100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Феномен креативности понимается наукой по-разному, в зависимости от того, что оказывается в центре рассмотрения: креативная личность, креативный продукт или креативный процесс.

Творческие личности предпочитают многоплановость и многосторонность. Они переживают более дифференцировано и широко, более независимы в своих суждениях, самоуверенны и доминантны, сопротивляются подавлению и ограничению. Они открыты, с большим чувством юмора, любопытны, чутки и поэтому меньше склонны к предубеждениям. В своем мышлении они отличаются богатой фантазией, гибкостью и оригинальностью, тщательно разрабатывают свои идеи.

Эти свойства в большей или меньшей мере заложены в каждом из нас, но не каждый осмеливается их реализовать, поскольку часто эти задатки глубоко скрыты под привычками и предрассудками, боязнью потерпеть неудачу или не быть принятым обществом.

К личностному аспекту исследования креативности принадлежит также проблема мотивации.

Сегодня в креативном процессе (как и в процессе решения проблемы) различают четыре фазы:

1) подготовительная фаза с установлением проблемы и сбором материала;

2) инкубационная фаза, в которой имеющееся знание сталкивается с проблемой и собранным материалом, образуя новые отношения;

3) фаза понимания, в которой приходит решение;

4) фаза проверки, в которой испытывается и проверяется,
действительно ли понимание является новым, релевантно ли оно проблеме,
расширяет ли оно индивидуальные рамки и применимо ли оно.

Интеллект способствует приспособлению изученного к различным ситуациям. Креативность не довольствуется приспособлением. Она стремится реализовать весь имеющийся потенциал в соответствии с ситуацией. Коэффициент интеллекта, который многие десятилетия был единственным масштабом для оценки одаренности, был поставлен под сомнения исследованиями Гарднера, Штернберга и Фельдмана. Он слишком ограничен, чтобы охватить многосторонность одаренности и таланта. Но креативность не приравнивается к коэффициенту интеллекта; она идет дальше него. Она рассматривается как нечто специфическое, особенное, как, например, математическое или социальное дарование, а не как общий, подобный интеллекту, фактор.

Креативность изменяет какую-либо область благодаря тому новому, что вносит личность. Для этого креативная личность нуждается в сотрудничестве с обществом, в признании культурных агентов из этой области, так как, согласно Ш. Фельдман, самый креативно одаренный человек не способен к социальной и культурной оценке своей собственной креативности. Он справедливо считает, что должно быть сделано многое для воспитания таких экспертов, которые обладают креативностью, а не только хорошими знаниями.

2. Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых - тесты Гилфорда, Торранса и Медника.

Несмотря на желание противопоставить творческое мышление и интеллект, на практике тесты креативности строились по тому же принципу, что и интеллектуальные тесты, т. е. были тестами скорости и жестко заданного содержания Гилфорд , первым создавший тесты диагностики дивергентного мышления, не смог добиться высоких показателей их валидности.

Е. П. Торренс , создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Но и в этих тестах содержание творческого процесса и время решения теста были ограничены. Так, например, при определении главного фактора креативности - "чувствительности к проблемам" - испытуемый в течение 10 минут должен был письменно перечислить все возможные проблемы, которые могут возникнуть в двух ситуациях: во время купания в ванне и при выполнении домашнего задания. Самое большее, что можно получить с помощью такого теста, - это выявить быстроту и подвижность ассоциаций и степень остроумия.

Исследователи считают, что основной недостаток тестов на креативность - неучет личностных факторов Вероятно, измерить креативность можно с помощью не тестов, а отдельных актов творчества.

Тем не менее, тестирование творческих способностей довольно широко распространено в настоящее время в США как одно из направлений поиска одаренных детей с целью обучения их по специальным программам Оценка творческих способностей детей в основном проводится на основе методик Торренса . Этих методик несколько. Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление созданы в 1966 г. Они являются невербальными и предназначены для диагностики таких параметров мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестами предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин (на основе изображения ярко раскрашенной фигуры неправильной формы), завершение картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений. Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966) предназначен для диагностики детей, начиная с 5 лет, и взрослых таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения. Еще один, наиболее поздний по времени создания тест на определение творческих способностей в действии и движении для дошкольников был разработан Торренсом в 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком - либо помещении. Показателями творчества выступают легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.

Поскольку использование одних только результатов тестирования в целях выявления юных дарований недостаточно (о чем уже шла речь выше), исследователи использовали наряду с ними данные непосредственных наблюдений за поведением детей, а также опросов родителей и воспитателей.

Тест Изучение словесной ассоциативной способности. Данная методика предложена американским психологом С.Медником в 1962 году и адаптирована в России Т.В.Галкиной и Л.Г.Алексеевой.

Задания рассчитаны на возраст 12 -14 лет.

Основными характеристиками, определяющими успешное выполнение теста, являются быстрота построения ассоциаций, оригинальность ассоциаций, целенаправленность ассоциирования.

В качестве стимульного материала в тесте используются 39 словесных триад. Элементы каждой триады принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям.

Перед основными заданиями обязательно проводится разминка (тренировочная серия). Вторая серия заданий проводится с детьми через 3-5 дней после первой серии.

Тест проводится индивидуально или группами по 5-7 человек. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых записываются и ответы.

Инструкция к тесту

«Сейчас я предложу вам небольшие словесные задания. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть заданий и представили себе ход их решения. Я даю вам два слова, вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло бы составить с ним словосочетание. Например, вам даются слова: деревянная, пионерская. Ответом могут служить слова: линейка, комната. Какие еще слова вы можете предложить? Возьмем другую пару: горячая, кафельная. Ответ: плитка.

Вы можете менять слова-стимулы грамматически: горячий пол, кафельный пол».

Детям предлагаются карточки с заданиями разминки, которые они последовательно решают, записывая ответы на самих карточках.

Задания разминки:

  • фирменные, рекордные;
  • детская, чернильница;
  • изящная, шахматная;
  • бумажный, осенний;
  • вкусный, английский.

Во время разминки ведущий постоянно обсуждает с детьми возможность-невозможность употребления определенных выражений. Он подводит испытуемого к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний.

В данной работе, наряду с задачей изучения теоретических основ воображения и креативности на основе литературы, мы ставили перед собой цель выявить уровень креативности испытуемых. Для этого мы использовали методику Торренса, в основе которой лежит способность к дивергентному мышлению, к преобразованиям и ассоциированию. Модель креативности Торренса универсальна. Основные показатели креативности - беглость, гибкость, оригинальность и разработанность - ярко проявляются в художественной деятельности в различные возрастные периоды развития личности. Тест творческого мышления Е.П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

Торренс использует несколько методик: первая обозначается как исследование вербального творческого мышления, вторая - изобразительного творческого мышления, третья - словесно-звукового творческого мышления. Мы остановимся на исследовании креативного мышления. Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы: 1. тесты не допускают никаких изменений и дополнений. 2. во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу. 3. время выполнения формы теста - 10 минут.

В нашем исследовании участвовали 10 человек. Тест называется “Закончи рисунок”. Материалы и оборудование - простой карандаш и тестовый бланк, состоящий из 10-ти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы. В квадратах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Нужно придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Необходимо придумать названия для каждой картинки и написать его внизу.

После окончания исследования по методике Торренса мы обратились к экспресс-методу Д. Джонсона. Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения. После проведения теста Торренса, мы определили уровень креативности своих испытуемых и, пронаблюдав, смогли поставить каждому испытуемому баллы по 8-ми характеристикам:

1. чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, противоречивые особенности окружающего мира;

2. способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез;

3. использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, категории идей;

4. способность дополнять идею различными деталями;

5. оригинальность, нестандартность мышления, индивидуальный стиль;

6. способность к преобразованиям, развитию образов и идей, изобретательность;

7. эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, интерес, чувство юмора, творческая мотивация;

8. независимость мышления, ответственность за нестандартную позицию, самодостаточное поведение.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВЫВОДЫ

Так как основными показателями креативности являются беглость, гибкость, оригинальность и разработанность, то для определения оценки креативности испытуемых мы использовали именно эти критерии. Беглость - показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур и максимальный балл равен 10. Гибкость - показатель определяется числом различных категорий ответов. Оригинальность - при обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно частоте встречаемости одинаковых ответов. В нашем исследовании принимало участие 10 человек в возрасте от 16 до 20 лет.

Полученные данные по методике Торренса представлены нами в таблице:

Четверо испытуемых показали высокий уровень креативности, набрав максимальный балл по критериям беглость, гибкость мышления и оригинальность. Двое - показали большую скорость выполнения задания, но при этом не отличались оригинальностью. Остальные четыре человека отстали от других по времени, но их рисунки отличались разнообразием, т.е. гибкостью и некой оригинальностью.

Экспериментальная практика с использованием теста Торренса позволила нам в соответствии с задачами нашего исследования выявить креативность испытуемых. Методика Торренса удобна, проста, информативна и подходит под различные возрастные рамки развития личности. Тест позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Американский психолог и педагог
Основной вклад (чем известен): Торренс является отцом современного творчества», создателем Теста оценки Творческого Мышления Торренса (ТОТМТ), а также создал Программу «Решения проблем Будущего», .
Вклады: 1 . Творчество. Э.П. Торренс посвятил свою карьеру преподаванию и исследованию творчества. Его интерес к творчеству возник еще в 1937 году, когда он, работая учителем, заметил, что многие его неблагополучные ученики впоследствии стали успешными в жизни и работе. Еще во время службы в ВВС США (1951-57), он предложил основанное на процессе выживания определение творчества, согласно которому мужественный риск является сущностной характеристикой творчества.
Позже он определяет творчество как процесс восприятия пробелов или нарушений, недостающих элементов; формирование идей или гипотез о них; проверка этих гипотез; а также сообщение результатов, возможная модификация и повторное тестирование гипотез (1962).
2. Тест творческого мышления Торренса (TTМT) или Миннесотские Тесты оценки Творческого Мышления (MTОТМ)
2.1. Торренс со своими коллегами разработал широко известный Тест творческого мышления Торренса (TTМT), первоначальная версия которого была опубликована в 1966 году. При разработке данного теста Торренс опирался на работы Дж.Гилфорда (1950, 1956). Однако в отличие от последнего, он начал исследовать вербальную и невербальную активность, а также сгруппировал различные субтесты TTМT в три категории:
1. Вербальные задачи, использующие вербальные раздражители (стимулы); 2.Вербальные задачи с использованием невербальных раздражителей (стимулов); 3. Невербальные задачи (Фигурные формы).
2.2. Торренс разработал систему количественной оценкитворчества. Вначале он использовал четыре фактора дивергентного мышления введенные Дж. Гилфордом (1956):
1. Беглость. Общее количество поддающихся интерпретации, значимых, соответствующих решаемой задаче идей, сгенерированных в ответ на раздражитель.
2. Гибкость. Количество различных категорий соответствующих ответов.
3. Оригинальность. Статистическая редкость ответов.
4. Разработанность. Количество деталей в ответах. (1966, 1974).
2.3. Впоследствии Торренс решил усовершенствовать оценку невербальных тестов (фигурных форм). В третьем издании TTМT была исключена шкала Гибкости и добавлены две новые шкалы оценки: Сопротивление преждевременному завершению и Абстрактность названий (1984).
В рамках его системы невербальные тесты оценивались с помощью 5 измеряемых норм и 13 измеряемых критериев. Пять измеряемых норм включают в себя: беглость, оригинальность, абстрактность названий, разработанность и сопротивление преждевременному завершению. Измеряемые критерии включают: эмоциональное выражение, четкость формулировок при рассказе истории, движения или действия, выразительность названий, сопоставление неполных данных, сопоставление линий, кругов, неординарная визуализация, расширение или разрушение границ, юмор, богатство воображения, красочность воображения и фантазия.
2.4. Новейшая версия теста творческого мышления Торренса (Гофф и Торренс, 2002), направлена на измерение 4 способностей: 1. беглость речи, способность генерировать многочисленные идеи, относящиеся к деятельности. 2. оригинальность, способность генерировать редкие идеи. 3. разработанность, умение развивать идеи, относящиеся к деятельности. 4. гибкость, способность по-разному интерпретировать одинаковые стимулы.
2.5. Торренс и его коллеги провели Миннесотские Тесты оценки Творческого Мышления среди нескольких тысяч школьников. Они также завершили 40-летнее лонгитюдное исследование творчества, в котором участвовало 215 учащихся двух начальных школ Миннеаполиса в период 1958-1964 годов.
В то же время Торренс всегда осознавал, что использование TTCT, не в состоянии измерить сущностные аспекты творчества, и что высокий уровень измеренных творческих способностей только увеличивает шансы человека вести себя творчески.
3. Гипотеза порогового значения. Торренс предложил популярную модель которая получила название » Гипотеза порогового значения», согласно которой, в общей выборке, существует положительная корреляция между креативностью и интеллектом на низким уровне их развития, но подобная корреляция не проявляется на более высоких уровнях.
4. Программа «Решение проблем будущего». Торренс создал Программу «Решения проблем Будущего», а также разработал Инкубационную модель обучения, которая в настоящее время охватывает более 250 000 студентов в различных странах.
Эта программа стимулирует критическое и творческое мышление, расширяет представления о реальном мире, формирует видение будущего, интегрирует процесс решения проблем в учебные программы, развивает лидерские качества и способность к оценке.
Э.П. Торренс писал: «Я всегда интересовался путями расширения возможностей детей и методами освобождения их творческого потенциала, но сначала я должен был измерить этот потенциал. Так что я имею репутацию психометриста, хотя все это время я занимался развитием творчества» (1989).
Почётные звания, награды : Торренс был награжден премией Артура Липпера (World Olympics of the Mind) за выдающийся оригинальный вклад в развитие творчества. Он был внесен в список «Кто есть кто в мире». Торренс был ветераном армии США и членом Первой баптистской церкви г. Афины, США..
Основные труды: Торренс является автором более чем 2,000 книг, монографий, статей, отчетов, тестов, наглядных пособий и инструкций. 1. Torrance, E. P. (1962). Guiding creative talent. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. 2. Torrance, E. P. (1965). Rewarding Creative Behavior. Experiments in Classroom Creativity. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, Inc. 3. Torrance, E. P. (1966). 4. Torrance Tests of Creative Thinking: Norms technical manual (Research Edition). Princeton, NJ: Personnel Press. 5. Torrance, E. P. (1974). Norms-technical manual: Torrance Tests of Creative Thinking. Lexington, MA: Ginn and Company. 6. Torrance, E.P. (1974). Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc. 7. Torrance, E. P. (1979). The search for Satori and creativity. New York: Creative Education Foundation. 8. Torrance, E. P., & Safter, H. T. (1990). The Incubation Model: Getting beyond the aha! Buffalo, NY: Bearly. 10. Torrance, E. P., & Safter, H. T. (1999). Making the creative leap beyond. Buffalo, NY: Creative Education Foundation Press. 11. Torrance, E. P., & Sisk, D. A. (1997). Gifted and talented children in the regular classroom. Buffalo, NY: Creative Education Foundation Press. 12. Torrance, E. P. (1994). Creativity: Just wanting to know. Pretoria, Republic of South Africa: Benedic Books. 13. Torrance, E. P. (1995) Why Fly? A philosophy of creativity. Norwood, NJ: Ablex. 14. Torrance, E. P. (2001). Experiences in developing creativity measures: Insights, discoveries, decisions. Manuscript submitted for publication. 15. Goff, K., & Torrance, E. P. (2002). Abbreviated Torrance test for adults manual. Bensenville, IL: Scholastic. Testing Service, Inc.

Жизнь:

Происхождение: Торранс родился в горде Милледжвилл, штат Джорджия. Его родителями были Эллис и Джимми Пола Торренс. Его сестра Эллен родилась на четыре года позже.
Образование: Бакалавр (1940, Университет Мерсера), степень магистра в области педагогической психологии (1944, Миннесотcкий университет), доктор психологии (1951, Мичиганский университет).
Основные этапы профессиональной деятельности: В 1936 году он начал свою педагогическую деятельность в Профессиональном училище в Мидуэй и в 1937 году в Военном колледже штата Джорджия. В 1945 году он был призван в американскую армию где работал консультантом ветеранов — инвалидов в Центре консультирования при Университете Миннесоты.
В 1951 году он стал директором научного центра реабилитации ВВС США в Колорадо, а в 1958 году вернулся в Университет Миннесоты и до 1966 года занимал там пост директора Центра по исследованиям в области образования.
С 1966 по 1978 год Торренс работал заведующим, а с 1978 по 1984 профессором кафедры педагогической психологии в Университете штата Джорджия (UGA). В 1984 году он вышел на пенсию и, в том же году, в Университете Джорджии был учрежден Центр развития творчества и таланта имени Торренса.
Основные этапы личной жизни: В 1959 году, в возрасте 44 лет, он женился на Pansy Nigh (1913-1988), своей студентке, которая позже работала медсестрой-инструктором, была его помощницей и партнером.
Личность. Торренс обладал добродушным, деликатным и щедрым характером. Он был выдающимся наставником и учителем, всегда проявлял уважение к своим коллегам и студентам и всячески поддерживал их.
Эллис Пол Торренс умер в в 2003 году, в Афинах, штат Джорджия, в возрасте 87 лет.

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, - получить модель твор­ческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая - образное творческое мышление, третья - словесно-звуковое творче­ское мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных ва­риантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптиро­ванных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.

    Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие "импро­визации" требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные дан­ные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

    Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмо­сферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обста­новке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

    Оптимальный размер группы - 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтитель­ но индивидуальное тестирование.

    Бремя выполнения фигурной формы теста - 30 минут, Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

    Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.

Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это при­водит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях - количества ответов.

Вербальное творческое мышление (методика П.Торренса)

Вербальный буклет «А»

Задания 1-7

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы полу­чился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его ис­пользовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени - сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти зада­ния позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых со­бытиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью ска­зать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?

Рис.1

Задание 1. Задай вопросы

Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к это­му и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик про­ставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взгля­нув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Задание 2. Отгадай причины

Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изоб­раженного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся стро­ить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия

Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображен­ного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки - слона (рис. 2). Приду­май, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

Рис.2

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки)

Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничи­вай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы

Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о кар­тонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопро­сы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возмож­ным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

Приложение № 7.

Методика Торренса

Ф . И . О . ___________________ _ Дата .___________________

Возраст Класс Пол __________

Вырази свои идеи

с помощью рисунков !

Тебе предстоит выполнить три увлекательных задания . Тебе по - требуются воображение и творческие способности для того , чтобы придумать новые идеи и выразить их с помощью рисунков , изобра - жений . При выполнении каждого задания попробуй придумать что - то интересное и необычное , чего бы не смог придумать никто другой , кроме тебя . Постарайся дополнить и развить свои идеи так , чтобы у тебя получились интересные рассказы - картинки . Ты сможешь хоро - шо справиться с этими заданиями . Но главное , что ты получишь при этом настоящее удовольствие .

Время выполнения заданий будет ограничено , поэтому старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя появятся вопро - сы во время выполнения заданий , не задавай их с места . Подними руку , и ведущий к тебе подойдет .

СОЗДАНИЕ РИСУНКА

Возьми цветную фигуру . Придумай любое изображение , частью которого могла бы стать эта фигура . Ты можешь нарисовать любой предмет или целый рассказ .

Приклей эту фигуру на листе в любом месте - там , где тебе больше нравит­ся . А затем дорисуй ее карандашами или фломастерами так , чтобы получилась задуманная тобой картинка . Рисовать можно и внутри , и за пределами наклее­ нной фигуры .

Постарайся придумать такую картинку , которую никто другой придумать не сможет . Дополни ее разными деталями так , чтобы получилась как можно более интересная и увлекательная история .

Когда ты закончишь свой рисунок , придумай к нему название и запиши его внизу страницы . Постарайся , чтобы название было интересным , необычным и помогало понять то , что ты нарисовал .

На выполнение задания отводится 10 минут . Старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя возникли вопросы , задай их сейчас .

Начинай работать над рисунком . Сделай его не похожим на другие , пусть он расскажет увлекательную и необычную историю .

3

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры . Если ты доба­ вишь к ним дополнительные линии , у тебя могут получиться интересные пред­ меты или истории .

Старайся нарисовать такие картинки , которые бы не смог придумать никто , кроме тебя . Делай каждую картинку подробной и интересной , добавляя к ней разные детали .

Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу .

На выполнение задания отводится 10 минут . Старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя возникли вопросы , задай их сейчас .

Начинай работать над рисунками .

4

5

ПОВТОРЯЮЩИ ЛИНИИ

На этих трех страницах изображены пары прямых линий . Нарисуй как можно больше предметов или историй , используя эти линии .

Прямые линии должны быть основной частью того , что ты хочешь нарисо­вать . К каждой паре линий с помощью карандашей или фломастеров добавь другие линии так , чтобы получились законченные изображения . Можно рисо­ вать между линиями , над линиями - везде , где ты захочешь .

Старайся придумать такие рисунки , которые бы не смог придумать никто , кроме тебя . Нарисуй как можно больше различных картинок , вырази все идеи , которые у тебя появятся .

Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу .

На выполнение задания отводится 10 минут . Старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя возникли вопросы , задай их сейчас .

Начинай работать над рисунками .

6

7

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Образная батарея

Б ЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф . И . О ._____________________ _ Дата ____________________

Возраст Класс _______________ Пол __________

Таблица 1. Суммирование первичных результатов . Стандартные баллы

субтеста

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Название

Замыкание

Образная креативность

Сумма баллов

Расчет стандартных баллов :


Таблица 2. Таблица перевода сырых баллов в обобщенные сырые баллы по фактору «Разработанность» .

1.

0-5

6-12

13-19

20-26

27-33

> 34

2.

0-8

9-17

18-28

29-39

40-50

> 51

3.

0-7

8-16

17-27

28-37

38-47

> 48

Графическое представление результатов


Заключение

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГ___________________

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Вербальная батарея

Б ЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф . И . О ._____________________ _ Дата ____________________

Возраст Класс _______________ Пол __________

Таблица 1.

ответа

Номер субтеста

1

2

3

4

5

6

7

Вопросы

Причины

Следствия

Улучшение предмета

Необычное использование

Необычные вопросы

Необычные ситуации

0

Кат

0

Кат

0

Кат

0

Кат

0

Кат

0

0

Сдвиг

Расчет стандартных баллов:

Таблица 2. Результаты первичной обработки

Беглость

Гибкость

Оригинальность

ВК

1

Вербальная креативность

2

3

4

5

6

7

Сумма баллов

Т-баллы

Заключение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГ ________________________

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Вербальная часть

Б ЛАНК ОТВЕТОВ

Ф . И . О ._____________________ _ Дата ___________________

Возраст Класс _______________ Пол __________

Перед тобой - несколько увлекательных заданий. Тебе потребуются воображение и творческие способности. С их помощью ты сможешь придумать новые идеи и выразить их словами.

У этих заданий нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно, чтобы ты приду­ мал как можно больше идей и получил от этого настоящее удовольствие. Постарайся, чтобы твои идеи получились интересными и необычными - такими, которые не придумал бы ни­ кто, кроме тебя!

Время выполнения каждого задания будет ограничено. Постарайся работать быстро, но без лишней спешки.

Если ты напишешь все свои идеи, а время выполнения задания еще не кончится, жди сле­ дующей инструкции. Иногда во время такого спокойного ожидания в голову приходят но­ вые идеи, которые ты сможешь добавить к уже имеющимся.

Если у тебя появятся вопросы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Под­ ними руку, и ведущий к тебе подойдет.

Задания №№ 1-3: Вопросы, Причины, Следствия.

В первых трех заданиях тебе необходимо показать, насколько хорошо ты умеешь задавать вопросы, когда хочешь выяснить что-либо, насколько хорошо ты умеешь догадываться о причинах и последствиях различных событий.

Посмотри на картинку на следующей странице. Что на ней происходит? О чем ты можешь сказать с уверенностью? Какой информации тебе не хватает, чтобы понять, что происходит? Что могло быть причиной поведения героя? Что из этого может получиться дальше?

Теперь переверни страницу и выполни задания. На каждое задание отводится 5 минут. Начало работы над каждым заданием будет объявлять ведущий.

Задание №1: Вопросы

На Бланке ответов запиши как можно больше вопросов, которые помогли бы тебе точно понять, что происходит на картинке.

Не задавай таких вопросов, на которые легко найти ответ в самом рисунке.

Задание №2: Причины

Почему, как ты думаешь, произошло то, что изображено на рисунке? Придумай как мож­ но больше причин происходящего.

Это могут быть события, произошедшие недавно. А также события, случившиеся очень давно. Главное, что они послужили причиной того, что изображено на рисунке.

Перечисли все возможные причины на Бланке ответов. Будь смелым в своих догадках и предположениях.

Задание №3: Следствия

Что может произойти потом? Придумай как можно больше последствий изображенного на рисунке.

Это могут быть события, которые произойдут сразу после изображенной ситуации, или события далекого будущего. Главное, что они будут результатом того, что нарисовано.

Перечисли все возможные последствия на Бланке ответов. Будь смелым в своих догадках и предположениях.


Задание №4: Улучшение предмета

Как можно изменить этого игрушечного слона для того, чтобы детям (например, твоей младшей сестре или брату) стало интереснее играть с ним?

Придумай самые удачные, оригинальные и необычные способы изменения слона. Не бес­ покойся о том, насколько сложно будет осуществить твои изменения. Думай только о том, как можно улучшить эту игрушку.

Перечисли все возможные изменения слона на Бланке ответов.


Задание №5: Необычное использование

Почему люди выбрасывает пустые картонные коробки? Ведь можно придумать тысячи интересных и необычных способов их использования!

Попробуй это сделать! Придумай, как можно интересно и необычно использовать пустые картонные коробки - любого размера и в любом количестве. Не ограничивай свою фанта­ зию тем, что ты когда-то слышал или видел.

Придумай столько способов использования коробок, сколько ты сможешь, и запиши их на Бланке ответов.

Задание №6: Необычные вопросы

А теперь попробуй придумать как можно больше вопросов про эти картонные коробки. Придумай самые разнообразные вопросы, которые бы вызывали интерес к картонным ко­ робкам у окружающих. Постарайся, чтобы вопросы касались таких свойств картонных ко­ робок, о которых никто никогда не задумывался.

Запиши все придуманные тобой вопросы на Бланке ответов.

Задание №7: Необычная ситуация

Эта ситуация, скорее всего, никогда не произойдет. Однако тебе надо представить, что это все-таки случилось. Пофантазируй. Какие удивительные вещи произошли бы тогда? Какие последствия могла бы иметь эта ситуация?

Посмотри на картинку внизу. На ней нарисована эта невероятная ситуация: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до самой поверхности земли. Что может произой­ти в этом случае?

Предложи как можно больше вариантов и запиши их на Бланке ответов.