Работа в классе


1.Ответьте на вопросы письменно.
а) Давлением называют величину, равную отношению силы к площади поверхности
б) Давление зависит от силы и площади поверхности
в) Давление вычисляют P=F/S
г) Давление обозначают P
д) Физический смысл давления: сила на единицу площади
е) Как действует сила давления? Перпендикулярно опоре

2. Решите задачи.

Задача 1. Электрические розетки прессуют из специальной изоляционной массы, действуя на нее силой 37,5 кН. Площадь розетки 0,0075 м2. Под каким давлением прессуются розетки?

Задача 2. Четырехколесный прицеп с грузом имеет массу 2,5 т. Определите давление, оказываемое прицепом на дорогу, если площадь соприкосновения каждого колеса с дорогой равна 125 см2.

Задача 3. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2.

Задача 4. Лед выдерживает давление 90 кПа. Пройдет ли по этому льду трактор весом 30 000 Н, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 м2?

Задача 5. Для испытания бетона на прочность из него изготавливают кубики размером 10 см х 10 см х 10 см. При сжатии под прессом кубики начали разрушаться при действии на них силы 480 000 Н. определите минимальное давление, при котором этот бетон начинает разрушаться.

Задача 6. Трактор производит гусеницами немного большее давление, чем человек подошвами обуви. Почему же трактор разрушает кирпич, попавший под гусеницу, а человек, вставший на кирпич, не в состоянии раздавить его?
т.к. у трактора больше сила

Работа дома

1.Прочитайте параграф 36. Ответьте на вопросы к нему.

2.Допишите предложение.
Чем меньше площадь опоры, тем больше давление, оказываемое на опору.

3. Решите задачи

Задача 1. (Упр. 15, № 1). Рассмотрите устройство плоскогубцев и клещей. При помощи какого инструмента можно произвести большее давление на зажатое тело, действую одинаковой силой?

При помощи плоскогубцев, т.к. площадь давления меньше.

Задача 2. Зачем при боронировании (рыхлении) плотных почв на бороны кладут тяжелые предметы?
Чтобы увеличилось давление зубцов бороны на почву, а следовательно, эффективность боронования.

Задача 3. На чем основан способ спасения человека, провалившегося под лед?

Данный способ спасения человека основан на уменьшении давления на лед путем увеличения площади опоры.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Каждый слайд появляется на экране ИД по щелчку.

Каждый элемент слайда тоже появляется по щелчку по мере необходимости.

С 5 и 17 слайдами работают учащиеся у доски (каждая картинка появляется по ходу объяснения и ответа учащегося по щелчку)

Задание «подготовить историческую справку о Блезе Паскале» было задано учащимся заранее.

Использование презентации позволяет улучшить наглядность изучаемого материала, что способствует развитию познавательного интереса к предмету.

Цель урока:

  • Образовательные: Сформировать общие представления о давлении, силе давления, его единицах и способах изменения давления;
  • Развивающие : развитие экспериментальных умений, навыков, логического мышления, обоснование своих высказываний, развитие навыков работы в группе, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления;
  • Воспитательные: формирование навыков самостоятельной работы, воспитание чувства сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент .

(слайд 1, 2)

II. Повторение изученного материала.

1. Учитель:

«Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою». (слайд 3)

Вопросы учащимся:

  1. «Одинаковый ли результат получится в итоге?».
  2. От чего же зависит действие одного тела на другое? (слайд 4)
    Ответ: от силы.
  3. От чего зависит сила, приложенная к телу?
    Ответ: от модуля, направления и точки приложения.
  4. Что происходит с телом, если на него действует сила?
    Ответ: тело может изменить свою скорость или деформироваться.

Учащийся выходит к интерактивной доске (ИД) и показывает, что результат действия силы (деформация тела) зависит от величины силы. (слайд 5)

  1. Скажите, результат действия силы зависит только от её величины, точки приложения и направления?

(учащиеся обсуждают рисунки слайда 6, 7 и делают вывод)

Вывод учащихся:

Еще и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.

III. Изучение нового материала.

(слайд 8)

Учитель:

1. Физическая величина, характеризующая действие силы, приложенной перпендикулярно к поверхности, на которую она действует, называется давлением.

Вопрос: Что необходимо знать, чтобы найти давление?

Ответ: силу и площадь.

(Учитель вводит обозначение «давления» и вместе с учащимися записывает формулу для вычисления давления и единицу измерения давления)

2. Учащийся сообщает историческую справку о Блезе Паскале (слайд 9)

3. Единицы измерения давления, используемые на практике (слайд 10):

(самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой)

  • 1 кПа=….
  • 1 мкПа=…
  • 1 мПа=…
  • 1 гПа=….
  • 1 МПа=

4. Вывод формул для расчета силы и площади поверхности (слайд 11)

(горизонтальная черта – деление, вертикальная – умножение)

5. Физкультминутка (слайд 12)

Учитель: Пожалуйста, встаньте.

- Вы сейчас оказываете давление на пол?

- Изменится ли давление, если мы: поднимем руки, разведем их в стороны?

- А можно ли увеличить это давление?

- А как уменьшить давление?

6. Итак, физкультминутка нам показала, что давление не является постоянной величиной и его можно изменить (слайд 13)

IV. Закрепление изученного материала

1. Посмотрите на рисунки. Сформулируйте задачу и объясните (слайд 14)

(учащиеся самостоятельно составляют задачи по рисункам и решают их)

2. Ответьте на вопросы (слайд 15)

3. Работа по ИД (слайд 17)

Посмотрите на тела на рисунках. Подумайте, какие из них увеличивают давление, производимое на опору, а какие уменьшают, и поставьте на соответствующее место.

V. Итог урока.

(слайд 18)

Вопросы:

  1. Какая физическая величина называется давлением?
  2. Что необходимо знать, чтобы найти давление; как обозначается; формула для расчета; единицы измерения давления?
  3. Какими способами можно увеличить или уменьшить давление?
  4. В каких случаях давление необходимо увеличить; уменьшить?
  5. Сопоставьте:

Домашнее задание: § 33, 34

Список используемой литературы. Электронные издания.

  1. Учебное электронное издание «Интерактивный курс физики для 7-11 классов», «Физикон», 2004.
  2. «Открытая физика 1.1», ООО «Физикон», 1996-2001, под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.
  3. «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс», ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.
  4. «Физика 7 класс», издательство «Дрофа», 2001.

Конспект урока (изучение новой темы) и презентация

Абдуллина Эльза Науфатовна, 22.11.2017

1119 126

Содержимое разработки

МОУ СОШ с.КРАСНАЯ ГОРКА МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА

НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ТЕМА: Давление. Единицы давления.

(7 КЛАСС)

Учитель: Абдуллина Э.Н.

2009 год

Давление. Единицы давления.

Способы уменьшения и увеличения давления

Тип урока : объяснение новой темы.
Цели урока:

Образовательные:

    Сформировать представление о давлении, как о физической величине

    Показать значение давления в природе, быту, технике

    Сформировать умение находить давление в разных случаях;

    Обосновать необходимость увеличения и уменьшения давления.

    Продолжить развивать умение решать физические задачи.

Воспитательные:

    Воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.

    Развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.

Развивающие:

    Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.

    Способствовать расширению кругозора учащихся.

Формируемые умения: наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Оборудование: бруски, динамометр, линейка, компьютер, проектор, экран, учебная презентация.

Этапы урока.

    Организационный момент

    Выявление имеющихся знаний

    Изучение нового материала

    Закрепление пройденного материала

    Обсуждение вопросов (устные задачи)

    Домашние задание

Ход урока.

1. Организационный момент (объявление темы урока, определение задач урока).

2. Выявление имеющихся знаний

На предыдущих уроках мы много говорили о физической величине, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина? Это №4 в кроссворде. (Сила)

Мы знаем, что существует несколько видов сил.

№8. Как называется сила, с которой земля притягивают к себе все тела? (тяжести)

От чего она зависит? Как направлена сила тяжести?

№7 (Проводиться демонстративный эксперимент, груз на пружине).

Как называется сила, возникающая в пружине? (упругости)

№3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? (вес) Что такое вес тела?

№5. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого? (трение) В чем причина трения? Какие виды трения вам известны?

№1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется? (динамометр)

№6. Как называется единица измерения силы? (Ньютон)

А теперь давайте назовем тему нашего урока. По вертикали в кроссворде.

  1. Изучение нового материала

Мы с вами разгадали слово-Давление. Откройте тетради и запишите тему урока.

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления

Каждое из этих тел находится на поверхности и со стороны каждого из них действует сила, которая приложена перпендикулярно к поверхности. Такую силу мы будем называть – силой давления, попробуем выяснить, что это за сила?

Учитель формирует учебную проблему: от чего же зависит результат действия силы давления?

Демонстрируется опыт (дощечка с гвоздями, песок) в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы?

    Учитель: Что мы наблюдаем?

    Ученик: Дощечка с гвоздями проваливается в песок

    Учитель: Как направлена сила?

    Ученик : Перпендикулярна к поверхности доски

    Учитель: Одинаковы ли силы в обоих случаях?

    Ученик: Да

    Учитель: Одинаков ли результат действия одинаковых сил?

    Ученик: Нет

    Учитель: Какое предложение (гипотезу) можно высказать о причине разных результатов?

    Ученик: Зависит от площади опоры

Учитель приводит пример: человек идет по снегу в валенках и на лыжах.

Задаются аналогичные вопросы.

Результат действия силы зависит не только от самой силы, действующей перпендикулярно поверхности, но и от площади этой поверхности.

Физическая величина, равная отношению силы, действующей, перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности называется давлением.

Давление = сила давления / площадь

S – площадь (м 2) F – сила (Н) p – давление (Па)

За единицу давления, принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м 2 перпендикулярно этой поверхности.

(1 Н/м 2 = 1 Па)

Используют и другие единицы:

гекто Паскаль (гПа), кило Паскаль (кПа)

Давайте выясним, как зависит давление от площади поверхности, а для начала вспомним.

Учитель: В каких единицах измеряется площадь?

Ученики: Площадь опоры измеряется в м 2 .

Учитель: Как перевести см 2 в м 2

Ученики: Чтоб перевести см 2 в м 2 необходимо разделить на 10000.

Проводится фронтальный эксперимент

Задание учащимся: определяется давление бруска на стол в трех положениях.

После работы задаются вопросы:

    В каком положении давление самое большое? Самое маленькое?

  1. Как зависит давление от площади поверхности?

Грань

Площадь, кв.м.

Сила, Н

Давление, Па

Грань

Площадь, кв.м.

Сила, Н

Давление, Па

Наибольшая

0,0054 (0,12*0,045)

0,0036 (0,12*0,03)

Наименьшая

0,00135 (0,03*0,045)

1. Какие особенности в данных таблицах можно заметить?
2. Рассмотрим таблицу, где сила, действующая на опору одинакова. А что можно сказать о давлении?
3. Почему?
4. Какую зависимость можно выявить из этой таблицы?
5. Как в математике называют такую зависимость?
6. Проанализируем вторую таблицу.
Итак, ребята, мы, с вами проанализировав результаты экспериментов, пришли к выводу о том, как зависит давление от силы давления и площади опоры. Запишем его в тетрадь:

    для того чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления,

    для того чтобы увеличить давление - необходимо уменьшить площадь опоры или увеличить силу давления.

4. Закрепление пройденного материала.

Мы с вами познакомимся с новой величиной, выясним, от чего она зависит. Теперь используя наши знания, решим несколько задач.

F=37,5 кН

Решение:

р = 37500/ 0,0075 = 5000000 Па =5000 кПа.

Ответ: р = 5000 кПа.

b = 8 см = 0,08 м

Решение:

p = F / S; F = P = m * g; S = 2 a * b

р = m * g / 2 a * b; р = 78 * 9,8 / 2 * 1,95 * 0,08 = 2500 Па = 2,5 кПа.

Ответ: р = 2,5 кПа.

Применение давление в природе, технике и жизни человека. Иногда следует давление делать меньше, а иногда бывает необходимо давление увеличивать. Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе и в деятельности человека.
А приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда специально увеличивали или уменьшали давление в технике, быту или в природе?



5. Обсуждение вопросов.
1. Как, стоящий на полу человек может очень быстро удвоить давление на пол, не нагружая себя никакими дополнительными нагрузками?
Ответ: встать на одну ногу.
2. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие большие животные вязнут?

3.Почему на подушку приятнее класть голову, чем на наклонную деревянную дощечку?

4.Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем с таким же ощущением, как на мягком диване?

6. К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося человека

6. Домашнее задание: §33,34, упражнение 12, стоя на лыжах, определить какое давление, вы оказываете на снег.

Содержимое разработки

Вариант 1.

1. Как называют величину, равную отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности?

А. Сила трения.
Б. Сила упругости.
В. Давление.
Г. Сила давления.

А. Н.
Б. Па.
В. кг.
Г. кг/м 2 .

3. Два одинаковых бруска поставлены друг на друга тремя способами, как показано на рисунке. В каком случае давление, производимое ими на стол, будет наименьшим?

А.1.
Б. 2.
В. 3.
Г. Во всех случаях одинаковое.

Вариант 2

1. Какое из приведенных ниже выражений позволяет рассчитать давление?

2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления?

А. кг.
Б. Н.
В. Н/м 2 .
Г. кг/м 2 .

3. Какой из трех одинаковых брусков производит на стол большее давление (см. рисунок)?

А. 1.
Б. 2.
В. 3.
Г. Все бруски производят одинаковое давление.

Грань

Площадь, кв.м.

Сила, Н

Давление, Па

Грань

Площадь, кв.м.

Сила, Н

Давление, Па

Наибольшая

0,0054 (0,12*0,045)

0,0036 (0,12*0,03)

Наименьшая

0,00135 (0,03*0,045)

Содержимое разработки



  • Познакомится с понятием давление
  • Выяснить, от чего оно зависит
  • Научится определять давление, оказываемое телом на твердую поверхность
  • Познакомиться с единицей давления
  • Изучить зависимость давления от силы и площади опоры

  • № 8. Как называется сила, с которой земля притягивают к себе все тела? От чего она зависит? Как направлена сила тяжести?
  • № 7 (Проводиться демонстративный эксперимент, груз на пружине).Как называется сила, возникающая в пружине?
  • № 3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? Что такое вес тела?
  • № 5. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого? В чем причина трения? Какие виды трения вам известны?
  • № 1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется?
  • № 6. Как называется единица измерения силы?
  • № 2. Чем характеризуется действия силы?
  • № 4 физической величине, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина?




  • р - давление
  • F - сила
  • S - площадь

За единицу давления, принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 кв. м. перпендикулярно этой поверхности.

(1 Н/м2 = 1 Па)

Используют и другие единицы:

гекто Паскаль (гПа),

кило Паскаль (кПа)

1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа

1 гпа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа



  • Измерьте длину, ширину, высоту бруска
  • Вычислите площадь грани (a*b*h)
  • Измерьте вес бруска
  • Результаты занесите в таблицу
  • Найдите их частное
  • Сделайте вывод


Розетки прессуют из специальной массы, действуя на нее силой 37500 Н. Площадь розетки 0, 0075 кв. м. Под каким давлением прессуется розетка?

Ответ: 5000 кПа

S= 0,0075 кв. м.



Как, стоящий на полу человек может очень быстро удвоить давление на пол, не нагружая себя никакими дополнительными нагрузками?

Ответ: встать на одну ногу.


Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие большие животные вязнут?

Ответ: лось имеет на ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.


Почему на подушку приятнее класть голову, чем на наклонную деревянную дощечку?

Ответ: в мягкой подушке голова делает удобную вмятину, тяжесть головы приходится на большую площадь. Вследствие этого становится малым давление на подушку. Поэтому возникает малое давление на кожу головы, т.е. не возникает ощущение боли.


Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем с таким же ощущением, как на мягком диване?

Ответ: да, если поверхность ложа соответствует форме тела человека.


К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося человека

Ответ: при опоре человека на доску или лестницу его тяжесть распределяется на большую площадь и давление на кромку льда уменьшается.


§33,34, упражнение 12,

Экспериментальное задание

стоя на лыжах, определить какое давление, вы оказываете на снег.

Мальчик 10 лет, идущий по земле, производит давление на нее в размере примерно 15 кПа. А огромный и мощный гусеничный трактор, весом в сотни раз больше мальчика, производит давление на землю около 50 Кпа, то есть, всего лишь в три раза больше. Это достигается за счет применения гусениц и увеличения площади соприкосновения трактора с Землей. Это пример уменьшения давления.

Твердую металлическую проволоку часто очень трудно согнуть, не то что сломать, и она может выдержать приличные нагрузки, но при этом, применив специальные ножницы по металлу, почти всякому по силам разрезать проволоку на части. В данной ситуации при небольшой, казалось бы, силе давления достигается ощутимый эффект благодаря уменьшению площади соприкасающихся поверхностей. Острые грани ножниц во много раз усиливают наши пальцы и помогают разрезать крепкую проволоку почти так же легко, как хлеб или колбасу. Это пример увеличения давления.

Человек изобрел множество способов увеличения или уменьшения давления, в зависимости от потребности. Значительно уменьшая площадь, и незначительно увеличивая силу производимого давления, можно в десятки и сотни раз повысить производимое давление. И наоборот, увеличив площадь опоры, мы в разы уменьшим давление на поверхность или тело. Приведем примеры увеличения и уменьшения давления.

Примеры увеличения и уменьшения давления

Шины тяжелых грузовых автомобилей и шасси самолетов делают очень широкими по сравнению с легковыми. Все знают, что вездеход может проехать по практически любой местности, часто недоступной для человека. А достигается это во многом именно благодаря применению гусениц, во много раз увеличивающих площадь соприкосновения с Землей. Для увеличения проходимости луно- и марсоходов увеличивается количество и площадь поверхности их колес.

С другой стороны, часто встречаются ситуации, когда нам, наоборот, необходимо увеличить давление, не увеличивая в разы применяемую силу. Например, чтобы вдавить в дерево канцелярскую кнопку, нам не нужен молоток и другие методы силового воздействия. Достаточно надавить пальцем. Это достигается уменьшением площади соприкасающихся поверхностей или, если по-простому, то кнопка имеет очень тонкое острие. С той же целью максимально затачивают ножи, ножницы, пилы, иглы, резцы и прочие инструменты. Острые края имеют маленькую площадь соприкосновения с обрабатываемой поверхностью, благодаря чему малой силой воздействия создается значительное давление, и работа с такими инструментами становится заметно легче. С той же целью остро отточены когти, клыки и шипы в дикой природе. Это колющие либо режущие приспособления, с помощью которых облегчают себе жизнь братья наши меньшие.