#Фет195 #ГодЛитературы
Уважаемые читатели!

Разрешите в очередной раз полюбопытствовать: «Нравятся ли вам ваши фамилии?» Вероятно, кому-то да, а кому-то не очень. А вот Афанасий Фет ненавидел свою фамилию! Да-да, фамилия стала для великого русского поэта, как он писал впоследствии, именем всех его страданий: «Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет».
О лирике Фета два года назад писала в Блоге Коза Дереза . А я бы хотела поговорить с вами о том, почему Афанасий Фет так не любил свою фамилию.

Дело в том, что его рождение было окутано тайной. Матерью А. Фета была немка Шарлотта Фёт (именно ФЁт!), в девичестве Беккер. Её первым мужем был мелкий чиновник Иоганн Фёт. А вторым - отставной офицер Афанасий Неофитович Шеншин, богатый и просвещенный орловский помещик. Будущий поэт родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в селе Новоселки Орловской губернии. Он был сыном А.Н. Шеншина, но, к сожалению, родители заключили брак после его рождения. Когда родился Афанасий Шарлотта и Иоганн Фёт не были официально разведены. Однако младенец был записан в метриках как сын Шеншина. А когда Афанасию исполнилось 14 лет, орловские губернские власти вследствие какого-то доноса стали наводить справки о рождении мальчика и браке его родителей. И «ошибка» в документах обнаружилась… В один день А.А. Шеншин был лишён фамилии, дворянства и даже русского гражданства! Отныне он должен был носить фамилию Фёт. Богатый наследник внезапно превратился в «человека без имени», сына безвестного иностранца. Страшное потрясение для подростка, не правда ли?

Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь жизненный путь поэта.

Афанасий получил прекрасное образование. Учеба давалась ему легко. А вот оторванность от семьи была настоящей катастрофой. В 1837 году он окончил частную немецкую школу-пансионат в Эстонии (город Верро). Мальчик был очень одинок: в его классе не было ни одного русского. К тому же Афанасия не забирали домой даже на каникулы.

После школы, готовясь к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.

В университете Афанасий вместе со своим другом, будущим поэтом Аполлоном Григорьевым, стал посещать кружок студентов, которые усиленно занимались литературой и философией. В 1840 году был издан первый сборник стихотворений Фета - «Лирический пантеон». Автор подписал его одними инициалами - «А. Ф.».

Творчество начинающего поэта заслужило одобрение Белинского и Гоголя. Через два года стихи Фета (в общей сложности 85 стихотворений) были опубликованы уже во многих изданиях, в том числе популярных журналах того времени - «Отечественные записки» и «Москвитянин». Именно в это время «ё» в фамилии поэта была изменена на «е». Теперь он стал Афанасием Афанасьевичем Фетом. Поэт не был против такой поправки и взял эту фамилию как псевдоним. Как мы уже говорили, главной идеей жизни А. Фета было возвращение утраченного положения. Он решает после окончания университета поступить в армию. Дело в том, что по закону, принятому еще Петром I, офицерское звание делало его носителя потомственным дворянином. Но за несколько месяцев до производства Фета в офицеры Николай I отменил этот закон, и русское дворянство стало возможно получить после присвоения чина майора. Теперь Фету предстояло выслужить 5 (!) чинов на пути к своей цели.

Медленно и упорно он продвигался по служебной лестнице и в пылу этого карабканья упустил, вероятно, подлинное счастье – подавил в себе любовь к дочери бедного помещика Марии Лазич. Это была высокообразованная и талантливая девушка, которая самозабвенно любила Афанасия Фета. Но поэт не решился жениться на ней, потому что боялся обречь их на скудную жизнь в совершенно жалких условиях. Трагическая гибель Марии после их разрыва осталась вечной мукой Фета:

Трава поблекла, пустыня угрюма, И сон сиротлив одинокой гробницы, И только в небе, как вечная дума, Сверкают звезд золотые ресницы. («В тиши и мраке таинственной ночи…»)

Фета ждала еще одна неудача: когда он завоевал эполеты майора, новый император Александр II издал указ, согласно которому дворянство обеспечивал уже только полковничий чин… (Изучая биографию Фета, так и хотелось воскликнуть: «Так не бывает! Это злой рок!») И поэт сдался. Отчаявшись добиться нужного чина, он вышел в отставку, женился на богатой невесте М.П. Боткиной, получив в приданое 35 тысяч рублей серебром – огромную по тем временам сумму. В 1860 году Фет купил хутор Степановку, в тех же местах, где были родовые имения Шеншиных и стал образцовым хозяином. За несколько лет хутор преобразился в богатейшую усадьбу с плодородными сельскохозяйственными угодьями и шикарным парком. Со временем поэт купил Воробьевку – красивую барскую усадьбу, которую называл «Наша микроскопическая Швейцария». Приобрел еще несколько имений и дом в центре Москвы, на Плющихе. Среди соседей-помещиков он становился все более уважаемым лицом. Выражением этого был выбор его на почетную роль мирового судьи, в которой он оставался целых 17 лет!
Усадьба А.Фета в Воробьевке

Афанасий Фет так и не смог дослужиться до дворянства. (Хотя нужно отметить, что поэт не считал проведенные на военной службе 11 лет бесплодными. «Никакая школа жизни не может сравниться с военною службою, требующей строжайшей дисциплины, величайшей гибкости и твердости стального клинка… и привычки к мгновенному достижению цели кратчайшим путем», - так писал он впоследствии). Однако в 1873 году, поэт официально вернул себе фамилию Шеншин. Каким именно образом это произошло, биографы Фета ответить затрудняются. Одни исследователи пишут, что он нашел какие-то документы (не понятно какие), другие – «всеми правдами и неправдами добился, наконец, права носить фамилию Шеншин». Предоставим дотошным биографам выискивать, каким же именно образом это произошло, но факт остается фактом – спустя годы мучений поэт добился своего - 26 декабря 1873 г. вышел Указ Сената о присоединении А.А. Фета к роду Шеншиных. Впрочем, стихи он продолжал печатать под прежней фамилией. Разъяснение поэт дал в следующих строках:
Я между плачущих Шеншин, А Фет я только средь поющих. Смерть Фета, как и рождение, была загадочной… Но об этом, я надеюсь, вы прочтете самостоятельно. А сейчас послушайте прекрасное стихотворение Фета в исполнении актера Владимира Самойлова. Пусть оно согреет вас в ненастную погоду. Первые строчки стихотворения, я уверена, знакомы каждому: «Я пришел к тебе с приветом…»

Каждое проявления природы по-своему красиво и прекрасно и является мимолётным. Например, может светить яркое солнце, как вдруг набегут тучи и ударит сильный дождь. Кажется, ничего не предвещало непогоды, но природа способна даже на такие быстрые изменения. В своих произведениях А. А. Фет воссоздаёт эти прекрасные, но короткие, явления и состояния природы. Так же Афанасий Афанасьевич способен передать чувства и переживания, навеянные этими мгновениями.

Именно поэтому его называют поэтом мгновения.

Подтверждая выше сказанное можно рассмотреть стихотворение А. Фета «Вечер». В нём автор изображает не одно мгновение, а несколько, которые следуют друг за другом и являются неповторимыми и прекрасными. Создаётся ощущение, что лирический герой описывают картину окружающей его природы: «Убегает на запад река», «Разлетелись, как дым, облака», «Засветилось на том берегу». Так же он говорит о звуках: «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось», но не указывает их происхождение, что добавляет им загадочности. Афанасий Афанасьевич запечатлел момент перехода ночи в утро: «Но зарница уж теплится ярко\Голубым и зеленым огнем». Это доказывает, что автор рассказывает именно о мгновении.

В другом стихотворении «Ещё весны душистой нега…» изображена ранняя весна. Это то время, когда можно уже насладиться первыми лучами солнца: «Едва лишь в полдень солнце греет, …И соловей ещё не смеет\Запеть в смородинном кусте», но при этом ощущении приближающейся весны «Ещё овраги полны снега, \Ещё зарей гремит телега\На замороженном пути». Столь прекрасное проявление природы – отступление зимы и приближение весны, подтолкнуло А. Фета отобразить это мгновение в своём стихотворении.

Эти два стихотворения могут послужить примером того, что Афанасий Афанасьевич действительно был певцом природных мгновений. В своих стихотворениях он изображает красоту окружающей природы и свои эмоции от увиденных картин.