Если ваш ребенок не хочет в школу, то это не повод для крика, ссор и унижений в адрес маленького члена семьи. Возможно, проблема таится глубоко внутри, и достаточно лишь устранить ее корень. Будучи родителем, вы должны понимать, что нельзя винить малыша, если он столкнулся с первыми психологическими трудностями. Мы расскажем, что делать, если ребенок не хочет в школу.

Внутренний мир

Дети уникальны. Они познают мир и собирают представления о нем по крупицам. Они наивны и добродушны, для них нет понятия жестокости и ненависти. Их внутренний мир, интересы и увлеченность развиваются ровно настолько, насколько в это вкладываются родители. И речь вовсе не о финансовых или материальных вкладах. Каждый родитель обязан открывать перед своим чадом двери во внешний мир и постепенно знакомить с ним.

Неподготовленный ребенок, который нередко растет в негативной обстановке, становится замкнутым, попадая в стрессовую среду. Причина проста: родители не уделяют должного внимания, навязывают свое мнение и манипулируют. С этим чаще всего сталкиваются первоклассники и подростки, поэтому мы нередко слышим из уст ребенка всем известную фразу: "не хочу в школу!"

Разбираемся в причинах

Участвуйте в жизни вашего малыша до тех пор, пока он не научится принимать самостоятельные решения. Умейте дружить, но оставайтесь в первую очередь отцом или матерью. Если ваше чадо не хочет идти в школу, то не стоит закрывать на это глаза и обвинять в этом малыша: нужно найти проблему и искоренить ее.

  • Во-первых, говорите с ребенком. Обсуждайте, как прошел его день, расспросите о новых друзьях и об учителях. Ваша задача - следить за реакцией малыша: блеск в глазах, радостная улыбка, уставший вид, уклончивые ответы - каждая деталь важна, ведь она скрывает душевное состояние ребенка. Это правило касается не только первоклассников. Внимательный родитель проявляет инициативу и участвует в жизни своего чада с раннего детства и тогда не сталкивается с обманом или скрытным поведением ребенка-подростка.
  • Во-вторых, проанализируйте учебный день ребенка. Причина отказа от школы может лежать на поверхности: у малыша слишком много занятий и плотный график. Не старайтесь записать ваше чадо во всевозможные кружки и курсы. Если он не будет посещать хореографию или учить третий иностранный язык, то это вовсе не означает, что ребенок вырастет глупым и неразвитым. Запомните! Дети всегда выбирают занятия им по душе, иногда за ними достаточно лишь наблюдать и помочь им направить свою энергию в нужное русло.

Проблемы старшеклассников

Чем старше ребенок, тем больше трудностей. В подростковом возрасте на многие вещи открываются глаза, и интерес к внешнему миру проявляется в несколько раз сильнее. Вспомните себя в шестнадцатилетнем возрасте. В тот период было несколько важных истин: запретный плод сладок, взрослым не понять внутренний мир подростка, все мы индивидуальны, мода и субкультура в приоритете. Когда вы осознаете, что задолго до построения семьи вы были такими же детьми, то вам будет проще находить компромисс со своим чадом. Давайте узнаем основные причины, почему подросток не хочет идти в школу.

Конфликты с учителями

Не всегда детское хамство и наглость могут служить поводом для ненависти со стороны преподавателей. К сожалению, дети имеют право на выражение своего мнения в стенах школы, что нередко проявляется обычным хамством. Бывают сложности в отношениях с преподавателями. Есть учителя, которые готовы исправлять свои ошибки и общаться с детьми, но встречаются и другие, старающиеся максимально испортить жизнь смелому умнику. Здесь важно помнить одно золотое правило: если вы не доверяете вашему ребенку и не прислушиваетесь к нему, то никто этого делать не будет. Прежде чем обвинять чадо в нежелании посещать школу, попробуйте узнать его точку зрения, предварительно выслушав.

Негатив со стороны сверстников

Дети жестоки, и это всем известно. Давайте ребенку возможность выбирать самостоятельно одежду и занятия, не давите и не навязывайте свое мнение. Если ваш сын не хочет в школу, потому что ему не нравится сумка, и он считает, что она слишком детская или женственная, то, возможно, он прав. Поговорите с ним, вероятность того, что злосчастная сумка является причиной издевок со стороны школьников, - 99%. Речь идет не о материально обеспеченных и избалованных детях, а о среднестатистических, в меру обеспеченных семьях.

Душевные проблемы и переживания

Дети влюбляются, разочаровываются, радуются, ненавидят. Они склонны проявлять импульсивность, а по мере взросления их настроение может меняться гораздо чаще, чем вы думаете. Запомните одно: если вы не будете проявлять неподдельный интерес и сопереживать ребенку, то вы не сможете завоевать доверие. Маловероятно, что с его взрослением, вы будете в числе первых и важных людей, которые будут посвящены в тайный мир подростка, а ваше законное место попросту займут друзья и новые знакомые ребенка.

Загруженный рабочий день

Единственная причина, почему дети готовы терпеть ненавистные уроки фортепиано и курсы латинского языка - это страх разочаровать вас. А это чувство, как правило, формируется с раннего детства. Если вы манипулируете, угрожаете ребенку и обвиняете его, повышая тон, то не удивляйтесь, что у вашего чада развивается бурная ненависть как к вашей деятельности, так и к своей жизни.

Ребенок не хочет в школу: что делать

  1. Прежде всего, разговаривать. Вы должны проявлять интерес не ради «галочки», а ради понимания вашего чада. Дети чувствуют безразличие со стороны родителей, и чем старше они становятся, тем сложнее получить их доверие. Как правило, они закрываются в своем внутреннем мире, ограждая себя от проблем. Справиться в одиночку со сложностями невозможно, поэтому проявляется агрессия, злоба и апатия. Отталкивая ребенка от себя, вы показываете ему дорогу в мир ненависти и недопонимания.
  2. Устали слышать привычную фразу - "не хочу в школу"? Поменяйте режим вашего ребенка. Обратите внимание на его питание, состояние здоровья, на количество учебных часов и дополнительных кружков. Иногда ваш ребенок может банально устать, переутомиться. В этом случае несколько лишних выходных не помешают.
  3. Будьте терпимее. Не давите на своего ребенка, не стройте на него планы и не возлагайте ложных надежд, не пытайтесь его равнять под свой статус и положение. Сын или дочка - неважно, ведь все дети уникальны по-своему. Манипуляциями и унижениями вы сможете нанести вред психике ребенка и подавить его развивающуюся личность.
  4. Мотивируйте и стимулируйте. «Не хочу идти в школу, потому что там скучно,» - это одна из распространенных причин отказа. Вы - родитель и как никто должны обращать внимание на современную систему образования. Мнения детей не учитываются, их заставляют выучивать наизусть целые страницы, содержания которых они даже не понимают. Вы как главенствующий член семьи, мудрый и рассудительный, должны объяснить ребенку, что школа - это не каторга, и она необходима в рамках закона, но не более. Расспросите, какие предметы интересны вашему чаду, а какие вызывают недоумение и отвращение. Если нужна помощь, то смело нанимайте репетитора и помогайте подтянуть знания малыша.

Если ребенок не проявляет математических способностей, но с радостью читает литературу на трех языках, то перестаньте оказывать давление и дайте возможность направить энергию в нужное русло. Оценки - это не главное, потому не стоит наказывать детей из-за плохих отметок. А от лишней «тройки» еще ни один человек не пострадал. Интересный факт, но даже Альберт Эйнштейн и Чарльз Дарвин не были круглыми отличниками, а некоторые предметы для них были безразличны.

Давая свободу ребенку, вы перестанете слышать ненавистную фразу «не хочу в школу!». Запомните! Мышление, характер и поведение чада формируются только исходя из окружающей обстановки, атмосферы в семье и инициативы родителей. Вы не должны стремиться сделать из вашего ребенка того, кем не стали вы. Главная задача - помочь ему взрастить в себе развитую личность. Выполняя все вышеперечисленные правила, вы заметите, как малыш перестал кричать о том, что он не хочет ходить в школу.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

Каждое утро начинается с маленького шока: «КАК?! УЖЕ?!». Да, на часах 07.10, и это значит — все, приехали, надо вставать и будить злого ребенка. За окном - глаз коли. Сижу на кровати и думаю, что отмазки «ой да ладно, не так уж и надо идти на эту прессуху» в случае со школой не работают.
Одеваемся, как две зомби под водой. Спасибо, завтрак детям полагается в школе. Пользуясь моим состоянием, Маша кладет в чай еще одну ложку сахара. По крайней мере, одну я замечаю. «В сахаре много энергии», - голосом сони из чайника говорит она.
До школы идти минут 10. По снегу дольше. Портфель почти всегда несу я. Если погуглить этот вопрос, то окажется, что, по разным данным, ранец первоклассника не может быть тяжелее 1,5-2,5 кг со всем барахлом. Для этого в свое время было предложено разделить учебники на две части, чтобы они были полегче. Разделили, напечатали каждую часть увеличенным форматом, на хорошей бумаге, в ламинированной обложке. Получилось то же самое, но два раза.

Дневник — помните, он был, как толстая тетрадка? Сейчас это тоже книжка в твердой обложке. Кроме учебников надо таскать всякие причудливые штуки типа коробки с деревянным счетным материалом. Помните советскую домодельную кассу цифр, букв и слогов? В общем, раньше не только вода была мокрее, но и касса цифр была легче... И «тетрадей на печатной основе» - гибрида тетрадки и учебника — не было. Однажды, озверев, я взвесила портфель в типичный вторник: 4 с половиной кило...

Я несу портфель, Маша мотает пакетом с туфлями и мешком с физкультурной формой. Там кроссовки, через пять минут она начинает скрипеть, что ей неудобно, забираю мешок, несу.

В пятницу мешок сменился лыжами. Лыжи сразу понесла я, и ботинки. Но физкультурница обрадовала через Машу, что «если погода непонятная, приносить и лыжи, и форму». Фиг ей. Если погода непонятная, ничего не возьму. Я тоже соня, я хочу в чайник...

Господи, середина дня, а так хочется спать... Такой режим — это совершенно не мое. А вечером после работы вторая смена — проверка уроков. Сначала я к этому подходила либерально: не хочешь уроки делать? Да и не надо. Сама потом объясняйся. Но давешние «грущю» и «гормонь» показали, что это неправильный метод. Заглядывать в уроки надо. Но бесполезно. Когда Маша говорит: «А как яхту писать — зеленым квадратиком с двумя усиками?», мне остается только интеллигентно переспросить: «Че-во?».

Вместо того, чтобы учиться писать и читать, первоклассники препарируют слова. Не знаю, кому из них это интересно, что слово «яхта» изображается пятью квадратиками, часть из них зеленая, часть — синяя, еще есть красные и сверху где-то колокольчик, и возможно еще что-то, но я просто боюсь углубляться. Потому что я с утра до вечера хочу спать и не хочу ходить в школу.

Но есть и радости. В нашей школе существует «летный класс» — какой-то тренажер, и детей туда водят на продленке. По идее, к концу школы они будут уметь водить самолет. Вчера Маша грустно сказала, что, да, она туда уже первый раз сходила, и ее истребитель упал и взорвался. Насыщенный день у девочки выдался. Истребитель угробила на продленке. Только ради этого стоит вставать в 07.10.

«Не хочу делать домашку!», «Опять эта школа!», «Скорее бы каникулы!» Каждый из родителей хоть раз слышал такое от своего ребёнка, а для некоторых учебный процесс превращается в настоящее ежедневное противостояние. Школьников можно понять: образовательная система, увы, далеко не идеальна. Однако родителям под силу компенсировать школьные недостатки и сделать так, чтобы ребёнок учился с удовольствием. Мы собрали 5 действенных советов – начните применять их прямо сегодня и уже через неделю увидите первые результаты!

Замените наказание на поощрение

В нашей культуре принято обращать внимание на промахи, а вот успехи часто воспринимаются как должное. Приучите себя постоянно хвалить ребенка, даже если со стороны его достижение выглядит как незначительная мелочь. Восклицания типа «молодец», «умница» или «здорово» не подходят: необходимо словами описать сделанное. «Ты так ровно закрасил этот квадрат, ни разу не вышел за границы», «Всего пять минут на решение задачи, вот это да!», «Как аккуратно написана эта строчка, я вижу, ты очень старался», «Уже выучил стихотворение? Какая у тебя хорошая память!»

С ненавистными прописями в первом классе это тоже работает: не указывайте ребёнку на неудачно написанные буквы, лучше подчеркните те, которые вышли лучше всего. Даже если вся строка состоит из ужасных кривулин, всегда можно найти наименее страшную и похвалить за неё. Поверьте, это работает гораздо лучше, чем упрёки в стиле «ты совсем не стараешься!» или «пиши аккуратнее!»

Немного тренировки – и вы в совершенстве овладеете навыком постоянного поощрения, а ваш ребёнок почувствует себя гораздо спокойнее и увереннее, и будет изо всех сил стараться, чтобы у вас всегда был повод для похвалы.

Добавьте учебникам жизни

Школьные учебники способны усыпить даже взрослого, не говоря уже о непоседливых школьниках. Попробуйте разбавить скучную теорию интересной практикой или просто примерами из жизни. Разрежьте на дольки яблоко, чтобы объяснить сложение дробей, найдите фотографии Ангары и Лены чтобы проиллюстрировать тему «Восточная Сибирь», расскажите, как знание формулы длины окружности помогает инженерам настраивать ездовые качества автомобилей, посадите семечко и рассмотрите, как оно пускает корни. Не хватает времени, фантазии или знаний? Поисковики вам в помощь! Интернет битком набит обучающим контентом – вам только нужно выбрать подходящий. Главное – разбавить сухие строчки учебников, наполнить их живыми и понятными ребёнку образами, а уж восприимчивая детская память доделает всё остальное.


Используйте современные технологии

Современные дети не вылезают из смартфонов, а значит, можно (и нужно!) использовать их для обучения, благо специальных мобильных приложений хватает. Хороший пример – онлайн-викторина Trivia Crack, которая в развлекательной форме подаёт серьёзные знания почти по всем школьным предметам – истории, географии, литературе, математике и другим. Как и в любой игре, в Trivia Crack присутствует элемент соревнования, который направляет обучение в совершенно новое русло. Ребёнок сам не заметит, как окажется вовлечённым в процесс, а поданная в игровой форме информация запомнится гораздо быстрее и лучше.

В некоторых европейских и американских школах учителя даже проводят соревнования по Trivia Crack между классами: кто ответит на большее количество профильных вопросов, тот и победил. В наших школах до такого пока не дошли, но дома вам никто не мешает пробовать современные технологии. Помимо интереса к обучению такой подход принесет ещё один бонус: ваш ребенок будет воспринимать вас не как старомодных «предков», а как современных родителей, которые «шарят». Это здорово сближает!


Исключите внешние причины

Потеря интереса к учёбе может быть связана с какими-то внешними факторами. Может, вашего ребенка дразнят одноклассники? Или отругала учительница? Или ему не нравится новая школьная форма? Или вы сами слишком строги к сыну или дочери и требуете только отличных отметок? Психика детей не всегда может сопротивляться стрессу, и тогда включается защитная реакция: ребёнок всячески увиливает от выполнения домашки, отказывается идти в школу, может даже заболеть (врачи называют это психосоматикой).

Ваша задача – выяснить, что тревожит ребёнка. Попробуйте аккуратно расспросить его, покажите, что тревожитесь и готовы помочь. Только ни в коем случае не обесценивайте детские переживания, даже если они кажутся вам незначительными. Нельзя советовать «будь умнее и не обращай внимания» сыну, которого дразнят одноклассники, или говорить «да ладно тебе, нормальная форма» дочери, которой не нравится отражение в зеркале. Психологи в таких случаях советуют разделить с ребенком его чувства, чтобы он почувствовал поддержку. Представьте себя на его месте. Скажите: «Ужасно обидно, когда дразнятся», «Так неприятно, когда учительница ругает тебя перед классом», «Ты не чувствуешь себя красивой в этой блузке». Сочувствие позволит ребёнку избавиться от напряжения и поможет вернуть интерес к учёбе.

Устройте внеплановый выходной

А может, ваш ребёнок просто устал? Требования к современным школьникам высоки, так что к середине четверти у него может просто не остаться сил на ранние подъёмы и домашние задания, особенно если после школы он ещё посещает какие-либо кружки или секции. Устройте выходной – прямо посреди недели! Дайте ребёнку выспаться, сходите вместе в кино или на прогулку, позвольте ему заняться тем, чем он сам захочет – хоть лежать на кровати и ничего не делать. За один день ваш школьник вряд ли сильно отстанет от учебного процесса, зато на следующий отправится в школу полным сил.