Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС
Рассмотрите изображение и выполните задания 1-5
Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, соцветие, плод вишни.
В каком из этих органов в течение всего лета происходит дыхание?
В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию вегетативного размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
Побег, плод, стебель, лист.
Ответ: ________________________________________________________________
У вишни в середине лета появляются сочные плоды с одним крупным семенем. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.
Ответ: ______________________________
Начало формы
Конец формы |
4.Садовая вишня богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из неё варят варенье (А), добавляют в маринад (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.
А. __________________________________ Б. __________________________________
5. Ученик рассматривал под микроскопом лист вишни и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил под цифрой 3?
Ответ: ______________________________
6. Почему в пробирке с семенами гаснет лучинка? Объясните данный процесс.
Ответ:_______________________________________________________________________________
7. Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений
Площадь поверхности листа, см 2 | Число устьиц в 1 см 2 |
||
верхняя сторона листа | нижняя сторона листа |
||
Картофель |
Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?
Ответ: _______________________________
Какие растения имеют количество пластинок с нижней стороны листа более 20 000?
Ответ:________________________________
Какое растение испаряет больше всего воды?
Ответ: ________________________________
7.2 Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения
А ______________________ | В___________________________ |
| |
Б__________________________ | Г________________________________ |
7.3. Из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления.
А____________________ | Б____________________ | В_____________________ |
8. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Ласка – хищное животное, размером 16-18 см, имеет тонкое, гибкое и чрезвычайно сильное тело. (2) Ареал распространения занимает практически всю территорию нашей страны, за исключением некоторых островов в северных морях. (3) Зимний мех чисто белый, низкий, но густой и шелковистый. Летом верх тела зверька окрашен в бурый цвет, а низ в белый, мех короткий, редкий и грубый. (4) Сроки спаривания и протекания изменчивы и непостоянны, зависят, прежде всего, от погодных условий и обилия корма. (5) Количество молодняка в выводке зависит от численности мышевидных грызунов, чаще всего их бывает от 4 до 7. (6) Основу питания зверька составляют мелкие грызуны – мыши и полевки.
8.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что ласку относят к группе хищных животных? Запишите номера выбранных предложений.
Ответ: ______________________________
8.2. Сделайте описание зайца русака по следующему плану
А) В сравнении с лаской: крупнее/мельче
Ответ: ______________________________
Б) Покров тела:
Ответ: ______________________________
В) Чем заяц питается? (Приведите не менее двух примеров.)
Ответ: ______________________________
Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАССИнструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Желаем успеха!
Рассмотрите изображение и выполните задания 1-5
Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, соцветие, плод вишни.
В каком из этих органов в течение всего лета происходит дыхание?
В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию вегетативного размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
Побег, плод, стебель, лист.
Ответ: ________________________________________________________________
У вишни в середине лета появляются сочные плоды с одним крупным семенем. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.
Ответ: ______________________________
Начало формы 3. Рассмотрите фотографию листа вишни. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы используйте линейку.А. Тип листа 1) черешковый 2) сидячий Б. Жилкование листа 1) параллельное 2) дуговидное 3) пальчатое 4) перистое В. Форма листа 1) перисто-лопастная | 2) перисто-раздельная |
3) перисто-рассечённая | 4) цельная |
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
1) яйцевидный2) овальный
3) обратно-яйцевидный
4) ланцетный5) продолговатый
6) обратно-ланцетный
Д. Край листа
1) цельнокрайный2) волнистый
3) пильчатый
4) двояко-пильчатый
5) лопастной
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
АКонец формы
4.Садовая вишня богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из неё варят варенье (А), добавляют в маринад (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.
А. __________________________________ Б. __________________________________
5. Ученик рассматривал под микроскопом лист вишни и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил под цифрой 3?
Ответ: ______________________________
6. Почему в пробирке с семенами гаснет лучинка? Объясните данный процесс.
Ответ:_______________________________________________________________________________
7. Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений
ВидПлощадь поверхности листа, см 2
Число устьиц в 1 см 2
верхняя сторона листа
нижняя сторона листа
Капуста
1503
14 100
22 600
Фасоль
4 000
28 100
Яблоня
29 400
Картофель
5 100
16 100
Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?
Ответ: _______________________________
Какие растения имеют количество пластинок с нижней стороны листа более 20 000?
Ответ:________________________________
Какое растение испаряет больше всего воды?
Ответ: ________________________________
7.2 Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения
Б__________________________
Г________________________________
7.3 . Из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления.
А____________________ | Б____________________ | В_____________________ |
8. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Ласка – хищное животное, размером 16-18 см, имеет тонкое, гибкое и чрезвычайно сильное тело. (2) Ареал распространения занимает практически всю территорию нашей страны, за исключением некоторых островов в северных морях. (3) Зимний мех чисто белый, низкий, но густой и шелковистый. Летом верх тела зверька окрашен в бурый цвет, а низ в белый, мех короткий, редкий и грубый. (4) Сроки спаривания и протекания изменчивы и непостоянны, зависят, прежде всего, от погодных условий и обилия корма. (5) Количество молодняка в выводке зависит от численности мышевидных грызунов, чаще всего их бывает от 4 до 7. (6) Основу питания зверька составляют мелкие грызуны – мыши и полевки.
8.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что ласку относят к группе хищных животных? Запишите номера выбранных предложений.
Ответ: ______________________________
8.2. Сделайте описание зайца русака по следующему плану
А) В сравнении с лаской: крупнее/мельче
Ответ: ______________________________
Б) Покров тела:
Ответ: ______________________________
В) Чем заяц питается? (Приведите не менее двух примеров.)
Ответ: ______________________________
Ходченкова Галина Михайловна учитель биологии высшей категории МОУ «Жарковскася СОШ №1»
Тверской области
Всероссийская проверочная
работа по биологии
(тренировочные задания)
Данная презентация составлена с целью ознакомления учащихся 5 класса с разнообразными заданиями предстоящей Всероссийской проверочной работы.
Задания составлены на основе «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения диагностической работы по биологии» 2017 года, в соответствии с заданиями демоверсии ВПР. Презентация поможет детям (и учителям) подготовится к контрольной, так что бы получить отличные результаты.
Выделение существенных
признаков биологических объектов
Задание №1
Задание №11.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке 1 стебель, лист, соцветие, плод чёрной смородины.
1.2. В каком из органов в течении лета происходит фотосинтез?
В каком из органов в течении лета происходит фотосинтез?
Задание №1
1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, соцветие, плод томата.
1.2. В каком из органов в течении лета происходит опыление?
Задание №1
соцветие
Задание №1
1) Покажите стрелками и подпишите на рисунке ножку, шляпку, грибницу (мицелий, гифы) и плодовое тело гриба.
плодовое
грибница
2) В каком из этих органов происходит всасывание растворенных питательных веществ из почвы?
Запомните!
Вегетативные органы растения
Обеспечивают :
питание, рост, дыхание
Генеративные
органы растений
органы размножения
В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, являются вегетативными. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Лист, стебель, цветок, почка.
Задание №1.3
В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, участвуют в снабжении частей растения водой. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
Побег, плод, корень, ствол.
В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, являются генеративными. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор
Цветок, плод, семя, побег
Задание №1.3
В приведённом ниже списке названы части, состоящие из мицелия и образующие плодовое тело гриба. Выпишите ту часть гриба, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
Ножка, шляпка, спора, грибница
В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, имеются у современных папоротников. Выпишите тот орган растения, который «выпадает» из общего ряда и характерен для растения, изображённого на рисунке. Объясните свой выбор.
Корень, стебель, лист, семя.
Задание №1.3
Задание №2
Распознавание основных
процессов жизнедеятельности биологических объектов
Летом у шиповника появляются цветки, которые активно
посещают различные насекомые. Найдите в приведённом списке и запишите название процесса, который обеспечивают
насекомые.
Рост, опыление, оплодотворение, плодоношение..
Задание №2
У малины весной образуются почки. Найдите в приведённом
списке и запишите название процесса.
Питание, развитие, дыхание, плодоношение..
В зрелых плодовых телах развиваются споры, которые, попав в почву, прорастают и образуют новую нить грибницы. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, рост, питание, выделение, размножение.
Задание №2
Задание №3
Описание биологических объектов
по определенному плану
Опишите лист люфы по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
Задание №3
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
Т.к. жилки выходят из одной точки
В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Ответ: 1, 3, 1
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
Б. Жилкование листа
В. Форма края листовой пластинки
Ответ: 1, 4, 1
А. Тип листа
1) простой
2) сложный
Практическая значимость
биологических объектов
(распознавание частей растений)
Задание №4
Шиповник обыкновенный или дикая роза - источник витаминов C, B2, P, K, E, каротина и других полезны веществ. Поэтому из шиповника заваривают чай и получают растительное масло. Запишите органы растения, которые используются в каждом случае.
Б.__________________
лепестки или семена
Масло оливы богато витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из оливы выжимают масло (A) или употребляют её части в пищу в сыром или маринованном виде (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.
плоды или
листья и плоды
Бодяк - один из самых распространённых и злостных сорняков на полях. Распространению бодяка в посевах способствуют большое количество семян, которые даёт одно растение. На рисунках А и Б показано, благодаря чему это происходит. Напишите названия этих органов.
соцветие
На Руси липа всегда считалась ценным деревом. Из неё изготавливают расписную хохломскую посуду и матрёшек (А), а в старые времена и обувь (Б). Запишите части растения, которые используют в каждом случае.
древесина
Задание №5
Различие биологических объектов и их частей
Задание №5
Ученик рассматривал под микроскопом лист осота полевого и сделал следующий рисунок.
Что он должен был обозначить на рисунке цифрой 2?
цитоплазма
ложноножка
вакуоль
хлоропласт
чешуя
клеточная оболочка
хлоропласты
клеточная мембрана
ядерное вещество (нуклеоид)
Задание №5
После изучения на уроках темы «Строение клетки бактерии» ученик нарисовал клетку бактерии. Что на этом рисунке он обозначил буквой А?
Ученик рассмотрел на уроке гербарный экземпляр петрушки и выполнил следующий рисунок. Какой вид корня он обозначил на рисунке буквой А?
Задание №5
Заполнение пропусков в тексте биологического содержания словами из предложенного перечня
Задание №6
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Для образования органических веществ в листе необходима вода, которую растение получает из почвы с помощью __________(А). Вода с минеральными солями поступает вверх к листьям. В хлоропластах листа из __________(Б) и воды синтезируется __________(В).
Список слов:
1) стебель
3) кислород
4) углекислый газ
5) глюкоза
6) минеральная соль
Ответ: 2,4,5
Задание №6
АМЁБА ОБЫКНОВЕННАЯ
Амёба протей, или обыкновенная амёба, обитает на дне небольших пресных водоёмов: в прудах, старых лужах. Амёба не имеет постоянной формы тела, так как лишена плотной __________(А). Передвигается амёба с помощью выростов тела __________(Б). Питается амёба бактериями, одноклеточными животными и __________(В).
Список слов:
1) водоросли
2) оболочка
3) ложноножки
4) органоиды
5) реснички
Ответ: 2,3,1
Ответ: 2,4,6
Задание №7
Работа с табличным материалом
Задание №7.1
черепаха
Используя таблицу «Размеры и плодовитость животных», ответьте на вопросы.
1) Какое из перечисленных животных имеет наименьшую длину тела?
2) Какое из перечисленных животных самое плодовитое?
3) Какое (какие) из перечисленных животных весит меньше 2 кг?
крокодил
кролик и черепаха
Задание №7.2
Ниже приведены рисунки растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой картинкой название
соответствующего растения.
Хлопчатник
Кукуруза
Задание №7.3
Некоторые из этих растений используют для изготовления продуктов питания. Под каждой из приведённых ниже иллюстраций подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления.
Задание №7.3
картофель
Задание №8
Работа с текстовым материалом
Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Внешне амёба протей напоминает маленький студенистый комочек. (2) Передвигаясь, амёба медленно как бы перетекает по дну. (3) Самостоятельный одноклеточный организм амёбы состоит из цитоплазмы, покрытой клеточной мембраной. (4) Амёба дышит растворённым в воде кислородом, который проникает внутрь через всю поверхность тела. (5) В теле амёбы можно различить ядро, пищеварительные и сократительную вакуоли. (6) Размножается амёба бесполым путём.
В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что амёба не является многоклеточным животным ?
Задание №8.1
Дайте описание инфузории-туфельки по следующему плану.
Задание №8.2
А) В сравнении амёбой: постоянная/непостоянная форма тела.
Б) Чем покрыто тело инфузории?
В) Где обитают инфузории? (Приведите не менее двух примеров).
Ответ:
А) постоянная
Б) ресничками
В) в пресных водоёмах, лужах, воде из-под цветов.
(1) Бобры имеют мощные резцы и могут перегрызать стволы деревьев диаметром до 60 см и более. (2)Длина тела около метра, масса 20-30 кг. (3) Бобры отлично ныряют и плавают, могут оставаться под водой до пяти минут; под водой передвигаются при помощи задних лап, снабжённых перепонками. (4) Детёныши у бобров рождаются зрячими и с прорезавшимися резцами. (5) Бобры - очень чистоплотные животные, прежде чем отправиться за пищей, они выходят на берег, садятся на задние лапы, опираясь на хвост, тщательно расчёсывают шерсть на боках, брюхе и голове. (6) У животных имеются особые железы, выделяющие жировое вещество с запахом мускуса - «бобровую струю».
В каких предложениях текста описываются признаки,
подтверждающие, что бобры - самые крупные водные грызуны ? Запишите номера выбранных предложений.
Задание №8.1
Морковь - один из древнейших двулетников, который возделывают 4000 лет‚ сначала как лекарственное, а затем как пищевое и кормовое растение. В диком виде растение встречается в Европе, Азии, Северной Африки. Для получения раннего урожая морковь сеют с середины апреля до начала мая. Мясистые, ярко окрашенные корнеплоды являются ценным пищевым продуктом.
Редис - одно из самых популярных однолетних овощных растений открытого и закрытого грунта. Сеют семена редиса сразу в почву. В пищу употребляют как корнеплоды (в основном в салатах и окрошках), так и листву (в салатах, окрошках‚ супах). Редис ценится как ранний овощ в средней и западной России.
Укажите два различия этих растений
Морковь - один из древнейших двулетников , который возделывают 4000 лет‚ сначала как лекарственное, а затем как пищевое и кормовое растение. В диком виде растение встречается в Европе, Азии, Северной Африки. Для получения раннего урожая морковь сеют с середины апреля до начала мая. Мясистые, ярко окрашенные корнеплоды являются ценным пищевым продуктом.
Редис - одно из самых популярных однолетних овощных растений открытого и закрытого грунта. Сеют семена редиса сразу в почву. В пищу употребляют как корнеплоды (в основном в салатах и окрошках), так и листву (в салатах, окрошках‚ супах ). Редис ценится как ранний овощ в средней и западной России.
Укажите два различия этих растений
Задание №8.1
Прочитайте текст и сравните описание моркови и редиса. В ответе укажите два различия этих растений.
Отличия:
1) редис - однолетнее растение, морковь - двулетнее
2) у моркови листву используют как лекарственное средство, а у редиса - для салатов и супов.
Источники
- ВПР по биологии (демоверсия) 2017 года.
- Образовательный порта для педагогов «Решу ВПР». 3) Биология. ВПР 5 класс. Типовые задания. ФГОС. Т.В.Молязкина, С.В.Первак - М. : Издательство «Экзамен»
Всероссийские проверочные работы - это обычные итоговые работы, в которых проверяется всё, что вы освоили по каждому предмету. Поэтому, если вы добросовестно занимались в течение учебного года, то никакой специальной подготовки к ним не требуется. Однако для успешного выполнения работ необходимо повторить весь пройденный за прошедший год учебный материал, вспомнить, чему вы научились, а также потренироваться в выполнении заданий.
ВПР. Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь. (с ответами)
Описание учебника
4 Биология как наука. Методы изучения живых организмов
ТЕМА 1. БИОЛОГИЯ — НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ
Биология как наука. Методы изучения живых организмов
Вы знаете, что название науки «биология» образовано от двух греческих слов «биос» и «логос». Напишите, как переводится каждое из указанных слов, и дайте определение термина «биология», используя их перевод.
QTBeT. Биос — жизнь; логос — наука, изучение. Наука о жизни, или наука,
изучающая живые организмы_
Как вы понимаете слово «биосфера»? Ответ
Био — жизнь; сфера — оболочка. Оболочка жизни, или оболочка живых организмов
Прочитайте текст и выполните задания.
Биологические науки
Историю биологии принято вести от древних учёных Аристотеля, Теофраста и Галена. Они изучали в основном окружавших людей растения и животных, а также большое внимание уделяли изучению жизни и здоровья самого человека. Поэтому первыми биологическими науками стали ботаника (наука о растениях), зоология (наука о животных) и медицина (наука о здоровье человека). Представления о мире образованные люди древности черпали из собственных наблюдений, рассказов путешественников и небольшого числа рукописных книг.
Пять-шесть столетий назад знания о природе стали быстро накапливаться благодаря изобретению книгопечатания, интересу к опытам с растениями и животными, а также путешествиям в дальние страны. В то время трудились учёные А. Везалий и У. Гарвей, заложившие основы современной анатомии (науки о строении человека) и физиологии (науки, изучающей жизнедеятельность организмов).
Позже учёные К. Линней и Ж. Бюффон провели огромную работу по упорядочению названий животных и растений. Так зародилась ещё одна биологическая наука - систематика. Благодаря её развитию теперь каждый известный науке живой организм имеет свой «паспорт», в котором указывается его видовое название, место обитания и другие особенности.
Когда изобрели микроскоп, появились цитология - наука о клетке, гистология - наука о тканях живого организма, микробиология - наука о невидимых невооружённым глазом живых организмах (одноклеточных животных, растениях, грибах и бактериях). Наблюдение за этими «карликами» стало увлекательным занятием не только для учёных, но и для многих просвещённых людей того времени.
2.1. Как вы думаете, почему медицина была одной из первых биологических наук?
Ответ:
Человек первым начал изучать себя. И начал изучать с того, что важнее всего — здоровье и как лечить болезни
5 Биология как наука. Методы изучения живых организмов
Ответ:
2.3. Что, по мнению автора текста, логии пять-шесть столетий назад?
Ответ:
повлияло на бурное развитие био-
6лагодаря*изобретению*книгопечатания«*интере^*к*опытам*срастениями*и* животными*«автакже«путешествиям*в-дальние«страны
2.2. Рассмотрите фотографии. На какой из них изображён организм, который изучает зоология?
2.4. Составьте список биологических наук, которые упоминаются в тексте.
Ответ:
Ботаника, зоология, медицина, анатомия, физиология, систематика, цитология, гистология, микробиология,
2.5. Расставьте перечисленные в списке биологические науки по времени их возникновения, начиная с возникшей раньше остальных.
1) микробиология 3) анатомия
2) ботаника 4) систематика
Запишите в ответе получившуюся последовательность цифр.
Ответ:
ВПР. Биология. 5 класс.
Цель работы: овладеть методикой расчета должной величины основного обмена по таблицам и формулам.
Методика . Расчет должной величины основного обмена по таблицам . Определение должной величины основного обмена производят с помощью стандартных таблиц Гарриса и Бенедикта, составленных отдельно для мужчин (таблица 4) и для женщин (таблица 5). Каждая таблица состоит из двух частей - А и Б. В таблице А по весу испытуемого находят первое число калорий. В таблице Б по данным роста и возраста находят на пересечении соответствующих граф второе число калорий. Сумма этих чисел составляет должную величину основного обмена за сутки. Полученные результаты заносят в таблицу.
Расчет должной величины основного обмена по формулам . Определение должной величины основного обмена производят по формулам Гарриса и Бенедикта:
ДОО = 66,47 + 13,7516В + 5,00ЗЗР - 6,7550Г (для мужчин).
ДОО = 665,0955 + 9,5634В +1,8496Р - 4,6756Г (для женщин),
где В - вес с килограммах, Р - рост в сантиметрах и Г - возраст в годах.
По формуле Рида вычисляют процент отклонения величины основного обмена от нормы:
ПО = 0,75 (ЧСС + ПД х 0,74) – 72
где ПО – процент отклонения, ЧСС – частота сокращений сердца, ПД – пульсовое давление.
Полученные результаты заносят в таблицу, сравнивают и делают вывод.
Полученные результаты:
__________________
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Главные факторы, определяющие величину основного обмена.
2. Способы расчета должных величин основного обмена по формулам и таблицам.
Работа 94. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА У ЧЕЛОВЕКА В ПОКОЕ МЕТОДОМ ЗАКРЫТОЙ СИСТЕМЫ С НЕПОЛНЫМ ГАЗОВЫМ АНАЛИЗОМ. | Дата______ |
Цель работы: овладеть методикой определения энергетического обмена у человека в покое с помощью спирографа.
Методика. Для определения приблизительной величины основного обмена применяется метод неполного газового анализа с помощью спирографа. Спирограф предназначен для графической регистрации легочных объемов, кроме того, по регистрируемой кривой - спирограмме – можно получить сведения о скорости потребления кислорода. Последнее позволяет использовать спирограф для определения энергетических затрат организма. В процессе исследования испытуемый поглощает кислород и выделяет углекислый газ, который связывается натронной известью, в результате объем газа в спирометре уменьшается и спирограмма приобретает форму наклонной кривой, направленной вверх. Через 10 минут опыт прекращают и приступают к подсчету по спирограмме количества поглощенного кислорода. Отмечают температуру воздуха и барометрическое давление. Спирограмму, полученную в первые 5 минут опыта, не используют для расчетов, т. к. в этот период происходит адаптация организма к измененным условиям дыхания. На остальной части спирограммы рассчитывают частоту дыхания, величину дыхательного объема и количество поглощенного за одну минуту кислорода. Определение количества поглощенного кислорода производят следующим образом: сначала находят величину вертикального смещения выбранного участка спирограммы в см. Для этого вдоль нижних границ дыхательных волн проводят линию, из верхней точки которой опускают перпендикуляр на прямую, проведенную из начальной ее точки параллельно отметке времени. Высота перпендикуляра в см соответствует величине вертикального смещения спирограммы. Так как согласно масштаба 1 см по вертикали равен 200 мл, то произведение вертикального смещения в см на 200 и составит объем поглощенного кислорода. Пользуясь методикой работы 92, приводят объем поглощенного кислорода к нормальным условиям. Так как методом неполного газового анализа определить величину дыхательного коэффициента нельзя, то его условно принимают за 0,84. Тогда величина калорического эквивалента кислорода составит 4,85 ккал/л. Определяют расход энергии в организме за минуту, за сутки, на кг веса в час и на 1 м 2 поверхности тела за сутки и за час. Рассчитывают % отклонения найденной величины обмена в покое от должной величины основного обмена. Зарисовывают спирограмму и отмечают на ней вертикальное смещение. Полученные данные заносят в таблицу, анализируют и делают вывод.
Полученные результаты:
Спирограмма
Фамилия, и. о.__ пол_______________
возраст________________ рост_________________ вес_____________ поверхность тела______________________
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Метод неполного газового анализа.
2. Потребление кислорода при окислении белков, жиров и углеводов.
3. Способы определения количества потребленного кислорода.
4. Закрытые методы определения энергетических затрат.
Работа 95. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ У ЧЕЛОВЕКА ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ. | Дата______ |
Цель работы: определить влияние физической нагрузки на уровень расхода энергии; овладеть методикой расчета расхода энергии при физической нагрузке.
Методика. Исследование проводится на том же студенте, у которого определялась величина обмена в покое. С помощью лямок укрепляют пустой мешок Дугласа на спине. На нос испытуемому накладывают зажим. Объясняют характер и объем работы, которую он должен выполнить. Затем испытуемый берет в рот загубник клапанной коробки, одновременно снимают зажим с горловины мешка и включают секундомер, предложив испытуемому приступить к выполнению работы. Работа выполняется 5 минут. Перед извлечением загубника изо рта на горловину мешка накладывают зажим. Через отводную трубку горловины мешка заполняют газоприемник для анализа газового состава выдохнутого воздуха и в аппарате «Спиролит» или в аппарате Холдена (см. работу 73), определяют его процентный состав. С помощью газовых часов определяют объем выдохнутого воздуха. Рассчитывают его величину за 1 минуту. Полученные данные заносят в таблицу и приступают к расчету энергозатрат организма при физической нагрузке по следующей схеме:
1. Объем выдохнутого за 1 минуту воздуха приводят к нормальным условиям (см. пункт 1 работы 92).
V о выд = Vвыд х ФР =
2. Определяют объем воздуха, вдохнутого испытуемым за 1 минуту (V о вд).
V о вд = V о выд х N 2 % выд / N 2 % вд =
3. Находят количество кислорода в объеме воздуха, который испытуемый вдохнул за 1 минуту.
V О2 вд = V о вд х О 2 % вд / 100 =
4. Рассчитывают количество кислорода в объеме воздуха, который испытуемый выдохнул за 1 минуту.
V О2 выд = V о выд х О 2 % выд / 100 =
5. Определяют количество кислорода, поглощенное испытуемым за 1 мин.
V О2 погл = V О2 вд – V О2 выд =
6. Находят количество углекислого газа в объеме воздуха, который вдохнул испытуемый за 1 мин.
V СО2 вд = V о вд х СО 2 % вд / 100 =
7. Находят количество углекислого газа в объеме воздуха, который выдохнул испытуемый за 1 мин.
V СО2 выд = V о выд х СО 2 % выд / 100 =
8. Определяют количество углекислого газа, выделенного испытуемым за 1 минуту.
V СО2 вдл = V СО2 выд – V СО2 вд =
9. Вычисляют дыхательный коэффициент.
ДК = V СО2 вдл / V О2 погл =
10. В таблице 3 по рассчитанному дыхательному коэффициенту находят калорический эквивалент кислорода (КЭК).
11. Определяют расход энергии (РЭ) при физической нагрузке в организме за 1 минуту, умножив калорический эквивалент кислорода на количество кислорода, поглощенного испытуемым за 1 минуту.
РЭ за 1 мин. = КЭК х V О2 погл =
12. Определяют расход энергии за семичасовой рабочий день.
РЭ = РЭ мин х 420 мин =
13. Пользуясь величиной обмена покоя, полученной в работе 52, рассчитывают величину обмена за 7 часов.
ОП (за 7 часов) = ОП х 7 / 24 =
14. Определяют величину рабочей прибавки (РП), связанную с данным видом физической нагрузки. Величина рабочей прибавки равна разности расхода энергии за 7 часов рабочего времени и величины обмена в покое за этот же период.
15. Рассчитывают величину энергетических затрат за сутки (общий обмен). Величина общего обмена равна сумме энергетических затрат за 7 часов рабочего дня, за 9 часов бодрствования (из расчета 1,5 ккал на кг веса в час) и за 8 часов сна (из расчета 0,9 ккал на кг веса в час).
Общий обмен =
16. Рассчитывают величину рабочей прибавки, которая равна разности между величинами общего и основного обмена.
РП = Общий обмен - Основной обмен =
Полученные данные заносят в таблицу, анализируют и делают вывод.
Полученные результаты:
Фамилия, И., О.______________________________, пол_________________, возраст_______________________, рост____________________, вес_________________
ВЫВОД:___________________________
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Методы исследования обмена, используемые для определения энергетических затрат при физической нагрузке.
2. Влияние физической работы на обмен энергии в организме. Динамика дыхательного коэффициента и ее значение.
3. Энергетические затраты организма при различных видах труда.
4. На какие профессиональные и социальные группы подразделяется население России в зависимости от суточного расхода энергии?
5. Коэффициенты физической активности, их характеристика и значение.
6. Потребность организма в белках, жирах и углеводах в различных профессиональных группах.
7. Энергетические затраты организма при умственном труде.
Работа 96. РАСЧЕТ БАЛАНСА ПИТАТЕЛЬНЫХ НАЧАЛ. | Дата______ |
Цель работы: освоить принцип расчета баланса прихода и расхода питательных веществ и энергии в организме на примере.
Методика . Установлено, что за сутки обследуемый субъект потребил 654,141 литра кислорода и выделил с выдыхаемым воздухом 574,18 литра углекислого газа. а с мочой за это время выделилось 16,8 г азота и 9,0191 г углерода. Одновременно за сутки им было усвоено 105,0 г белка, 120,0 г жира и 430,0 г углеводов. Необходимо рассчитать количество распавшихся в организме белков, жиров и углеводов за сутки и сравнить его с количеством усвоенных веществ, определить теплопродукцию обследуемого за сутки и сравнить ее с суммарной калорической ценностью усвоенных питательных начал.
1. Количество белка, распавшегося в организме, определяют по азоту мочи. Т. к. 1 г азота содержится в 6,25 г белка, то, следовательно, в организме распалось
16,8 х 6,25 = г белка
2. Затем рассчитывают, количество углерода белкового происхождения, из которого образовался углекислый газ. Для этого сначала определяют количество углерода в распавшемся белке (УРБ). Т. к. около 53% углерода содержится в белковых веществах, то, следовательно, в распавшемся белке (РБ) его находилось
УРБ = РБ х 53 / 100 =
а на образование углекислого газа пошла разность между количеством углерода в распавшемся белке и углеродом, выделившимся с мочой
УРБ - 9,0191 =
3. Определяют количество углекислого газа белкового происхождения, исходя из того, что из 1 граммолекулы углерода (12 г) образуется 22,4 лСО 2 .
х 22,4 / 12 = СО 2
4. Определяют количество кислорода, пошедшего на окисление белка по величине дыхательного коэффициента.
СО 2 / 0,8 = О 2
5. Определяют количество углекислого газа, образовавшегося при окислении жиров и углеводов.
574,18 – СО 2 белкового происхождения =
6. Определяют количество кислорода, пошедшего на окисление жиров и углеводов
654,141 –О 2 , окисливший белок =
7. Определяют количество жиров и углеводов, окислившихся за сутки.
На основании того, что при окислении одного грамма жира потребляется 2,013 л кислорода н образуется 1,431 л углекислого газа, а при окислении одного грамма углеводов потребляется 0,829 л кислорода и образуется 0,829 л углекислого газа составляют уравнение с двумя неизвестными, приняв за х количество жира, а за у количество углеводов.
2,013x + 0,829y = общее количество О 2 , пошедшее на окисление жиров и углеводов.
1,431х + 0,829у = общее количество СО 2 , образовавшееся при окислении жиров и углеводов.
Решают уравнение относительно х и у
8. Определяют количество энергии, образовавшееся при окислении жиров, белков и углеводов.
9. Определяют суммарную энергетическую ценность усвоенных организмом питательных веществ.
Полученные данные заносят в таблицу и рассчитывают баланс.
Полученные результаты:
ВЫВОД:_____________________________ __________
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие об обмене веществ. Пластическая и энергетическая роль питательных начал.
2. Баланс прихода и расхода веществ в организме.
3. Обмен белков, их физиологическая роль и биологическая ценность.
4. Понятие об азотистом балансе и его разновидностях. Коэффициент изнашивания, его величина. Роль углеводов в обмене белков. Суточная потребность.
5. Обмен липидов, их физиологическая роль. Значение. Незаменимые жирные кислоты. Суточная потребность в жирах.
6. Фосфолипиды и стерины, их физиологическая роль.
7. Холестерин, его значение, возрастная динамика, механизмы транспорта в плазме.
8. Обмен углеводов, их физиологическая роль. Содержание глюкозы в крови.
9. Метаболизм углеводов в организме, их суточная потребность.
10. Обмен минеральных веществ (натрия, калия, кальция, магния, хлора), их физиологическая роль и суточная потребность. Обмен воды.
11. Витамины и их значение.
12. Нормы и режим питания.
Работа 97. ТЕРМОМЕТРИЯ КОЖИ | Дата______ |
Цель работы: определить температуру кожи в различных областях тела человека.
Методика: Щуп медицинского электротермометра плотно прижимают к коже в области лба, затем щеки, кончика носа, мочки уха, кончика пальца, ладони и тыла кисти, внутренней и наружной поверхности предплечья. Каждый раз отмечают температуру кожи в соответствующей области. Полученный результат вносят в таблицу. Делают выводы.
Полученные результаты:
ВЫВОД:___________________________
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие о гомойо-, пойкило- и гетеротермии.
2. Температура тела человека и ее суточные колебания.
3. Температура различных участков кожных покровов и внутренних органов. Реакции «ядра» и «оболочки» на изменения температуры окружающей среды.
4. Механизмы теплопродукции. Роль отдельных органов. Сократительный и несократительный термогенез. Их количественная характеристика в условиях покоя и при физической нагрузке.
5. Механизмы отдачи тепла с поверхности тела. Роль потовых желез.
6. Терморецепторы, их виды, свойства, локализация и значение.
7. Центр терморегуляции, его локализация и значение.
8. Нервные и гуморальные механизмы регуляции теплопродукции и теплоотдачи.
Работа 98. ВЛИЯНИЕ АДРЕНАЛИНА И АЦЕТИЛХОЛИНА НА ЗРАЧОК ЛЯГУШКИ. | Дата______ |
Цель работы: убедиться в высокой физиологической активности адреналина и ацетилхолина и определить характерих влияния на гладкую мышцу.
Методика: Обездвиженную лягушку булавками прикалывают к препаровальной дощечке спинкой вверх. Малыми ножницами срезают верхние веки. Измеряют диаметр зрачка в мм. Затем на левый глаз наносят каплю р-ра адреналина (1:10000), а на правый - каплю р-ра ацетилхолина (1:100000). Через 5 - 10 мин. вновь измеряют диаметр зрачков. Полученные результаты вносят в таблицу и делают вывод.
Полученные результаты:
ВЫВОД:_____________________________
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие об эндокринных железах и диффузной эндокринной системе. Роль гормонов в регуляции функций организма.
2. Общие принципы регуляции секреции гормонов. Значение гипоталамо-гипофизарной системы (роль либеринов и статинов). Роль гормонов, негормональных факторов и вегетативной нервной системы. Значение циркадианных ритмов.
3. Механизмы действия гормонов на клетку. Роль мембранных и цитоплазматических рецепторов.
4. Гормоны коры надпочечников и их физиологическая роль.
5. Гормоны мозгового слоя надпочечников и их физиологическая роль.
6. Эндокринная функция поджелудочной железы.
7. Гормоны гипофиза и их физиологическая роль.
8. Гормоны щитовидной железы и их физиологическая роль.
9. Гормоны мужских и женских половых желез и их физиологическая роль.
Упругость водяного пара при различных температурах Таблица 1. | ||||||||||||||||||||
Градусы | Градусы | Упругость водян. паров в мм рт. ст. | Градусы | Упругость водян. паров в мм рт. ст. | ||||||||||||||||
12,73 | 17,41 | 23,25 | ||||||||||||||||||
13,56 | 18,50 | 24,99 | ||||||||||||||||||
14,45 | 19,66 | 26,50 | ||||||||||||||||||
15,38 | 20,88 | 28,10 | ||||||||||||||||||
16,37 | 22,18 | 29,78 | ||||||||||||||||||
Фактор редукции для приведения V к V 0 Таблица 2. | ||||||||||||||||||||
Температура | Исправленное барометрическое давление, мм рт. ст. | |||||||||||||||||||
0,917 | 0,919 | 0,920 | 0,921 | 0,922 | 0,924 | 0,925 | 0,926 | 0,927 | 0,929 | 0,930 | 0,931 | 0,932 | ||||||||
Тепловой эквивалент 1 литра поглощенного кислорода в зависимости от дыхательного коэффициента. Таблица 3. | |||||
Дыхательный коэффициент | Калории | Дыхательный коэффициент | Калории | Дыхательный коэффициент | Калории |
0,70 | 4,686 | 0,80 | 4,801 | 0,90 | 4,924 |
0,71 | 4,690 | 0,81 | 4,813 | 0,91 | 4,936 |
0,72 | 4,702 | 0,82 | 4,825 | 0,92 | 4,948 |
0,73 | 4,714 | 0,83 | 4,838 | 0,93 | 4,960 |
0,74 | 4,727 | 0,84 | 4,850 | 0,94 | 4,973 |
0,75 | 4,739 | 0,85 | 4,863 | 0,95 | 4,985 |
0,76 | 4,752 | 0,86 | 4,875 | 0,96 | 4,997 |
0,77 | 4,761 | 0,87 | 4,887 | 0,97 | 5,010 |
0,78 | 4,776 | 0,88 | 4,900 | 0,98 | 5,022 |
0,79 | 4.789 | 0,89 | 4,912 | 0,99 | 5,034 |
Таблица для расчета основного обмена мужчин Таблица 4 Таблица А Таблица Б | |||||||||||||||||||||||||||
Вес в кг | Калории | Вес в кг | Калории | Вес в кг | Калории | Рост в см | Возраст в годах | ||||||||||||||||||||
- - | - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | |||||||||||||||||||||
Таблица 5 Таблица для расчета основного обмена женщин Таблица А Таблица Б | |||||||||||||||||||||||||||
Вес в кг | Калории | Вес в кг | Калории | Вес в кг | Калории | Вес в кг | Калории | Рост в см | Возраст в годах | ||||||||||||||||||
- - | - - | - - | - - | - - | |||||||||||||||||||||||
Задание. ДОЛЖНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИИ. | Дата______ | |||||
Цель задания: закрепить и систематизировать знание основных должных величин обмена веществ и теплорегуляции. Задание. Используя материал учебника и лекций, | внести в таблицу основные должные величины обмена веществ и теплорегуляции; уметь объяснить их физиологический смысл и механизмы регулирования. | |||||
Наименование должной величины | Цифровое значение должной величины и ее размерность | |||||
Основной обмен: | Специфически-динамическое действие пищи: | |||||
суточный | ||||||
на 1 кг веса в час | белковой | |||||
на 1 м 2 поверхности тела в час | жировой | |||||
на 1 м 2 поверхности тела в сутки | углеводной | |||||
Общий обмен у людей различных групп по тяжести труда: | Среднее количество потребляемых человеком в сутки: | |||||
I | белков | |||||
II | жиров | |||||
III | углеводов | |||||
IV | Соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе: | |||||
V | ||||||
Коэффициент физической активности для расчета общего обмена у людей различных профессиональных групп: | по массе | |||||
по энергетической ценности | ||||||
Средняя суточная потребность организма в: | ||||||
I | воде | |||||
II | Na | |||||
III | K | |||||
IV | Ca | |||||
V | Содержание воды в организме | |||||
Дыхательный коэффициент при окислении: | Распределение воды в организме: | |||||
плазма | ||||||
белков | интерстициальная жидкость | |||||
жиров | внутриклеточная жидкость | |||||
углеводов | Количество тепла, отдаваемое при испарении с поверхности кожи 1 г пота (скрытая теплота парообразования) | |||||
смешанной пищи | ||||||
Калорическая ценность одного литра кислорода при окислении: | ||||||
белков | Соотношение между различными формами теплоотдачи в обычных условиях: | |||||
жиров | ||||||
углеводов | ||||||
Теплотворная способность 1 г: | испарение | |||||
белков | излучение | |||||
жиров | проведение | |||||
углеводов | при физической нагрузке: | |||||
Количество кислорода, идущее на окисление 1 г: | испарение | |||||
излучение | ||||||
белков | проведение | |||||
жиров | Температура тела человека: | |||||
углеводов | в подмышечной впадине | |||||
Количество углекислого газа, выделяемое при окислении 1 г: | в прямой кишке | |||||
в печени | ||||||
белков | лица | |||||
жиров | шеи | |||||
углеводов | кисти рук | |||||
стопы ног | ||||||