К представителям материалистической теории обычно от­носят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникнове­ние государственности прежде всего социально-экономически­ми причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а сле­довательно, и для появления государственности, имели три круп­ных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствова­ние орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и при­вел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на экс­плуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственно­сти выступает выделение публичной власти, уже не совпадаю­щей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих эко­номических интересов новую политическую структуру - госу­дарство, которое прежде всего служит инструментом реализа­ции воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функцио­нирования общества как целостного организма.

Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологиче­ской теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление го­сударственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стрем­лением одних подчиняться, подражать, а других - подчинять, быть образцом для подражания.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал пле­менным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магиче­ская сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, бо­ролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного обще­ства от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписывае­мой этой элите, и возникает власть государственная.

Государство, по мне­нию представителей данной теории, - продукт разрешения пси­хологических противоречий между инициативными (активны­ми) личностями, способными к принятию ответственных реше­ний, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.

10. 0Бщие закономерности возникновения и развития государства и права.

Государство - политическая структура особого рода, воз­никшая на определенном этапе социального развития, представ­ляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Формирование государства - длительный процесс, кото­рый у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как "азиатский способ производства" (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная общи­на, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одно­временно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в резуль­тате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины - это самая чистая, классическая форма возник­новения государства, поскольку оно вырастет непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри ро­дового строя.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бес­правных, живших вне римских родов плебеев против родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значитель­ной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация приспособлена не была. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной госу­дарственности - закреплением крестьянства и крупной част­ной собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохра­няли и свободу, и собственность на землю).

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечи­вать эффективность действия друг друга. Как невозможно су­ществование государства без права (последнее организует по­литическую власть, выступает зачастую средством осуществ­ления политики конкретного государства), так и права без го­сударства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение пра­вовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Право исторически возникло как классовое явление и вы­ражало прежде всего волю и интересы экономически господ­ствующих классов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмот­реть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодаль­ной эпох).

Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеоб­щего сведения.

Возникновение права - следствие усложнения со­циальных связей, обострения противоречий, с регулировани­ем которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

    перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой го­сударства;

    правотворчество государства, которое выражается в из­дании специальных документов - нормативных актов (зако­нов, указов и т. п.);

    прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения дру­гих аналогичных дел).

В статье поговорим о материалистической теории происхождения государства. Это довольно интересная тема, которая будет рассмотрена нами со всех точек зрения. Мы поговорим о преимуществах и недостатках этой теории, а также рассмотрим её основные положения. Если вас интересуют вопросы происхождения государства и права, читайте статью ниже.

Немного о теме

Материалистическая теория происхождения государства связывает появление такой структуры с тем, что в обществе появилась частная собственность. Именно из-за этого произошел раскол на классы, что в итоги породило классовые противоречия, которые лежат в основе множества революций. Специалисты считают, что материалистическая теория происхождения государства отличается большей ясностью своих исходных положений и четкости их формулировки, логической последовательностью. Но при этом надо отметить, что данная теория является огромным достижением всей теоретической мысли.

Базовые положения

Основные положения этой теории происхождения государства наиболее полно изложены в труде Фридриха Энгельса под названием «Происхождение семьи, частной собственности, государства». Также хорошую исходную базу можно получить, читая труд Владимира Ленина под названием «Государства и революция».

Согласно твердым убеждением Фридриха Энгельса, государство не может существовать постоянно. Отметим, что действительно в истории были общества, которые могли обходиться без такого аппарата власти. Однако на определённой ступени своего развития, который сопровождался экономическим ростом и неизменным расколом общества на слои, государство стало некой необходимостью для свершения такого раскола.

При этом противостояние классов необходимо всегда регулировать, чтобы не произошел глобальный конфликт, который приведет к массовым разрушениям. Именно для этого и нужна сила, которая будет стоять выше и контролировать всё происходящее. Другими словами, необходимо государство, которое будет определять силу противостоящих сил и сдерживать их в определенных границах. При этом такая сила должна выйти из самого общества, но суметь поставить себя выше него. Только тогда, благодаря отчуждению, можно будет построить государственную власть.

Отличия

Какие же отличия между государствами и родоплеменной организацией выделяет Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи частной собственности и государства»? Автор говорит о том, что различие состоит его дележке подданных по территориальному признаку. Как мы знаем, основа существования родовых общин базировалась на связи членов рода с определённой территорией, на которой люди вели хозяйство и жили годами. Мы понимаем, что время шло и мир развивался. Из-за того, что увеличивалась мобильность населения и из-за движущих экономических причин родовому обществу больше не было места в мире, так как оно не могла выполнять свои функции. Появилось общество, состоящее из граждан, которые уже могли принимать участие в выборе верховной власти. Люди получили общественные права и обязанности, которые не относились к родам или же племени, как было ранее.

Власть как принуждение

Следующая отличительная черта, согласно материалистической теории происхождения государства, заключается в том, что государство - это, по сути, публичная власть, которая не всегда может совпадать с мнением населения. При этом цель такой власти состоит том, что она будет держать людей в повиновении. В современном мире публичная власть существует абсолютно в каждом государстве. Она состоит не только из армии, как основной принудительной силы, но и из различных учреждений, которые при надобности могут оказывать влияние и давление на граждан посредством различных ограничений. Понятное дело, что подобные рычаги влияния были недоступны в родовом обществе.

Управление

Основные положения теории мы разобрали, теперь уделим внимание публичной власти как особому явлению. Это сила усиливается в том случае, если классовые конфликты обостряются. Благодаря этому на международной арене государства становятся более контактными и населенными. Чтобы вся эта система работала, необходима финансовая поддержка, которую можно получить от граждан. Для этих целей и были придуманы налоги. Но цивилизация развивалась и в какой-то момент этих взносов стало недостаточно, поэтому в современном мире государство может делать займы или же иметь государственные долги.

Люди, которые имели достаточно власти, конечно же, имели право взыскивать налоги. Таким образом, даже обычные чиновники являются органами государства и становятся над обществом, защищают его авторитет и законы. Это замкнутый круг, потому что чиновники будут всегда защищать закон, так как он обеспечивает их неприкосновенность.

Кто руководит?

Однако кому же достанется власть согласно материалистической теории происхождения государства? Кратко ответить здесь можно и нужно. Власть достанется самому могущественному классу, который при этом обязательно имеет экономическое превосходство. Таким образом, политический класс формируется из самых богатых граждан, таким образом укрепляя свои позиции и приобретая новые средства для того, чтобы подавлять и эксплуатировать низшие классы.

Параллели с историей

Отметим, что в античном обществе власть была представлена рабовладельческим строем. То есть, все его основные рычаги давления были направлены на подавление рабов, как самого низшего, но очень полезного класса людей для богатых. Феодальное общество было государством власти, которое ставило перед собой тоже одну очень важную похожую цель, а именно - подавление крепостных и зависимых крестьян.

Но что же происходит сейчас? Государство нового времени представляет собой не что иное, как усовершенствованное и очень продуманное орудие для эксплуатации наемных работников при помощи капитала.

Исключения

При этом отметим, что критика теории основывается не только на теоретических доводах, но и на некоторых примерах из истории, которые являются исключением из общих правил. Так, истории известны случаи, которые нарушали всю эту систему. Были периоды, когда между противостоящими классами устанавливалось некое равновесие. Благодаря этому, государственная власть на некоторое время начинала отдаляться от обоих классов и действовать более самостоятельно, независимо от их интересов. Таким примером была абсолютная монархия в XVII-XVIII веках, благодаря которой было достигнуто некое равновесие между буржуазией и дворянством, хотя полностью конфликт исчерпан, конечно же, не был.

Категории людей

Но были и более негативные примеры. Даже сам автор материалистической теории происхождения государства рассказывает о случае, когда известные государства предоставляли людям права касательно выборов, исходя из их имущественного положения. Таким образом, мы понимаем, что главная цель государственной системы заключается в том, чтобы защищать богатых от неимущих. Например, в Риме и в Афинах людей делили на имущественные категории, из которых исходили определенные права и ограничения. Во времена средневекового феодального общества возможности политического влияния напрямую соотносились с размерами земельных участков. А что касается нового времени, то этот принцип выражается в избирательном цензе при выборе кандидатов в высшие государственные органы.

Демократия

Для современной демократии не существует никаких ограничений. Однако всё равно люди с деньгами пользуются своей властью косвенно. С одной стороны, они могут просто подкупать высокопоставленных лиц, а с другой стороны - заключать довольно хитрые союзы между крупными предприятиями и правительственными органами, таким образом вынуждая последних действовать по их интересам. Современные представители материалистической теории происхождения государства говорят, что в начале прошлого века общество наконец-то начало приближаться к тому уровню, когда существование конфликтных классов уже не является необходимостью, а становится настоящей помехой для развития. Это ведет к тому, что последует социальная революция, которая уничтожит государство как аппарат управления.

Плюсы и минусы материалистической теории происхождения государства

Рассмотрим положительные и негативные стороны данной теории. Перед этим напомним, что основной постулат заключается в том, что государственный аппарат возник благодаря экономическим причинам. То есть появилось разделение труда, частная собственность, что привело к расколу общества на противоборствующие слои, которые мотивированы разными экономическими интересами.

Достоинства материалистической теории происхождения государства заключаются в том, что материальная сторона жизни и всего общества занимает очень важное место. На возникновение самого аппарата управления влияют такие факторы, как ведение хозяйства, форма трудовой деятельности и собственности. Благодаря переходу к производящей экономике дифференциация людей происходит по существенному признаку, а не по размеру кошелька. При этом в такой модели государства очень четко раскрываются его истинные признаки.

Минусы теории заключаются в том, что влиять на функционирование государственного аппарата может не только экономика, но и различные политические и социальные интересы других граждан или государств. Также в таком случае роль управленческого аппарата сильно недооценивается, что, естественно, влияет на его работу. И последний минус заключается в том, что даже по этой модели все государства всё равно развиваются по-разному.

Критика

Критики В. Корельский и С. Алексеев считают, что нельзя считать экономические причины двигательной силой возникновения государственного аппарата. Свои умозаключения они подтверждают тем, что истории известны случаи, когда такие аппараты управления возникали и формировались в доклассовом обществе. В подтверждение своих взглядов исследователи приводят различные факторы, когда на образование государства оказывали влияние совершенно разные, а иногда противоположные причины.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что причины возникновения государства могут быть разные. На данный момент такой аппарат управления есть, действует и пока не планирует исчезать. При этом ответственность за эффективность работы этого аппарата лежит не только на выбираемых кандидатах, но и на обычных людях, которые делают тот или иной выбор.

Чтобы подбирать кандидатов, необходимо иметь хотя бы минимальное понимание всей этой системы и разбираться в возможностях политических претендентов, а также стратегиях, которые могут использоваться для создания благоприятного образа.

Проблема происхождения жизни для теорий вечности жизни не существует по той простой причине, что эти теории стирают различия, существующие между живым и неживым. Поскольку эти теории исходят из единства комплекса живое - неживое, для них не существует и вопроса о происхождении одного от другого. Совсем иначе обстоит дело, если принять наличие специфических различий между живой и неживой материей - в этом случае сам собой возникает вопрос о возникновении этих различий. Разрешение настоящего вопроса, естественно, неразрывно связано с теми представлениями, которые существуют о природе различий между неживой материей и живыми организмами.

Правильная постановка этого вопроса стала возможной лишь после исследований Л. Пастера и в связи с расширением и углублением самого понятия живого. Особенное значение в истории проблемы имела теория немецкого ученого Э. Пфлюгера (1875).

Вопрос о происхождении жизни для Пфлюгера, как и для современных ученых, сводился к вопросу о происхождении белковых веществ и о той внутренней их организации, которая составляет характерное отличие белков живой У протоплазмы Ф. Автор соответственно разбирает различия между У живым Ф и У мертвым Ф белком, из которых основное заключается в неустойчивости У живого Ф белка, его способности к изменениям в отличие от инертного У мертвого Ф белка. Эти свойства У живого Ф белка во времена Пфлюгера приписывали наличию в молекуле белка кислорода. Это воззрение в настоящее время оставлено. Из других представлений о различиях между У живым Ф и У мертвым Ф белком ученый останавливается на содержании в молекуле У живого Ф белка группы циана, CN, и соответственно этому он пытается создать представление о происхождении этого основного для белковой молекулы радикала. В соответствии с этим, исследователь считает, что цианистые соединения возникли еще в то время, когда Земля представляла собой расплавленную или раскаленную массу. Именно при этих температурах в лаборатории удается получить указанные соединения искусственным путем. Впоследствии, при охлаждении земной поверхности, соединения циана с водой и с другими химическими веществами привели к образованию белковых веществ, наделенных У жизненными Ф свойствами.

В теории Пфлюгера, в настоящее время устаревшей, ценным является материалистический подход к проблеме происхождения жизни и выделение белка как важнейшей составной части протоплазмы. Происхождение белковых веществ можно представить себе и иначе. И действительно, вскоре после Пфлюгера появились другие попытки подойти к разрешению этого вопроса с биохимической стороны. Одной из таких попыток является теория английского ученого Дж. Эллена (1899).

Первое появление азотистых соединений на Земле, в противоположность Пфлюгеру, Эллен приурочивает к тому периоду, когда пары воды вследствие охлаждения сгустились в воду и покрыли поверхность Земли. В воде были растворены соли металлов, имеющие первостепенное значение для образования и деятельности белка. В ней же содержалось известное количество углекислоты, которая вступала в соединение с оксидами азота и с аммиаком. Последние могли образоваться при электрических разрядах, имевших место в воздухе, содержащем азот. Уже эти теории, относящиеся к концу прошлого столетия, ясно намечают основное направление, по которому и в настоящее время идет развитие проблемы возникновения живого.

Библиография:

1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Для средних специальных заведений. М.: Высшая школа, 1995

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Теории происхождения человека ТПЧ

Теории происхождения человека тпч.. план.. история представлений о возникновении жизни представления древних и средневековых философов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Материалистические теории происхождения жизни представляют цивилизацию как достаточно высокий уровень овладения природными силами. Она свидетельствует о достижении технического прогресса, способствует получению натуральных благ. Распространение изобретений оказало на общественную жизнь очевидное благотворное влияние. Вместе с этим материальное изобилие не означает духовного и культурного расцвета. Оно не может оцениваться ни как безусловно нравственное, ни как однозначно безнравственное. Технический прогресс считается нейтральным явлением относительно культурного мира.

Цивилизация как предмет исследования

Материалистическая теория возникновения культуры рассматривает технические достижения в различных контекстах. Например, значимость достижений состоит в возможности не только орошать ранее неплодородную землю, но и создавать оружие массового уничтожения. как правило, связывается именно с культурно-нейтральным по своей сути техническим развитием. Спектр его использования при этом очень широк. Понятие культуры, в свою очередь, максимально приближается к духовному прогрессу. Цивилизация представляет собой мир материальных объектов, преобразованный человеком. Культура же считается внутренним достоянием индивида, его оценкой духовного развития, свободы или подавленности, полной зависимости от общества, окружающего его, либо его автономности и обособленности.

Отношение западной философии

В трудах многих мыслителей обнаруживается резко негативная оценка такого явления, как цивилизация. Такое отношение к ней как к "культурной агонии" выразил в своих работах Шпенглер. С того самого времени отрицательная оценка еще больше укрепилась. Среди негативных свойств цивилизации, как правило, отмечают тенденцию стандартизировать мышление, направленность на абсолютную правильность общепринятых истин. Ей приписывают низкую оценку оригинальности и независимости восприятия, которые расцениваются как социальная опасность. Если с этой точки зрения культура способствует формированию совершенной личности, то цивилизация создает законопослушного идеального члена общества. Он довольствуется лишь теми благами, которые ему предоставляются.

Цивилизация зачастую рассматривается в качестве синонима урбанизации, тирании машин, скученности, источника дегуманизации мира. Действительно, насколько бы ни было глубоким проникновение человеческого ума в тайны природы, его собственный духовный мир во многом остается загадочным. Наука и цивилизация сами по себе не в состоянии обеспечивать культурный прогресс. Здесь необходимо определенное духовное образование, состоящее из разнообразных нравственных, интеллектуальных, этических достижений всего человечества. Они должны выступать не пассивными компонентами материального бытия, а самостоятельным и активным слоем внутри объективно развивающегося исторического процесса.

Общественно-экономические формации

Самый яркий представитель материалистической теории происхождения государства - Маркс - в противоположность рассуждениям философов о социуме выдвинул новую категорию. Он указал на существование общественно-экономической формации. Она представляет собой социум, находящийся на определенном уровне исторического развития, обладающий своеобразными отличительными характеристиками. Первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и социализм - элементы, формирующие классическую формационную лестницу человеческой эволюции. Качественно определенный, конкретно-исторический тип социальной структуры, взятый в единстве ее компонентов - метода производства, состояния искусства и науки, всего разнообразия и богатства духовного мира, семейно-бытовых взаимодействий, образа жизни людей в целом, - это и есть общественно-экономическая формация.

Строение системы

Все, кто является представителем материалистической теории, - Ленин, и их последователи - указывают, что общественно-экономическая формация обладает структурой, характеризующейся в первую очередь такими категориями, как "базис" и "надстройка". Эти компоненты призваны разъяснить способ, посредством которого влияют на другие аспекты деятельности человека, - юридический, политический и так далее. Другими словами, материалистическая теория происхождения цивилизации говорит о том, что базис и надстройка выделяются исключительно для конкретизации понимания строения социума, определения причинно-следственных взаимодействий. Ленин, уточняя значение данных категорий, говорил о том, что ключевая идея материалистического восприятия истории заключается в том, что разделяются на идеологические и материальные. При этом первые выступают в качестве надстройки над вторыми.

Характеристика категорий

Материалистическая теория рассматривает базис как совокупность производственных отношений, которые составляют экономическую систему общества. Он является определяющей моделью идеологических форм социальных взаимодействий. Надстройка, в свою очередь, представлена в виде совокупности идей и отношений, связанных с ними. Ею также именуют комплекс организаций и учреждений, закрепляющих концепции. В качестве этих институтов выступают, в частности, политические объединения, государство, профессиональные союзы, прочие общественные организации.

Нюанс

Необходимо отметить, что не исчерпывают все многообразие явлений, имеющих место в социальной жизни. Например, такие феномены, как наука, некоторые другие духовные категории, нельзя рассматривать в качестве порождения какой-либо экономической модели общества. Эти явления не могут зависеть от свойств базиса. Достаточно грубым упрощением будет включение науки в структуру идеологической надстройки в той либо иной социально-экономической формации. Однако вместе с этим, несомненно, и хозяйственные, и идеологические взаимодействия влияют на ее мировоззренческую суть, направление развития той или иной сферы знаний.

Материалистическая теория государства, права

В концепции выдвигаются вполне конкретные идеи. В частности, она исходит из того, что появление государства обусловливается главным образом экономическими причинами. В качестве предпосылок выступают общественное разделение труда, создание прибавочного продукта, развитие частной собственности, а затем раскол социума на классы, обладающие противоположными хозяйственными интересами. Появление государства в таком развитии является объективным результатом. Оно выступает в качестве института, который, используя специальные средства управления и подавления, сдерживает противостояние сформировавшихся классов и обеспечивает главным образом интересы господствующего в экономическом плане слоя. Материалистическая теория государства выдвигает идею о том, что новое образование заменило родоплеменную организацию. При этом на смену обычаям пришла юридическая система норм.

Материалистическая не навязывает новые институты извне. Все они появляются на основе естественного общественного развития. Оно, в свою очередь, связывается с разложением первобытного строя, распространением частной собственности, социальным расслоением населения по имущественному признаку (появление бедных и богатых). В результате развития интересы разных классов начинают вступать в противоречие.

В таких условиях родоплеменная организация стала не способна осуществлять управление. Возникла потребность в создании властного института. Он должен быть способен обеспечивать преимущество интересов одних членов социума в противовес потребностям других. В этой связи общество, которое состоит из неравных в экономическом плане слоев, порождает особенную организацию. Она поддерживает интерес имущих, сдерживая при этом противоборство зависимых членов социума. В качестве этой особенной организации и выступает государство. Как утверждают последователи концепции, оно является явлением временным и исторически преходящим. С устранением классовых различий в существовании властного органа не будет нужды.

Классификация форм

Материалистическая теория выделяет три модели появления властной организации:

Юридическая система в концепции

Экономическая обусловленность и классовость правовой модели выступает в качестве важнейшего принципиального положения Ключевым содержанием концепции является идея о том, что право - это продукт общества. Оно выступает как выражение и закрепление воли класса, господствующего в экономической сфере. Материалистическая теория указывает на то, что в складывающихся отношениях имущие индивиды должны вкладывать свою силу в формирование властного органа и придавать своей воле всеобщее выражение в форме закона. Другими словами, создание и существование юридической системы обусловливается необходимостью закреплять нормативное регулирование социальных взаимодействий в интересах господствующего слоя.

С течением времени принципы материалистической теории были зафиксированы в отечественном праве. По классовому признаку формулировался вывод о том, что в обществе, в котором отсутствуют антагонистические слои, в юридической системе выражена воля всех дружественных объединений, руководимых рабочим течением.

Установки

Материалистическая теория провозглашает правило: от каждого индивида - по способностям, каждому субъекту - по потребностям. Люди должны привыкнуть выполнять требования общежития. Когда это произойдет, они сами добровольно станут работать по своим способностям. Материалистическая теория формирует определенные ограничения для юридической системы. Они укладываются в исторические рамки классовости социума. Концепция утверждает, что право является преходящим явлением. Оно необходимо обществу только на конкретной стадии его развития. В случае исчезновения классовости оно утратит общественную ценность.

Положительные черты концепции

В качестве одной из заслуг материалистической теории следует отметить выработку постулатов о том, что право является необходимым инструментом обеспечения хозяйственной свободы субъекта. Оно является беспристрастным регулирующим механизмом отношений потребления и производства. Нравственные основы нормативной системы в цивилизованном обществе учитывают и выражают объективные потребности социального развития в пределах дозволенного и запретного поведения всех взаимодействующих участников. Также можно отметить следующие плюсы материалистической теории:

Отрицательные моменты

Есть и минусы материалистической теории. В первую очередь, в рамках концепции преувеличена роль классовости в юридической системе в ущерб общечеловеческим нормам. Существование права ограничивается историческими рамками. Юридическая система кроме этого излишне жестко связана с материальными факторами. Этим занижается степень влияния других обстоятельств на ее формирование.

К основным теориям возникновения государства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего и внешнего);

8. экономическую (классовую).

1.Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога.

2.Суть патриархальной теории в том , что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:

Монарх является отцом всего народа;

Благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

Король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

Власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

Подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

3. Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор"

4. Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

Люди образуют государство, как клетки - живой организм;

5. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

Желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

Желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

Способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

Желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

6. Возникновение государства, таким образом , рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному

Материалистическая теория происхождения государства

Основатели материалистической теории происхождения государства: Маркс, Энгельс, Ленин.

Суть теории : государство возникло, в силу экономических причин: обществ. разделения труда, появления прибавочного продукта и части собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Плюсы теории:

1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;

2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;

3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;

4) Раскрываются признаки государства.

Минусы:

1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;

2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;

3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.

Материалистическая (марксистская) теория происхождения государства .

Материалистическая (марксистская) теория. К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит, прежде всего, как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Базис - совокупность исторически сложившихся производственных отношений, лежащих в основе надстройки данного общества. Надстройка - совокупность исторически сложившихся общественный отношений и взглядов (политических, правовых, моральных, религиозных, эстетических, философских) и соответствующих этим отношениям учреждений, зависящих от базиса и, в свою очередь, воздействующих на него.

Частное и публичное право

Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.

Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:

1) институционального (наставнического);

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.