Тамара Орлова
Мастер-класс для начинающих педагогов «Основы актёрского мастерства на службе у педагогики»

В союзники зову театр

Ведущий : Уважаемые педагоги , где это мы с вами оказались?

/ На сцене!/

Ведущий : Как называются люди, которые выступают на сцене?

/ Артисты!/

Ведущий : Профессия педагога с родни профессии артиста. Педагог , как и артист должен захватить зал во время своего выступления и повести за собой, очень тонко и не навязчива, научить доброму и вечному, помочь постичь новое и неизведанное. А педагогом , как и артистом, стать не так-то просто! Скажите, пожалуйста, какими навыками надо обладать, чтобы стать артистом?

/ Владеть мимикой, жестами, интонацией, чётко и правильно выговаривать слова. /

Ведущий : Верно, но этими же навыками должен владеть и педагог . Давайте мы с вами вспомним детство и поиграем в театр! Представим себя артистами! А утро артиста начинается с подготовки своего речевого аппарата.

1. Речь и интонационная выразительность.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.

Педагог как и артист должен держать свой речевой аппарат в рабочей готовности, а для этого необходима ежедневная работа :

Артикуляционная гимнастика, вибрационный массаж

Работа над звукорядом И э а о у ы - бросаем дротик, снежок, фейерверк, укладываем спать, задаём вопрос.

Звукоподражание :

Свист ветра – сссс!

Шум леса – шшшшш!

Жужжит пчела – жжжж!

Шмель – жьжьжьжь!

Мотоцикл – р!р!ррр! рррррррр!

Пульверизатор – ф!ф!ф!ф!

Дровокол – э!э!э!э!

Лыжник – с! Ш!

Замена слов жестами :

Летит, летит по небу шар. По небу шар летит, но знаем мы что это шар до неба не долетит (заменить слова жестами)

Колпак мой треугольный,

треугольный мой колпак,

а если не треугольный,

то это не мой колпак.

Интонационная выразительность

Сказала тётя – ФИ, футбол.

Сказала мама – ФУ, футбол.

Сестра сказала – НУ, футбол.

А я воскликнул – ВО! Футбол!

2. Мимика зависит от эмоции. Наши ладошки окажутся занавесом.

Участники закрывают лицо ладошками. Ведущий называет “эмоции”, а участники открывают лицо и изображают мимикой : грусть - печаль, радость, злость, гордость, испуг - страх, боль, усталость, каприз, омерзение, хитрость, стеснение, безразличие, удивление, серьёзность. Кислый, сладкий, солёный.

3. Жест. Разговариваем руками. Ведущий называет действие, участники показывают : я, ты, здравствуйте, до свидания, иди, нельзя, тихо, там, тут, сядь, встань, большой, маленький, отойди, не знаю, я в домике, не хочу разговаривать с вами.

А теперь, попробуем соединить жест и мимику

Тра – та – та, тра – та – та

Растворились ворота,

А оттуда из ворот

Вышел маленький народ.

Один дядя вот такой.

Другой дядя вот такой,

Третий дядя вот такой,

А четвёртый вот такой!

Одна тётя вот такая,

А вторая вот такая,

Третья тётя вот такая,

А четвёртая такая…

Ведущий : молодцы. А сейчас практически экзамен на изученную тему.

Задание на закрепление

Ведущий : “Заячий дом”.

Был у зайца дом как дом, под развесистым кустом (руками показывают развесистый куст) .

И доволен был косой, (Дети улыбаются) Крыша есть над головой. (Показывают над головой руками крышу)

А настала осень, куст листочки сбросил. (Дети опускают руки)

Дождь как из ведра полил. (Дети бьют руками по коленкам – быстро)

Зайцу шубу промочил (Изображают грусть на лице, и обнимают себя руками)

Мёрзнет заяц под кустом. (Трясут руками перед грудью, как лапки у зайцев) Никудышный этот дом. (Разводят руками) .

Ведущий : Здорово, вот так посмотришь и начинаешь думать , что в принципе не сложно быть артистом, а значит и педагогом . На самом деле, все, что мы с вами делали основано на импровизации . Импровизация (неожиданный, внезапный) – сочинение чего – либо в момент исполнения; выступление, не подготовленное заранее. А театре импровизация играет очень большое значение и служит основой для экспромт – театр.

Экспромт – театр можно использовать при работе с детьми в не урочное время, например скоро новый год и этот театр можно использовать в новогодних праздниках или же утренниках на любую другую тематику. Можно занять весь класс, а можно организовать более пассивную часть детей, так как активные дети обычно участвуют в основном сценарии . Что бы ребёнку было проще войти в новую форму общения, научится существовать в новых условиях начинать нужно с общих заданий.

Цыплёнок

Жил на свете цыплёнок. Он был вот такой : (показ) .

Но он думал, что он очень большой и важно задирал голову. Вот так : (показ) .

И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая : (показ) .

Мама кормила его червяками. И были червяки вот такие : (показ) .

Как – то раз налетел на маму чёрный кот и прогнал её прочь со двора. И был чёрный кот вот такой :(показ) .

Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит взлетел на забор красивый петух, вытянул шею вот так : (показ) .

И во всё горло закричал «Ку –ка – ре – ку!» И важно посмотрел по сторонам : «Я ли не удалец? Я ли не молодец? «Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею…И что было сил, запищал «Пи – пи – пи! Я тоже удалец, я тоже молодец!» Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так : (показ) .

В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась : «Ха – ха – ха! Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!» А была лягушка вот такая : (показ) .

Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела, приласкала и обняла его. Вот так : (показ)

Сценка для детей 1 – 2 классов.

Ребята, вот мы попали в зимний лес! Как же здесь холодно! (дети показывают что им холодно) . Давайте разогреемся немножко (песня “Мороз” из аэробики Железновой, дети делают движения соответственно тексту).

Ведущий : Ну, вот мы и разогрелись! Давайте ребята, покажем нашим зрителям, как же красиво в зимнем лесу!

Герои : берёзка, ёлка, снежинки, зайка, лиса, волк, медведь, снегири. Справа ставиться берёзка, слева ёлка. Возле ёлки стоит берлога, в берлоге – медведь. Несколько детей изображают людей, гуляющих по зимнему лесу. (Все одевают маски.)

Мы пришли в зимний лес. (Гуляющие идут спокойным шагом)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки, удивляются)

Справа берёзка в шубе стоит, (показывают на берёзку)

Слева – ёлка на неё глядит. (Показывают на ёлку)

Снежинки в небе кружатся, (снежинки поднимают руки вверх - “фонарики”)

На землю красиво ложатся. (Снежинки приседают, опуская руки вниз)

Вот и зайка проскакал, (Скачет зайка и прячется за берёзку)

От лисы он убежал. (Следом бежит лиса и убегает, не заметив зайку)

Тут и серый волк рыщет, (бежит настороженный волк)

Он себе добычу ищет. (Зайчик боится волка и они вместе убегают)

Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит. (Медведь храпит, гуляющие выходят из-за берлоги)

Так всю зиму и проспит. (Дети разводят руки в стороны)

Пролетают снегири, как красивы они. (Пролетают снегири) .

В лесу красота и покой, ну а нам пора домой!

Сказка для 4-6 классов

действующие лица :

занавес – 2 человека

царевна Виолетта

птицы (неограниченное количество)

соловей – разбойник

тучи (неограниченное количество)

царевич Юлиан

деревья (неограниченное количество)

Действие первое.

Занавес открывается

В некотором царстве, в некотором государстве жила – была прекрасная царевна Виоллетта. Однажды царевна пошла гулять. Светило яркое солнце, пели птицы, шелестели листвой деревья. Всё было хорошо, но вдруг налетел Соловей разбойник и забрал царевну в своё логово. Солнце скрылось за тучи, птицы улетели, зашумели деревья.

Занавес закрывается.

Действие второе

Занавес открывается.

Услышал о похищении царевич Юлиан и поскакал спасать царевну. Труден был его путь, но вот, наконец, встретился он с Соловьём – разбойником. Завязалась схватка. И пронзил царевич Юлиан мячом разбойника прямо в сердце. И упал Соловей – разбойник, сражённый мячом царевича.

Занавес закрывается.

Действие третье.

Занавес открывается.

Увёз царевич Виолетту из логова Соловья – разбойника. И стали они жить – поживать да добра наживать. Тучи развеялись, снова засветило яркое солнце, и запели птицы.

Занавес закрывается.

Но есть и такие дети которые совсем не могут стоять перед зрителями, они порой боятся, комплексуют. От страха иногда даже теряют голос, для активизации таких детей можно на праздниках использовать театр кукол с элементами Экспромт – театр

И так кто хочет попробовать себя в роли стеснительных детей.

Выбираем героев :дерево, куст, метелицу, ветер

Зимняя сказка.

Рассказанная теплыми вещами из бабушкиного сундука.

Сказочница : на улице холодно, морозно. Зима пришла много снега принесла, принесла лыжи коньки, санки и салазки, и новогодние сказки. (Вытаскивает сундук) Кто знает, как называется этот предмет? Это сундук моей бабушки. Раньше в домах не было шкафов, сервантов и мебельных стенок. Вещи хранили на полках и в сундуках. Сундуки заменяли шкафы, стулья, и даже кровать. А как вы думаете, что храниться у меня в бабушкином сундуке? Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать.

Дали братьям тёплый дом.

Чтобы жили в впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

Что это? (Варежка) Молодцы

А ещё есть варежки для ног. Что же это?

(Носки)

Две сестрёнки, две плетёнки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мёрзли пять и пять.

Что это? (Перчатки) Правильно.

Жарко – свернулся,

Холодно – потянулся. Это что? (Шарф)

Домик для головы как называется? (Шапка)

Всё вместе это называется тёплые вещи, и хранятся они у меня в этом сундуке. А вы знаете что варежки, перчатки, носки и шарфы могут согревать не только руки, ноги и щёки. Они могут согревать и душу. Да, да, да. Например когда рассказывают добрую сказку. Вы удивлены? Как старая перчатка может рассказать добрую сказку? А вот послушайте и посмотрите.

После осени дождливой, хмурые деревья заснули зимним сном. Красивая белая метелица как заботливая мама добрая, мягкая и пушистая оберегала, укрывала деревья и кустарники от холода, а птички невелички ей в этом помогали. (Каждое дерево и кустик метелица одаривает шапочкой, шарфиком, варежкой) . Вдруг налетел резкий ветер, он стал в лесу хулиганить, разгонять птиц, прогонять метелицу из леса, срывать с деревьев обновки. Деревья задрожали от холода, Метелица изо всех сил билась с ветром и наконец, победила его, ветер стих. Выглянуло солнышко, прилетели птички и помогли метелицы заново одеть деревья. Лес мирно спал, метелица охраняла их сон, а птички ждали весну.

Ну как добрая сказка? Вам понравилось? Да! Давайте поблагодарим наших артистов. (Аплодисменты.)

Импровизация и экспромт – театр очень интересная форма работы. Которая даёт возможность активизировать творческий потенциал всех и каждого из детей. Даёт педагогу возможность корректировать самооценку ребёнка; процесс и степень его адаптации в коллективе; а так же наладить контакт с каждым ребенком.

Экспром – театр поможет разнообразить внеклассную работу, тематические мероприятия, праздники и классные часы.

Помогает объединить коллектив, на основе единой творческой коллективной работе, ведь театр это дело коллективное. Экспромт – театр – одно из самых универсальных средств развлечения и сближения людей. Театр – экспромт – одна из любимых, часто используемых нами форм творческих работ. Эта форма хороша и для классных коллективов, и для больших общешкольных праздников, проходит всегда эмоционально, удобна минимальной подготовкой к его проведению.

Актуальность и проблема темы.

В существующем сегодня образовательном пространстве роль учителя значительно возрастает. Но к этой роли он не готов и не будет готов, если не изменится система его профессиональной подготовки, то есть если педагог не овладеет новыми эффективными технологиями, позволяющими существенно изменить методы ведения образовательного процесса.

Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс – мощный рычаг, который может сдвинуть творческий процесс в учебных заведениях. Популярность театральной педагогики в образовательном процессе объясняется тем, что с помощью её средств можно направленно влиять на мотивационную, эмоционально-образную и интеллектуально-творческую стороны личности. К сожалению, искусству часто отказывают в возможности интеллектуального познания, признавая за ним лишь эмоционально-эстетическое понимание действительности.
Существующее противоречие подтолкнуло меня к созданию мастер-класса по актерскому мастерству для педагогов общеобразовательных учреждений по теме: «Театральная мозаика или Умение быть разным».
Цель:

создание временной театральной студии для раскрытия творческой индивидуальности с целью организации педагогического действия с опорой на основы актерского мастерства.

Задачи:

Создать условия для эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной деятельности;
сформировать круг тренингов, позволяющий оптимально распределить участников по способностям;
способствовать творческому самовыражению.

I блок. Разминка.
Погружение.

Я приглашаю вас в театральную студию. Предлагаю встать в круг. Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Готовимся к роли. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.
Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”:
Вам необходимо вспомнить то, что тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты
Накормил ли я кошку?
Когда дядя выйдет из больницы?
Мне нечего сказать
Опасения по поводу участия в ходе занятия
Смогу ли я справиться с волнением?
Попросят ли меня говорить?
А вдруг я отвечу не так, как нужно?
Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.

4. Театральные правила:
– тишина за кулисами
– нельзя поворачиваться спиной к зрителям
– в роли находиться до конца представления
– уметь слушать своих партнёров
– все действия совершаем по хлопку
II блок. Бессловесные элементы действия.

1. Понятие «оценка». Этюды.
Змея
Картина
Тёмный лес
2. Понятие «пристройка». Этюды.
Пристройка сверху. Этюд Начальник-подчиненный.
Пристройка снизу. Этюд Подчиненный-начальник.
Пристройка наравне. Этюд Коллеги.
3. Понятие «мобилизация».
4. Понятие «вес». Этюды.
Этюд Телефон
Этюд Письмо

Рефлексия.

А сейчас на театральной маске я предлагаю вам выразить свои эмоции, чувства, другим словом – оценить нашу работу. Все встают в круг и делятся впечатлениями.
По окончании занятия можно поинтересоваться, сработала ли идея депозита, возросла ли тревога участников или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили её в сторону.
Ведущий подводит итог.
Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. «Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи воспитывают молодое поколение, - говорил К.С. Станиславский, - а у всех вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно работать…» Всего вам доброго!

Актер театра и кино, режиссер и педагог Роман Полянский рассказал журналу Foodika о своей профессии, планах на будущее и дал пару советов начинающим актёрам.

Расскажите о себе

Родился я в Омске. В обычной семье. Занимался спортом, так как родители имели к этому непосредственное отношение. Но в какой-то момент они решили отдать меня в музыкальную школу (на класс кларнета). Ходил я туда совершенно неохотно… Правда, со временем втянулся в музыку и даже решил поступить в музыкальное училище!

Как Вы познакомились со своей нынешней профессией?

С раннего детства родители водили меня в театр — на спектакли, на оперетты. А когда я поступил в музыкальное училище, то начал ходить в театральную студию под руководством Е. М. Пономаревой, которая и привила мне любовь к сцене. Поэтому я и решил ехать в Москву, чтобы поступить в театральный институт. Поступил в «Щуку» к замечательному педагогу Иванову В. В. Уже во время учебы я начал сниматься в кино. После окончания института, я работал в театре Евгения Вахтангова и в театре Романа Виктюка. В данный момент играю в антрепризах, продолжаю сниматься в кино, закончил и выпустил несколько своих режиссерских работ и, конечно, преподаю то, чем практически всецело занят и болен – актерское мастерство!

Как и когда к Вам пришло понимание, что Вы можете и готовы начать преподавать актерское мастерство?

Еще будучи студентом, меня пригласили провести мастер-класс для любительского театра «Яблоко» в Эстонии. Вот тогда я и понял, что мне это очень нравится. Потому что я сам, вместе с учениками, открываю для себя что-то новое и интересное. Роль преподавателя для меня — это снова опыт и огромная возможность посмотреть на актёрскую профессию с другой стороны! И когда сейчас я преподаю в разных актёрских школах, я, по-прежнему, продолжаю учиться вместе со своими учениками.

Как Вы совершенствуете свое мастерство? Можете ли порекомендовать специальные курсы?

Я читаю книги замечательных режиссеров (Станиславский, Михаил Чехов, Тарковский, Захава, Товстоногов, Мейерхольд, Бергман и многих других). Пытаюсь анализировать их опыт, творчество, работу с актерами и над пьесами.

Основы курсов практически всех актёрских школ направлены на раскрепощение, на понимание основных навыков профессии, на создание хорошей и позитивной творческой атмосферы. Разность заключается только в педагогах. Важно выбрать «свое».

Какие цели перед вами стоят в ближайшее время? Как Вы считаете, цель оправдывает средства?

Хочу еще больше работать, работать над собой, не останавливаться на достигнутом, продолжать снимать своё кино и свой преподавательский стаж, ставить спектакли и развиваться, развиваться, развиваться! И, что немаловажно, быть и оставаться честным по отношению к себе и другим! На мой взгляд, только тогда судьба вознаградит тебя за старания.

5 слагаемых успеха для начинающего актера/преподавателя?

Да простят меня читатели, желающие получить готовую формулу успеха, но слагаемые у меня достаточно просты, банальны и не новы. Мой опыт показывает, что ничего эффективнее работы над собой нет, и быть не может. А еще повторюсь, что надо быть честным по отношению к себе и к другим, искренне любить свою профессию и отдаваться ей полностью, ценить и уважать своих коллег.

Хобби, досуг?

У меня совершенно не остаётся времени на хобби… Все своё незначительно свободное время я провожу с семьёй. Хотя иногда удаётся сходить в зал, поплавать или поиграть в футбол.

Зачем вы занимаетесь актерской профессией/преподаванием актерского мастерства? Что это Вам дает?

Актерская профессия позволяет побыть абсолютно разными людьми, примерить на себя разные маски. Я люблю свою работу за эту многогранность.

Вы рады, что вы живете в России?

Да, безусловно, я люблю Россию. У нас замечательная страна, с прекрасными людьми и потрясающей историей. Но я также люблю путешествовать и бывать в разных странах. Наблюдать за другой культурой и людьми. Я, наверное, больше «человек мира». Мне в каждой стране совершенно комфортно.

Однажды я прилетел в Варшаву на фестиваль российского кино. В аэропорту меня встречали две молодые девушки. Они стояли с табличкой. Я подхожу к ним, смотрю, а там написано «Roman Polanski”. Я говорю, что это я. Они смотрят на меня большими круглыми глазами и недоуменно молчат. Как оказалось, они ожидали увидеть моего практически полностью созвучного тезку (Roman Polanski - один из крупнейших кинематографистов послевоенного времени, обладатель важнейших наград в кинематографе: «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Золотого льва» Венецианского фестиваля, «Оскара», «Сезара», «Золотого глобуса» и тд), который, в общем-то, сильно постарше, чем я, чему девушки и удивились, увидев, как я неплохо сохранился, будучи 1933 года рождения. Мы посмеялись и поехали на фестиваль. И там ещё много людей подходили и смотрели на молодого Романа Поланского.

Ваши кумиры, почему?

У меня нет кумиров. Мне нравятся многие актёры, но, все же, они не являются кумирами в понимании этого значения. Мне интересно наблюдать за игрой Леонардо Ди Каприо, Тома Хенкса, Андрея Миронова, Алексея Петренко, Жан а Поля Бельмондо, Роберта Де Миро и Аль Пачино. Безумно нравится режиссёрский стиль Тарковского, Алексея Германа (старшего) и многих других.

Повлияло ли Ваше образование на уровень вашего профессионализма?

Театральный институт даёт тебе отправную точку в твоей профессии. А уж как дальше ты сам развиваешься, совершенствуешь своё мастерство, зависит индивидуально от каждого. Актерская профессия, как, вероятно, и любая другая, это не математика, или другие точные науки. Тут все зависит от твоего внутреннего, духовного мира. Это чувственная профессия.

Любимые книги?

Все книги должны чему-то учить. Но каждый сам понимает своё. Читайте хорошую классическую литературу.

Посоветуйте несколько книг для того, чтобы стать еще более искусным

актером/педагогом?

Как я уже говорил ранее, я читаю множество книг по актёрскому мастерству и выше перечислил самых авторитетных для меня авторов. Но, в чем отличие актерской профессии от других? Актёры совершенно и отнюдь не теоретики, актёры — исключительно практики. Надо постоянно практиковаться, заниматься делом, быть постоянно в поисках, только тогда вы будете совершенствоваться.

Самое большое достижение в жизни для вас сейчас – это …

Моя семья — это мое самое большое достижение.

Ваши жизненные ценности?

Моя семья, мои друзья и моя профессия.

Ваша профессиональная страсть – это… Что больше всего нравится в Вашей профессии?

Играть — вот главная страсть в актерской профессии! Быть множеством личностей, быть шутом, паяцем и, в тоже время, царем и Дон Жуаном.

Быть всегда разным!

Post Views: 0

Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.

Если идею материала сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.

Необходимо глубже осмыслить метод К. Станиславского и применять его в формировании педагогического мастерства учителя. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приемов, получивший название “прием отождествления”, то есть слияние своего “я” с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении.

Этот прием предполагает не только большую предварительную работу над музыкальным произведением, но и естественное органическое “проживание” педагогом художественного образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение между детьми и учителем. Творить, по определению К. Станиславского, означает “страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче”- постижению и раскрытию художественного образа произведения. С педагогической точки зрения в подготовке учителя для нас важна та часть наследия К. Станиславского, которая тесно связана с искусством переживания. Переживания как органического единства интеллектуального и эмоционального в человеке. Для педагога чрезвычайно важно научиться сознательно управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве и в художественном развитии ребенка связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные элементы.

Для учителя чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. “Если нет материала, чувству не во что излиться” (С. Волконский).

Нужно ли учителю актерское мастерство

На поставленный вопрос хочется услышать мнение самих учителей и их учеников.

Коля, 16лет:

Засыпаются учителя на уроках, не успевая выполнить учебный план... Засыпаются на педсоветах, когда обсуждается успеваемость детей. Терпят крах, когда приходят всевозможные проверки из-за пассивности либо неподготовленности детей.

Урок - это форма организации (в данном случае учебной) деятельности. Спектакль - форма организации некоего драматического, политического, народного представления ("не устраивай мне спектакль!"). В общем, тоже деятельности, только иного рода. Режиссёр спектакля заботится о том, чтобы зрителем были прочитаны те-то и те-то художественные идеи, либо зритель мог вынести те-то и те-то размышления о спектакле, либо оценил грандиозность постановки... Не существуют ли у учителя- организатора учебной деятельности - подобные (по структуре, а не содержанию) задачи? Чем учитель - не руководитель процесса? И разве не организовывается процесс усвоения знаний и приобретения навыков по тем же психологическим законам, по которым совершается процесс восприятия драматического спектакля (и там, и там - передача слуховой, визуальной и т.д. информации)? Хотя бы с этих примитивных позиций смотря на проблему, уже можно задуматься о фактической небесполезности режиссуры (искусства выстраивания) урока, а следовательно - о необходимости иметь хотя бы не очень поверхностное представление об искусстве режиссуры, его сути и профессиональных законах. Ещё немаловажно учесть при этом специфику урока, различив ее со спецификой спектакля как драматического действа...

Маша, 15лет:

Очень часто очень трудно завладеть вниманием ребенка, особенно в старших классах, поэтому, наверное, учителю, не обладающему, хотя бы немногим запасом творческих способностей, приходится несладко. Есть такая простая вещь: действенный анализ спектакля. Режиссеру он нужен для того, чтобы по полочкам разложить действие спектакля, и его суть. То же самое нужно попробовать использовать и учителям. Анализ можно найти в любом учебнике по режиссуре, так что, господа педагоги - дерзайте!

Наталья, 16 лет:

Я считаю, что умение спланировать (срежиссировать) какой-либо проект, занятие, урок и т.п., безусловно, важно и необходимо. Проблема в другом: захотят ли учителя гнуть спину, самосовершенствоваться в этом направлении без достаточной материальной мотивации. На одном энтузиазме далеко не уедешь. Конечно, было бы хорошо, если бы учитель много знал, да еще и умел все преподнести ученикам в удобной форме. И это вполне возможно при соответствующем финансировании образования.

Мнение учителя по математике Геннадия Анатольевича:

Был у меня опыт в прошлом году: проводили для 10 педагогов цикл занятий по вопросам детской игры. Игровые способности ребенка, где и как применять игры на уроке и с какими целями, как справляться с низкой мотивацией к обучению, что делать, если ребенок не обладает навыками организации игры и соблюдения правил - в общем, все в таком роде. С сентября нынешнего года работаю я в одном Центре творчества, из которого обучение на этих семинарах прошли аж три педагога! Дошколята 4-5 лет одну из этих педагогов просто поначалу БОЯЛИСЬ! Несмотря на высокую заинтересованность в игровых методиках, она все же пытается этих малышей усадить... по крайней мере, так мне объясняли коллеги. До сих пор одна девочка 4,5 лет после ее предмета заходит в кабинет исключительно рядом с мамой.

И очень обидно было слышать от руководства откровение, что все подобные семинары, даже касающиеся педагогической практики, нужны педагогам только для бумажки... Может, все проще? И нужен талант преподнесения материала (я сейчас обхожу тему активных игр).

Я считаю, что каждый учитель должен быть в какой-то степени актёром. Чтобы завладеть вниманием 30 учеников надо обладать определёнными способностями, хотя не только актёрскими. И потом каждый урок - это своеобразный спектакль, а учитель - это режиссёр. если в театре спектакли повторяются, то в школе их повторить нельзя: нужно учитывать особенности класса. Я в своей практике использую игры из театральной педагогики, но ученики не привыкли к таким урокам. Поэтому они первое время воспринимают такой урок как отдых, развлечение.

Мнение учителя биологии Юлии Михайловны:

По-моему, в педагогике проведения урока важны три составляющие: умение композиционно построить материал (сценарные качества), умение проиллюстрировать слова выразительными средствами (картины, карта), с чем в театре всю жизнь борются (после телевидения, я понял, что урок это скорее сюжет авторской телепрограммы, чем спектакль, а если спектакль, то "глаз в глаз", а не с "четвертой стеной") и умение педагога вовлечь учеников в процесс урока - т.е. элементарное общение - нужно уметь актуализировать тему для учеников - а это снова конфликтология и драматургия. Даже на уроке физики, если последовательно и ярко разворачивать ЛОГИКУ темы, то ученики будут следить. Тем более если удастся все обернуть так, что бы они сами эту тему разворачивали. Пусть, в конце концов, спорят. А игровые методы не помешают. Но уж больно это будет долго. Надо найти какую-то золотую середину между Американской фривольной игровой и демократичной педагогикой и нашими советскими традициями (мне 30 лет и я застал советские неоднозначные и в тоже время полезные для моей судьбы времена).

Выходные данные сборника:

ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО И РЕЖИССЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Якушева Светлана Дмитриевна

к. п. н., ст. преподаватель кафедры педагогики МГПИ, г. Москва

Яшина Юлия Ренатовна

студентка V курса факультета социальной педагогики МГПИ, Москва

В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.

Для того, чтобы стать конкурентоспособной личностью, современный рынок труда предъявляет высокие требования как к профессиональным знаниям, так и к общей гуманитарной подготовке выпускников учебных заведений психолого-педагогического профиля. Хороший специалист постоянно пополняет свои знания.

Достижение этой цели невозможно без педагогов, обладающих творческой индивидуальностью. Ведь для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповторимую личность.

Свой вклад в понимание роли и значения элементов профессионального мастерства в деятельности учителя внесли такие ученые, как: Ю.П. Азаров, В.М. Букатов, О.С.Булатова, П.М. Ершов, А.П. Ершова, И.А. Зязюн, Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик, В.Ф. Моргун, Е.А. Ямбург, С.Д. Якушева и др.

Еще С.И. Гессен ставил актуальную и в наши дни проблему взаимоотношения образования и культуры. Необходимым условием этой связи является взаимопроникновение образования в культуру и, наоборот, культуры в образование. Образование- часть культуры, оно влияет на ее сохранение и развитие. Образовательный процесс обеспечивает познание мира, развивает личность в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии, дает возможность осваивать всё богатство мировой культуры .

Сегодняшний педагог выполняет одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую, методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также личностных качеств.

Педагогическое мастерство – искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности .

П.М. Ершов говорит, что бывает так: учитель готов к уроку, полон интересных замыслов, предвкушает, как он вместе с ребятами будет их осуществлять, но... Урок начался, урок кончился, а класс остался равнодушным, вяло реагировал на все то, что с энтузиазмом предлагал учитель. Или другая ситуация: ребята вроде бы заинтересованы, хорошо отвечают, а результаты контрольных работ ужасны - прочных знаний нет и в помине. Или такая хорошо знакомая всем учителям картина: на уроке обсуждается интереснейшая тема, но какая-то группа учеников в работе не участвует, они мешают всем остальным. Учитель, конечно, отвлекается на них, звучат враждебные нотки с обеих сторон, темп урока падает, материал комкается. Еще один пример неудачи: учитель видел, как его коллега с помощью игрового упражнения за несколько минут преобразил детей в классе. Смолкли разговоры, шеи вытянулись - все внимание на учителя, чтобы не пропустить чего-то интересного у доски. Упражнение было нехитрое, то, что при этом говорил коллега, учитель запомнил, и на ближайшем уроке в другом классе, решив повторить прием, он предлагает то же задание, говорит те же слова, но никакого впечатления на детей его старания не производят. Почему? В каждом подобном случае результат один - глубокая неудовлетворенность учителя, обида на детей, отчаянные мысли бросить все и уйти из школы .

Причин подобных ситуаций, по мнению П.М. Ершова, может быть много: одни не зависят от учителя, другие зависят только от него. В каком бы состоянии ни был класс к началу урока, учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать возможность расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, в мгно­вение ока оценить ситуацию в классе и скорректировать как план уро­ка, так и свое поведение - а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству .

Учителю следует по-новому, исходя из конкретных, незапланированных условий, срежиссировать урок. Способность чутко воспринимать особенности поведения, как своего, так и другого человека, свобода и вариативность в общении - могут и должны стать для учителя объектами совершенствования и развития. Знакомясь с наследием К.С. Станиславского, работами его учеников и последователей, школьный учитель открывает новый для себя и полезный в практической педагогической работе «язык» выразительности действий, о котором мечтал А.С. Макаренко, говоря о том, что педагогом можно стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить «пойди сюда».

Владение выразительностью действий составляет актерскую технику - третью часть так называемой системы К.С. Станиславского. Первой и второй ее частями являются принципы эстетики театра и учение об этике актера. К.С. Станиславский отмечал обязательное органическое соединение в работе каждого артиста его эстетики-этики-техники: выполнение актером своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с его высокой нравственностью и поведении, с его бережливостью и бережностью к своей душе и душам товарищей по работе и с его постоянной работой над своей техникой. Развитие и совершенствование в повседневной профессиональной работе актера единства этих трех составляющих обеспечивает рост его мастерства.

Подход К.С. Станиславского к теории и практике театрального искусства может быть взят на вооружение теорией и практикой педагогической. Эквивалентом актерской этики станет этика учителя, его морально-нравственные установки, убеждения, принципы. Учить и воспитывать может лишь тот, кто обладает высокой нравственностью, совестью, честностью, смелостью, добротой. Воспитание и обучение неразрывно связано с умением учителя воздействовать на учеников в ходе общения, влиять на их поступки, стимулировать их позитивную активность и сдерживать активность не­гативную. Пользуясь театрально-режиссерским «языком действий», учитель может увидеть, как он ведет себя на уроке; как сидит, в какой позе, какие у него при этом спина, руки, взгляд, как работает внимание. А вспомнив свое поведение при выполнении любимых, интересных, увлекательных дел и нелюбимых, скучных, нудных он сможет не только осознать свое реальное отношение к работе в школе, но и, при желании, усовершенствовать - сознательно изменяя - стиль своего поведения на работе.

Наблюдение с помощью «языка действий» делает представление учителя о поведении учеников в классе более конкретным, точным и подробным. Вот они только вошли, а вам уже «видно», кто из них сегодня не готов работать. Урок только начался, а учителю уже и известно, кто ждет, чтобы его учили, а кто желает учиться .

П.М. Ершов писал, что каждый урок, как впрочем, и каждый отдельный фрагмент из жизни любого человека, технологией актерского искусства может быть профессионально определен. Некоторые актеры и режиссеры могут просто скопировать увиденное, другие - литературно описать, но те, кого, пользуясь словами К.С. Станиславского, можно назвать «мастерами действий» - прежде всего, назовут логику совершенных действий. Они с помощью конкретных параметров дадут контуры, основные пропорции увиденного, которые помогут любому, усвоившему театральную терминологию, представить себе, проанализировать и повторить то, что было увидено и передано в терминах. Следует приветствовать всякие самостоятельные попытки энтузиастов-учителей освоить и использовать наследие К.С. Станиславского в своей повседневной работе с учениками. Сложность этой актуальной задачи свидетельствует о незаурядности взявшегося за нее педагога, его искренней заинтересованности в повышении результативности своего труда .

Смысл актерского творчества К.С. Станиславский видел в том, чтобы на сцене «жизнь человеческого духа» была воплощена убедительно и правдиво - подобно тому, как она обнаруживается в окружающей действительности. Поэтому К.С. Станиславский, в конце концов, пришел к выводу, что актер «театра переживаний» должен быть мастером не переживаний, и уж тем более не интонаций или эффектных движений, а мастером действий .

О.С. Булатова под артистизмом (актерским) понимает совокупность специальных способностей (способность к перевоплощению, обаяние, заразительность, убедительность, эмоциональная подвижность, благоприятные внешние данные, человеческая ценность), связанных с физической организацией актера, с особенностями эмоционального аппарата, своеобразным творческим мышлением .

Артистизм (учительский) , по мнению О.С. Булатовой – способность к органическому существованию в условиях педагогического процесса, внутреннее изящество, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, умение выстраивать свое поведение в те моменты, когда оказание педагогического воздействия одним только естественным чувством, лишенным педагогической заданности и воздействующей сверхзадачи, не приводит к желаемому результату и необходимо сознательно созданное поведение в соответствии с ситуацией .

В.Н. Сорока-Росинский, описывая артистичного педагога, прежде всего, обращает внимание на его необычайно широкий диапазон разных эмоциональных реакций .

С.Л. Соловейчик, сравнивая педагогическую профессию с профессией музыканта, врача, говорит, что у последних есть короткие процедуры перед началом деятельности, своеобразный ритуал, который помогает "войти в роль". Такого ритуала, к сожалению, часто не бывает у учителя .

О.С. Булатова пишет о том, что в театре хороший актер выражает себя в образе. А хороший учитель занят другим. Он улавливает образы, которыми пытается себя выразить сам ребенок. Учитель - зеркало. Поэтому так не просто устанавливается плодотворная связь театра со школой, и многие «театральные маршруты» школьной педагогики оказываются короткими.

Основные черты, характеризующие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность: содержательный признак - коммуникативность, ибо общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей; инструментальный признак - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия; целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера; процессуальные характеристики: творчество осуществляется в обстановке публичности, регламентировано во времени; результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и ученика; объект воздействия является одновременно и субъектом творчества, сотворцом; творчество носит коллективный характер; структурный признак - анализ материала; определение проблем, противоречий; рождение замысла, разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка.

О.С. Булатова отмечает, что работа над уроком и ролью происходит в трех периодах: Репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя - у актера, образ урока - у учителя; Технический период , когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера, у учителя "репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план; Период воплощения творческого замысла . Работа актера на спектакле, учителя - в классе .

Педагогу, как и актёру, должны быть присущи многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др. Педагогический процесс, как и драматургия, требует планирования с учётом особенностей тех людей, которые в нём участвуют, и их влияния друг на друга, что помогает педагогу заранее предвидеть результаты своего воздействия на учеников и даже заранее планировать различные ситуации, требующие от учеников (воспитанников) проявления тех или иных личностных качеств, знаний и опыта.

Урок, воспитательное мероприятие будут эффективны лишь в том случае, если педагог сумеет правильно, на основе соответствующих принципов, спланировать их, постоянно обновляя «сценарий», средства и формы работы. Только при этом условии обучение и воспитание приведёт к развитию личности ученика, воспитанника .

Педагогическая деятельность, направленная на воспитание каждой личности, помогает педагогу также формировать и межличностные отношения, в систему которых он включает своих учеников.

По мнению О.С. Булатовой одно из различий актерской и учительской деятельности состоит в том, что актер не обязан быть режиссером, а педагогу необходимо обладать развитыми режиссерскими способностями, которые проявляются в умении сплотить ученический коллектив, воодушевить его на решение важных задач, предоставив разумную степень самостоятельности, а также в способности учителя правильно организовать свою работу. Артистичный учитель, как правило, может быть хорошим режиссером, обладает чувством целого, гармонии, энергией, инициативностью, творческой наблюдательностью. Важными режиссерскими способностями являются фантазия и воображение, чувство ритма, пространства и времени . Первая встреча педагога со своими учениками запомнится надолго, если учитель обладает способностью спокойно держаться, красиво говорить, быстро сближаться с ними, а также твёрдой уверенностью в себе и своих действиях.

Важную роль в развитии актёрского мастерства педагога играют психологические процессы:

Память - это способность воспринимать, сохранять и воспроизводить ту или иную информацию извне. Этот сложный процесс является основой психотехники, как актёра, так и педагога. Представим, что педагог совершенно не запоминает прочитанное, увиденное или услышанное - в этом случае он не сможет выполнять свои основные функции - обучать и воспитывать подрастающее поколение.

Внимание - также одно из составных элементов психотехники, поскольку любое действие педагога (также как и актёра), требует внимательного отношения к действиям и поведению учащихся. Невнимательный учитель не сможет эффективно провести урок, опросить учеников, организовать какое-либо мероприятие. Внимание само направляет работу мозга на какой-либо объект - реальный или идеальный, затем заставляет человека размышлять об этом объекте и совершать определённые действия.

Воображение - это создание нового образа или идеи на основе ранее полученной информации (посредством слуха, зрения, обоняния и осязания). Можно привести множество примеров, когда, читая книгу, мы представляем тех или иных персонажей из этой книги, как бы «входим» в ту эпоху, когда они жили. Точно так же художник часто изображает пейзажи и сцены, никогда ранее не виденные им. Поэтому очень важно для педагога иметь хорошо развитое воображение - это поможет ему предвидеть результаты своего воздействия на учащихся, изменения в их поведении.

Таким образом, психические процессы являются орудием, средством выражения отношения педагога к различным педагогическим ситуациям и составляют психофизическую основу театральной педагогики .

Урок является в определенной степени педагогической пьесой, автором сценария и режиссером которой является учитель. Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссёра К.С. Станиславского, в соответствии с которым, на наш взгляд, каждый педагог должен хорошо двигаться, владеть своей мимикой и жестами, правильно дышать, иметь богатое воображение, уметь общаться с разными людьми и т.п. Один из главных советов великого режиссёра - каждую обязанность стараться превращать в инициативу - это поможет учителю избавиться от лишних конфликтов с учениками, стрессов, обид и неприятностей .

Порой незначительная, на первый взгляд, грубость может вызвать у педагога и его воспитанников взаимное недовольство и обиды. Часто возмущение педагога бывает бесполезным, поскольку ученики его не понимают, эмоции педагога «не доходят» до их сознания, из-за чего он ещё больше нервничает. В таких случаях педагог должен уметь «разрядить» ситуацию шуткой, предложением подумать над этой ситуацией дома или найти для её обсуждения более подходящий момент.

Полезен также совет другого известного драматурга Е. Вахтангова: чтобы наладить отношения режиссёра и актёра, соответственно - педагога и учеников - необходимо начинать урок с самого интересного. Самое лучшее действие - совместное действие. Известный зарубежный учёный Гордон Крег говорил: «... ключом к объяснению поведения человека является скромность и импровизация» .

О.С. Булатова дает такое определение режиссуре (педагогической) – это разработка урока в виде подробной партитуры: искусное построение логики взаимодействия участников педагогического процесса; умение строить ценностное отношение к изучаемому объекту; организация нравственного воздействия на учеников; выделение основных по мысли и силе эмоционального воздействия эпизодов урока, их компоновка; внутреннее соединение всей палитры красок урока, всего калейдоскопа событий на нем, всего спектра проявленческих отношений. Планирование и организация темпоритмового рисунка урока, развертывание "узловых" моментов урока во времени и пространстве .

Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень схожа с театральной деятельностью, а значит - требует драматургии и режиссуры. Не случайно существует термин «театральная педагогика», ведь часто урок или воспитательное мероприятие напоминает спектакль, где педагог - одновременно сценарист, режиссёр и главный актёр, а его ученики соисполнители. От педагога-режиссёра зависит, как они «играют» свои роли. Кроме того, педагога и театрального режиссёра сближает также цель - эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание и средства, используемые в процессе обучения и воспитания учащихся с одной стороны, в ходе спектакля - с другой .

Говоря о педагогической режиссуре, исследователи выделяют такие основные ее категории, как целостность и единство. Так Н.А. Барышева определяет педагогическую режиссуру, как «искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса в масштабах законченного дидактического цикла или применяемой формы».

При этом главная режиссерская задача педагога, по мнению В.А. Сластенина - в выделении основных по мысли и силе эмоционального воздействия отрезков эпизодов) урока и выстраивании их в режиссерскую композицию педагогических событий. Учитель делает композицию урока основой познавательного творчества, средством выражения своего отношения к содержанию учебного материала .

О.С. Булатова пишет, что педагогическая режиссура предполагает: прогнозирование возможных результатов обучения; выделение и правильное формулирование сверхзадачи урока; педагогически целесообразное структурно-композиционное построение урока; рациональное распределение времени между этапами занятия; умение мысленно поставить себя в позицию воспитанника; ориентировку в изменяющихся условиях и перестройку деятельности в зависимости от них; тематичное примерное представление эмоциональной "кривой" пока, заготовка "художественных деталей" (образных примеров интересных вопросов, ярких фактов, наглядности, атрибутов костюма, некоторых элементов поведения) и др. .

А.П. Ершова пишет о том, что учитель, дословно воспро­изводя на уроке формулировку, заготовленную дома им самим или выписанную из методической литературы, может не получить от учеников ожидаемого результата, если он неразборчив в способах словесного действия. Учителям хорошо из­вестно, что самое содержательное, яркое, логично выстроенное в конспекте объяснение на самом уроке может стать бесцветным, монотонным, непоследовательным .

Учителю, помимо умения очищать словесные действия от не­нужных, снижающих его активность оттенков, необходимо и умение строить из простых словесных действий сложные во всевозможных сочетаниях и комбинациях .

По мнению А.П. Ершовой профессионализм во владении словесными действиями тем выше, чем свободнее выбор того или иного способа, той или иной степени чистоты, того или иного оттенка. Если учитель одной и той же фразой, одним и тем же словом может совершать всевозможные воздействия - он превращается из раба слова и фразы в их господина .

Умение ориентироваться в интонационном многообразии и разно­голосице человеческой речи необычайно ценно для педагогической практики и теории, поскольку львиная доля учительского труда связа­на с воздействием словом. Слово, воздействуя на сознание ученика, влияет на его деятельность, на его поведение.

Интерес педагога к совершаемым окружающими и им самим сло­весным действиям проявляется в том, что он начинает придавать осо­бое значение не столько тому, что говорилось, сколько тому, как говорилось. Он чувствует здесь какие-то важные секреты. Ведь мы каждый день общаемся с людьми, в речи которых постоянно присутствуют какие-то приятные или, наоборот, неприятные для большинства их собеседников оттенки. Манера разговаривать у одних людей обаятельна, у других - почему-то скучна и монотонна, так что произносимые ими самые, казалось бы, хорошие слова не производят должного эффекта .

А.П. Ершова утверждают, что часто, разбирая какую-то сложную педагогическую ситуацию, один учитель советует другому сказать учащимся то-то и то-то. Советующий обычно ссылается на собственный удачный опыт. Но бывает, что даже старательное выполнение полученных рекомендаций не облегчает учителю путь к цели, поскольку сами по себе слова, без конкретизации способов воздействия при их произнесении - это всё равно что ключ неизвестно от какого замка. Не только что сказано, но и как, зачем, кому и когда - только всё вместе определяет возникновение воспитательного феномена .

В педагогической среде часто говорят о работе над вниманием учащихся. Если педагог попадает в ситуацию, когда ученики не склонны уделять ему свое внимание, он повышает голос. Переходит на крик. Стучит по столу или «звонит в колокольчик». Встает или поднимает руку. И так далее. То есть, он действует достаточно традиционными способами. Но знающему их заранее учителю лучше сначала прикинуть, какой из них может сработать. Возможно, учитель сразу поймет, что, скорее всего - никакой. А поняв это, решит поменять направленность своего воздействия и будет добиваться от учеников желаемого поведения, действуя не на внимание, а на другие «отделы» сознания. Например, па память или на волю. А на эти отделы существуют свои способы воздействия, которые у учителя, опять же, «под рукой». В результате он будет освобожден от судорожных метаний «вслепую» .

В.Н. Сорока-Росинский, описывая артистичного педагога прежде всего обращает внимание на его необычайно широкий диапазон разных эмоциональных реакций. Незаслуженно игнорируемый многими педагогами эстетический подход к педагогическому процессу, ведущий к развитию творческого потенциала и раскрытию собственной индивидуальности через эмоциональную сферу, есть уникальная возможность оживить, одухотворить педагогическое взаимодействие, "увидеть контуры обновленной, требующей усиленной культурной оснащенности педагогики: где-то на стыке философской антропологии, культурологии и духоведения" (Е.А. Ямбург).

Ш.А. Амонашвили пишет о том, что детям надо давать возможность, общаясь с учителем, чувствовать себя его равноправными соратниками, чувствовать, что они нужны педагогу, что без них педагогу трудно. Поэтому задача педагога - поверить самому и "заставить" детей поверить в то, что все происходящее на уроке - правда .

По мнению О.С. Булатовой, артистизм предполагает наличие у учителя так называемой "визуальности", внешней привлекательности. И дело тут не столько в правильности и красивости черт лица, в безупречной фигуре. Природные данные учителя могут быть обычными, внешне "неброскими". Гораздо большую роль играют умение учителя следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность. Установление коммуникационных связей упрощается, если у учителя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны. А.С. Макаренко считал: важно, чтобы в коллективе были красивые и молодые педагоги. В них он видел какую-то "мистерию": они сами по себе заставляли воспитанников мечтать, фантазировать, подтягиваться. Если образ учителя приятен, воспринимается как "манок" (К.С. Станиславский), то в нем заключена первоначальная сила духовного воздействия. Учителя хочется слушать и следовать за ним. Артистизм придает всем манерам учителя одну общую черту - движение к людям, повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство .

Д.С. Лихачев писал, что учительство - это искусство, труд неменее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.

О.С. Булатова считает, что артистизму нельзя обучить. Но можно научиться понимать его проявления, осознавать и по достоинству оценивать его значимость в педагогическом процессе. Можно развить некоторые качества личности (образное мышление, наблюдательность, воображение, эстетику речи, пластическую культуру), напрямую связанные с артистизмом. Творчески одаренный человек может - если захочет - раскрыть, а затем усовершенствовать свои природные данные .

Будущему педагогу важно научиться ставить перед собой сверхзадачу своих действий, чтобы конкретные задачи текущего момента, технологические процедуры не дробили воспитательный процесс, не расчеловечивали его. Приемы создания творческого самочувствия, воспитание умения думать о сверхзадаче своих действий и т. д. - не самоцель для педагога, а средство создания и поддержания его постоянного "духовного тонуса" .

В наше сложное время велика опасность того, что школа из "храма знаний" превратится в "рынок знаний", а усвоенные педагогом элементы педагогического артистизма окажутся всего лишь внешней упаковкой "товара". Чтобы этого не произошло, следует всегда помнить о том, что за актерской и режиссерской техникой должны стоять богатое внутреннее содержание личности, ее цельность и самобытность. Актерский талант только тогда будет подспорьем в учительской работе, когда он сопряжен со способностью педагога глубоко мыслить и чувствовать, постоянно совершенствоваться.

Список литературы:

1.Булатова О.С. Искусство современного урока [Текст] / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-256с.

2.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие [Текст] / О.С. Булатова. - м.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240с.

3.Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 336с.

4.Основы педагогического мастерства: учеб. пособие [Текст] / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302с.

5.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. -

6.Педагогика: учеб. пособие [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.

7.Станиславский К.С. Работа актера над собой [Текст] / К.С. Станиславский. - М.: Гос. изд-во "Художественная литература", 1938.

8.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник.-3-е изд. стер. [Текст] / С.Д. Якушева. – М.: Издательский центр «Академия», 256с.

9.Супер.инф.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=265