План практического занятия № 6 - 7

Подготовьте ответы на следующие вопросы.

1. Нормы употребления имени существительного:

· Каково значение рода у неизменяемых существительных? Каковы правила определения рода несклоняемых имен существительных?

  • Окончания Р.п. ед.ч. существительных м.р. – а (- я) / - у (- ю).
  • Формы В.п. одушевлённых и неодушевлённых существительных.
  • Варианты окончаний П.п. ед.ч. существительных м. р. (-е / -у).
  • Окончания И.п. мн. ч. существительных м.р. – ы (-и) / -а (-я).
  • Окончания Р.п. мн.ч. существительных.
  • Окончания Т.п. ед. и мн. числа.

2. Нормы употребления имени прилагательного.

· Образование кратких форм прилагательных. Синонимия полных и кратких прилагательных, употребление их в речи.

· Образование форм степеней сравнения прилагательных. Употребление в речи форм степеней сравнения имен прилагательных.

3. Нормы употребления имени числительного.

  • Варианты сочетаний количественных числительных с существительными.
  • Склонение простых, сложных и составных числительных.
  • Употребление собирательных числительных.

4. Нормы употребления русского глагола.

  • Особенности образования личных форм глагола.
  • Синонимия личных форм глагола.
  • Варианты видовых форм.

Выполните следующие упражнения.

1. Определите род и лексическое значение приведенных ниже слов. Составьте с ними словосочетания (прилагательное и существительное). Образец: типичный буржуа. Значение незнакомых слов уточните по словарю.

Домино (ср) , кенгуру (м), фламинго (м), кашне (ср), миледи (ж), купе, сопрано, банджо, арго, бюро, боржоми, бренди, импресарио, кабальеро, пони, салями, кольраби, хинди, контральто, мадам, протеже, мадемуазель, конферансье, шимпанзе, интервью, жалюзи, драже, досье, денди, пани, кабаре, кимоно, коммюнике, кюре, пенальти, попурри, рагу, резюме, реноме, табу, фиаско, харчо, безе, алиби, авеню, иваси.

НИИ, ЖЭК, ВТЭК, МПС, ЛЭП, ВТО, ЦРУ, ЭКГ, СПС, СБСЕ, ОНН, АСУ, НАТО, ЮНЕСКО, НТВ, МЧС, ЗАГС.

2. Вставьте окончания и мотивируйте свой выбор .

Прохожий купил пачку табака. В компот положили много изюма и чернослива. Хозяйка протянула гостю чашку горячего чаю. Больной принял таблетку валидола и выпил ложку брома. Столько этого крику и визгу было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники скрылись из виду. Отбою нет от разных предложений. Возьмите на складе побольше цемента и немного алебастры. Во все магазины завезли превосходного винограда. Уступите ему смеха ради. К обеду хотите щей или борща? За ночь навалило снега. Он не показал вида, что огорчен.

3. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже .



Десятки тонн болгарских помидоров, украинских яблок, крымских мандаринов, вьетнамских дынь, африканских бананов доставляют в рефрижераторных поездах. Для своей работы кочегар располагает целым набором кочерег. На фестивале можно было видеть национальные одежды таджиков, киргизов, якутов, узбеков, монголов, мордвинов, осетин, башкир, бурятов, туркменов. В универмаге был богатый ассортимент изящных туфель, чулок, безразмерных носок, дамских сапог. В общежитие поступили комплекты новых наволочек, простыней, одеял. Мне в детстве не повезло, у меня сменилось много нянь. Нам подарили на память несколько брелок. Возможно, критериев истины не существует. Корабль проплывал мимо живописных побережий. Спруту не хватило всех его щупалец – и жертве удалось вырваться.

4. Допишите окончания, мотивируйте выбор вариантного окончания .

В этот зной день можно было свободно дышать только в прохладном уголке сада. Утки плавали в пруду. Воробьи искали корм в снегу. Дожди размыли дорогу и теперь сапоги вязнут в грунте. В цеху поражали порядок и чистота. Специалисты нашли много целебных свойств в мёде. Я был этим летом в отпуске только две недели. Большая люстра висела посередине потолка на толстом крюку. Рыбаки переночевали на мысе, а на рассвете ушли в море. Не отыщешь иголки в стоге сена. На большом кругу начались скачки. В дыме, вылетавшем из трубы, временами сверкали искры.

5. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких форм невозможно и назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, благонамеренный, отсталый, сине-зеленый, маленький, геройский, чистейший.

6. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование только краткой формы, только полной формы, обеих форм .

Я сыт. Сегодня он сердит. Профессор доволен успехами своих студентов. Больной еще слаб. Вода в реке была темная и холодная. Константин Сергеевич очень умен. Эти многоугольники симметричны. Он слишком застенчив. Эти ошибки легко исправимы. Мясо уже почти готово. Стены в этой крепости высокие). Наш город красив в любое время года. Он был способен выполнить самую трудную задачу. Белые соцветия каштана были подобны свечам на праздничных елках.

7. Со следующими словами, если это возможно, составьте предметно-количественные словосочетания (числительное + существительное).

Три кенгуру, один мальчик, один ребенок, одни джинсы, один дом, одни ножницы, один ябеда, шесть человек, одна подруга, сливки, одиннадцать человек, отъезжающий, одна булочная, одна дискотека, сюрреализм, один плакса, одни сутки, волокита, родня, смелость, возможность, песок, один персик, один командующий.

8. Выберите нужную форму, свой выбор мотивируйте .

Два друга встретились после долгой разлуки. Больная боролась за свою жизнь, страшась оставить без помощи четверых сирот. В семье старого якута было трое сыновей. Все трое прекрасные охотники. При барине находились два слуги. Их четверо, все они ученицы балетной школы. Так и обманули злого волка три поросенка. Занятия вели два доцента. По обеим сторонам улицы посажены деревья. На кафедре работают три профессора. Я крикнул – двое прохожих обернулись.

9. Раскройте скобки, употребляя глаголы в нужной форме .

Лодки не стоят неподвижно, они колышутся на воде. Дует ветер, дождь брызжет в лицо. Собрание выбирает комиссию и уполномочивает ее составить проект резолюции. Провожающие стоят на перроне, машут вслед уезжающему поезду. Наступила весна, текут ручьи, с крыш капает. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же померкла. Несколько дней волк рыскал по лесу. В тот же день неприятельский отряд вторгся в район расположения наших войск. Женщины стоят у берега и полощут белье. Жюри уже заканчивает свою работу и в данное время уже подытоживает свою работу. Мы были довольны тем, что избегли неприятной встречи. Я обессилю, если дальше буду работать с таким напряжением. Врачи сказали, что я скоро выздоровею. Я колешу по городу уже целый час. Купив «Комбат», я победил тараканов. Когда же я тебя смогу убедить? Она так и сыпала деньгами на каждом углу, желая приобрести все безделушки мира. Сказав правду, я ему сразу опротивел и прощай моя карьера. Единственный фонарь, освещавший дорогу к морю погаснул. Свет померкнул в его глазах. В результате несчастного случая он ослеп и оглох. Как всегда он влип в историю.

Литература для подготовки к занятию

1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.

2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М., 2009.

3. Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН; Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – М.: Астрель: АСТ, 2004.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2011.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. - М., 2006.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. - М., 1988.

7. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

8. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. - М., 2002.

1. ... обычно обозначают постоянный, вневременной, абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой.

2. ... обычно обозначают недлительное состояние, временный признак, относительный, характерный для определенной ситуации.

3. … менее свойственны разговорной речи.

4. … характерны для многих прилагательных, выражающих постоянное свойство предметов.

5. Только … характерны для многих предикативных прилагательных …

6. …. обычно не употребляются в роли именного сказуемого при обозначении погоды

7. Только …. характерны для прилагательных, обозначающих названия некоторых цветов.

8. … могут управлять существительными.

Упражнение 89. Выберите нужный вариант:

1. Татьяна Петровна, Вы (такая красивая, такие красивые) сегодня.2. Почему Вы, Алексей Николаевич, (так одинок, так одиноки)? 3. Неужели, Илья, Вы не (рад, рады)? 4. Вы, Ольга, (гордая, гордые).

Упражнение 90. Распределите данные ниже слова по ячейкам таблицы, ориентируясь на образец. Подберите по 2-3 своих примера для каждой ячейки.

Красивый, менее сдержанный, покрасивее, самый лучший, ловчее, наикрасивейший, наиболее красивый, самый красивый, красивее всех, добрейший, сдержаннее, наилучший менее красивый, получше, красивее, лучше, занятней, наиболее вкусный, лучше всех, наиглавнейший, главнее, красивейший, самый главный, главнейший, самый сдержанный.

Тема 17. Стилистика имен числительных

Цель : изучить стилистические особенности употребления имен числительных в современном русском языке.

Задачи:

  • Выявить особенности использования имен числительных в разных стилях речи.
  • Рассмотреть специфику реализации именами числительными информативной и экспрессивной функций.
  • Охарактеризовать функционально-семантические и грамматические особенности количественных, порядковых, собирательных и дробных числительных.

Ключевые понятия: количественные, порядковые, собирательные, дробные числительные; простые, сложные и составные числительные; метафорическое использование числительных; вариативные формы числительных; ограниченная сочетаемость собирательных числительных; счетные существительные; склонение числительных.

Вопросы для обсуждения

1. Место имени числительного в разных стилях речи

2. Стилистические ресурсы числительных

2.1. Количественные числительные

2.2. Собирательные числительные

3. Сочетания числительных с существительными

4. Употребление счетных существительных

5. Числительные в составе сложных слов

Методические указания

Стилистическая характеристика имен числительных должна начинаться с выявления особенностей их употребления в речи, с определения информативной и эстетической функций имен числительных и описания условий реализации этих функций. Здесь можно более подробно рассмотреть специфику использования данной части речи в художественной речи и публицистике (метафоризация числительных; связь некоторых числительных с системой изобразительно-выразительных средств устного народного творчества и т.д.).

Рассматривая стилистические особенности отдельных разрядов числительных, следует заострить внимание на трудностях, связанных с употреблением грамматических форм данного разряда:

· Количественные числительные – наличие вариантных форм в некоторых падежах (восьмью восемью );

· Порядковые числительные – возможность метафоризации с утратой основного количественного значения (первый ученик, второй сорт );

· Собирательные числительные – ограничения в сочетаемости; особенности склонения (замена собирательных числительных количественными в косвенных падежах при сочетании с неодушевленными существительными: четверо суток – около четырех суток ); узкая фера употребления;

· Дробные числительные – особенности сочетания с существительными (дробь управляет существительным: одна целая две десятых секунды ).

Особого внимания требует склонение числительных, а также некоторые случаи сочетания существительных с предложно-падежными формами (сочетания типа купили по двадцать три тетради, работали по многу дней и т.д.).

Имена числительные следует отличать от так называемых счетных слов , лишенных точного количественного значения и закрепленных чаще всего за узким кругом слов (десяток яиц, тройка лошадей ). Счетные слова, как правило, употребляются в сниженном контексте, т.к. большинство из них имеет разговорную и даже архаизированную окраску (дюжина ).

Литература

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс, 2008. – С. 256-270
  2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1997. – С.469-481

Дополнительная литература

  1. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 153-158.
  2. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – С. 179-198.

Упражнения

Упражнение 91. Найдите неверные утверждения:

1. Общего значение имени числительного – указание на отвлеченные числа, количество предметов и их порядок при счете.

2. Семантические особенности числительного не допускают их метафорического использования.

3. В определенных контекстах имя числительное может стать сильным экспрессивным средством.

4. Основная функция числительных в художественном тексте – эстетическая.

5. Насыщение публицистического текста числительными зависит от авторской установки, жанра, размера публикации

6. Числительные могут вводиться в художественный текст с целью придания ему достоверности, создания иллюзии настоящей жизни.

7. Экспрессивная окраска некоторых числительных обусловлена их вовлечением в систему изобразительных средств фольклора.

8. Стилистическое освоение числительных в художественной литературе связано с достижениями писателей-романтиков.

9. Включение числительных в стихотворный язык было обусловлено расширением тематики русской поэзии, разработкой новых форм, обновлением образных средств.

10. Метафоризация лишает числительные их основного грамматического признака: обозначение точного числа или количества.

Упражнение 92. Выберите нужную форму числительного:

На кафедре работают (три профессора – трое профессоров). 2. Человек может прожить без еды более (четырех-четверых) суток. 3. У нашей кошки родилось (пятеро-пять) котят. 4. Это сложное дело вели (два судьи – двое судей). 5. Тех, кого отобрали на соревнования, было (четыре – четверо). 6. У них в семье было (десять – десятеро) детей. 7. Все (три брата – трое братьев) стали офицерами. 8. Мои (две сестры - двое сестер) живут в Москве. 9. На мой крик оглянулись (два прохожих – двое прохожих). 10. В комнату вошли (три молодых человека – трое молодых людей).

Упражнение 93. Пользуясь материалами учебника, подготовьте ответы на вопросы Справочной службы портала «Грамота. ру»:

· Как правильно сказать: с двумястами рублями или с двумяста­ми рублей?

· Какое словоупотребление соответствует современным нормам: пятьюдесятью книгами или пятидесятью книгами?

· Как правильно сказать: мать трех детей или мать троих детей? Не хватает трех ножниц или троих ножниц?

· Как согласовать слова «двадцать два» и «ясли»: двадцать две ясли? Двадцать двое ясель? Или они не согласуются?

Упражнение 94. Закончите предложения так, чтобы получились верные высказывания о собирательных числительных:

Собирательные числительные употребляются:

1. С существительными …. рода, называющими лиц …. пола: …..

2. С существительными, имеющими формы ….. числа, например: ….

3. Собирательные числительные выше …не используются. Они заменяются количественными числительными, например…

4. Со словами …, … , …, а также «» в значении «человек», например: …

5. С …. местоимениями, например: ….

6. С ….. числительными и прилагательными: ….

Добрый день! Подскажите, собирательные числительные в В.п. изменяются по Р.п или/и И. п. и от чего это зависит. Например, вижу шестеро или шестерых. Спасибо.

Форма винительного падежа собирательных числительных совпадает с формой родительного падежа: вижу двоих, троих, четверых , пятерых, шестерых и т. д.

Вопрос № 282390
Как правильно: мужья четырех сестер Петровых или мужья четверых сестер Петровых (имеются в виду мужья всех сестер в семье Петровых)

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: мужья четырех сестер Петровых . Собирательные числительные (двое, трое, четверо...) не употребляются с существительными женского рода, называющими лиц.

Вопрос № 274652
Как правильно пишутся числительные в предложениях: 1. "Выявили шесть (шестерых) подростков, совершивших административные правонарушения..." 2. "К ответственности привлекли четырёх (четверых ) родителей".
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В обоих предложениях правильны оба варианта.

Вопрос № 271410
Помогите сделать задание, у меня особая проблема с обоснованием.
Выберите числительное собирательное или количественное, свой выбор обоснуйте.
На кафедре работают (три профессора – трое профессоров). Человек может прожить без еды более (четырёх - четверых ) суток. У нашей кошки родилось (пять - пятеро) котят. Это сложное дело вели (два судьи – двое судей). Орден «Мать-героиня» получает женщина, имеющая (десять - десятерых) детей.

Ответ справочной службы русского языка

Любой учебник по практической стилистике поможет Вам с выбором ответа.

Вопрос № 264528
Добрый день.
Скажите, нужна ли запятая в следующем предложении:
"Из нас четверых победетилем стану я!"

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не ставится.

Вопрос № 256347
здравствуйте! как правильно: имеет двоих детей и четверых внуков? или двух детей и четырех внуков?
спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректен первый вариант.

Здравствуйте!
Как правильно:
"Палаты на двух, трех, четырех пациентов"
или
"Палаты на двоих, троих, четверых пациентов"?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны согласно правилам.

Вопрос № 227469
Подскажите пожалуйста, как правильно: захватили шесть заложников - или шестерых? наняли четырех грузчиков или четверых ? пострадали четыре специалиста или четверо?

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта.
Вопрос № 216051
Николай – заботливый отец, воспитавший (четверых – четырех) детей, – трех (троих) дочерей и сына.

Ответ справочной службы русского языка

Корректные варианты: _Николай – заботливый отец, воспитавший четырех детей –- трех дочерей и сына_ и _Николай – заботливый отец, воспитавший четверых детей -– трех дочерей и сына._
Вопрос № 208656
Добрый день! скажите пожалуйста как правильно говорить: Мать четверых детей. или Правильно Мать четырех детей. Или и так и так правильно???

Ответ справочной службы русского языка

Правильны оба варианта.
Вопрос № 207854
Скажите, пожалуйста, как лучше: мама четверых детей или мама четырех детей? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректны оба варианта.

Заведующий кафедрой – Лунева Марина Наилевна.

Преподавательский состав – 15 человек. На кафедре работают три профессора, четыре старших преподавателей и восемь доцентов, которые занимаются НИР, написанием статей, монографий, учебных пособий. Кафедра экономического анализа и статистики в Пермском институте (филиале) РГТЭУ была организована в 2003 решением Ученого Совета Российского государственного торгово-экономического университета. Первым заведующим кафедрой стал М. Н. Пинкас. В штат кафедры входили двенадцать преподавателей.

Кафедра является выпускающей по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», профиль «Финансы и кредит», 38.03.01 «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций», 38.03.01«Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», а также по направлению магистратуры 38.04.01 «Экономика коммерческих организаций»; 09.03.03 «Прикладная информатика».

График заседаний кафедры: заседания кафедры проводятся каждый второй четверг текущего месяца в соответствии с планом работы кафедры.

На настоящий момент кафедра обеспечивает преподавание по 111 дисциплинам.

Перечень дисциплин, читаемых для бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» по профилю «Финансы и кредит», 38.03.01 «Экономика» по профилю «Экономика предприятий и организаций», 38.03.01«Экономика» по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Бизнес-планирование;

Бухгалтерский учет

Комплексный анализ хозяйственной деятельности;

Контроль и ревизия

Калькуляция и анализ себестоимости продукции (работ, услуг)

Международные стандарты финансовой отчетности

Налоги и налогообложение;

Планирование на предприятии

Статистика предприятий торговли;

Страхование;

Учет и анализ: Финансовый анализ

Финансы

Финансы и кредит;

Эконометрика

Экономика фирмы (организаций)

Перечень дисциплин, читаемых для бакалавров по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика».

Базы данных;

Высшая математика;

Вычисленные системы, сети и телекоммуникации;

Дискретная математика;

Информатика и программирование;

Информационная безопасность;

Информационные системы и технологии;

Информационные технологии;

Исследование операций и методы оптимизаций;

Математический анализ;

Операционные системы;

Основы информационной безопасности;

Программная инженерия;

Проектирование информационных систем;

Структура данных и алгоритмы;

Управление ИТ – проектами;

В преподавании дисциплин используются интерактивные педагогические технологии: кейс-стади, разбор конкретных ситуаций, деловые (ролевые) игры, лекции-пресс-конференции и лекции-консультации, мастер-классы, круглые столы и др.

План учебно-методической работы кафедры экономического анализа и статистики на 2018-2019 учебный год

В И Д Р А Б О Т

Исполнитель

Формирование состава рабочих групп по разработке основных образовательных программ ВПО. Разработка программ

Преподаватели кафедры

Обновление рабочих программ по курсам:

Рынок ценных бумаг

Финансы и кредит

Финансы

Тетенова И. А.

Нагоева Т. А.

Разработка лекций и семинарских занятий по курсам

Финансы

Государственные и муниципальные финансы

Учет и анализ: финансовый анализ

Организация управления предприятиями общественного питания

Экономика труда

Ценообразование в торговле

Оборин М.С.

Терентьев А. И.

Тетенова И. А.

Разработка метод. указаний:

Деньги, кредит, банки

Рынок ценных бумаг

Налоги и налогообложение

Экономика предприятия

Страхование

Комплексный анализ хозяйственной деятельности

Эконометрика

Нагоева Т.А.

Фролова Н.В.

Оборин М.С.

Разработка слайдов по курсам:

Деньги, кредит, банки

Финансы денежное обращение и кредит

Управленческий анализ в отраслях

Налоговое планирование

Финансы и кредит

Нагоева Т.А.

Оборин М.С.

Соловьева О.А.

Разработка наглядных пособий по курсу:

Эконометрика

Фролова Н.В.

График заседаний кафедры экономического анализа и статистики на 2018-2019 учебный год

Перечень вопросов, подлежащих обсуждению

Исполнитель

    Об объявленном конкурсном отборе на должности преподавателей и доцентов кафедры экономического анализа и статистики.

Зав. кафедрой,

преподаватели

Сентябрь

    Утверждение индивидуальных планов преподавателей.

    Утверждение учебной нагрузки преподавателей на 2015/2016 уч. год.

    Утверждение плана работы кафедры.

    О методической работе кафедры.

Зав. кафедрой,

преподаватели

    О подготовке к VII Международной научно-практической конференции «Тенденции развития мировой торговли в XXI веке»

    Утверждение графиков разработки рабочих программ и интерактивных форм обучения. Актуализация ранее разработанных рабочих учебных программ дисциплин, практик, ГИА.

Зав. кафедрой,

преподаватели

    Об итогах проведения практики студентов, о защите отчетов по практике.

Зав. кафедрой,

преподаватели

    Об организации НИР магистров, о ходе подготовки магистерских диссертации.

    О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов.

    О подготовке к зимней экзаменационной сессии.

Зав. кафедрой,

преподаватели

    Об организации практики студентов.

    О совершенствовании оценочных средств с учетом компетентностного подхода.

    О проведении внутреннего аудита кафедры на предмет соответствия системе менеджмента качества

    О ходе подготовки к ГИА

Зав. кафедрой,

преподаватели

    О подготовке к VIII заочной международной научно – методической конференции «Современные образовательные технологии».

    О взаимопосещении и проведении открытых занятий. (Составить протоколы обсуждений на кафедре).

    О ходе выполнения плана работы кафедры.

Зав. кафедрой,

преподаватели

    О программном обеспечении дисциплин.

    Опыт применения в образовательном процессе элементов дистанционного обучения.

    Об итогах зимней экзаменационной сессии.

Зав. кафедрой,

преподаватели

    О результатах работы ГАК.

    Анализ отчетов председателей ГАК.

Зав. кафедрой,

преподаватели

    О профориентационной работе и проведении Дней специальностей.

    Утверждение дисциплин по выбору студентов с учетом требований региона и мониторинга потребностей работодателей.

    О подготовке к ГИА.

    О выполнении планов по разработке рабочих программ дисциплин, интерактивных форм обучения.

    О подготовке к летней экзаменационной сессии.

Зав. кафедрой,

преподаватели

    Отчет о работе кафедры за учебный год.

    О распределении учебной нагрузки на 2015/2016 год и формировании штатов ППС.

    Об организации практик, трудоустройстве выпускников и усилении связей с работодателями.

Зав. кафедрой,

преподаватели

Стилистика имени числительного включает следующие вопро­сы: сочетание числительных с существительным; употребление собирательных числительных; особенности употребления числи­тельных в составе сложных слов.

Сочетания числительных с существительными

1. Равноправны вариантные формы творительного падежа про­стых и сложных числительных н сочетаний с ними: восьмью - восемью, восьмьюдесятью - восемьюдесятью, восьмьюстами ~ во­семьюстами.

В вариантах пятьюдесятью - пятидесятью. шестьюдесятью - шестидесятые и т.л. нормативными являются первые.

В вариантах у правления г тремястами рублями - с /премясталп рублей первый, в котором числительное, в соответствии с прави­лом, согласуется и падеже с существительным, является норма­тиви ы м.

Равноправны вариантные формы тысячей - тысячью, но онг предполагают разное последующее управление; ср,: расходы ис­числяются не одной тысячей рублей (слово тысяча с предшеству­ющим числительным одна рассматривается как существительное и управляет родительным падежом следующего слова) - приеха, сюда е тысячью рублями (в качестве числительного слово тысяче обычно согласуется с последующим существительным).

2. При нормативной форме типа е пятьюстами восьмьюдеся­тью четырьмя рублями (в с о с та в н о м числительном с кл о н я ются все образующие его части: это положение обязательно лля книжно­письменной речи); упрошенная конструкция, которая встречает­ся в устной речи, имеет просторечную стилистическую окраску г и литературной речи недопустима.

Ср. нормативную форму: груз массой в тысячу пятьсот тонн (не в тысяча пятьсот тонн), но в порядковом числительном в тысяче девятьсот девяносто третьем году (не в тысячу девятьсот девяно­сто третьем году).

3. При соединении составного числительного, оканчивающе­гося на два, три, четыре (22. 23, 24, 32. 33, 34... 102. ЮЗ, 104 г г. л.). с существительными, имеющими только формы множествен­

ного числа {сутки, сани, ножницы}, возникает синтаксическая не­сочетаемость: нельзя сказать ни двадцать два суток, ни двадцать две сутки, ни двадцать двое суток. В подобных случаях, в зависи­мости от контекста, нужно заменить слова или перестроить пред­ложение. Например: вместо 22суток можно сказать: двадцать два дня (если текст не связан с терминологическим употреблением слова сутки, например в истории болезни), в течение двадцати двух суток и тлі. Ср. в деловом стиле: тридцать четыре штуки ножниц-, на склад доставим гаражные ворота в количестве шести­десяти трех штук.

4. В нормативной речи строго разграничивается управление слов ода и оде во всех падежах: обоих братьев - обеих сестер-, поэтому: с обеих сторон, ио обеим сторонам и т, д.

Разговорный характер имеют также сочетания г обоих ворот, у обоих часов, не отвечающие грамматической норме, гак как форма косвенного падежа образована от несуществующей начальной формы (нет формы именительного падежа оба - обе ворота, оба - обе часы в связи с отсутствием категории рода у существитель­ных, употребляющихся только в форме множественного числа). Возможная правка: г тех и р других ворот (часов).

5. Употребление слова пара в значении два присуще разговор­ной речи: купить пару яблок, пару груш. Такой же характер имеет употребление указанного слова в значении несколько", пара дней, пара пустяков, пара слов, пара строк. В строго нормированной книж­ной речи (например, в официально-деловом или научном стиле) такое употребление недопустимо.

6. В сочетаниях два {три, четыре) и более... управляемое суще­ствительное ставится в родительный падеж единственного числа: два и более варианта, три и более трудных формы, четыре и более ценных предложения, т.е. существительное находится в зависимо­сти от числительных два, три, четыре, а не от слова более.

7. Предлог по в дистрибутивном (распределительном) значе­нии управляет дательным и винительным падежами числительно­го, ср.:

а) по одному рублю, по тысяче книг, по миллиону жителей, по миллиарду рублей (при числительных один, тысяча, миллион, милли­ард);

б) по два карандаша, по три тетради, по четыре листа бумаги, по двое ножниц, по девяносто копеек, по сто билетов, по триста рублей (при числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо, девяносто, сто. двести, триста, четыреста); встречавшиеся ранее книжные формы типа по девяноста копеек, по ста рублей воспринимаются в наше время как устаревшие.

Остальные количественные числительные (пять, шесть... десять, одиннадцать, двенадцать... двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят...) допускают в рассматриваемой конструкции двоякие формы: с да­тельным падежом (книжный вариант с оттенком устарелости) и с винительным падежом (в нейтральном употреблении г do пяти копеек - по пять копеек, по десяти раї - по десять раз. по сорока мест - по сорок мест, по семидесяти рублей - по семьдесят рублей.

Такие же варианты возможны и при числительных составных: по двадцати пяти рублей -- по двадцать пять pvo.ieu, по сорока семи копеек - по сорок семь копеек и т. п. Но если в составном числи­тельном имеются слова два. три, четыре, двести, триста, четыре­ста. то все счетное сочетание ставится в форме винительного падежа: по двадцать две копейки, по двести тридцать пять рублей.

Употребление конструкций с винительным падежом становится преобладающим. Особенно ото относится к числительным пять­сот - девятьсот.

8. Правильными являются конструкции 4б,2 (сорок шесть це­лых две десятых) процента (не.„про центов), 5,8 километра (не... километров), т.е. при смешанном числе существительным справ­ляет дробь, а не целое число. Также: 45.0 (сорок пять и ноль деся­тых) секунды, б 7/8 (шесть и семь восьмых) метра пт п.

9. В паре с полутора десятками человек - с полутора десятком человек нормативной является первая конструкция: числительное полтора во всех падежах, кроме именительного п винительного, сочетается с формой множественного числа последующего суше, ствительного.

Правильной является конструкция в полутораста километрах от областного центра (не в пояутораста километров...): числи­тельное полтораста сочетается с именами существительными гак же, как полтора, т.е. согласуется во всех падежах, кроме имени­тельного и винительного (ср.: в полутора километрах)

185. Раскройте скобки. Поставьте числительное а сушесгьительное и нужный падеж. Отметьте вариантные формы.

І.Он чувствовал себя уверенно е (400 рублей), полученными от опта на мелкие расходы. 2. Словарь представлял собой толстый том в (1800 страниц). 3. Лермонтов родился в(1814 гол). 4. На меня направлен сумрак ночи с (1000 биноклей) на оси. (В. Пл 5. Это был небольшой поселок с (3 тысячи жителей). 6, Ребенок начина­ет вполне сознательно постигать мир \же к (5 леї). ’. Экспедиция предполагалась длительной, вряд ли она закончится за (32 суток).

8, Трудно выбрать правильный из (21 вариант) решения задачи.

9. Об определенной тенденции можно говорить, если встречают­ся два и более (одинаковые случаи). 10. В курсовой работе привле­чено лишь около (полтора десятка примеров). I 1. Линия дорож­ной разметки желтого цвета длиной от (2 метра) до (2.5 метра). 12. Мы. как всегда, (обоими, обеими) руками за ото ваше пред­ложение. 13, Нашему корреспонденту удалось встретиться с (обо­ими. обеими) братьями-близнеиами.

(86. Дамп. vi и. ос t пчсаж > ю \,і ["„і к і е пі it (и к> і щедложеп н ьі х ниже ва­риант он колі і тес і itv .та- і нt-tы"кпнни

і. В "коч[тьютапнч!н класе па слачн теста ложко заходить по (I1CCKOJL.KO -■- нес КО ПЛ ЧЄ. гОЧСК). 2. і It. 1 t I III >1 П - MHOTV л НЄІ!) он бродил по таите. 2 Он заставлял рассказывать одно к то же по (ДССЯТЬ -■ ДССЧТН раЗ). 4. ,\}ы купили яблоки нелорою, всего по (пять пяти рублен) ел кидоірлмм. 5. Каждый получил по (сорок семь -- сорока семи ВОПРОСОВ) к лклімєиу. (у У (обоих, тех II дру­гих порот) в лют момент матча творилось нечто невообрапімое.

7. (Пара прекрасных шеи. тве прекрасных клеи) ветру і возникли в моек голове. 8. Мы встретимся только через (пару часов, два часа). М. Начал ы; и к прікллси.т меня в кабинет на Употребление собирательных числительных

Собора:е-лвине числительные гСы/, трос, четверо (числи іельивіе угона ппьт обычно упоіребляюі>.я вплоть,.ю Оеентеро) сочетаются: с суиісивилелічп.іми мужекою и общею рода, называющими

лир: тСое Ppyjeit. трое сиропе.

С суіІіеСНЛІЇСДЬПЬІЧП. ИХіСЮШІІЧП формы ТОЛЬКО МНОЖЄС1ВЄН- ното числа. Реое иорот. спрос но.ж ниц, чептеро сучіол,

с сучпествнтсльньїхп! ости, реояша. .ііоіііі. с существительным.tuuo в стечении четное Рное Оетеи. трое рейхт, туте МО.тРыХ ре- ОЧПІ. четверо.01 и НСОЧрСсіе.ІСії"іСісо г >0.1 і С

с личными мет: і он мен ич м и лич. пы. оно. нас. нас Оное, нас трое, ил oi,i.!U Пятеро",

v НЛВвЛНПЛЧИ ЛЄТДЩіЩєіІ ДИВОІ Н1,і.\; (>Є,оЄ ЛІСОиСЛІсаШ. трое іцеНЯПГ,

C і іатвані іями парных предметов: Оное рухавші. трое сипос в зна­чении т то.оло-то тли: норма; ннным является сочетание оное орюк (а не осе пиры орет, вызывающее представление о четырех пред­метах. іак Как брюки ечиїаюі не на пары, а на штуки); сочетания пари ори,с, чира полспни имеют рам опорный характер.

Собирательные чпе.щчельпые употребляются в значении имен су шест вп тельных: uotu.tu ikme. трое н серых ннтеаях; сестро много tie лноут.

Сочетания тина трое портпил. чете-еро учении и ни. п.е. с име­нами cyiueciвитальными ж:енского рода) не рекомендуются даже в ра и опорной речи.

При СИПОНИ чнчност и конструкции с количественными и собі і ра і ел ы і ы.мп чиє. ні і ельн ымн і п на они оруси - анис орузей воз­можен выбор одного из вариантов.

Г1 релиоч і и гє.іьио уиотрсоленпе собирательных числительных; с су Остан оптированными прилагательными му жского рола; двое

прохачі ил, три, сои иных, чет серо хоиноипых:

с существительными мужского рода, имеющими окончание -я: двое мужчин, трое юношей.

В некоторых случаях, наоборот, не используются собиратель­ные числительные, так как они вносят сниженный оттенок зна­чения: два профессора, три генерала (не двое профессоров, трое ге~ неролов).

3. В сочетании с одушевленными существительными собира­тельные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах: трое детей, мать троих детей.

В сочетании с неодушевленными существительными использу­ется, как правило, только форма именительного-винительного падежа: двое санеіл, трое ножниц, четверо суток. В косвенных паде­жах используются формы соответствующих количественных чис­лительных: к двум саням, с тремя ножницами, около четырех суток.

При слове часы (прибор) употребляется собирательное числи­тельное {одни часы, двое часов) или добавляется слово штука (не хватает пяти штук часов). Выражение пара часов имеет просто­речный характер,

187. Раскройте скобки. Выберите числительное собирательное или количественное, свои выбор обоснуйте. Если возможны варианты, дайте их стилистическую характеристику.

I. На кафедре работают (три профессора - трое профессоров).

2. Человек может прожить без еды более (четырех - четверых) суток. 3. У нашей кошки родилось (пять - пятеро) котят. 4. Это сложное дело веди (два судьи - двое судей). 5. Тех, кого отобрали на соревнования, было (четыре - четверо). 6. Орден «Мать-геро­иня* получает женщина, имеющая (десять - десятерых) детей. 7. В нашей семье было (пятнадцать - пятнадпатеро) детей. 8. Все (три брата - трое братьев) стали офицерами и уехали из нашего городка, а (две сестры - двое сестер) остались жить поблизости от родителей, 9. Я крикнул - (два прохожих - двое прохожих) оглянулись. 10. В комнату вошли (три молодых человека - трое молодых людей).

188. Из приведенных ниже слов выберите ге, с которыми возможно употребить собирательное числительное. Свой выбор обоснуйте.

Ворота, генерал, будни, сутки, девушка, дети, шенок, прези­дент. военный, спортсмен, сестра, шахматист, бульдозер, «Вол­га*, город, деревня, зверь, компьютер, ножницы, сын, судья.

Употребление числительных в составе сложных слов

1. Равноправны варианты сложных слов, в состав которых вхо­дит элемент дву-, двух-" двуголосный - двухголосный, двудонный - двухдонный, двуклассный - двухклассный, двулетний - двухлетний, двупольный - двухпольный, двускатный - двухскатный, двусложный - двухсложный, двустволка - двухстволка, двусторонность - двухсто­ронность.

Сложные слова двубортный. двуглавый, двугривенный, двуединый, двужильный, двузначный, двузубец, двуколка, двукратный, двуличный, двуперстие, двурогий, двусмысленный, двустопный, двууглекислый, дву­член, двуязычный и некоторые другие не допускают вариантов на­писания с двух-.

Но основной массив таких сложных слов пишется с элемен­том двух-: двухатомный, двухгодичный, двухкамерный, двухлетие. двух­местный, двухпалубный, двухпроцентный, двухслойный, двухсотлет­ний, двухсуточный, двухтактный, двухтомный, двухчасовой, двухцвет­ный, двухэтажный и др.

Перед гласными, как правило, употребляется двух- во избежа­ние стечения двух гласных: двухактный, двухосный, двухъярусный, двухэлементный, но имеются отступления: двуокись, двууглекислый, двуязычие и некоторые другие.

2. Числительное пол-, имеющее значение половина, в совре­менном литературном языке не употребляется в качестве само­стоятельного слова, кроме разговорных вариантов: принимать ле­карство по пол чайной ложки; на премьеру съехалось пол театраль­ной Москвы,

В составе сложных слов числительное пол- с существительны­ми в родительном падеже, в косвенных падежах (кроме винитель­ного) принимает форму полу-: полчаса, за полчаса, в получасе ходь­бы, полгода, в течение полугода.

В именительном и винительном падежах числительное пол- в составе сложных слов согласуется с прилагательным во множе­ственном числе: каждые полгода, в первые полчаса, трудные полпу­ти, за последние полстолетия (за последнее полстолетие - ненор­мативное употребление); со сказуемым-глаголом или кратким причастием согласуется в форме множественного числа или сред­него рода: прошло полвека - прошли полвека, промелькнуло полча­са - промелькнули полчаса.

В вариантных формах родительного падежа не хватает получа­са - не хватает полчаса последний вариант является разговорным.

189. Выберите формы, стоящие в скобках. Свой выбор поясните.

1. Никто не любит, когда его обрывают на (полслове - полу­слове). 2. Мы были от города в (полчасе - получасе) езды. 3. Он ответил на письмо (пол годом - подуто дом) позже. 4. Это лекар­ство запивается (подстаканом - полустаканом) воды, 5, Для этого теста можно ограничиться (полдюжиной - полудюжиной) яиц.

6. Рефераты нужно было сдать к (первому мая - первому маю).

7. Все цветы раскупаются к (восьмому марта - восьмому марту).

8. Он обешал прийти в (полвторого - половине второго). 9. Сле-

лователю пришлось поговорить с (полутора десятком - no.ivrop; десятками) свидетелей. 10. Был доставлен груз весом и (тысяч;, пятьсот -- тысячу пятьсот) килограммов. 11. Напы фракция гото­ва предложить (два и более варианта - два и более вариантов

этого законопроекта.

190. Выбери тс первую часть сложных слов - лв\- чти двух-.

Дву, главы й орел, лву..ликий Янус. дву., палатный парламент дву,.ступенчатые выборы, дву..смыеленноеть. лву.лодпчные кур­сы. лву.лневный запас, дву..квартирный домик, дву.дранный кри­сталл, дву., персти ьпй крест, дву..сменная работа, дву..язычный сло­варь, дву..местный номер, дву..жильный провод, тву.жидьньп мужик, дву..рушник, дву..сторонние переговоры

191. Найдите стилистические ошибки, неправые их

1. Фирме требуется двое секретарш. 2. Машину вытаскивали и. болота с помощью двоих тракторов, 5. Он всегда скажет какую- нибудь двухсмысленность! 4. Москва находится в полтораста ки­лометрах отсюда. 5. Он подавал свои реплики сразу в троих чатах fe. Сразу четверо работниц подали заявления об уходе.7. Наша се­мья приютила три сироты. 8. Этот курс лекций читают двое про­фессоров, 9. Опрос показал, что в пятьдесят одном проценте слу­чаев последствия применения этого лекарства отрицательные 10, Закон принят обоими палатами парламента і I. Вес этих фрук тов иногда достигает полтора килограмма. 12. Я родился в тысячу девятьсот восьмидесятом толу, I 3. Наш городок СИЛЬНО изменІІЛСГ за последнее полстолетня. 14. У обоих ворот НИКОГО ИЗ игроков Нс было, потому что игра шла в центре поля.