Практическая работа «Экологический след»

Что такое экологический след?

Стратегия устойчивого развития направлена на повышение качества жизни настоящего и будущих поколений. Важнейшим ресурсом устойчивого развития является природный капитал – экологические «товары» и «услуги», которые предоставляет нам природа: продукты питания, питьевая вода , условия для отдыха и поддержания здоровья, источники энергии, пространство для строительства жилищ и транспортных магистралей, сырье для промышленности и др.

Насколько рачительно расходуется природный капитал? Для этого необходимо измерять, сколько мы имеем и сколько тратим. Одним их таких показателей устойчивого развития является экологический след, или футпринт (англ. foot – нога, print – отпечаток) – «след», который оставляет воздействие на окружающую природную среду отдельного человека, страны, человечества в целом. Экологический след учитывает, в какой степени хозяйство конкретного региона соответствует емкости природных экосистем.

При расчете этого показателя учитывается биологически продуктивная площадь суши или моря, необходимая для производства возобновимых ресурсов для потребления этим населением данной территории (акватории), а также для ассимиляции полученных отходов. Площадь измеряется в глобальных гектарах (гга) – условных единицах площади со среднемировой продуктивностью. Таким образом, экологический след учитывает потребление природных ресурсов и загрязнение, полученное в результате этого потребления, независимо от того, на каком континенте, в какой точке планеты эти процессы происходят. Это делает его универсальным показателем устойчивого развития, по которому можно сравнивать различные страны и регионы.

Экослед учитывает различные виды антропогенной нагрузки. 1) Пахотные угодья (выращивание растений – для питания людей, на корм скоту, производство волокна, масла, каучука). В настоящее время в мире используется около 4,13 млрд. гга пашни. 2) Пастбища (разведение животных для производства мяса и молока, шерсти, кожи и меха требует пастбищ) – 1,69 млрд. гга. 3) Вырубка лесов для получения строительной древесины, целлюлозы, дров – 1,52 млрд. гга. 4) Рыбопромысловые зоны (добыча рыбы и морепродуктов) – 0,56 млрд. гга акватории. 5) Застроенные земли (размещение объектов инфраструктуры – жилья, транспортных магистралей, промышленных предприятий, водохранилищ) – 0,44 млрд. гга. 6) Сжигание ископаемого топлива приводит к выбросам в атмосферу углекислого газа. 35 % выбросов поглощаются океаном, для поглощения остальных 65 % необходимо учесть необходимую площадь лесов и водно-болотных угодий (9,11 млрд. гга).

Итак, глобальный экологический след (по данным 2005 г.) составил 17,5 млрд. гга. или 2,7 гга на человека. В то же время общая площадь продуктивных территорий и акваторий планеты, или биоемкость, составила 13,6 млрд. гга, или 2,1 гга на человека.

Результаты расчетов экологического следа. Для разных регионов, характеризующихся различным состоянием окружающей среды и уровнем жизни биологическая емкость на одного человека и экологический след одного жителя разные.

Значения экологического следа для ряда стран (из доклада «Живая планета-2008» Всемирного фонда дикой природы, данные по состоянию на 2005 г.) представлены в таблице.

Таблица 2.Экологический след и биологическая емкость некоторых стран

Регион

Население,
млн. чел.

Экологический след, гга/чел.

Биологическая емкость, гга/чел.

Экологический дефицит

(-)

или запас (+), гга/чел.

Изменение экологического следа (1975–2003 гг.), %

Весь мир

Развитые страны

Развивающиеся страны

Слаборазвитые страны

Африка

902

1,4

1,8

+0,4

-2

Ближний Восток и
Центральная Азия

365,6

2,3

1,3

-1,0

-19

Азербайджан

Афганистан

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Туркменистан

Узбекистан

Азиатско-Тихоокеанский регион

3 562

1,6

0,8

-0,8

38

Австралия

Латинская Америка и
Карибский бассейн

553,2

2,4

5,4

+3,4

21

Бразилия

Коста-Рика

Северная Америка

330,5

9,2

6,5

-2,7

35

Европа (ЕС)

487,3

4,7

2,3

-2,4

31

Германия

Финляндия

Европа (без ЕС)

239,6

3,5

5,8

+2,3

-11

Беларусь

Швейцария

Примечание: значения экологического дефицита могут не совпадать с разностью значений экологического следа и биологической емкости за счет округления.

Как показывает расчет, среднестатистическому жителю России требуется около 3,7 гга для обеспечения собственного потребления природных ресурсов. При этом биопродуктивная площадь нашей страны, приходящаяся на одного Россиянина, составляет 8,1 гга, то есть имеется значительный экологический запас (4,4 гга). При сходном уровне потребления (4,2 гга), но гораздо меньшей биопродуктивности (1,9 га), для жителей Германии наблюдается экологический дефицит территории: 1,9 - 4,2 = -2,3 гга. Потребление индийцев в четыре раз меньше (0,9 гга), но Индия испытывает дефицит биопродуктивной территории (-0,5 га) за счет высокой численности населения. Соотношение двух факторов – уровня потребления и численности населения, определяет общемировую тенденцию экологического дефицита:

Для развитых стран – дефицит -2,7 гга за счет высокого уровня потребления (6,4 гга), хотя здесь проживает лишь 15% мирового населения (972 млн. чел.);

Для слаборазвитых стран – при низком уровне потребления (1,0 га) также имеет место дефицит -0,1 га за счет высокой численности населения (37 % от общемирового – 2 371 млн. чел.).

Средняя мировая потребность в природных ресурсах составляет 2,7 гга на человека. Однако в настоящий момент биопродуктивная площадь суши и моря на нашей планете составляет 2,1 гга на человека. Таким образом, потребности человечества превышает возможности Земли на 29 % (2,7 гга: 2,1 гга = 1,29). Это означает, что для удовлетворения наших потребностей необходимо дополнительно еще треть планеты Земля. А если бы все люди жили так, как в Объединенных Арабских Эмиратах, то потребовалось бы 9,5 гга: 2,1 гга = 4,5 планет!

Следует отметить, что экологический дефицит наблюдается лишь с недавнего времени, с конца 1970-х – начала 1980-х гг. Так, например, в 1961 г. соотношение потребления и биопродуктивности Земли составляло 0,7. За последние 30 лет (с 1975 г.) экологический след землян вырос в среднем на 14 %. Наибольший прирост (38 %) приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для отдельных государств динамика еще более значительная (например, Объединенные Арабские Эмираты – 205 %). В отдельных государствах, в основном, Ближнего Востока и Центральной Азии, уровень потребления, напротив, существенно снизился (например, в Грузии – на 83 %, Таджикистане – на 86 %). Экологический след Россиян уменьшился на 4 %. На сегодняшний день экологический след превышает биологическую емкость Земли. Наступила реальная опасность выхода за пределы естественной емкости биосферы – леса вырубаются быстрее, чем могут вырасти снова, запасы рыбы вылавливаются интенсивнее, чем пополняются, и углекислого газа от сжигания топлива выбрасывается в атмосферу больше, чем зеленые растения могут поглотить его. Современный уровень потребления природных ресурсов человечеством привел к тому, что экологический дефицит (превышение емкости природных экосистем) характерен не только для высокоразвитых, но и для слаборазвитых стран, то есть стал явлением глобального масштаба.

1. Если Вы хотите узнать, какой экологический след лично у Вас, ответьте на вопросы анкеты. Для того чтобы посчитать экологический след необходимо выбрать соответствующее Вашему образу жизни утверждение, и провести сложение / вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, Вы получите величину экологического следа.

2. Использование энергии

3. Транспорт

4. Питание

5. Использование воды и бумаги

6. Бытовые отходы

Если Вы живете в городе с населением более 500 чел., умножьте Ваш общий результат на 2. Разделите полученный результат на 100 – и Вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все Ваши потребности!

1. Каков Ваш личный экологический след?

2. Готовы ли Вы его уменьшить? Для этого воспользуйтесь советами, приведенными в данном разделе. Воспользуйтесь этими советами не как наставлением, а как подспорьем в том, чтобы сделать свою жизнь более интересной и безопасной, проявить свою фантазию и стать ближе к природе! Чтобы быть другом окружающему миру, совсем не нужно отказываться от удобств повседневной жизни, достаточно лишь бережно и разумно относиться к природным богатствам. Творческий взгляд на вещи потребует совсем небольших затрат и усилий, но принесет массу положительных эмоций и интересных увлечений. В добрый путь!

Уменьшаем свой экологический след. Если Вы задумали изменить свой образ жизни – сесть на велосипед, перейти на более здоровую пищу, оптимизировать свое домашнее или дачное хозяйство, – экологический след позволит реализовать Ваши планы. Помогут в этом несколько простых, но эффективных советов, выполнение которых будет полезным для здоровья, а нередко и для семейного бюджета .

Давайте экономить электроэнергию! Стоит ли обогревать улицу, освещать пустые комнаты, тратить энергию зря? Эти, смешные, на первый взгляд, вопросы не так уж безосновательны. Около трети всего тепла дома теряется через вентиляцию , окна, форточки, а сэкономленная электроэнергия оказывается в 4–5 раз дешевле такого же количества вновь выработанной!

Что можно сделать?

Что мы получаем?

Использовать кастрюли с диаметром днища равному диаметру конфорок электроплит. Если дно кастрюли меньше размера конфорки, то при готовке тратится зря большое количество электричества.

При приготовлении пищи на электроплите использовать остаточное тепло конфорок – выключать их немного раньше, чем блюдо будет готово.

Для нагрева небольшого количества воды использовать электрочайник. При этом кипятить в нем воды столько, сколько нужно в данный момент, и помнить, что накипь внутри электрочайника существенно увеличивает затраты энергии.

Гасить свет, выходя из комнаты, – прямая экономия!

Установить дома флуоресцентные или энергосберегающие лампочки. Несмотря на более высокую стоимость, одна такая лампочка потребляет значительно меньше энергии, чем обычная.

Не оставлять электроприборы в режиме ожидания и всегда выключать их из розетки после использования.

Не держать окна и форточки постоянно открытыми.

Утеплять окна и форточки на холодный период – это позволит реже включать обогревательные приборы.

При покупке электроприборов обращать внимание на их класс энергоэффективности. Наиболее экономичными являются электроприборы класса «А»

Сокращаем расходы, ведь самый дешевый источник энергии – ее экономия!

Сокращаем риск подхватить простуду на сквозняке.

Веселые выходные, когда всей семьей утепляем окна!

Цель работы:
методом тестирования определить собственный экологический след и сферу деятельности, наносящую наибольший ущерб окружающей среде.

Выполнение работы

Чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение\вычитание количества баллов, указанных справа.

Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7

1.2 Большая, просторная квартира + 12

1.3 Коттедж на 2 семьи +23

Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.

2. Использование энергии

2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75

2.4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10

2.5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10

2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10

3. Транспорт

3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25

3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3

3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3.4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

3.5.В последний отпуск вы летели самолетом +85

3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10

3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20

4.Питание

4.1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2

4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14

4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50

4.5. Вы едите мясо 3 раза в день +85

4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30

5.Использование воды и бумаги

5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1
5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5

6.Бытовые отходы

6.1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15
6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17
6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5

Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Подводим итоги:
Разделите полученный материал на 100, и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!

1,8 га

*

3,6 га

* *

5,4 га

* * *

7,2 га

* * * *

9,0 га

* * * * *

10,8 га

* * * * * *

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1.8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний житель США использует 12.2 га (5.3 планеты!), средний европеец - 5.1 га (2.8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0.7 га (0.4 планеты). Средний житель России использует 4.4 га (2.5 планеты).

Чем еще анкета может быть полезна.

Если вы хотите уменьшить свой экологический след, анкета поможет увидеть, какая сфера жизни вносит наибольший вклад в его величину. Также можно подумать и решить, какие сферы жизни вы готовы изменить. Может, вы давно мечтали изменить свой образ жизни - сесть на велосипед, перейти на более здоровую пищу, оптимизировать домашнее или дачное хозяйство - экологический след позволит не только реализовать мечты, но и помочь планете.

Электронную версию теста можно найти на сайте http://www.earthday.net/Footprint/index.asp

Практическая работа "Экослед онлайн"

Ноутбук подключается к проектору, при выходе на сайт earthday.net все вместе заполняют тест, объясняя каждый этап - на вопросы отвечают по кругу, чтобы получить средний результат по группе. Обсуждаются результаты (как они соотносятся со средними результатами по РФ, по миру).

Согласно докладу ученых, из-за болезней, вызванных плохой экологией, погибают около 10 млн человек в год. А стрелки «Часов Судного дня», отображающие уровень климатической угрозы, показывают всего 2,5 минуты до полуночи. Именно поэтому важно, насколько экологичный образ жизни у каждого из нас. А проверить это можно в нашем тесте.

В тесте вы сами можете определить, правильно ли поступаете в той или иной ситуации. Выберите, что в обычной жизни вы делаете как человечек на картинках. Затем подсчитайте, сколько голубых, а сколько желтых картинок вы выбрали, и определите, какой образ жизни вы ведете: экологичный или пока не очень.


Выбрали все желтые картинки

Если бы все люди жили так, как показано на желтых картинках, человечество было бы обречено. И вся планета Земля тоже. Поэтому если вы действительно поступаете так, как человечек на желтых картинках, начинайте менять свой образ жизни прямо сегодня. Если вас хоть немного заботит будущее ваших детей и внуков.

Ваш результат: неэкологичный образ жизни.

Выбрали все голубые картинки

Если вы выбрали только голубые картинки, то всем остальным надо брать с вас пример. Благодаря вашей ответственности и обдуманным поступкам у нашей планеты и будущих поколений есть шанс.

Ваш результат: абсолютно экологичный образ жизни.

У вас 5 и более голубых картинок

Вы стараетесь минимизировать вред, который наносите окружающей среде, но у вас еще есть пробелы в знаниях. Но по большому счету вы молодец. Продолжайте в том же духе и совершенствуйтесь.

Ваш результат: почти экологичный образ жизни.

У вас 5 и более желтых картинок

Если большинство картинок, которые вы выбрали, желтые, это означает, что вам нужно работать над вашим образом жизни и стремиться сделать его более экологичным. По мере возможности вы стараетесь сохранить планету, но вам нужно приложить больше усилий.

Ваш результат: не очень экологичный образ жизни.

Желтых и голубых картинок поровну

На первый взгляд, вы заботитесь о планете, но делаете это вполсилы. Вам явно недостает мотивации, чтобы ваш образ жизни был экологичным. То ли из-за лени, то ли из-за отсутствия интереса иногда вы совершаете поступки, которые вредят природе.

Ваш результат: экологичный образ только наполовину.

  1. Сортируйте мусор и выбрасывайте его в разные контейнеры. Опасные отходы - градусники, батарейки, ртутные лампы, бытовую технику - сдавайте на переработку. Из органических отходов по возможности делайте компост.
  2. Старайтесь покупать товары местного производства . Это сократит транспортный расход топлива, тем самым уменьшит вред для окружающей среды. Выбирайте товары в перерабатываемой упаковке или вовсе без нее.
  3. Возьмите питомца из приюта или с улицы.
  4. Участвуйте в экологических акциях в вашем населенном пункте. Это не значит, что нужно стоять с транспарантами. Например, уберите мусор в том месте, где собираетесь отдыхать или погулять, или поучаствуйте в посадке деревьев.
  5. Вместо целлофановых пакетов берите с собой в магазин тканевые сумки. Пакет вы выбросите, и он будет разлагаться сотни лет, а экосумку можно постирать и использовать снова и снова. Бумажный пакет - экологичная альтернатива, только если потом он будет отправлен в переработку.
  6. На большие расстояния по возможности путешествуйте поездом, а не самолетом. Предпочтение отдавайте общественному транспорту, а не автомобилю. Если без машины не обойтись, действуйте по принципу каршеринга: объединяйтесь с людьми, если нужно куда-то ехать. В теплое время года пересаживайтесь на велосипед, самокат.
  7. Старые или ненужные, но работающие вещи можно продать или отдать даром. Участвуйте в буккроссинге. Ненужную одежду подарите нуждающимся.
  8. Для уборки дома применяйте более экологичные средства без агрессивной химии, вредной для окружающей среды (то есть без хлора, фосфатов, фенола, формальдегида, бензола). Например, оттереть известковый налет помогут сода и уксус. А вместо искусственного ароматизатора воздуха используйте лимоны.
  9. Выключайте воду, когда чистите зубы или бреетесь. Ограничьте время, когда принимаете душ. Например, мойтесь не больше 10–15 минут.
  10. Выбирайте энергосберегающие или светодиодные лампочки вместо лампочек накаливания. Гасите свет, если он не нужен. На ночь выключайте электроприборы, не оставляйте в розетке зарядное устройство.

Экологичный ли образ жизни вы ведете? Делитесь своими результатами в комментариях к статье.

Тесты по экологии для начальной школы

Тест №1 по теме «Экология»

1.Что такое природа?

2. Что природа даёт человеку?

3.Назовите охраняемые растения нашей области.

4.Какие животные внесены в Красную книгу нашей страны?

5.Как взаимодействуют в природе живые организмы?

6. Какие лекарственные растения ты знаешь?

7. Как ты оцениваешь состояние окружающей среды в нашей местности?

8.Как человек разрушает среду?

9. Что могут сделать люди для охраны окружающей среды?

Тест 2 по разделу «Растения»

1. Почему комнатные растения всегда зеленые?
а) люди ухаживают за ними
б) привезены из теплых стран, где не бывает зимы
в) растут в комнатах

2. Какие из перечисленных растений размножаются семенами?
а) картофель
б) огурцы
в) смородина

3. Какова роль леса в природе?
а) воздухоохранная
б) материал для изготовления мебели
в) почвозащитная
г) место отдыха

4. Какое из перечисленных растений занесено в Красную книгу Cвердловской области?
а) ромашка лекарственная
б) мать-и-мачеха
в) венерин башмачок

5. Вычеркни лишнее слово в каждой группе:
а) традесканция, ландыш, бегония, хлорофитум
б) подорожник, мята, зверобой, алоэ
в) нарцисс, сирень, тюльпан, астра

6. Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?
а) открытую поляну
б) берег реки
в) хвойный молодняк
г) березовую рощу

7. Узнай природную зону по её описанию: «Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. В южной части растут типчак, ковыль, полынь. Почвы очень плодородны».
а) тундра
б) степь
в) лесная зона

8. Срежешь гриб и вскоре увидишь, что ножка его на срезе потемнела, а у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может, поэтому получил гриб своё название. Подчеркни правильный ответ:
а) подберезовик
б) белый гриб
в) подосиновик
г) маслёнок

9. Какие из данных растений можно использовать для заварки чая? Подчеркни:
Зверобой, полынь, малина, мята, первоцвет, липа, вороний глаз, смородина, одуванчик, лебеда.

10. Как называется государственный заповедник, находящийся на территории Свердловской области?

Тест 3 по разделу «Животные»

1. Домашние сельскохозяйственные животные – это:
а) млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые
б) звери, птицы, земноводные, рыбы
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы

2. К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде?
а) рыбы
б) пресмыкающиеся
в) земноводные

3. Какие из указанных животных относятся к пресмыкающимся?
а) жаба
б) черепаха
в) тритон
г) змея

4. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?
а) можно повредить яйца
б) птица бросит гнездо
в) птица испугается

5. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?
а) боятся дождя
б) намокают крылья от влажного воздуха
в) ищут пищу

6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
а) клесту, белке, дятлу
б) рябчику, лосю, зайцу
в) рыси, медведю, ястребу

7. Цепи питания заканчиваются:
а) хищными животными
б) растениями
в) растительноядными животными

8. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?
а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

9. Какие из перечисленных птиц занесены в Красную книгу?
а) змееяд
б)зимородок
в) скворец
г) черный аист
д) скопа

10. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясните, почему?

Тест 4 по разделу «Природа и человек»

1. Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
а) овраги
б) шахты
в) месторождения
г) горы

2. Каково значение болот для очистки природной воды?
а) выделяют химические вещества, освежающие воду и улучшающие её вкус;
б) проходя через толстый слой торфа, заросли мха и травы, освобождается от пыли, вредных веществ, микробов;
в) в воде становится больше полезных минеральных веществ.

3. Почему дым на пожаре опаснее для здоровья человека, чем огонь?
а) застилает глаза
б) затрудняет дыхание
в) содержит ядовитые вещества – продукты горения

4. В какое состояние переходит вода при её охлаждении до 0 0С?
а) твердое
б) жидкое
в) газообразное
г) любое

5. Какие камни называются драгоценными?
а) изумруд, рубин, сапфир, жемчуг, янтарь
б) бирюза, гранат, аметист, коралл
в)горный хрусталь, изумруд, яхонт

6. Какое значение имеет для человека кровь?
а) помогает увидеть место пореза
б) переносит воздух и питательные вещества ко всем органам тела
в) помогает при лечении болезней
г) поддерживает вертикальное положение тела

7. Что происходит с пищей в желудке?
а) пережевывание пищи
б) переваривание
в) перемешивание с желудочным соком

8. Как проверить, бьется ли сердце человека, находящегося без сознания?
а) по пульсу сонной артерии
б) приложить ухо к грудной клетке
в) по дыханию

9. Какая информация обязательно должна быть на упаковке продукта, который можно покупать в магазине?
а) масса и состав продукта
б) способ приготовления и дата изготовления
в) название, срок годности, ингредиенты

10. Зачем нужно знать свой организм?
а) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье
б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться
в) чтобы умело использовать свои возможности

В конце 4 класса обучающимся может быть предложен следующий экологический тест № 5

1.Что такое экология?

А) наука о погоде

Б) наука о живой природе

В) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой

2.Что такое окружающая среда?

А) всё, что окружает человека

Б) наука о живой природе

В) то место, где человек живёт

3. Что такое заповедник?

А) территория, где разводят редкие виды животных и растений

Б) участки земли, где вся природа находится под особой охраной

В) участки земли, где животных подкармливают

4. Что такое национальный парк?

А) природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы

Б) территория, где разводят редкие виды животных и растений

В) место, где люди отдыхают

5. Что такое экологическая безопасность?

А) защита животных и растений от браконьеров

Б) охрана воздуха от загрязнения

В) защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды

6.Какие из перечисленных действий человека относятся к мерам по охране природы

А) посадка леса, вырубка старых и больных деревьев

Б) слив сточных вод в реку

В) создание ферм, птицефабрик

Г) строительство очистных сооружений

Д) создание заповедников, ботанических садов

Е) заготовка древесины

7. Что такое Красная книга?

А) книга, куда занесены исчезнувшие животные и растения

Б) книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных

В) книга, куда записаны растения и животные, которых удалось спасти

8. Существует ли Красная книга Свердловской области?

В) не знаю

9. При санитарной вырубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

А) птицам негде стало жить

Б) не стало птиц, появилось много насекомых

10. Прочитай рассказ школьников о своём походе. Найди и подчеркни ошибки в их поведении.

« Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке, мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки,и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой"

Внимательно прочтите вопрос и выберите правильный ответ.
Правильных ответов может быть один или несколько. Выбранные ответы подчеркните.
Например:
Какие животные являются хищными?
а) заяц
б) лиса
в) олень

1. Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, жарко, холодно?
а) осадки
б) ветер
в) облачность
г) температуру воздуха

2. Каких животных называют домашними?
а) всех животных, которые живут рядом с человеком
б) животных, которых человек разводит и использует для своих нужд
в) всех животных, от которых человек получает продукты питания

3. Что сделано руками человека?
а) облака
б) космический корабль
в) стол
г) трава
д) воробей
е) Солнце

4. Как правильно закончить предложение? “Хвойные растения отличаются от лиственных тем, что...”
а) всегда выше лиственных
б) растут только в лесу
в) не имеют листьев
г) имеют листья-хвоинки

5. Какие птицы Урала оседлые?
а) голубь
б) воробей
в) стриж
г) скворец

6. Какие растения имеют несколько одревесневших стеблей?
а) деревья
б) кустарники
в) травы

7. Как правильно расселить растения по этажам леса?
а) рябина - береза - мох - ландыш
б) береза - рябина - ландыш - мох
в) береза - мох - рябина - ландыш

8. Какая цепь питания составлена правильно?
а) сойка - жёлуди- ястреб
б) желуди дуба - ястреб- сойка
в) желуди дуба- сойка - ястреб

9. Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок?
а) пройдешь мимо
б) закроешь ранку глиной
в) попьешь сок и пойдешь дальше.

10. Какое слово лишнее?
а) ледоход
б) погода
в) наводнение
г) река

1.Как называется наука о грибах?

А) микология

Б) орнитология

В) энтомология

2. Назовите жилище белки

Б) логово

3.Какая птица выводит птенцов зимой?

А) синица

4. Рыба, которая мечет икру в морозы

5. Как называется лист с одной листовой пластиной?

А) простой

Б) сложный

6.Пингвин – это…

А) млекопитающее

7. Лист какого дерева изображён на флаге Канады?

В) берёза

8.Можно ли трогать яйца птиц?

9.Какое дерево указывает на близость воды?

10.Что делать с мусором в лесу?

А) закопать

Б) оставить

В) взять с собой

ОЛИМПИАДА ПО ЭКОЛОГИИ В 4 КЛАССЕ

1. Какая наука изучает взаимодействие сообществ растений и животных между собой и с окружающей средой? (Экология: «эко» – дом, жилище, «логос» – учение. Экология изучает экологические системы .)

2. Почему на Земле не кончается кислород? (Благодаря растениям. Весь кислород на Земле образовался в результате фотосинтеза, который происходит у растений. Все растения нашей планеты за год выделяют в атмосферу 400 млрд тонн кислорода, а поглощают при этом 600 млрд тонн углекислого газа .)

3. Чем полезны водные растения? (Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных. )

4. Как образуется овраг? (Вода размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает изрезана ими. )

5. Какой вред приносят овраги людям? (Овраги разрушают плодородные земли. Этим они приносят большой вред народному хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. )

6. Как люди борются с оврагами? (По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствует разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг и не размывала его склоны. )

7. Чем могут помочь дети взрослым в борьбе с оврагами? (Ухаживать за посадками на склонах оврагов, охранять растения от уничтожения .)

8. О чем говорят законы по охране вод, которые необходимо выполнять всем гражданам? (Надо охранять от загрязнения и отравления водоемы; экономно расходовать воду, не оставлять открытыми краны, следить за сохранностью водопроводных труб, колодцев, родников. Надо строить очистные сооружения .)

9. Какие правила поведения детей на водоемах вы знаете? (Зимой водоемы покрываются льдом. Но на многих реках долгое время остаются полыньи. Эти участки очень опасны при переходе по льду. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по льду. Весенний лед очень обманчив – он пористый, непрочный. Переходить водоем по весеннему льду крайне опасно. Летом можно купаться только в установленном месте под наблюдением взрослых. «Не знаешь броду – не суйся в воду». )

10. Какую пользу приносит лес людям? (Лес дает древесину. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Лес помогает сохранять влагу в почве, поддерживает полноводность рек, охраняет почву от разрушения, очищает воздух, украшает землю. )

11. Какую пользу приносят птицы? (Птицы поедают насекомых, которые наносят вред растениям; своим пением они оживляют леса, парки, создают неповторимое очарование, столь необходимое для отдыха людей. )

12. Как должен человек вести себя в лесу? (Не шуметь, не пугать животных, не разорять муравейники, птичьи гнезда, не ломать ветки деревьев, не срывать редкие растения; не пинать ногами грибы, даже несъедобные, собирать съедобные грибы осторожно, не нарушая грибницы, и т.д. )

13. Какое участие в охране леса могут принимать школьники? (Охранять лес от пожаров, собирать семена деревьев, ухаживать за сеянцами на лесопосадках. )

14. Что могут сделать школьники для охраны природы? (Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зеленые насаждения. Строить домики для птиц весной; зимой – кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнем в лесу. )

15. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе? (Нельзя трогать и брать домой лесных птиц и зверей, брать яйца из гнезд, разорять муравейники, доставлять беспокойство животным; надо убирать за собой мусор .

Тестовые задания по теме:

«Экологическое воспитание младших школьников»

    Экология это:

а) Наука о влиянии человека на окружающую среду;

б) Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;

в) Наука о влиянии окружающей среды на человека;

г) Наука о рациональном использовании природных ресурсов;

д) Наука, изучающая живые организмы в природе.

    Каково значение озонового слоя Земли?
    а) защищает планету от падения метеоритов
    б) защищает живые организмы от губительного излучения
    в) предохраняет планету от потери тепла

    Подчеркни то, что загрязняет воздух:

сажа, пыль, кислород, дым, выхлопные газы автомобилей, выбросы заводов, водяные пары.

    Подчеркни то, что загрязняет воду.

Бытовой мусор, нефть, животные в водоёмах, отходы заводов и фабрик, водные растения.

5. Что такое почва?

а) земля, на которой стоят дома;

б) то, что у нас под ногами;

в) среда обитания растений и животных.

6. Как служат почве дождевые черви?

а) уничтожают вредителей;

б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

7. Нельзя допускать разрушения и уничтожения плодородного слоя, потому что:

а)в почве обитает много растений и животных;

б)почва даёт пищу растениям и животным;

в)почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных;

г)почва очищает воду и воздух.

8. Поджигая сухую траву на лугах мы...

а) даем расти молодым побегам;

б) повышаем плодородие почвы за счет золы;

в) наносим непоправимый вред всему сообществу.

9. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

    Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «-«.

    Растения способствуют разрушению почвы.

    Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.

    Зимой на полях нельзя проводить снегозадержание.

    Пахотные поля, имеющие даже небольшой наклон, необходимо распахивать поперёк склона.

    Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения.

    Осенью следует сжигать опавшие листья.

    Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы.

    Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.

    Добывающие предприятия обязаны, закончив работу, восстановить земли, пригодные для сельскохозяйственных работ.

    Торфяные и болотные почвы следует уничтожать и осушать.

    Определи, что правильно, а что неправильно.

    Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.

    Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!

    Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!

    Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву!

    Подчеркни совершенно бесполезных, по твоему мнению, животных: зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, муравьи, лисицы.

    Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

( 9 ошибок: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.)

14. Реши экологические задачи:

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

(Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак -ночными. Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути.)

    Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

(Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно)