90-летию со дня рождения Юрия Лотмана, русского литературоведа, семиотика, культуролога и Учителя с большой буквы, отмечает канал «Культура».

«Чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу» - так мог написать только гениальный философ, для которого то, чем он занимался, было, может быть, даже важнее самой жизни. А ее тартуский отшельник с бармалейскими усами очень любил.

В Санкт-Петербурге на Невском проспекте есть дом, который в XIX веке был известен как дом Котонина. Здесь в январе 1837 года Пушкин встретился со своим секундантом Данзасом, и они отправились к месту дуэли, где поэт был смертельно ранен. Через 85 лет, 28 февраля 1922 года, в этом доме, в семье петроградских интеллигентов родился Юрий Михайлович Лотман.

Дело своей жизни он выбрал ещё перед армией, решив заниматься русской литературой первой половины XIX века. Понимая, что для этого ему необходимо знание французского языка, в армию и позже на фронт он взял с собой словарь, который штудировал между боями.

Мы все были молодыми, и нам воевать было весело, - вспоминал Лотман. - Никто не поверит, что есть в этом какое-то веселье, но это было так.

Закончилась война, он вернулся в университет. Но началась борьба с космополитизмом, и еврею Лотману закрыли путь в аспирантуру и на преподавательскую работу. Он поехал в Тарту, где и поселился на всю оставшуюся жизнь. Мог ли кто-нибудь предположить, что маленький эстонский городок со старым университетом станет центром мировой филологии? Но это случилось, потому что там жил, читал лекции, создал свою знаменитую семиотическую школу Юрий Лотман.

Одним из высших свойств человека он считал память. «Я всех помню», - говорил Лотман. Но кроме личной памяти, считал он, есть и общая - культура. И это концептуальное определение культуры как памяти, в которой продолжается жизнь, и есть во многом ключ для понимания творчества этого великого ученого.

Для Лотмана все были живы. И эпоха конца XVIII - начала XIX века, которую он так вдохновенно исследовал, для него длилась. Он продолжал беседы с Пушкиным, сверяя свои выводы с его оценками жизни и культуры. Впрочем, однажды Лотман заметил: «Особенность глубоких вещей, в том числе пушкинских текстов, в том, что каждый берет из них столько, сколько может вместить».

Он смог вместить много - может быть больше чем несколько следующих поколений. Юрмих (как любовно называли его студенты) обладал удивительным даром рассказчика. Ученики терялись: то ли слушать необыкновенно захватывающее повествование педагога, то ли записывать то, что он говорит.

А телевидение - именно то средство массовой информации, где в полной мере раскрылся дар ученого для огромной аудитории. Цикл бесед о русской культуре и русской интеллигенции, появившийся на нашем ТВ в конце 1980-х, стал событием, а открывшие его слова Лотман актуальны, как никогда: «Сейчас господствует то, что я назвал бы сдержанным пессимизмом. Я же хотел бы выразить сдержанный оптимизм. Я полагаю, что, как говорится, «страшен сон, да милостив Бог» и что ожидающие нас трудности, возможно, не так страшны, как нам кажется… Дай Бог не потерять, дай Бог сохранить то, что имеем».

Лотман знал прошлое, чувствовал настоящие и предсказывал будущее. Для него были живы его герои, для нас, сегодняшних, жив он сам.

Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.

Из выступления:
"Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах.
Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью, и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Помните, как у Гоголя, "чего не зрят равнодушные очи". Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут.
Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть.
Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

Жизнь ничего лёгкого не представляет. Она требует от человека очень многого. Возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: "Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог". Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда. Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: "Мне приказали, а что я мог сделать?", "Меня привели, а вы бы сами попробовали."

Чему же учатся люди?
Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство - это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу."

- Надоело! Поучают, поучают,
Надоело! Поучают, поучают!
- Поучаем, поучаем...
- Поучайте лучше ваших паучат!

Из к/ф «Приключения Буратино»

Женщина в очереди к кассе поучает молодую маму с ребенком: «Ты неправильно его воспитываешь. Надо вот так говорить с ребенком». Если попытаться ей возразить, то в ответ услышишь: «Да она еще пререкается! Надо же, какая умная! Вот поживешь с моё, тогда узнаешь».

Подруга позвонила и начала менторствовать? Опять «учит», как вести себя с мужем: «А ты знаешь, каково бывает?», «Да ты что, так же нельзя!», «Ты ничего не понимаешь». После чего подробно рассказывает, что и как надо делать, в характерном поучительном тоне.


Отец поучает сына: «Ну, кто так делает?! Это все неправильно. Слушай отца, папа плохого не посоветует». «Твой дед меня учил, теперь я тебя учу, как поступить и как надо жить». А потом в конце еще добавит: «Делай как я - станешь таким же умным!»

Мать наставляет дочь: «Он тебе не пара. Тебе нужен муж, чтобы и кран умел починить, и гвоздь забить. А с этого что взять? Не подходит он тебе. И это в нем не так и то не эдак».

Знакомые ситуации? Может быть, ты со всех сторон слышишь надоедливые нравоучения? Наставляют, дают назидательные советы, как вести себя? Навязывают свое мнение? Так и хочется сказать в ответ: «Ну что ты лезешь в мою жизнь? Со своей сначала разберись». Если это прохожий или знакомый, то так можно ответить и уйти поскорее, не слушая дальше ворчания по этому поводу.

А если это твои близкие, родные? Тяжелее всего слышать от них постоянные нравоучения, что ты сделал что-то не так: «Ты не так варишь суп. Ты не так одеваешь ребенка. Ты не так убираешь квартиру. Ты не те продукты покупаешь». И все время ты все делаешь НЕ ТАК. А как, они-то уж знают и прочтут тебе наставления со «знанием дела» о том, как надо делать правильно.

Если ты поступаешь по-своему, тебя в скором времени начнут упрекать: «Ты не слушаешь мать», - или: «Отец старается, учит тебя, пытается сделать из тебя человека, а ты такой неблагодарный, не пользуешься советами». И если, не дай бог, вышло что-то не так, как ты планировал, то вслед летит замечание: «Ну, я же говорила, что так будет. Надо было маму слушать». Твоя жизнь превращается в полную диктатуру.

Почему они так любят поучать другого, - как жить, указывать, как поступить правильно? Кто же эти люди, которые навязывают свое мнение, дают подчас бесполезные советы?

Кто любит поучать

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, существует восемь типов психики, которые называются векторами. Каждый из векторов проявляется своими свойствами и желаниями.

Передавать знания, умения, опыт следующим поколениям - это природное желание человека с анальным вектором , которое полностью обеспечивается свойствами и возможностями его обладателя. То есть человек с анальным вектором обеспечен всем, чтобы удовлетворить свое желание обучения. Что значит, - удовлетворить желание? Это значит, получить наслаждение от того, что он делает, ведь человек - это проявление принципа наслаждения.

Поучают, указывают, как поступить, «учат жить» тоже люди с анальным вектором. Так проявляется то же самое желание обучения и передачи опыта. Давайте разберемся, почему одни люди могут передавать знания и умения, а другие могут только давать бесполезные советы и поучать.

Чтобы передавать опыт и знания, человеку надо самому выучиться. И обладатели анального вектора просто созданы для этого, так как обладают всеми свойствами для успешного обучения. Они усидчивы, сосредоточенны на деталях, обстоятельны. Обладают аналитическим мышлением и хорошей памятью, что, несомненно, необходимо для учебы.

Дети с анальным вектором прекрасно учатся в школе, так как любят это делать. Так они удовлетворяют свое желание обучения. Они анализируют и обобщают всю входящую информацию, переспрашиваю и уточняют, чтобы как можно глубже и точнее усвоить материал. Это настоящие отличники, любимцы педагогов. Они так обучаются, чтобы потом передать свой опыт и знания подрастающему поколению.

Человек с анальным вектором может стать прекрасным мастером своего дела, который будет обучать подмастерьев. Он может стать экспертом, досконально знающим предмет, учителем, педагогом, преподавателем, тренером, ученым.

Неучение - тьма

Однако, как отмечает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, если у человека с анальным вектором с детства отбили охоту к учебе, не давали возможности вдумчиво и подолгу посидеть за книжками, срывали и перебивали (а для него это большой стресс), если родители не помогали, не развили любовь к чтению, письму, то ребенок будет плохо учиться. А так как желание учить, которое дано людям с анальным вектором от природы, осталось, а сам не выучился, он не сможет научить чему-то других, а будет только давать советы, как поступить, навязывая свою точку зрения.

Учить - это передавать знания. А поучать - это навязывать свое мнение окружающим. Поучают люди с анальным вектором, не имеющие знаний, которые можно передать другим. Они часто некомпетентны в вопросе, а говорят и ведут себя так, будто знают все о нем.

Бывает так, что у человека с анальным вектором была в детстве возможность выучиться. Он вырос, но не смог реализовать свое прямое желание передачи знаний и опыта. Попросту не реализовал себя в обществе. Но желание ведь никуда не делось. А так как оно не удовлетворяется в нужном направлении, то выражается в нравоучениях, назидательных советах, давлении и насаждении своего мнения.

Желание поучать возникает у человека с анальным вектором, когда он не может найти то, в чем он смог бы проявить свои способности и знания.

Как избавиться от желания все время поучать?

В современном обществе человек с анальным вектором может с успехом себя реализовать. Даже если у него нет ученого звания, он может состояться в обществе и внести свой вклад в будущее поколение, применить свойства своего вектора в других направлениях, где требуется профессионализм, точность, скрупулезность . Важно знать, куда именно направить свои врожденные свойства, и начать реализовывать их в обществе. И тогда окружающие не будут страдать от его постоянных попыток «учить их жизни».
Как это сделать, подскажет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Уже на бесплатных онлайн-лекциях вы поймете, кто такие люди с анальным вектором, в чем их сильные стороны и куда направить их врожденные способности.

Статья написана с использованием материалов

есть текст, который был у меня на егэ по русскому. в разных регионах у текста разные концовки. вот он

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть две «ноги»: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.
Мы живем в очень интересное время. И хотя неинтересных времен нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, посвящены часто времени, в котором жизнь ничего легкого не представляет. Она тогда требует от человека очень многого. Человек перестает быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? На это ему дана совесть, и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог…» Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства все-таки находятся, значит, у нас нет совести. Совесть – это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда… Выбор – вещь тяжелая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?» «Меня привели, а вы бы сами попробовали…»
Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пашкина, сказанные им в разговоре с царем. Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: как вы решились на такое дело? – отвечал: иначе я бы считал себя подлецом. Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор – либо эти руки в цепях, либо я сам себя буду считать подлецом. История показала, что высокая нравственность декабристов помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири.

концовка 1 (мой вариант)

Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. И только в этом случае можно говорить о культуре человека. Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. Надо вырабатывать душу.

концовка 2 (у кого-то других был)

Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу. Я. надеюсь, что мы для этого и собрались здесь.

в общем, в чем вопрос. я, как самая умная и которой больше всех надо, решила выбрать проблему культуры человека (какого человека можно назвать культурным?). якобы это главная проблема текста, а проблема совести и нравственного выбора --- работают на проблему культуры. так вот я сейчас думаю, там вообще есть проблема культуры человека? вдруг я что-то напридумывала себе, а когда эксперты будут проверять у них в критериях этой проблемы не будет (только совести и выбора). но тогда вопрос, зачем тогда поменяли концовки для регионов? возможно, конечно, чтобы задания разные были

я так беспокоюсь, потому что если проблемы в критериях не будет, они мне за все эссе поставят сразу 0.


Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению со средней школой. И одна из особенностей этой ступени в том, что здесь уже нет верха и низа - учителей и учеников - здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остались на низшей ступени образования. И отношение преподавателей к вам будет иное. Это будет отношение коллеги к младшему коллеге.

Но это означает не то, что станет легче, а то, что станет труднее. И вообще, ничего лёгкого в хорошем деле быть не может. Это будет трудное дело, потому что нет контролёра строже, чем сам человек (если нет такого внутреннего контролёра, то нет высшего образования). Правда, не существует такой линии, которая отрезала бы от нас детство, отрезала потом юность… И элементы средней школы и детство часто вторгаются в университет: не будем делать секрета из того, что некоторые студенты подсказывают друг другу и даже видят некоторый спорт в том, чтобы поменьше выучить и получше получить. Это школьный подход. Но школьный подход нормален лишь в своё время: «Смешон и ветренный старик, смешон и юноша степенный».

У вас сегодня может начаться другой возраст. Возраст - это не количество прожитых вами дней, а поведение, которое вы можете осуществлять.

Но давайте подумаем! Я не случайно так сказал, это слово любил философ Сократ. Своих учеников Сократ никогда не учил правильному, никогда на вопрос учеников не отвечал: «Поступайте так». Он говорил: «Давайте подумаем!». А что значит «подумаем»? - Вы не знаете, как поступить, я тоже не знаю, как вам поступить. Вы пришли не как школьники, получить правильный ответ, вы пришли к коллеге посоветоваться, подумать вместе. А вместе думать действительно лучше. Именно различия во мнениях помогают продвигаться к истине.

Посмотрите, вот кто мы с вами? Можно сказать, что мы очень умные и хорошие машины. Мы умеем делать много разных вещей. Но какая особенность у каждой машины? - У всех разные лица. А зачем? Казалось, было бы проще, чтобы у всех были одинаковые лица. Было бы легче во многом, может быть, было бы меньше ошибок… Но для чего-то нужно, чтобы у нас были разные лица, разные характеры, разный опыт, чтобы мы все были разными людьми.

Философ Руссо, написавший самую откровенную книгу в истории человечества, где не просто рассказал о себе, о своих положительных и плохих качествах (ими тоже можно гордиться, если такой характер), он рассказал о своих стыдных поступках, он всего открыл себя, написав сверху: «В коже и без кожи». В этой книге он написал: Я ТАКОЙ, КАК ВСЕ, И Я НИ НА КОГО НЕ ПОХОЖ. Это очень глубокое замечание: человек, во-первых такой, как и все другие люди, а во-вторых, он индивидуален, он один такой и другого такого же нет. Поэтому он может сказать что-то такое, чего другие не знают. И потому вся наша жизнь, всё наше обучение находится на двух дорогах. По одному пути мы рдём, чтобы быть такими, как другие, для того, чтобы понимать других людей и чтобы они могли понимать нас. Но надо иметь в виду и то, что другому меня не так легко понять… Вот правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не знает или плохо о них осведомлён. А Пушкина все понимают одинаково? - Нет, все по-разному. И не говорите, что одни его понимают правильно, а другие - неправильно. Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас и именно для него написал. И вы всё время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком, который сам хочет вам что-то сказать. Только откройте уши, только будьте внимательны! Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза и уши. И значительная часть вашего образования состоит в том, чтобы открыть глаза и уши и увидеть, как говорил Гоголь, чего не зрят равнодушные очи…

И тут мы подходим к одной вещи, которая вам известна по не очень литературному, но всем понятному слову - «наплевать»: «А мне наплевать!». Определить культуру человека можно по одному признаку: на что ему не наплевать, что его не трогает.

Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью, и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека… Помните, как у Гоголя, «чего не зрят равнодушные очи». Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: «Как баран перед новыми воротами». Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

Мы живём в очень интересное время. И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, в такое время жизнь ничего лёгкого не представляет. Она тогда требует от человека очень многого. Человек перестаёт быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог»… Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда… Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?», «Меня привели, а вы бы сами попробовали…»

Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: «Как вы решились на такое дело?» - отвечал: «Иначе я бы считал себя подлецом». Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор: либо эти руки в этих цепях, либо я сам cебя буду считать подлецом. История показала, что высокая нравственность этих людей помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири. И физически они сохранились лучше, чем те, кто в ту же николаевскую эпоху своих друзей предал, потом сделал карьеру, и всё у них внешне шло хорошо и чудно…