План разбора деепричастий

I. Часть речи, общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Неизменяемость. 2. Вид.

III. Синтаксическая роль

Образец разбора

Он ушибся, упав с лошади. (Тургенев.)

Устный разбор

Упав – деепричастие.

Во-первых, обозначает добавочное действие: ушибся (что сделав?), упав.

Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: неизменяемое, совершенного вида.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Письменный разбор

I. Упав – деепричастие.

II.ушибся (что сделав?) упав.

Пост.: неизм.

Непост.: сов. вид

III. ушибся (что сделав?) упав.

─ ·─ ·

Лодорский водопад

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре!

Роберт Саути

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Именно при помощи деепричастий удалось автору описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.

Тест по теме «Причастие. Деепричастие»

1. Продолжите предложение: Причастие – это_____________________ форма _____________ , которая обозначает_______________________



2. Продолжите предложение: Деепричастие – это_____________________ форма _______, которая обозначает____

И имеет свойства___________________________

3. Продолжите предложение: Деепричастие отвечает на вопросы_________

4. Продолжите предложение: Причастие отвечает на вопросы___________

5. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие:

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

6. Укажите, признаки какой части речи имеет причастие:

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

7. Деепричастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) служебная часть речи

8. Причастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) служебная часть речи

9. Перечислить признаки глагола и прилагательного у причастия:

___________________________________________________________

Прилагательное______________________________________________

_____________________________________________________________

10. Перечислить признаки глагола и наречия у деепричастия:

Глагол______________________________________________________

___________________________________________________________

Наречие______________________________________________

_____________________________________________________________

11. Суффиксы действительных причастий ________________________

________________________________________________________________

12. Суффиксы страдательных причастий ________________________

13. Причастный оборот – это ______________________________________

__________________________________________________________________

14. Деепричастный оборот – это_____________________________________

__________________________________________________________________

15. Причастия бывают ________________________________ и __________

______________________________________________

16. Сколько Н имеют краткие страдательные причастия?_______________

17. Суффиксы деепричастий несовершенного вида ___________________

18. Суффиксы деепричастий совершенного вида______________________

19. Продолжите предложение:

Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов_____________

__________________________________________________________________

20. Укажите признак (или признаки) глагола, которых нет у деепричастия:

б) возвратность

21. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий: искрящегося снега, моросящему дождю, снизив цену, думая о будущем, согретый обед, пробираться сквозь заросли, незатихающей бури, спетая песня, посиневшая полоска неба, сказав правду, сидя в машине, согревающий чай, забравшись в шалаш, негнущихся ног.

22. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения. _____________________________________________________________________________

23. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.__________________ __________________________________________________________________________________

24. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении. распущенные волосы - распущенные дети, бегающие ребята - бегающие глаза, блестящий предмет - блестящий успех, открытая дверь - открытая душа, погасшая лампочка - погасшая улыбка, ограниченное движение - ограниченный человек. _____________________________________________

________________________________________________________________________________

25. Найдите ошибки в употреблении причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде. 1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, ему захотелось спать. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

26. Укажите глагол, от которого деепричастие образовать нельзя.

а) Волноваться.

в) Беречься.

с) Шептать.

27. Укажите предложение, в котором деепричастие не обособляется.

а) К рассвету догорев погасла лампа. в) Облака уходят тая в завлекательную даль. с) Отдыхают журавли обычно стоя. д) Пошумев река успокоилась вновь легла в берега.

е) Промелькнул гремя Чонгарский мост.

28. Укажите простые предложения, осложненные деепричастным и причастным оборотами.

по-осеннему.

в) Юноши невольно откинулись в седлах словно отшатнувшись от холода которым повеяло на них от этих древних могил.

с) Иртыш делает здесь большую излучину образуя широкий залив очень удобный для зимней стоянки пароходов и барж. д) Аскар сидя в телеге начал напевать песню Абая о весне но его сбила звонкая трель жаворонка трепетавшего крыльями в вышине. е) Ручьи журча и извиваясь и меж собой перекликаясь в долину гулкую спешат.

29. Укажите слово с -нн-.

а) Кипяче...ая вода.

в) Незва. . .ые гости.

с) Нестриже...ый газон.

д) Стриже.. .ная голова.

е) Неподстриже. ..ый мальчик.

Наречие как часть речи

Наречие - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака.

Признак действия обозначают наречия, которые присоединяются к глаголу или деепричастию. Учитесь (как?) крепко, живите (как?) дружно.

Признак предмета обозначают наречия, которые присоединяются к имени существительному: прогулка (какая?) пешком, движение (какое?) вперёд,

Признак другого признака обозначают наречия, которые присоединяются:

к прилагательному: весьма спорный вопрос, очень высокое дерево;

к причастию: Деревья были сплошь увешаны кистями черешен;

к наречию : Утро такое милое, ясное, но мне немножечко грустно.

Наречия не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются.

Пусть будет в жизни всё прекрасно!

Изящно, сладко, нежно, страстно!

Блестяще, ярко, фантастично,

Красиво, модно и практично.

Беспечно, вкусно, аппетитно,

Необычайно, колоритно,

Удачно, просто, безупречно,

И с удовольствием, конечно!

Слово наречие в древнерусском языке имело несколько значений, в том числе и «говорить». От слова речь образовались слова нарекать, речистый и наречие, которое буквально переводится с латинского advepbium – «приглаголие». Как видим, между наречием и глаголом самая тесная связь. Учёные подсчитали, что наречие на 70% примыкает к глаголу.

Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на пользу пригласить. (Пётр Чесноков)

82. Найдите наречия. Определите ихзначения.

1. Я наклонился к проталинке и стал внимательно осматривать этот первый клочок оттаявшей земли. 2. Он нисколько не страшный. 3. Машина взвилась кверху и исчезла. 4. Потом понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь. 5. Гаврила сгоряча велел поднять весь дом. 6. Всех его расспросов я передать не могу, да и незачем.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРЕЧИЙ

ОТЫМЁННЫЕ НАРЕЧИЯ ПРИМЕРЫ
Определительные(могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон):
качественные грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно
количественные много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно
образа и способа действия бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка
Обстоятельственные(чаще всего относятся к глаголу):
места вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку
времени вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас
причины сгоряча, сдуру, сослепу, поневоле, недаром
цели специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно
Местоимённые (как и местоимения, не называют признак, а только указывают на него; в отличие от местоимений, местоимённые наречия НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ):
указательные там, туда, оттуда, сюда, здесь, так, тогда, потому, поэтому, затем
определительные всегда, иногда, везде, всюду, повсюду
вопросительно-относительные как, где, куда, откуда, когда, почему, зачем, отчего
неопределённые как-то, как-нибудь, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь, кое-где, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, зачем-то, почему-то
отрицательные. никак, нигде, негде, ниоткуда, неоткуда, никуда, некуда, никогда, некогда, незачем
НЕ С НАРЕЧИЯМИ
слитно раздельно
1. не употребляется без не: небрежно, нелепо, неуклюже 1. имеется или подразумевается противопоставление с союзом а: Он говорил не громко, а шёпотом.
2. образует новое слово, к которому можно подобрать синоним: нетрудно догадаться = легко 2. если частица служит не для образования новых слов, а для отрицания: догадаться не трудно (нет большой трудности, но нет и легкости, простоты)
3. в отрицательных наречиях: негде, некогда 3. с наречиями не на -О (-Е): не втроем, не по-моему, не туда, не по-русски
4. в сравнительной степени: не лучше, не красивее
5. есть пояснительные слова с НИ: написано ничуть не интересно
6. есть пояснительные словавовсе, далеко, отнюдь, совсем (в значении "вовсе, отнюдь"): идти вовсе не обязательно

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разберих а,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная ,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже ,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха ,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ. (С. Бондаренко)

83. Напишите не слитно или раздельно.

1. (Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня.

2. Было решено (не)медленно уезжать.

3. Путники (не)долго любовались этой картиной.

4. Тебе придётся (не)мало потрудиться.

5. Всюду (не)устанно трудились люди.

6. Аэродром находился (не)вдалеке.

7. Я его (не)сразу заметил.

8. Я их прождал (не)меньше часа.

9. Лошади бежали (не)спеша.

10. Здесь (не)глубоко, а мелко.

11. Он уехал на короткое время, (не)надолго.

12. Он уехал не на продолжительное время, (не)надолго.

14. Мне это сделать ничуть (не)трудно.

15. Говорить это вовсе (не) обязательно.

84. Составьте словосочетания или предложения со следующими словами:

Не ярко-неярко. Не долго-недолго.
Не ясно-неясно. Не хорошо-нехорошо.
Не разумно-неразумно. Не справедливо- несправедливо.

Тест. Вариант I

1.

1. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.

2. Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.

3. Солнце грело (не)жарко, а ласково.

4. Знакомство его далеко (не)приятное.

5. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.

6. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.

7. Он понял задание (не)сразу.

8. Ученик выглядел (не)хуже всех.

9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.

10. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.

Вариант II.

1. Заполните данную ниже таблицу.

1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.

3. День выдался (не)по-зимнему теплый.

4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.

5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.

6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.

7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.

8. Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.

9. Природа (не)слышно живет вокруг нас.

10. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.

Схема морфологического разбора неизменяемой глагольной формы - деепричастия

I. Выделить глагольную форму из текста и назвать её тип.

II. Указать начальную форму - инфинитив.

III. Установить лексическое значение слова.

IV. Поставив вопрос, указать общее категориально-грамматическое значение.

V. Охарактеризовать морфологические особенности глагола

1. Возвратный или невозвратный, соотносительный по возвратности или нет.

2. Переходный или непереходный, указать значение.

а). по двухзалоговой теории: действительный или страдательный (указать значение);

б). по трёхзалоговой теории: действительный, страдательный, возвратный (указать значение), вне залога (доказать).

4. Выделив формообразующие основы, определить класс глагола: продуктивный или непродуктивный.

5. Спряжение: I, II, разноспрягаемый, архаического спряжения.

VI. Определить, как образовано деепричастие: от какой основы, с помощью какого суффикса.

VII. Морфологические особенности деепричастия :

1. Вид: совершенный или несовершенный (назвать показатель).

2. Указать относительное временное значение: предшествующее, одновременное, последующее действие.

VIII. Синтаксические особенности деепричастия :

1. Вид связи с другими словами.

2. Роль в предложении.

Образцы анализа

Они шли по берегу, взявшись за руки , и смотрели на рыбёшек, стайками скользивших в воде.

(Ги де Мопассан)

I. Взявшись

II. Взяться .

III. Взяться - «за что. Брать друг друга (один другого) или брать, хватать что-н. рукой». [Ожегов, Шведова, с. 59].

IV. Отвечает на вопрос: что сделать?

V. , от которого образовано деепричастие:

1. Возвратный, соотносительный по возвратности.

б). по трёхзалоговой теории - возвратного залога, т. к. образован от переходного глагола (обозначает действие, совершаемое двумя лицами, каждое из которых одновременно является субъектом и объектом), нет творительного субъекта.

4. Основа инфинитива - взя- (взять ся ), основа будущего времени - возьм- (возьмут ся ).

Соотношение основ -а- (-я- ) … -м- : непродуктивный, 14 группа.

5. Форма 3-го л. мн. ч. - возьму́тся , ударный подвид, I спряжения (по окончанию).

VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -вши- .

VII. Морфологические особенности :

1. Совершенного вида, показатель - суффикс -вши- .

VIII. Синтаксические особенности :

1. Взявшись (за что?) за руки : связь - глагольное управление, деепричастие управляет существительным, ставя его в форме В. п.

2. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

Теперь каждое утро, здороваясь , она подавала ему руку, и до вечера он хранил ощущение от её пожатия...

(Ги де Мопассан)

I. Здороваясь - неизменяемая глагольная форма, деепричастие.

II. Здороваться .

III. Здороваться - «приветствовать друг друга при встрече». [Ожегов, Шведова, с. 227].

IV. Отвечает на вопрос: что делать? Общее категориально-грамматическое значение - процессуальный признак предмета.

V. Морфологические особенности глагола , от которого образовано деепричастие:

1. Возвратный, несоотносительный по возвратности.

2. Непереходный: обозначает действие, не переходящее на прямой объект.

а). по двухзалоговой теории - действительного залога: действие исходит от производителя;

б). по трёхзалоговой теории - вне залога, т. к. возвратный, непроизводный глагол.

4. Основа инфинитива - здорова- (здоровать ся ), основа настоящего времени - здороваj- (здоровают ся ).

Соотношение основ -а- … -аj- : продуктивный, I класс.

5. Форма 3-го л. мн. ч. - здоро́ваются , безударный подвид. Спряжение определяется по инфинитиву: здоро́вать ся , глагол на -ать , следовательно, I спряжения.

VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -я- .

VII. Морфологические особенности :

1. Несовершенного вида, показатель - суффикс -я- .

2. Обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого.

VIII. Синтаксические особенности :

1. Подавала руку (как? каким образом?) здороваясь : связь - примыкание, деепричастие примыкает к личной форме глагола.

2. В предложении обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.

Термин «деепричастие» появился в XVII веке и составлен из двух частей (дее + причастие). Это называющая в предложении второстепенное добавочное действие. По грамматическим признакам оно очень похоже на наречие, потому что не изменяется. деепричастий заключается в указании только оно не имеет.

Морфологический разбор деепричастия

1.Назовите часть речи, укажите общее грамматическое значение.

2. Перечислите морфологические признаки:

Укажите начальную форму (неопределенная форма глагола);

Возвратность;

Переходность;

Неизменяемость.

3. Определите, какую синтаксическую роль в предложении выполняет.

Обратите внимание!

Порой бывает сложно различить причастия и деепричастия. Чтобы с этим справиться, нужно понять, что причастие, деепричастие и глагол являются глагольными формами, а значит, связаны со значением действия. Различить их помогут, прежде всего, вопросы. Спрягаемые формы глагола отвечают на следующие: «что делаю?», «что сделаю?», «что делал?», «что сделал?», «что делаешь?», «что сделаешь?» и другие. К деепричастию может быть задан вопрос «что делая?» или «что сделав?», а также смысловой, синтаксический, помогающий определить его роль в предложении: «как?», «когда?», «почему?». Например: Топают, взявшись за руки, вокруг костра (топают как?). Закончив выполнять упражнение, ребята подняли руки (подняли когда?). Заболев, я пошел в больницу (пошел когда?).

К причастию можно задать вопрос «что делающий?», «что делавший?», «что сделавший?».

Также при различении и причастий, и деепричастий помогают суффиксы:

Деепричастие несовершенного вида образуется от основы глагола в настоящем времени несовершенного вида с помощью суффикса -а, (-я): читают - читая, живут - живя;

Образуется от основы инфинитива совершенного вида с помощью суффикса -в, -вши, -ши: сделать - сделав, сделавши, упасть - упав, упавши.

Кроме этого, выполняя морфологический разбор деепричастия, необходимо указать его (с постфиксом -ся, -сь) и невозвратное (безтакового).

Одиночные деепричастия иногда теряют признаки глагола и переходят в В таком случае бывшие деепричастия уже не обозначают добавочное действие (они не заменяются глагольными формами, не отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?»), а только обозначают признак действия и отвечают на вопрос «как?». Например: Ребята молча слушали меня (слушали как? - молча, это наречие, а не деепричастие).

Морфологический разбор выполняют обязательно в контексте, выписывая деепричастие вместе с глаголом, добавочное действие которого он означает.

Письменный морфологический разбор деепричастия

Пятак, звеня и подпрыгивая, покатился по дороге.

Звеня (покатился)

1. Звеня - деепр.

2. Покатился (как? что делая?) звеня. Н.ф. - звенеть.

3. (Как? что делая?) Звеня.

Подпрыгивая (покатился)

1. Подпрыгивая - деепр.

2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Н.ф. - подпрыгивать.

Морф. признаки: несов. в., невозвр., непер., неизм.

3. (Как? что делая?) Подпрыгивая.

Устный морфологический разбор деепричастия

Звеня (покатился)

1. Звеня - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

2. Покатился (как? что делая?) звеня. Начальная форма - звенеть.

Подпрыгивая (покатился)

1. Подпрыгивая - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Начальная форма - подпрыгивать.

Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, непереходный, неизменяемая глагольная форма.

3. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.

Как сделать морфологический разбор деепричастия?

Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.

План морфологического разбора деепричастия как части речи:

I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.

II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).

  • Вид (совершенный, несовершенный );
  • Возвратность (возвратное, невозвратное );
  • Переходность (переходное, непереходное );
  • Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Примеры морфологического разбора деепричастий

Накормив детей, мама пошла в магазин.

что сделав?

II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).

Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).

Радуясь , он приветствовал друга.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).

Морфемный разбор деепричастия

В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .

Примеры морфемного разбора деепричастий

Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .

Читая книгу . Чит-а-я - производное от глагола «читать»; основа - читая , корень - -чит- , суффиксы - -а-, -я .

План разбора:

I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (добавочное действие). П. Морфологические признаки.

    Начальная форма (неопределенная форма глагола).

    Постоянные признаки:

б) неизменяемость.

Образец устного разбора:

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пёстро раскрашенной будочке... (М.А.Булгаков)

I. Попав - деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие (попали и бросились).

II. Морфологические признаки.

    Начальная форма - попасть.

    Постоянные признаки:

а) совершенный вид,

б) не изменяется.

III. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства времени, выраженного деепричастным оборотом.

Морфологический разбор наречия

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки.

    Неизменяемое слово.

    Разряд но значению.

    Степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

Образец устного разбора:

... как часто я бываю...

I. Часто - наречие, обозначает признак действия. П. Морфологические признаки.

1,Неизменяемое слово.

2.Обстоятельственное, наречие меры и степени.

III. В предложении является обстоятельством меры и степени.

Морфологический разбор категории состояния

    Часть речи. Общее значение.

    Морфологические признаки: разряд по значению; степень сравнения (если есть). Неизменяемость.

    Синтаксическая роль.

Образец устного разбора:

I. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

II. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

Морфологический разбор предлога

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки:

а) простой или составной

б) производный или непроизводный

в) неизменяемость

Образец разбора:

Над - предлог

I. Вставал над землёй

П. Морф призн.: прост., непроизв., неимзм.

Морфологический разбор союза

План разбора:

П. Морфологические признаки:

а) сочинительный или подчинительный

б) простой или несоставной

в) неизменяемость

Образец разбора:

I.Оглянулась иувидела

II. Морф призн.: сочинит., прост., неимзм.

Морфологический разбор частицы

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Разряд

Образец разбора:

Же - частица

I. Доп.знач.усиления

Синтаксический разбор словосочетания

План разбора:

1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).

2. Указать главное и зависимое слово.

3. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами соединены.

3. Определить вид словосочетания по главному слову.

4. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

Образец разбора:

Шелестя, падали с тополей сухие листья.

Синтаксический разбор простого предложения

План разбора:

          Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

          Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное.

          Грамматическая основа (грамматические основы).

          Строение предложения: распространенное, нераспространенное.

          Главные члены предложения.

          Второстепенные члены предложения (если есть).

          Однородные члены предложения (если есть).

          Обращение (если есть).

Образец разбора:

нар. мест. гл. обращ.

Как тебя зовут , душа моя?

(Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).

вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ.

Кажется, шепчут колосья друг другу .

(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)

Сущ прич. оборот гл. нар. нар.

Солнце , ещё не вошедшее в силу , греет бережно и ласково .

(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)