Цели нанесения сигнальной разметки. Правила применения маркировки опасных зон. Знаки безопасности. Напольная разметка. Требования правил к нанесению напольной разметки. Разметка опасных зон оборудования. Применение противоскользящих и противоусталостных материалов.

Одним из самых важных технических мероприятий в области обеспечения охраны труда является нанесение разметки сигнализирующей о наличии опасности и установка знаков безопасности.

Таким образом, решаются следующие задачи:

  • Обеспечивается привлечение внимания работника к опасному фактору;
  • Происходит информирование работника о необходимости или запрете, какого-либо действия;
  • Разделяются потоки движения и предотвращаются наезды транспорта на работников.

Как мы уже говорили ранее одной из причин несчастных случаев на производстве, является привыкание работника к постоянно присутствующей рядом опасности. С помощью маркировки опасных зон мы можем визуализировать опасность и привлечь внимание работников.

Некоторые компании сами устанавливают правила применения маркировки опасных зон в соответствии с установленными у них локальными правилами.

Было

Стало

Для единообразия и однозначного восприятия значения маркировки используют ГОСТ 12.4.026-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики».

Желто-черная полоса используется для обозначения постоянной опасной зоны (края проемов, выступающие части зданий, итд)

Красно-белая полоса используется для ограждения временных опасных зон (зона возможного падения предметов при проведении работ на высоте, зоны производства аварийных работ итд)

Смысловое значение, область применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета:

Сигнальный цвет

Смысловое значение

Область применения

Контрастный цвет

Непосредственная опасность

Запрещение опасного поведения или действия

Обозначение непосредственной опасности

Аварийная или опасная ситуация

Сообщение об аварийном отключении или аварийном состоянии оборудования (технологического процесса)

Пожарная техника, средства противопожарной защиты, их элементы

Обозначение и определение мест нахождения пожарной техники, средств противопожарной защиты, их элементов

Возможная опасность

Обозначение возможной опасности, опасной ситуации

Предупреждение, предостережение о возможной опасности

Безопасность, безопасные условия

Сообщение о нормальной работе оборудования, нормальном состоянии технологического процесса

Помощь, спасение

Обозначение пути эвакуации, аптечек, кабинетов, средств по оказанию первой медицинской помощи

Предписание во избежание опасности

Требование обязательных действий в целях обеспечения безопасности

Указание

Разрешение определенных действий

Знаки безопасности

Самый простой способ моделирования поведения работников – установка знаков безопасности.

Знаки безопасности бывают:

  • Запрещающие – красный перечеркнутый круг на белом фоне;
  • Предупреждающие – желтый треугольник с черной рамкой;
  • Предписывающие – синий круг;
  • Эвакуационные – зеленый квадрат;
  • Медицинского и санитарного назначения – зеленый квадрат;
  • Указательные – синий квадрат;
  • Знаки пожарной безопасности – красный квадрат;

Напольная разметка

Давайте сразу рассмотрим пример. Возьмем склад, где используется штабельная (бесстилажная) система хранения. Самыми распространенными нарушениями на таком складе будут:

  • Несоблюдение ширины прохода;
  • Несоблюдение ширины разрывов между штабелями;
  • Заставленный эвакуационный выход.

Практически всего этого можно было бы избежать, если заранее обозначить границы площадок для складирования. Что собственно и требуется в соответствии с правилами по охране труда ПОТ РО-14000-007-98 «Положение. Охрана труда при складировании материалов»:

3.47. Границы площадок складирования в цехе должны быть обозначены хорошо видимыми линиями разметки, выполненными белой несмываемой краской.

3.48. Между стеллажами, стеллажами и оборудованием или стеной здания должны быть разрывы не менее 1 м.

3.131. Курение и пользование открытым огнем в складских помещениях и на территории складов запрещено. В помещениях и на территории складов на видных местах должны быть вывешены плакаты с надписью: "Курить воспрещается" и соответствующие знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026.
Для курения должны быть отведены и обустроены специальные места, обозначенные соответствующим знаком по ГОСТ 12.4.026 и оборудованные средствами пожаротушения (ящиком с песком, бочкой с водой).

6.34. Тара для хранения лакокрасочных материалов (грунтов, красок, эмалей, шпатлевок, растворителей, разбавителей и др.) должна иметь плотно закрывающиеся крышки и наклейки или бирки с наименованием и обозначением содержащихся в ней материалов, а для материалов, имеющих в составе свинец и другие опасные вещества, - также сведения о их наличии.

Использование цветовой маркировки помимо предупреждения травматизма позволяет определить зоны для различных процессов. (Готовая продукция, брак, зона разгрузки и др.)

На производственных участках, где пересекаются потоки движения персонала и внутризаводского транспорта сигнальная разметка просто необходима.

Подобные требования содержатся в правилах и для других отраслей:

Приказ Минтруда России от 17.08.2015 N 552н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями»:

20. Проходы и проезды внутри производственных помещений должны иметь ясно обозначенные габариты, отмеченные на полу разметкой при помощи краски, металлических утопленных шашек либо иных четко различимых указателей.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 августа 2015 г. N 551н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок»:

72. Перед началом монтажных работ на монтажной площадке должны устанавливаться места проезда и прохода, а также определяться границы опасных зон с обозначением их защитными ограждениями, предупредительными знаками и надписями.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве»:

12. На границах зон с постоянным присутствием опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон с возможным воздействием опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.

89. Обрабатываемые движущиеся строительные материалы, выступающие за габариты оборудования, должны быть ограждены и иметь надежные устойчивые поддерживающие приспособления.

91. Ограждения и защитные устройства должны окрашиваться в цвета безопасности.

355. Вблизи здания в местах подъема груза и выполнения кровельных работ должны быть обозначены границы опасных зон.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июля 2015 г. № 439н «Об утверждении Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве»:

37. Расстояние между технологическим оборудованием должно быть достаточным для свободного прохода работников, занятых их обслуживанием и ремонтом, для безопасного проезда и стоянки внутрицехового транспорта.

Ширина проходов зависит от расположения оборудования, способа транспортировки, типа и размеров деталей и изделий, но должна быть не менее 1 м.

Проходы вокруг технологического оборудования должны соответствовать требованиям технической документации организации - изготовителя оборудования.

Для перевозки грузов автотранспортом ширина проездов должна быть не менее 3,5 м.

Запрещается загромождение проходов и проездов или использование их для размещения грузов.

Границы проходов и проездов должны иметь ограждения или специальную разметку на полу линиями шириной не менее 50 мм, выполненными несмываемой краской белого или желтого цвета либо иным способом, обеспечивающим их сохранность в течение производственного процесса.

Разметка оборудования

К сожалению, не редки случаи травмирования работников движущимися частями машин и оборудования.

Система зрительной цветовой информации, сигнализирующей об опасности, помогает работнику ориентироваться в большом количестве действующих технологических процессах.

Противоскользящие покрытия

Там, где возрастает риск падения (на лестницах, пандусах, в помещениях, где на полу может оказаться вода или масло) имеет смысл использовать противоскользящие наклейки или коврики.

Противоусталостные покрытия и коврики

Там, где по технологическому процессу работники вынуждены в течение долгого времени оставаться в положении стоя, используют противоусталостные покрытия. Они не только предотвращают падения, но и за счет воздушной прослойки, заставляют ноги стоящего совершать микродвижения, которые обеспечивают циркуляцию крови в конечностях, что снижает усталость при длительном нахождении на ногах.

В ходе этого упражнения используются наборы меток для применения к трассе меток нескольких типов.

Во время создания таких объектов, как точки, трассы или участки, метки можно добавлять автоматически. Автоматическое добавление меток объекта во время его создания является эффективным способом аннотирования обычных элементов, таких как пикеты трассы или площади участков.

В ходе данного упражнения будет определен набор меток для применения к трассе, создаваемой из полилинии. И созданная трасса, и ее метки будут находиться в текущем чертеже. Затем будет показано, как после создания трассы изменить свойства набора меток. В заключение будет показано, как применить набор меток к трассе, существующей в чертеже, являющемся внешней ссылкой.

Подробные сведения приведены в разделе справки AutoCAD Civil 3D .

Создание набора меток для новой трассы

Примечание

В этом упражнении используется чертеж Labels-1a.dwg с изменениями, внесенными в ходе выполнения предыдущего упражнения. Кроме того, можно открыть чертеж Labels-2a.dwg , расположенный в .

  1. Выберите вкладку "Главная" панель "Создать проектные данные" раскрывающийся список "Трасса" "Создать трассу из объектов" . Чтобы выбрать опцию внешней ссылки, в командную строку введите X .
  2. Щелкните синюю полилинию на западной стороне площадки.

  3. Нажмите два раза ENTER.
  4. В диалоговом окне в поле "Имя" введите "West Street" (Западная улица). Убедитесь в том, что для параметра "Стиль трасс" выбран вариант Proposed (Предлагаемый). Проверьте содержимое списка "Набор меток трассы" .

    При создании объекта соответствующее диалоговое окно "Создать", как правило, содержит списки выбора стиля как для объекта, так и для меток. Эти списки определяют стили объектов и стили меток, доступные в текущем чертеже для объектов данного типа. При создании трассы, профиля или сечения пользователь выбирает набор меток для применения заранее установленного стиля к каждому из типов меток, имеющихся в наборе. В ходе выполнения описанных ниже действий выполняется проверка выбранного в качестве примера набора меток. Обратите внимание на набор _No Labels . Этот набор является пустым набором меток, в котором метки вдоль трассы не отображаются.

    Совет

    Чтобы не аннотировать объекты, не использующие наборы меток, можно создать стиль меток, видимость всех компонентов которого выключена.

  5. В списке "Набор меток трассы" выберите Major Minor And Geometry Points (Основные, вспомогательные и точки геометрии). Щелкните на стрелке значка . Выберите "Копировать текущий набор выбранных элементов" .

    В диалоговом окне "Набор меток трассы" содержится информация о настройке набора меток "Основные", "Вспомогательные" и "Точки геометрии" . Этот набор меток будет использоваться как основа для создания нового набора меток.

    На вкладке "Информация" содержится имя, описание и дата создания или изменения данного набора меток.

    На вкладке "Метки" указаны заданные в наборе типы меток, а также стили меток, используемые для каждого типа. В данном примере используется набор меток, предназначенный для применения стилей меток к точкам геометрии, а также к основным и вспомогательным пикетам трассы.

    Примечание

    Наборы меток для профилей и сечений создаются таким же способом с помощью аналогичного диалогового окна.

  6. В диалоговом окне "Набор меток трассы" на вкладке "Информация" в поле "Имя" введите "Major-Minor Stations And Start-End Points" (Основные и вспомогательные пикеты, начальные и конечные точки).
  7. На вкладке "Метки" в строке "Геометрические точки" в столбце "Стиль" щелкните .
  8. В диалоговом окне "Выберите стиль метки" выберите "Начало трассы" . Нажмите кнопку "ОК" .
  9. В диалоговом окне "Набор меток трассы" в строке "Геометрические точки" в столбце "Точки геометрии для простановки меток" щелкните на .
  10. В диалоговом окне "Геометрические точки" щелкните значок , чтобы снять все флажки. Установите флажок "Начало трассы" . Нажмите кнопку "ОК" .

    Для снабжения метками набора точек геометрии, использующих комбинацию заданных пользователем стилей, можно использовать типы меток геометрических точек. В шагах 8 и 9 стиль метки геометрической точки был применен к начальному пикету трассы. В следующих шагах будет создан другой экземпляр типа метки "Геометрические точки" , применяющий к конечному пикету трассы другой стиль.

    Совет

    Для удаления какого-либо типа метки из набора меток выберите этот тип и нажмите кнопку .

  11. В диалоговом окне "Набор меток трассы" на вкладке "Метки" задайте следующие параметры.
    • Тип : Точки геометрии
    • Стиль меток для геометрических точек : Конец трассы .
  12. Выберите "Добавить" .
  13. В диалоговом окне "Геометрические точки" щелкните значок , чтобы снять все флажки. Установите флажок "Конец трассы" . Нажмите кнопку "ОК" .
  14. В диалоговом окне "Набор меток трассы" нажмите кнопку "ОК" .
  15. В диалоговом окне "Создать трассу из полилинии" в разделе "Параметры преобразования" снимите флажок "Добавить кривые между прямыми участками" . Нажмите кнопку "ОК" .
  16. Увеличьте масштаб отображения области, окружающей созданную трассу, и проверьте метки, которые были автоматически размещены вдоль этой трассы.

    Примечание

    Если метка EP: 0+243.63 расположена рядом с пересекающей трассой, выберите вкладку "Трасса" панель "Редактирование" обратном направлении" . Выберите трассу, щелкнув на ней мышью. Нажмите кнопку "OK" в окне предупреждения о том, что данная команда может повлиять на свойства трассы.

Как выжить в зоне [Советы бывалого арестанта] Крестовый Федор

«Красная» зона. Беспредельная

«Красная» зона. Беспредельная

Зона «красная» - общий или строгий режим. Как известно, в местах лишения свободы осуждённые не любят активистов (зэков-помощников администрации). Сотрудники их также презирают, но используют в своих целях, чтобы держать под контролем массы спецконтингента. К тому же активисты соглашаются выполнять такие поручения, которые нормальный арестант никогда не сделает. Совсем наглеют всякие завхозы, председатели секций дисциплины и порядка и прочая «шерсть» в зонах, где начальство насаждает «красное движение». «Воровской ход» там под запретом. Вообще, там под запретом само сносное существование. Менты лично за порядком не следят, а только направляют и поддерживают своих приспешников. Те навязывают дисциплину, доводя её до маразма. Простые заключённые с подъёма до отбоя буквально не могут спокойно дышать. Есть целые регионы, где тысячи осуждённых деградируют под гнётом идиотских инструкций и отсебятины, навязанной людьми в погонах.

Зэков ломают прямо в карантине. Пока не напишешь заявление о приёме в секцию (в «чёрных» зонах это в падлу), не вымоешь пол в туалете (в правильных колониях этим занимаются «петухи») - в отряд не поднимешься. Но надо ещё выучить колонистскую песню, правила поведения. Научиться маршировать. Громко, хором и по одному приветствовать сотрудников.

Дальше - жизнь по распорядку: подъём, выход на зарядку в любую погоду. После - идеальная заправка коек, уборка. В столовую - строем и с песней. Там команда: «Садись». На приём пищи отпущено очень мало времени. Но даже если не доел, по команде «Встать» надо быстро и синхронно метнуться в строй. За любое нарушение - штрафной изолятор, строгие условия содержания, помещение камерного типа. То есть карцер, лишение здоровья, побои, беспредел УИНовского спецназа.

В колониях, как и на воле, часто нет работы. Значит, несколько часов надо провести на табуретке. Сидеть на кровати запрещено. Выйти покурить или в туалет можно только с разрешения дневального (он может долго не разрешать). Задержишься там более пяти минут - посчитают ушедшим в побег.

Есть ещё часовая прогулка строем с песней. Хозработы. Нигде нельзя расслабиться. Не понравишься активисту или не дашь ему щедрый «подгон» (на воле чиновники называют это «откатом») с передачи, он напишет на тебя рапорт. Кретинский по содержанию, но вполне достаточный для начальства, чтобы сгноить тебя в карцере. Самые распространённые рапорты привожу дословно: «Смотрел в сторону „запретки“ (ограждения), думал о побеге». После такого доноса могут признать склонным к побегу (повесят красную полосу). Выйдя из штрафного изолятора, будешь бегать на вахту - отмечаться у дежурного каждые два часа. Спать положат у самой двери, на сквозняке. Или в столовой спросишь раздатчика: «Почему суп жидкий?» Рапорт будет таким: «Гнал жути повару, пытался завладеть гущей». Когда активист увидит, что ты дал кому-то закурить или угостил чем-то, напишет два рапорта: «Занимался поборами» и «Пытался заработать дешёвый авторитет, делал подгоны». Даже когда, получив разрешение, завариваешь чай, активист рядом. Он оценивает крепость напитка. Если, по его мнению, чай слегка крепковат, пишется донос: «Пил чифир, поддерживал воровские традиции».

Находясь в одном бараке, невозможно пообщаться со знакомым из соседней спальной секции. Передвигаться надо тоже по правилам. Нельзя подойти к двери наискосок. Только под прямым углом, держась правой стороны. За этим тоже внимательно следят.

Отбой проводится так: без пяти десять все стоят в трусах у расправленных коек. Ровно в 22.00 - звонок. За секунду нужно оказаться под одеялом. И нельзя разговаривать. Много чего нельзя в этой зоне. Везде глаза и уши администрации - подлые активисты. От них зависит, освободишься ли ты досрочно, оставив несколько лет срока. Будут ли тебя прессовать и бить сотрудники. Выйдешь ли ты здоровым. От них зависит буквально всё.

Это я рассказал про одну из самых нормальных «красных» зон. Обычно в них всё намного запущенней.

Раз начал про эту «красную» зону говорить, поведаю, как пострадали помощники администрации.

Отмечали день колонии. Приехала делегация из Управления исполнения наказаний. Зона сверкает. Подготовили большую концертную программу силами местной самодеятельности. В качестве приятного дополнения администрация Учреждения приготовила высоким гостям сюрприз, конечно, заранее согласованный. Загнали на буксире списанный автобус «ПАЗ». Поставили на плац. Управленческое и местное начальство расположилось на трибуне, метрах в пятидесяти. По сценарию якобы произошёл захват заложников-сотрудников злыми зэками. И тех и других поручили изображать особо доверенным активистам. «Козлов» набилось - полный автобус. Для достоверности стукачи и суки орут требования: «Открыть ворота! Миллион долларов! Оружие! Наркотики! Вертолёт!» Стараются, надрываются в крике…

Дальше, по сценарию, с ними вступают в переговоры. Но «ужасные террористы» не поддаются и повторяют свои требования. Как и было предусмотрено, после паузы следует команда «Захват». В дело вступает настоящий спецназ. Бьют стёкла в «пазике», на щитах заскакивают внутрь. Дымовые шашки, крики, удары, мат. В общем, только боевыми не стреляли, а так всё по-настоящему, чтобы натурально выглядело и начальству понравилось. Тем понравилось, покивали одобрительно и пошли за территорию, праздновать за накрытым столом. После их ухода дым рассеялся, и из автобуса начали извлекать активистов с выбитыми зубами, переломанными носами, челюстями, рёбрами… Всех в крови. Зона ржала, когда эту братию тащили в санчасть. Большинство из них там и осталось, кого-то срочно увезли в больницу. Но об этом, конечно, членам комиссии не доложили.

Ночью в спальных секциях ещё долго слышался истеричный смех мужиков. И никто на них рапорт не написал. Дисциплина пошла насмарку.

Что такое система 5S

Система 5S – это система организации рабочего места, которая позволяет значительно повысить эффективность и управляемость операционной зоны, улучшить корпоративную культуру, повысить производительность труда и сохранить время. Это первый шаг на пути к созданию бережливого предприятия и применению других инструментов системы менеджмента компании Toyota.

Краткая история системы 5S

В Японии системный подход к организации, наведению порядка и уборке рабочего места возник в послевоенный период, точнее, к середине 50-х годов ХХ века. В то время японские предприятия были вынуждены работать в условиях дефицита ресурсов. Поэтому они разработали для своего производства метод, при котором учитывалось все и не было места никаким потерям.

Первоначально в японской системе было только 4 действия. Слова, обозначающие эти действия, в японском языке начинаются с буквы «S» :

  • Seiri (整理 ) – Sorting – сортировка .
  • Seiton (整頓 ) – Straighten or Set in Order –рациональное расположение .
  • Seiso (清掃 ) – Sweeping – уборка .
  • Seiketsu (清潔 ) – Standardizing – стандартизация работ .

Позже добавилось пятое действие, его назвали Shitsuke (躾 ) – Sustaining – поддержание достигнутого и совершенствование , и оно завершило цепочку элементов, которые теперь известны как 5S.

Сейчас система 5S обладает фундаментальной мощью для того, чтобы изменять рабочие места и вовлекать в процесс улучшений всех работников.

В систему 5s входят пять действий:

1) Сортировка – означает, что вы высвобождаете рабочее место от всего, что не понадобиться при выполнении текущих производственных операций.

Рабочие и руководители часто не имеют привычки избавляться от предметов, которые больше не нужны для работы, сохраняя их поблизости «на всякий пожарный случай». Обычно это приводит к недопустимому беспорядку или к созданию препятствий для перемещения в рабочей зоне. Удаление ненужных предметов и наведение порядка на рабочем месте улучшает культуру и безопасность труда. Чтобы более наглядно продемонстрировать, сколько лишнего скопилось на рабочем месте, можно на каждый предмет-кандидат на удаление из рабочей зоны повесить красный ярлык (флажок).

Все сотрудники вовлекаются в сортировку и выявление предметов, которые:

  • должны быть немедленно вынесены, выброшены, утилизированы;
  • должны быть перемещены в более подходящее место для хранения;
  • должны быть оставлены и для них должны быть созданы и обозначены свои места.

Необходимо чётко обозначить «зону красных ярлыков» предметов с красными флажками и тщательно её контролировать. Предметы, остающиеся нетронутыми свыше 30 дней, подлежат переработке, продаже или удалению.

2) Рациональное расположение – означает определить и обозначить «дом» для каждого предмета, необходимого в рабочей зоне. Иначе, если, например, производство организовано по сменам, рабочие разных смен будут класть инструменты, документацию и комплектующие в разные места. В целях рационализации процессов и сокращения производственного цикла крайне важно всегда оставлять нужные предметы в одних и тех же отведённых для них местах. Это ключевое условие минимизации затрат времени на непродуктивные поиски.

3) Уборка (содержание в чистоте) – значит обеспечить оборудованию и рабочему месту опрятность, достаточную для проведения контроля, и постоянно поддерживать её.
Уборка в начале и/или в конце каждой смены обеспечивает немедленное определение потенциальных проблем, которые могут приостановить работу или даже привести к остановке всего участка, цеха или завода.

4) Стандартизация – это метод, при помощи которого можно добиться стабильности при выполнении процедур первых трех этапов 5S – значит разработать такой контрольный лист, который всем понятен и прост в использовании. Продумать необходимые стандарты чистоты оборудования и рабочих мест, и каждый в организации должен знать, как это важно для общего успеха.

5) Совершенствование – означает то, чтобы выполнение установленных процедур превратилось в привычку

Мероприятия, лежащие в основе 5S (сортировка, рациональное расположение, уборка, стандартизация и совершенствование), абсолютно логичны. Они представляют собой базовые правила управления любым продуктивно работающим отделом. Однако именно системный подход, который система 5S применяет к этим мероприятиям, и делает ее уникальной.

См. также:

Что такое 5S. Система 5S. Система 5с

Революция – время создания мифов. Нередко жизнь людей, из которых планируют сделать «икону революции», приукрашивается настолько, что впоследствии потомкам сложно отличить правду от вымысла. Подобная печальная участь постигла и Анатолия Григорьевича Железнякова, благодаря популярной песне ставшего знаменитым «матросом Железняком».

Слова из песни не выкинешь

Несмотря на то что большинство жителей России слышали об этом легендарном человеке, лишь профессиональные историки могут сказать, чем он знаменит на самом деле. Многие знают о месте его могилы из строк знаменитой революционной песни. Как утверждается в ее тексте, матрос Железняк похоронен под курганом в степи близ Херсона. Это ошибка. На самом деле после гибели А.Г. Железнякова 26 июля 1919 года его тело по распоряжению Л.Д. Троцкого доставили в Москву и с воинскими почестями похоронили на Ваганьковском кладбище. Остальные этапы биографии знаменитого матроса также существенно отличаются от сюжета песни о нем.

Не состоявшийся студент

Родился Анатолий Григорьевич в Подмосковье, а не на Украине, как думают некоторые, в семье героя русско-турецкой войны. Его отец был настоящим патриотом своей страны и прочил сыну карьеру военного. Молодой человек не стал спорить с родителями и по достижении необходимого возраста поступил в Лефортовское военно-фельдшерское училище. Однако учеба не задалась, и он решил перевестись в мореходную школу, но провалился на вступительных экзаменах. Искать новое место учебы Железняков не стал, устроившись кочегаром на торговое судно, а затем слесарем на Бутырский снарядный завод в Москве. В те годы страна все глубже погружалась в хаос революции, и Анатолий Григорьевич, поначалу примкнувший к анархистам, со временем перешел в стан большевиков.

Революционный матрос

С началом Первой мировой войны Железнякова мобилизуют на Балтийский флот. Впоследствии командование не раз пожалело об этом опрометчивом шаге. С первых дней службы строптивый матрос начал вести активную антиправительственную и пораженческую агитацию среди матросов. Его неоднократно подвергали аресту и различного рода наказаниям, но все было напрасно. Железняков был неисправим. В июне 1916 года он дезертировал, устроившись под чужой фамилией кочегаром на торговое судно Черноморского флота.

Едва весной 1917 года Временное правительство объявило об амнистии дезертиров Железняков по заданию большевиков вновь вернулся на Балтику для ведения агитационной работы среди матросов. Однако за неоднократные покушения на казаков он был арестован и сослан на 14 лет на каторгу. Тем не менее деятельная натура не позволила Железнякову долго пребывать в заключении. Совершив побег, строптивый моряк вернулся в Кронштадт, где был тут же избран в Центробалт, руководивший революционным движением матросов. Однако его настоящая звезда взошла лишь после штурма Зимнего дворца, в котором «матрос Железняк» принимал самое активное участие.

Красный командир

Дальнейшая судьба «матроса Железняка» складывалась не менее бурно, чем в предреволюционные годы. Во время Гражданской войны Железняков честно сражался с войсками Добровольческой армии, участвовал в операциях против Донского казачества, получив должность командира полка в дивизии Киквидзе. Молодому командиру пророчили великолепное будущее. Но все испортило Московское восстание левых эсеров 1918 года, которое Железняков опрометчиво поддержал. После вольнолюбивый моряк проголосовал за ликвидацию Совнаркома, вследствие чего окончательно рассорился с большевиками. Его участь была предрешена. Против Железнякова были выдвинуты ложные обвинения в организации катастрофы поезда Подвойского и приговорили к расстрелу. Буквально чудом опытному революционеру удалось бежать.

Дальше произошло невероятное. В ноябре 1918 года А.Г. Железнякова в очередной раз за его короткую жизнь амнистировали. Но держать в Красной Армии неблагонадежного командира не решились, отправив в Одессу для организации диверсионной работы против белогвардейских войск. Партизаном Железняков проявил себя с самой лучшей стороны, и после освобождения Одессы был назначен председателем Профсоюза моряков торгового флота.

Смерть героя

Первое время Железняков совместно с жителями Одессы активно участвовал в налаживании мирного быта в городе. Однако его неусидчивая натура требовала возвращения к боевым действиям. Вскоре из Одессы на борьбу с А. Деникиным были отправлены два бронепоезда, команду одного из них возглавил А.Г. Железняков. После нескольких месяцев кровопролитных боев в июле 1919 года бронепоезд под его командованием оказался в окружении белогвардейской конницы. В этой ситуации Железняков, не привыкший отступать, решил идти на пролом. Под грохот орудий бронепоезд устремился вперед, чтобы на всех порах проскочить станцию Верховцево, на которой были сосредоточены основные силы белых. Проявляя чудеса храбрости, Анатолий Григорьевич открыл башенный люк и, рискуя в любой момент быть убитым, не переставая, стал палить по врагам сразу из двух пистолетов. К сожалению, в этот раз удача отвернулась от него. Шальная пуля попала Анатолию Григорьевичу в грудь.

Умер матрос Железняков 26 июля 1919 года в возрасте 24 лет. Правда, впоследствии появилась альтернативная версия событий, что Железнякова в ходе боя подло убили сами большевики. Однако фактических подтверждений этому нет.