Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

§ 16. Право на объединение

Задача урока. Уметь объяснять понятия: политика, право на объединение .


«Один в поле не воин» – гласит русская пословица. Её глубокий смысл состоит в том, что важные, порою судьбоносные дела совершаются людьми совместно, коллективно. И это касается не только военных или государственных свершений. Сообща спорится любое дело и в обыденной жизни. Коллективом можно добиться значительно большего, чем в одиночку. Не случайно организуются различные партии, общественные движения. В них люди поддерживают друг друга. Даже слабый человек обретает в них новые силы: ведь он уже не просто Иванов, Петров или Сидоров, он, допустим, член Конституционной партии. Звучит!

Конечно, у подростков такого рода интересы не столь остро выражены, но стремление организоваться, объединиться ради общих целей имеется и у них. Да и взрослые часто подталкивают их к объединению в различные организации.

В Конвенции о правах ребёнка говорится, что государства-участники (т. е. подписавшие Конвенцию) признают право ребёнка на объединение и свободу мирных собраний. Дети могут создавать свои детские и юношеские движения, лиги, ассоциации , объединения. Они могут быть политическими и неполитическими. Политическими были, например, пионерская организация и комсомол , созданные для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе. Членство в них, по существу, являлось обязательным. Конечно, пионеры и комсомольцы не только политикой занимались. Они совершили немало доброго и полезного, помогали семьям погибших, пожилым людям, участвовали в трудовых делах. Комсомольцы героически боролись с фашистами в годы Великой Отечественной войны, осваивали Дальний Восток, поднимали целину, трудились на комсомольских стройках и т. д. Но в основе своей это были политические организации, созданные для выполнения государственных политических целей. Несовершеннолетние, однако, могут объединиться и в неполитические организации: клубы филателистов, собаководов, интернет-клубы, любителей рок-музыки и т. д.



Обратим внимание на очень важное обстоятельство. В Конвенции о правах ребёнка подчёркивается, что право детей на объединение ограничивается в интересах государственной или общественной безопасности, порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Группа с безнравственными, а тем более с преступными целями не может быть официальной ассоциацией. Такие группы запрещены законом, а тот, кто их организует, подлежит уголовному наказанию.



В практике ряда стран встречаются случаи, когда взрослые преступники организуют детей в противозаконные группы, которым дают привлекательные названия, допустим «Горные орлы», «Шерифы прерий» и др. Детей заставляют воровать, заниматься перепродажей ворованного, доставать наркотики. Иногда эта деятельность прикрывается «религиозными одеждами». Детей принуждают заучивать «священные тексты» (на самом деле придуманные самими преступными руководителями), носить соответствующую форму и т. д. Цель таких преступников – оторвать детей от семьи, превратить их в своих рабов, заставить работать на себя. Об этой опасности нужно помнить. Не забывает о ней и закон.



В последнее время в нашей стране имеют место проявления воинственного настроя некоторых молодёжных групп по отношению к выходцам из бывших советских республик (иммигрантам ) – таджикам, киргизам, азербайджанцам, армянам и другим народам. В основе поведения этих ребят – недовольство своим положением в обществе, низкий культурный уровень, своеволие, превратное понимание своих «особых» прав, неуважение к правам других. Разумеется, преступная деятельность подобных групп негласно поддерживается взрослыми единомышленниками.

Теперь представьте себе, что вы собрались создать детскую общественную организацию, например «Дети электронного века», чтобы вместе отдыхать, играть, развлекаться, ходить в кино. Возникает вопрос: можете ли вы обойтись в этом деле без помощи взрослых? Естественно, кто-то сразу же возразит: «Дайте нам хотя бы в своей, детской, организации обойтись без опеки взрослых! Что мы, маленькие, что ли?»

Не торопитесь. Как и всякая организация, детская должна быть зарегистрирована в государственном органе. Кто это будет делать? Кто будет оформлять регистрацию ? Кто будет готовить соответствующие бумаги? Оформлять документы? Далее, работа любой организации требует денежных затрат. Где-то надо собираться. За аренду помещения надо платить. Какие-то элементы формы требуются (значки, кепки, майки). Всё это стоит денег. Совместная поездка? Экскурсия? Очень дорогое удовольствие.

Лучше, если всеми проблемами, связанными с регистрацией, а также денежными делами будут заниматься взрослые: учителя, воспитатели, родители.

Важный вопрос: где создавать организацию? Может быть, в школе? Если это организация сугубо культурной направленности, – почему бы и нет? Но организации политической направленности лучше создавать по месту жительства, чтобы не превращать школу в арену политических баталий.

* * *

1. Почему взрослые и дети создают общественные организации?

2. Сравните совместную деятельность детей в школе и в коллективе, созданном самими ребятами. Каковы их цели, интересы, куда они охотнее пойдут?

3. Что говорится в Конвенции о правах ребёнка о детских ассоциациях?

4*. Какие детские и юношеские организации раньше были в нашей стране? Используя ресурсы Интернета, расскажите подробно об их создании и деятельности. Приведите примеры из художественной литературы и кинофильмов.

5. Надо ли взрослым участвовать в деятельности детских организаций? Почему? Поясните свой ответ.


Обсудите на уроке

Л ишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми (И. Гёте, немецкий поэт, писатель, мыслитель ).

Н е есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами? (Л. Н. Толстой, русский писатель ).

Е динение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать её постоянным, непрерывным духовным усилием… Собраться же вместе не значит познать истину (Л. Н. Толстой ).

Р адость и доброта – это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие (В. А. Сухомлинский ).


Коллектив. Опека. Преступник.


1. Если бы в классе решили учредить общественную организацию, какую и почему вы бы предпочли:

1) организацию скаутов;

2) пионерскую организацию;

3) клуб филателистов;

4) клуб фанатов местной спортивной команды;

5) клуб бальных танцев;

6) ваш вариант?

Свой ответ аргументируйте.

2. Какое из этих двух высказываний представляется вам верным? Обоснуйте своё мнение.

А. Участие в общественной организации лишает человека свободы выражения своих мнений, интересов, пристрастий.

Б. Только в общественной организации человек получает возможность максимально проявить свои интересы, способности, волю.

Размышляем над пройденным

1. Как вы думаете, могут ли дети профессионально заниматься политикой? В чём это выражается?

2*. Какие бывают тайные организации? Приведите примеры. Кто склонен их организовывать и в них участвовать?

3. Нужны ли сейчас молодёжные организации?

4. Почему преступники и распространители наркотиков часто вовлекают детей в свою противозаконную деятельность? Обоснуйте свой ответ.


Проектная деятельность

Что надо сделать, чтобы дети не стали преступниками или наркоманами?


Словарь урока

Аренда – договор, в соответствии с которым одна сторона предоставляет другой за определённую плату землю, строение, имущество и т. д.

Ассоциация – союз, содружество, объединение лиц или организаций для осуществления совместной деятельности.

Иммигранты – граждане одного государства, которые поселяются временно или постоянно на территории другого государства.

Комсомол (Коммунистический союз молодёжи) – единственная политическая организация молодёжи в нашей стране в 1918–1991 гг., в которой состояло абсолютное большинство юношей и девушек с 14 до 28 лет.

Лига – союз, объединение лиц, наций, государств.

Наркотики – одурманивающие вещества, употребление которых приводит к смертельному заболеванию – наркомании (см. § 22).

Пионерская организация – детская коммунистическая организация в СССР, в которую принимали детей младшего и среднего школьного возраста.

Политика – деятельность групп и отдельных людей, связанная с завоеванием и использованием государственной власти с целью реализации своих интересов; сфера управления обществом, страной.

Регистрация – запись фактов, явлений, организаций и т. п. с целью учёта и придания законности.

§ 17. Право мыслить и верить свободно

Задача урока. Уметь объяснять понятия: право ребёнка на свободу мысли, совести, религии .


Задумывались ли вы о том, что такое совесть ? Это трудный вопрос.

Представим, что доброму, порядочному, мягкому человеку внушают: «Ты должен бороться, беспощадно бить врагов, наносить им удары, помнить, что противников нужно уничтожать!»

Например, в советское время верующего человека, постоянно посещавшего церковь, преследовали угрозами и лозунгами: «Религия – это опиум для народа! Это дикость и темнота. Стыдно верить в Бога в век науки!» Или наоборот: человеку, не верящему в Бога, говорят: «Все верят, а вы – нет. Грешник! Антихрист!»



Что общего в описанных ситуациях? Людям мешают поступать так, как велит совесть. И тогда жизнь превращается в сплошную муку, потому что многое может вытерпеть человек, если живёт по совести : по совести верит или не верит, по совести добр и милосерден, по совести беспощаден и твёрд. Заставлять человека поступать вопреки убеждениям, совести не имеет права никто.

В Конвенции о правах ребёнка есть очень важная статья: «Государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии» .

Как все эти свободы связаны и почему? Вера в Бога непосредственно связана с совестью. Верующие люди искренне полагают, что совесть – это и есть Бог внутри них. А мысль? И она не противоречит вере в Бога. Плохо верить в Бога бездумно, не обдумывая идей Священного Писания, не пропуская их через своё сердце и сознание. Андрей Рублёв, Михаил Ломоносов, Гаврила Державин, Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Дмитрий Менделеев, Рафаэль, Микеланджело, Уильям Шекспир, Саади, Авиценна, Исаак Ньютон, Даниель Дефо и многие другие выдающиеся деятели науки и культуры верили в Бога. Великими мыслителями были такие религиозные деятели, как Франциск Ассизский, Фома Аквинский, Мартин Лютер, Сергий Радонежский, Джелаледдин Руми, Серафим Саровский, отец Сергей Булгаков, отец Павел Флоренский и др.



В современной России, подписавшей Конвенцию о правах ребёнка, никто не смеет чинить препятствия тому учащемуся, который искренне верит в Бога. Никто не смеет ущемлять его в чём-то, смеяться над ним, унижать его за веру. Также никто не смеет упрекать того, кто в Бога не верит. Вера в добро, любовь, справедливость или вера в Бога находит своё выражение в мыслях и чувствах каждого человека, становится основой всех его поступков.



Каждый подросток волен выбирать любую религию, кроме тех, которые запрещены законом. А закон запрещает культы, связанные с жертвоприношениями, террористическими актами, издевательством над людьми, разлучением их с семьями, доведением до психических заболеваний.

Чаще всего дети выбирают ту веру, которая близка родителям, бабушкам и дедушкам. В современном обществе происходит переосмысление многих религиозных догм, так как развивается наука и техника, люди узнают всё больше и больше о том, что раньше казалось необъяснимым, сверхъестественным. Непреложными навсегда останутся лишь нравственные ценности добро, справедливость и любовь

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Почему право на свободу мысли, совести и религии является одним из основных прав человека и ребёнка?

2. Что такое совесть? Как связаны совесть и вера?

3. Каким ограничениям может подвергаться свобода совести?

4. Вспомните историю Средних веков и приведите примеры религиозных войн в Европе. Почему они возникали?

5*. Каково было отношение государства к религии в нашей стране в различные периоды истории? Почему? Поясните свой ответ.


Обсудите на уроке

С овесть – тысяча свидетелей (античный афоризм ).

Н е сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть (Э. Делакруа, французский художник ).

С овесть и трусость, в сущности, одно и то же… «Совесть» – официальное название трусости… (О. Уайльд, английский писатель ).

С овесть – половина веры, а может быть, и вся (пословица ).



Д ля того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые люди всех народов. Учения этих мудрых людей все в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех людей учение о том, что такое жизнь человеческая и как надо проживать её, и есть настоящая вера (Л. Н. Толстой ).

Е сть две веры: вера доверия тому, что говорят люди, – это вера в человека или в людей, и таких вер много различных; и вера в свою зависимость от Того, Кто послал меня в мир. Это вера в Бога, и такая вера одна для всех людей (Л. Н. Толстой ).

Н а Бога надейся, да сам не плошай (народная мудрость ).


Дайте собственные определения

Вера. Совесть. Справедливость.


Задания для самостоятельной работы

1. На какой из приведённых вопросов вы ответите, используя слово «вера»?

1) Что такое этот мир?

2) Что такое моя жизнь в этом мире?

3) Как мне прожить мою жизнь?

4) Без чего не может прожить человек?

2. О какой вере идёт речь в высказывании великого писателя Льва Николаевича Толстого? Какую твёрдость необходимо иметь людям в разных жизненных ситуациях?

«Чем сильнее вера человека, тем твёрже его жизнь».

Размышляем над пройденным

1. В чём проявляется свобода мысли?

2. В чём состоит отличие культа от культуры?

3*. Дайте характеристику понятий «атеист», «верующий». Сравните их.


Проектная деятельность

Может ли человек жить без веры?


Словарь урока

Атеист – человек, не верующий в Бога.

Грех – у верующих – нарушение религиозных предписаний, правил; предосудительный поступок.

Культ – поклонение, почитание; совокупность обрядов, установленных церковными правилами.

Религия – совокупность представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы (Бога, духов и т. д.).

Священное Писание – религиозные книги, составляющие Библию, священную книгу христиан.

§ 18. Практикум 3
I. Ролевые игры

Комиссия по правам ребёнка

Избирается комиссия по правам ребёнка из 7–9 человек. Комиссия обсуждает устные или письменные жалобы на нарушения прав ребёнка.

Жалобы составляются заранее. Для их написания могут быть использованы личные впечатления учащихся, факты, отражённые в средствах массовой информации (СМИ) – прессе, на телевидении и т. д.


Организационное собрание

Игра проходит в форме собрания по вопросу об организации нового детского общественного движения.

Участники решают следующие вопросы:

1) цель деятельности движения;

2) его политическая направленность;

3) название организации;

4) участие взрослых.


Диспут

Игра проходит в форме диспута о том, что такое вера и нужна ли религия в современном мире.

Во что верит современная наука?

Во что верите вы?

Что значит жить по совести?

Ученики заранее готовят сообщения с примерами из жизни известных людей, литературных героев, знакомых и близких (в последнем случае – не раскрывая их имена).

II. Темы для дискуссий

1. Почему только в XX в. были приняты документы, защищающие права ребёнка?

2. Зачем надо изучать права ребёнка в школе? Необходимо ли это?

3. Можно ли реально защитить права ребёнка в нашей стране?

4. Право на имя: что оно означает для ребёнка и кому даётся? Как вы думаете, важно ли это право?

6. Как вы считаете, заинтересованы ли современные дети в создании детских и юношеских организаций? Нужны ли они сегодня? Приведите примеры из жизни.

7*. Противоречит ли, по вашему мнению, наука вере? Почему? Объясните свой ответ. Приведите примеры из жизни великих учёных.

III. Читаем и анализируем

Уважение прав человека начинается с отношения общества к детям. Любящее общество заботится об обеспечении их свободы и достоинства, создавая условия, при которых они смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в зрелом возрасте.

По мере того как становится известно всё больше фактов о лишениях и злоупотреблениях, жертвами которых являются дети в разных странах мира, растёт и стремление международного сообщества укрепить права ребёнка. Ниже перечислены некоторые из установленных фактов (на конец XX в.):

Покинутые своими семьями, около 100 млн детей существуют лишь за счёт изнурительной работы, мелкого воровства, проституции или нищенства;

Более 50 млн детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях;

120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

Ежегодно около 3,5 млн детей умирают от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

В развивающихся странах приблизительно 155 млн детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;

Миллионы детей лишены заботы, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплуатации или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.

Это лишь некоторые из причин, по которым каждому важно:

Знать о существовании Конвенции о правах ребёнка;

Понимать провозглашённые в ней права;

Поддерживать усилия по превращению их в реальность для всех детей.



1. С чего начинается уважение прав человека?

2. Что должно делать общество, чтобы дети в зрелом возрасте смогли жить полноценной жизнью?

3. Почему международное сообщество заботится о защите прав детей?

4. Какие факты о нарушении прав детей приводятся в тексте?

5. Что важно делать всем для того, чтобы обеспечить счастливое детство всем детям?

О свободе слова

Свобода слова, свобода мнений в истории многих народов имела трагическую судьбу. Прежде чем заговорили о свободе мнений для детей, долго не позволяли и единого свободного слова сказать взрослым.

Писатель М. Зощенко собрал много примеров расправ над теми, кто хотел говорить и писать свободно.

16 апреля 1852 г. русский писатель И. С. Тургенев был посажен на съезжую (полицейский участок. – А. Н. ) за статью о Гоголе.

Французский философ Вольтер высмеял герцога Рогана. Герцог велел своим лакеям избить Вольтера, что и было исполнено. Вольтер вызвал герцога на дуэль. Но тот отказал, так как Вольтер не был дворянином.

М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Погиб на дуэли.

Знаменитый итальянский философ Джордано Бруно был сожжён на костре за «еретическую философию».

Русский поэт А. И. Полежаев за поэму «Сашка» был сослан в солдаты. За самовольную отлучку просидел год в тюрьме, закованный в кандалы.

Русский писатель А. Н. Радищев был приговорён к смертной казни. Казнь была заменена вечной ссылкой.

Мраморная церковь в Петербурге, строительство которой было начато при Екатерине II, достраивалась при Павле I кирпичом. Поэт Акимов написал такие стихи:


Се памятник двух царей,
Обоим столь приличный:
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.

За это четверостишие поэту отрезали уши и язык и сослали в Сибирь.

Ж. Ж. Руссо за книгу «Эмиль» был приговорён к тюремному заключению. Бежал в Англию.

П. Бомарше после представления своей пьесы «Свадьба Фигаро» был арестован и посажен в тюрьму.

И. Т. Посошков, написавший при Петре I «Книгу о скудости и богатстве», был посажен в тюрьму, и там его держали до самой смерти.

1. Каковы ваши впечатления от прочитанного?

2. Так ли важна свобода слова для людей, что они идут на риск? Обоснуйте свой ответ.

3. Свобода слова возможна в любом государстве или только в демократическом?

4. В каком документе провозглашается свобода слова в России?

5. Почему любая клевета в СМИ прикрывается свободой слова? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.

IV. Дополнительная консультация

Каждое из политических прав для своего осуществления требует соблюдения определённых условий и процедур. Например, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования осуществимо, если соблюдены следующие условия. Требуется подать в органы местной администрации заявление в письменной форме не позднее чем за десять дней до акции. В заявлении указывается цель, например демонстрация, форма, место проведения, маршрут движения её участников. Нужно также указать фамилии, имена и отчества уполномоченных, организаторов, место их жительства и службы. Администрация обязана дать ответ на заявление не позже чем за пять дней до проведения мероприятия. Если в проведении мероприятия отказано, организаторы вправе обжаловать это решение в вышестоящий орган власти или в суд. Соответствует Конституции Российской Федерации запрет на проведение мероприятий, цель которых – разжигание межнациональной вражды, призывы к ограничению прав каких-либо этнических общностей, к военным действиям и т. п.

1. Каковы ваши комментарии по поводу прочитанного?

2. Сформулируйте собственные вопросы и задайте их одноклассникам.

V. Составляем таблицу

Приведите в таблице названия организаций, защищающих права ребёнка.



1. Зачем создаются организации, защищающие права ребёнка?

2. Назовите международные организации, занимающиеся защитой прав ребёнка.

3. Перечислите такие организации в России.

4. Как они защищают права российских детей?

5. С какой целью был введён пост Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ? Как повлияло это на решение вопросов по защите детей в нашей стране?

VI. Заполняем схему

Укажите в схеме права ребёнка.



1. Перечислите права ребёнка, провозглашённые в Конвенции 1989 г.

2. Как соотносятся права взрослых и детей?

3. Все ли данные права важны для ребёнка? Обоснуйте свой ответ.

4. Должны ли правительства всех государств строго следовать нормам и положениям Конвенции, и следуют ли им в реальной деятельности?

5. Являются ли соблюдение прав детей, обеспечение их здоровья и повышение уровня образования приоритетами в направлениях развития нашей страны? Почему? Приведите примеры.

VII. Работаем с документами
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (Извлечения )

Статья 9. Гражданство детей

1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребёнком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

3. Гражданство Российской Федерации ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав. В случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласие его родителей, лишённых родительских прав…

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приёма в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребёнка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребёнка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.

2. Ребёнок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

1. Дайте определение понятия «гражданство».

2. В чём состоит значение гражданства для человека? Обоснуйте свой ответ.

3. Как влияет состояние гражданства родителей на получение гражданства РФ их ребёнком?

4. Почему нужно согласие ребёнка в возрасте от 14 до 18 лет для приобретения или прекращения его гражданства РФ? Обоснуйте свой ответ.

5. Как защищает данный Закон детей в трудных ситуациях (см. п. 3 и 4 ст. 9)?

6. Назовите три основания приобретения гражданства РФ.

7*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, скажите, какие ещё основания получения гражданства могут быть.

8. Назовите четыре условия приобретения гражданства по рождению.

9. Является ли проявлением гуманности предоставление ребёнку гражданства РФ, если родители его неизвестны? Обоснуйте свой ответ.

10. По какому основанию лично вы получили гражданство РФ?

Конвенция о правах ребёнка (Извлечение )

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребёнка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности , языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами…

e) воспитание уважения к окружающей природе.

1. Прочитайте и проанализируйте отрывок из документа.

2. Сами сформулируйте вопросы и задайте их одноклассникам.

Тема «Право на свободное слово»

Человек - существо мыслящее. Все, что его так или иначе касается, воплощается у него в мысль, в слово. Слово, письменная и устная речь - главные инструменты проявления себя как человека. Свободно высказывая свои мысли, человек развивает свой ум, воображение, творческие способности. Свободное слово - поистине условие его творческого развития как личности. Поэтому для него важно иметь возможность говорить и писать то, что он считает нужным и важным. Без этой возможности он задыхается, как рыба, выброшенная на берег.

Но такую возможность ему далеко не всегда предоставляли. И вот века и века борется человек за возможность высказать то, что ему хочется, за свободное слово. Раньше эта борьба была практически безрезультатной. Жестокие правители, диктаторы, абсолютные монархи не были заинтересованы в том, чтобы их подданные «трепали языками». Они боялись свободного слова, потому что с его помощью легко раскрывались все их жестокости и преступления в борьбе за власть. Для контроля за печатным словом была введена цензура. Специально поставленные редакторы следили за тем, чтобы кто-нибудь из авторов не обхитрил цензора.

И лишь с установлением демократических республик стало в какой-то мере возможным осуществление права на свободу слова. Потому что в республике власть зависит от народа и в связи с этим пытается заигрывать с ним, допуская некоторые свободы. Допустили свободу слова - и сразу же бурно расцвела журналистика, появилось множество газет и журналов.

Если кто-то думает, что свобода слова, мнений нужна только взрослым, а дети могут обойтись без нее, то он глубоко заблуждается. Для нормального развития детям так же, как и взрослым, нужно быть хозяином своей мысли, высказанного слова. И Конвенция предоставляет им это право. В ней сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. А это значит, что он имеет право искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Еще лет двадцать назад об этом в России можно было только мечтать. Представляете: на ваше имя пришла посылка из... например, Канады. В ней - детский журнал с фото, картинками, статьями о проблемах подросткового возраста. Так вот двадцать лет назад вам бы эту посылку просто не выдали. А потом долго расспрашивали ваших родителей, почему она пришла на ваше имя. Сейчас никто бы и не обратил внимания на это.

Но всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться цивилизованно, культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Например, какой-нибудь бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовать свои права», то и дело перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов, споря с ней по поводу и без повода.

Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего скажет в этом случае учительница.

А Дима? Он может, конечно, в свое оправдание заявить:

А я имею такое право, вот и в Конвенции записано.

На что учительница, возможно, заметит:

Не сочти за труд, посмотри внимательно, что написано во второй части статьи 13 Конвенции.

И Дима, обратившись к тексту Конвенции, прочтет, что осуществление права свободно выражать свое мнение может подвергаться некоторым ограничениям. В каких случаях? Скажем, для уважения прав и репутации других лиц. Случай с учительницей как раз под это правило подходит.

А вот и другой эпизод. Кто-то из учащихся рассказывает классу о поездке с родителями в Австрию. И вдруг говорит явно ошибочную вещь. Очевидно неправильную. Допустим, упоминает, что композитор Моцарт умер глубоким стариком. Вы это сразу же отметили (на самом-то деле Моцарт умер молодым). Как в этом случае поступить? Можно, конечно, вскочить и «пригвоздить» выступающего к позорному столбу: «Э-э-э, тут ты ошибся, неправду говоришь!» Казалось бы, все правильно: вы воспользовались правом высказать свое мнение, в данном случае критическое. Но обидели при этом товарища. Поставили его в неловкое положение. Другими словами, воспользовались правом на свободное мнение нецивилизованно и даже безнравственно. В этом случае хорошая норма превращается в свою противоположность. И пользы от этого не бывает никому.

Проверим себя:

1. Какую роль в жизни человека играет свободное слово?

2. Что сказано в Конвенции о свободе слова?

3. Чем грозит неправильное (нецивилизованное) использование этого права?

Почитаем дополнительно

(и, если нужно, поспорим)

Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам.

Античная мудрость

Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости.

Вольтер, философ

Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы выражения.

С. Кьеркегор, философ

Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды.

Б. Паскаль, философ

Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Цицерон, писатель, оратор

Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

Гегель, философ

1. В каких эпизодах реально воплощается свобода слова молодого человека?

а) Марина отправила заметку в районную газету;

б) Сергей написал на заборе нецензурное слово против соседа;

в) Галина высказала на собрании класса несогласие с решением старосты;

г) Виктор на уроке вступил в спор с учителем по вопросу дисциплины;

д) Павел в школе рассказывал о религиозной секте, в которой состояли он и его родители, и призывал ребят вступать в эту секту.

2. Какие качества необходимы человеку, чтобы он мог в полной мере пользоваться свободой слова и информации:

большие знания;

смелость;

любознательность;

способность вступать в конфликт с человеком противоположных взглядов;

умение вести спор с человеком противоположных взглядов;

убежденность в своей правоте;

вера в то, что прав только он и никто больше;

наличие политических взглядов;

членство в общественной организации.

Поиграем

Игра называется «Составление заявки на издание газеты». Задача - составить заявку на издание новой газеты по следующей схеме:

1. Название газеты.

2. Чьим органом она является (или она независимый орган печати).

3. Общее направление газеты (какие жизненные, политические ценности она будет отстаивать).

4. Примерный круг вопросов, которые она будет освещать (хозяйство, культура, образование, материнство и детство, рок-музыку или, наоборот, классическую музыку и т.д.).

Почему диктаторы так боятся свободного слова?

Издание газеты, журнала, содержание телестудии стоит громадных денег. Могут ли бедные люди воспользоваться правом на свободное слово?

Тема «Право на объединение»

Легкое дело человек делает один. А для трудного ищет себе помощников. «Артельный горшок гуще кипит» - свидетельствует русская пословица. Артельный - значит коллективный, рассчитанный на группу работников. Артелью раньше строили дома, клали рельсы на железной дороге, валили лес и вершили - причем споро, ловко, на совесть - другие добрые дела.

В общественной жизни тоже артельно, то есть коллективно, можно добиться значительно большего, чем в одиночку. Недаром в таком немалом количестве организуются различные партии, движения. В них люди держатся друг за друга, помогают друг другу. Там даже слабый, никчемный человек словно бы обретает дополнительные силы: ведь он не просто Иванов, Петров или Сидоров, он - член, допустим, Конституционной партии. Звучит! А в некоторых странах вообще существует единственная (она же правящая) партия. Там вас и на работу приличную не возьмут, если вы не ухитритесь в нее, единственную партию, вступить всеми правдами и неправдами.

Конечно, у подростков все эти выгоды и интересы не так остро выражены, но стремление как-то организоваться, объединиться ради каких-то целей и у них имеется. К тому же и взрослые часто подталкивают их к объединению в те или иные организации.

Скажем, раньше у нас для детей и молодежи были пионерская и комсомольская организации. Их создали члены Коммунистической партии для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе. В эти организации принимали в обязательном порядке и поголовно всех детей и юношей с девушками. Объективности ради надо отметить, что пионеры и комсомольцы не только политикой занимались. Нередко они совершали и добрые, полезные дела. Пионеры-тимуровцы, например, помогали семьям погибших красноармейцев: носили воду, кололи дрова, ходили за покупками в магазин. Комсомольцы героически боролись с фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в очень сложных условиях осваивали Дальний Восток, поднимали целину, тяжко трудились на комсомольских стройках и т.д. Тем не менее это были прежде всего политические организации, созданные для выполнения политических целей. Но несовершеннолетние могут пожелать объединиться и в неполитические организации (ассоциации): филателистов, любителей собаководства, борцов за сохранение природы и т.д. Имеют ли они на это право?

В Конвенции о правах ребенка говорится, что государства-участники (то есть подписавшие Конвенцию) признают право ребенка на ассоциации и свободу мирных собраний. Хотите объединяться - объединяйтесь на здоровье. Создавайте свои детские и юношеские движения, лиги, ассоциации, объединения. Еще в Конвенции есть пояснение, что этим правом не следует злоупотреблять. Группа с безнравственными (а тем более преступными) целями, например, не может быть официальной ассоциацией. В такие группы никто не разрешит объединяться. А тот, кто их организует, должен понести наказание в соответствии с законом.

В практике ряда стран встречаются случаи, когда взрослые преступники организуют детей в группы для выполнения разных плохих дел. При этом группам дают привлекательные названия, допустим, «Горные орлы», «Шерифы прерий» и проч. Детей заставляют воровать, заниматься спекуляцией, доставать наркотики. Иногда эта деятельность прикрывается «религиозными одеждами». Детей понуждают заучивать как бы «священное писание» (на самом деле - тексты, придуманные самими преступными руководителями), носить соответствующие одежды и т.д. Цель этих преступников - оторвать детей от семьи, превратить в своих рабов, заставить работать на себя.

Теперь представьте себе, что вы собрались создать детскую общественную организацию - «Дети электронного века», например. Чтобы вместе отдыхать, играть, развлекаться, ходить в походы. Возникает вопрос: можете ли вы обойтись в этом деле без помощи взрослых? Да, понятно, кто-то сразу же возразит: «Дайте нам хотя бы в своей, детской, организации обойтись без опеки взрослых! Что мы, маленькие, что ли?»

Не торопитесь. Как и всякая организация, детская должна быть зарегистрирована в государственном органе. Кто это будет делать? Кто будет оформлять регистрацию: готовить соответствующие бумаги, печатать их на машинке и т.д.? Витек из 7-го «Б»?

Пошли дальше. Работа любой организации, кроме всего прочего, требует денежных затрат. Где-то надо собираться? За зал или даже комнату (за их аренду) надо платить. Какие-то элементы формы требуются (значки хотя бы, фуражечки, майки)? Это все денег стоит. Поход? Очень дорогое удовольствие. Экскурсия? Тоже деньги подавай. Увы, сейчас за все приходится платить. Даже детям.

Так вот, лучше, если всеми этими вопросами оформления, а также денежными делами будут заниматься взрослые: учителя, воспитатели, родители. Не так ли?

И еще немаловажный вопрос: где создавать организацию? Может быть, в школе? Если это организация сугубо культурной направленности, почему бы и нет? В школе могут прекрасно существовать клубы интернациональной дружбы, ассоциации филателистов, болельщиков местной команды и др. Но организации с политической направленностью (коммунистической, демократической или иной не запрещенной законом) лучше создавать по месту жительства. Чтобы не превращать школу в арену политических баталий.

Хватит «непримиримой» политической борьбы.

Учиться надо.

Работать надо.

Надо спокойно и разумно жить.

Проверим себя:

1. Почему люди вообще, и дети в частности, создают общественные организации?

2. Что сказано в Конвенции о правах ребенка о детских ассоциациях?

3. Какие детские и юношеские организации раньше были в нашей стране?

4. Надо ли взрослым участвовать в детских организациях?

5. Где разумно создавать детские организации?

Почитаем дополнительно

(и, если нужно, поспорим)

Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми.

И. Гете, писатель, ученый

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами?

Л. Толстой

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, непрерывным духовным усилием... Собраться же вместе на значит познать истину.

Л. Толстой

Радость и доброта - это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие.

В. Сухомлинский,

Задачки на знание, сообразительность

1. Если бы в классе решили учредить общественную организацию, какую бы вы предпочли:

а) организацию скаутов;

б) пионерскую организацию;

в) клуб филателистов;

г) клуб фанатов местной спортивной команды;

д) клуб бальных танцев;

2. «Участие в общественной организации лишает человека свободы выражения своих мнений, интересов, пристрастий».

«Только в общественной организации человек получает возможность максимально проявить свои интересы, способности, волю...»

Какое из этих двух высказываний представляется вам правильным? Поясните свое мнение.

Поиграем

Игра проходит в виде собрания по поводу организации нового детского общественного движения. Участники решают следующие вопросы:

Цель деятельности движения.

Его политическая направленность (демократическая, коммунистическая, монархическая и т.д.).

Название организации.

Будет ли включать в себя взрослых? Если будет, в каком количестве (пропорционально числу детей), и другие вопросы.

Тайные организации (религиозные, политические и др.): кто склонен их организовывать и в них участвовать?

Ежемесячное чтение

Свобода слова, свобода мнений в истории многих народов имела трагическую судьбу.

Писатель М. Зощенко собрал много примеров расправ над теми, кто хотел говорить и писать свободно:

16 апреля 1852 года русский писатель Тургенев был посажен на съезжую (полицейский участок. - А.Н.) за статью о Гоголе.

Французский философ Вольтер высмеял герцога Рогана с его высокомерием. Герцог велел своим лакеям прибить Вольтера. Что и было исполнено.

Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного… является проявлением и утверждением общественной жизни.
К. МАРКС

Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.
К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС

Разрозненные рабочие - ничто. Объединенные рабочие - все.

Новая этика должна начинаться с учения о коллективе.
А. С. МАКАРЕНКО

Логической осью нашего нравственного закона ни в какой мере не может быть обособленный индивид, безразлично относящийся к общественным явлениям. Наш поступок должен измеряться только интересами коллектива и коллективности.
А. С. МАКАРЕНКО

Все, что усиливает или ослабляет связь между людьми, что, следовательно, объединяет или разрушает коллектив, в нашем обществе не может считаться безразличным по отношению к нравственной норме.
А. С. МАКАРЕНКО

Коллектив - не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.
А. С. МАКАРЕНКО

…Одной из необходимейших предпосылок возможности осуществления коллективизма является тесная связь между людьми… способность до конца понимать друг друга.
Н.К. КРУПСКАЯ

…Надо… познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими…
Н.К. КРУПСКАЯ

Радость и доброта - это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Там, где коллектив великодушен, где он проявляет душевную щедрость, нежность, чувствительность, где деятельность является прежде всего нежным прикосновением к слабому, беззащитному,- там личность чувствует себя неповторимым цветком, а не только прутиком в ве- нике
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Индивидуальность человеческая, по своей природе, не терпит отчуждения и одиночества, жаждет сочувствия и доверенности себе подобных.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Отрицая буржуазный зоологический индивидуализм, новый человек прекрасно понимает высокую цену индивидуальности, крепко соединенной с коллективом,- он сам именно такая индивидуальность, свободно черпающая энергию и вдохновение’свои в массе.
A.M. ГОРЬКИЙ

Коллектив создает человека совершенно новой индивидуальной психики, более активной, стойкой и черпающей волю к действию из воли коллектива.
A.M. ГОРЬКИЙ

Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек выше и красивее.
А. С. МАКАРЕНКО

Утверждая в человеке уважение к самому себе, мы воспитываем в нем коллективиста. Ибо только тот, кто, уважая себя, умеет ставить перед собой требования коллектива, способен активно относиться к поступкам других людей.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Любая публичная деятельность человека связана не только с фактами, реализованными в интересах коллектива, но и с созданием определенных нравственных убеждений, которые служат делу совершенствования коллектива.
А. ШВЕЙЦЕР

Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми.
И. ГЁТЕ

Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего.
Д. РЁСКИН (Л. Я. ТОЛСТОЙ)

Человек, не способный понимать всего социально- экономического значения взаимной солидарности, никогда не будет истинно свободным, истинно честным и истинно благородным человеком.
Я. В. ШЕЛГУНОВ

Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим.
Р. ТАГОР

Единение только тогда благо для человека, когда это - единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.
Л.Н. ТОЛСТОЙ

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами?
Л.Н. Толстой

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, непере- стающим духовным усилием… Собраться же вместе не поможет познанию истины.
Л. Н. Толстой

"Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами" Л. Н. Толстой

Для анализа я выбрал именно это высказывание по причине большей склонности к социологии. Сразу хочется сказать об актуальности проблемы поднятой автором. Л.Н Толстой поднимает проблему: вопрос соперничества больших и малых социальных групп. Данной проблеме особенно подвержено современное общество в эпоху глобализации стратификации общества. Автор считает, что человек имеющий взгляды, соответствующие взглядам меньшинства, отдаляется от общества в целом. Такая точка зрения имеет место быть, но я лишь частично поддерживаю такое мнение.

Я только частично могу согласиться с данным высказыванием автора. Я считаю, что взгляды малых социальных групп имеет право на жизнь, и они не обязательно противоречат взглядам общества.

Социальная группа - это совокупность людей по какому-либо признаку.

В зависимости от численности выделяют малые и большие социальные группы. Также различают формальные и неформальные социальные группы. Автор высказывания хотел донести до нас мысль о том, что, например, деятельность неформальных социальных групп, зачастую и являющихся малочисленными, противоречит общим принципам и взглядам общества. взгляды малых социальных групп могут противоречить даже законодательству страны. Очевидно, что их такие социальные группы будут противоречить взглядам основной массы общества. Приведу аргумент, доказывающий мою точку зрения.

В современном мире социальные группы очень разнообразны, среди них встречается такое понятие как субкультура. Субкультура – определенная совокупность людей, относящих себя к некоторой сфере, имеющей особые ценности. Люди разных субкультур имеют различные взгляды, субкультуры - это лишь часть общества, существуют такие общества, в которых взгляды людей абсолютно противоположны обыденным взглядам. Здесь мы и увидим «отдаление» от общества в целом.

В качестве второго аргумента приведу революционеров времен 1880х годов. Организация "Народная воля" совершила ряд покушений на Александра II. Данная социальная группа боролась с целым государственным аппаратом. Данный аргумент является ярким примером по данной теме, ведь здесь мы можем увидеть, как малая группа своими действиями отдаляется от целого общества.

Таким образом я высказал свое мнение по очень интересному высказыванию Л.Н Толстого. Я премного благодарен автору за подаренный шанс поразмышлять на данную тему.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Лев Николаевич Толстой

Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной Поляне». Прокудин-Горский. 1908 год.

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) отображено в произведении Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

Величайшие произведения Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. «Воскресение», «Крейцерова соната» Толстого носили подобный подтекст.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер.

Мудрость Л.Н. Толстого

В человеке вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

Знание без нравственной основы - ничего не значит.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Человек немыслим вне общества.

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет.

Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему.

Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.

У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения.

Осуждение за добро есть единственная проверка искренности служения добру.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Делая добро, будь благодарен за это.

Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Доброта для души — то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею.

Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Уничтожь один порок, а десять исчезнут.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда.

Физический труд улучшает здоровье и поощряет умственную деятельность.

Единение только тогда благо для человека, когда это — единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.

Не есть ли единение с десятками — разъединением с тысячами и миллионами?

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, неперестающим духовным усилием... Собраться же вместе не поможет познанию истины.

Оценка достоинства искусства зависит от понимания людьми смысла жизни, от того, в чем они видят благо и в чем зло жизни.

Искусство — одно из средств различения доброго от злого.

Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник. Если чувства хорошие, высокие, то и искусство будет хорошее, высокое, и наоборот. Если художник нравственный человек, то и искусство его будет нравственным.

Нет большего подспорья для эгоистической, спокойной жизни, как занятие искусством для искусства. Деспот, злодей непременно должен любить искусство.

У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.

Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным — если оно благое — воздействием, которое произведет художественное произведение.

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою,— не только не блага, но несомненное и очевидное зло.

Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.

Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть.

Две науки точные: математика и нравственное учение. Точны и несомненны эти науки потому, что у всех людей один и тот же разум, воспринимающий математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (учение о жизни) нравственное учение.

Для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше — смертью.

Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным. Проявления истины всегда кротки, смиренны и просты.

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.

Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие.

Что может быть безумнее и мучительнее того положения, в котором живут теперь европейские народы, тратя большую часть своих богатств на приготовление к истреблению своих соседей...

Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.

Корень злых дел в дурных мыслях.

Думай хорошо — и мысли созреют в добрые поступки.

Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать.

Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других.

Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий.

Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.

Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.

Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи.

Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель — радость — вполне достойна жизни.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся.

Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.

Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.

Ничто так, как простота, не содействует сближению людей.

Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличивается уязвимость, болезненность.

Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему.

Совесть — это память общества, усвояемая отдельным лицом.

Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею.

Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним.

Если жизнь не приходится по совести, то одурманиванием совесть сгибается по жизни.

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват.

Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок.

Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту степень нравственного совершенства, на которой он находится.

Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы.
Счастье, основанное на тщеславии, разрушается им же: слава — злоречием, богатство — обманом. Основанное на добродетели счастье — ничем.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,— быть полезным и иметь спокойную совесть.

И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.

Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни.

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон.

Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

Любить — значит делать доброе.

Любовь есть сила жизни. Любовь есть правило для исполнения всех правил.

Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем.