Население земли, его состав, количество постоянно будоражит умы человечества. Вопросов возникает много. Нас становится больше или меньше? Если количество людей возрастает, то хватит ли на всех воды и пищи?

Население земли по расам

На шести континентах земного шара проживает много национальностей, но население земли в основном представляют 4 расы:
. европеоидная;
. монголоидная;
. негроидная;
. австралоидная.

Безусловно, первая группа в основном проживает в Европе, вторая в Азии, негроиды преобладают в Африке, а австралоидная группа населяет Австралию. Однако к основным группам относится только 70 процентов населения, остальные 30 составляют группы, образовавшиеся в результате расовых смешений. Так появились группы метисов, мулатов и самбо.

Расовые группы проявляются в племенах, народностях, нациях. На земном шаре можно встретить народность, численность населения которой не более 1000, в то время как численность китайцев давно уже превысила миллиардный рубеж.

Население земли живет в разных государствах, в которых может проживать одна национальность, но, как правило, в одном государстве проживает множество наций со своими традициями, обрядами, вероисповеданием, что часто является источником конфликтов с выяснением межнациональных отношений.


Если бы нас было 100

Если представить население земли, численность которого постоянно растет в процентном соотношении, то по расовым признакам азиаты составят 57%, европейцев будет 21%, южные и северные американцы - 14%, а африканцы представляют всего 8%.

На земле проживает 52% женщин и 42% мужчин, из них всего 30% белых, 11% относят себя к гомосексуалистам.

Мировое богатство в основном принадлежит 6% процентам богатых американцев, а бомжами становятся почти 60% земного населения.

Только 1% всего населения имеет компьютерную технику, только 1% приобрел высшее образование.
Только 67% людей на земле даже не ценят возможность употреблять чистую воду, в то время как 24% вообще живут без электричества.

В век разнообразного изобилия у одних, 50% людей постоянно живут полуголодными, а 1% населения умирает от голода.
В мире 10% алкоголиков, и 1% ВИЧ-инфицированных.

Данная статистика заставляет пересмотреть каждый свой день и научиться ценить все то, что мы имеем.


На каких языках в основном мы общаемся

Население земли составляет группу, говорящую на множестве языков, представленных языковыми семьями и языковыми группами.

Индоевропейская семья является самой большой, на этих языках говорит более половины населения всего мира, это:
. английский;
. хинди;
. испанский;
. русский;
. бенгальский;
. португальский;
. немецкий;
. французский.

Ярким представителем китайско-тибетской языковой семьи является китайский, однако он имеет столько диалектов, что люди, живущие в разных местах, порой не понимают друг друга.

Русский и китайский языки стали одними из распространенных языков благодаря величине занимаемой площади земного шара. При знакомстве с языковыми семьями нельзя не отметить такие, как:
- нигеро-кордофанскую (зулусы, банту, тегали, волофы и другие);
- афразийскую (арабы, евреи, галлы, сомали, хауса и другие);
- алтайскую (татары, туркмены, казахи, калмыки, турки, якуты и другие);
- дарвидийскую (тамилы, каннара, телугу, малаяли);
- австронезийскую (маори, гавайцы, малайцы, таитяне и другие);
- уральскую (эстонцы, венгры, грузины, чеченцы, удмурты и другие).

Если численность населения растет

Согласно статистике, постоянно наблюдается демографический рост. Население земли увеличивается с каждым годом, несмотря на то, что только от голода в Африке ежедневно умирает около 25 тысяч человек. Многих волнует вопрос, насколько же хватит запасов земли, чтобы избежать голода.

Эксперты ООН подсчитали, что на данный момент еды на земле хватит на 9 миллиардов. Проблема не в отсутствии еды на земле, а в распределении этой еды.

Если 900 миллионов человек голодают, то 1,5 миллиарда не могут похудеть и болеют от излишнего веса.

Постоянный спрос на продукты питания будет вызывать рост предложений и, безусловно, рост цен.

Намного хуже будет с водой, по оценке тех же экспертов ООН уже к 2050 году нехватка воды будет составлять 40%. Как выход из создавшего положения будет разработка высоких технологий по использованию и очистке воды.

Еще одной проблемой является увеличение концентрации углекислого газа по мере развития промышленности. Нехватка чистого воздуха становится причиной массовых заболеваний.

Миграция и урбанизация населения

Население земли, численность которого превысило 7 миллиардов, медленно, но уверенно переезжает в города. При этом будет расти не их благосостояние, а увеличится количество пригородных трущоб - к 2030 году половина горожан будут жить в трущобах.

Постоянное стремление к благосостоянию заставляет людей мигрировать в поисках работы. Более 3% населения земли постоянно переезжает, чтобы найти более высокооплачиваемую работу. Дешевая рабочая сила более всего востребована в США.

Основные вопросы :1. Каковы особенности этнического состава населения мира? 2. В чем выражается влияние религий мира на взаимоотношения народов Земли?

Человечество очень разнообразно в этническом отношении. Этнос (греч. ethnos - племя, народ) - исторически сложившаяся группа людей, говорящих на одном языке, имеющих единое происхождение, культуру, живущих на определенной территории. Основной признак народа или этноса - общий язык. К важнейшим признакам относят также осознание народом своего единства и отличий от других народов. Каждый народ отличается от других народов обычаями, укладом жизни, традициями. (Рис. Разница между народами не так велика, как кажется.)

На Земле выделяется 7 крупных народов, численность которых превышает 100 млн человек: китайцы, хиндустанцы, американцы, русские, бенгальцы, японцы, бразильцы. Всего же в мире насчитывается около 4 тысяч народов и более 2 тыс. языков. По степени близости все языки объединяются в семьи и группы. Наиболее многочисленная языковая семья - индоевропейская (2,5 млрд человек). Вторая по численности - китайско-тибетская. Существуют и другие семьи:малайско-полинезийская, дравидская и др., о чем вы можете узнать, изучив карту «Народы».

Понятие «нация» во многих странах мира отождествляют с понятием «государство». На каждом материке есть однонациональные и многонациональные страны. Около половины государств однонациональные. Их больше всего в Европе, на Ближнем Востоке, Латинской Америке. Страны со сложным национальным составом характерны в основном для Азии, отдельных государств Африки. В этих странах иногда обостряются межэтнические отношения.В мире остаются открытыми острые национальные проблемы. В Республике Беларусь мы наблюдаем доброжелательность и взаимопонимание между людьми различных национальностей и культур. Это позволяет мирно и спокойно жить и работать в нашей стране. Изучение этнического состояния населения планеты, понимание его проблем должно помочь налаживанию добрых отношений между народами.

Первое место по степени распространения принадлежит английскому – главному языку международного общения. Им пользуется почти все население Земли. В Беларуси два официальных языка – белорусский и русский. Самой многочисленной языковой группой мира является китайская (882 млн человек).

География религий мира. Знание не только языковой, но и религиозной принадлежности населения помогает понять культуру, нравы, обычаи и особенности взаимоотношения народов, экономическое развитие разных стран мира, их государственную политику. Религия (от лат.religio– благочестие, святость) – это система представлений человека о мире, основанных на вере в бога (богов), в сверхъестественные силы. Мировые религии распространены особенно широко. Они складывались на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Мировые религии охватывают представителей многих этносов и привлекают к себе разные слои общества(Рис. Религии мира.) К мировым религиям принято относить: христианство (около 2 млрд. человек), ислам (1.1 млрд. человек), буддизм (около 500 млн. человек). Кроме мировых, существуют национальные религии, которые исповедуются одним народом. Наибольшее распространение из них получили индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм.

Христианство возникло в начале I тыс. н. э. в Юго-Западной Азии. Основано оно на вере в Иисуса Христа, имеющего божественную природу и сошедшего на Землю, чтобы своей мученической смертью искупить грехи людей. Главный источник христианского вероучения – священное писание (Библия).В основе религии лежит вера в Иисуса Христа как Бого-человека, Спасителя и Бога-Сына (в трех ипостасях).(рис. А.Рублёв. Троица). Христиане верят в то, что люди перед Богом равны, и что те, кто ведет праведный образ жизни, получат вознаграждение на небесах. Христианство в процессе своего развития раскололось на 3 основные ветви:католицизм, протестантизм, православие .Центр самой многочисленной ветви христианства - католической - находится в Ватикане. (рис.) Ватикан участвует в деятельности международных организаций, имеет постоянных наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО. Всемирный совет церквей, центр которого находится в Женеве (Швейцария) также вносит определенный вклад в защиту мира. Люди, исповедующие христианство, живут в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, в странах Азии и Африки. В Беларуси наиболее распространено православие и католицизм.

Ислам возник в VII в. на Аравийском полуострове. Он распространен в Юго-Западной Азии, на севере Африки, в некоторых странах Центральной и Восточной Азии, Индонезии, в меньшей мере в Европе. Основателем ее считается житель Мекки Мухаммед. Вероучение основано на поклонении единому Богу - Аллаху и признании Мухаммеда посланником Аллаха. Главные принципы ислама (или мусульманства, магометанства) изложены в священной книге Коране (в переводе с араб.- чтение ). Мусульмане, подобно христианам, верят в бессмертие души, загробную жизнь, рай и ад. Колыбелью ислама считаются города Мекка и Медина в Саудовской Аравии.

Буддизм, основателем которого считается Будда (санскр.,букв - просветленный, уразумевший) , возник в Индии. Буддизм распространен в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также в Индии, Непале и др. По учению Будды, жизнь - это страдания. Чтобы избавиться от страданий, следует отрешиться от внешнего мира. Основной упор в этой религии делается на чистую, высоко моральную жизнь человека, а не на веру в Бога.

Этнический состав населения мира очень сложен. Большая часть населения Земли - верующие. Найти согласие между людьми различных этносов и вероисповеданий, - значит решить важнейшие проблемы мирового значения: вопросы войны и мира, охраны окружающей среды, воспитания в человеке лучших духовных качеств, возвышения общечеловеческих ценностей.

1. Покажите на карте наиболее многочисленные языковые семьи. *2. Выделите отличительные особенности различных мировых религий.*3.Сделайте анализ диаграмм учебника «Народы мира» и «Распространенные языки в мире».**4. Население, каких национальностей и проживает в вашей местности? **5. Какие взаимоотношения вы наблюдете между людьми различных национальностей и вероисповеданий в вашей местности проживания? Прокомментируйте их.

Технологическая карта урока географии

Народы, языки и религии мира

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать разнообразие языков и религий мира, их размещение на Земле.

Задачи урока

2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

5) Формировать толерантное отношение к культуре других народов.

Планируемые результаты:

Предметные

Приводить примеры крупных и малочисленных народов мира, районов их проживания, народов, относящихся к одним языковым семьям.

Анализировать карты с целью выявления географии распространения мировых религий..

УУД

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Формы работы

Индивидуальная, парная

Основные понятия

Народ, языковая семья, религии (христианство, ислам, буддизм)

Источники информации

А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс

Атлас География. Земля и люди. 7 класс

Ресурсы

Рабочий лист, мультимедийная презентация

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос:

Мы с вами начали изучение большого раздела. Как он называется? (Человек на Земле)

Какие вопрос нами уже изучены (ответы обучающихся)

Как вы думаете это весь материал данного раздела?

А что еще нужно изучить?

И так мы продолжаем изучение раздела «Человек на Земле»

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Начать новую тему урока я хочу со стихотворения «Про народ-этнос» (авт. Найденова Е.А.):

Подошел, друзья, черед рассказать вам про НАРОД.

Слово будто бы не ново, но что значит это слово?

Все в нем будто без затей: это множество?... (людей)

У народов (этносов, наций) есть приметы, станут вам они заметны.

Всех примет по счету шесть, каждой отдадим мы честь:

Счет открыт, прошу вниманья: у народов есть?.. (НАЗВАНЬЯ)

Роль им важная дана, они словно имена

Позволяют нам не сбиться и к народам обратиться.

Англичане, итальянцы, русские, американцы.

Я открою вам секрет: одинаковых двух нет.

Кеты, нивхи, тофалары, немцы, удэгэ, татары,

Сербы, орочи, мари, вепсы, энцы, лопари.

Перейдем к другой примете: каждый человек на свете

С детства говорить привык, потому что есть?.. (ЯЗЫК)

Языков на свете много, и они равны пред Богом.

Как чужой язык понять? Его надо?.. (изучать)

А теперь примета три: на людей ты посмотри,

Каждому принадлежит свой особый ВНЕШНИЙ?.. (ВИД)

Кожи цвет, волос и глаз различаются у нас.

Даже у сестер двоих форма носа, глаз свои

Люди с темной, светлой кожей только внешне не похожи,

Но в любом народе есть ум, порядочность и честь.

Хорошо, что этот мир нам приносит красок пир,

Разноцветие во всем: и в живом, и в не живом.

Вот четвертая примета: дарит каждому планета

Уголок особенный, все мы любим?.. (РОДИНУ)

Могут родиной быть горы, могут быть - степей просторы,

Берег моря, лес густой или тундры мох цветной.

Верю я, примету пять вам не трудно угадать.

Это песни, игры, пляски, и пословицы, и сказки,

И одежда, и дома, и особая еда,

И картины, и скульптура. Все это, друзья?.. (КУЛЬТУРА)

Даже наше поведенье есть культуры проявленье:

Как здороваемся, спим, умываемся, сидим.

Как гостей встречаем в доме, как мы праздники проводим,

В Бога верим или нет - это все культуры след

Наконец, примета шесть – ОСОЗНАНЬЕ, КТО ТЫ есть:

Русский, удэге, калмык, чех, поляк или таджик.

Детям смешанных семей, кто они, понять сложней.

Папа русский, мама – шведка. Кем себя считает детка

Надо две культуры знать, мостиком меж ними стать.

Оба полюбить народа, их соединить природу,

Выучить два языка, хоть работа велика!

Но владенье языками щедро наградит?.. (друзьями)

Учитель: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

И так, тема нашего урока «Народы, языки и религии мира» . Какую цель мы с вами поставим?

Что такое народ?

Давайте составим план урока:

Сколько народов живет на Земле?

Какие религии исповедуют народы Земли?


На каких языках говорят народы Земли?


Проблемный вопрос «Может ли появиться сейчас новый народ на Земле?»

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

Приступаем к реализации нашего плана. Как всегда работаем с чем? (ответы детей ).

Используя текст учебника, дайте определение термину «народ» (народ- совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке)

Что отличает один народ от другого? (единство языка)

А сейчас работаем по рядам парами. У каждого ряда свое задание

    Сколько народов сейчас живет на Земле?

    Назовите народы, численность которых более 100 млн.чел.

    По каким признакам различаются народы мира?

Изучите пункт 1, параграфа 13 (стр. 44) и ответьте на вопросы:

    Что такое языковая семья?

    Сколько языковых семей существует в мире?

    Какая языковая семья является самой большой в мире?

    Используя карту, (атлас стр.18-19 «Народы») приведите примеры языковых семей живущих на Евразии?

Изучите пункт 1, параграфа 13 (стр. 44) и ответьте на вопросы:

    Какие языки являются самыми крупными?

    Сколько населения мира говорит на данных языках?

    Как вы понимаете термин «мертвый язык»?

    Приведите пример такого языка

А сейчас прошу представить результаты вашей работы, пока один ряд отчитывается, два других делают записи в свои рабочие листы (отчет рядов о выполненной работе)

Ребята, обратите внимание на такое противоречие: среди крупных народов нет англичан. А в диаграмме английский язык стоит на 2 месте. Почему, как вы думаете? (ответы детей) (это объясняется, что на одном языке говорят несколько народов)

А вы можете мне привести пример, где один народ говорит на нескольких языках (швейцары – французский, немецкий, итальянский, ретроманский)

А сейчас давайте сделаем вывод? Что мы узнали нового о народах и языках? (ответы детей) .

Молодцы! Все справились с заданием. (физминутка)

У нас с вами остался еще один вопрос, который мы не рассмотрели. Как он звучит? (Какие религии исповедуют народы Земли?

Используя текст параграфа 13, пункт 2, ответьте на вопросы?

    Что такое религия?

    Какую роль играет религия в жизни человека?

    На какие группы делятся религии?

    Назовите мировые религии?

    Назовите национальные религии?

А сейчас заполните рабочий лист.

(ответы детей).

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

1. Дополните предложения: Совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке, называют ___________________________

2. 2/3 населения мира говорят на _______ самых распространенных языках

3. Перечислите мировые религии: _____________________________________________________

4. Расставьте народы мира по мере убывания их численности:

а) русские в) бенгальцы

б) хиндустанцы г) китайцы

5. Установите соответствие между религиями и странами, в которых они наиболее распространены:

1. индуизм а) Япония

2.иудаизм б) Израиль

3.синтоизм в) Китай

4.конфуцианство г) Индия

6. Добавьте правильное число: Около 95% всех верующих приходится на долю ______ наиболее распространенных религий.

Молодцы! А теперь предлагаю вам выполнить следующий тест

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели?

Подведите итог, чем вы занимались сегодня на уроке и для чего (ответы детей

Давайте отметим на наш проблемный вопрос (ответы детей)

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 13

Выполнить задание «Мои географические исследования»

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Прием незаконченного предложения

    На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…

    На этом уроке меня порадовало…

    Я похвалил бы себя…

    Особенно мне понравилось…

    После урока мне захотелось…

    Я мечтаю о …

    Сегодня мне удалось…

    Я сумел…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я понял, что…

    Теперь я могу…

    Я почувствовал, что…

    Я научился…

    Меня удивило…

На данном уроке решаются следующие цели и задачи:

Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.

Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии по теме " Народы и религии мира". 7 класс

Цели:

Образовательная цель: Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

Развивающая цель: Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.

Воспитательная цель: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.

Методы: воображаемое путешествие, частично-поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения мира », «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация по теме, компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, маршрутная карта этапов урока, таблицы с данными S и численности населения разных стран, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

Оргмомент.

Приветствие.
Объявление темы урока, знакомство с планом урока.

Приветствие.
Записывают в тетрадях тему урока.

План-маршрут урока.

Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание.
Появление человека на Земле.
Пути расселения людей по материкам.

Ученик рассказывает, где появились первые люди на Земле.
Ученик рассказывает о путях расселения населения по материкам

Слайд 2.

Слайд 3.

Изучение новой темы.

– Сегодня мы продолжаем изучение населения мира. Совершим с вами путешествие в мир людей.

Остановка №1.
Человеческие расы.

Объясняет, что переселение людей с разными внешними признаками привели к смешиванию рас и образованию контактных и переходных рас.

Участвуют в беседе.

Слайды 3–5.

– Какие человеческие расы вы знаете?
– Назовите внешние признаки каждой расы.
– Где, в основном, проживают представители этих рас?

Отвечают на вопросы.

Слайд 3.

– Назовите, какие смешанные группы людей появились на Земле в результате смешивания рас?

Называют, потом разрисовывают схему в тетради.

Слайд 4.

Проводит словарную работу.

По очереди читают определения.

Слайд 5.

Остановка №2.
Численность населения.

Называет численность населения Земли.
Знакомит с картой «Народы и плотность населения мира».
– Назовите масштаб карты.
– Какая это карта по охвату территории?
– Что можно узнать по этой карте?
– Плотность населения показывает, сколько человек приходится на единицу площади.

Записывают в тетрадь.
Работают по карте атласа. Стр. 16-17.
Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь формулу определения плотности населения.

Слайд 6.

Слайд 7.

Остановка №3.
Главные области расселения населения.


Оказывает, если нужно, помощь, проверяет работы, оценивает.
Постановка проблемного вопроса:
Сможет ли Земля поместить всех людей, если численность населения постоянно увеличится?

Учащиеся выполняют практическую работу, используя карту атласа, таблицы, карточки с вопросами.
Каждая группа отчитывается по проделанной работе.
Отвечают на вопрос.

Слайд 8.

Остановка №4.
Привал.

Проводит физкультминутку.
– дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан.

Выполняют упражнения.

Остановка №5.
Народы мира.

Вводит понятие «этнос».
Рассказывает о разнообразии народов.
– Главный признак народа – язык. Похожие языки образуют группы, а группы объединяются в языковые семьи. Самая большая языковая семья – индоевропейская.

Читают определение.

Слушают учителя, рассматривают слайды.
Анализ рисунка.

Слайд 9.

Слайды 10–12.
Слайд 13.

Остановка №6.
Страны мира.

– Крупные народы образуют свои государства. На Земле 230 государств. Они очень разные. Но страны можно сгруппировать по разным признакам. Прочитайте отрывок «Страны мира» на стр. 89 и назовите эти признаки.
Открывает классификацию стран.
Организует практическую работу в группах.
Оценивает работы.

Читают текст, называют отличительные признаки стран.
Выполняют работу при помощи политической карты и таблицы. У каждой группы индивидуальный вопрос.
Выступление групп по итогам работы.

Слайд 14.

Слайд 15.

Остановка №7.
Религии мира.

– Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.
На протяжении истории человечества на Земле сложилось множество религий. По значимости их классифицируют в разные группы.
Открывает классификацию религий.
– О мировых религиях вам расскажут одноклассники.

Несколько учащихся получают опережающее задание.

Выступления учащихся.
– Христианство.
– Ислам.
– Буддизм.

Слайд 16.

Слайды 17–19.
Слайды 20, 21, 17.
Слайды 17, 22, 23.

Обобщение урока.

– Сегодня мы многое узнали о населении Земли. Давайте, сделаем выводы, что мы узнали.
Открывает выводы.
Дает домашнее задание.
Завершение урока.

Используя слайд, делают выводы.
Записывают д/з по выбору:
-составить кроссворд.
-составить тест.

Слайд 24.
Слайд 25.


На вопрос «Кто ты?» можно ответить по-разному: назвать имя и фамилию, или класс, в котором ты учишься, или город в котором живешь, и т. д. Можно быть одновременно и учащимся, и любителем географии, и ребенком своих родителей, и т. д. Другими словами, каждый человек является частью многочисленных сообществ людей. Принадлежность к этим сообществам в целом составляет наше самосознание. Одна из важнейших его сторон – этническое самосознание, к какому народу мы себя относим. Этнос (от греч. ἔθνος – народ) – группа людей, объединенная общностью происхождения, языка, культуры, территории проживания, самосознания.

Тема: Человек на планете Земля

Урок: Народы, языки и религии мира

1. Сегодня мы узнаем

Сколько народов живет на Земле,

На каких языках говорят народы мира,

О мировых религиях.

2. Сколько народов живет на Земле?

Около 100 тыс. лет назад у древних предков современного человека начала формироваться речь. Примерно 12 тыс. лет назад, когда большие группы людей оказались отрезанными друг от друга из-за повышения уровня Мирового океана, началось формирование разных языков и народов.

Народ – совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. Каждый народ имеет свой язык, свою культуру и традиции.

3. Чем отличаются народы друг от друга?

Во-первых, языком, на котором они говорят.

Единство языка – это главный признак, отличающий один народ от другого. Число языков и народов в истории человечества постоянно изменяется. Ученые считают, что сейчас на Земле около 5 тысяч народов и языков.

Языки по своему сходству и происхождению объединяются в языковые семьи. Таких семей около 20. Самая крупная их них – индоевропейская, на ее языках говорит почти половина всего человечества (см. Рис. 1). К ним относится и русский язык.

Рис. 1. Языки индоевропейской языковой семьи

Кроме различийпо языку, народы различаются по численности. Численность большинства народов Земли невелика – менее 1 млн человек. При этом выделяются наиболее многочисленные народы: китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские и др. (см. Рис. 2).

Рис. 2. Крупнейшие народы мира

Народы отличаются также культурой – материальной (одежда, жилище, утварь, питание) и духовной (искусство, народные предания, представления о жизненных ценностях), особенностями поведения.

4. Какие существуют религии?

С древних времен люди объясняли происходящее вокруг них действиями сверхъестественных существ – духов, демонов, богов. Так появились религиозные верования.

Религия – это вера в реальное существование сверхъестественного. Она влияет на культуру и быт народов, на различные стороны их жизни, иногда бывает даже причиной войн между народами. Приводит к переселению части верующих в другие страны.

С помощью религии люди пытались понять окружающий их мир, постичь смысл жизни. Роль религии огромна и по сей день.

На протяжении истории человечества в разных местах Земного шара сложилось множество религий.

Первобытные религии имели много общих черт. В них обожествлялась природа, люди верили в духов, поклонялись тотемам. Племена индейцев, австралийцев, пигмеев до сих пор являются приверженцами таких религиозных верований (см. Рис. 3).

Рис. 3. Шаманки

Около 95% всех верующих приходится на долю 12 наиболее распространенных религий. Среди них христианство, ислам и буддизм, их относят к категории мировых (см. Рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма наиболее влиятельных религий

Наряду с ними существуют национальные религии. Среди них по числу верующих выделяется индуизм, распространенный в Индии (см. Рис. 5). Он возник около 1500 лет до н. э. Основатель неизвестен. Индуисты поклоняются многим богам – Брахме, Вишну, Шиве – и верят в перевоплощение душ.

Рис. 5. Фрагмент индуистского храма

Домашнее задание

Прочесть § 13. Проведите самостоятельное исследование. Установите различия в религиозном составе населения: Найдите материки, население которых исповедует преимущественно одну религию. Определите материки, религиозный состав населения которых наиболее разнообразен. Какие религии распространены только на одном материке? Какие народы их исповедуют?

Список литературы

Основна я

1. География. Земля и люди. 7 класс: Учебник для общеобраз. уч. / А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева, В. П. Дронов, серия «Сферы». – М.: Просвещение, 2011.

2. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас, серия «Сферы».

Дополнительная

1. Н. А. Максимов. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ