Библейские мотивы в русской поэзии [антология] Анненский Иннокентий

«Не тем, Господь, могуч, непостижим…»

Не тем, Господь, могуч, непостижим

Ты пред моим мятущимся сознаньем,

Что в звездный день Твой светлый

Громадный шар зажег над мирозданьем

И мертвецу с пылающим лицом

Он повелел блюсти Твои законы,

Все пробуждать живительным лучом,

Храня свой пыл столетий миллионы.

Нет, Ты могуч и мне непостижим

Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,

Ношу в груди, как оный серафим,

Огонь сильней и ярче всей вселенной.

Меж тем как я – добыча суеты,

Игралище ее непостоянства, -

Во мне он вечен, вездесущ, как Ты,

Ни времени не знает, ни пространства.

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

15. И сказал ему Господь (Бог): за то всякому, кто убьет Каина, отметится всемеро. И сделал Господь (Бог) Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его "отмстится всемеро" В ответ на малодушный ропот грешника, Бог дает торжественное удостоверение его

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

1. И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил 1. "И призрел Господь на Сарру... и сделал... как говорил".. Очевидно, бытописатель отмечает здесь исполнение божественного обещания посетить Сарру, данного ровно год тому назад (18:14); следовательно,

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

2. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. 3. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех Выражение "был Господь с Иосифом" иудейские толковники понимают так, что,

Из книги автора

24. Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев; о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим! Здесь начинает говорить Сам Господь.Сильный Израилев - так назвал Бога еще патриарх Иаков, желая указать, что Бог будет защитником всего его

Из книги автора

13. Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. 14. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; 15. что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь

Из книги автора

17. оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; Оголение темени - парша, вид накожной болезни, соединенной с выпадением волос.Обнажить срамоту - русский перевод, очевидно, держится здесь того мнения, что слово phat значит половые женские части, но древние

Из книги автора

22. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. 23. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. Вавилон со всеми его обитателями будет уничтожен Богом.

Из книги автора

4. И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф. Властителя жестокого. Одни толкователи видят здесь пророчество о нашествии на Египет царя ассирийского Асар-Гаддона, другие видят исполнение

Из книги автора

12. И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. 13. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" 14. И открыл мне в уши Господь Саваоф: не

Из книги автора

15. Так сказал Господь, Господь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, к Севне, начальнику дворца [и скажи ему]: 15-25. Министру двора царя Езекии, Севне, пророк возвещает пленение в Месопотамии. На место Севны будет назначен богобоязненный муж Елиаким, который будет опорою

Из книги автора

8. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. Поглощена будет смерть. Исполнение этого пророчества должно совершиться в прославленном царстве Христовом, после всеобщего

Из книги автора

4. Ибо так сказал мне Господь: как лев, как скимен, ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнется и множеству их не уступит, - так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его. 5. Как птицы - птенцов, так Господь

Из книги автора

23. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле. Торжествуйте, небеса... Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в

Из книги автора

18. Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного. 19. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: "напрасно

Из книги автора

15. Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его. 15-16. Торжественное повторное обещание заступления и помощи от Бога Его верному Сиону.Я - Господь Бог твой... Господь Саваоф - имя Его... Вот, основание и вам надеяться на Меня и Мне -

Из книги автора

Бог непостижим Задолго до Рождества Христова в Сицилии был государь, по имени Гиерон. Он имел при своём дворе мудрецов, среди которых особенно выделялся Симонид.Однажды Гиерон сказал ему:- Симонид! Напряги свою мудрость, объясни мне, что такое Бог?- Трудный вопрос ты

Не тем, Господь, могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звёздный день твой светлый серафим
Громадный шар зажег над мирозданьем

И мертвецу с пылающим лицом


Нет, ты могуч и мне непостижим
Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
Ношу в груди, как оный серафим,
Огонь сильней и ярче всей вселенной.

Меж тем как я - добыча суеты,
Игралище ее непостоянства,-
Во мне он вечен, вездесущ, как ты,
Ни времени не знает, ни пространства.

Анализ стихотворения Афанасия Фета "Не тем, Господь, непостижим..."

Стихотворение Афанасия Фета "Не тем, Господь, непостижим.." написано в одна тысяча восемьсот семьдесят девятом году и относится к позднему периоду творчества. Это философская лирика, в которой автор представляет откровенную беседу с Всевышним.

На первый план выступают эмоции, чувства и переживания поэта. Идея стихотворения - выразить диссонанс, возникший в его душе. Человек может оказаться беззащитным, стать "добычей суеты" и потерять то, чем его наградила природа.

Эпитеты: мятущееся сознанье, я бессильный и мгновенный.

Метафоры: "я - добыча суеты", "игралище непостоянства".

Сравнения: мертвец с пылающим лицом.

Вместе с тем образ автора раскрывается с другой стороны. Приём антитезы выражает тревогу и жажду справедливости, которые правят эмоциональным состоянием поэта. Автор сравнивает себя с серафимом, в груди которого "огонь сильней и ярче всей вселенной".

Наблюдение этих противоречий заставляет мудрого поэта обращаться к Всевышнему Судье. Он представляет свои умозаключения, проявляя свои эмоции. Образная речь поэта побуждает читателя оценить глубину противоречий и размышлять о вечных вопросах.

Вопросы места человека в этом мире, конечности его бытия возникают в сознании поэта, столкнувшегося с трудностями.

Афанасию Фету видится необходимость следования законам жизни. Четверостишие, посвящённое этой теме, является самым мелодичным и понятным в этом стихотворении.

И мертвецу с пылающим лицом
Он повелел блюсти твои законы,
Всё пробуждать живительным лучом,
Храня свой пыл столетий миллионы.

Жизнь представляется поэту как несение света, пробуждение "живительным лучом" всего окружающего. Автор ищет новый источник жизни, который он называет так: "громадный шар над мирозданьем".

Обращение к сакральной теме жизни продолжает рассказ автора об утрате гармонии жизни.

Афанасий Фет является автором многих красивых стихотворений о природе. В его поэзии оживают времена года, играют и переливаются краски, звучат добрые нежные мелодии. В стихотворении "Не тем, Господь, непостижим..." раскрывается идея обретения гармонии и счастья жизни в содействии и единстве с непостижимыми законами Вселенной.

«Как тяжело ходить среди людей…» Александр Блок

Там человек сгорел
Фет

Как тяжело ходить среди людей
И притворятся непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения « «: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.