки поставки мрамора и черного дерева. И еще, царица, опасайтесь Хоремхеба. Уж очень он быстро находит общий язык с вашими влиятельными врагами, знает с кем дружить.

После ухода Эйе, царица долго сидела одна. Солнце склонилось к закату. Нифертити вышла на балкон дворца. Огромный безоблачный купол неба на горизонте пылал белым пламенем, окружавшим огненный диск. Теплые лучи окрашивали охряные вершины гор на горизонте в мягко-оранжевые цвета и отражались в водах Нила. В пышной зелени тамарисков, сикомор и финиковых пальм, которыми был обсажен дворец, пели вечерние птицы. Из пустыни тянуло вечерней прохладой и тревогой.

Долго ли прожила Нефертити после этого заката не известно. Дата ее смерти историками не открыта и могила царицы не найдена. В сущности это не важно. Ее любовь и счастье- вся ее жизнь, ушла в небытие вместе с надеждами и мечтами о Новом Мире.
Принц Смехкара прожил совсем не долго и умер еще при Эхнатоне. После смерти фараона-реформатора власть принял десятилетний Тутанхатон. Под давлением жрецов Амона мальчик-фараон покинул город Солнца и поменял имя. Тутанхатон («Живое подобие Атона») стал отныне именоваться Тутанхамоном («Живое подобие Амона»), но прожил не долго. Продолжателей дела Эхнатона, его духовной и культурной революции, не осталось. Столица вернулась в Фивы.
Новый царь Хоремхеб сделал все, чтоб стереть даже память об Эхнатоне и Нефертити. Город их мечты был разрушен до основания. Их имена тщательно стирались во всех записях, в гробницах, на всех колоннах и стенах. И отныне везде значилось, что после Аменхотепа III власть перешла к Хоремхебу. Лишь кое-где случайно остались напоминания о «преступнике из Ахетатона». Через сто лет все забыли о царе и его жене, которые за 1369 лет до рождения Иисуса Христа проповедовали веру в единого Бога.

Три тысячи четыреста лет носился песок над местом, где некогда был прекрасный город, пока однажды жители соседней деревни не стали находить красивые черепки и осколки. Любители древности показали их специалистам, а те прочитали на них имена неизвестных в истории Египта царя и царицы. Некоторое время спустя был обнаружен тайник с прогнившими сундуками, которые были наполнены глиняными письмами. История трагедии, обрушившейся на Ахетатон постепенно прояснялась. Фигуры фараона и его прекрасной жены выступали из тьмы. В Амарну (так теперь называлось это место) потянулись экспедиции археологов.

6 декабря 1912 года в развалинах мастерской древнего скульптора Тутмеса дрожащие руки профессора Людвига Борхарда извлекли на свет почти неповрежденный бюст Нефертити. Он был столь прекрасен и совершенен, что казалось сама измученная страданиями Ка (душа) царицы вернулась в мир чтобы поведать о себе.
Долго-долго смотрел пожилой профессор, руководитель немецкой экспедиции, на эту красоту, которой было так нереально много сотен и тысяч лет, и много думал, но единственное, что смог записать в своем дневнике: «Описывать бесцельно,- смотреть!».


Царица Нефертити – знаменитая супруга древнеегипетского фараона Эхнатона, организовавшего масштабную религиозную реформу.

Это одна из самых известных женщин древнего мира. Известность ей принесла в первую очередь её неописуемая красота: утверждалось, что до неё в Египте никогда не было таких красивых женщин.

Однако при всём почитании и уважении народа сведений о её происхождении и ранней жизни практически не сохранилось.

Исследователи выдвинули несколько версий о том, кем же она была на самом деле:

  • Знатная египтянка;
  • Египтянка незнатного происхождения – версия, в настоящий момент полностью отвергнутая;
  • Иноземная принцесса.

О том, что Нефертити могла быть иммигранткой, свидетельствует её имя, означающее «красавица пришла». Ряд учёных придерживается ещё более конкретного мнения: Нефертити была дочерью митаннийского правителя Тушратты, который дружил со своим египетским «братом» Аменхотепом III и послал ему двух своих дочерей, сопроводив соответствующим письмом.

Старшая – Гилухепа вряд ли могла быть той, которую позже назвали Нефертити, ибо не соответствовала по возрасту. А вот младшая дочь, Тадухепа, вполне могла быть ею: она прибыла к египетскому двору в самом начале правления Эхнатона. Как и было положено, при получении «египетского гражданства» она приняла новое имя.

Сторонники египетского происхождения Нефертити указывают на то, что она была «главной женой» фараона, поэтому должна была принадлежать царской фамилии. Однако возражением на это является поступок самого Аменхотепа III, взявшего себе в качестве «главной жены» Тию – девушку низкого звания и, возможно, иностранку.

Впрочем, некоторые данные указывают на то, что Нефертити могла быть дочерью Эйе – вельможу при Эхнатоне, который был братом Тии. Эйе впоследствии сам взошёл на престол.

Первая леди

Подобно Тии, жена Эхнатона принимала самое деятельное участие в государственных делах. На публике Эхнатон появлялся всегда в сопровождении «главной жены». Когда Эхнатон учредил культ солнечного бога Атона, Нефертити полностью поддержала его в этом и сама стала ярым приверженцем атонизма.

Некоторые учёные даже считают, что культ Атона инициировала именно она, а не Эхнатон. Если учитывать, что под Атоном солнцеликий правитель понимал, по сути, самого себя, то становится понятным религиозное рвение прекрасной женщины.

На многочисленных изображениях счастливые супруги присутствуют вместе, нередко со своими детьми. Больше того – существуют изображения, на которых Нефертити присутствует без Эхнатона. В общей сумме, Нефертити египетские художники рисовали значительно чаще, чем Эхнатона. Однако после двенадцатого года правления Эхнатона упоминания о Нефертити внезапно исчезают.

Считается, что она оказалась в опале. Место «главной жены» заняла Кия, которая до этого была лишь второстепенной супругой царя, а вскоре её сменила Меритатон – старшая дочь царя от Нефертити. Почему же возлюбленная царица оказалась в опале? Учёные считают, что виной всему – отсутствие наследников: у Эхнатона от Нефертити было шесть дочерей и ни одного сына.

Следующий правитель – юный Тутанхатон, ставший позже Тутанхамоном, был сыном сестры Эхнатона; для продолжения династии он был вынужден жениться на дочери Нефертити.

Поздние изображения

Однако несмотря на опалу, Нефертити не исчезла из общественной жизни насовсем. Она оставалась уважаемой дамой, матерью большого семейства. Портретистом, запечатлевшим Нефертити в поздние годы, был знаменитый скульптор Тутмос. На его статуе царица всё так же прекрасна лицом, однако на нём отпечатались усталость и утомление: видно, что женщина многое испытала на своём веку.

В одной из мастерских нашли маску, снятую с лица царицы на склоне лет. Однако нет возможности установить, была она снята с живой женщины или уже мёртвой. О том, как умерла царица, данные отсутствуют.

Искусство при Нефертити

Эпоха Нефертити оказалась плодотворной в плане искусства. Времяпрепровождение царственных супругов было основной темой для художников Ахетатона. Они изображались во время задушевной беседы и в других бытовых ситуациях. На одном из таких изображений царица сидит на коленях своего мужа, на другом запечатлён их нежный поцелуй. И на каждом таком портрете над супругами витает Атон в виде солнечного диска с протянутыми вниз лучами-руками.

Изображали художники и их дочерей. Самым известным изображением царицы является бюст, найденный в 1912 году Людвигом Борхардтом. Немецкого учёного мгновенно впечатлил портрет Нефертити, причём настолько, что он пометил в дневнике напротив зарисовки находки: описывать этот портрет бесполезно – нужно смотреть.

Царица изображена в своём классическом облике – в высоком парике синего цвета, увитом лентами и уреем – змееобразным символом божественной власти («париком» его назвал Борхардт; на самом деле это, видимо, хепреш – царский головной убор). Этот бюст стал символом красоты древнеегипетского искусства и культуры. Впрочем, обнаружилось, что первоначальное изображение было слегка подправлено скульптором. Неизвестно, было ли это исправление неточностей или же «косметика», призванная устранить неидеальный облик самой царицы.