Очередной судебный процесс, связанный с преступлениями нацистов, может состояться в Германии. Как сообщает ТАСС со ссылкой на прокуратуру федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн, перед судом может предстать 91-летняя женщина, которая с апреля по июль 1944 года служила в располагавшемся на территории Польши концлагере связистом и «оказывала преступникам и их соучастникам помощь в систематических убийствах свезённых со всей Европы евреев». Правоохранительные органы полагают, что эта женщина оказала пособничество убийству 260 тысяч узников Освенцима. Имя 91-летней подозреваемой не называется.

Новый виток расследования дел, касающихся преступлений нацизма, начался после вынесения приговора по делу охранника концлагеря Собибор Ивана Демьянюка , который был признан виновным в пособничестве убийству 28 тысяч человек.

В деле Демьянюка суд счёл достаточным для признания виновности подсудимого данных о «косвенном участии» в преступлении. Этот прецедент позволил привлечь к ответственности тех престарелых нацистов, которые раньше уходили от ответственности.

Когда речь заходит о нацистских преступниках, зверства которых потрясли мир, чаще всего называются мужские имена. Однако история Второй мировой войны знает примеры, когда чудовищные преступления становились делом рук женщин.

Ирма Грезе. «Светловолосый дьявол»

Надзирательница лагерей смерти Равенсбрюк, Аушвиц и Берген-Бельзен вошла в историю под прозвищами «Светловолосый дьявол» и «Ангел смерти».

Ирма Грезе, надзирательница концлагеря. Фото: Commons.wikimedia.org

Она родилась 7 октября 1923 года в обычной семье немецких крестьян. В 15 лет девушка оставила школу, посвятив себя карьере в Союзе немецких девушек. Она пыталась стать медсестрой, но карьера не задалась, и в 1942 году 19-летняя Ирма поступила на службу во вспомогательные части СС, начав с должности в лагере Равенсбрюк. В 1943 году она стала старшей надзирательницей лагеря Аушвиц-Биркенау.

Тяжёлые сапоги, плетёный кнут и пистолет — при помощи этих вещей молодая женщина наслаждалась своей властью над заключёнными. Она забивала женщин насмерть, лично отбирала людей для отправки в газовые камеры, расстреливала узников в произвольном порядке. Одной из любимых забав Грезе была травля заключённых конвойными псами, которых заранее морили голодом.

17 апреля 1945 года она была взята в плен английскими войсками. В сентябре 1945 года Грезе стала одной из подсудимых на процессе над администрацией концлагеря Берген-Бельзен, её последнего места службы. В ноябре 1945 года «светловолосый дьявол» была приговорена к смертной казни.

Никаких угрызений совести 22-летняя Ирма Грезе не испытывала. В ночь перед казнью она веселилась и пела песни. Нацистка была повешена 13 декабря 1945 года.

Ирма Грезе и Йозеф Крамер в плену. Фото: Commons.wikimedia.org

Ильза Кох. «Фрау Абажур»

Жена коменданта концлагерей Бухенвальд и Майданек Карла Коха Ильза Кох известна под прозвищем «Бухенвальдская ведьма».

Она родилась 22 сентября 1906 года в Дрездене, в семье рабочего. В юности Ильза прилежно училась и была жизнерадостной девочкой. Уже в зрелом возрасте, в 26 лет, она примкнула к нацистам накануне их прихода к власти. В 1936 году Ильза начала работать секретарём и охранницей в концлагере Заксенхаузен. В том же году она вышла замуж за единомышленника Карла Коха, который в 1937 году был назначен комендантом Бухенвальда.

Ильза Кох. Фото: Commons.wikimedia.org

С момента появления Ильзы Кох в Бухенвальде она прославилась жёсткостью по отношению к заключённым. Уцелевшие узники рассказывали, что «Бухенвальдская ведьма», прогуливаясь по лагерю, избивала встречавшихся людей плёткой и натравливала на них овчарку.

Ещё одним пристрастием госпожи Кох были оригинальные поделки из человеческой кожи. Особо она ценила кожу заключённых с татуировками, из которой изготавливались перчатки, переплёты книг и абажуры. Так появилось второе прозвище Ильзы Кох — «Фрау Абажур».

В июле 1942 года, когда супруги Кох уже работали в Майданеке, Карл Кох был обвинён в коррупции и отстранён от должности. Летом 1943 года Ильза и Карл Кох были арестованы СС. Помимо коррупции, Коха обвинили в убийстве двух заключённых, тайно лечивших коменданта концлагеря от сифилиса. В апреле 1945 года, незадолго до падения нацистской Германии, Карл Кох был казнён, а его супруга освобождена.

Ильза Кох была вновь арестована представителями американской армии в июне 1945 года. В 1947 году за преступления в отношении узников концлагерей она была приговорена к пожизненному заключению.

Спустя несколько лет в её судьбу вмешался военный комендант американской оккупационной зоны в Германии генерал Люциус Клей , посчитавший её вину недоказанной и освободивший Ильзу Кох.

Такое решение вызвало широкое возмущение в Германии, и в 1951 году Ильза Кох вновь была арестована и повторно приговорена к пожизненному заключению.

1 сентября 1967 года Ильза Кох покончила жизнь самоубийством, повесившись в камере баварской тюрьмы Айхах.

Антонина Макарова. «Тонька-пулемётчица»

Женщина, ставшая палачом так называемого Локотского округа, получила печальную известность под прозвищем «Тонька-пулемётчица».

Она родилась в 1920 году на Смоленщине, в большой крестьянской семье. В возрасте 8 лет Тоня с родителями, братьями и сёстрами перебралась в Москву. Окончив школу, она поступила в училище, а затем в техникум, собиралась стать врачом.

С началом Великой Отечественной войны 21-летняя Антонина Макарова ушла на фронт в качестве санитарки. В октябре 1941 года часть Макаровой оказалась в окружении под Вязьмой. После долгого скитания по немецким тылам и проживания в различных деревнях Макарова добровольно поступила на службу к немецким оккупантам, став палачом Локотского округа, или Локотской республики, — марионеточного территориального образования коллаборационистов на Брянщине.

За время службы палачом Макарова расстреляла около 1500 человек. После расстрелов, за которые женщина получала по 30 рейхсмарок, она забирала себе одежду и вещи казнённых.

К моменту освобождения территории Локотского округа советскими войсками Макаровой удалось уехать в немецкий тыл. В 1945 году в Кёнигсберге по украденным документам она устроилась в советский военный госпиталь. Выйдя замуж за советского военнослужащего Виктора Гинзбурга и взяв фамилию мужа, Антонина Макарова на долгие годы выпала из поля зрения спецслужб.

Обнаружить и арестовать «Тоньку-пулемётчицу» удалось лишь в 1978 году. 20 ноября 1978 года Брянский областной суд приговорил Антонину Макарову-Гинзбург к расстрелу. 11 августа 1979 года приговор был приведён в исполнение.

Мария Мандель. «Меломанка»

Женщина, в течение трёх лет возглавлявшая женское отделение концлагеря Аушвиц-Биркенау, была известна как меломанка. По её инициативе из узниц, ранее занимавшихся музыкой, был создан женский оркестр, который у ворот концлагеря весёлыми мелодиями встречал прибывших на смерть людей.

Мария Мандель, надзирательница концлагеря Фото: Commons.wikimedia.org

Мария Мандель родилась в Австрии, в городе Мюнцкирхен, 10 января 1912 года. В 1930-х годах Мария примкнула к набирающим силу нацистам, а в 1938 году поступила на службу во вспомогательные части СС. В течение нескольких лет она служила надзирателем в различных женских концлагерях и зарекомендовала себя «преданным делу профессионалом».

Вершиной её страшной карьеры стало назначение в 1942 году на должность начальника женского отделения лагеря Аушвиц-Биркенау. Этот пост она занимала в течение трёх лет.

Мандель лично занималась отбором заключённых, отправляемых в газовые камеры. Развлекаясь, нацистка брала некоторых из обречённых под своё покровительство, зарождая у людей надежду на спасение. Через некоторое время, когда игра ей наскучивала, Мария Мандель отправляла «спасённых» в газовую камеру, набирая новую группу «счастливчиков».

В своё время именно Мария Мандель составила протекцию для продвижения по службе другой убийце — Ирме Грезе.

В 1944 году Мария Мандель была переведена в Дахау, где служила вплоть до окончания войны. В мае 1945 года она попыталась укрыться в горах в районе своего родного города Мюнцкирхена. В августе 1945 года Мария Мандель была арестована представителями американских войск. По запросу властей Польши Мандель выдали этой стране, где готовился процесс над работниками Аушвица-Освенцима.

На процессе, который состоялся в конце 1947 года, Мария Мандель была признана ответственной за уничтожение 500 тысяч женщин-заключённых и приговорена к смертной казни. Нацистка была повешена в тюрьме Кракова 24 января 1948 года.

Гермина Браунштайнер. «Топчущая кобыла»

Заместитель коменданта женской секции Майданека родилась в Вене 16 июля 1919 года, в рабочей семье. Голубоглазая блондинка Гермина мечтала стать медсестрой, но из-за недостатка средств вынуждена была пойти в домработницы. После аншлюса 1938 года уроженка Австрии стала гражданкой Германии и переехала в Берлин, где устроилась на авиационный завод «Хейнкель».

В отличие от многих своих коллег, Гермина пошла в надзиратели не из-за идейных соображений, а ради денег, поскольку зарплата надзирателя была в четыре раза выше, чем у работницы авиазавода.

Гермина Браунштайнер. Фото: Commons.wikimedia.org

«Азы мастерства» Браунштайнер познавала в 1939 году в Равенсбрюке под руководством Марии Мандель. Спустя несколько лет они поссорились на служебной почве, Браунштайнер добилась перевода в Майданек.

Здесь Гермина Браунштайнер получила прозвище «Топчущая кобыла» за пристрастие к затаптыванию женщин сапогами. Она забивала узниц насмерть, отнимала у матерей детей и лично бросала их в газовые камеры. Выжившие заключённые называли её одной из самых жестоких надзирательниц.

Работа «Топчущей кобылы» была отмечена «Железным крестом 2-го класса».

В конце войны Браунштайнер работала надзирательницей в лагере в Гентине, а с приходом советских войск сумела сбежать в Вену. Здесь она была арестована и отдана под суд.

Суд рассматривал деятельность Гермины Браунштайнер лишь по последнему месту службы, ничего не зная о похождениях «Топчущей кобылы» в Майданеке. В результате она получила всего 3 года тюрьмы, а вскоре была освобождена по амнистии.

Как и Антонине Макаровой, в дальнейшей жизни Гермине Браунштайнер помогло замужество. Американский гражданин Рассел Райан , находясь в Австрии, познакомился с ней, после чего завязался роман. Пара уехала в Канаду, где в 1958 году Гермина и Рассел поженились. В 1959 году Гермина Браунштайнер-Райан въехала в США, а ещё спустя четыре года стала американской гражданкой.

В Соединённых Штатах миссис Райан все знали как милую домохозяйку, не догадываясь о её прежней жизни.

В 1964 году охотник за нацистами Симон Визенталь обнаружил «Топчущую кобылу» в Нью-Йорке, сообщив об этом американским журналистам. В беседе с одним из репортёров Гермина Браунштайнер-Райан признала, что она — та самая надзирательница из Майданека.

После нескольких лет разбирательства власти США лишили Гермину Браунштайнер-Райан гражданства. 7 августа 1973 года она стала первым нацистским преступником, экстрадированным из США в Германию.

Гермина Браунштайнер стала одной из фигуранток так называемого «Третьего процесса Майданека», проходившего в 1975-1981 годах. Она была обвинена в причастности к убийству 200 000 человек. Из-за недостатка улик суд признал нацистку ответственной лишь за убийство 80 человек, соучастие в убийстве 102 детей и содействие в смерти 1000 человек. Этого, однако, с лихвой хватило, что приговорить её к пожизненному заключению.

Но Гермине Браунштайнер не суждено было умереть в тюрьме. В 1996 году её освободили ввиду тяжёлой болезни (диабета, приведшего к ампутации ноги). «Топчущая кобыла» умерла в немецком Бохуме 19 апреля 1999 года.

Мария Мандель – надсмотрщица немецкого лагеря смерти, 1940-е годы.

Мария Мандель родилась в Австрии и после окончиния школы работала почтальоном. Когда ей было 26, она решила кардинально сменить род деятельности, вступила в СС и устроилась в концлагерь на должность надзирательницы. В обязанности девушки входило следить за порядком в бараках у женщин-заключенных. В 1938 году такая работа неплохо оплачивалась, к тому же, была физически необременительной. Поэтому в то время многие немки охотно шли во вспомогательный персонал СС.


В годы Второй мировой войны во вспомогательных службах служило около 500 тысяч немок.

В Равенсбрюке Мария Мандель показала себя хорошим исполнителем и ее назначили старшей надзирательницей лагеря, а вскоре ее перевели в печально знаменитый Аушвиц-Биркенау, также известный как Освенцим. Теперь под ее контролем были все женщины-заключенные. Одной из задач Марии Мандель было назначение наказаний, и женщина охотно этим пользовалась.


Женщины-надсмотрщицы концлагеря Берген-Бельзен, 1944 год.

Бывшие заключенные, вспоминая Освенцим, называют надзирательницу «чудовищем» и «зверем». Кроме ежедневных перекличек и назначений на работу, Мария Мандель лично выбирала, кого отправить в газовые камеры, составляла списки смертников. С 1942 по 1945 годы, пока оберштурмбанфюрер СС (подполковник) Мандель возглавляла часть Освенцима, в газовые камеры и крематорий попали 500 000 женщин и детей.

Крематорий концлагеря Освенцим.

У Марии Мандель бывали и свои любимчики, которые выполняли мелкие поручения. Правда, когда они ей наскучивали, то сразу отправлялись на смерть. Надзирательница могла расстрелять на месте любого заключенного, просто посмотревшего на нее «не так». А избиение и травля собаками были для Марии Мандель самым обычным делом.


Женский оркестр концлагеря Освенцим.

В то время в Освенциме уже было два оркестра, состоящих из заключенных-мужчин. По их образцу Мария Мандель организовала свой собственный, женский. Мандель оказалась настоящей меломанкой. Из тысяч евреек, владеющих инструментами, она тщательно отобрала лучших и поселила их в отдельный барак №12. Музыканты получили новые белые блузки, полосатые пиджаки и множество поблажек. Надзирательница часто посещала музыкальный барак и просила сыграть любимые композиции.


Награда Третьего Рейха - крест «За военные заслуги» 2-й степени без мечей.

Оркестр играл утром и вечером, когда заключенные шли на работу и возвращались обратно. Пополнение, прибывавшее по железной дороге, также встречали с оркестром. Даже в газовые камеры людей отправляли под музыку. Естественно, музыканты часто играли для начальства концлагеря и приезжих инспекторов. За хорошее выполнение своей работы Мария Мандель отмечалась начальством и была награждена крестом «За военные заслуги» 2-й степени.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Мария Мандель
Maria Mandel
Мария Мандель
Имя при рождении:

Мария Мандель

Род деятельности:

Надзирательница концлагеря

Дата рождения:
Гражданство:

Австрия Австрия ,
Третий рейх Третий рейх

Дата смерти:

Напишите отзыв о статье "Мандель, Мария"

Примечания

Отрывок, характеризующий Мандель, Мария

– Извините меня, ваше превосходительство, – начал он (Пьер был хорошо знаком с этим сенатором, но считал здесь необходимым обращаться к нему официально), – хотя я не согласен с господином… (Пьер запнулся. Ему хотелось сказать mon tres honorable preopinant), [мой многоуважаемый оппонент,] – с господином… que je n"ai pas L"honneur de connaitre; [которого я не имею чести знать] но я полагаю, что сословие дворянства, кроме выражения своего сочувствия и восторга, призвано также для того, чтобы и обсудить те меры, которыми мы можем помочь отечеству. Я полагаю, – говорил он, воодушевляясь, – что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владельцев мужиков, которых мы отдаем ему, и… chair a canon [мясо для пушек], которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со… со… совета.
Многие поотошли от кружка, заметив презрительную улыбку сенатора и то, что Пьер говорит вольно; только Илья Андреич был доволен речью Пьера, как он был доволен речью моряка, сенатора и вообще всегда тою речью, которую он последнею слышал.
– Я полагаю, что прежде чем обсуждать эти вопросы, – продолжал Пьер, – мы должны спросить у государя, почтительнейше просить его величество коммюникировать нам, сколько у нас войска, в каком положении находятся наши войска и армии, и тогда…
Но Пьер не успел договорить этих слов, как с трех сторон вдруг напали на него. Сильнее всех напал на него давно знакомый ему, всегда хорошо расположенный к нему игрок в бостон, Степан Степанович Апраксин. Степан Степанович был в мундире, и, от мундира ли, или от других причин, Пьер увидал перед собой совсем другого человека. Степан Степанович, с вдруг проявившейся старческой злобой на лице, закричал на Пьера:
– Во первых, доложу вам, что мы не имеем права спрашивать об этом государя, а во вторых, ежели было бы такое право у российского дворянства, то государь не может нам ответить. Войска движутся сообразно с движениями неприятеля – войска убывают и прибывают…
Другой голос человека, среднего роста, лет сорока, которого Пьер в прежние времена видал у цыган и знал за нехорошего игрока в карты и который, тоже измененный в мундире, придвинулся к Пьеру, перебил Апраксина.
– Да и не время рассуждать, – говорил голос этого дворянина, – а нужно действовать: война в России. Враг наш идет, чтобы погубить Россию, чтобы поругать могилы наших отцов, чтоб увезти жен, детей. – Дворянин ударил себя в грудь. – Мы все встанем, все поголовно пойдем, все за царя батюшку! – кричал он, выкатывая кровью налившиеся глаза. Несколько одобряющих голосов послышалось из толпы. – Мы русские и не пожалеем крови своей для защиты веры, престола и отечества. А бредни надо оставить, ежели мы сыны отечества. Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию, – кричал дворянин.
Пьер хотел возражать, но не мог сказать ни слова. Он чувствовал, что звук его слов, независимо от того, какую они заключали мысль, был менее слышен, чем звук слов оживленного дворянина.
Илья Андреич одобривал сзади кружка; некоторые бойко поворачивались плечом к оратору при конце фразы и говорили:
– Вот так, так! Это так!
Пьер хотел сказать, что он не прочь ни от пожертвований ни деньгами, ни мужиками, ни собой, но что надо бы знать состояние дел, чтобы помогать ему, но он не мог говорить. Много голосов кричало и говорило вместе, так что Илья Андреич не успевал кивать всем; и группа увеличивалась, распадалась, опять сходилась и двинулась вся, гудя говором, в большую залу, к большому столу. Пьеру не только не удавалось говорить, но его грубо перебивали, отталкивали, отворачивались от него, как от общего врага. Это не оттого происходило, что недовольны были смыслом его речи, – ее и забыли после большого количества речей, последовавших за ней, – но для одушевления толпы нужно было иметь ощутительный предмет любви и ощутительный предмет ненависти. Пьер сделался последним. Много ораторов говорило после оживленного дворянина, и все говорили в том же тоне. Многие говорили прекрасно и оригинально.
Издатель Русского вестника Глинка, которого узнали («писатель, писатель! – послышалось в толпе), сказал, что ад должно отражать адом, что он видел ребенка, улыбающегося при блеске молнии и при раскатах грома, но что мы не будем этим ребенком.

Молодая амбициозная австрийка Мария Мандель, родившаяся в ничем не примечательном городке Мюнцкирхене, недалеко от родины Гитлера - Браунау являла собой редкое исключение в мужском «Братстве СС» - она была подполковницей СС и начальницей женского лагеря Биркенау. Оберштурмбанфюрерин Мандель добилась у коменданта всего лагеря Освенцим Рудольфа Хёсса разрешения на создание женского оркестра. Поначалу он состоял из полек-политзаключённых, в большинстве своём непрофессиональных музыкантов, бывших учительниц музыки в общеобразовательных школах. Каждая из них кое-как владела каким-либо инструментом. Руководителем оркестра была назначена Зофия Чаковска, которую Мандель называла «Чайковска» - ей очень импонировало созвучие с именем великого русского композитора, хотя и запрещённого для исполнения в Рейхе. Чайковска была до войны дирижёром школьного хора, и конечно не была готова к роли руководителя оркестра. Понимая, что качество игры маленького ансамбля никак не удовлетворит Мандель и эсэсовское начальство и путь всего ансамбля в любую минуту может привести в газовую камеру всех его участниц, Чайковской удалось убедить Мандель привлечь в оркестр несколько профессиональных музыкантов из прибывавших в лагерь девушек еврейского происхождения из разных стран Европы.

Мария Мандель начинала свою «профессиональную» тренировку в женском концлагере для политзаключённых - Равенсбрюке. Там она приобрела необходимые «навыки» для своей будущей деятельности в Освенциме - ломать с одного удара челюсти и носы… Она прошла большой путь от рядовой охраницы СС до подполковницы и начальницы женского лагеря в исключительно короткое время. Действительно, нацистская революция создала большие возможности для продвижения вверх по службе даже для некоторых женщин. Вряд ли узнали бы в высокой стройной блондинке в серой форме, чёрной фуражке,шёлковых чулках и элегантных туфлях её бывшие земляки. В одном она не изменилась - она обожала музыку и её амбиции не давали ей покоя до той поры, пока она не получила своего оркестра.

Её любовник Карл Бишофф тоже находился в лагере - он был шефом строительной службы СС. Правда его занятием было строительство и техническое обслуживание комплексов газовых камер и кремационных печей…В обычное время они, быть может, были бы ничем не примечательной парой, любящей музыку и мирно живущей в одном из городов Верхней Австрии, но теперь…теперь оба были в центре европейского «Доминиона смерти», и от их усилий зависела эффективность “ФАБРИКИ“, не имевшей прецедента в человеческой истории.

Оркестр женского лагеря Биркенау начал своё существование в мае 1943 года. Руководительница оркестра Зофия Чайковска занимала также пост «блоковой» (старосты блока-blokalteste), обязанной следить за порядком и докладывать вышестоящим обо всём происходящем в её бараке/блоке/.Оркестру был выделен блок 12, который получил название «музыкального блока». Чайковска была политзаключённой и, как свидетельствовали многие заключённые, подвергалась пыткам по прибытии в Биркенау. Её нервно-психическое состояние было достаточно тяжёлым, хотя она проявляла почти материнскую заботу в отношении юных девушек - полек и евреек. Она рекрутировала в оркестр одними из первых «неариек» двух сестёр из Греции, которые чувствовали себя совершенно потерянными в аду «карантина», не имея даже языка для общения, кроме нескольких французских слов.
Во время же репетиций она срывалась до того, что иногда била своих членов оркестра. С большим трудом ей удалось выучить несколько маршей и народных песен. Первое выступление состоялось в лагерном лазарете - «ревире», после чего маленький оркестр должен был каждое утро и вечер, если позволяла погода, играть при выходе на каторжные работы «рабочих команд» и при их возвращении после захода солнца.
«Улучшение качества игры оркестра», «отбор-прослушивание новых членов ансамбля» - такие обыденные и прозаические вещи в нормальной жизни, приобретали в условиях Освенцима совершенно иное значение - это было для всех абитуриенток вопросом жизни и смерти в прямом значении этих слов. Даже дальнейшее пребывание в оркестре могло быть прервано в любой момент. Путь же из оркестра был один - в газовую камеру. Это знали все его участницы.
Мандель приказала сшить всем женщинам тёмно-синие юбки, пиджаки в серо-голубую полоску /чтобы не забывали,где они находятся!/ и выдать белые блузки. Голову покрывали платки-косынки и все они пользовались абсолютной роскошью, недоступной для заключённых здесь женщин - им разрешалось носить нижнее бельё…
Одна из участниц оркестра - парижская певица кабаре Фаня Фенелон, попавшая в лагерь за попытку с фальшивыми документами выдать себя за «арийку», писала в своей книге воспоминаний «Playing for time», что в данном контексте можно перевести, как «Играть, чтобы выжить», вышедшей во Франции в 1947 году, об одной истории, касавшейся Марии Мандель. Возможно это была лагерная легенда, возможно и правда. История эта рассказывала о необычайном случае, происшедшем во время «селекции» по прибытия транспорта из Польши. Малыш, едва научившийся ходить, выбежал из очереди ожидавших селекцию и бросился навстречу Мандель. Она, по рассказу Фенелон, не отшвырнула его обратно, хотя и славилась своей особенной жестокостью именно в отношении женщин с малолетними или грудными детьми. Мандель взяла его на руки, и бережно унесла к себе. Она одела мальчика на следующий день исключительно красиво и везде водила с собой. А через пять дней ребёнок исчез… Долг национал-социалистки требовал дисциплины и от неё.
Все оркестрантки эту историю знали, и вне зависимости от её достоверности всегда помнили, что любой вызов к Мандель может стать последним. Буквально под окнами музыкального барака находилась платформа, куда прибывали поезда с обречёнными и дорога - последние 150-200 метров до барака,где все должны были раздеться, быть остриженными наголо и следовать в «душ».Инфернальный мир и мир ещё живых душ, занимавшихся музыкой, репетировавших новые программы классической и лёгкой музыки находились вплотную друг к другу.
Одним из самых частых «гостей» в музыкальном блоке был д-р Менгеле - «ангел смерти». Он заставлял играть свою любимую пьесу Р.Шумана «Грёзы», в оригинале написанную для фортепиано и переложенную для виолончели в сопровождении оркестра, бесконечное количество раз! Исполняла её Анита Ласкер, семнадцатилетняя девушка, привезённая сюда из польского города Вроцлава /Бреслау/.

Она играла пьесу раз за разом, а Менгеле требовал повторять музыку «Грёз» ещё и ещё… Это было своего рода пыткой и весьма изощрённой. Спустя много лет, Анита Ласкер стала одной из основательниц знаменитого Английского Камерного Оркестра. В 1996 году корреспондент Би-Би-Си задал ей вопрос: «Как вы себя чувствовали, когда играли для подобных людей?» «Я не думаю, чтобы мы вообще что-нибудь чувствовали…» - был её ответ. «Но вы знали, что они делали?» «Конечно, мы знали, что они делали… Но какой была альтернатива?»
Другую участницу оркестра - певицу Фаню Фенелон, о которой уже говорилось, Мария Мандель и начальник всего лагеря Рудольф Гёсс, заставляли петь по десять раз подряд арию из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй». Прослушав любимую арию,оба отправлялись на «селекцию» прибывшего поезда…
Большинство девушек - участниц оркестра - дожило до освобождения. Они рассказали историю женского оркестра как в своих воспоминаниях, так и в своих показаниях по поводу расследования нацистских преступлений. Фильм, о котором говорилось выше, всколыхнул ещё раз воспоминания уцелевших узниц.
Полностью здесь: http://berkovich-zametki.com/2006/Starina/Nomer4/Shtilman1.htm

Мария Мандель (1912-1948) - нацистская военная преступница. Занимая в период 1942-1944 годов пост начальницы женских лагерей концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау, впрямую ответственна за смерть около 500 тысяч женщин-заключённых.

Биография

Мария Мандель родилась 10 января 1912 года в австрийском городе Мюнцкирхен. Начиная с 1938 года, она служила в женских вспомогательных подразделениях СС.

15 мая 1939 года она была переведена в женский концлагерь Равенсбрюк. Ей удалось произвести впечатление на лагерное начальство, и в июне 1942 года она была повышена в должности до старшего надзирателя. В её обязанности входило проведение перекличек, отправка заключённых на работы и назначение наказаний.

7 октября 1942 года Мандель была переведена в крупный концлагерь Аушвиц-Биркенау. Там она заняла пост начальницы женских лагерей в Аушвице. Занимая более низкое положение по сравнению с мужской частью лагерного начальства, она, тем не менее, имела абсолютную власть над женскими бараками и чин подполковника СС.

Именно Мандель составила протекцию Ирме Грезе , которая заняла пост начальницы венгерского женского лагеря в Аушвице.

Коллеги по службе описывали Мандель как «чрезвычайно умного и преданного своему делу» человека. Заключённые Аушвица между собой называли её чудовищем. Мандель лично производила отборы заключённых, и тысячами отправляла их в газовые камеры. Известны случаи, когда Мандель лично на время брала под своё покровительство нескольких заключённых, а когда они ей наскучивали, вносила их в списки к уничтожению. Также, именно Мандель принадлежит идея и создание женского лагерного оркестра, встречавшего у ворот новоприбывших заключённых весёлой музыкой. По воспоминаниям выживших, Мандель была меломанкой и хорошо относилась к музыкантам из оркестра, лично приходила к ним в барак с просьбой что-нибудь сыграть.

В 1944 году Мандель была переведена на пост начальницы концлагеря Мульдорф, одной из частей концлагеря Дахау, где и прослужила до окончания войны с Германией. В мае 1945 года она сбежала в горы в районе её родного города - Мюнцкирхена.

10 августа 1945 года Мандель была арестована американскими войсками. В ноябре 1946 года она как военная преступница была передана польским властям по их запросу. Мандель была одной из главных фигуранток процесса над работниками Освенцима, состоявшегося в ноябре-декабре 1947 года.

Суд приговорил её ксмертной казни через повешение.