Вы когда-нибудь представляли, что обладаете невероятной уверенностью в себе, с успехом проходите собеседование или достигаете цели всей своей жизни? Если так, то вы уже задействовали инструмент, который называется визуализацией.

Суть визуализации состоит в том, чтобы создать в мыслях образы желаемого успешного будущего. Это ментальная репетиция, при помощи которой можно увидеть себя как человека, который достиг поставленной цели. В качестве упражнения ее нужно повторять каждый день по 10-15 минут, заменяя шаблонные негативные мысли на позитивные.

Визуализация:

  • Повышает уверенность в себе.
  • Напоминает о важности замедления в повседневной жизни.
  • Меняет мировоззрение.
  • Влияет на формирование личности.
  • Убирает страхи и фобии.

Это звучит так чудесно, что кажется пресловутой волшебной пилюлей, не работающей на самом деле. Давайте попробуем разобраться, действительно ли все так радужно.

Почему визуализация работает?

Согласно исследованиям с использованием сканирования мозга, визуализация работает потому, что нейроны, электрически возбуждаемые клетки, которые передают информацию, интерпретируют образы как равные реальному действию. Когда мы визуализируем действие, мозг генерирует импульс, который приводит нейроны в движение.

Так появляются новые нейронные пути - кластеры клеток в мозгу, которые работают вместе, чтобы создавать воспоминания или изученное поведение, что побуждает наше тело действовать в соответствии с тем, что мы себе представляем. Все это происходит без фактической физической активности, но при этом достигается аналогичный результат.

Говоря проще, мозг не понимает разницы между реальным и воображаемым действием. Единственное условие - фантазия должна быть максимально реалистична.

Австралийский психолог Алан Ричардсон взял группу баскетболистов, разделил их на три подгруппы и испытал способность каждого игрока забрасывать мяч в корзину.

  • Первая группа практиковалась 20 минут в день.
  • Вторая группа визуализировала (представляла в голове) броски в течение 20 минут в день. Им не разрешалось касаться мяча.
  • Третьей группе запретили и тренироваться, и визуализировать.

Результаты удивили всех. Группа, которая занималась визуализацией, почти соответствовала той, которая практиковалась физически. Результаты же третьей группы оказались самыми плохими.

Визуализация работает во всех сферах жизни. Вы хотите меньше есть? Научиться справляться со стрессовыми ситуациями? Улучшить с людьми, учитывая, что слишком застенчивы? Читайте дальше.

Многие люди считают, что визуализация работает еще и потому, что при помощи этого упражнения мы даем Вселенной понять, чего хотим, и она дает нам это. Если вы относитесь к такой категории, советуем посмотреть фильм «Секрет». Это уже зависит от вас: верить в науку или метафизику.

Если же вы не верите ни в первое, ни во второе, подумайте вот о чем: наши мысли формируют нас. То, что мы думаем на протяжении дня, месяца, года - влияет на личность. Визуализация позволяет выбирать качество мыслей и образов, поэтому меняет мировоззрение. Например, уверенность в себе приходит как в результате достижения успеха, так и при помощи слов, которые мы повторяем себе каждую минуту осознанно или нет. Эта техника заставляет относиться к мыслям серьезно, как к материалу, который может изменить личность и характер человека.

Кто использует визуализацию?

Удивительно, но до сих пор существуют заблуждения и предубеждения относительно такого могущественного инструмента: дескать, это новомодное веяние, которым занимаются сумасшедшие. Или что ее польза переоценена.

Концентрируйтесь на одном навыке за раз. Представьте, как вы слушаете человека. И как бы вам ни хотелось перебить, не делайте этого.

Техники, которые помогают улучшить навык визуализации

Вы пробуете визуализировать, но картинка все равно получается нереалистичной? Тогда попробуйте следующие техники для того, чтобы развить навык.

Метод Айвазовского . Знаменитый художник не только писал картины, но и регулярно тренировал мозг. Одна из его техник заключалась в том, чтобы взять неизвестную картину или рисунок, попытаться запомнить в течение минуты все детали. А затем отложить в сторону и воспроизвести в голове.

Не ограничивайтесь картинками, можете брать в руки 3D-объекты - статуэтки, книги, кухонные приборы. Рассмотрите все детали. Когда натренируетесь, то научитесь быть автоматически наблюдательными (ведь мы часто не обращаем внимания на окружающий мир). Это поможет сделать визуализацию яркой и запоминающейся.

Наблюдайте за окружающим миром . Держите глаза открытыми. Прогуляйтесь в парке и обращайте внимание на все, что видите. Дополняйте детали также чем-то выдуманным: представьте летающую тарелку, райский сад, огромную радугу.

Щупайте предметы . Мы уже говорили, что одного ментального образа недостаточно, нужно задействовать все органы чувств. Закройте глаза, возьмите в руки старую книгу, пощупайте ее. Обратите внимание, чем отличаются страницы от обложки.

Нюхайте предметы . Зайдите на кухню и протестируйте все продукты поочередно. Сравнивайте запахи, попытайтесь отстраниться от не очень приятных и воспринимать их без пристрастий.

Ощущайте звуки . Слушайте классическую музыку и задерживайтесь на определенном инструменте. Выйдите на балкон и вслушайтесь в какофонию звуков.

Представьте себя на необитаемом острове . Нет ограничений для творческого мышления: пусть этот остров будет таким, каким вы захотите. Скорее всего, вы представите пляж. Какая температура воды, цвет песка, ветер?

Представьте себя на любимой локации из фильма или мультфильма . Это упражнение легче, потому что вы видели это место. Погуляйте по нему, пройдитесь в те места, которые ранее были недоступны. Что там находится? Как вы себя чувствуете?

Какие книги стоит прочитать

Чтобы детальнее разобраться в визуализации, прочтите несколько книг по этой теме. Вот список тех, с которых можно начать:

  • «Магия утра» Хэл Элрод
  • «Без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен
  • «Созидающая визуализация» Шакти Гавэйн
  • «Искусство визуализации в бизнесе» Нейтан Яу
  • «Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь» Барбара Шер
  • «Думай и богатей» Наполеон Хилл
  • «Тайна» Ронда Берн

Теперь у вас есть все инструменты для того, чтобы стать мастером визуализации. Расслабьтесь, закройте глаза, представьте в мельчайших деталях нужную ситуацию - и повторяйте этот процесс как можно чаще.

Желаем вам удачи!

Помнишь, как был совсем юн и без страха читал стихи на линейке перед всей школой? Но сегодня все совсем иначе. Выступление перед большой аудиторией стало настоящим испытанием, сталкиваясь с которым, ты нервничаешь, как подросток при знакомстве с отцом девушки. Сотни глаз устремились в твою сторону, сотни ушей готовы внимать каждому твоему слову, а невероятный груз ответственности все сильнее и сильнее давит на плечи. Ты долго шел к этому моменту и не должен облажаться. Мы же поможем тебе сделать свое выступление идеальным.

Нервничать – это нормально

Личное мнение не будет лишним


Твое отношение к материалу говорит, насколько ты сам заинтересован в том, о чем вещаешь с трибуны людям. Выбери отдельный пункт, который тебе наиболее интересен, и эмоционально прокомментируй его, например: «Хочу отдельно остановиться на той части, где рассказывается об ожирении. Я был поражен, когда узнал, что один мой знакомый, питаясь бургерами изо дня в день, за полгода набрал 15 килограмм! Правда, теперь он обижается, когда мы предлагаем купить ему сразу два билета в кино из-за размеров, но об этом в презентации «Как мотивировать толстяка пойти в зал»». Так ты продемонстрируешь личную увлеченность и заинтересованность, следовательно, люди сочтут тебя лектором, который тщательно подбирал необходимый материал.

3.6. Внеречевые средства общения

Речевое общение представляет собой воздействие на аудиторию двух потоков информации: прерывного дискретного потока (словесного, речевого) и непрерывного изобразительного потока (внеречевого). Изобразительный поток, который обозначают термином "зрительный элемент речи", включает жест, улыбку, позу, походку, мимику, движение тела. С помощью речи передаются смысл информации, содержание текста и его значение. Внеречевые средства общения доносят до аудитории подтекст, внутренний добавочный смысл сказанного, отношение к нему.

Формой внеречевого воздействия является жестикуляция - движение рукой или другое телодвижение, имеющее определенный смысл. Жест лектора акцентирует внимание слушателей на содержании излагаемого материала, подчеркивает главное, подтверждает сказанное. "Жест и мимика оживляют речь, делают ее как бы зримой. Жест, будучи эмоционально-смысловым движением, чаще всего руки (рук), должен "звучать" именно в те мгновения, когда произносимая фраза нуждается в усилении своей выразительности, а тем более в эмоциональной впечатляемости ораторской мысли".

Главная особенность жеста в экскурсии состоит в том, что он связан не столько с рассказом, сколько с показом объекта, являясь составной частью наглядности.

Жесты в экскурсии делятся на три группы: жесты, служащие основой показа зрительно воспринимаемых объектов; жесты, являющиеся составной частью показа; жесты, подкрепляющие экскурсионный рассказ.

Классификация жестов, используемых в показе

В показе используются жесты в их простейшем виде - указательные . Экскурсовод показывает рукой на какое-то здание. Этот жест используют также для переключения внимания экскурсантов с одного объекта на другой. Реже используется пространственный жест , дающий представление о границах осматриваемого объекта. Используется он при панорамном осмотре города, архитектурного ансамбля, местности, где происходили события. Экскурсовод жестом ограничивает объект, определяет его размеры. Широкое распространение получили объемные или иллюстрированные жесты , которые помогают экскурсантам определить высоту и ширину наблюдаемого объекта. Экскурсовод производит движение рукой снизу вверх или слева направо, подчеркивая свои слова. Жесты конструктивные, подчеркивающие особенности конструкции (выпуклость, вогнутость и др.), применяются в архитектурно-градостроительных экскурсиях.

Реконструирующие жесты помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания, удаляет позднейшие пристройки к зданию. Эти жесты экскурсоводы используют в методическом приеме зрительной реконструкции. Они являются частью приема, преследующего цель - дать представление о первоначальной форме (виде) объекта.

Необходимо учитывать дифференцированный подход к выбору жестов при показе одного и того же объекта. Так, экскурсовод использует варианты жестов (побудительные, наглядные, эмоциональные, рекомендующие) в зависимости от состава группы, темы экскурсии, времени года, суток.

Побудительные жесты не связаны с показом и носят организационный характер. С их помощью экскурсовод предлагает выйти из автобуса или занять места в салоне, размещает группу у объекта, просит экскурсантов пройти к следующему объекту.

Эмоциональные жесты выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент.

Жесты, используемые в рассказе, классифицируются как жесты, подчеркивающие важность излагаемого материала, раскрывающие содержание мысли экскурсовода, поясняющие подтекст рассказа, уточняющие содержание речи экскурсовода. Жесты, сопровождающие рассказ, должны быть осмысленными, адресными, лаконичными, содержательными и эмоциональными. Иногда жест рассматривается как графическое изображение мысли экскурсовода.

Недостатками в использовании жестов на экскурсии являются излишняя жестикуляция, подмена слов жестами, бессмысленность их при показе объектов - опоздание по времени, отрыв жеста от речи, неточность жеста. Недостатком действующей методики является отсутствие научно разработанных правил выразительной и эффективной жестикуляции на экскурсии.

Проявлением эмоциональной культуры экскурсовода является мимика - движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние, переживаемые человеком чувства, его настроение. В ряде случаев мимика способна выразить больше, чем язык. Мимика и жест неразделимы.

Поза экскурсовода. Положение тела во время работы - важный элемент его поведения, независимо от того, стоит он или сидит перед группой. Поза должна быть естественной, удобной, непринужденной. У опытного экскурсовода вырабатывается манера поведения, имеющая свой индивидуальный стиль. При проведении экскурсии, он принимает такие позы, которые ему удобны и приемлемы для аудитории. Главное для любой позы - устойчивое равновесие тела и его подвижность. Поза экскурсовода, экстравагантность в одежде и других деталях его внешнего вида (мини-юбка, декольте, обилие украшений, макияжа) не должны отвлекать экскурсантов, становиться объектом их наблюдения.

Первое время, появляясь в группе, экскурсовод внимательно следит за своей позой, затем у него вырабатываются определенные привычки и навыки; в течение двух-трехчасовой экскурсии он неоднократно меняет свою позу, не давая утомиться своему телу. Делается это естественно, чтобы у слушателей не создалось впечатление, что экскурсовод никак не может найти себе места.

Манеры экскурсовода. Большой силой воздействия на экскурсантов обладают манеры поведения экскурсовода, его способ держать себя, форма обращения с другими людьми. Манеры экскурсовода находят выражение в общении с экскурсантами, которые обращают внимание на все: как экскурсовод впервые входит в автобус, как он здоровается с группой, как разговаривает с водителем, как держит микрофон, каким тоном делает замечания. Ничто в его поведении не остается незамеченным. Совершенствуя свое мастерство, нужно избавляться от дурных привычек - громко говорить, излишне жестикулировать, прерывать собеседника, употреблять в разговоре резкие выражения, делать грубые замечания, вести себя вызывающе, экстравагантно одеваться, чрезмерно использовать косметику. Экскурсоводу следует избегать притворства, рисовки, постоянной заботы о внешнем эффекте своих поступков и речи. Недопустимо обмениваться с экскурсантами колкостями, язвительными и враждебными замечаниями.

Экскурсовод является работником контактной зоны. С первых шагов на экскурсионном маршруте он вступает во взаимоотношения с экскурсантами. Многое в успешном выполнении экскурсионной услуги зависит от личности экскурсовода, его индивидуальных качеств. Проявление педагогического такта, вежливости, терпимости, выдержанности, умение сдержать себя в конфликтной ситуации, способствуют созданию спокойной деловой обстановки в экскурсионной группе. Доброжелательность и самообладание экскурсовода, использование нейтрализующих фраз в обращении с экскурсантами позволяют избежать возникновения негативных ситуаций. Умение ладить с аудиторией создает условия для установления психологического климата в коллективе.

Большое место в работе экскурсовода занимает выработка навыков этикета. Этой важной проблеме экскурсионные работники уделяют большое внимание. Само понятие "этикет" означает установленный порядок поведения, внешнего проявления отношения к людям. В этот порядок входят обхождение с окружающими людьми, поведение в общественных местах, внеречевые формы общения (учтивое обращение с женщиной, уважение к старшим, формы приветствия, правила поведения за столом и ведения разговора, обхождение с гостями).

Представляется уместным ввести в обиход организаций и учреждений, занимающихся экскурсионным обслуживанием, понятие экскурсионный этикет . Это будет способствовать повышению культуры туристского обслуживания.

Выводы

Внеречевые средства общения играют важную роль в процессе проведения экскурсий.

Умение использовать внеречевые формы воздействия не приходит экскурсоводу само. Выработка умений и навыков требует постоянного внимания со стороны руководителей экскурсионных учреждений, методистов, значительных усилий и трудолюбия от самих экскурсоводов. Важную роль в этом процессе призваны сыграть курсы по подготовке и повышению квалификации экскурсоводов, методические секции и постоянная самостоятельная работа экскурсоводов.

Контрольные вопросы

1. Внеречевые средства общения. Их совокупность.
2. Жесты экскурсовода, их значение и классификация.
3. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии.
4. Внешний облик экскурсовода.
5. Манеры экскурсовода.
6. Речевой этикет экскурсовода.
7. Культура поведения экскурсовода, пути ее формирования.

Впервые термин «идеомоторное движение» был предложен Карпентером в 1874 году. Позднее на основании этого понятия Вильям Джеймс разработал теорию о способности к волевому движению. Термин «идеомоторное движение » происходит от греческого "idea ” - идея, образ - и латинского "motor ” - приводящий в движение.

Опираясь на литературные источники, идеомоторное движение можно охарактеризовать, как непроизвольное сокращения мышц, обусловленное наличием какой-то превалирующей мысли, то есть идеомоторное движение может быть следствием либо осознанных мыслей, либо он может быть, обусловлено мыслями, которые индивидуум в тот конкретный момент еще не осознает и которые имеют связь с подсознанием. Таким образом, идеомоторный акт - это появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении. Но мыслительное представление двигательного навыка - это, прежде всего, осознанное воспроизведение каждого двигательного компонента и формирование на этой основе цельного образа. Но при этом, чтобы этот образ был действительно идеомоторным, а не просто зрительным представлением, необходимо реальное предварительное воспроизведение движения, кроме того, при неоднократном повторении определенного движения эффект идеомоторного акта увеличивается (Белкин А.А., 1983; Богин М.М., 1985; Ермаков П.Н., 1988).

Надо отметить, что идеомоторный акт не зависит от внушения и простого воображения действия, человек должен почувствовать реальное, например, сокращение мышц руки при возникновении зрительного образа.

С огласование психических и физиологических процессов происходит потому, что в структуре управляемого идеомоторного движения синхронно участвуют процессы двух качественно различных уровней: сознания и организма. Это - межуровневый альфа-синхронизатор (Алиев Х., 1981 ).

Алиев Х. утверждает, что и деомоторное движение открывает особое гармонизирующее состояние - "режим саморегуляции", при котором реализуются уже и другие различные желаемые психологические установки, решаются различные проблемы.

Автоматическая реализация желаемого движения наглядно свидетельствует о найденном "контакте" между "сознанием" и "организмом", является индикатором контроля, свидетельствующим о найденном состоянии психической релаксации. Обучаясь управлять идеомоторными движениями, человек учится управлять своим состоянием.

С точки зрения нейрофизиологии тренирующий эффект представления является следствием закрепления определенных связей в функциональной динамической системе при многократном мысленном выполнении конкретных действий точно так же, как это происходит при многократном практическом повторении. Таким образом, повторение упражнений обеспечивает возможность обобщения и переноса образованного навыка различения в другие условия. Следовательно, тренирующий эффект представлений связан с подкреплением двигательной доминанты в нервных центрах и с дополнительным воздействием обратной афферентации, возникающей при реальном исполнении движения. Чем сложнее идеомоторное движение, тем большее значение приобретает прошлый опыт по его освоению. Сами по себе идеомоторное движение по сложности превосходит многие обычные движения (Ананьев Б.Г., 1955; William James , 1962; Annett M . A ., 1976).

Условно-рефлекторная природа идеомоторных движений подтверждается результатами электроэнцефалографических (ЭЭГ) исследований (Кандыба В.М., 1996). Согласно теории Кандыба В.М. идеомоторный акт можно представить как замыкающийся в кольцо цепь изоритмических реакций. Центральное возбуждение моторной области коры больших полушарий головного мозга вызывает микросокращения мышц, возникающее же при этом возбуждение проприорецепторов становится источником периферических импульсов в кору головного мозга. Таким образом, можно выделить четыре основных элемента механизма идеомоторного акта :

    Предварительное восприятие движения и связанное с ним возбуждение кинестезических клеток;

    Возникновение образа двигательного представления и связанного с ним возбуждения, аналогичного тому, которое имело место при восприятии;

    Возбуждение в моторных клетках, возникновение на основе временных связей их с кинестезическими клетками;

    Передача возбуждения к мышце и ответная рабочая реакция.

Надо отметить, что специалисты по психокоррекции, психоанализу, психотерапии, НЛП, как и специалисты по спорту, менеджменту, боевым искусствам, обучению языкам, творческим видам деятельности, качественно повышают результаты, применяя свойства феномена идеомоторного движения к индивидуальным особенностям человека. Поэтому, м ожно утверждать, что идеомоторное движение способствует обучению и адаптации человека, стрессоустойчивости, ускоряет реабилитацию и достижение других различных целей за счет закрепления условных рефлексов, выработки новых навыков. Что также помогает в сложных ситуациях сохранять ясность ума и действовать уверенно.

Итак, для осуществления идеомоторного акта необходимы подражание моторным и аффективным реакциям человека, сравнение, аналогия, сопереживание (Ананьев Б.Г., 1955; William James , 1962; Annett M .A ., 1976; Белкин А.А., 1983; Богин М.М., 1985; Ермаков П.Н., 1988; Кандыба Д.В., 1994, Кандыба В.М., 1996).

Кроме того, в литературе можно найти описание множества различных техник медитативного тренинга, некоторые из которых направлены на расслабление или сокращения мышц посредством выполнения каких - то определенных движений или их представление. Образ, способный вызвать некое сокращение или расслабление мышц представляет собой уже другой феномен, называемый «идеомоторное движение», таким образом, получается, что медитативный тренинг непосредственно связан с таким феноменом как идеомоторное движение. Но это уже отдельная тема...

Н. Дефуа.

P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа " Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"

Литература:

  1. Annett M.A. Coordination of hand preference and skill replicated // British Journal of psychology, 1976, № 67.
  2. William James Psychology Briefer Course. Collier books. - N.Y., 1962.

    Алиев Х. Современная технология саморегуляции по системе ключ Хасая Алиева. - 1981.

    Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. - М., 1983.

    Богин М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: «Физкультура и спорт», 1985.

    Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. - Р-на-Д.: РГУ, 1988.

    Кандыба В.М. Сверх возможности человека. - С.-П., 1996.

    Кандыба Д.В. Техника гипноза. - С.-П., 1994.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на