Императрица Екатерина 2 Алексеевна Великая

Екатерина 2 (род. 2 мая 1729 – ум. 17 ноября 1796). Годы правления Екатерины 2 — с 1762 по 1796 год.

Происхождение

Принцесса Софья-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская родилась в 1729 г. в Штеттине. Дочь Христиана Августа князя Ангальт-Цербстского, генерала прусской службы, и Иоганны Елизаветы герцогини Гольштейн-Готторп.

Прибытие в Россию

Прибыла в Санкт-Петербург 3 февраля 1744 г. и приняла православие 28 июня 1744 г. 1745 год, 21 августа — была обвенчана с троюродным братом – великим князем Петром Федоровичем.

От природы была одарена большим умом, сильным характером. Напротив, ее супруг был человеком слабым, дурно воспитанным. Не разделяя его удовольствий, Екатерина Алексеевна отдалась чтению и в скором времени от лирических романов перешла к книгам историческим и философским. Вокруг нее составился избранный кружок, в котором наибольшим доверием пользовались вначале князь Н.Салтыков, а потом Станислав Понятовский, впоследствии король Царства Польского.


Отношения великой княгини к императрице Елизавете Петровне не отличались особенной сердечностью, что было взаимно. Когда Екатерина Алексеевна родила сына Павла, императрица взяла ребенка к себе и редко позволяла матери видеться с ним.

Смерть Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна умерла 25 декабря 1761 г. После вступления на престол императора Петра 3 положение его жены стало еще хуже. Дворцовый переворот 28 июня 1762 г. и гибель мужа возвели Екатерину 2 на Российский престол.

Суровая школа жизни и природный ум дали возможность новой императрице и самой выйти из довольно затруднительного положения, и вывести из него Россию. Казна была пустой, монополия подавляла торговлю и промышленность; крестьяне заводские и крепостные волновались слухами о свободе, то и дело возобновлявшимися; крестьяне с западной границы бежали в Польшу.

Екатерина 2

При этих обстоятельствах взошла Екатерина 2 на престол, права на который принадлежали по закону о престолонаследии ее сыну. Но она понимала, что малолетний сын сделался бы на престоле игрушкой разных дворцовых партий. Регентство было делом непрочным – судьба Меншикова, Бирона, Анны Леопольдовны у всех была на памяти.

Проницательный взгляд Екатерины одинаково внимательно останавливался на явлениях жизни, как в России, так и за границей. Спустя 2 месяца после вступления на престол, узнав, что знаменитая французская «Энциклопедия» осуждена парижским парламентом за безбожие и продолжение ее запрещено, императрица предложила Вольтеру и Дидро издавать эту энциклопедию в Риге. Одно это предложение склонило на ее сторону лучшие умы, дававшие тогда направление общественному мнению во всей Европе.

Екатерину короновали 22 сентября 1762 г. в Успенском соборе Московского Кремля и пробыла она в Москве осень и зиму. На следующий год состоялась реорганизация Сената, разделение его на шесть департаментов. 1764 год — был объявлен Манифест о секуляризации церковных владений, основаны Смольный институт благородных девиц и императорский Эрмитаж, первой коллекцией которого стали 225 картин, поступивших от берлинского коммерсанта И.Э.Гоцковского в счет погашения долга русской казне.

Заговор

1764 год, лето — подпоручик Мирович надумал возвести на престол содержавшегося в Шлиссельбургской крепости Ивана VI Антоновича, сына Анны Леопольдовны и герцога Антона-Ульриха Брауншвейг-Беверн-Люненбургского. Замысел не удался – Ивана Антоновича 5 июля во время попытки к его освобождению застрелил один из караульных солдат; Мировича казнили по приговору суда.

Внутренняя и внешняя политика

1764 год — князю Вяземскому, посланному усмирять крестьян, приписанных к заводам, велено было исследовать вопрос о выгоде вольного труда перед крепостным. Тот же вопрос предложили вновь учрежденному Экономическому обществу. В первую очередь надо было решить вопрос о монастырских крестьянах, принявший особенно острый характер еще при Елизавете Петровне. Елизавета в начале своего царствования возвратила имения монастырям и церквам, однако в 1757 г. она с окружавшими ее сановниками пришла к убеждению в необходимости передать управление церковным имуществом в светские руки.

Петр 3 велел исполнить предначертание Елизаветы и передать управление церковным имуществом коллегии экономии. Опись монастырского имущества производилась крайне грубо. При вступлении Екатерины 2 на престол архиереи подали ей жалобы и просили о возвращении им управления. Императрица по совету Бестужева-Рюмина удовлетворила их желание, отменила коллегию экономии, но не оставила своего намерения, а лишь отложила его исполнение. Она тогда же распорядилась, чтобы комиссия 1757 г. возобновила свои занятия. Приказано было произвести новые описи монастырским и церковным имуществам.

Зная, как переход Петра 3 на сторону Пруссии раздражал общественное мнение, императрица велела русским генералам соблюдать нейтралитет и этим поспособствовала прекращению войны.

Внутренние дела державы требовали особого внимания. Больше всего поражало отсутствие правосудия. Императрица по этому поводу выражалась энергично: «Лихоимство возросло до такой степени, что едва ли есть самое малое место правительства, в котором бы суд без заражения сей язвы отправлялся; ищет ли кто место – платит; защищается ли кто от клеветы – обороняется деньгами; клевещет ли кто на кого – все хитрые происки свои подкрепляет дарами».

В особенности поражена была государыня, узнав, что в пределах Новгородской губернии брали с крестьян деньгами за приведение их к присяге на верность императрице. Такое положение правосудия заставило ее созвать в 1766 г. комиссию для издания Уложения. Этой комиссии она вручила свой «Наказ», которым комиссия должна была руководствоваться при составлении Уложения. «Наказ» был составлен на основании идей Монтескье и Беккарии.

Дела польские, возникшая русско-турецкая война 1768–1774 годов и внутренние смуты приостановили законодательную деятельность Екатерины до 1775 г. Польские дела вызвали раздел и падение Польши.

Русско-турецкая война кончилась Кючук-Кайнарджийским миром, который был ратифицирован в 1775 г. По этому миру Порта признала независимость крымских и буджакских татар; уступила России Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн; открыла русским судам свободный ход из Черного моря в Средиземное; даровала прощение христианам, принявшим участие в войне; допустила ходатайство России по делам молдавским.

Во время русско-турецкой войны в 1771 году в Москве свирепствовала чума, вызвавшая Чумной бунт. От этой чумы погибло 130 тысяч человек.
На востоке России разгорелся еще более опасный бунт, известный под названием Пугачевщины. 1775 год, январь — Пугачев был казнен в Москве.

1775 год — возобновилась законодательная деятельность Екатерины 2, вполне, впрочем, и перед тем не прекращавшаяся. Так, в 1768 г. упразднены были коммерческий и дворянский банки и учрежден так называемый ассигнационный, или разменный, банк. В 1775 г. прекращено было существование Запорожской Сечи, и без того клонившейся к падению. В том же 1775 г. начато преобразование провинциального управления. Издано было учреждение для управления губерний, которое вводилось целые 20 лет: в 1775 г. оно началось с Тверской губернии и кончилось в 1796 г. учреждением Виленской губернии. Таким образом, реформа провинциального управления, начатая Петром 1, была выведена Екатериной 2 из хаотического состояния и закончена.

1776 год — императрица велела в прошениях слово «раб» заменить словом «верноподданный».

К концу первой русско-турецкой войны получил особенно важное значение , стремившийся к великим делам. Вместе со своим сотрудником Безбородко он составил проект, известный под названием греческого. Грандиозность этого проекта – разрушив Оттоманскую Порту, восстановить Греческую империю, на престол которой возвести великого князя Константина Павловича, – понравилась Екатерине.

Ираклий 2, царь Грузии, признал протекторат России. 1785 год — ознаменован двумя важными законодательными актами: «Жалованной грамотой дворянству» и «Городовым положением». Устав о народных училищах 15 августа 1786 г. осуществлен был только в малых размерах. Проекты об основании университетов в Пскове, Чернигове, Пензе и Екатеринославе отложили. 1783 год — основана была Российская академия для изучения родного языка. Положено было начало образованию женщин. Учреждены воспитательные дома, введено оспопрививание, снаряжена экспедиция Палласа для изучения отдаленных окраин.

Екатерина 2 решилась сама осмотреть вновь приобретенный крымский край. Сопровождаемая австрийским, английским и французским послами, с громадной свитой в 1787 г. она отправилась в путешествие. В Каневе встретил императрицу Станислав Понятовский, король Польский; близ Кейдан – австрийский император Иосиф 2. Он с Екатериной 2 положил первый камень города Екатеринослава, посетил Херсон и осмотрел только что созданный Потемкиным черноморский флот. Во время путешествия Иосиф замечал театральность в обстановке, видел, как наскоро сгоняли народ в якобы строящиеся селения; но в Херсоне он увидал настоящее дело – и отдал справедливость Потемкину.

Вторая русско-турецкая война при Екатерине 2 ведена была в союзе с Иосифом 2 в 1787–1791 гг. Мирный договор заключили в Яссах 29 декабря 1791 г. За все победы Россия получила только Очаков да степь между Бугом и Днепром.

Вместе с этим шла с переменным счастьем война со Швецией, объявленная Густавом III 30 июля 1788 г. Она закончилась 3 августа 1790 г. Верельским миром на условиях сохранения ранее существовавшей границы.

Во время второй русско-турецкой войны произошел переворот в Польше: 1791 год, 3 мая — была обнародована новая Конституция, что привело ко второму разделу Польши в 1793 г., а затем и к третьему – в 1795 г. По второму разделу Россия получила остальную часть Минской губернии, Волынь и Подолию, по третьему – Гродненское воеводство и Курляндию.

Последние годы. Смерть

1796 год — последнем году правления Екатерины 2, граф Валериан Зубов, назначенный главнокомандующим в походе против Персии, покорил Дербент и Баку; успехи его были остановлены за смертью императрицы.

Последние годы правления Екатерины 2 омрачились реакционным направлением. Тогда разыгралась французская революция, и с российской домашней реакцией вступила в союз реакция общеевропейская, иезуитско-олигархическая. Агентом и орудием ее был последний любимец императрицы – князь Платон Зубов, вместе с братом графом Валерианом. Европейской реакции хотелось втянуть Россию в борьбу с революционной Францией, борьбу, чуждую прямым интересам России.

Императрица говорила представителям реакции любезные слова и не давала ни одного солдата. Тогда усилились подкопы под ее трон, возобновились обвинения, что она незаконно царствует, занимая престол принадлежащий ее сыну Павлу Петровичу. Существует основание предполагать, что в 1790 г. готовилась попытка возвести Павла Петровича на престол. С этой попыткой, вероятно, соединена высылка из Петербурга принца Фридриха Вюртембергского.

Домашняя реакция тогда же обвиняла государыню якобы в чрезмерном свободомыслии. Екатерина состарилась, былой отваги и энергии почти не осталось и следа. И вот при таких обстоятельствах в 1790 г. появляется книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» с проектом освобождения крестьян, как бы выписанным из статей «Наказа» императрицы. Несчастного Радищева сослали в Сибирь. Возможно, эта жестокость была как результат опасения, что исключение из «Наказа» статей об освобождении крестьян сочтут за лицемерие со стороны императрицы.

1796 год — был посажен в Шлиссельбургскую крепость Николай Иванович Новиков, столь много послуживший русскому просвещению. Тайным мотивом этой меры были сношения Новикова с Павлом Петровичем. 1793 год — жестоко потерпел Княжнин за свою трагедию «Вадим». 1795 год — даже Державин подвергся подозрению в революционном направлении за переложение 81-го псалма, озаглавленное «Властителям и судиям». Так закончилось поднявшее национальный дух просветительное правление Екатерины 2. Несмотря на реакцию последних лет, название просветительного останется за ним в истории. С этого правления в России стали сознавать значение гуманных идей, стали говорить о праве человека мыслить на благо себе подобных.

Литературное движение

Одаренная литературным талантом, восприимчивая и чуткая к явлениям окружающей жизни, Екатерина 2 принимала деятельное участие и в литературе той эпохи. Возбужденное ею литературное движение было посвящено разработке просветительских идей XVIII столетия. Мысли о воспитании, вкратце изложенные в одной из глав «Наказа», впоследствии были подробно развиты императрицей в аллегорических сказках «О царевиче Хлоре» (1781 г) и «О царевиче Февее» (1782 г) и, главным образом, в «Инструкции князю Н.Салтыкову», данной при назначении его воспитателем великих князей Александра и Константина Павловичей (1784 г).

Педагогические идеи, выраженные в этих сочинениях, государыня преимущественно позаимствовала у Монтеня и Локка; у первого она взяла общий взгляд на цели воспитания, вторым пользовалась при разработке частностей. Руководясь Монтенем, императрица выдвинула на первое место в воспитании нравственный элемент – посеять в душе человека гуманность, справедливость, уважение к законам, снисходительность к людям. Вместе с этим она требовала, чтобы умственная и физическая стороны воспитания получали надлежащее развитие.

Лично ведя воспитание своих внуков до семилетнего возраста, она составила для них целую учебную библиотеку. Для великих князей были написаны их бабушкой и «Записки касательно российской истории». В чисто беллетристических сочинениях, к которым принадлежат журнальные статьи и драматические произведения, Екатерина 2 является гораздо более оригинальной, чем в сочинениях педагогического и законодательного характера. Указывая на фактические противоречия идеалам, существовавшим в обществе, ее комедии и сатирические статьи должны были в значительной мере содействовать развитию общественного сознания, делая более понятными важность и целесообразность предпринимаемых ею реформ.

Императрица Екатерина 2 Великая умерла 6 ноября 1796 г. и была похоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Время Екатерины II (1762–1796)

(начало)

Обстановка воцарения Екатерины II

Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера. В таких обстоятельствах вступление на престол Екатерины имеет много общего с вступлением на престол Елизаветы . И в 1741 г. переворот совершался силами дворянской гвардии против ненационального правительства Анны, полного случайностей и произвола нерусских временщиков. Мы знаем, что переворот 1741 г. имел следствием национальное направление елизаветинского правительства и улучшение государственного положения дворянства. Таких же следствий вправе мы ожидать и от обстоятельств переворота 1762 г., и действительно, как увидим, политика Екатерины II была национальной и благоприятной дворянству. Эти черты были усвоены политике императрицы самими обстоятельствами ее воцарения. В этом она неизбежно должна была следовать Елизавете, хотя и относилась с иронией к порядкам своей предшественницы.

Портрет Екатерины II. Художник Ф. Рокотов, 1763

Но переворот 1741 г. поставил во главе правления Елизавету, женщину умную, но малообразованную, которая принесла на престол только женский такт, любовь к своему отцу и симпатичную гуманность. Поэтому правительство Елизаветы отличалось разумностью, гуманностью, благоговением к памяти Петра Великого . Но оно не имело своей программы и поэтому стремилось действовать по началам Петра. Переворот 1762 г., напротив, поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Поэтому правительство Екатерины не только возвращалось к хорошим старым образцам, но вело государство вперед по собственной программе, которую приобрело мало-помалу по указаниям практики и отвлеченных теорий, усвоенных императрицей. В этом Екатерина была противоположна своей предшественнице. При ней была система в управлении, и поэтому случайные лица, фавориты, менее отражались на ходе государственных дел, чем это было при Елизавете, хотя фавориты Екатерины были очень заметны не только деятельностью и силой влияния, но даже капризами и злоупотреблениями.

Так, обстановка воцарения и личные качества Екатерины определяют заранее особенности ее правления. Нельзя не заметить, однако, что личные взгляды императрицы, с которыми она взошла на престол, не вполне соответствовали обстоятельствам русской жизни и теоретические планы Екатерины не могли перейти в дело вследствие того, что не имели почвы в русской практике. Екатерина образовалась на либеральной французской философии XVIII в. , усвоила и даже высказывала открыто ее "вольнодумные" принципы, но не могла провести их в жизнь или по неприложимости их, или вследствие противодействия окружавшей ее среды. Поэтому появилось некоторое противоречие между словом и делом, между либеральным направлением Екатерины и результатами ее практической деятельности, которая была довольно верна историческим русским традициям. Вот почему иногда обвиняют Екатерину в несоответствии ее слов и дел. Мы увидим, как произошло это несоответствие; увидим, что в практической деятельности Екатерина жертвовала идеями практике; увидим, что идеи, введенные Екатериной в русский общественный оборот, не прошли, однако, бесследно, но отразились на развитии русского общества и на некоторых правительственных мероприятиях.

Первое время правления

Первые годы правления Екатерины были для нее трудным временем. Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помощников: главный делец времени Елизаветы, П. И. Шувалов, умер; способностям других старых вельмож она доверяла мало. Один граф Никита Иванович Панин пользовался ее доверием. Панин был дипломатом при Елизавете (послом в Швеции); ею же был назначен воспитателем великого князя Павла и оставлен в этой должности и Екатериной. При Екатерине, хотя канцлером оставался Воронцов, Панин стал заведовать внешними делами России. Екатерина пользовалась советами старика Бестужева-Рюмина, возвращенного ею из ссылки, и других лиц прежних правлений, но это были не ее люди: ни верить в них, ни доверяться им она не могла. Она советовалась с ними в разных случаях и поручала им ведение тех или иных дел; она оказывала им внешние знаки расположения и даже почтения, вставая, например, навстречу входившему Бестужеву. Но она помнила, что эти старики когда-то смотрели на нее сверху вниз, а совсем недавно предназначали престол не ей, а ее сыну. Расточая им улыбки и любезности, Екатерина их остерегалась и многих из них презирала. Не с ними хотела бы она править. Для нее надежнее и приятнее были те лица, которые возвели ее на трон, то есть младшие вожаки удавшегося переворота; но она понимала, что они пока не имели ни знаний, ни способностей к управлению. Это была гвардейская молодежь, мало знавшая и мало воспитанная. Екатерина осыпала их наградами, допустила к делам, но чувствовала, что поставить их во главе дел нельзя: им надо было раньше перебродить. Значит, тех, кого можно было бы немедля ввести в правительственную среду, Екатерина не вводит потому, что им не доверяет; тех же, которым она доверяет, она не вводит потому, что они еще не готовы. Вот причина, почему в первое время при Екатерине не тот или другой круг, не та или иная среда составляла правительство, а составляла его совокупность отдельных лиц. Для того чтобы организовать плотную правительственную среду, нужно было, конечно, время.

Так, Екатерина, не имея годных к власти надежных людей, не могла ни на кого опереться. Она была одинока, и это замечали даже иностранные послы. Они видели и то, что Екатерина переживала вообще трудные минуты. Придворная среда относилась к ней с некоторой требовательностью: как люди, возвышенные ею, так и люди, имевшие силу ранее, осаждали ее своими мнениями и просьбами, потому что видели ее слабость и одиночество и думали, что она им обязана престолом. Французский посол Бретейль писал: "В больших собраниях при дворе любопытно наблюдать тяжелую заботу, с какой императрица старается понравиться всем, свободу и надоедливость, с какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях... Значит, сильно же чувствует она свою зависимость, чтобы переносить это".

Это свободное обращение придворной среды было очень тяжело Екатерине, но пресечь его она не могла, потому что не имела верных друзей, боялась за свою власть и чувствовала, что сохранить ее она может только любовью двора и подданных. Она и употребляла все средства, чтобы, по выражению английского посла Букингама, приобрести доверие и любовь подданных.

Были у Екатерины действительные основания опасаться за свою власть. В первые дни ее правления среди армейских офицеров, собранных на коронацию в Москву, шли толки о состоянии престола, об императоре Иоанне Антоновиче и великом князе Павле. Некоторые находили, что эти лица имеют больше прав на власть, чем императрица. Все эти толки не выросли в заговор, но очень тревожили Екатерину. Значительно позднее, в 1764 г., обнаружился и заговор для освобождения императора Иоанна. Иоанн Антонович со времени Елизаветы содержался в Шлиссельбурге. Армейский офицер Мирович сговорился со своим товарищем Ушаковым освободить его и его именем совершить переворот. Оба они не знали, что бывший император в заключении лишился ума. Хотя Ушаков утонул, Мирович и один не отказался от дела и возмутил часть гарнизона. Однако при первом же движении солдат, согласно инструкции, Иоанн был заколот своими надсмотрщиками и Мирович добровольно отдался в руки коменданта. Он был казнен, и его казнь страшно подействовала на народ, при Елизавете отвыкшей от казней. И вне войска Екатерина могла ловить признаки брожения и неудовольствия: не верили смерти Петра III , говорили с неодобрением о близости Г. Г. Орлова к императрице. Словом, в первые годы власти Екатерина не могла похвалиться, что имеет под ногами твердую почву. Особенно неприятно ей было услышать осуждение и протест из среды иерархии. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) поднял вопрос об отчуждении церковных земель в такой неудобной для светской власти и для самой Екатерины неприятной форме, что Екатерина нашла нужным поступить с ним круто и настояла на его расстрижении и заключении.

Портрет Григория Орлова. Художник Ф. Рокотов, 1762-63

При подобных условиях Екатерина, понятно, не могла сразу выработать определенную программу правительственной деятельности. Ей предстоял тяжелый труд сладить с окружающей средой, примениться к ней и овладеть ею, присмотреться к делам и главным потребностям управления, выбрать помощников и узнать ближе способности окружающих ее лиц. Понятно, как мало могли помочь ей в этом деле принципы ее отвлеченной философии, но, понятно, как много помогли ей природные способности, наблюдательность, практичность и та степень умственного развития, какой она владела вследствие широкого образования и привычки к отвлеченному философскому мышлению. Упорно трудясь, Екатерина провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла свое личное положение во власти.

Тем положением дел, какое она застала, вступая на престол, она не могла быть довольна. Главная забота правительства – финансы – были далеко не блестящи. Сенат не знал точно цифры доходов и расходов, от военных расходов происходили дефициты, войска не получали жалованья, а беспорядки финансового управления страшно запутывали и без того плохие дела. Знакомясь с этими неприятностями в Сенате, Екатерина получала понятие о самом Сенате и с иронией относилась к его деятельности. По ее мнению, Сенат и все прочие учреждения вышли из своих оснований; Сенат присвоил себе слишком много власти и подавил всякую самостоятельность подчиненных ему учреждений. Напротив, Екатерина в известном своем манифесте 6 июля 1762 г. (в котором она объяснила мотивы переворота) желала, чтобы "каждое государственное место имело свои законы и пределы". Поэтому она постаралась устранить неправильности в положении Сената и дефекты в его деятельности и мало-помалу свела его на степень центрального административно-судебного учреждения, воспретив ему законодательную деятельность. Это было сделано ею очень осторожно: для скорейшего производства дел она разделила Сенат на 6 департаментов, как это было при Анне, придав каждому из них специальный характер (1763 г.); с Сенатом стала сноситься через генерал-прокурора А. А. Вяземского и дала ему секретную инструкцию не поощрять Сената на законодательную функцию; наконец, повела все свои важнейшие мероприятия помимо Сената своею личной инициативой и авторитетом. В результате была существенная перемена в центре управления: умаление Сената и усиление единоличных властей, стоявших во главе отдельных ведомств. И все это достигнуто исподволь, без шума, крайне осторожно.

Обеспечивая свою самостоятельность от неудобных старых порядков управления, Екатерина с помощью того же Сената деятельно занималась делами: искала средств поправить финансовое положение, решала текущие дела управления, присматривалась к состоянию сословий, озабочена была делом составления законодательного кодекса. Во всем этом не было еще видно определенной системы; императрица просто отвечала на потребности минуты и изучала положение дел. Волновались крестьяне, смущенные слухом освобождения от помещиков, – Екатерина занималась крестьянским вопросом. Волнения достигали больших размеров, против крестьян употреблялись пушки, помещики просили защиты от крестьянских насилий, – Екатерина, принимая ряд мер для водворения порядка, заявляла: "Намерены мы помещиков при их мнениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Рядом с этим делом шло другое: грамота Петра III о дворянстве вызвала некоторые недоумения недостатками своей редакции и сильное движение дворян из службы, – Екатерина, приостановив ее действие, в 1763 г. учредила комиссию для ее пересмотра. Однако эта комиссия не пришла ни к чему, и дело затянулось до 1785 г. Изучая положение дел, Екатерина увидела необходимость составить законодательный кодекс. Уложение царя Алексея устарело; уже Петр Великий заботился о новом кодексе, но безуспешно: законодательные комиссии, бывшие при нем, не выработали ничего. Почти все преемники Петра были заняты мыслью составить кодекс; при императрице Анне , в 1730 г., и при императрице Елизавете, в 1761 г., требовались даже депутаты от сословий для участия в законодательных работах. Но трудное дело кодификации не удавалось. Екатерина II серьезно остановилась на мысли обработать русское законодательство в стройную систему.

Изучая положение дел, Екатерина желала познакомиться и с самой Россией. Она предприняла ряд поездок по государству: в 1763 г. ездила из Москвы в Ростов и Ярославль, в 1764 г. – в Остзейский край, в 1767 г. проехала по Волге до Симбирска. "После Петра Великого, – говорит Соловьев, – Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путешествия по России с правительственными целями" (XXVI, 8).

Так прошли первые пять лет внутреннего правления молодой государыни. Она привыкла к своей обстановке, присмотрелась к делам, выработала практические приемы деятельности, подобрала желаемый круг помощников. Положение ее окрепло, и ей не грозили никакие опасности. Хотя в эти пять лет не обнаружилось никаких широких мероприятий, Екатерина, однако, уже строила широкие планы реформаторской деятельности.

(1729-1796) русская императрица с 1762 по 1796 г.

Ее настоящее имя было София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. В 1743 году она приехала в Россию из Штеттина, чтобы стать женой племянника императрицы Анны Иоанновны Петра Голштейн-Готторпского - будущего царя Петра III. 21 августа 1745 г. совершилось их бракосочетание, и она стала великой княгиней Екатериной.

Императрице до конца своего царствования так и не удалось соединить два несоединимых желания: прославиться на весь мир своими либеральными взглядами и реформами и не допустить в России никаких свобод. Эти ее противоречия особенно наглядно проявились в отношениях с образованными людьми. Она поручила Екатерине Дашковой , одной из образованнейших женщин того времени, разработать проект создания Российской Академии наук, поддерживала светское образование. Вместе с тем именно в ее правление была установлена и без того жесткая цензура.

Императрица боялась малейшего проявления свободомыслия и жестоко наказала А.Н. Радищева за его критику существующих порядков, изложенную в книге «Путешествие из Петербурга в Москву», наказав заодно Н.И. Новикова, который посмел издать эту книгу.

В конце своего царствования Екатерина II приказала распустить все масонские ложи. Н.И. Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость, князь Трубецкой сослан.

Тем не менее Екатерина II была незаурядной и яркой личностью, блестящим публицистом и литератором. Она много писала на самые разные темы, оставила после себя личные «Записки», многочисленные письма. Особенно интересна ее переписка с Дидро и Вольтером. Правда, писала она в основном на французском языке, поскольку русский так и остался для нее языком бытового общения.

Екатерина II родилась 21 апреля 1729 года, до принятия православия имела имя Софьи-Август-Фредерики. Волею судьбы в 1745 году Софья приняла православие, и была крещена под именем Екатерины Алексеевны.

Обвенчалась с , будущим императором России. Отношения Петра и Екатерины как-то сразу не заладились. Между ними возникла стена преград из-за банального не понимая друг друга.

Несмотря на то, что супруги не имели особо большой разницы в возрасте, Петр Федорович был настоящим ребенком, а Екатерине Алексеевне хотелось от мужа более взрослых отношений.

Екатерина была достаточно хорошо образованной. С детства изучала различные науки, такие как: история, география, богословие и иностранные языки. Уровень её развития был очень высок, она прекрасно танцевала и пела.

Приехав в ,она сразу же прониклась русским духом. Понимая, что жена императора должна обладать определенными качествами, уселась за учебники по русской истории и русскому языку.

С первых дней пребывания в России, прониклась русским духом, и большой любовью к новой Родине. Екатерина Алексеевна быстро осваивала новые науки, помимо языка и истории, она изучала экономику и юриспруденцию.

Её стремление «стать своей» в совершенно новом, незнакомом ей обществе, заставили это самое общество её принять и горячо полюбить.

В результате осложнений отношений с мужем и постоянных дворцовых интрижек, Екатерине Алексеевне всерьез пришлось озаботиться своей судьбой. Ситуация была патовая.

Петр III не имел в русском обществе авторитета, и какой либо поддержки и, те полгода его правления, ничего кроме раздражения и негодования в русском обществе не вызывало.

В связи обострения отношений супругов, она всерьез рисковала отправиться в монастырь. Ситуация заставила её действовать решительно.

Заручившись поддержкой гвардейцев, Екатерина Алексеевна и её сторонники произвели государственный переворот. Петр III отрекся от престола, и новой русской императрицей стала Екатерина II. Коронация прошла 22.09.(3.10.)1762 года в Москве.

Политику её можно охарактеризовать как успешную и продуманную. За годы своего правления, Екатерина Алексеевна добилась отличных результатов. Благодаря успешной внутренней и внешней политике, Екатерине II удалось добиться значительного увеличения территории и численности народа, её населяющую.

Во время её правления, в России бойко развивалась торговля. Количества промышленных предприятий на территории Империи возросло вдвое. Предприятия полностью обеспечивали потребности армии и флота. При ней началось активное освоение Урала, большинство новых предприятий было открыто именно здесь.

Кратко пройдемся по законодательным актам Екатерины Алексеевны в экономических вопросах. В 1763 году были отменены внутренние таможенные сборы.

В 1767 году у людей появилась законное право заниматься любым городским промыслом. В период с 1766 по 1772 год, были отменены пошлины на вывоз за рубеж пшеницы, это привело к росту развития сельского хозяйства и освоению новых земель. В 1775 году императрица отменила налоги на занятие мелким промыслом.

Дворяне получили право ссылать в Сибирь своих крестьян. Также, теперь крестьяне не могли жаловаться на своего господина. Уменьшение личных свобод крестьян, стало одной из причин восстания , происходившего с 1773 года по 1775 год.

В 1775 году Екатерина II начала реформу государственного управления. Согласно новому закону, территориально - административное деление России принимало такой вид: Империя делилась на губернии, те в свою очередь на уезды, а вместо 23 губерний, было создано 50.

Губернии формировались с точки зрения удобства налогообложения, а не географических или национальных особенностей. Губернией управлял губернатор, назначаемый монархом. Некоторые крупные губернии были подвластны генерал-губернатору, который имел более широкую полноту власти.

Губернатор возглавлял губернское правление. Функциями правления были: объявление и разъяснение населению законов. А так же передача под суд нарушителей законов. Власть в низших звеньях уезда находилась в ведении местного дворянства, собрания, где выбирали лиц, которые будут занимать важные посты на местах.

Внешняя политика Екатерины II была агрессивной. Императрица считала, что Россия должна вести себя как во время Петра I, завоевывать новые территории, узаконивать свои права на выход к морям. Россия поучаствовала в разделе Польши, а также в русско-турецких войнах. Успехи в них сделали Российскую Империю одним из самых влиятельных государств в Европе.

Екатерина Алексеевна умерла в 1796 году, 6(17) ноября. Годы правления Екатерины II 1762 - 1796г.

Что и говорить, а Екатерина II является одним из самых узнаваемых персонажей в русской истории. Личность ее, безусловно, интересна. Спросите у любого обывателя, кого он считает самым успешным русским правителем? Уверен, что в ответ Вы услышите имя Екатерины II. Она на самом деле была стоящим правителем, при ней активно развивался русский театр, русская литература, а также наука.

В культурном и историческом плане Российская Империя действительно много приобрела. К сожалению, личная жизнь императрицы полна различных слухов и сплетен. Какие-то из них, наверное, правда, а какие-то нет. Жаль, что Екатерина II, являясь великой исторической фигурой, мягко говоря, не является образцом нравственности.

Иностранка по происхождению, она искренне любила Россию и заботилась о благе своих подданных. Заняв престол посредством дворцового переворота, супруга Петра III попыталась воплотить в жизнь русского общества лучшие идеи европейского Просвещения. В тоже время Екатерина выступила против начавшейся Великой Французской революции (1789-1799 гг.), возмутившись казнью французского короля Людовика XVI Бурбона (21 января 1793 г.) и предрешив участие России в антифранцузской коалиции европейских государств в начале XIX в.

Екатерина II Алексеевна (урожденная София Августа Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская) родилась 2 мая 1729 г. в немецком городе Штеттин (совр. территория Польши), а скончалась 17 ноября 1796 г. в Санкт-Петербурге.

Дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Ангальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской) была в родстве с королевскими домами Швеции, Пруссии и Англии. Получила домашнее образование, в курс которого кроме танцев и иностранных языков входили также основы истории, географии и богословия.

В 1744 г. она вместе с матерью была приглашена в Россию императрицей Елизаветой Петровной , и крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны. Вскоре было объявлено о ее помолвке с великим князем Петром Федоровичем (будущим императором Петром III), а в 1745 г. они венчались.

Екатерина понимала, что двор любит Елизавету, не принимает многих странностей наследника престола, и, возможно, после смерти Елизаветы именно ей при поддержке двора предстоит взойти на русский престол. Екатерина изучала труды деятелей французского Просвещения, а также юриспруденцию, что оказало существенное влияние на ее мировоззрение. Кроме того, она прилагала как можно больше усилий, чтобы изучить, а, возможно, и понять историю и традиции Российского государства. Из-за своего стремления познать все русское Екатерина завоевала любовь не только двора, но и всего Петербурга.

После смерти Елизаветы Петровны, отношения Екатерины с мужем, никогда не отличавшиеся теплотой и пониманием, продолжали ухудшаться, принимая явно враждебные формы. Опасаясь ареста, Екатерина при поддержке братьев Орловых, Н.И. Панина, К.Г. Разумовского, Е.Р. Дашковой в ночь на 28 июня 1762 г., когда император находился в Ораниенбауме, совершила дворцовый переворот. Петр III был сослан в Ропшу, где вскоре при загадочных обстоятельствах погиб.

Начав свое правление, Екатерина попыталась воплотить в жизнь идеи Просвещения и устроить государство сообразно с идеалами этого мощнейшего европейского интеллектуального движения. Она чуть ли не с первых дней правления активно участвует в государственных делах, предлагая значимые для общества реформы. По ее инициативе, в 1763 г. была проведена реформа Сената, которая значительно повысила эффективность его работы. Желая усилить зависимость церкви от государства, и предоставить дополнительные земельные ресурсы дворянству, поддерживающему политику реформирования общества, Екатерина провела секуляризацию церковных земель (1754 г.). Началась унификация управления территориями Российской империи, и было упразднено гетманство на Украине.

Поборница Просвещения Екатерина создает ряд новых учебных заведений, в том числе для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище).

В 1767 г. императрица созвала комиссию, в которую вошли представители всех слоев населения, включая крестьян (кроме крепостных), для сочинения нового уложения - свода законов. Чтобы направить работу Уложенной комиссии Екатерина написала «Наказ», текст которого основывался на сочинениях авторов-просветителей. Этот документ, по сути, являлся либеральной программой ее царствования.

После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и подавления восстания под предводительством Емельяна Пугачева начался новый этап екатерининских реформ, когда императрица самостоятельно разрабатывала важнейшие законодательные акты и, пользуясь неограниченностью своей власти, претворяла их в жизнь.

В 1775 г. был издан манифест, дозволявший свободное открытие любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны, сохранявшееся вплоть до 1917 г. В 1785 г. Екатерина издала жалованные грамоты дворянству и городам.

На внешнеполитической арене Екатерина II продолжала проводить наступательную политику на всех направлениях - северном, западном и южном. Итогами внешней политики можно назвать усиление влияния России на европейские дела, три раздела Речи Посполитой, укрепление позиций в Прибалтике, присоединение Крыма, Грузии, участие в противодействии силам революционной Франции.

Вклад Екатерины II в русскую историю настолько значителен, что память о ней хранят многие произведения нашей культуры.