Лиличка! (1916)

Стихотворение адресовано Лиле Юрьевне Брик, которая на протяжении долгих лет оставалась музой Владимира Маяковского. Их связывали непростые взаимоотношения.

Тем не менее, эта женщина была для поэта идеа­лом. Именно ей он в первый же вечер их знакомства посвятил поэму «Облако в штанах». Были и многие другие посвящения.

Но самым ярким из них можно назвать стихо- творение-письмо «Лиличка!». Оно было написано примерно через год после знакомства Лили Брик и Маяковского.

Привычное начало любого письма - обращение к адресату по имени с восклицательным знаком. Это обращение стало названием произведения. Перед нами письмо героя к женщине, которая, видимо, может его покинуть в любой момент. Поэт безумно влюблён, но его пылкая страсть превратилась для любимой в обузу.

Взволнованная интонация письма выражена свой­ственным Маяковскому акцентным стихом. Большое значение играют паузы и графическое выделение особо значимых текстовых фрагментов.

Уже первые строчки этого письма передают на­пряжённое состояние автора. Изображённый инте­рьер тоже погружает в соответствующее настроение: «Дым табачный воздух выел. / Комната - / глава в кручёныховском аде» (подразумевается поэма А. Кручёных и В. Хлебникова «Игра в аду»).

В нескольких коротких предложениях поэт вспо­минает прошлое («Вспомни - / за этим окном / впер­вые / руки твои, исступлённый, гладил»), определяет настоящее («Сегодня сидишь вот, / сердце в железе») и будущее («День ещё - / выгонишь, / может быть, изругав. / В мутной передней долго не влезет / сло­манная дрожью рука в рукав»). И дальше - самые пронзительные строчки:

тело в улицу брошу я.

Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась.

Отчаянье поэта так велико, предчувствие, что лю­бимая покинет его так мучительно, что он не хочет длить эту муку и просит её: «дай простимся сейчас». С присущей поэту образностью Маяковский пытается доказать свою любовь. И мы видим, что это чувство владеет им безраздельно.

Кульминацией этого страстного письма можно на­звать слова о тяге к самоубийству, которое герой не может совершить, потому что над ним «не властно лезвие ни одного ножа», кроме взгляда любимой:

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Поэт будто бы всеми силами открещивается от рокового поступка, но в свете его будущей гибели это звучит трагически.

Гиперболизм образов - главная характерная черта выразительных языковых средств поэта.

Лирический герой опосредованно сравнивает себя с быком, которого «трудом уморят», с уставшим сло­ном, говорит о своём безумном отчаянии: «…душу цветущую любовью выжег».

Эпитет цветущая к слову душа для Маяковского является привычным - душа у поэта почти всегда цветущая, широкая, великая. Такой лирический герой личные проблемы всегда воспринимает как вселенскую катастрофу. Дополнительную эмоцио­нальную окраску дают яркие метафоры (карнавал дней; листья слов).

Как всегда в произведениях Маяковского, мы на­ходим в тексте этого лирического письма необычные лексические единицы (обезумлюсъ, отчаяньем иссе- часъ; выреветъ; кручёныховский ад).

Гиперболизм образов соединяется у автора этого романтического и наполненного горечью стихотво­рения со щемящей и беззащитной нежностью: «Не надо этого, / дорогая, /хорошая…»; «а мне / ни один не радостен звон, / кроме звона твоего любимого имени»; «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца…»; «Дай хоть / последней нежностью выстелить / твой уходящий шаг».

», написанная на стихи Владимира Маяковского. В дискографии коллектива она представлена на альбоме «Раздвоение Личности», где является самым ярким произведением. Композиция часто исполнялась на концертах в конце нулевых, а также звучала в радиоэфире. По частоте ротаций она догнала такие известные произведения Александра Васильева, как « », « » и « ».

Сплин – Маяк – слушать

История песни «Маяк» берёт начало во втором десятилетии ХХ века. В авторском варианте текст песни называется «Лиличка! Вместо письма». Это стихотворение Владимир Маяковский посвятил своей возлюбленной Лиле Брик и изначально не планировал нигде публиковать.

Впервые стихотворение появилось в печати уже после смерти поэта. Оно было опубликовано в альманахе «С Маяковским» издательством «Советский писатель» в 1934 году. Позднее произведение не реже двух раз становилось песней, сделанных в разных жанрах.

Первыми стихотворение Маяковского в виде песни исполнили музыканты белорусской группы «Песняры». Музыку к ней написал лидер коллектива Владимир Мулявин. Песня под названием «Письмо к Лиле» вошла в программу «Во весь голос», полностью составленную из произведений, написанных на стихи Владимира Маяковского.

Второе воплощение стихотворения в музыкальном виде сделала группа «Сплин» в 2006 году. По словам Александра Васильева, песня просто возникла из ничего самым мистическим образом. Перед исполнением этой композиции на концертах лидер коллектива часто зачитывал другое стихотворение Маяковского – «Вам». Само название «Маяк» – это сокращение фамилии автора текста – Маяковский.

Неофициальный клип

Большой интерес представляет клип, основой для которого послужил фильм с участием Владимира Маяковского (по всей видимости, это – «Барышня и хулиган»). Для видеоклипа картину перемонтировали в тематический видеоролик. Интересно и то, что в качестве звуковой дорожки для него использована демо-версия песни «Маяк», то есть – черновик к альбому «Раздвоение Личности».

Сплин – Маяк – текст

Дым табачный воздух выел.
Комната – глава в крученыховском аде.
Вспомни – за этим окном впервые
Руки твои исступленно гладил.
Сегодня сидим вот, сердце в железе.
День ещё – выгонишь, можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
Сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу, тело в улицу брошу я.
Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась.
Не надо этого, дорогая, хорошая,
Давай простимся сейчас.
Все равно любовь моя – тяжкая гиря,
Ведь висит на тебе, куда ни бежала б.
Дай хоть в последнем крике выреветь
Горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят – он уйдет,
Разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей, мне нету моря,
А у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон –
Царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей, мне нету солнца,
А я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,
Он любимую на деньги б и славу выменял,
А мне ни один не радостен звон,
Кроме звона твоего любимого имени.
И в пролёт не брошусь, и не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мною, кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа.

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Перевод текста песни Сплин - Лиличка

Tobacco smoke has consumed the air .
room -
kruchenyhovskom chapter in hell.
Remember -
behind this window
first
your hands in a frenzy stroked .
You sit here today ,
heart in iron.
Another day -
expel ,
can be , will swear .
In the dim front will not fit
broken trembling hand into the sleeve .
Coasting
body into the street , I "ll throw .
wild
obezumlyus ,
despair excised .
Do not let it happen
dear,
good
Now let us part .
all the same
my love -
heavy weight -
hanging on you ,
wherever fled b .
Give the last cry vyrevet
bitter disgruntled complaints.
If a bull to exhaustion -
he leaves,
razlyazhetsya in cold waters .
Besides your love
me
no ocean
and your love and cry not beg stay.
Tired elephant wants peace -
regal lie in opozharennom sand.
Besides your love
me
no sun ,
but I do not know where you are and with whom.
If tortured a poet ,
he
beloved for money and glory traded ,
and I
no sound is joyous
but the sound of your beloved name .
And in the span are not thrown ,
and do not drink poison
and the trigger will not be able to push above the temple .
Above me ,
but your glance
no power no knife blade .
Tomorrow you"ll forget
that you were crowned ,
that soul blossoming love burned ,
and trivial days whirling carnival
ruffle the pages of my books ...
My words dry leaves
forced to stop
gasping for air ?

Give at least
last tenderness vystelit
leaving your step.

Дым табачный воздух выел.
Комната - глава в крученыховском аде.
Вспомни - за этим окном впервые
Руки твои, исступленный, гладил.


Сегодня сидишь вот, сердце в железе.
День еще - выгонишь, можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
Сломанная дрожью рука в рукав.


Выбегу, тело в улицу брошу я.
Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась.
Не надо этого, дорогая, хорошая,
Давай простимся сейчас.


Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь,
Висит на тебе, куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
Горечь обиженных жалоб.


Если быка трудом уморят -
Он уйдет, разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей мне нету моря,
А у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.


Захочет покоя уставший слон -
Царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей, мне нету солнца,
А я и не знаю, где ты и с кем.


Если б так поэта измучила,
Он любимую на деньги б и славу выменял,
А мне ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.


И в пролет не брошусь, и не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мною, кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа.


Завтра забудешь, что тебя короновал,
Что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
Растреплет страницы моих книжек...


Слов моих сухие листья ли
Заставят остановиться, жадно дыша?
Дай хоть последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.07.2012. Маяковский Лиличка

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.