Русская литература Серебряного века

Владимир Владимирович Маяковский

Биография

Маяковский Владимир Владимирович (1893−1930 гг.) - русский поэт. Родился 19 (7) июля 1893 в деревне Багдади Кутаисской губернии в семье потомственных дворян. Отец работал лесничим, а в 1906 году внезапно скончался. Семья Маяковских уезжает в Москву, где юный Владимир через два года становится членом РСДРП и активно участвует в подпольной работе. Увлечение социал-демократическими идеями позволили Маяковскому закончить только 5 классов гимназии. Он трижды попадает под арест, после чего отказался от коммунистического членства.

В 1911 году в московскую Школу живописи, ваяния и зодчества. Через год Маяковский начинает читать свои стихи на художественных выставках и публичных выступлениях и продолжает свое участие на подобных мероприятиях на протяжении более 10 лет.

Первые произведения были опубликованы в конце 1912 года в издании «Гилея». В мае 1913 года литографским способом было выдано 300 экземпляров первого сборника сочинений «Я!». В 1914 году в театре «Луна-парк» в Петербурге состоялась постановка трагедии «Владимир Маяковский», написанной писателем, в которой он также сыграл главную роль. Во время Первой мировой войны выдает патриотические картинки и тексты в издательстве «Сегодняшний лубок» и юмористические стихи в «Новом Сатириконе».

В 1915 году Маяковский идет служить в Военно-автомобильную школу, которая находилась под Петроградом. Армия не помешала писателю публиковаться и выступать.

В 1918 году Маяковского пытается проявить себя в области киноматографа. Под его руководством было снято 3 фильма, но сохранился только «Барышня и хулиган». Также он пишет сценарии. Через год Маяковский начинает работать в организации «Окна РОСТА», которая занимается наполнением магазинных витражей плакатами, а позже и возглавляет ее. Писатель создает агитационные и пропагандистские стихи, пишет пьесы и детские произведения.

В марте 1930 года Маяковский презентовал выставку «20 лет спустя», на которой представил все свое творчество. Но партийное руководство и публика проигнорировали и не оценили должным образом его презентацию.

Произведения

Облако в штанах Хорошо! Владимир Маяковский Человек
  • «Про это». .
  • «Владимир Ильич Ленин». .
  • «Летающий пролетарий». .
  • «Хорошо!». .
  • Стихотворения

    1912 год

    1. «Ночь»
    2. «Утро»
    3. «Порт»

    1913 год

    1. «Из улицы в улицу»
    2. «А Вы могли бы?»
    3. «Вывескам»
    4. «Я» По мостовой Несколько слов о моей жене Несколько слов о моей маме Несколько слов обо мне самом
    5. «От усталости»
    6. «Адище города»
    7. «Нате!»
    8. «Ничего не понимают»

    1914 год

    1. «Кофта фата»
    2. «Послушайте»
    3. «А всё-таки»
    4. «Война объявлена». 20 июля
    5. «Мама и убитый немцами вечер»
    6. «Скрипка и немножко нервно»

    1915 год

    1. «Я и Наполеон»
    2. «Вам»
    3. «Гимн судье»
    4. «Гимн учёному»
    5. «Военно-морская любовь»
    6. «Гимн здоровью»
    7. «Гимн критику»
    8. «Гимн обеду»
    9. «Вот так я и сделался собакой»
    10. «Великолепные нелепости»
    11. «Гимн взятке»
    12. «Внимательное отношение к взяточникам»
    13. «Чудовищные похороны»

    1916 год

    1. «Эй!»
    2. «Дешёвая распродажа»
    3. «Надоело»
    4. «Хвои»
    5. «Последняя петербургская сказка»
    6. «России»
    7. «Ко всему»
    8. «Себе, любимому, посвящает автор эти строки»

    1917 год

    1. «Братья писатели»
    2. «Революция». 19 апреля
    3. «Сказка о Красной Шапочке»
    4. «К ответу»
    5. «Наш марш»

    1918 год

    1. «Хорошее отношение к лошадям»
    2. «Ода революции»
    3. «Приказ по армии искусства»
    4. «Поэт рабочий»
    5. «Той стороне»
    6. «Левый марш»

    1919 год

    1. «Потрясающие факты»
    2. «Мы идём»
    3. «Советская азбука»
    4. «Рабочий! Глупость беспартийную выкинь…». Октябрь
    5. «Песня рязанского мужика». Октябрь

    1920 год

    1. «Оружие Антанты - деньги…». Июль
    2. «Если жить вразброд, как махновцы хотят…». Июль
    3. «История про бублики и про бабу, не признающую республики». Август
    4. «Красный ёж»
    5. «Отношение к барышне»
    6. «Владимир Ильич»
    7. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
    8. «Рассказ про то, как кума о Врангеле толковала без всякого ума»
    9. «Гейнеобразное»
    10. «Портсигар в траву ушел на треть…»
    11. «Последняя страничка гражданской войны»
    12. «О дряни»

    1921 год

    1. «Два не совсем обычных случая»
    2. «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе»
    3. «Приказ № 2 армии искусств»

    1922 год

    1. «Прозаседавшиеся»
    2. «Сволочи!»
    3. «Бюрократиада»
    4. «Моя речь на генуэзской конференции»
    5. «Германия»

    1923 год

    1. «О поэтах»
    2. «О „фиасках“, „апогеях“ и других неведомых вещах»
    3. «Париж»
    4. «Газетный день»
    5. «Мы не верим!»
    6. «Тресты»
    7. «17 апреля»
    8. «Весенний вопрос»
    9. «Универсальный ответ»
    10. «Воровский»
    11. «Баку»
    12. «Молодая гвардия»
    13. «Нордерней»
    14. «Москва-Кёнигсберг». 6 сентября
    15. «Киев»
    1924
    • Буржуй,- прощайся с приятными деньками - добьем окончательно твердыми деньгами
    • Маленькая разница («В Европе…») , <1924>
    • Твердые деньги - твердая почва для смычки крестьянина и рабочего
    1925

    1926 год

    1. «Сергею Есенину»
    2. «Марксизм - оружие…» 19 апреля
    3. «Четырёхэтажная халтура»
    4. «Разговор с фининспектором о поэзии»
    5. «Передовая передового»
    6. «Взяточники»
    7. «В повестку дня»
    8. «Протекция»
    9. «Любовь»
    10. «Послание пролетарским поэтам»
    11. «Фабрика бюрократов»
    12. «Товарищу Нетте» 15 июля
    13. «Ужасающая фамильярность»
    14. «Канцелярские привычки»
    15. «Хулиган»
    16. «Разговор на одесском рейде десантных судов»
    17. «Письмо писателя Маяковского писателю Горькому»
    18. «Долг Украине»
    19. «Октябрь»

    1927 год

    1. «Стабилизация быта»
    2. «Бумажные ужасы»
    3. «Нашему юношеству»
    4. «По городам союза»
    5. «Моя речь на показательном процессе по случаю возможного скандала с лекциями профессора Шенгели»
    6. «За что боролись?»
    7. «Даёшь изячную жизнь»
    8. «Вместо оды»
    9. «Лучший стих»
    10. «Ленин с нами!»
    11. «Весна»
    12. «Осторожный марш»
    13. «Венера Милосская и Вячеслав Полонский»
    14. «Господин „Народный артист“»
    15. «Ну, что ж!»
    16. «Общее руководство для начинающих подхалим»
    17. «Крым»
    18. «Товарищ Иванов»
    19. «Посмотрим сами, покажем им»
    20. «Иван Иван Гонорарчиков»
    21. «Чудеса»
    22. «Маруся отравилась»
    23. «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им»
    24. «Массам непонятно»

    1928 год

    1. «Без руля и без вертил»
    2. «Екатеринбург-Свердловск»
    3. «Рассказ литейщика Ивана Козырёва о вселении в новую картину»
    4. «Император»
    5. «Письмо Татьяне Яковлевой»

    1929 год

    1. «Разговор с товарищем Лениным»
    2. «Перекопский энтузиазм»
    3. «Мрачное о юмористах»
    4. «Урожайный марш»
    5. «Душа общества»
    6. «Кандидат из партии»
    7. «Вонзай самокритику»
    8. «На западе всё спокойно»
    9. «Парижанка»
    10. «Красавицы»
    11. «Стихи о советском паспорте»
    12. «Американцы удивляются»
    13. «Пример, не достойный подражания»
    14. «Птичка Божия»
    15. «Стихи о Фоме»
    16. «Я счастлив»
    17. «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»
    18. «Особое мнение»
    19. «Даешь материальную базу»
    20. «Любители затруднений»

    1930 год

    1. «Уже второй. Должно быть, ты легла…»
    2. «Марш ударных бригад»
    3. «Ленинцы»

    Напишите отзыв о статье "Список произведений Владимира Маяковского"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Список произведений Владимира Маяковского

    – Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики.
    – Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
    Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
    Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.
    Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
    – Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
    – Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
    Наташа вдруг остановилась.
    – Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
    – Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
    Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
    Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
    После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
    Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
    – Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
    Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
    – Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
    Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
    Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
    Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
    Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
    Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
    В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
    – Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
    Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
    Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
    – След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
    – Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
    «Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
    – Вы что, Nicolas?
    – Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
    Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
    – Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.

    Произведения Маяковского занимают видное место в отечественной литературе. Его проза и пьесы стали заметным явлением в поэзии и драматургии первых десятилетий XX века. Специфический стиль, необычная форма построения стихотворений снискали ему популярность и известность. И в наши дни не ослабевает интерес к его творчеству.

    Характеристика футуризма

    Маяковский, стихи которого являются предметом настоящего обзора, вошел в российскую литературу как яркий и наиболее видный представитель направления футуризма. Особенностью данного течения был разрыв с традициями классики и вообще всего предшествующего искусства. Такой подход определил интерес его представителей ко всему новому. Они искали новые формы выражения своих мыслей, идей, чувств. Большую роль приобрело в творчестве изобразительное искусство, вернее создание ярких и броских плакатов, которые должны были привлечь внимание к их произведениям. Сам поэт также увлекся новыми веяниями, которые во многом и определил его почерк. Однако самобытность его стиля позволила ему подняться над рядовыми представителями футуризма и пережить свое время и эпоху, войдя в ряды классиков советской поэзии.

    Особенности стихотворений

    Произведения Маяковского традиционно входят в школьную программу по русской литературе. Это объясняется тем, что его работы и сочинения очень ярко характеризуют веяния и идеи своего времени. Расцвет творчества поэта пришелся на очень непростую эпоху, когда в литературе и искусстве вообще шла борьба между самыми различными направлениями. При сохранении позиций традиционной классической школы молодые авторы активно порывали с прошлыми достижениями и искали новые средства и формы выражения. Поэт также стал сторонником новаторских идей и поэтому создал особую стихотворную форму, которая напоминала лестничную рифму. Кроме того, он, имея некоторый опыт по написанию плакатов, применял в своих сочинениях яркие броские фразы, которые напоминали лозунги.

    Стихи о творчестве

    Произведения Маяковского, как правило, отражают веяния и идеи эпохи, полной нешуточной борьбы между различными художественными течениями и направлениями. Поэтому их можно условно назвать публицистичными по своей направленности, однако по содержанию они являются ценнейшим источником по изучению взглядов и мыслей не только самого автора, но и тех, кто также относился к лагерю футуристов.

    Легкие стихи Маяковского учатся просто и быстро благодаря несложности построения рифмы. Например, произведение «А вы могли бы?» отличается небольшим объемом, оно сжато, лаконично и вместе с тем в концентрированном виде передает мысли поэта о своем непростом творчестве. Язык его очень прост, доступен и потому всегда нравится школьникам и подросткам. Другое стихотворение о творчестве называется «Необычайное приключение». Оно отличается необычной сюжетной линией, очень хорошим юмором и поэтому очень легко для запоминания.

    Поэт о современниках

    Произведения Маяковского посвящены самым разным темам, и одна из них - оценка деятельности современных ему авторов. В данном ряду сочинений особое место занимает стихотворение «Сергею Есенину», в котором поэт в свойственной ему ироничной манере изложил свое отношение к его творчеству и трагической смерти. Данное произведение интересно тем, что оно отличается бо́льшей мягкостью и некоторой лиричностью, несмотря на грубоватую манеру выражения своих чувств. Оно является показательным еще и в том смысле, что Есенин был негласным соперником поэта: оба, можно сказать, противостояли друг другу, однако Маяковский ценил талант последнего, в связи с чем будет уместно предложить школьникам на уроке.

    Сочинения как отражение эпохи

    Маяковский, стихи которого являются объектом настоящего обзора, занимал он живо реагировал на происходящие вокруг события. Первые десятилетия XX века ознаменовались сложными поисками новых стихотворных форм и сюжетов. Поэт активно экспериментировал с рифмой и различными языковыми средствами. Таким образом он отдал дань эпохе, которая отличалась очень бурными событиями не только в политической, но и в культурной областях. Легкие стихи Маяковского становятся понятнее и доступнее, если их рассматривать как отражение активного поиска новых изобразительных средств в первой половине столетия.

    Наиболее известное стихотворение

    «Я достаю из широких штанин», пожалуй, самое знаменитое сочинение поэта. Его строчки знает, наверное, каждый школьник. Секрет популярности этого стихотворения состоит в том, что оно в концентрированной форме выражает советскую идеологию первых лет большевистской власти. Именно в этом контексте и следует понимать это сочинение. Оно очень легко и быстро запоминается и до сих пор активно цитируется артистами на различных выступлениях.

    Пьесы

    Сатирические произведения Маяковского наряду с его поэзией занимают видное место в отечественной литературе. В первую очередь речь идет о его сочинениях «Клоп» и «Баня». В этих работах поэт в свойственной ему необычной форме показал явления своего времени. Экстравагантный и оригинальный сюжет, вычурность лексики, необычность образов главных героев обеспечили этим пьесам достаточно долгую жизнь. В советское время, например, очень часто можно было увидеть постановки этих произведений с известным артистом Андреем Мироновым в главной роли.

    Место поэта в отечественной литературе

    Известные произведения Маяковского обеспечили ему еще при жизни популярность. Легкость и необычность стихотворных форм, а также оригинальный способ выражения мыслей и вычурность языковых средств сразу же привлекли к нему внимание. В настоящее время его произведения очень интересны для понимания эпохи советской власти. Яркий пример тому - стихотворение «Я достаю из широких штанин». Это сочинение о советском паспорте наглядно демонстрирует отношение новой интеллигенции к тому порядку, который установился в нашей стране после 1917 года. Однако этим не исчерпывается значение автора для отечественной литературы. Дело в том, что он был очень многогранным человеком и пробовал себя в самых различных жанрах.

    Примером тому служит то обстоятельство, что он писал не только пьесы, но и поэмы. Самые известные из них, которые до сих пор изучаются в школе, - это «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо». В них автор в очень емкой и сжатой форме высказал свое отношение к наиболее важным событиям своего времени. Именно этим объясняется интерес к его творчеству, который не ослабевает и поныне. Его произведения наглядно характеризуют культурную жизнь значительной части интеллигенции при советской власти.

    «Мне вас не жаль, года весны моей…» Александр Пушкин

    Мне вас не жаль, года весны моей,
    Протекшие в мечтах любви напрасной,
    Мне вас не жаль, о таинства ночей,
    Воспетые цевницей сладострастной,

    Мне вас не жаль, неверные друзья,
    Венки пиров и чаши круговые -
    Мне вас не жаль, изменницы младые,-
    Задумчивый, забав чуждаюсь я.

    Но где же вы, минуты умиленья,
    Младых надежд, сердечной тишины?
    Где прежний жар и слезы вдохновенья?
    Придите вновь, года моей весны!

    Анализ стихотворения Пушкина «Мне вас не жаль, года весны моей…»

    В 19 веке представления о возрасте у людей были несколько иными, и 20-летний Пушкин считал себя уже вполне зрелым мужчиной. Именно этот факт объясняет содержание стихотворения «Мне вас не жаль, года весны моей…», написанном в 1820 году.

    Посвящено оно периоду учебы в Царскосельском лицее, который поэт вспоминал с особой теплотой и благодарностью. Однако в его словах нет сожаления по поводу того, что эти счастливые времена остались в далеком прошлом. Гораздо больше Пушкин переживает по поводу того, что утратил остроту ощущений . Жизнь больше не кажется ему столь восхитительной, как в юности, и для этого есть свои причины. Все дело в том, что стихотворение «Мне вас не жаль, года весны моей…» было написано в первые месяцы южной ссылки, пребывание в которой поэт считал весьма жестоким наказанием. Именно тогда он почувствовал, что значит быть по-настоящему одиноким, когда люди, которых считаешь близкими, отворачиваются от тебя.

    Именно по этой причине Пушкин пишет: «Мне вас не жаль, неверные друзья, венки пиров и чаши круговые». Поэт признается, что прошлые забавы ему уже совсем неинтересны, он стал взрослее, рассудительнее, и все чаще задумывается над смыслом жизни. Ему кажется, что она уже заканчивается, ведь никто не знает, как долго продлиться эта обременительная для поэта ссылка. Подводя своеобразные итоги, Пушкин отмечает, что сожалеет только о том, что годы юности прошли без любви, а лишь в ее ожидании .

    Конечно же, молодой поэт лукавит, потому что к 21 году считается уже достаточно опытным ловеласом. Однако теперь высший свет, к которому так привык Пушкин, его игнорирует, и автор убежден, что на светских романах придется поставить крест. Он не представляет, что и на юге России знать может устраивать роскошные балы, а южные девушки славятся особенной статью и красотой. Это открытие поэту предстоит еще совершить. А пока он пребывает в депрессии и искренне считает, что уже не сможет испытать тех чувств, которыми так дорожил в юности.

    «Но где же вы, минуты умиленья, младых надежд, сердечной тишины? Где прежний жар и слезы вдохновенья? — вопрошает поэт и не находит ответа на свой вопрос. Мир представляется ему в весьма мрачных тонах, и мысленно он постоянно возвращается в свое прошлое, где был счастлив. Пушкину не жаль разбитых сердец и потерянных друзей, он страдает от осознания того, что уже никогда не сможет стать прежним – молодым, свободным, дерзким и беззаботным.

    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Расставим знаки препинания.

    Запятые 1 и 2; 3;5;7 для обращений.

    Ответ: 12357

    Ответ: 12357

    Актуальность: Текущий учебный год

    Сложность: обычная

    Раздел кодификатора: Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

    Правило: Вводные слова и обращение. Задание 18 ЕГЭ.

    В задании 18 проверяется умение ставить знаки препинания при словах, грамматически не связанных с предложением. К таким относятся и вводные слова (конструкции, словосочетания, предложения), вставные конструкции и обращения

    В ЕГЭ 2016-2017 года одна часть заданий 18 будет представлена формой повествовательного предложения с вводными словами

    Дача (1) может быть (2) на­зва­на ко­лы­бе­лью, с ко­то­рой для каж­до­го из нас на­чи­на­лось по­сти­же­ние мира, по­на­ча­лу огра­ни­чен­ное садом, затем огром­ной ули­цей, потом участ­ка­ми и (3) на­ко­нец (4) всей за­го­род­ной сто­ро­ной.

    Другая часть (судя по демоверсии и книге И.П. Цыбулько Типовые экзаменационные материалы 2017) будет выглядеть вот так:

    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Послушай(1)быть может (2)когда мы покинем

    Навек этот мир, где душою так стынем,

    Быть может(3) в стране, где не знают обману,

    Ты (4) ангелом будешь, я демоном стану!

    Клянися тогда позабыть (5)дорогая(6)

    Для прежнего друга все счастие рая!

    Пусть (7)мрачный изгнанник, судьбой осужденный,

    Тебе будет раем, а ты мне - вселенной!

    (М.Ю. Лермонтов)

    Рассмотрим правила и понятия, необходимые для выполнения данного типа заданий.

    17.1 Общее понятие о вводных словах и основное правило их выделения.

    Вводные слова - это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки. Например: Очевидно , общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства ; К счастью , тайна так и осталась тайной .

    Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями . Например: Вечор, ты помнишь , вьюга злилась.. . (Пушкин).

    К вводным единицам примыкают вставные конструкции , которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту ; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду) , о Моцарте.

    Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными.

    ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ.

    1. вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго…

    2. вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна.

    3. вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны Эта группа также достаточно большая и коварная.

    4. вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать…

    5. вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам…, по слухам, по сведениям…, по мнению…, на мой взгляд, помнится…

    6. вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись…

    7. вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере…

    8. вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению…

    9. вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря…

    17.1. 1 НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ и поэтому не выделяются запятыми на письме следующие слова:

    буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вот, вон, вряд ли, все-таки, в конечном счете, едва ли, даже, именно, исключительно, как будто, как бы, как раз, между тем, почти, поэтому, потому, приблизительно, примерно, притом, причем, просто, решительно, словно… - в эту группу входят частицы и наречия, наиболее часто оказывающиеся ошибочно обособленными как вводные.

    по традиции, по совету…, по указанию…, по требованию…, по распоряжению…, по замыслу… - эти сочетания выступают в качестве необособленных (невыделяемых запятыми) членов предложения:

    По совету старшей сестры она решила поступить в МГУ.

    По распоряжению врача больной был посажен на строгую диету.

    17.1. 2 В зависимости от контекста одни и те же слова могут выступать то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения.

    МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖНО БЫТЬ, КАЖЕТСЯ (КАЗАЛОСЬ) выступают в качестве вводных, если указывают на степень достоверности сообщаемого:

    Может , я приду завтра? Нашего учителя нет уже два дня; может быть , он заболел. Ты, должно быть , в первый раз встречаешься с таким явлением. Я, кажется , его где-то видела.

    Эти же слова могут оказаться в роли сказуемых:

    Что мне может принести встреча с тобой? Как человек может быть столь необязательным ! Это должно быть твоим самостоятельным решением. Мне все это кажется очень подозрительным . Заметьте: никогда нельзя выбросить из предложения его сказуемое, а вводное слово - можно.

    ОЧЕВИДНО, ВОЗМОЖНО, ВИДНО оказываются вводными, если указывают на степень достоверности высказывания:

    Ты, очевидно , хочешь извиниться за свой поступок? В следующем месяце я, возможно , уеду отдыхать. Ты, видно , не хочешь рассказать нам всей правды?

    Эти же слова могут войти в состав сказуемых:

    Всем стало очевидно , что надо искать другой способ решения проблемы. Это стало возможно благодаря согласованным действиям пожарной бригады. Солнца не видно из-за туч.

    НАВЕРНО, ВЕРНО, ТОЧНО, ЕСТЕСТВЕННО оказываются вводными при указании на степень достоверности сообщаемого (в этом случае они взаимозаменяемы или могут быть заменены на близкие по смыслу слова этой группы) - Ты, наверно (=должно быть) , и не понимаешь, как важно сделать это вовремя. Вы, верно , и есть тот самый Сидоров? Она, точно , была красавицей. Все эти рассуждения, естественно , пока только наши предположения.

    Эти же слова оказываются членами предложения (обстоятельствами) – Он верно (=правильно, обстоятельство образа действия) перевел текст. Наверно не знаю (=наверняка, обстоятельство образа действия), но он должен был сделать это назло мне. Ученик точно (=правильно) решил задачу. Это естественно (=естественным образом) привело нас к единственно правильному ответу.

    КСТАТИ является вводным словом, если указывает на связь мыслей:

    Он хороший спортсмен. Кстати , учится он тоже хорошо.

    Это же слово выступает не как вводное в значении "заодно":

    Пойду прогуляюсь, кстати куплю хлеба.

    МЕЖДУ ПРОЧИМ оказывается вводным словом, указывая на связь мыслей:

    Ее родители, подруги и, между прочим , лучший друг против поездки.

    Это слово может употребляться как невводное в контексте:

    Он произнес длинную речь, в которой между прочим отметил, что вскоре станет нашим начальником.

    ПРЕЖДЕ ВСЕГО как вводное слово указывает на связь мыслей:

    Прежде всего (=во-первых), нужно ли вообще поднимать столь щекотливую тему?

    Это же слово может выступать как обстоятельство времени (=сначала):

    Прежде всего я хочу передать привет от твоих родителей.

    Нужно сказать, что в одной и той же фразе "прежде всего" может рассматриваться как вводное, так и нет в зависимости от воли автора.

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗУСЛОВНО, СОБСТВЕННО будут вводными, если указывают на степень достоверности сообщаемого:

    С этого холма, действительно (=точно, в самом деле, без всякого сомнения), открывался самый лучший вид. Несомненно (=в самом деле, действительно), ваш ребенок способен к музыке. Он, безусловно , читал этот роман. – или на прием оформления мыслей – Вот, собственно , и вся история.

    Эти же слова не являются вводными, если выступают в других значениях:

    Я и действительно таков, каким ты меня представляла (=в действительности, на самом деле). Он был несомненно талантливым композитором (=без сомнения, на самом деле). Она безусловно права, предлагая нам такой простой путь решения проблемы (=очень даже, вполне права). Я не имел ничего собственно против школы, но в эту идти не хотел (=вообще, именно). Слова "действительно" и "безусловно" в зависимости от интонации, предложенной говорящим, может в одном и том же контексте быть или вводным, или нет.

    И, потом , она оказалась знаменитостью. Далее , мы скажем о своих выводах. Таким образом (=итак), наши результаты ничуть не противоречат полученным другими учеными. Она умная, красивая и, наконец , она очень добра ко мне. Что же, в конце концов , вы от меня хотите? Обычно предложения, содержащие указанные выше слова, завершают ряд перечислений, сами слова имеет значение "и еще". В контексте выше могут встретиться слова "во-первых", "во-вторых", "с одной стороны" и т.д. "Таким образом" в значении вводного слова оказывается не только завершением перечисления, но и выводом.

    Эти же слова не выделяются как вводные в значениях: "таким образом" = "таким способом":

    Таким образом он и смог передвинуть тяжелый шкаф.

    Обычно в предыдущем контексте встречаются обстоятельства времени, например "сначала". "Потом" = "затем, после этого":

    А потом он стал известным ученым.

    "Наконец" = "под конец, напоследок, после всего, в результате всего":

    Наконец все дела были благополучно завершены. Обычно в этом значении к слову "наконец" может быть добавлена частица "-то", что невозможно сделать, если "наконец" является вводным словом. В тех же значениях, что указаны выше для "наконец", не является вводным сочетание "в конце концов":

    В конце концов (=в результате) соглашение было достигнуто.

    ОДНАКО является вводным, если стоит в середине или в конце предложения:

    Дождь, однако , шел уже вторую неделю, несмотря на прогнозы синоптиков. Как я его ловко, однако !

    "Однако" не оказывается вводным в начале предложения и в начале части сложного предложения, когда оно выступает в роли противительного союза (=но): Однако люди не хотели верить в его добрые намерения. Мы не надеялись на встречу, однако нам повезло.

    Обращаем внимание на то, что иногда слово «однако» может стоять и в начале предложения, но не выполнять функцию союза: Однако , это невероятно сложно.

    ВООБЩЕ является вводным в значении "вообще говоря", когда оно указывает на способ оформления мыслей:

    Его работы, вообще , представляет интерес только для узкого круга специалистов. В других значениях слово "вообще" является наречием в значении "в целом, совсем, во всех отношениях, при всех условиях, всегда":

    Островский для русского театра то же, что Пушкин для литературы вообще . По новому закону курить на рабочем месте вообще запрещено.

    ПО-МОЕМУ, ПО-ТВОЕМУ, ПО-НАШЕМУ, ПО-ВАШЕМУ являются вводными, указывая на источник сообщения:

    Ваш ребенок, по-моему , простудился. Это, по-вашему , что-то доказывает? Слово "по-своему" вводным не является: Он по-своему прав.

    КОНЕЧНО чаще всего является вводным, указывает на степень достоверности высказывания:

    Мы, конечно , готовы помочь тебе во всем.

    Иногда это слово не обособляется, если интонационно выделяется тоном уверенности, убежденности. В этом случае слово "конечно" считается усилительной частицей: Я конечно бы согласился, если бы ты предупредил меня заранее.

    ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ чаще является вводным и употребляется для оценки:

    Я, во всяком случае , не хотел бы вспоминать об этом. Эти слова, во всяком случае , свидетельствуют о серьезности его отношения к жизни.

    В значении "всегда, при любых обстоятельствах" это сочетание вводным не является:

    Я во всяком случае должен был встретить его сегодня и поговорить с ним.

    В САМОМ ДЕЛЕ чаще НЕ является вводным, выступая в значении "действительно" - Петя в самом деле хорошо разбирается в компьютерах. Я здесь в самом деле не при чем. Реже это словосочетание оказывается вводным, если служит для выражения недоумения, возмущения – Что это ты, в самом деле , строишь из себя умника?

    В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ может быть вводным, когда указывает на связь мыслей или на способ оформления мысли:

    Среди множества современных писателей интерес вызывает Владимир Сорокин, а среди его книг, в свою очередь , можно особо выделить "Роман". Попросив меня помочь ему в работе, он, в свою очередь , тоже не стал бездельничать. Это же словосочетание может быть невводным в значениях "в ответ", "со своей стороны" (= когда наступает очередь) – Маша в свою очередь рассказала о том, как она провела лето.

    ЗНАЧИТ является вводным, если оно может быть заменено словами "следовательно", "стало быть":

    Сообщение сложное, значит , его нужно передать сегодня. Дождь уже кончился, значит , мы можем идти гулять. Если она так упорно борется с нами, значит , она чувствует свою правоту.

    Это слово может оказаться сказуемым, близким по смыслу к "означает":

    Собака значит для него больше , чем жена. Когда по-настоящему дружишь с человеком, это значит , что ему во всем доверяешь. "Значит" может оказаться между подлежащим и сказуемым, особенно когда они выражены инфинитивами. В этом случае перед "значит" ставится тире:

    Обижаться - значит признавать себя слабым. Дружить - значит доверять своему другу.

    НАОБОРОТ является вводным, если указывает на связь мыслей:

    Он не хотел обижать её, а, наоборот , пытался попросить у неё прощения. Вместо того, чтобы заниматься спортом, она, наоборот , целый день сидит дома.

    Не является вводным сочетание "и наоборот", которое может выступать в качестве однородного члена предложения, оно употребляется как слово, замещающее целое предложение или его часть:

    Весною девушки меняются: брюнетки становятся блондинками и наоборот (т.е. блондинки брюнетками). Чем больше ты занимаешься, тем более высокие оценки получаешь, и наоборот (т.е. если занимаешься мало, оценки будут плохие; запятая перед "и" оказывается в конце части предложения – получается как бы сложносочиненное предложение, где "наоборот" замещает его вторую часть). Я знаю, что он выполнит мою просьбу и наоборот (т.е. я выполню его, перед "и" нет запятой, так как "наоборот" замещает однородное придаточное).

    ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ является вводным, если имеет значение оценки:

    Миша, по крайней мере , знает, как нужно себя вести, а не ковыряется вилкой в зубах.

    Это словосочетание может употребляться в значениях "не меньше чем", "самое меньшее", тогда оно не обособляется:

    Она по крайней мере будет знать, что её отец не зря прожил жизнь. По крайней мере пятеро из класса должны принять участие в лыжных гонках.

    С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ является вводным в значении "по мнению":

    С точки зрения моей бабушки , девушка не должна носить брюки. Её ответ, с точки зрения экзаменаторов , достоин самой высокой оценки.

    Тот же оборот может иметь значение "в отношении" и тогда вводным не является:

    Работа идет по плану с точки зрения сроков. Если оценивать поведение героев некоторых литературных произведений с точки зрения современной морали, то его следует считать безнравственным.

    В ЧАСТНОСТИ выделяется как вводное, если указывает на связь мыслей в высказывании: Её интересует, в частности , вопрос о вкладе этого ученого в развитие теории относительности. Фирма принимает активное участие в благотворительной деятельности и, в частности , помогает детскому дому № 187.

    Если сочетание В ЧАСТНОСТИ оказалось в начале или в конце присоединительной конструкции, то оно от этой конструкции не отделяется (об этом более подробно будет идти речь в следующем разделе):

    Я люблю книги о животных, в частности о собаках. Мои друзья, в частности Маша и Вадим, отдыхали этим летом в Испании. Указанное сочетание не выделяется как вводное, если оно соединено союзом "и" со словом "вообще":

    Разговор зашел о политике вообще и в частности о последних решениях правительства.

    ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ является вводным, когда служит для оценки какого-нибудь факта, его выделения в высказывании: Учебник следует переписать и, главным образом , добавить в него такие главы… Комната использовалась по торжественным случаям и, главным образом , для организации парадных обедов.

    Это сочетание может входить в состав присоединительной конструкции, в этом случае, если оно стоит в ее начале или в конце, не отделяется от самой конструкции запятой:

    Многие русские люди, главным образом представители интеллигенции, не верили обещаниям правительства.

    В значении "в первую очередь", "больше всего" это сочетание не является вводным и не обособляется:

    Он боялся сочинения главным образом из-за своей безграмотности. Мне в нем нравится главным образом его отношение к родителям.

    НАПРИМЕР всегда будет вводным, но оформляется по-разному. Оно может быть выделено запятыми с двух сторон:

    Павел Петрович человек крайне внимательный к своему внешнему виду, например , он тщательно ухаживает за своими ногтями. Если "например" оказывается в начале или в конце уже обособленного члена, то запятой от этого оборота оно не обособляется:

    Во многих больших городах, например в Москве, складывается неблагоприятная экологическая обстановка. Некоторые произведения русских писателей, например "Евгений Онегин" или "Война и мир", послужили основой для создания художественных фильмом не только в России, но и в других странах. Кроме того, после "например" может стоять двоеточие, если "например" стоит после обобщающего слова перед рядом однородных членов:

    Некоторые фрукты могут вызвать аллергию, например : апельсины, мандарины, ананас, красные ягоды.

    17.1.3 Существуют особые случаи постановки знаков препинания при вводных словах.

    Для выделения вводных слов и предложений могут использоваться не только запятые, но и тире, а также сочетания тире и запятой.

    Эти случаи не входят в курс средней школы и в заданиях ЕГЭ не используются. Но некоторые обороты, часто используемые, нужно запомнить. Приводим примеры из Справочника по пунктуации Розенталя.

    Так, если вводное сочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста), то оно выделяется запятой и тире: Макаренко неоднократно подчёркивал, что педагогика основана, с одной стороны , на безграничном доверии к человеку, а с другой - на высоких к нему требованиях; Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны , чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой - чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться (запятая перед придаточной частью «поглощается» тире); С одной стороны , важно было принять срочное решение, но требовалась осторожность - с другой .

    17.2 Общее понятие об обращении и основное правило его выделения.

    Впервые включено в задания ЕГЭ в 2016-2017 году. Учащимся предстоит искать обращения в стихотворных произведениях, что значительно усложняет задачу.

    Обращения - это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией: Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью . Обращения обычно выражаются одушевленными существительными, а также прилагательными и причастиями в значении существительных. Например: Жизнью пользуйся, живущий . В художественной речи обращениями могут быть и существительные неодушевленные. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило ; Не шуми ты, рожь , спелым колосом .

    Личные местоимения ты и вы , как правило, выступают не в роли обращения , а в роли подлежащего: Простите, мирные долины , и вы , знакомых гор вершины , и вы , знакомые леса !

    17.1.2. Существуют и более сложные правила выделения обращений.

    1. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы): Старик! О прежнем позабудь; Молодой уроженец Неаполя! Что оставил в России ты на поле?

    2. Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после него - тот знак препинания, который требуется содержанием и интонацией предложения: Думай же, мастер культуры ; Привет вам, люди мирного труда!; Ты здесь, миленький? ; Свинья ты, братец

    3.Повторяющиеся обращения разделяются запятой или восклицательным знаком: Степь широкая, степь безлюдная , отчего ты так смотришь пасмурно?; Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! ; Васька! Васька! Васька! Здорово!

    4.Однородные обращения, соединенные союзом и или да , запятой не разделяются: Пойте, люди, города и реки! Пойте, горы, степи и поля! ; Здравствуй, солнце да утро весёлое!

    5. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми: Иван Ильич , распорядись, братец , насчёт закуски; …Я потому, Фома , не лучше ли, брат , расстаться?

    6. Если распространенное обращение «разорвано» другими словами - членами предложения, то каждая часть обращения выделяется запятыми по общему правилу: Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг! ; За кровь и слёзы жаждавший расплаты , тебя мы видим, сорок первый год .