Оценивайте объективную реальность. Наше мышление может быть эффективным только в том случае, если оно основывается на реальности. Реальность является объективной и существует независимо от ваших желаний, прихотей и целей. Ваше мышление будет продуктивным до тех пор, пока вы способны точно воспринимать и интерпретировать эту реальность. Это требует объективности - возможности разделять понятия «что есть» на данный момент, от того, во что вы верите или во что хотите верить.

    Будьте готовы к восприятию информации. Разум, не готовый к восприятию информации, отрезан от реальности. Человека, думающего таким образом, очень легко узнать. Он/она имеет жесткий набор мнений и установок, которые не поддаются обсуждению. Такого мыслителя сложно понять, так как для этого необходимы определенные опровержения. Если вам кажется, что вы говорите со стеной, то, возможно, вы столкнулись именно с таким человеком. Однако быть открытым к восприятию информации не значит, что вы не должны отстаивать правду, которая вам известна, а также поддерживать любую точку зрения. Правда сможет противостоять сомнению; лишь иллюзия несет угрозу обмену мыслями.

    Не стоит терпеть постоянную и непродуктивную двусмысленность. Большинство решений, с которыми вы имеете дело, содержат определенную долю двусмысленности, серую зону между очевидными черно-белыми альтернативами. Это не аргумент в защиту неопределенности. Это рекомендация тренировать силу мысли для становления ясности. Неоднозначность часто является симптомом небрежности, неполного или иррационального мышления. Когда вы испытываете такое состояние, следует тщательно изучить ваше окружение, ваши принципы, знания и эффективность вашего мышления. Знание является прогрессивным поиском ясности, а не неопределенности и растерянности.

    Избегайте массовых увлечений. Когда определенное понятие становится популярным, многие люди принимают его, тем самым становясь частью «толпы». Это, как правило, свидетельствует о согласованности, а не о критическом мышлении. Смотрите (и думайте), прежде чем присоединиться к толпе.

    Проведите черту между наблюдением и логическим выводом, установленными фактами и гипотезами.

    Воздерживайтесь от суждений, пока не будете уверены, что владеете достоверной информацией. Вы можете поторопиться с выводами и попасть в ловушку. С другой стороны, когда вы владеете достоверной информацией, то не стоит бояться рассуждать. Рассуждение является частью процесса мышления, применением вашей способности делать выводы о реальности.

    Сохраняйте чувство юмора. Вы не сможете мыслить трезво, если вам будет казаться, что это вопрос жизни или смерти. Способность смеяться над собой и видеть юмор в других ситуациях часто помогает сохранить ясность мышления и точки зрения. Однако, будьте осторожны со смехом, используемым в качестве оружия, чтобы очернить ваши ценности, или же применяемым как способ психологической защиты. Такие методы требуют серьезного ответа.

    Развивайте любознательность. Мир полон вещей, о которых вы еще не знаете. Любопытство это признак ума, свободного и открытого для восприятия чудес реальности, не боящегося столкнуться с неизвестным для получения новых знаний. Любопытный мыслитель будет изучать новые способы, помогающие по-другому смотреть на вещи и действовать. Обучение может стать приключением, которое подразумевает постоянные и захватывающие открытия, если вы стремитесь к любознательности.

    Бросьте вызов общепринятому мнению. Каждая культура основана на определенных предположениях, которые являются довольно сомнительными. Галилео Галилей, итальянский астроном и математик, предстал перед инквизицией, потому что он посмел подвергнуть сомнению "правду" о том, что Земля является центром Вселенной. Даже сегодня члены Flat Earth Society (Общество Плоской Земли) считают, что мир плоский, как блин! Вы не можете предположить, что то, что принято считать истиной, действительно ею является. Правда устанавливается в ходе рационального мышления, а не опроса общественного мнения или учета прежнего опыта.

    Сопротивляйтесь эмоциям. Эмоции могут затмевать разум. Когда вы злитесь или испытываете восторг, ваши мыслительные процессы не будут работать так же, как тогда, когда вы находитесь в более спокойном настроении. Остерегайтесь ситуаций, в которых ваши эмоции умышленно спровоцированы лестью, страхом или восхищением в то время, когда вам нужно принять решение. Это может быть специальной стратегией, нацеленной на то, чтобы сфальсифицировать результат.

    Не стоит угождать другим. Лесть является одним из наиболее действенных методов переубеждения. Если кто-то начинает льстить, то так и знайте, что вас хотят переубедить или прикарманить ваши деньги. Иногда очень тяжело отличить искренний комплимент от тщательно продуманной манипуляции.

    Не стоит завышать свою самооценку. Очень часто на наши решения может повлиять желание выглядеть особенным образом перед самим собой или перед другими людьми. Если вы слишком озабочены тем, чтобы предстать в определенном свете, то вы можете говорить и делать вещи, которые на самом деле не пойдут на пользу вашим интересам. Как только вы поймете свою значимость, игра на публику уже не будет казаться вам такой заманчивой.

    Не забывайте о перспективах. Когда вы находитесь в разгаре решения важного для вас вопроса, очень легко потерять сбалансированный взгляд на ситуацию. Неплохо было бы рассматривать вопрос в более широком спектре. Вот один из способов определить перспективу: по шкале от одного до десяти насколько критичной является ситуация, если один – это засохшее растение, а десять - ядерный взрыв? Является ли ситуация настолько критичной, насколько кажется на первый взгляд?

    Будьте в курсе негласных правил. Иногда то, как мы себя ведем, диктуется негласными правилами. Если вы о них не знаете, то вы не будете обладать достаточными знаниями для того, чтобы принять мудрое решение. Если вы ознакомлены с ситуацией, то, скорее всего, вы знаете правила (например: не раскачивать лодку, не ставить под сомнение мнение босса, не спорить с профессором). Если вы находитесь в незнакомой ситуации (или чужой культуре), то следует быть очень наблюдательным или спросить тех, кто больше знаком с ней. Это не означает, что вы должны быть ограничены данными правилами, рекомендуется просто их знать.

    Будьте в курсе невербальных знаков общения. Речевое общение составляет только половину того сообщения, которое пытаются до вас донести. Другую часть сообщения передают невербальными знаками. Вы должны научиться воспринимать и то, и другое. Если кто-то ведет себя дружелюбно, но при этом болезненно сжимает вашу руку при рукопожатии, то у вас может быть повод усомниться в том, что говорит этот человек! То же самое случается, если кто-то растягивается на спинке стула и, зевая, говорит вам о том, как интересны ему ваши идеи. Чем яснее ваше восприятие фактов ситуации, тем яснее будет ваше мышление.

    Если на вас давят, то следует остановиться и подумать. Импульсивные решения часто бывают ошибочными. При оказываемом давлении на принятие решения соблазн принять его как можно скорее возрастает. Вы можете оправдать это тем, что лучше принять хоть какое-то решение, чем не решиться вовсе, но так случается крайне редко. Нерешительность является признаком того, что у вас нет навыков, способствующих принятию решений. Импульсивность, в свою очередь, говорит о том, что очень скоро вы будете пожинать плоды ошибочного решения!

    Будьте выше ярлыков и стереотипов. Ярлыки и стереотипы – это типы психической стенографии, которые могут облегчить мышление и общение. Если вы нуждаетесь в мебели на четырех ножках, предназначенной для сидения, то легче всего попросить стул и игнорировать многочисленные возможные варианты дизайна и материалов. Тем не менее, если вы находитесь в поиске работы, вы не должны быть удовлетворены стереотипным описанием того или иного рода занятий. Вам нужно точно знать, что на самом деле значит быть полицейским, нейрохирургом или финансовым аналитиком. Точно так же общение с людьми из разных слоев общества и представителями разных культур может усложняться наличием стереотипов, которые мешают увидеть правду.

    Избегайте негативных разговоров с самим собой. Многое из того, что проходит сквозь ваше мышление, - это ваш внутренний монолог. Этот разговор с самим собой часто принимает форму критических суждений и взглядов о себе. Ваши навыки мышления могут быть уничтожены разговором с самим собой, который передает негативные сообщения снова и снова, усиливая негативную самооценку («Я ничего не могу сделать хорошо», «Я просто не такой умный, как все остальные») или отношение («Никому нельзя доверять», «Школа - это пустая трата времени»). Если только не заменить такое негативное мышление более позитивным разговором с собой. Это невольно повлияет на ваши решения. Основополагающим элементом в таком изменении является повышение самооценки. Консультация является хорошим решением для такого рода проблем.

    Ищите последовательность. Ральф У. Эмерсон однажды написал: «Глупая последовательность является суеверием недалеких умов». Вдумчивая последовательность, однако, является отличительной чертой тщательного и всестороннего мышления. Последовательность и логика являются критериями, которые должны применяться всегда, что бы вы ни решали. Непоследовательность часто используется, чтобы скрыть правду.

    Практикуйте сочувствие. Существует индийская поговорка, в которой говорится, что прежде чем осуждать, вы должны пройти милю в обуви другого человека. Другими словами, вы не должны никого осуждать, прежде чем не поймете всю ситуацию полностью. Практикуя этот тип сопереживания, вы уменьшите вероятность принятия поспешных суждений, о которых позже можете пожалеть. Вы также можете обнаружить, что немного понимания облегчает более глубокое понимание мыслей людей и их поведения. Чем глубже вы будете понимать себя и других, тем мудрее будут ваши решения.

    Уделите время тому, чтобы проверить факты. Если у вас нет достоверных фактов, то ваши решения, вероятно, будут искажены. В важных вопросах, вы должны попробовать получить информацию из первых рук. Если вы пытаетесь принять решение по поводу выбора карьеры и хотите узнать о своих профессиональных навыках, то лучше всего пройти тест на профпригодность, чем спрашивать приятелей о том, что вы умеете делать хорошо. Точно так же, лучше всего узнать о тонкостях определенной профессии, основываясь на общепринятых нормах, а также на мнениях работников, чем на стереотипах, которые могут нести лишь часть правдивой информации. Эта информация исходит из надежного источника? Можете ли вы найти другой источник, подтверждающий эту информацию? Если вы можете ответить утвердительно на эти вопросы, то можете быть более уверенными в фактах, которые используете в качестве основы для принятия ваших решений.

    Проверьте достоверность вашей информации. Информация может быть надежной, но не действительной. Срок действия связан с соответствием информации контексту, в котором она применяется. Правдивой информацией может оказаться то, что если зажечь спичку, то она загорится, если только вы не под водой или в вакууме космического пространства! Контекст очень важен!

    Развивайте умение слушать. Когда дело доходит до разговора, то мы слышим то, что слушаем. Умение слушать - это еще один навык, который мы воспринимаем как нечто должное, но очень редко используется его настолько эффективно, насколько мы думаем. Как часто посреди разговора вы вдруг понимали, что другой человек задал вам вопрос, но вы его не услышали? Как часто вы так озабочены своими собственными мыслями, сидя в классе, что даже не слышите, что говорит учитель? Это случается со всеми нами, что лишний раз подтверждает тот факт, что этот, казалось бы, простой навык развивать очень трудно. Чем лучше вы будете слушать, тем более правильную информацию получите. Чем более правильная информация у вас есть, тем более качественными будут решения, которые вы примете.

Костанайская обл., г.Рудный,
сш №4 с углублённым изучением математики,
Кучина Оксана Владимировна, учитель географии.

ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

Критическое мышление было описано как «мышление о мышлении ».

Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к возражению или принятию альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и привитию критичности в других.

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

  • сбор релевантной информации;
  • оценку и критический анализ доказательств;
  • гарантированные выводы и обобщения;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

Наряду с более сложными задачами, такими как критическое размышление над преподаванием и обучением, оно также может включать признание неустановленных предположений и ценностей, признание проблем и обнаружение эффективных средств для их решения, понимание важности установления приоритетов и преимущественное значение в решении задач.

Критическое мышление детей и подростков в классе

Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.

Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования детской любознательности и развития их навыков критического мышления.

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • вывод;
  • интерпретация.

Процессы и навыки, используемые при изучении, могут включать:

  • сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;
  • оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;
  • сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе более широкого опыта.

На более поздней стадии изучения их работы посредством дальнейшего обсуждения с учителями, рассмотрения и пересмотра их временных заключений, детям может быть оказана помощь в выстраивании понимания их собственных процессов обучения, включая:

  • оценку;
  • объяснение;
  • метапознание.

Ниже приведены шаги, которые дети могут предпринять, опираясь на помощь со стороны и навыки, которые они будут использовать в осуществлении классной работы:

  1. Проанализируйте информацию, полученную из визуального или устного доказательства.
    Задание может быть применено и к информации, полученной из чтения основных первоисточников, и к данным, собранным из обзора или анкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких вторичных источников, таких как учебник, энциклопедия или web-сайт.
  2. Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы, структурирующие исследование доказательств либо определяющие более поздние действия, лежащие в основе аргументов.
  3. Проанализируйте, как эти ключевые компоненты, визуальные и устные доказательства соединены и взаимодействуют друг с другом.
  4. Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельными изображениями или между различными мнениями и воспоминаниями.
  5. Синтезируйте, соединяя различные источники информации, для построения аргумента или ряда идей. Установите связь между различными источниками, которые формируют и поддерживают Ваши идеи.
  6. Оцените законность и валидность доказательств Ваших исследований, и как доказательства поддерживают или противоречат Вашим предположениям и возникающим идеям.
  7. Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов на вопросы, заложенные в основе исследования.
  8. Обоснуйте идеи и интерпретации в защиту аргументов сформулированных выводов и идентифицированных значений.

Основные особенности , которые необходимо найти в критическом мышлении детей:

Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности или достоинства альтернативных предположений и перспектив.

Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).

Самосознание. Признание наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.

В целом критические мыслители активны, задают вопросы и анализируют доказательства, сознательно применяют стратегии для определения значений; критические мыслители скептичны,относятся к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; критические мыслители открыты для новых идей и перспектив.

Для развития навыков исследования предлагаю развитие критического мышления через следующие стратегии:

“Кластер” (гроздья)

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

“Дерево предсказаний”.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Стратегия Отсюда-сюда.

  1. Группа получает общее задание по теме.
  2. Каждый член группы получает «свой» объект исследования.
  3. Сбор информации об объекте.
  4. Обмен информацией в группе.
  5. Выделение общего для запоминания основной части таблицы.
  6. Заполнение таблицы.
  7. Написание совместного исследования по теме.
  8. Презентация исследования.

Ромашка Блума.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

  1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
  2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
  6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Синквейн.

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.

Диамант.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

1-я строка – существительное, тема диаманты.

2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие–то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты.

3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению.

4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям).

5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму.

6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму).

7-я строка – существительное, антоним теме.

«ИНСЕРТ» Чтение текста с пометками:

Я это знал,

Я этого не знал,

Это меня удивило

Хотел бы узнать подробнее.

Составление таблицы, выписываются основные положения из текста + - ! ?

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление

«Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Шесть шляп мышления

  • Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
  • Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
  • Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
  • Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
  • Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
  • Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано

Почему - 6 W- .

  1. Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы:
  2. Почему? Зачем? По какой причине?…
  3. Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,

«Да потому…»

Приемы по развитию навыков прогнозирования

  1. Верные и неверные утверждения
  2. В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
  3. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

Существует несколько стратегий критического мышления. Их можно сформулировать в виде полезных советов, которые в общих чертах, несомненно, Вам знакомы:

  1. Управляйте своим временем.

Старайтесь не плыть по течению, а направлять усилия на действительно важные вещи, которые лучше спланировать заранее. Если убрать то, что не столь важно – высвободится ресурс времени и сил, которые можно направить на решение важных задач. От чего избавиться – решать Вам: от серфинга по сайтам, или от бесполезной внутренней и внешней болтовни, или от сожалений о так и не сделанном, или от бесплодных переживаний о будущем (переживания отнимают много сил и времени).

  1. Сосредоточьтесь на одной теме.

Помимо ежедневных (текущих, необходимых к выполнению) дел, в свободное время постарайтесь сосредоточиться на какой-либо одной, важной для Вас, теме. Начиная работать над ней, постарайтесь сформулировать проблему в виде утверждения или вопроса. Задумайтесь о том, как она повлияет на Вашу жизнь, Ваши цели, потребности. Постарайтесь углубиться в тему, рассмотреть все «за» и «против», учесть разные точки зрения и сформировать свою собственную. Критическое мышление предполагает стремление к получению максимально объективного знания. Стратегия критического мышления выглядит в виде цепочки: нахождение проблемы –> анализ –> поиск вариантов решения –> выбор окончательного варианта и пути выполнения –> действие.

  1. Формируйте собственные интеллектуальные стандарты.

Определите для себя те, которых будете стараться придерживаться. Для каждой из недель выберите какую-либо цель, и в каждый из дней недели старайтесь её выполнять. Например, одну неделю можно стараться целенаправленно концентрировать внимание на краткости и точности, формулируя свои мысли и высказывания. Другую можно посвятить ежедневному неукоснительному наведению порядка на рабочем столе (недаром говорят, что каков порядок на столе – таков и в голове). И т.д.

  1. Изучайте разные точки зрения.

Старайтесь рассмотреть изучаемый материал с разных сторон, не зацикливаясь на том, что уже известно Вам. Изучите разные точки зрения, составьте свое мнение. Задумайтесь, какие ошибки допускали, в чем заблуждались, какими открытиями обогатились.

Человек, владеющий критическим мышлением, не принимает информацию на веру, а старается проверить её, узнать о предмете изучения как можно больше, глубже. Это выручает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Много интересной информации можно найти в книге Дайаны Халперн «Психология критического мышления». Автор (американский психолог и преподаватель) убеждена, что критическое мышление можно и необходимо развивать.

Психология критического мышления

Психология критического мышления представляет собой целый комплекс когнитивных навыков и стратегий, приводящих к целенаправленным, логически обоснованным и взвешенным результатам. Её отличает чёткость мыслей; логичность, структурированность информации и корректность её интерпретации; открытость новому и в то же время способность воспринимать его критически; постоянное стремление к самосовершенствованию. Психология критического мышления позволяет не становиться объектом манипулирования, замечать его признаки и не допускать его влияния на свою жизнь.

Среди ключевых навыков критического мышления – наблюдательность, умение мыслить логически, интерпретировать, анализировать, делать выводы и давать оценку. Критическое мышление опирается на метазнание (это знание о знании, когда человек способен не только проявить навык, но и объяснить механизм, как он это делает), ясность, прочность, правдоподобие, значимость, кругозор, глубину, справедливость и другие критерии интеллектуальности. Цели критического мышления можно определить как самосовершенствование и саморазвитие, способность принимать взвешенные решения, работать с информацией и анализировать происходящие явления. Цели критического мышления включают развитие мыслительных навыков, необходимых не только в обучении, но и в повседневной жизни.

Психологию критического мышления отличает ряд признаков, среди которых:

  1. Способность, опираясь на собственный опыт и известные способы решения проблемы, проявлять самостоятельность в оценке ситуации, выводах и принятии решений. Чем больше информации собрано и чем больше способов решения найдено, тем лучше это отразится на результате.
  2. Умение работать с информацией: найти, проанализировать, отобрать «рациональное зерно», установить необходимые связи интересующим объектом, применить. Дайана Халперн при решении задач для структурирования процесса мышления выделяет четыре стадии: подготовка и ознакомление, выработка стратегии, принятие решения и оценка эффективности.
  • Умение правильно формулировать вопросы и разрабатывать правильную стратегию решения проблем, ведь правильно заданный вопрос может содержать половину ответа. Можно использовать советы Д. Халперн:

1) формулируйте задачу по-разному, чтобы взглянуть на проблему с разных сторон, под разными углами;

2) обдумывайте даже невероятные сценарии развития, в том числе негативные варианты (чего обычно мы неосознанно избегаем), стараясь проработать и их;

3) составляйте перечень из всех найденных возможных вариантов, с тем чтобы постепенно отобрать максимально подходящие.

  1. IV. Умение в споре использовать обоснованные исчерпывающее аргументы и рационализаторские предложения.
  2. V. Умение спорить: дискуссии и дебаты позволяют рассмотреть ситуацию с разных сторон, учесть всё и принять максимально взвешенное решение. Но в спорах важно следовать этике, избегая личных выпадов и возможных обид.

Приёмы критического мышления

В арсенале современных педагогов имеется множество специальных методических приемов, развивающих критическое мышление.

Рассмотрим некоторые из них, например прием «Кластер», помогающий структурировать изучаемый материал графически и улучшить его восприятие.

«Кластер» :

  1. В центре чистого листа или доски вписывается ключевое слово (или понятие, или тезис), выражающее основную мысль. Это «планета».
  2. Вокруг вписываются слова или предложения, которые содержат факты, идеи, образы по данной теме. Это – «спутники планеты».
  3. Появившиеся слова и предложения соединяются с ключевым понятием прямыми линиями. К каждому из «спутников» путём установления логических связей подбираются свои «спутники».

Полученная структура отразит ход размышлений и определит информационное поле изучаемого текста. Советы:

  • не бойтесь дать волю интуиции и воображению; записывайте все, что приходит на ум;
  • заканчивайте, если идеи иссякли или отведённое время вышло;
  • не старайтесь следовать плану: Ваша цель – установить как можно больше связей.

«Кластер» позволяет охватить большой объем информации, его следует использовать как поле идей, с тем чтобы впоследствии конкретизировать отдельные направления развития темы. Их можно будет затем укрупнять, детализировать, выделять отдельные аспекты для более глубокого изучения.

Хорошо помогает комплексно изучить тему следующий прием развития критического мышления: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

«Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Разлинуйте чистый лист на три соответствующие графы. Ещё до знакомства с новой информацией заполните два первых столбика. По мере изучения нового материала заполняйте третью графу. Методистами рекомендуется использовать ещё две дополнительные графы: «Источники информации» и «Что осталось неясным».

Описанный приём совмещает графическую организацию и логико-смысловое структурирование материала.

Написание эссе, составление плана, конспект (или графическая разметка текста, то есть выделение цветом, подчеркивание, маркировка специальными значками, если источник информации находится в вашем личном пользовании) также относятся к приемам, развивающим критическое мышление. Появились и широко используются при групповой работе в классе приемы «Круги по воде», «Корзина идей», «Бортовой журнал», «Зигзаг», групповая дискуссия и многие другие . Пожалуй, важно не количество используемых приемов, а качество, то есть отточенность и результативность тех, которые выбраны для использования.

Хотелось бы ещё рассмотреть такой прием как игра «Ситуация» .

Она развивает логическое мышление, навыки анализа и обобщения разнородных сведений, заставляет отойти от очевидных путей, рассмотреть ситуацию глубже и беспристрастнее. Например:

  1. Представьте: вы видите бегущего человека, за которым следует толпа. Человек кричит: «Не получите золото!» и начинает стрелять. Наблюдатели ликуют. Что происходит? (Соревнование по биатлону).
  2. Мужчина копал землю и нашел золото. Три года он хранил сокровище, никому не рассказывая о нём. А спустя три года он приобрёл дом, машину, множество вещей. Что ему помешало сделать это раньше? (Он был жертвой кораблекрушения и провёл эти три года на необитаемом острове, где и отыскал клад. Когда мужчину спасли, он смог распорядиться сокровищем.)
  3. «Если посмотрите, то не сможете меня увидеть. Но если вы меня видите, то уже не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас ходить, даже если вы не можете. Иногда то, что я говорю – правда.» Что это может быть? (Сновидение.)

Интересен приём «Прогнозирование ».

Прослушав отрывок из произведения, нужно выдвинуть свои предположения о том, как всё могло закончиться. Можно предложить другие концовки к известным фильмам, рассказам и так далее.

Хочется рассказать также о приеме критического мышления «Мои предпочтения », который поможет группе расслабиться и в то же время даст пищу для психологического самоанализа.

Каждому участнику раздают листок и ручку и просят записать любимый цвет, а затем подобрать к нему три слова-характеристики (например, зелёный – свежий, красивый, яркий).

Второй вопрос: если вы гуляете в зоопарке – возле какого животного хотели бы сфотографироваться? Подберите описывающие его три слова-характеристики (например, лебедь – белый, грациозный, медлительный).

Третий вопрос: вспомните свой любимый город и также подберите три слова, характеризующие его (например, Винница – чистый, свежий, приветливый).

После выполнения заданий ведущий объявляет, как трактовать ответы:

характеристики цвета – это то, как нас видят окружающие люди;

характеристики животных – то, как вы видите себя сами вообще не с другими людьми;

характеристики города – это то, каким вы хотели бы себя видеть в работе.

Память играет одну из ведущих ролей в развитии критического мышления, ведь именно на память мы опираемся, работая с информацией и сравнивая получаемые данные с уже приобретённым опытом. Благодаря пластичности мозга, познавательные способности можно и нужно развивать в любом возрасте. Память и внимание, восприятие и мышление можно тренировать, используя развивающие игры на .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Всесторонне развитого человека невозможно представить без критического мышления – элемента, позволяющего ему сформировать свой взгляд на вещи и не зависеть от чужого мнения. Оно способствует личностному росту и подталкивает человека к развитию. Анализ ситуации и выбор пути решения – способность личности, без которой невозможно иметь свое мнение. Как развить критическое мышление?

Чтобы научиться критически мыслить, необходимо все время тренироваться. Начинать развиваться можно в любом возрасте. Тренируя мышление, человек способен выйти на новый уровень развития и приблизиться к реализации целей.

Тренировать мышление и следовать по намеченному пути не так просто, как кажется. Но определив жизненные задачи и разработав с помощью критического мышления план их выполнения, человек способен достичь успеха.

Как начинать развивать мышление

Для тренировок мышления нужно выделить время, которое обычно человек тратит впустую. Для этого необходимо проанализировать распорядок дня. Для развития мышления может быть использовано время, которое раньше тратилось на:

  • просмотр телевизора;
  • компьютерные игры;
  • социальные сети.

Первым шагом к выработки критического мышления является ежедневное проведение анализа. Под конец дня необходимо взвесить и изучить совершенные за день достижения. Требуется учитывать и количество промахов. Анализ должен заключаться в выявлении действий, во время выполнения которых были допущены ошибки. Выявив недостатки за прошедший день, следует подумать, как их можно устранить. Под конец необходимо сделать вывод, приблизило ли произошедшее к поставленной цели или отдалило от нее. На основе этих простых действий разовьется мышление, перерастающее впоследствии в критическое. Можно вести записи для выявления повторяющихся действий.

Необходимо решать по 1 задаче в день. Спеша на работу, по дороге нужно наметить какую-то главную проблему и постараться решить ее в течение дня. Человек должен стремиться получить как можно больше информации, способствующей решению соответствующей задачи. Для решения проблемы нужно проанализировать различные варианты и выбрать лучший. Определив план действий, нужно придерживаться стратегии. Если в ходе решения задачи обстоятельства изменятся, необходимо оперативно вносить изменения в план. В процессе решения задач следует развивать интеллект, внимательность, логику.

Развитие навыков критического мышления

К навыкам мышления следует подходить критически. Стоит пересмотреть их, если они приводят к нежелательным последствиям. Нужно стараться мыслить позитивно и не допускать негативных мыслей. Для , человек должен научиться:

Решив развить критическое мышление, человек должен провести черту между выводами и наблюдением. Нельзя рассуждать, не проверив сведения. Только владея точной информацией, можно делать выводы. При этом во время тренировок следует следить за тем, чтобы не исчезло чувство юмора. Способность подшучивать над собой и видеть юмор в ситуациях помогает сохранению ясного ума и ненавязчиво выражению своего мнения по поводу проблемы. Но следует проявлять осторожность, если смех используется в качестве психологической защиты.

Навыки, способствующие самосовершенствованию

Чтобы научиться мыслить критически, человеку должно быть дело до всего. В жизни есть много неизученных вещей. Любопытство развивает ум. Благодаря любознательности происходят открытия, случаются приключения. Развивший способность интересоваться происходящим не только выработает критический склад ума, но и сделает свою жизнь насыщеннее и разнообразнее.

У каждого обитателя современного мира должно быть выработано объективное восприятие информации. Нельзя всецело доверять всему тому, о чем говорят в СМИ, телевизионной рекламе. Необходимо трезво смотреть на реальность и проверять информацию, вызывающую недоверие. Правда устанавливается в ходе мышления, а не под воздействием общественного мнения. Не все предполагаемое является истиной. Необходимо научиться сопротивляться бурным эмоциям. При их проявлении, у человека может затмеваться разум.

Выработка критического склада ума и современное общество

Человеку, живущему в современном обществе, постоянно пытаются навязать чужое мнение. Следует критично относиться к информации, получаемой из:

  • рекламы;
  • уст агитаторов.

Сведения, распространяемые среди людей, не всегда являются правдивыми. Необходимо научиться отличать правду от лжи и не доверять всему слепо.

Человек должен помнить о перспективах. Любая ситуация должна оцениваться критично, а план действий обдумываться трезво. Не следует завышать или занижать самооценку. Требуется трезво понимать свои возможности и действовать, исходя из них. При этом следует заниматься самосовершенствованием. Чтение книг, занятия спортом, получение новой информации и обучение навыкам могут поднять человека на новый уровень. Бывает, что поведение человека диктуется негласными правилами. Их знание ведет к принятию правильного решения и поведения. При незнакомой ситуации или нахождении в чужой культуре, необходимо проявить наблюдательность или расспросить тех, кто ближе знаком с ситуацией. Негласные правила современного мира необходимо изучать.

Разговор является лишь составной частью общения, которое ежедневно происходит общения между людьми. Существует обмен невербальными знаками. Необходимо знать и уметь применять разновидность общения на практике. Если человек мило улыбается и ведет себя дружелюбно, но при этом стремится доставить боль собеседнику при рукопожатии, следует подвергнуть сомнению искренность данного человека. Если слушатель утверждает, что ему интересно повествование, но при этом откровенно зевает и всем своим видом показывает скуку, у докладчика появляется весомый повод усомниться в словах.

Если на человека давят, то, чтобы не ошибиться в принятии решения, следует остановиться и подумать, взвесив все за и против. Быстрое решение под чужим напором не всегда верное. Научившись анализировать, прежде чем доверять, человек сделает большой шаг на пути развития критического мышления.

Чувства и способность мыслить критически

Чтобы научиться мыслить критически, человек должен стремиться не поддаваться чувствам и общественному мнению. Ярлыки и стереотипы способны сбить с толку и привести к неверным выводам. Перед принятием важного решения, следует узнать как можно больше о всех его аспектах.

Негатив – чувство, способное сбить с толку любого. Часто человек слишком критичен к себе. Надо постараться заменить негатив на позитив. Это не только благотворно повлияет на решение, но и повысит самооценку.

Встав на путь саморазвития, не следует забывать об общечеловеческих чувствах. Нельзя осуждать других, не поняв конкретную ситуацию и действия другого человека в определенных условиях. Сопереживая, можно принять правильное решение. Осудив человека, не разобравшись в ситуации, впоследствии можно сильно пожалеть. Решая чью-то судьбу, следует поставить себя на его место. Стараясь понять поведение других людей, можно научиться правильно мыслить и принимать решения.

Факты, влияющие на принятое решение, должны быть неоднократно проверены. Пунктов для анализа должно быть много. При недостаточном количестве фактов, решение может быть принято неверно. Необходимо получить как можно больше информации из надежных источников.

Важный навык – умение выслушать. Часто человек задает вопрос, а другой просто пропускает его слова. Озабоченность мыслями не позволяет сосредоточиться и вникнуть в важные вещи. Этот простой навык развить очень трудно. Если слушать внимательно, то можно получить больше полезной и важной информации.

Учимся думать нелогично

В книгах по философии описывается логическое мышление, а также приводится пример его искажения. В современном мире ценится креативность и оригинальность. Необходимо разбираться в этом и трезво оценивать жизненные примеры.

Во время выработки критического хода мыслей, на помощь может прийти 6 чувство. Догадки о вещах, событиях, поступках существуют и на подсознательном уровне. Интуиция не подвержена логике, но она ценна в качестве дополнения в принятии решений.

Плюсы умения мыслить критически

Считается, что критическое мышление – естественный процесс, обычный ход мыслей. Однако в жизненных ситуациях люди отклоняются от этого. Воспитать и развивать мышление – значит повысить качество жизни, принимать правильные решения и добиваться успехов в жизни. Ход мысли формирует правильный взгляд на мир и развивает логику.

Развитие мышления дает много преимуществ. К ним относятся:

  • способность делать правильные выводы;
  • умение собирать нужную информацию;
  • способность обосновывать и рассуждать;
  • умение четко знать проблему;
  • умение использовать идеи;
  • взаимодействие с людьми;
  • умение использовать альтернативное мышление.

Выработав критический склад ума, человек начинает мыслить направленно, с корректированием своих выводов. Такое мышление отличается от стандартов и позволяет решать сложные задачи.

В первом уроке курса по критическому мышлению мы поговорим о том, какими нужно обладать навыками и компетенциями для его успешного развития и использования в повседневной и профессиональной жизни. В частности мы с вами побеседуем о том, что такое критическое мышление, и рассмотрим навыки и свойства, составляющие его основу. Также вы узнаете о пользе его применения в учебе и работе и пройдете тест, из которого станет ясно, какое место оно занимает в вашей жизни на данный момент. Эта информация будет для вас крайне полезна, и начать свое обучение критическому мышлению следует именно с нее.

Что такое критическое мышление

Многие люди сталкиваются с трудностями в логических и последовательных рассуждениях. Но очень важно понять, что навыки рассуждения, как и любые другие, можно и нужно в себе развивать. Изначально для этого стоит разобраться в том, что вообще такое критическое мышление, и начать применять на практике его приемы.

Если обратиться к книге Дайаны Халперн - американского психолога и специалиста в области психологии мышления, можно увидеть, что критическое мышление представляет собой целый комплекс основополагающих навыков, таких как способность давать оценки, делать заключения, интерпретировать и анализировать, наблюдать и т.д. Кроме того, критическое мышление использует логику и базируется на рядке критериев интеллектуальности: ясности, правдоподобии, точности, глубине, значимости, кругозоре и справедливости. Составными частями, пусть и в меньшей степени, здесь являются еще и ценностные установки и творческое воображение.

Говоря несколько иначе и проще, критическое мышление можно охарактеризовать как познавательную активность, связанную с применением разума и интеллектуальных способностей. Когда человек мыслит критически, оценивает и анализирует полученные данные, он использует внимание, категоризацию, выбор, суждение и другие подобные мыслительные операции. Применение же критического мышления предъявляет человеку ряд требований.

Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

Рассматривая критическое мышление в качестве процесса обдумывания, мы увидим, что оно требует от человека наличия немалого количества навыков. К таковым относятся:

  • Умение определять позицию другого человека, его аргументы и выводы
  • Умение оценивать свидетельства альтернативной позиции
  • Умение беспристрастно и объективно оценивать противоположные аргументы и свидетельства
  • Умение выявлять неверные и ложные противоположения, видеть подводные камни, читать между строк
  • Умение распознавать приемы, использующиеся для придания конкретной позиции большей привлекательности по сравнению с другими, к примеру, всевозможные или ложную логику
  • Умение организованно размышлять и дополнять процесс обдумывания логикой и проницательностью
  • Умение определять достоверность и обоснованность выводов, руководствуясь разумными допущениями и твердыми свидетельствами
  • Умение обобщать информацию и объединять суждения о доказательствах для формирования собственного мнения
  • Умение представлять свою точку зрения в обоснованной, организованной и убедительной форме

В 1987 году один из лучших американских педагогов Роберт Эннис также сумел определить способности и установки, связанные с критическим мышлением. Ими являются:

  • Способность к скептическому рассмотрению вещей
  • Способность к рассуждениям

Разговор о развитии критического мышления будет неполным, если мы не упомянем о скептицизме. С позиции критического мышления скептицизм предполагает то, что человек подвергает некоторому сомнению абсолютно все, с чем сталкивается. Это вовсе не значит, что он не верит всему, о чем слышит или что видит - он просто признает тот факт, что его взгляды могут измениться, если он получит какие-либо дополнительные сведения.

Критическое мышление предлагает применять сомнения и скептицизм конструктивно, оценивая всю имеющуюся информацию. Благодаря этому мы можем выдвигать более обоснованные и объективные суждения на тему того, что мы считаем продуктивным, правильным, верным и наоборот. Также это значительно повышает эффективность принимаемых нами решений.

Есть люди, кажущиеся боле доверчивыми по сравнению с остальными, а есть те, кто настроен более скептично. Причина кроется как в личных качествах, так и в жизненном опыте человека. Но критическое мышление не является ни врожденной особенностью, ни чертой характера - это конкретный метод, позволяющий интерпретировать события определенным образом. Скептики могут применять упорядоченный подход, а доверчивые люди - просто конструктивно подвергать все сомнению.

Что же касается рассуждений, то здесь в большей степени речь идет о рациональном мышлении. Рациональность предполагает использование причин для объяснения явлений, событий, фактов. И рассуждения, как правило, всегда начинаются именно от себя. Выглядит это примерно так:

  • Изначально человек находит причины: почему он верит во что-то или делает что-то (при этом он осознает, что именно это за причины)
  • Затем он критически оценивает свои действия и убеждения
  • В итоге он может объяснить причины своих действий и убеждений окружающим

На первый взгляд все это очень просто, ведь нам кажется, что мы знаем, почему и во что именно мы верим. Но в некоторых случаях нас начинают одолевать сомнения, вследствие чего собственные убеждения уже не кажутся такими истинными. В глаза начинает бросаться тот факт, что в действительности мы понятия не имеем о полноте информации, которой владеем, и начинаем думать: быть может, все, что мы слышим или видим - это лишь одна из вариаций?

Бывают также и случаи, когда у нас нет уверенности в том, правильно ли мы что-то объясняем и верно ли действуем. Поэтому необходимо прибегать к развитию наблюдательности и изучать основания своих собственных рассуждений, убеждений и действий, т.к. только они помогут нам провести какой бы то ни было критический анализ.

Но нельзя забывать и о том, что критическое мышление - это в основном критический анализ рассуждений окружающих. Чтобы его проводить, мы должны не только уметь находить основной аргумент другого человека, но и быть в состоянии анализировать и оценивать его детали.

Любое рассуждение, как собственное, так и чужое, состоит из анализа свидетельств и составленных на их основе выводов. Свидетельства поддерживают выводы. Вот, например, вы считаете, что сегодня прохладно. Вы говорите кому-то об этом, но он с вами не согласен, и интересуется, с чего вы это взяли. В доказательство вы можете привести показания термометра и свои собственные наблюдения за погодой на улице. В этом случае вашими свидетельствами станут лед на земле и столбик термометра на низком уровне.

А когда мы критически анализируем суждения других людей, мы можем и должны проводить следующие мыслительные операции:

  • Определять рассуждения и сделанные на их основе выводы
  • Анализировать то, как собеседник выбирал, сочетал и упорядоченно располагал суждения (так мы определим ход рассуждения)
  • Оценивать, в какой степени рассуждения подтверждают выводы
  • Оценивать обоснованность и доказательность рассуждений
  • Определять неточности в процессе рассуждений

Рассуждения, подобные рассмотренному нами примеру с погодой, мы применяем буквально ежечасно в обычной жизни. Но на учебе или в работе нам необходимы несколько иные рассуждения - обладающие формальной структурой (к примеру, отчеты, доклады). И для формирования таких рассуждений требуются дополнительные навыки, а именно:

  • Навык выбора и структурирования рассуждений (нужен для подтверждения вывода)
  • Навык последовательной аргументации
  • Навык применения логического порядка
  • Навык эффективного применения речевых средств (нужен для представления процесса рассуждений)

Каждый, кого интересует развитие критического мышления, должен уделять особое внимание развитию трех базовых компетенций, на которых основываются все остальные. Среди этих компетенций:

  • Умение мыслить. Критическое мышление - это способность к упорядочиванию, категоризации, выбору, дифференцированию, сравнению и противопоставлению (рекомендуем вам ознакомиться с интересным материалом на эту тему ).
  • Контроль эмоций. Критическое мышление является беспристрастным процессом, но в любой момент могут возобладать эмоции. Это нормально, ведь нередко приходится делать выбор между разными позициями и точками зрения. Иногда могут выбить из колеи свидетельства, которые для нас неприемлемы, или неожиданные аргументы. В большинстве случаев эмоциональная нестабильность только ухудшает ситуацию, и умение контролировать свое эмоциональное состояние является полезным и эффективным навыком, т.к. оно позволяет спокойно привести логические доводы и убедить собеседника (советуем изучить наши материалы по управлению эмоциями - вы найдете их и ).
  • Исследования и знания. Даже умея мыслить критически, не всегда можно отыскать хорошие и убедительные доказательства, не разбираясь в предмете. Критическое мышление - это еще и навык проведения собственных исследований. Помните, что способность находить данные по какому-либо вопросу облегчит вам жизнь, ведь вы будете в состоянии фиксировать важную информацию и приводить альтернативные доказательства, свидетельства и объяснения (в дополнение к этому обязательно почитайте нашу статью о - из нее вы почерпнете массу полезной информации, которая безусловно пригодится вам на практике).

Критическое мышление, помимо всего прочего, требует от человека наличия аккуратности и точности, а также неуемного стремления найти правильный ответ. А значит это вот что:

  • Быть объективным, т.е. уметь поступиться своими личными предпочтениями, убеждениями и интересами в процессе беседы, чтобы лучше разобраться в теме и прийти к более точному результату
  • Рассматривать предмет с разных сторон, т.е. исследовать информацию с разных точек зрения
  • Повторять, т.е. несколько раз обсуждать один и тот же вопрос, чтобы учесть максимальное количество деталей
  • Быть внимательным к деталям, т.е. развивать наблюдательность и уделять время обнаружению даже самых мелких подробностей, способных привести к прояснению вопроса в целом
  • Определять тенденции и закономерности, т.е. анализировать, упорядочивать информацию и выявлять повторения и сходства
  • Рассматривать отдаленные перспективы и возможные результаты, т.е. иметь в виду, что представляющееся верным сейчас может попасть под сомнение через некоторое время

А еще одной важнейшей компетенцией, способствующей развитию эффективного критического мышления, является не что иное, как самоанализ. Способность критически мыслить, как мы уже говорили, означает способность выносить точные суждения. На этот процесс воздействуют многие факторы, и знать о них следует непременно, т.к. получить без этого знания объективные сведения о происходящем очень и очень проблематично.

Эти факторы могут быть совершенно разными. Так, можно выделить убеждения, пристрастия, предубеждения, стереотипы, склонности, предположения; все то, что приемлемо и нормально для нас, и все те понятия и личные качества, в которых мы никогда не сомневаемся.

Человек, умеющий мыслить критически, предельно восприимчив к своим слабым и сильным сторонам. Он способен размышлять и давать оценку своим интересам, знаниям, мотивации, уровню компетентности и т.д. Он не пренебрегает сомнениями в своих взглядах и проверкой подтверждающих их свидетельств.

Для осознания своих недостатков всегда нужно мужество. Узнать о себе нечто новое (и не всегда приятное) может быть болезненно, т.к. большая часть людей склонна думать о себе лишь в положительном ключе. То же касается и собственной системы убеждений и ценностей - человек воспринимает то, во что он верит, как часть своей натуры, и сомнению это подвергается с трудом.

Не будет лишним заметить, что в результате критического мышления человек рискует оказаться по другую сторону баррикад, а значит, есть и риск разойтись во взглядах с родными, близкими, друзьями, коллегами. Отстаивание своей точки зрения - прерогатива смелых и мужественных людей, в особенности при вероятности ошибочности своей точки зрения.

Исходя из всего этого, умение проводить качественный и объективный самоанализ, наряду с прочими рассмотренными выше навыками и умениями, является одной из важнейших компетенций в ракурсе критического мышления. И в первую очередь нужно и трезво и беспристрастно относиться к своим недостаткам и отрицательным чертам, и по возможности, если уж не устранять их, то серьезно прорабатывать - делать так, чтобы они не мешали вам в анализе событий, явлений и фактов.

Критическое мышление, если оно развито правильно и в достаточной степени, предлагает человеку серьезные личностные преимущества по сравнению с другими людьми. Критически мыслящий человек может намного проще совершать правильный и обдуманный выбор, всегда и везде имеет свое собственное мнение и умеет его отстоять и обосновать, способен не просто слушать, но слышать окружающих людей. Такой человек может делать выводы, основываясь на анализе своего опыта и опыта других, никогда не делает выводов, опираясь на непроверенную информацию, гораздо со стороны.

Развивая вышеназванные навыки и компетенции, человек не просто учится критически мыслить, он научается взвешенно и четко оценивать последствия своих решений, грамотно формулировать задачи и способы их реализации, становится открытым для новой информации и более спокойным при столкновении с чем-либо неизвестным. И, что не менее важно, критически мыслящий человек умеет признавать свои ошибки и ошибочность своего мнения, и с уважением относится к мнению других людей, даже если оно идет вразрез с его собственным.

Польза критического мышления проявляется не только в личной жизни, но и в профессиональной сфере деятельности и учебе, воздействуя и на общение человека с окружающими, и на понимание вещей, и на личную эффективность, и на многие другие составляющие. И, беря во внимание важность этого вопроса, мы хотим предложить вам несколько рекомендаций по развитию критического мышления и его применению в учебе и работе (собственно, и в личной сфере данные советы тоже будут незаменимы).

Учитесь понимать

Критическое мышление - это превосходный инструмент для более глубокого понимания вещей, с которыми мы сталкиваемся. Например, на учебе это может быть некая дисциплина, ее основные теории и аргументы; в работе - сфера исследования, область деятельности и т.п. Довольно часто подобные объекты внимания обсуждаются на семинарах, презентациях, и других мероприятиях, преследующих цель получить оценку и интерпретировать результаты.

Одним из лучших методов достижения понимания можно назвать самостоятельное выполнение или же повторение (воспроизведение) исследований. Но, как и следует полагать, в учебных заведениях и на работе (как, впрочем, и в повседневной жизни) у нас не всегда есть время изучить все, с чем мы сталкиваемся. Поэтому альтернативой глубокому пониманию, приходящему через время и достигающемуся через эксперименты и жизненный опыт, может стать использование критического анализа исследований и работ других людей.

Все, что требуется для осуществления этого способа - научиться критически анализировать сделанное другими людьми. Но для кого-то это вполне просто, а для кого-то - сложно, и он без сомнений, не проверяя и не анализируя, принимает на веру любые результаты. Обучение критическому мышлению предполагает простой выход из подобных ситуаций и применимый к любой области. Нужно лишь задать два вопроса: «Откуда я это узнал?» и «Почему я верю, что это так?».

Такой подход эффективен и для студента, и для менеджера, и для бизнесмена, и для любого обычного человека, безоговорочно доверяющего исследованиям, которые основаны на устаревших данных, ложных рассуждениях, недостоверной выборке и т.п. Многие данные, выпавшие из контекста и ставшие неактуальными, зачастую берутся в качестве истинных в течение десятилетий, но с текущим положением дел уже ничего общего не имеют, и это нужно учитывать (более подробно о работе с данными и источниками мы поговорим в шестом уроке).

Изучайте плюсы и минусы

Критика, в каком бы контексте мы ее не рассматривали (академическом, профессиональном, повседневном) означает проведение анализа и положительных и отрицательных сторон чего-либо. Необходимо научиться находить как недостатки, так и преимущества, а также убедительные аргументы в пользу того и другого. Только это даст возможность адекватно оценить, что эффективно, правильно и действенно, а что - нет.

Грамотная критическая оценка предоставляет человеку заключение, по какой именно причине нечто считается плохим или хорошим, почему это нечто не работает или, напротив, имеет успех. Помните, что банальное перечисление плюсов и минусов здесь не пройдет - все их нужно подвергнуть скрупулезному изучению.

Ничего не упускайте и стремитесь к всесторонности

Почти в каждой области человеческой деятельности необходимо стремиться к критической оценке всего увиденного, услышанного, прочтенного и т.д. И это актуально даже в случаях с общепризнанными научными теориями, проверенными фактами, неопровержимыми доказательствами. Именно это можно назвать профессиональным критическим мышлением.

Старайтесь подвергать сомнению и критической оценке абсолютно все: теории, факты, области исследований, мнения, данные, методологию, инструментарии и т.д. Но не забывайте и о том, что могут быть исключения. К примеру, практически все, что касается религии, никогда не подвергается сомнениям или обсуждениям. Это нетипично, но все же имеет место быть. Впрочем, есть люди, которые мыслят критически даже здесь.

Оценивайте рассуждения и действия, но не человека

Необходимо понять, что идеи, работы, теории и действия не должны отождествляться с людьми, которые с ними связаны. Критический анализ никогда не может быть свободен от личного внимания людей, ведь люди всегда принимают замечания, критику и похвалу за свои творения на свой счет.

Когда мыслите критически по отношению продукта деятельности кого-то из окружающих, стремитесь прибегать к тактичности и конструктивному подходу. Любые замечания, в особенности те, что могут быть неприятны адресату, должны быть представлены так, чтобы он понял и принял их.

Избегайте крайностей

Как в обыденной жизни, так и в учебе и на работе люди часто впадают в крайности и воспринимают все только как правильное и неправильное, хорошее и плохое, белое и черное. Но в большинстве ситуаций во всем, что касается профессиональной сферы, науки или образования, следует принимать вещи в качестве совокупности явлений или вероятностей.

К примеру, одной из задач высшего образования является научить человека задавать сложные вопросы, предполагающие сложный и развернутый ответ. Подобное можно найти и в большинстве специальностей.

Исходя из этого, помните, что ответить на многие вещи однозначно нельзя, как и оценить их как единственно хорошие или плохие. Чем больше мы изучаем что-либо, тем явнее становится тот факт, что дать однозначный ответ на вопрос очень трудно. Вспомните слова : «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Работайте с сомнениями и двусмысленностью

Сегодня мы можем зайти в интернет и в течение считанных секунд получить ответ на любой заданный вопрос. Но в тех же научных дисциплинах встречаются вопросы (особенно в новых сферах), ответы на которые специалисты ищут годами и даже десятилетиями (да и гарантии получения ответов нет никакой). Так что если вы приверженец готовых ответов, с применением критического мышления у вас может возникнуть дискомфорт.

Одновременно с этим не следует полагать, что двусмысленные и неопределенные ответы - это нечто неприемлемое. К примеру, если вы пишите статьи для сайтов или журналов, вы просто обязаны искать проверенную информацию, основываясь на всех нюансах предмета, изученных подробно и детально. Точно так же и в учебе - если вы студент, вы должны учиться работать с данными, полученными учеными и специалистами, чтобы быть в состоянии аргументировать свои рассуждения.

В любой академической деятельности и работе (сюда же можно отнести профессиональные научные исследования, в том числе для сфер промышленности и бизнеса), будучи исследователем, вы должны иметь в виду, что:

  • Точного ответа может и не быть
  • На поиски ответа могут уйти годы
  • Найденный ответ может прояснить лишь небольшой аспект всего вопроса

В случае с обучением, если вы студент, критическое мышление будет для вас означать:

  • Поиск наиболее точных и достоверных свидетельств по интересующему вопросу
  • Оценку качества свидетельств, способных доказать те или иные утверждения
  • Составление промежуточных выводов с основой на факты
  • Построение такой линии рассуждений, которая сможет провести слушателей, собеседников или читателей к выводам через доказательства
  • Поиск и выбор самых эффективных примеров
  • Использование точных фактов с целью иллюстрации доказательств

Обучение критическому мышлению - процесс, конечно же, непростой. Несмотря на это, он очень увлекателен и интересен, особенно если вы не занимались этим раньше. На вашем пути будет множество любопытных открытий, ведь вы начнете замечать изменения в своем собственном мыслительном процессе, реакциях на поступающую к вам информацию, взаимодействии с людьми в повседневной жизни.

А чтобы понять, насколько вы подготовлены к развитию критического мышления, а также определить, пользуетесь ли вы им уже сейчас, мы предлагаем вам пройти небольшой опросник и ознакомиться с результатами.

Опросник по критическому мышлению

Итак, опросник состоит из 25 утверждений, касающихся вашей самооценки. Все, что от вас требуется, - это дать один из предложенных ответов и оценить его по четырехбалльной шкале:

  • «Полностью согласен»- 4 балла
  • «Согласен» - 3 балла
  • «Частично согласен» - 2 балла
  • «Не согласен» - 1 балл
  • «Полностью не согласен» - 0 баллов

Ознакомьтесь с утверждениями и запишите ответы на листок:

  1. Я без стеснений выявляю слабые места в работе профессионалов и знатоков
  2. Мне легко оставаться сфокусированным на требованиях текущей задачи
  3. Я понимаю разницу в трактовке слова «аргумент» в ракурсе критического мышления
  4. Я способен проанализировать структуру аргументации
  5. Я могу критиковать кого-то, при этом не чувствуя себя «плохим» человеком
  6. Я понимаю, что такое ход рассуждения
  7. Я осознаю, что мои настоящие убеждения способны воздействовать на обсуждаемую проблему
  8. Я способен определять ход рассуждений в дискуссии
  9. Я способен распознавать признаки какой-либо стадии в споре
  10. Я без проблемы выделяю ключевые моменты в изучаемом материале
  11. Я легко выстраиваю свою позицию, компоную факты в нужной последовательности
  12. Я могу выявлять недопустимые методы, использующиеся для убеждения
  13. Я могу читать между строк
  14. Я могу легко оценить факты, поддерживающие какое-либо мнение
  15. Как правило, я всегда внимателен к мельчайшим деталям
  16. Я способен грамотно рассмотреть разные позиции
  17. Если мне не хватает информации, я могу обратиться к дополнительным материалам
  18. Я в состоянии грамотно представить свои аргументы
  19. Я могу распознавать структуру аргументов
  20. Для меня просто различить описательный материал от аналитического
  21. Для меня просто увидеть непоследовательность в споре
  22. Я вижу закономерности и тенденции
  23. Мне предельно ясно, что мое воспитание и внутренние установки способны вызвать предубеждения против какого-либо мнения
  24. Я способен давать оценку источникам материалов
  25. Мне понятно, почему в научных трудах есть термины, которые могут по-разному толковаться

Теперь дайте оценку своим ответам по обозначенной шкале и посчитайте количество баллов (общая сумма не должна превышать 100 баллов).

Интерпретация результатов

При оценке утверждений и расстановке баллов вы можете столкнуться с дополнительными вопросами на тему то, что вы знаете о критическом мышлении, а что вам неизвестно. Имейте в виду, что чем ниже будет ваш результат, тем больше это свидетельствует о том, что ваше умение мыслить критически требует тренировок.

БОЛЕЕ 75 БАЛЛОВ: Вероятнее всего, критическое мышление уже уверенно применяется вами. Данное качество очень ценно, и оно помогает вам в вашей жизни и деятельности, которой вы занимаетесь. Однако если ваш результат менее 100 баллов, вам есть, над чем еще потрудиться. Наш курс - вам в помощь!

ОТ 45 ДО 74 БАЛЛОВ: Критическое мышление, несомненно, присуще вам, но необходимо систематически оттачивать свои навыки и овладевать новыми умениями. Регулярно проводите самоанализ, ищите свои слабые стороны и работайте над собой. Обязательно продолжайте проходить наш курс.

МЕНЕЕ 45 БАЛЛОВ: Ваше умение мыслить критически проявляется очень слабо, и вам нужно собирать как можно больше информации на эту тему и уделять максимум времени обучению. Читайте материалы по теме, изучайте тонкости и особенности критического мышления, прививайте себе недостающие навыки, овладевайте новыми компетенциями. Как можно внимательнее проходите данный курс.

Теперь у вас есть приблизительная информация о том, насколько серьезно вы владеете критическим мышлением, а также знания о базовых навыках и компетенциях, необходимых для овладения умением мыслить критически. Для начала этого вполне хватит. Далее мы продолжим курс разговором о научном методе: из второго урока вы узнаете, что это такое, как он связан с критическим мышлением, почему полезно использовать его в жизни и как этому научиться.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.