Берт Хеллингер и его метод

Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер родился в католической семье 16 декабря 1925 года в Лаймен (Баден, Германия). Он стал широко известен благодаря терапевтическому методу, называемому системно-семейные расстановки. Множество практикующих профессионалов во всем мире продолжают успешно применять и адаптировать метод расстановок к ряду личных, организационных и политических ситуаций.

В возрасте десяти лет Берт Хеллингер покинул родной дом, чтобы учиться в школе при католическом монастыре. Позже Берт был посвящен в духовный сан и послан в Южную Африку в качестве миссионера, где прожил 16 лет. Он был приходским священником, учителем, и, наконец, директором большой школы для африканских учеников, нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Хеллингер стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

В начале 1960-х годов Берт Хеллингер принимал участие в сериях межрасового экуменического обучения в групповой динамике, проводимых англиканским духовенством. Инструкторы работали с направлением феноменологии - занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, страха и предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Их методы показывали, что есть возможность для примирения противоположностей через взаимное уважение. Однажды, один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, ваши идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для Хеллингера это была не просто философская загадка - остро чувствовал, как нацистский режим жертвовал человеческими существами ради идеалов. «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей”, говорил Берт Хеллингер.

После того, как он оставил свою работу священником, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. Берт Хеллингер изучал философию, богословие и педагогику.

В начале 1970-х годов Хеллингер прошел классический курс обучения психоанализу в Венской Ассоциации психоанализа (Wiener Arbeitskreis für Tiefenpsychologie). Он завершил свое обучение в Мюнхенском Институте по подготовке психоаналитиков (Münchner Arbeitsgemeinschaft für Psychoanalyse) и был принят в качестве практикующего члена в их профессиональную ассоциацию.

В 1973 Берт поехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Он интенсивно занимался изучением групповой динамики, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза и НЛП.

К 1980-м годам Берт выявил закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На основе сделанных открытий он разработал эффективные методы преодоления семейных конфликтов, которые приобретают все большую популярность, выходя за рамки семейного консультирования.

Проницательный взгляд и действия Берта Хеллингера обращены напрямую к душе, благодаря чему высвобождаются силы такой интенсивности, какие редко увидишь на психотерапии. Его идеи и открытия в области переплетений, охватывающих несколько поколений, открывают новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями, а его решения, найденные благодаря методу «семейной расстановки», трогательны, поразительно просты и очень эффективны.

Берт согласился записать и отредактировать серию записанного материала с семинаров для немецкого психиатра Гюнтхарда Вебера. Вебер опубликовал книгу сам в 1993 году под названием Zweierlei Gluck ["Два рода счастья"]. Книгу приняли с энтузиазмом, и она быстро стала национальным бестселлером.

Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера. Он много путешествует, читает лекции, проводит обучающие курсы и семинары в Европе, США, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Берт Хеллингер - особая, знаковая фигура современной психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.

Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня, с помощью системной работы по Б.Хеллингеру, можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад ставили в тупик даже самых опытных специалистов.


Метод системной расстановки по Хелингеру.

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви .

Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все чаще метод семейной расстановки применяется для принятия решений в бизнесе и организационных решений ("организационные расстановки" или "бизнес-расстановки").

С какими проблемами работает метод расстановок Хеллингера?

В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки.

Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем «с собой» поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.

Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.

Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.

Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечивает надежный тыл и позволяет использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.

Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного счастливее.

Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт

Практикуя феноменологический подход, Хеллингер указывает на различные аспекты совести, которая выступает как "орган равновесия", с помощью которого мы способны почувствовать живем ли мы в согласии с нашей системой или нет.

Ключевые слова в семейной терапии Хеллингера - совесть и порядки. Совесть охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Иметь спокойную совесть означает только одно: я уверен, что я еще принадлежу к моей системе. А "неспокойная совесть" означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Совесть реагирует не только на право принадлежности к системе, но и на равновесие между количеством того, что индивидуум отдал другим членам в своей системе, и тем, что он получил от них.

Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины. Хеллингер выделяет важный аспект совести - осознаваемую и неосознаваемую, бессознательную совесть. Когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты.

Конфликт между этими двумя типами совести - основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной - например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь.

К этим выводам Хеллингер пришел не только благодаря использованию феноменологического метода, но и благодаря большому практическому опыту, полученному во время расстановок семей.

Удивительным фактом, полученным путем участия в расстановке, является тот факт, что создающееся силовое поле или "управляющая знающая Душа" находит такие решения, которые значительно превышают те, что мы могли бы выдумать сами. Их воздействие гораздо сильнее того, что мы могли бы достичь путем спланированных действий.

С точки зрения системной семейной терапии чувства, мысли, поступки человека определяются системой. Индивидуальные события определяются системой. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе - нашей родной семье - и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и, в конце концов, наступает черед системы универсальной. В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Привязанность - это первое базовое условие, чтобы отношения сложились. Первичная любовь, привязанность ребенка к родителям.

Сбалансированность "давать" и "брать".

Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.

Когда равновесие невозможно.

Это уравновешивание "давать" и "брать" возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между "брать" и "давать", ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям. Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению. При этом ребенок заботится о своих родителях столько, сколько он считает нужным.

В качестве примера можно привести грузинскую притчу:

Мать - орлица вырастила трех птенцов и теперь готовит их к полету. Она спрашивает первого птенца: "Ты будешь обо мне заботиться?". "Да, мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я буду о тебе заботиться", - отвечает первый птенец. Та отпускает его, и он летит в пропасть. Такая же история и со вторым птенцом. Третий же отвечает: "Мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я позабочусь о своих детях".

Компенсация в негативном.

Если кто-то причиняет мне зло, и я причиняю ему ровно столько же, то отношения заканчиваются. Библейское "око за око". Если же я причиню ему немного меньше, то этим воздается должное не только справедливости, но и любви. Евангелие: Если тебя ударили по щеке, подставь другую. Иногда, чтобы спасти отношения, сердиться бывает необходимо. Но здесь это значит - злиться с любовью, потому что человеку важны эти отношения.

Для того, чтобы отношения могли продолжаться, существует правило: в позитивном отношении из предосторожности возвращают чуть больше, в негативном из предосторожности - чуть меньше. Если родители делают детям что-то плохое, то дети не могут в качестве компенсации вернуть, сделать им зло. У ребенка нет на это права, что бы ни сделали родители. Для этого слишком велик разрыв.

Однако можно решить проблему на более высоком уровне. Мы можем преодолеть это слепое принуждение к уравновешиванию через плохое при помощи более высокого порядка, а именно - одним из порядков любви. Не просто любви, а более высокого порядка любви, в рамках которого мы признаем и собственную судьбу и судьбу другого, любимого человека, двумя разными независимыми друг от друга судьбами и покоряемся им обеим со смирением.

В процессе расстановки семьи Хеллингер восстанавливает равновесие, тот порядок, который был нарушен в системе. При этом он описывает существующие порядки:

1. Принадлежности . К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:

Ребенок и его братья и сестры;

Родители и их братья и сестры;

Бабушки и дедушки;

Иногда еще кто-то из прабабушек и прадедушек.

Кроме того, родительской системе могут принадлежать мертворожденные дети, не рожденные дети из-за выкидыша или аборта.

Обычно жертвы принадлежат системе насильника и наоборот.

Для того, чтобы удачно сложились личные отношения, должны быть выполнены три условия: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Все, принадлежащие одному роду, обладают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом. Как только в системе появляется кто-то, кто говорит: "У меня больше прав принадлежать к этой системе, чем у тебя", он нарушает порядок и вносит в систему разлад. Если, к примеру, кто-то забывает рано умершую сестру или мертворожденного ребенка, а кто-то, как бы само собой, занимает место прежнего супруга и наивно исходит из того, что теперь у него больше прав на принадлежность, чем у того, кто освободил место, то он грешит против порядка. Потом это часто сказывается таким образом, что в одном или следующих поколений кто-то, сам того не замечая, повторяет судьбу того человека, которого лишили права на принадлежность.

Таким образом, принадлежность нарушается, если человека исключают из системы. Как это можно сделать? Можно сдать в психушку, написать отказ от родительских прав, развод, аборт, эмиграция, пропал без вести, потерян, умер и забыт.

Основная вина любой системы заключается в том, что она кого-то из системы исключает, хотя он имеет право к системе принадлежать, а правом на принадлежность обладают все указанные выше члены рода.

2. Закон целого числа . Любой отдельно взятый член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почетное место в его душе и сердце, если там они сохраняют все свое достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботится лишь о своем "я" и своем узком индивидуальном счастье, чувствует себя неполным.

Классический пример, связан с моими пациентами из неполных семей. В Российской культуре принято, что после развода дети чаще всего остаются c матерью. При этом отец как бы исключается из системы, и часто мать пытается вычеркнуть его из сознания ребенка. В результате, когда ребенок вырастает, он мало что знает о родном отце, потерявшем право принадлежать его системе. Ситуация может еще и усугубляться тем, что отчим будет пытаться претендовать на место родного отца в душе ребенка. Обычно, такие дети скованы и не уверены в себе, слабовольны, пассивны, имеют трудности в общении с людьми. Ощущение от такого пациента, что у него мало энергии, чтобы чего-то добиваться в жизни, эта энергия должна была бы идти от родного отца и его рода, но она блокирована.

Отсюда задача психотерапии: найти человека, в отношении которого была совершена несправедливость, и восстановить ее, вернуть его в систему.

3. Закон приоритета более раннего . Бытие определяется временем. С помощью времени оно получает ранг и структуру. Кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Поэтому родители идут перед детьми, а рожденный первым - перед рожденным вторым. Первый партнер имеет преимущество перед вторым.

Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, к примеру, сын пытается искупить вину отца или быть лучшим мужем для мамы, то он считает себя вправе делать то, на что права не имеет, и на подобную самонадеянность этот человек часто неосознанно реагирует потребностью в крушении или гибели. Поскольку это происходит в основном из любви, это не осознается нами как вина. Подобные взаимосвязи всегда играют некую роль там, где есть плохой конец, когда кто-то, например, сходит с ума, совершает самоубийство или становится преступником.

Предположим, что мужчина и женщина потеряли своих первых партнеров и у обоих есть дети, а теперь они женятся, и дети остаются с ними в новом браке. Тогда любовь мужа к его детям не может идти через новую жену, а любовь жены к ее детям не может идти через этого мужа. В этом случае любовь к собственному ребенку от предыдущих отношений обладает приоритетом перед любовью к партнеру. Это очень важный принцип. Нельзя привязываться к этому как к догме, но многие нарушения в отношениях, когда родители живут с детьми от предыдущих браков, происходят оттого, что партнер начинает к детям ревновать, а это неоправданно. Приоритет у детей. Если этот порядок признается, то все в большинстве случаев складывается удачно.

Правильный порядок почти неосязаем, и его нельзя провозгласить. Это нечто иное, чем правило игры, которое можно изменить. Порядки неизменны. Для порядка не имеет никакого значения, как я себя веду. Он всегда остается на месте. Я не могу его сломать, сломать я могу только себя. Он устанавливается на долгий или недолгий срок, и подчиняться порядку - это очень смиренное исполнение. Это не ограничение. Это похоже на то, как будто вы входите в реку, и она несет вас. В этом случае есть еще определенная свобода действий. Это нечто другое, чем когда порядок провозглашается.

4. Иерархия семейных систем . Для систем субординация противоположна иерархическому порядку в развитых отношениях. Новая система обладает приоритетом перед старой. Когда человек создает семью, то его новая семья имеет приоритет перед родными семьями супругов. Так показывает опыт.

Если у мужа или жены в то время, как они состоят в браке, рождается ребенок от другого партнера, то он или она должны покинуть этот брак и съехаться с новым партнером, как бы тяжело для всех это ни было. Но это же событие можно рассматривать и как расширение существующей системы. Тогда хотя новая система и появляется последней и партнеры должны оставаться в ней, по рангу эта система стоит ниже, чем прежняя. Тогда, например, у прежней жены приоритет перед новой. Тем не менее, новая - сменяет прежнюю.

5. Родовая совесть . Как личная совесть следит за соблюдением условий привязанности, сбалансированности и порядка, так существует и родовая или групповая совесть, та инстанция, которая охраняет систему, стоит на службе у рода в целом, следит за тем, чтобы система оставалась в порядке или приходила в порядок, и мстит за нарушения порядка в системе. Действует она совершенно по-иному. В то время как индивидуальная совесть проявляется через чувства комфорта и дискомфорта, удовольствия и неудовольствия, родовая совесть не чувствуется. Поэтому и найти решение здесь помогают не чувства, а только узнавание через постижение.

Эта родовая совесть заботится о тех людях, которых мы исключили из своей души и своего сознания, либо потому, что хотим воспротивиться их судьбе, либо потому, что другие члены семьи или рода провинились перед ними, а вина не была названа и уж подавно не принята и не искуплена. А может быть потому, что им пришлось платить за то, что мы взяли и получили, не поблагодарив их за это или не отдав им за это должное.

6. Любовь и порядок . Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью - например, так, как наставляет Нагорная проповедь. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью.

Любовь - часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок - туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву - место, где оно может прорасти и развиться.

7. Интимная сфера . Ребенок не должен знать никаких интимных подробностей любовной связи родителей. Это не его дело, не касается оно и третьих лиц. Если один из партнеров рассказывает кому-либо о подробностях своей интимной жизни, то это нарушение доверия, ведущее к дурным последствиям. Прежде всего, к разрушению связи. Интимные подробности принадлежат только тем, кто входит в эту связь. Например, недопустимо, чтобы мужчина рассказывал своей второй жене интимные подробности связи с первой женой. Все, что принадлежит интимной связи между мужчиной и женщиной, должно оставаться тайной. Если родители рассказывают обо все своим детям, это оборачивается дурными последствиями для детей. Так, в случае развода ребенка ставят перед фактом, и причины его не касаются. Нельзя и заставлять ребенка выбирать, с кем из родителей ему жить. Это слишком тяжелый для него груз. Лучше, когда ребенок остается с тем из родителей, кто больше уважает партнера, так как эту любовь он сможет передать ребенку.

Если у матери был аборт, то дети ничего не должны об этом знать. Это часть интимной связи родителей. Что касается терапевта, то ему тоже нужно рассказывать только то, что не роняло бы достоинство партнера. Иначе связь разрушится.

8. Баланс . Система стремится выровнять баланс: первыми стремятся выровнять его дети. Они стремятся защитить или начинают болеть. Болезнь часто представляет исключенного члена семьи.

Когда плохо выравнивается баланс, мы понимаем, куда девается любовь: любовь уходит, и она направлена на другой объект.

9. Инцест . Например, жена не простилась с первым партнером в душе, поэтому муж одинок. Тогда дочь говорит: я так люблю тебя, что заменю тебе маму. Происходит инцест. Если пациент жалуется на отца или мать, то сначала нужно восстановить в его глазах фигуру родителя.

У члена семьи есть три возможности любовью выровнять баланс:

1. Я тебя так люблю, что ухожу за тобой.
Так, клиентка с бронхиальной астмой рассказывала, что ей было три года, когда ее отец заболел сначала гриппом, потом пневмонией и, в конце концов, умер от пневмонии. После чего она также заболела гриппом и пневмонией и попала в реанимацию с приступом бронхиальной астмы.

2. Я тебя так люблю, что ухожу вместо тебя. Лучше я чем, ты.
Например, дочь не может принять мысль о том, что ее мама скоро умрет и умирает сама раньше матери.

3. Я тебя так люблю, что искуплю твою вину.
Родовая совесть стремится восстановить баланс, заботясь о тех, кто был исключен из системы, о непонятых и забытых, о тех, кому не отдали должное, и о тех, кто мертв.

Если кто-то, кто принадлежит системе, или кто-то, кто должен ей принадлежать, по каким-то причинная исключен из нее, если ему отказано в праве на принадлежность, так как другие его презирают или не хотят признавать, что он дал место появившимся позже или что они ему еще чем-то обязаны, то родовая совесть выбирает себе кого-то невиновного из рожденных позже, который под ее нажимом путем идентификации этому человеку подражает, причем подражает добросовестно. Он не выбирал себе это, он не замечает этого, и он не может сопротивляться. Он реанимирует, таким образом, чужую судьбу, судьбу того, кто был исключен, и еще раз проигрывает эту судьбу со всей ее виной, невиновностью и несчастьем, со всеми чувствами и всем, что сюда относится.

Другая ситуация, которая становится основной причиной нарушений на индивидуальном уровне, это "прерванное движение к…". Это ситуация, в которой человек в детском возрасте был остановлен в своем движении к какому-то лицу (чаще всего это мать). Это может быть связано с пребыванием в больнице или с разлукой, обусловленной другими причинами, либо с событиями, которые были связаны с сильным чувством отверженности.

И когда, будучи уже взрослым, этот человек идет к кому-то, то есть находится в "движении к…", в нем в какой-то момент поднимаются воспоминания о той ситуации, пусть просто как телесное воспоминание, но реагирует он теми чувствами и симптомами, как в детстве. Например, бронхиальная астма часто является проявлением прерванного движения к матери, и когда у астматика появляется угроза потери близкого человека, часто это возлюбленный (возлюбленная), то он реагирует сильным приступом бронхиальной астмы и попадает в реанимацию.

Это может быть также головная боль, судороги или принятие себе во вред важных решений (например: "Я никогда больше не проявлю слабость", или "Это все равно не поможет"). Вместо того чтобы продолжить "движение к…", пока оно не приведет к цели, человек отходит назад и начинает движение по кругу, пока не возвратится к тому же самому месту. В этом и есть тайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, у него появляется голос ребенка, и тогда можно спросить, сколько лет этому голосу. Обычно это ранняя неосознаваемая травма.

Решение здесь в том, чтобы этот человек снова стал тем ребенком, и уже, будучи тем ребенком, завершил прерванное тогда "движение к…". В этот момент клиент приобретает решающе новый опыт, и ему намного легче удаются последующие "движения к…".

Наилучшим образом эти, и многие другие темы, рассматриваются и разрешаются при практическом участии в системно-семейных расстановках по Хелингеру.

Литература:

Б. Хеллингер. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., Издательство Института Психотерапии, 2001г.

Б.Хеллингер. Порядки Любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. Институт Консультирования и системных решений, 2007г.

Статья подготовлена по материалам, найденным в свободном доступе в сети Интернет.

Системные расстановки - это сравнительно новая, но уже хорошо зарекомендовавшая свою эффективность, методика профессиональной помощи. Эта методика позволяет найти решения личных внутренних проблем отдельного человека и семьи вцелом, найти и устранить подсознательный конфликт, являющийся причиной хронического или психосоматического заболевания . Также, метод системных расстановок позволяет диагностировать проблемы взаимоотношений и взаимодействия в рабочих коллективах и любых других группах людей . Основа метода - это общее, коллективное подсознание, открытое еще Карлом Густавом Юнгом. Берт Хеллингер (основатель метода) называет этот феномен "знающим полем".

В настоящее время никто не будет отрицать тот факт, согласно которому поступками и мотивами человека управляют в том числе и различные неосознанные (подсознательные) сценарии. Метод системных семейных расстановок позволяет увидеть эти сценарии, проработать их, чтобы выйти из тех тупиков и ловушек, из которых мы не можем выйти осознанно.

Хеллингер, создавая метод семейных расстановок, основывался на изучении и синтезе различных школ психотерапии. В частности, он успешно использовал выводы школы психоанализа, гипнотерапии, «первичной терапии», традиционной семейной терапии и других направлений. Также, в основу метода легли собственные уникальные открытия ученого.

Одним из открытий Берта Хеллингера является осознание того факта, что внутри этой семейно-родовой системы существуют и действуют определенные законы . По этим законам существует, развивается и живет любая семейная система (Ваша тоже). Понимая эти законы, мы можем объяснить, на первый взгляд, необъяснимые поступки людей и события. Также, зная их, мы можем исправлять ситуацию в своей жизни. Подробнее о четырех главных законах семейной системы читайте ниже. Методы исправления ситуации и "разрешающие фразы" Вы можете увидеть в приведенных видеороликах и прочитать в книгах Берта Хеллингера.

Что такое системные нарушения и системная терапия в психологии? Как проводятся расстановки (видео):

Как проводит расстановки сам Берт Хеллингер (видео с его семинара)

Расстановка проводится по принципам системно-феноменологического подхода и представляет собой уникальный метод быстрой терапии , ориентированной на решение существующей проблемы. Она позволяет не только провести диагностику любой сложной жизненной ситуации, но и найти причины ее возникновения - увидеть, что же, на самом деле, происходит в глубине Души. А зная причину существующей проблемы, можно ее устранить…

4 закона, которые используются во время расстановок

Эти законы хорошо объясняет на своем семинаре ЭЛИНА ЗИЦЕР, семейный системный психолог, расстановщик:

Более глубоко и подробно о том, что происходит в душе человека во время расстановок.

Просто посмотрев это видео можно понять причины проблем в своей жизни:

Почему ребенок постоянно болеет?

Наглядная иллюстрация по теории законов, открытых Бертом Хеллингером:

Что такое расстановки в классическом формате Б. Хеллингера? Какие виды расстановок бывают? Откуда расстановки появились? Какие методики были родоначальниками. Чем отличаются расстановки по Хеллингеру от метода психодрамы?

Интервью с основателем метода - Бертом Хеллингером

Метод семейных расстановок - как он появился? Что такое расстановки? Как они делаются? Примеры из расстановок (почему ребенок не хотел учиться, как влияют прошлые связи родителей на поведение детей и что нужно сделать родителям, чтобы освободить своих детей от этого влияния, как влияют аборты на ныне живущих детей и что можно сделать, чтобы этого влияния небыло).

Духовные аспекты семейных (системных) расстановок, совесть, порядки любви. Где применяются расстановки? Как удается любовь между мужчиной и женщиной?

В истории психологии и психиатрии есть несколько знаковых имён: Фрейд, Юнг, Павлов, Роджерс, Гроф... Сегодня в гостях у Андрея Ермошина (ведущего телепередачи "Взрослые игры") человек, который находится в этом ряду первооткрывателей в области психотерапии. Это профессор из Германии, автор метода семейных расстановок, Берт Хеллингер . Собеседники обсуждают духовные измерения его работы, те, почти мистические, явления, которые наблюдаются в практике расстановок. В беседе затронуты и аспекты взаимоотношений мужчины и женщины, почему возникает конфликт, как сделать отношения действительно близкими.

Нужно ли делать расстановку или воспользоваться другим методом? От чего зависит результат?

В самом начале с человеком идёт небольшая консультация по поводу его проблемы, задаются вопросы и выясняется насколько метод расстановки адекватен данной ситуации. Если проблема «странная», её причины не видны в текущей жизни человека, то лучше сделать расстановку. Иногда делается диагностическая расстановка - чтобы посмотреть что происходит в системе. Для того чтобы расстановка лучше прошла, у клиента должна быть сильная потребность и личное глубинное желание устранить проблему. Когда человека кто-то привёл или подталкивает сделать, то делать расстановку не стоит, она просто "зависнет" и будет прервана расстановщиком из-за отсутствия динамики (энергии для изменений), человек сам должен «созреть».

Что такое "разрешающие фразы" в расстановках?

Разрешающие фразы, это фразы направленные на решение ситуации в расстановке, устранение переплетений. Они проявляют то, что есть на самом деле. Например, признание дочерью иерархии и своего места в системе: «Мама, ты - большая, а я - маленькая. Ты - даешь, а я - беру» (также может совершаться какое-либо действие для закрепления, в данном случае может быть поклон). Или: «я поступаю с сыном, также как ты поступал со мной, папа». Еще: «я родился ценой твоей смерти. Я принимаю и сделаю со своей жизнью что-нибудь хорошее, в память о тебе». Разрешающие фразы зависят от контекста, от того что происходит в системе. Чтобы возник терапевтический эффект, необходимо чтобы фраза была не просто сказана, а прочувствована.

  • Вот хорошая статья с ответами на многие вопросы: книгасилы.рф/book/268
  • Книги Берта Хеллингера (их легко найти и скачать в интернете)

Как научиться расстановкам, тонкие духовные моменты, обзор расстановочных методик и принципов

Это удивительное интервью Елены Веселаго (ученицы Б.Хеллингера, расстановщика с огромным стажем и основателя своей школы) затрагивает не только "расстановочные" темы, но и прикладные, изложенные с точки зрения системных принципов. Например: Как психологам эффективнее искать клиентов. "Люди приходят в психологию, когда внутри есть что-то, что требует исцеления." Кто такой расстановщик - шаман или психолог? "Я использую и те и другие методы и не вижу в этом никакого противоречия". О проблемах в некоторых направлениях психотерапии. "Многие забыли про душу".

Системные семейные расстановки – метод психотерапии немецкого философа Берта Хеллингера, в основе которого лежат три закона: закон принадлежности (связи), закон иерархии (порядка) и закон баланса давать-брать (обмена). Техника психологической расстановки по Хеллингеру хороша тем, что:

  • экономит время и деньги клиента, позволяя найти причину проблемы и ее решение в течение одного-двух сеансов, тогда как другие способы могли быть бесполезными;
  • дает возможность заглянуть настолько глубоко в семейную систему клиента, почерпнув информацию о жизни и сценариях прошлых поколений, что иногда результат от терапии поражает даже самих специалистов-расстановщиков.

Центр семейного консультирования «Ольвия» в Москве предлагает более 20 психотерапевтических практик, среди которых семейные, индивидуальные, родовые и многие другие психологические системные расстановки по методу Берта Хеллингера, собранные для вас в одном месте.

Системные расстановки помогают сделать жизнь человека счастливой, а именно:

  • осознать скрытые причины конфликтов между супругами, «отцами и детьми» и обрести гармонию в отношениях;
  • определить и устранить причины заболеваний (улучшить самочувствие, избавиться от симптомов, выздороветь);
  • решить проблемы в личной жизни (избавиться от одиночества и построить счастливые отношения с партнером);
  • выявить и устранить причины страха перед деньгами и разрешить себе стать богатым и успешным;
  • выбрать наиболее подходящего партнёра по бизнесу или проект для инвестиции средств;
  • понять и устранить причины повторяющихся в жизни негативных событий (сценариев);
  • определить своё призвание, понять, чем лучше всего заниматься в жизни;
  • выбрать оптимальное решение в сложной ситуации, условиях недостатка информации и многое другое.

Специалисты Центра «Ольвия» не только проводят ежедневные сеансы расстановок, которые проходят в дружелюбной атмосфере взаимопонимания, поддержки и сочувствия, – мы создали для вас специальный тренинг, направленный на обучение системным расстановкам по Хеллингеру по весьма демократичной для Москвы цене.

Групповые системные расстановки – интересный и часто непредсказуемый процесс, который можно разделить на несколько этапов:

  • беседу с клиентом, в ходе которой выясняется суть проблемы, его взаимоотношения с семьей, а также необходимые, по мнению специалиста, семейные подробности;
  • выбор заместителей членов семьи среди других участников сеанса. Именно на этом этапе возникает феномен замещающего восприятия, когда участники начинают взаимодействовать между собой, как те люди, которых они замещают в расстановке;
  • работа по устранению причин проблемы. Для устранения нарушений законов семейных систем используются перестановки фигур и проговаривание разрешающих фраз, идёт признание действительного положения вещей.

Несколько примеров из системных семейных расстановок:

  • во время расстановок частей личности для девушки была выявлена часть, которая испытывала внутреннюю вину, печалилась и не хотела жить. Оказалось, что таким образом девушка вспоминает своих старших абортированных братьев и сестёр. «Они ничего не получили, как же я могу быть счастливой?» Внутреннее ощущение вины в том, что если бы они родились, то девушка, скорее всего, не появилась бы на свет, т.е. её рождение стоило жизни старшим братьям и сёстрам. Нежелание жить, стремление к смерти – компенсация, попытка искупить свою вину. После разговора с братьями и сестрами в расстановке, девушка осознала, что им не нужна её жертва, что им достаточно только памяти и уважения. К ней сразу вернулось ощущение радости и полноты жизни;
  • запрос – муж ушёл к другой. В расстановке следующая картина: папа с мамой клиентки идут в разных направлениях, дочь пытается удержать родителей вместе, муж отстраняется от этой ситуации. В последующей беседе выясняется, что её родители хотят разойтись, но женщина всеми силами не даёт этого сделать, забыла про мужа и пытается решить проблемы своих родителей. Предложение расстановщика клиентке – определиться с приоритетами: либо посвятить жизнь родителям и решению их проблем, либо сосредоточиться на отношениях с мужем (мужчиной). Выбор может сделать только она сама;
  • девушка пришла на семейную расстановку с вопросом о том, почему у мужчин, которые хорошо раньше зарабатывали, как только начинают с ней встречаться, сразу появляются проблемы с деньгами. Дело оказалось в том, что со стороны девушки не было ответного энергетического потока благодарности и спустя некоторое время мужчины становились обесточенными, подсознательно не хотели приносить деньги ей, т.к. не чувствовали отдачи.

Как и любой другой метод, системные семейные расстановки имеют свои ограничения в применении. Расстановки не панацея от всех бед, хотя сфера их применения очень широка. В некоторых случаях лучше подходят другие инструменты, индивидуальные для каждого человека, и об этом лучше всего поговорить со специалистом.Однако именно системные расстановки по методу Хеллингера позволяют выявить скрытые причины конфликтов в семейных системах, определить негативные влияния родовых сценариев.

Узнайте подробнее о том, какие виды расстановок проходят в Центре «Ольвия» и что подойдет именно вам, по телефонам, указанным в разделе «

Психологический метод немецкого доктора Берта Хеллингера заслужил признание специалистов разных направлений: педагогики, психотерапии, социологии, маркетинга. Уникальность заключается в простоте метода, способности находить корень проблем в различных сферах жизни человека, а также определять пути решения выявленных негативных состояний и ситуаций. Расстановки по Хеллингеру успешно используются в течение нескольких десятилетий. Однако данный метод имеет не только почитателей, но и противников, считающих, что система причиняет вред участникам программы.

Что такое системные расстановки

Учение представляет собой эффективную практику, которая введена в 1925 году немецким философом и психотерапевтом Бертом Хеллингером. Системные расстановки – это умение чувствовать, «сканировать» энергетическое и информационное поле проблемной ситуации. Метод Хеллингера основывается на врожденной способности людей ощущать. Ее доказательством являются наши чувства после случайных встреч с людьми. Некоторые пробуждают в нас исключительно положительные эмоции, после общения с другими хочется принять душ и смыть с себя негатив и раздражение.

Расстановки по Хеллингеру предполагают работу с группой людей. Каждый участник должен использовать природную способность «чувствовать» людей и проблемную ситуацию, которая была задана руководителем. Как правило, люди с легкостью считывают информацию о сложностях в разных сферах жизни у главного участника (человека, проблема которого прорабатывается).

Каждый из нас является взаимодополняющей частью единой системы. Люди связаны родовыми программами, семейными отношениями, религией, национальными традициями, дружескими связями, бизнес партнерством. Мы оказываем влияние и зависим друг от друга, ищем взаимопонимания и любви, однако среди огромного количества людей нередко чувствуем себя одинокими. Это самоощущение продиктовано состоянием оторванности: человек превозносит страдания и боль, собственную исключительность.

Установка Хеллингера служит простым методом, помогающим людям осознавать общность их проблем. С помощью расстановок участники программы могут избавиться от множества надуманных проблем, ментальных убеждений, раскрыв их первопричины. Как правило, ими являются разрушающие семейные программы и незаконченные проблемные ситуации в семье, оказывающие отрицательное влияние на судьбу человека. С помощью расстановок Хеллингера возможно раскрыть первопричины:

  • заболеваний (наркомании, алкоголизма, генетических болезней);
  • сложностей в семейных отношениях, во взаимоотношениях с противоположным полом;
  • разных фобий, депрессии, приступов паники;
  • бездетности (если нет бесплодия);
  • проблем в бизнесе;
  • нереализованности в жизни.

Какие бывают расстановки по методу Берта Хеллингера

Психологическая консультация, основывающаяся на любом подходе (классическом или системном), начинается с выявления проблемы клиента. На этом этапе специалист определяет, какой метод расстановки лучше применить. Система Хеллингера подразумевает несколько основных видов: семейные, структурные, организационные, клиентские и духовные расстановки. В чем их особенности и отличия?

Семейные

Вид расстановки подразумевает работу с семейными проблемами. Семейные расстановки по Б.Хеллингеру включают проработку внутриличностных конфликтов, родовых посланий, отрицательно влияющих на жизнь человека. Специалисты убеждены, что трудности многих клиентов объясняются травмами, которые были перенесены в границах семейной системы в прошлом. Проблемы нередко связаны со сбоем порядка иерархии или принципа «брать-давать» (желание родителей брать у детей, осознание детей своего превосходства над родителями и подобных).

Берт Хеллингер считал, что семейные травмы – главная причина любых проблем со здоровьем, в личной жизни или материальной сфере. Психотерапевт убежден, что корнем любой проблемы служит желание вычеркнуть (забыть) участников семейной травмы – как виновников, так и жертв. Это стремление исключить из памяти случившееся становится «возбудителем» разных проблемных ситуаций и неправильных ментальных программ у последующих поколений рода. Метод расстановок по Хеллингеру помогает отыскать скрытые причины нездорового состояния клиента и освободиться от них.

Структурные

Данный вид расстановок Хеллингера помогает наладить такие сферы жизни, как работа, финансы, болезни, избавиться от страхов. Метод чрезвычайно эффективен, если нельзя логически обосновать причину повторения одной и той же проблемы. Структурные расстановки помогают добывать глубинные причины проблемных ситуаций на уровень сознания. Программа подразумевает трансформацию человека – это позволяет ему самостоятельно меняться на глубинном уровне.

Организационные

Предназначены для решения проблем среди участников трудовых коллективов. Специальные области применения программы – это работа с бизнес-консультантами, авторами сценариев, научными работниками. Организационные расстановки методом Хеллингера подразумевают «проигрывание» ролей, главных черт характера, конкретных историй. Целью метода является сплочение коллектива для увеличения продуктивности работы команды или урегулирование внутренних конфликтов. Приоритетом организационных расстановок становятся сами работники, их общность.

Клиентские

Расстановки по методу Хеллингера направлены на людей, профессии которых подразумевают оказание помощи другим (врачи, социальные работники, психологи, учителя). Данный вид программы помогает рассмотреть взаимоотношения между помощниками и принимающими помощь. Посредством клиентских расстановок возможно увидеть, насколько эффективна эта поддержка, какие мотивы движут помогающим и, по желанию, скорректировать их.

Духовные

Учение позиционирует дух как то, что стимулирует развитие. Данная расстановка по методу Хеллингера определяет терапевта и участников инструментами для проявления духа. Методика несколько противоречит терапевтическим расстановкам, где основная роль отведена терапевту, ищущему решение проблемы клиента. Система не использует понятия «проблема» и «решение». Духовные расстановки рассматривают ситуацию посредством свободного движения сознания.

Законы порядка любви

Семейный метод расстановок основан на двух главных понятиях – совести и порядка. Психотерапевт в личной философии опирается на аспект совести, которая выступает анализатором и «органом равновесия» человека. Система будет работать хорошо только если совесть спокойна – тогда присутствует внутренняя уверенность, что семейная жизнь сложилась. Встревоженность означает, что человек не может больше принадлежать системе. Это понятие является детектором степени внутреннего равновесия.

Хеллингер делит совесть на бессознательную и осознаваемую. Если индивидуум поступает в согласии с последней, он нарушает правила бессознательной. Так, осознаваемая совесть дает нам оправдания, а бессознательная заставляет ощущать вину. Психотерапевт говорит, что конфликт между ними часто служит причиной проблем в семье. Отношения мужа и жены при таком конфликте будут разрушаться даже при наличии сильной любви.

Многие люди уверены, что установленные семейные порядки могут меняться под их влиянием или что над ними легко одержать верх, прилагая определенные усилия. Однако любовь не способна дать порядок, поскольку последний служит основополагающим принципом, а любовь – это лишь составляющая порядка. Так, любовь формируется исключительно внутри какого-либо порядка, а изменить его посредством собственных усилий невозможно.

Как проводится системная расстановка

Групповая терапия предполагает работу с каждым участником, которая может длиться от 30 до 90 минут. Продолжительность системной расстановки определяется в зависимости от количества запросов. Человек, проблема которого прорабатывается, сам определяет, кто из группы будет играть роли членов его семьи. К примеру, женщина, которая имеет проблемную ситуацию с мужем, выбирает участников на роль себя и супруга. Клиентка, под руководством собственных представлений и чувств, согласно инструкциям психотерапевта, расставляет участников по комнате.

В ходе программы происходят удивительные вещи: «заместители» (они же участники) на собственном опыте проживают чувства и эмоции членов семьи, роли которых выполняют. Так, незнакомые люди погружаются в ситуацию настолько глубоко, что могут ясно выразить происходящие с кем-то ситуации. Благодаря этому эффекту нет необходимости много рассказывать о событиях, которые происходили в семье клиента.

В чем опасность метода

Каждая профессия в определенной мере связана с опасностями. К примеру, непрофессиональный водитель может сбить пешехода, неопытный адвокат лишит человека свободы, неквалифицированный врач даст болезни убить пациента. По причине отсутствия опыта или низкой квалификации психолога клиент может потерять личностную целостность или психическое здоровье. В руках непрофессионала будет опасна даже психологическая работа.

Польза метода расстановок непосредственно связана с профессионализмом ведущего. Только опытный специалист определит, какой вариант системы лучше подходит к применению для конкретной личности, а какой может причинить вред или окажется бесполезным. С помощью расстановок по методу Хеллингера участники соприкасаются с личностями других людей, вживаясь в роли. Руководство психотерапевта делает процесс безопаснее для «актера», который без негативных последствий выйдет из заданной роли.

Особенности обучения методике

Школа расстановок заинтересует начинающих или практикующих психологов, семейных врачей, психотерапевтов, соцработников, педагогов и всех, кто работает с людьми. Основные методы обучения, которые используются в программе, включают теоретическую и практическую часть. Первая подразумевает изучение основ расстановки, чтение философских заметок, рассмотрение методических и морфогенетических предпосылок системы. Практическая часть содержит анализ конкретных ситуаций и работу посредством метода семейной расстановки.

В ходе курса обучения слушатели знакомятся с психологическими и философскими учениями метода расстановок. Учащиеся узнают о базовых предпосылках системы, к примеру, положительных условиях для развития здоровых семейных или рабочих отношений. Во время обучения рассматривается, как складываются или разрушаются любовные взаимоотношения. Участники курса могут изучать собственные проблемные ситуации сквозь призму расстановок Хеллингера и увидеть методы их решения.

Видео про системные расстановки по Хеллингеру

Современные психотерапевты убеждены, что метод максимально ценен в практике, а не теории. Однако чтобы достичь наилучших результатов групповой работы по расстановкам, нужно понять, в чем заключаются основные понятия и принципы системы. С помощью видео, размещенного ниже, вы получите базовые знания и представления о психологическом методе Хеллингера.

Расстановки по Хелленгеру

Метод системных расстановок по Берту Хеллингеру. Что это?

В последнее время все более набирает популярность метод психотерапии, который называется Системно-феноменологический подход Берта Хеллингера. Более простое название - "метод системных расстановок" или просто "расстановки".

Многие терапевты используют расстановки или отдельные их элементы в своей работе, и как показывает практика, этот метод является очень результативным и позволяет во многих случаях решить довольно сложные задачи, или проблемы в области взаимоотношений, здоровья, карьеры и т.д. Наши специалисты также используют этот метод в своей работе, в связи с чем, я счел необходимым кратко рассказать самое важное об этом методе, что позволит получить о нем достаточно полное представление. При этом я постараюсь описать метод как можно более простым языком, избегая мудреных научных терминов.

Основа

Берт Хеллингер (род. 1925 г.) с 1980 годов стал выявлять закономерности, которые приводят к конфликтам между членами семей и к тяжелым последствиям. На этой основе он разработал свой подход и метод системной семейной расстановки. К его исследованиям также подключались его ученики, коллеги, последователи. Каждый из них внес что-то свое в этот метод, обнаружив действие законов и закономерностей за пределами семейных отношений, в самых разнообразных сферах жизни и человеческой деятельности.

Какие проблемы и задачи могут решать расстановки?

Методом расстановок в настоящее время решаются возникающие конфликтные ситуации в семейных отношениях, межличностных отношениях, в организациях и на предприятиях, определяются корни многих серьезных психических и физических заболеваний, травм, суицидальных наклонностей, несчастных случаев. Запросом на расстановку могут быть также финансовые проблемы, неопределенность в жизни и отсутствие интереса к ней, определение своего жизненного предназначения, отсутствие детей в семьях, наследственные заболевания и т.д. В общем, запросом на расстановку должно быть что-то важное, ищущее решения, ответа. В запросе должна быть энергия, желание достижения результата, и чем яснее цель и больше это желание, тем успешнее и эффективнее будет достижение. Любая жизненная ситуация, любая проблема обязательно имеет свои корни, и если решать проблему поверхностно, то она прорастет вновь рано или поздно. Действительно изменить ситуацию можно только там, где она возникла, и этот метод помогает найти и место и решение.

Всегда ли помогает расстановка?

Как показывает практика, расстановка помогает как минимум в два раза эффективнее, чем некоторые другие методы терапии, Однако не надо думать, что нашлось средство для 100% решения всех проблем. Во-первых, необходима работа клиента во время расстановки и после нее, т.к. успех зависит на 50% от терапевта, на 50% от клиента. Последний увидит, откуда проблема пришла в жизнь, как и что надо теперь делать, но само действие и вся ответственность целиком лежит только на нём. Кстати, это основной принцип успешной терапии: она будет успешной только в том случае, если клиент всю ответственность за все, что происходит в его жизни берете на себя на 100%. Если же он продолжает кого-то обвинять в своих проблемах и неудачах, не торопится на терапию, он просто отдаст свои деньги, получив временный видимый эффект, и жизнь его вернёт к тому уроку, который он проходил, испытывая страдания.

Во-вторых, причины страданий могут быть слишком тяжелыми, т.е. человек совершил поступок, последствия которого должен прочувствовать на себе, искупить его. И у судьбы на человека есть свои планы, которые она пока не будет менять. Например, тяжелые заболевания в виде рака или СПИДа, особенно в запущенной форме излечиваются редко, и тут бывает необходимым принять свою судьбу, что также иногда ведет к исцелению. Хочу тут уточнить, что принять это не значит опустить руки, это означает взять ответственность на себя и именно это зачастую дает необходимые силы.

Что такое расстановка и как она проводится

Одно из преимуществ этого метода в том, что он позволяет работать сразу с большим количеством людей, оказывая свое воздействие не только на клиента, чей запрос рассматривается, но и на всех присутствующих и наблюдающих за расстановкой. Поэтому терапия проводится в группах от 8-10 человек, верхний предел группы не ограничен. Оптимальное количество участников 30-50 человек.

Группа рассаживается, образуя круг. На один из стульев садится также терапевт, стул справа от него остается свободным – это клиентское место. Перед началом работы, как правило, присутствующие по кругу представляются и озвучивают то чувство, с которым они пришли на терапию и также свой запрос или проблему, которую они хотят разрешить. Если работа проводится не с определенным клиентом, оговоренным заранее, то клиент находится среди присутствующих. Терапевт определяет, в каком из озвученных запросов есть энергия и желание решить проблему. Клиент садится рядом с терапевтом и с ним ведется короткая беседа, направленная на уточнение запроса, при этом терапевт смотрит, куда направлен запрос клиента, откуда могла возникнуть проблемная ситуация. Также, при необходимости уточняются некоторые подробности из жизни клиента, его родителей и предков.

Далее клиенту предлагается выбрать из числа присутствующих, заместителя для себя и для тех лиц, имеющих отношение к клиенту, которых определит терапевт (например, заместителей мамы и папы клиента). После этого клиенту предлагается расставить этих людей внутри круга так, как он это видит в своем представлении. Клиент берет сзади за плечи каждого из заместителей и размещает их каким-то образом внутри круга (согласно своему внутреннему образу), после чего садится на место. И вот тут начинается самое интересное, то, из-за чего расстановки называют мистическим процессом. Заместители, которых клиент разместил в поле, начинают испытывать те же чувства и эмоции, что и реальные люди, которых они сейчас замещают. Они начинают чувствовать по отношению друг к другу то, что чувствуют эти люди. Они могут видеть людей или события, имеющие отношение к этой ситуации, и тогда, терапевт, уточняя у клиента какие-либо детали, добавляет в расстановку заместителей этих людей или событий, которые в свою очередь начинают испытывать их чувства, эмоции и даже мысли. При этом не имеет значения, жив ли этот человек, которого представляет заместитель, или умер, так как поле проявляет в лице заместителя качества этого человека, его потребности и желания и т.д.

В ходе расстановки могут проявляться такие скрытые вещи, как количество абортов у женщины, наличие любовных связей вне брака и внебрачных детей, семейные тайны и тому подобное. В случаях, когда это возможно было выяснить и уточнить, подтверждается достоверность проявляемых событий. Терапевт, используя заместителей, направляет расстановку туда, откуда возникла причина проблемы и причина становится очевидной. Как правило, это происходит из-за нарушения определенных законов, неправильных действий, отторжения любви. После того, как причина проявляется, терапевт, пробуя различные варианты, ищет решение. При этом он меняет местоположение фигур в круге, расспрашивает их о чувствах и о том, как они при этом меняются. Конечный образ является решением для клиента, когда и он сам и все фигуры чувствуют реальное облегчение, избавление от тяжелого и гнетущего. Внутри клиента закрепляется внутренний исцеляющий образ – решение. И через некоторое время он начинает действовать в жизни. Принцип изменений в жизни таков: меняешься сам, меняется мир вокруг тебя. И расстановки очень наглядно демонстрируют, как этот принцип работает.

Через некоторое время после расстановки (или сразу) клиент чувствует, как его жизнь меняется, меняются люди и события, и приходит что-то совсем новое. И теперь уже он решает, как ему жить по-новому. В настоящее время наработан огромный практический опыт, когда в результате расстановки происходили удивительные, порой невероятные изменения в жизни участников.

При этом важно отметить, что результат расстановки оказывает влияние не только на клиента, но и на остальных участников. Похожие ситуации резонируют и дают свои результаты и у заместителей и у тех, кто наблюдает за расстановкой. Зачастую позитивный результат у присутствующих может быть даже больше чем у клиента.

Хочется также добавить, что расстановку лучше хоть один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать о ней, потому, что это действительно удивительный процесс очищения и избавления от негатива. И лучше всего об этом процессе расскажут собственные ощущения.

Всё новое - давно забытое старое...

История расстановок уходит корнями более 6000 лет назад, когда духовные учителя в некоторых религиозных направлениях, принимая своих учеников, ставили их на место того, с кем у ученика был конфликт, чтобы он мог прочувствовать того человека с кем конфликтует, его боль или обиду. Также в древней Греции, актеры перед выступлением приглашали специальных людей, которые вживались в роль персонажей и играли их чувства, эмоции, действия, а актеры наблюдали за своими героями, как будто они присутствовали тут и учились подражать им, перенимать их чувства, после чего они замечательно играли эти роли. Также история психологии и психотерапии может рассказать многое о том, как в различных техниках использовался подобный феномен перенятия чужих чувств. Некоторые терапевты использовали в своей практике этот феномен, проводили подобные расстановки, но до Б.Хеллингера не пытались систематизировать свои наработки и выделить в отдельный метод.

Мистика или наука?

Системные расстановки признаны официальным методом терапии. Феномен, который проявляется в ходе расстановки, связанный с перенятием чужих чувств, сейчас признается одним из научных явлений, вроде закона притяжения. Он просто принимается как нечто, пока необъяснимое, но при этом научное. Современная наука уже не стремится к тому, чтобы слепо отвергать непонятные ей явления (например, НЛО, привидения и т.д.) а пытается найти им объяснение. Ряд же разумных ученых обращаются к древним трактатам, где описаны все тайны и их причины, а также все открытые наукой явления и пока еще не открытые.

Кто может проводить расстановки?

Теоретически, для того, чтобы научиться проводить расстановки, можно, имея психологическое образование, пройти курсы повышения квалификации в сертифицированных заведениях, после чего, как можно больше нарабатывать практику (т.к. все расстановки очень индивидуальны и написать единый учебник, применимый ко всем случаям невозможно). При этом внешне можно даже стать довольно успешным в этой области.… Но не все так просто, как и везде, тут также существуют скрытые, но очень важные законы, несоблюдение которых может навредить и клиенту и группе и в итоге приведет к тяжелым последствиям для самого расстановщика.

Очень важна личность терапевта, проводящего расстановки. Это должна быть целостная личность, знающая цену, которую придется платить за свои ошибки и готовая к этому. Терапевт должен быть экологичен, т.е. понимать и уважать границы дозволенного, не пытаясь манипулировать людьми или использовать расстановки как метод наживы. Первичная его цель должна быть направлена на оказание помощи тем, кто ее ждет и просит. Нельзя вмешиваться «из добрых побуждений» туда, куда его не просят, в те области, куда пока его не зовут.

Расстановки влекут за собой серьезные изменения в судьбах людей, а за каждое такое вмешательство придется нести ответственность рано или поздно. Например, если человек не имеет достатка, и расстановщик увеличивает его достаток, при этом он должен дать знания о том, с чем была связана его нищета, иначе он сам станет нищим, чтобы пройти этот урок вместе со своим клиентом (который также вернется в свое состояние). То же самое касается вопросов здоровья, отношений и т.д. Как только терапевт берет на себя роль волшебника или Господа Бога, он автоматически берет на себя судьбу того, кому помогает. Причем, как правило, терапевт этого не замечает, если не имеет определенных качеств, не развивает их в себе. Тогда гордыня, жадность и прочие недруги незаметно проявятся в сердце, после чего придет разрушение на всех уровнях жизни. Сам терапевт, если он не дает глубокие знания причин страданий своему клиенту, или если он думает что он не инструмент, но сам решает проблемы, то он разделит страдания, взяв на себя часть судьбы клиента. А клиент, получив временное облегчение и передышку, снова вернется к своим урокам. Именно поэтому, к выбору терапевта необходимо подходить очень обдуманно, выяснив не только, сколько лет он занимается терапией, но главное, что это за личность, каковы его мотивы и цели, а также личностные качества.

Но в любом случае каждый сам выбирает, насколько он воспользуетесся этим советом. Ведь, в конце концов, это тоже право выбора и личная ответственность человека.

Основные направления работы: семейные взаимоотношения, решения в конфликтах, работа с зависимостями, работа со страхами, депрессиями, анализ и изменение сценария жизни и другие.

Контакты: г. Ростов-на-Дону;