С Большой золотой медалью, путешествовал по Европе, изучая разные школы и стили живописи и посещая множество музеев и картинных галерей. Художник долго искал свое направление - и уже в зрелом возрасте обрел известность как пейзажист и мастер жанровой живописи. Благодаря картине «Московский дворик» Поленов стал родоначальником «интимной живописи», а его картину «Христос и грешница» приобрел для своей коллекции император Александр III.

Медалист Академии художеств

Василий Поленов родился в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец Дмитрий Поленов - секретарь Русского археологического общества - изучал летописи и историю, увлекался искусством. Мать Мария Поленова (урожденная Воейкова) брала уроки живописи у художника Карла Брюллова . Благодаря портретам ее кисти известно, как выглядел Василий Поленов в детстве. Родители поддерживали в своих детях интерес к искусству и нанимали им педагогов из Академии художеств. Павел Чистяков, в то время еще студент Академии, обучал рисунку и основам живописи Василия и его младшую сестру Елену. Чистякову удалось заложить в юноше осмысленное отношение к творчеству: «Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться», - советовал он.

Василий Поленов с удовольствием учился живописи и хотел поступить в Академию художеств. Однако его родители настояли на получении классического университетского образования. В 1863 году, после окончания гимназии, Василий Поленов поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако вскоре оставил университет и стал заниматься только живописью. Он посещал вечерние классы при Академии художеств, учился рисованию, анатомии, строительному искусству, геометрии и истории изящных искусств. В 1867 году Василий Поленов закончил ученический курс и получил серебряные медали за рисунки и этюд.

Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Позже художник все-таки решил окончить университет: он поступил на юридический факультет и в 1871 году успешно защитил диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». В этом же году Поленов получил высшую награду - Большую золотую медаль - за картину «Воскрешение дочери Иаира». Эту же тему готовил его сокурсник Илья Репин , он тоже стал медалистом. Также художники получили право на заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.

Европейское пенсионерство - Германия, Италия, Франция

В это время Василию Поленову было уже 27 лет, однако с художественной «специализацией» он пока не определился. Поэтому во время заграничной стажировки он часто бывал в музеях. В Германии Поленов изучал искусство немецких художников - Карла Пилоти, Габриэля Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. Как вспоминал живописец, их работы действовали на него как «опьянение опиумом». Поленов посещал рыцарские замки и делал там эскизы - по ним он позже написал картину «Право господина», которую купил Павел Третьяков за большие деньги и даже не торгуясь.

После Германии Поленов отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию.

«Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые»

Василий Поленов

Это впечатление художника отразилось в его картине «Итальянский пейзаж с крестьянином». В Италии зародилась дружба Поленова с меценатом Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского кружка . Художник участвовал в их спектаклях и концертах, дискуссиях и карнавалах. Занятия живописью отступили на второй план: «Я попал в такую круговоротную струю, что совершенно завертелся в суете мирской, а об своем собственном аскетическом подвиге и забыл» . Позже Поленов не раз бывал в Абрамцево - в подмосковной усадьбе Мамонтова .

Василий Поленов. Право господина. 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Ливень. 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Большое влияние на творчество Поленова оказала поездка по Франции. Парижские художественные школы и стили живописи восхищали и вдохновляли живописца. Здесь он ближе познакомился с представителями барбизонской школы, увидел картины пейзажиста Камиля Каро. Под влиянием барбизонцев Поленов создал картину «Ливень» в серой гамме, как вспоминал художник - он написал ее «для себя, для отдыха». Однако полотно очень понравилось Ивану Тургеневу , с которым художник познакомился там же, в столице Франции.

По совету художника Алексея Боголюбова, вокруг которого в Париже образовался своеобразный кружок, Василий Поленов вслед за Ильей Репиным отправился на север Франции - в Нормандию, в небольшой город у моря Вёль. Здесь Поленов прожил несколько месяцев и написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль», «Этрета. Нормандия» и многие другие.

Фронтовые зарисовки и пейзажи старой Москвы

За два года до официального окончания заграничной поездки, художник стал хлопотать о досрочном возвращении на родину. В Академию художеств он представил две картины - «Право господина» и «Арест гугенотки» - и 50 парижских этюдов. За свои работы Поленов получил звание академика.

«Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь»

Василий Поленов

Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Свои военные впечатления художник отразил в этнографических типах, архитектурных зарисовках, сценах из бивуачной жизни - эти иллюстрации с поля боя публиковал журнал «Пчела». Живописец не создавал батальных полотен. В письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой он писал: «Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто» .

Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Бабушкин сад. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Заросший пруд. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1877 году Василий Поленов, как и хотел, поселился в Москве. Вдохновленный видами старой столицы, он начал работать над полотном «Пострижение негодной царевны». Картина так и не была написана, но Поленов создал зарисовки кремлевских соборов и старинных теремов, научился писать древнерусские интерьеры. Этюд со Спаса на Песках лег в основу пейзажного образа старой Москвы - картины «Московский дворик». С ней Василий Поленов дебютировал на выставке Товарищества передвижников 1878 года. Однако самому художнику полотно не нравилось, и он сетовал на то, что не уделил картине больше внимания: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время» . Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков: работа выделялась на фоне подвижнической эстетики особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением. В выставках также участвовали картины Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».

Просветительский центр Василия Поленова

В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» - первой из будущего цикла о жизни Христа. Художник хотел «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа» . Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и промышленником Семеном Лазаревым он отправился на Ближний Восток. Путешественники побывали в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. Поленов вдохновлялся яркими восточными пейзажами и пестрыми одеждами местных жителей. Этюды, привезенные из поездки, Павел Третьяков купил прямо с выставки передвижников в 1885 году.

Однако первая поездка по Ближнему Востоку отвлекла художника от первоначального замысла, и его зарисовки к задуманной серии о жизни Христа отношения не имели. Поэтому Поленов отправился на поиски натуры в Италию. Там он создал эскизы к полотну «Христос и грешница». Художник делал наброски карандашом, маслом, углем. Саму картину Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова. Впервые эта работа увидела свет на XV Передвижной выставке. Там картину купил Александр III. Император опередил Павла Третьякова, который уже вел переговоры с Поленовым о покупке полотна.

Василий Поленов. Христос и грешница. 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Поленов. Вид на Оку с восточного берега. 1898. Тульский музей изобразительных искусств, Тула

Давно мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», Василий Поленов в начале 1890 года приобрел старую усадьбу. На ее месте по чертежам самого художника построили дом. Он, как и задумывал автор, стал важным просветительским центром. Здесь поселилась семья Поленова, разместились музей и картинная галерея , в которой висели картины самого художника и его многочисленных учеников: Константина Коровина , Исаака Левитана , Ильи Остроухова и других. В окрестностях села Бёхово Поленов построил две школы, а также диораму для крестьянских детей - кругосветное путешествие в картинках в виде маленького светового театра.

В 1905 году Поленов завершил работу над картинами евангельского цикла. Полотна выставляли по всей России, и они имели большой успех.

После Октябрьской революции Василий Поленов продолжил свою просветительскую деятельность: самостоятельно водил экскурсии по усадьбе, работал с крестьянской молодежью, организовывал театральные кружки, преподавал детям основы живописи. Не забросил художник и творчество - в 1919 году он написал картину «Разлив на Оке». Критики признавали ее одной из лучших в позднем творчестве Поленова. В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка художника - в честь его 80-летия. А через два года Поленову одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.

В 1927 году живописец скончался в своей усадьбе.

Знаменитый русский художник Василий Поленов относится к эпохе русской живописи второй половины 19 века. Он подарил миру большое количество работ, отображающих красивейшие пейзажи необъятной России. Одной из значимых картин в биографии художника […]

Василий Дмитриевич Поленов происходил из дворянской многодетной семьи. Его мать была детским писателем и хорошо рисовала – именно она дала сыну первые уроки живописи. Самые яркие впечатления детства художника связаны с поездками […]

Картина «Среди учителей» относится к Евангельскому циклу работ знаменитого художника Василия Дмитриевича Поленова. Интерес к религиозной теме был характерен для мастеров того времени. Однако как сам утверждал автор, он искал «исторической правды». […]

Василий Поленов – художник-реалист. Полотно “Право господина” создано в 1874 году. Местом хранения является Государственная Третьяковская галерея. В основу сюжета картины легло средневековое право феодала на проведение первой ночи со всеми девушками, […]

«Автопортрет» датирован 1901 годом. На нем Василию Дмитриевичу Поленову около шестидесяти лет. Этот человек был одарен многими талантами и интересовался всевозможными сферами проявления искусства. В. Поленов был первопроходцем, взявшись за исследование и […]

Заросший пруд

“Этот незаурядный русский человек,
как-то сумел распределить себя между российским
озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима,
горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники,
его Христос - как мог он совместить в своей душе
это острое и красочное величие с тишиной простого
русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и
над его тихими озерами веет дух божества?”
Федор Шаляпин

Поленов, Василий Дмитриевич.Портрет работы И.Репина

Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века - это творчество Василия Дмитриевича Поленова.
Василий Дмитриевич Поленов — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926).
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.
Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Его картины "Московский дворик" "Бабушкин сад"; "Христос и грешница" принесли художнику признание. Они не просто широко известны и популярны, но стали своего рода "знаками" отечественного изобразительного искусства.

Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.

В 1888 году художник писал в одном из писем:

"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".
Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.

Многогранное творчество художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.


Фильм 1. Живопись,пейзажи.

Фильм 2. Историческая и жанровая живопись

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье.

Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г.Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры.

"Натура, - вспоминал впоследствии Поленов, - устанавливалась надолго, и рисунок вырабатывался систематично, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры". "Не подумавши, ничего не начинать, а, начавши, не торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы и, что не мало важно Поленов это смог усвоить.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе
со своим братом Алексеем на физико-математический факультет
(естественный разряд) Петербургского университета.
Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает
Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах,
но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному
искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств.
Не прекращает Поленов и занятий музыкой.
Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и
сам пел в студенческом хоре Академии.
Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного
ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись
в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в
1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает
серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах
на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января
1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического
факультета.

В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем
Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину
"Воскрешение дочери Иаира".
Поленов стремится создать произведение высокого стиля, придать возвышенный
характер изображенному, мастерская компоновка и решение цвета, она носила
черты жанровости, но была не доработка в замысле этой картины.
Многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки,
тянущей худенькую руку к Христу.
В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль,
а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу
«Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.

Воскрешение дочери Иаира

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году,
Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии.
Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в
Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон»,
обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Арест гугенотки, графини д"Этремон. 1875

Реалистические устремления художника, укреплявшиеся под влиянием И.Репина и
А.Боголюбова, полнее проявились в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах.
После возвращения на родину Поленов становится убежденным приверженцем национально-демократического искусства.
Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты сказителя
былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.),
картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.).

Сказитель былин Никита Богданов. 1876
Возвратившись в 1876 г. в Россию, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны,
в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире
наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра 3).
По окончанию войны поселился в Москве.

После много путешествовал.
В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и
по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет,
откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница»,
а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой
для себя манере письма.


Христос и грешница

Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Ьеllа" (красавица Венеция), представляющаяся (по его словам) "проезжему путнику чем-то фантастическим,
каким-то волшебным сном". Восхищение Поленова Венецией усиливалось оттого,
что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе покорившего его
еще в период обучения в Академии художеств.
С тех пор увлечение Веронезе не проходило, становясь, год от году все более
осмысленным и целенаправленным. Поленов с его задатками колориста поражал
огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи.

Венеция

Венеция. Каналы и трубы

"Какое тонкое чувство красок, - восхищался Поленов,
- какое необыкновенное
умение сочетания и подбора тонов, какая сила в них, какая свободная и широко
развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого
не знаю!". Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе.

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не
историческая живопись является его настоящей стихией.
Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу.
Таков был итог его исканий за границей.

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи.
В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин,
И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

Гуманистическое дарование Поленова наконец-то раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский склад. Ему предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за "Московским двориком" произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах "Бабушкин сад" и "Заросший пруд".

Например, картина "Бабушкин сад" была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись.


Бабушкин сад

Она действительно, прежде всего, покоряет именно своей живописью.
Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые,
песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически
сочетаясь, друг с другом, образуют единую колористическую гамму.
Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем
естественность и гармонично сочетаются разные аспекты восприятия жизни,
ее осмысления. Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу,
Поленов, в отличие от Максимова с его картиной "Все в прошлом", ничего не
рассказывает зрителю о стиле этой жизни. Слияние человека с природой, которое
показывает здесь Поленов, роднит изображенных с обитателями московского
дворика. И те, и другие живут тихо и естественно, одной жизнью с природой,
что сообщает их существованию смысл и поэзию.
Это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое
умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое
раздумье над сценкой, запечатленной художником.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке
Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину
«Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке.
А вот картина "Московский дворик" - первая картина Поленова, экспонированная
у передвижников, делу которых он давно сочувствовал.


Московский дворик.ГТ Г

К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой
ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает
на выставку такую "незначительную" вещь, как "Московский дворик",
написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда.
"К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне
хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным,
надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время", - сетовал
Поленов.
Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, какое
будущее, ждёт это произведение, что именно она окажется в числе жемчужин
русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского
пейзажа.В этой картине автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы -
с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти
провинциальным стилем жизни.
Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника).
Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим
теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени...
Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито
роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки,
вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь...
Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.

После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового
жанра — «интимного пейзажа».

С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем преумножит,
поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью
христианства.

Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам.
Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в
Алексинском уезде, Тульской губернии, на высоком берегу над Окой.

В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села построил дом по собственному
оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские.
Усадьба была названа Борок.
Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей,
проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный
вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников»,
а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей.
Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.
В 1899 во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для
грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909.
Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала
центральном событием в мире живописи.


За Кого Меня Почитают Люди

Среди учителей

Привели Детей.1890-1900
В 1910—1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1906 — в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».

В 1914 в Москве устраивается выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1915 — по проекту Поленова в Москве на Пресне строится дом для Секции содействия фабричным и деревенским театрам; с 1921 года это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова.

Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.
В 1924 прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника.

В 1926 Поленову присвоено звание народного художника РСФСР.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.
«Вспоминается Поленов - ещё один замечательный поэт в живописи. Я бы сказал, дышишь и не надышишься на какую-нибудь его жёлтую лилию в озере.
Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это красочное и острое величие с тишиной простого русского озера с карасями!
Не потому ли, впрочем, и над его тихими озёрами веет дух божества?...»
Ф.И.Шаляпин «Литературное аследство»

Выдающийся русский художник Василий Поленов ушел из жизни ровно 89 лет назад – 18 июля 1927 года.

«Бабушкин сад» (1879)

Еще одна известная картина художника, также хранящаяся в Третьяковской галерее, была представлена публике всего лишь через год после завершения «Московского дворика». При этом обе работы перекликаются между собой. В «Бабушкином саду» усадебный дом, окружённый садом, тот же, что и в «Московском дворике».

Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации.

«Бабушкин сад» перекликается с другой картиной мастера. Фото: Commons.wikimedia.org

«Заросший пруд» (1879)

Полотно «Заросший пруд» Поленов начал писать еще до своего отъезда на русско-турецкую войну. Летом 1977 года живописец провел в деревне Петушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший основной для картины. Спустя некоторое время в Москве Поленов вдохновился прелестью старого сада на окраине города. Это настроение он и перенес в старый этюд.

На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На переднем плане - берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане - тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина.

Работу выставили на той же выставке передвижников что и «Бабушкин сад». Позднее свой «Заросший пруд» написал и ученик Поленова Левитан.

Заросший пруд впоследствии писали несколько художников. Фото: Commons.wikimedia.org

«Христос и грешница» (1887)

Поленов еще в юношеские годы был впечатлен картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Тогда и у него зародилась идея создать полотно, способное воздействовать на зрителя силой драматизма. Поленов считал, что такая работа отвечала бы духовным потребностям людей.

Картина «Христос и грешница» была показана на выставке передвижников в феврале 1887 года. При этом изначально цензурой она была осуждена, но за работу Поленова вступился Александр III. Он был в восторге от полотна и даже приобрел его для своего музея.

Сам Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Поленов перед написанием картины посещал Египет, Палестину и Сирию. Там он изучал местный быт, нравы. Это помогло ему создать на полотне исторически достоверную обстановку.

Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII.)

Изначально эта работа мастера была не по нраву цензуре. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотая осень» (1893)

К началу 1890-х Василий Поленов обосновался в усадьбе «Борок» у деревни Бехово. Там он и написал знаменитую картину «Золотая осень». На ней мастер изобразил вид на Оку в сентябре.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха производит умиротворяющее впечатление. «Золотая осень» по праву стала символом русской природы, которую художник любил по-настоящему.

Картина, которая стала символом русской природы. Фото: Commons.wikimedia.org

В работе, как и во многих других своих творениях, ему удалось передать зрителю что-то по-настоящему важное. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - говорил Поленов. Этого правила он придерживался в своем творчестве всю жизнь.

Работавший в разных жанрах художник запомнился публике, прежде всего, как создатель замечательных образцов русского пейзажа. Запомнился солнечной, радостной простотой своих картин. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление народа. Небо светлое, высокое, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы – все это безыскусное, знакомое, и во всем этом она, Россия-матушка. Увидеть привычных вещей и передать ее так, чтобы тронуло сердце, под силу только большому таланту. 18 июля – день памяти этого замечательного художника. Дай Бог, чтобы творчество Василия Дмитриевича не ушло из памяти, как это часто бывает с классикой. Привычка в этом случае – род забвения. Пусть в том или ином жанре кто-то из наших молодых читателей откроет для себя «своего» Поленова.

В бодром духе

Холодная и мрачная выдалась осень в 1920-м. Беспощадный зной минувшего лета во многих районах уничтожил посевы. За реквизициями начался массовый голод. 76-летний художник жил в бывшей своей усадьбе Борок. По неделям не вылезал из толстого пиджака, не снимал шапки и рукавиц. Чтобы как-то подкрепить себя, пек яблоки и с утра до вечера работал.

Чем поддержать людей, когда так трудно, тоска подступает? И тут-то родилась идея – показать красоту Божиего мира, дать хоть немного радости. На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой с подсвеченными картинами, на которых бы изображалось путешествие по разным уголкам земли. «Вы подумайте только, как живут крестьяне» , – говорил Василий Дмитриевич, – «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!» .

Для создания картин художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы. Голод и работа понемногу подорвали его здоровье – писал он стоя. Когда диорама была, наконец, готова, он собрался ехать в Страхово, чтобы лично участвовать в показе, и тут ноги предательски отказались служить – распухли так, что валенки надеть было невозможно. Но не так-то просто было удержать Василия Дмитриевича на месте – он велел разрезать валенки сверху и все-таки поехал. Диораму открыли при местном музее, а ее создатель скромно сидел на крыльце при входе и любовался улыбающимися лицами выходящих зрителей.

Стремление приносить людям радость он сохранил до конца своей жизни, а в 80 лет – получил известие о присвоении ему звания народного художника. Он и был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.

Многие люди отмечали присущий Поленову аристократизм. Пастернак писал о нем: «Это был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен – европеец и аристократ» .

Поленова же такие определения смущали. Как-то он заметил родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу…Близкие мне люди все работники» . Поленов, действительно, всю жизнь трудился, но все же, связь с дворянской культурой выделяла его из среды художников и во многом определила своеобразие его творчества.

Истоки таланта

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути. С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств. Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.

Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков. Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся. Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества. В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств.

Две медали

1871 год в жизни начинающего художника был особенным. Впереди были выпускные испытания в университете и в Академии художеств, практически, одновременно. Экзаменовка не была для Василия Дмитриевича пустой формальностью. Он держал экзамены с честью. Большую часть предметов в университете Поленов сдал на «отлично», а между тем, в Академии его ожидало не менее серьезное испытание.

В качестве темы работы для выпускного конкурса они с И.Е. Репиным – его однокурсником – получили . Известная история о том, как Христос воскресил скоропостижно умершую 12-летнюю дочь начальника синагоги. По окончании работы на суд Академии были представлены две замечательные, но совершенно разные по стилю и по настроению картины. Репину удалось передать величие и таинственность чуда воскресения. В репинском образе Спасителя была и божественная сила, и мощь, и доброта, и Его безмерное одиночество среди мира. При взгляде на этот образ вспоминались слова пророчества о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 54:3; Мф. 8: 17). «Мужем скорбей» был Христос на картине Репина.

И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Иное художественное решение предложил Поленов. Его работа выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности, а при взгляде на его образ Спасителя вспоминалось другое пророчество – «нет в нем ни вида, ни величия» (Ис.53:2). Усталым путником, самоотверженным врачом представил Господа художник. Картина служила напоминанием о том, что, придя в мир, Сын Божий по смирению«принял зрак (т.е. образ) раба» , уподобился нищим земли. И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос! Оба выпускника Академии получили за свои картины большие золотые медали и право на заграничные поездки для совершенствования своего таланта.

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

От европейского романтизма – к русской лирике

Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)

Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.

Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение. Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного. Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.

«Московский дворик» (1878 г.)

«Бабушкин сад» (1878 г.)

Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» – «рыцаря передвижничества».

«Заросший пруд» (1879 г.)

Дорогами Христа

Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись. Еще в юности под впечатлением работы Иванова «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя. С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже.

Одна из известных работ поленовского цикла – «На горе». Мы знаем, что Господь – Создатель мира, но как просто передает это Поленов! – Христос здесь – путник, находящийся в полной гармонии с природой. Он – источник ее красоты и совершенства.

«На горе»

Та же будничность, то же отсутствие внешних эффектов – и в работе В.Д, Поленова «Христос и грешница», где главной является тема милосердия и правосудия. Яростная толпа с чувством мнимой правоты под крики и улюлюканье влачит к Иисусу обличенную в грехе молодую женщину, а Тот хранит удивительное спокойствие. Еще минута, и после нескольких Его слов от этого множества народа не останется никого, а над головой этой несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы, – заплаканной, оцепеневшей, – прозвучит слово прощения и предостережения…

«Христос и грешница» (1887 г.)

В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.

«Теремной дворец» (1877 г.)

1 Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991. С. 105

2 Пастернак Л.О. В.Д. Поленов. Из моих воспоминаний. Г Т Г. О Р. ф. 54, ед. хр. 3415 (Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. С. 106)

3 Цит. по: Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961. С. 149

4 Название свое это направление получило, благодаря передвижным художественным выставкам, которые художники организовывали по разным городам России.

При работе над материалом были использованы следующие источники:

  1. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991.
  2. Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961.
  3. Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. – М., 1964.
  4. Любимые русские художники. Василий Дмитриевич Поленов. (http://www.bibliotekar.ru/kPolenov)
  5. Государственный музей усадьба В. Д. Поленова (http://polenovo.tula-oblast.ru)
  6. Поленов, Василий Дмитриевич. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // ВикипедиЯ.