Понятие асоциальности в том значении, в котором мы все его знаем, сформировалось относительно недавно. Асоциальной личностью в двадцатом веке начали называть тех, поведение и жизнеустройство кого не соответствовало общепринятым нормам этики и морали.
Асоциальные элементы это:

  • личности без определенного места жительства,
  • попрошайки,
  • зависимые от алкоголя и наркотиков,
  • люди с отличным от социального поведением вследствие проблем со здоровьем психического характера.

Исторически же слово «асоциальность» («а» из древнегреческого – частица, означающая отрицание) означало то же самое, но не было сугубо отрицательным.
Им называли монахов и во многих религиях такой образ жизни был положительной чертой, так как подразумевал отдаленность от общества для более близкого служения богу.
Сейчас же в обществе понятие приняло сугубо негативную окраску.

Что означает асоциальный образ жизни?

Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:

  • получает образование,
  • работает,
  • общается со знакомыми,
  • создает семью,
  • воспитывает детей.

Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.

Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:

  • кто не работает, обеспечивает себя незаконными способами;
  • кто не общается с окружающими, делает это из-за психических причин;
  • кто не создает семью и не воспитывает детей, делает это из-за проблем с насилием со своей стороны.

Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.

Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:

  • отсутствие средств к существованию,
  • отсутствие дома,
  • проблемы в отношениях с родными,
  • развитие зависимостей от азартных игр, алкоголя или наркотиков.

В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.

Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.

Что такое асоциальное поведение человека?

Что же отличает асоциального человека? Какое поведение для него характерно? Если спросить об этом любого, то характеристики получатся сугубо негативными. Но к этому вопросу нужно подойти более широко. Такое поведение можно охарактеризовать двумя простыми тезисами:

  • частичная или полная самоизоляция от общества, которая провоцирует изоляцию асоциальной личности и со стороны общества;
  • негативное отношение такого человека к обществу, которое оборачивается и обратным негативом.

Эти характеристики обладают эффектом бумеранга. Развитие асоциальности исходит от человека, но затем идет ответная реакция со стороны социума.
Если разбирать такой тип поведения на более мелкие частицы, то мы увидим, что он характерен:

  • отсутствием желания законно работать на благо себя, своих родных и общества;
  • отсутствием желания создавать семью или жить с ней;
  • отсутствием желания участвовать в жизни социума.

Эти три пункта становятся причиной:

  • попытки найти средства для существования на грани или за гранью закона;
  • общение с себе подобными асоциальными личностями, с которыми есть хоть какие-то общие интересы;
  • развитие образа жизни, который чужд социуму, и который провоцирует развитие проблем и неудобств для тех граждан, которые не воспринимают асоциальность в ее сути.

Суммируя все сказанное можно прийти к выводу, что асоциальность – это один из видов психического расстройства. Его отличительная черта – поведение, которое наносит вред обществу или не приносит никакой пользы.

Существует тонкая грань между асоциальным и антисоциальным поведением. Антисоциальная личность целенаправленно действует против общепринятых социальных уставов.

Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?

В отдельных случаях отчуждение от общества – это не зло, а благо. Положительной такую черту считают в религиозном мире, где отдаление от социума – шаг на сближение с богом. И такие примеры не единичны.

Также существуют случаи осознанного проявления асоциального характера. Их принято называть кризисами определенного возраста. Человек осознанно уходит «в себя», ограничивает свое общение с окружающим миром, чтобы разрешить внутренние проблемы.

Никакого вреда обществу такое поведение не приносит, а после определенного периода человек возвращается к нормальной жизни.
Поэтому нельзя асоциальность считать сугубо отрицательной чертой. Ее нужно оценивать по отношению к каждому случаю.

Кто такой асоциальный человек?

Подытоживая то, что было сказано выше о таком образе жизни и поведении, можно прийти к единственному правильному заключению:

Заметьте, в этом определении нет негатива, так как обобщать все случаи нельзя.
Асоциальность может быть положительной, нейтральной или негативной чертой.
Такой тип поведения может проявляться и из-за проблем со здоровьем. Он характерен для шизофрении, при которой проявляется крайняя степень противопоставления обществу – абсолютная неспособность больного строить отношения с окружающими. А негативное отношение к больным не соответствует нормам морали.
Еще один, достаточно распространенный пример– подростковые субкультуры. В возрасте 13-17 лет молодые люди часто прячутся от внешних проблем в себе, не желая искать помощи у родителей.

Такое состояние очень опасно, так как может провоцировать психические расстройства и суицидальные настроения. Заметив асоциальное поведение у подростка, важно помочь ему решить проблемы усилиями родителей и психолога.

Асоциальность в негативном понимании –серьезная проблема, требующая комплексного подхода в ее разрешении:

  • лечении, часто принудительном, личностей с психическими заболеваниями;
  • помощи людям, для которых такой образ жизни – вынужденная мера;
  • социальной адаптации тех, кто вел асоциальную жизнь из-за проблем с законом.

Во многих странах работают эффективные национальные программы по социализации таких людей, и они показывают результат. Это подтверждает то, что асоциальность – это не приговор. Но для возврата в социум такие люди нуждаются в помощи.

Асоциальная личность – это индивид, у которого слишком занижено или полностью отсутствует чувство ответственности за свои поступки, интерес и сострадание к окружающим, а также у такого человека преобладает низкий уровень моральных ценностей.

В целом же асоциальность – это поведение человека, которое никак не укладывается в рамки общепринятого, не соответствует правилам и моральным нормам. Если человек не стремится к взаимодействию с окружающими и у него выражена мотивация только на одиночную деятельность – о нем говорят, что он асоциален. Это определение противоположно антисоциальности, поскольку люди со склонностью к последнему проявляют свою неприязнь к окружающим и к обществу в целом открыто.

Как правило, асоциальное расстройство личности уходит своими корнями в глубокое детство человека, а его признаки становятся заметными с ранних лет. Если родители относятся к ребенку невнимательно, игнорируя странности в его поведении, асоциальные черты со временем проявляются все более открыто. Какие причины и семейные обстоятельства приводят к развитию подобных нарушений? Вот основные из них:

Часто признаки асоциации начинают проявляться именно в подростковом возрасте, который считается переломным в жизни любого ребенка. Если в семье нормальная здоровая обстановка и ребенок находится в стихии понимания и гармоничного взаимодействия с социумом – он сможет развивать свою личность, контактировать с окружающими и выдвигать адекватные требования как к другим, так и к себе.

В здоровой семье любое отклонение в поведении подростка сразу становится заметным, и родители незамедлительно принимают меры по устранению провоцирующих факторов. Дети, растущие в неблагоприятной семейной обстановке, часто впитывающие пагубное влияние улицы и асоциальных сверстников, начинают проявлять признаки девиантного поведения, носящего разрушающий характер.

Как проявляется асоциальность у подростков:

Подытоживая, можно сказать, что нарушения, закладывающиеся в раннем детстве и подростковом возрасте, могут формироваться по причине трудностей в семье, неприятия ребенка сверстниками и постоянных насмешек, низкого уровня самооценки, неуверенности в себе, а также после перенесенного физического или морального насилия.

Исследования ученых доказали, что асоциальность передается по наследству, так например, у усыновленных детей часто проявлялись склонности к насилию и садизму, оставшиеся от биологического отца на генном уровне.


Агрессивное поведение, осложненное низким уровнем интеллектуального развития, заставляет подростка вырабатывать соответствующие реакции на любое взаимодействие с окружающими. Находясь в ожидании агрессивного поведения по отношению к себе, действия других людей такие подростки интерпретируют с собственной недоброжелательностью, поэтому любые насмешки или критику воспринимают как намеренное унижение собственного достоинства, отвечая на это неконтролируемыми выпадами. Каковы будут результаты таких нарушений? Открытые проявления асоциализации проявятся в полной мере уже во взрослой жизни определенными симптомами.

Признаки асоциальности

Люди асоциальные проявляют свои личностные нарушения определенным стилем поведения, которое формируется уже в раннем возрасте. Дети с асоциальным расстройством склонны к следующей симптоматике:

Симптомы асоциального поведения, проявляющиеся в дальнейшем во взрослой жизни:

Также во взрослой жизни у асоциальной личности не складываются семейные отношения по причине частого вранья, склонности к алкоголизму, отсутствие ответственности за здоровье и финансовое благополучие своих близких. Асоциальный интроверт думает только о собственных потребностях, часто уходит в мир собственных фантазий и не стремится выживать в гармонии с социумом. Недаром в XX веке асоциальными считали монахов, отшельников и бродячих. Такой политический термин собирал в себе все низшие слои общества – попрошаек, наркоманов, бездомных, проституток и просто людей с психическими расстройствами.

Лечение

Терапия асоциального поведения должна начинаться сразу, как только были замечены проявления девиантного поведения. Чаще всего к врачам обращаются родители детей с подобными нарушениями, которые жалуются на проявления беспричинной агрессии со стороны ребенка, его приверженность к плохим компаниям, нежелание учиться и контактировать с окружающими.

В таких случаях проводится индивидуальная терапия, которая ставит перед собой цель создание доверительных партнерских отношений между ребенком и родителями. Однако, индивидуальный подход не всегда эффективен при решении поведенческих отклонений.

Групповая терапия, которая считается более эффективной, направлена на повышение уровня контроля над гневом и на модификацию патологического стиля отношения с окружающими. Какие задачи ставятся перед родителями:

  • установка четких ограничений и ожиданий по отношению к ребенку;
  • соглашение между родителями и ребенком в отношении его ответственности за свои поступки и обязанности;
  • поощрение стремления ребенка к послушанию, повышению уверенности в себе и самоконтролю.

Техника психотерапевтического лечения включает в себя ролевые игры, практические занятия, моделирование ситуации. Перед началом лечения врач проводит тест на асоциальность, который может представлять собой рисуночные тесты, опросники. Обязателен тест Айзенка на определение экстра-интроверсии личности.

При лечении взрослых людей соблюдается тот же подход, с добавлением фармакотерапии. Специфических препаратов, созданных для коррекции асоциального поведения, не существует, но комплексная терапия обычно включает в себя:

Если симптоматика выражена чересчур ярко и поведенческие отклонения не подлежат обычной коррекции, показано помещение человека в психиатрический госпиталь.

Рассмотрев понятие асоциальная личность, кто это и каковы признаки подобного поведения, становится понятно, когда пора бить тревогу, если симптоматика проявляется у ребенка или близкого человека. Патология не лечится в домашних условиях и, как правило, требует комплексной терапии, совмещенной с работой всех членов семьи, направленной на достижение гармоничных доверительных отношений (они должны быть основаны на ответственности, соблюдении моральных норм и самоконтроле).

На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует или намеренно нарушает общепринятые нормы и демонстрирует это окружающим (активно или пассивно), то его поведение расценивается как асоциальное, или девиантное. Его способны проявлять люди всех возрастных групп независимо от половой принадлежности, материального достатка, уровня образования, профессиональной деятельности.

Виды и проявления асоциального поведения

Асоциальное поведение в психологии разделяют на 4 вида:

  • противоправное (нарушение правовых норм);
  • аморальное (несоблюдение норм нравственности и морали);
  • аддиктивное (уход от реальной жизни путем погружения в один из видов зависимости);
  • преступное (совершение уголовно наказуемых действий).

Противоправное подразумевает совершение мелких краж и грабежей, угон транспорта без цели хищения, оскорбление, унижение достоинства людей, хулиганство, драки, нападение с целью напугать. Лица, совершающие подобные проступки, не несут уголовной ответственности, но попадают в поле зрения правоохранительных органов как потенциально способные на преступление.

Аморальное поведение человека не несет прямой угрозы обществу, но осуждается и порицается окружающими как неприемлемое с точки зрения нравственности. К асоциальному аморальному поведению относятся: промискуитетные (беспорядочные половые) связи, проституция, гомосексуализм, трансвестизм, нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество.

Аддиктивное поведение выражается в различных видах зависимости, при помощи которых человек пытается убежать от жизненных трудностей. К ним относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая (анорексия или булимия), культовая (участие в деятельности религиозных сект), другие виды (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).

В преступное поведение (делинквентное) включается совершение уголовно наказуемых деяний: кража со взломом, изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество, вымогательство.

Признаки у детей

У маленького ребенка асоциальное поведение выражается в неумении строить отношения в детском коллективе, отсутствии интереса к обучающим занятиям, агрессивности и жестокости к членам семьи, другим людям, животным. Такие индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Нередко ребенок с данным поведенческим нарушением ворует деньги у родителей, вещи сверстников в садике или школе.

Младшие школьники с асоциальным поведением сразу получают определение трудных детей, их держат на заметке учителя и администрация

школы, что усугубляет проблему, поскольку вызывает у ребенка протест, выражающийся в непослушании, отказе выполнять задания, сотрудничать с коллективом.

Причины проявления поведенческих расстройств такого типа могут быть медицинскими, педагогическими, психологическими, социальными:

  1. 1. Медицинские факторы делят на врожденные (поражения плода различной этиологии во время внутриутробного развития), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям поведения), приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии).
  2. 2. Педагогические причины подразумевают ошибки в воспитании ребенка, допускаемые в семье. Плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к развитию различных поведенческих отклонений.
  3. 3. Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в тандеме с неадекватной атмосферой семьи неизбежно приводят к негативным изменениям психики ребенка, что выражается в повышении уровня агрессии, неуправляемости, нежелании идти на контакт со взрослыми.
  4. 4. Социальные причины подразумевают материальное и социальное неравенство и связанные с этим насмешки, издевательства, травлю со стороны сверстников, на что остро реагируют дети среднего возраста и подростки. К ним также относится проживание в неблагополучной семье с родителями -наркоманами, страдающими алкоголизмом, ведущими распутную жизнь.

Оставленные без внимания взрослых единичные проявления жестокости и агрессии у детей служат источником развития устойчивых нарушений поведения. В будущем это способно перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Но до 7-8 лет понятие "девиантность" психологи не применяют, поскольку оно подразумевает осознанно направленные действия, что для ребенка дошкольного возраста нехарактерно.

Девиантное поведение взращивается постепенно, формируясь вследствие попустительства со стороны взрослых, игнорирования проблемы или нежелания исправлять ребенка . К подростковому возрасту отдельные девиации нередко перерастают в делинквентное поведение - регулярные осознанные деструктивные действия.

Проявления у подростков

Асоциальное поведение наиболее часто наблюдается у подростков. Если в дошкольном возрасте ребенка не исправляли соответствующим образом, покрывали его проступки, допускали применение оскорблений и силы по отношению к членам семьи и родственникам, то к подростковому периоду у него сформируется четкая поведенческая линия, которой он будет придерживаться в жизни.

Часто такие подростки бравируют своими антисоциальными поступками, гордятся безнаказанностью со стороны родителей, пытаются создавать бунтарские группы и руководить ими. Находя поддержку в среде сверстников, утверждаются в своей исключительности, ведут себя вызывающе со взрослыми, грубят, отказываются выполнять поручения в школе и дома. В дальнейшем уровень агрессии растет, подросток может убегать из дома, ввязываться в драки, кражи, вступать в сексуальные и гомосексуальные связи, примыкать к преступным группировкам.

Начать вести себя антисоциально могут и подростки из благополучных семей, не имеющие сложностей с адаптацией, успеваемостью, поведением. Причиной таких изменений бывает влияние друзей, строгость родителей, романтическое восприятие образа "плохого парня" и отношений с ним (у девушек), семейные проблемы. Другие факторы, способствующие асоциальному поведению подростка:

  • деградация личности на фоне нищеты, неправильного воспитания, плохого примера родителей;
  • влияние молодежной субкультуры (панки, хиппи, готы, эмо и т. д.)
  • вовлечение в религиозный культ (вуду, сатанизм);
  • музыкальный или спортивный фанатизм, сопровождающийся вызывающим внешним видом и антиобщественными поступками;
  • желание самоутвердиться, невозможность сделать это путем демонстрации знаний, навыков, таланта, материальных приобретений;
  • подверженность одному из видов психологической зависимости;
  • физические проблемы в связи с заболеванием.

Часто подросток направляет агрессию на себя самого, нанося раны, царапины, ожоги, порезы на разные части тела. Испытывая физическую боль, он старается заглушить эмоциональные страдания, поэтому, заметив у ребенка характерные повреждения на теле, необходимо вовремя прийти ему на помощь. Крайнее проявление аутоагрессии - суицидальные наклонности.

Девиантное поведение подростка нередко провоцируется действиями другого человека. Различные виды насилия (сексуальное, физическое, эмоциональное) приводят к желанию отомстить, которое не только проецируется на обидчика, но и направлено против общества или системы в целом. Физические наказания в семье формируют тип озлобленной, неуверенной в себе, запуганной и агрессивной личности, а эмоциональная отчужденность родителей - закомплексованного человека с незрелой психикой.

Ребенок любого возраста, перенесший сексуальное надругательство, в большинстве случаев остается склонен к депрессии, личностным расстройствам, повышенной чувствительности к стрессам.

Асоциальные взрослые

Асоциальное поведение у людей старшего возраста либо является продолжением укоренившихся с детства привычек, либо провоцируется психическим заболеванием, повреждением мозга химическими веществами вследствие приема наркотических, психотропных препаратов и алкоголя. Такие индивидуумы не считаются с нормами общества, не имеют чувства стыда, раскрепощены.

Они не видят надобности работать, подчиняться законам страны, исполнять родительские обязанности, хранить супружескую верность, относиться с уважением к людям, соблюдать правила общества и коммуникации. Нередко такие личности оказываются на улице, становясь бродягами и попрошайками. Алкоголь, наркотики, случайные половые связи, мелкие преступления - это их жизнь, за которую им не стыдно.

Другая группа людей с асоциальным поведением - личности с высоким материальным статусом, ведущие жизнь, нехарактерную для других людей, зарабатывающие деньги способами, вызывающими осуждение большинства. В эту группу входят дорогие проститутки, создатели порносайтов, мужчины, оказывающие гомосексуальные услуги, трансвеститы, содержатели притонов, торговцы наркотиками, мошенники, вымогатели и другие преступные элементы.

Однако не все девиации имеют негативную направленность. Есть отдельная группа людей - гениев, поведение которых значительно отличается от остальных, но его нельзя назвать антисоциальным. Образ жизни некоторых одаренных личностей может вызывать недоумение у окружающих, поскольку многие из них проводят время в одиночестве, отказываются от уюта и комфорта, слишком капризны, придирчивы, эпатажны. Классические примеры подобных девиаций - Альберт Эйнштейн, Сальвадор Дали.

Профилактика

Лечить асоциальные отклонения в поведении возможно только в случаях, когда они вызваны физическим или психическим заболеванием. Основным способом коррекции девиаций является их профилактика, которую необходимо проводить с раннего детства. Ее залог - правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка.

Психологи дают несколько советов, помогающих формировать у детей адекватное отношение к себе и окружающим:

  1. 1. Заслуженная похвала. Детей нужно поощрять, но только в том случае, когда они действительно этого заслуживают. Если похвала в адрес ребенка звучит постоянно без повода, то развивается эгоизм и самовлюбленность, что в будущем влечет проблемы с адаптацией и отклонениям в поведении.
  2. 2. Исправление. Отрицательные черты характера, плохие привычки, неблаговидные поступки не должны оставаться без внимания взрослых. Последовательно и спокойно надо объяснять детям, какое поведение неприемлемо и почему.
  3. 3. Открытое общение. Ребенок должен быть уверен, что в семье его всегда поймут и поддержат. Страх перед наказанием делает его лживым, изворотливым, замкнутым, поэтому проблемы сына или дочери нужно обсуждать и решать спокойно, тогда они научатся доверять родителям.
  4. 4. Совместные занятия. Дети в любом возрасте дорожат временем, проведенным с семьей, поэтому даже занятым отцу и матери следует планировать семейный отдых, развлечения, праздники.
  5. 5. Положительный пример родителей. Доброжелательная атмосфера, взаимное уважение, понимание, любовь между супругами формируют здоровую самооценку у ребенка, что влияет на его поведение и адаптацию в социуме.

Для профилактики поведенческих нарушений в школах проводят различные образовательные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, рассказывают о вреде алкоголя, наркотиков. Педагоги побуждают школьников реализовывать себя в спорте, музыке, творчестве, интеллектуальных конкурсах, играх, командных соревнованиях.

Совместные усилия детских учреждений и семьи помогают многим детям найти себя в жизни и встать на путь исправления.

Если спросить у прохожих на улице, что значит "асоциальный образ жизни", в ответах, вероятно, будут упоминаться алкоголизм, наркомания, попрошайничество, бездомные и т. д. Чем бывает вызвано это явление? Как можно с ним бороться?

Асоциальный образ жизни

Большая часть общества каждый день делает примерно одно и то же: кто-то идет на работу, кто-то в школу или институт, некоторые остаются дома и ведут хозяйство. Одним словом, каждый выполняет свою роль, так или иначе полезную для остальных. Однако есть и такие люди, которые поступают вопреки общепринятым нормам и морали. Асоциальный образ жизни обычно понимают как деструктивный, когда человек не только отделяет себя от общества, но и противопоставляет себя ему, при этом ведет себя соответствующе. Это узкое понимание термина.

На самом деле люди, ведущие асоциальный образ жизни, не всегда принадлежат к неблагополучным слоям общества: наркоманам, алкоголикам, бездомным, попрошайкам, лицам без определенных занятий и т. д. В классическом понимании они всего лишь максимально избегают нормальных взаимодействий с другими людьми либо просто неспособны на это. В таком случае к этой категории можно отнести, например, интровертов или людей, страдающих психическими заболеваниями.

Всегда ли это плохо?

Если говорить о классическом научном понимании этого термина, асоциальность не является пороком. Более того, в некоторых условиях это даже благо. Достаточно вспомнить о монахах и отшельниках, добровольно отказывающихся от активного взаимодействия с остальной частью общества. В некоторых религиях асоциальный образ жизни свидетельствует о духовном просветлении человека, уходе от мирского, в результате чего он приобретает совершенно иное мироощущение, а иногда и некий дар. Нечто подобное практикуется и сегодня в некоторых течениях христианства, буддизме и т. д. Но подобный пример - это, скорее, исключение и не имеет ничего общего с тем, что значит асоциальный образ жизни вне каких-либо религиозных практик.

Последствия

Довольно сложно себе представить, чтобы сразу несколько тысяч добропорядочных граждан внезапно начали вести асоциальный образ жизни. Тем не менее можно предположить, какие это будет иметь последствия. Какие-то из них будут ощутимы только в далекой перспективе, а некоторые будут заметны почти сразу. Стоит перечислить хотя бы несколько.

  • Снижение общего уровня здоровья, усиление эпидемиологической опасности. Помимо того, что табак, алкоголь и наркотики влияют на человеческий организм разрушительным образом, некоторые люди, вероятно, перестанут тщательно относиться к личной гигиене, что отразится на размножении и распространении опасных бактерий. Беспорядочные половые связи способствуют заражению заболеваниями, передающимися половым путем, а также повышают опасность незапланированной беременности. Такая ситуация часто приводит либо к аборту, либо к отказу от ребенка сразу после рождения.
  • Появление на улице большего количества бездомных и безработных усилит криминогенность. Значительно повысится уровень преступлений, в том числе и крайне опасных, таких как убийства и изнасилования.
  • В результате снижения числа добропорядочных законопослушных граждан снизится поступление налогов, возрастет доля теневой экономики, что рано или поздно подорвет основы государства.


Меры по противодействию

Дети - это будущее мира, в первую очередь, потому, что при правильном воспитании одного-двух поколений можно добиться значительных сдвигов в обществе в какую-либо сторону. Привив неправильные ценности, можно позднее столкнуться с очень неприятным результатом. Именно поэтому так важны эффективные меры профилактики асоциального образа жизни среди молодежи, особенно когда речь идет о так называемых неблагополучных семьях. Антиреклама алкоголя, табака, наркотиков, беспорядочного образа жизни, беседы с психологами, центры помощи, горячие линии доверия, предложение доступной альтернативы в виде занятий спортом. Кроме того, иногда необходимо извлекать детей из этой среды, то есть разлучать их с семьей, чтобы привить им иные ценности, отвечающие общепринятой морали. В менее запущенных случаях достаточно патронажа, регулярных проверок. Впрочем, подобные меры не слишком популярны и могут вызывать неприятие. Также подобная власть может служить почвой для злоупотреблений. Но иногда это просто необходимо.

Или плохо? Кто-то может сказать, что это определяет человека как независимую личность. А кто-то будет твердить, что нельзя быть другим. По факту, и те, и другие правы: человек не всегда отличается от других в лучшую сторону, и такого человека награждают эпитетом «асоциальный». Это означает личность, что выступает против норм и правил общества. Об этом и пойдет речь в публикации.

Определение

Значение слова «асоциальный» имеет несколько характеристик. Если переводить дословно с греческого языка, то получим следующее определение: человек, безразличный к обществу, не принимающий активных действий в жизни социума, то есть антиобщественный индивид. Также под словом «асоциальный» подразумевают поведение, что противоречит принятым в обществе нормам и правилам.

По сути, имеет два противоположных определения. С одной стороны, асоциальный - это человек, действующий вопреки установленным правилам, но с другой - это индивид, который не заинтересован во взаимодействии с социумом. Если у него и появляется мотивация, то она в основном направлена на одиночные действия.

Как используется этот термин?

Асоциальный - это термин, что появился в обиходе в начале ХХ века. Изначально его применяли в своих выступлениях политики, подразумевая под этим словом всех неблагополучных людей, то есть андеркласс. Во времена Второй мировой войны в лагерях Третьего рейха асоциальные элементы носили такие же опознавательные знаки, как и умственно отсталые люди.

С положительной стороны асоциальность рассматривается в религиозных догмах. Некоторые монашеские традиции поощряют асоциальность, считая, что человек, находящийся вдали от социума, пребывает ближе к богу.

Асоциальными можно назвать интровертов, людей, которые не занимают активных позиций в обществе. А вот крайняя форма асоциальности считается шизофренией, для которой является характерной неспособность сопереживать и налаживать контакт с другими людьми.

Другая личность

Исходя из всего выше сказанного, возникает закономерный вопрос: какая же она, эта асоциальная личность?

Итак, Определение этого термина будет звучать так: под асоциальной личностью в психологии подразумевают человека с извращенным (слаборазвитым или отсутствующим) чувством ответственности, который оперирует низкими моральными ценностями и не проявляет интереса к себе подобным.

Таких людей легко узнать по их поведению. Они болезненно и достаточно бурно могут реагировать на чувство собственного неудовлетворения и всегда стремятся быстрее избавится от предметов или ситуаций, что приносят дискомфорт. Они импульсивны, склонны «надевать маски», умело лгут. Но достаточно часто воспринимаются окружающими интеллигентными и обаятельными людьми. Асоциальные люди могут найти контакт с окружающими на фоне общих интересов, однако они не умеют проявлять сочувствие и заботу.

Поведение

Асоциальный - это другой. У него все не так: от привычки завязывать шнурки до восприятия реальности, что уже говорить о поведении? Как уже было сказано, такое поведение отличается от принятых в обществе норм и правил. В зависимости от того, что исследователь считает нормой, асоциальным поведением будет считаться противоположное действие. К примеру, если исследовать процесс адаптации, то дезадаптивное поведение можно считать асоциальным.

Таким образом, понятие "асоциальное поведение" определение будет иметь следующее:

  • Это одна из разновидностей девиантного поведения, что приносит ущерб социуму. Такое поведение не направлено на общественные взаимоотношения, однако располагает широким спектром действий: от инфантильности до психических расстройств.

Не всегда асоциальное поведение можно считать отрицательным качеством, существуют доказательства того, что люди асоциального типа принесли много нового в развитие общества. Хотя это всего лишь исключение из правил. К тому же не стоит путать асоциальное поведение с антисоциальным, так как последнее связано с криминальными, противозаконными и аморальными действиями. Асоциальное поведение берет свое начало от избегания других людей и невозможности построить с ними отношения, что, собственно, и заканчивается психическими расстройствами.

Соответствующие меры

Зачастую профилактика асоциального поведения проводится в кружках или учебных заведениях. Ее основные методики направлены на то, чтобы помочь расставить правильные приоритеты, поменять еще не сформировавшуюся систему ценностей и, конечно же, пропагандировать здоровый образ жизни. Профилактические мероприятия могут проходить в виде уроков, игр или тестов.

В целом профилактика подразделяется на несколько видов, в зависимости от сложности отклонения:

  1. Первичная. Все действия направляются на то, чтобы устранить факторы, которые спровоцировали возникновение асоциального поведения и, пребывая вдали от этих факторов, сформировать у личности сопротивляемость к их воздействию.
  2. Вторичная. Сюда относят работу с группой риска, то есть с индивидами, у которых были нервно-психические нарушения, или с теми, у кого наблюдается склонность к асоциальному поведению, но пока не проявляется.
  3. Третичная. Непосредственно вмешательство врачей с дальнейшим лечением.

Подводя итоги

Асоциальный - это другой. Он отличается замкнутостью, неразговорчивостью, эмоциональной нестабильностью и желанием остаться наедине с собой. Асоциальные личности желают остаться вдали от социума. Чем спровоцировано такое рвение? Неправильной системой ценностей, сложными обстоятельствами или простым непринятием основной части правил и норм? Достоверного ответа на этот вопрос нет. Ведь, с одной стороны, асоциальная личность может быть опасной и психически неуравновешенной, но с другой - это может быть обычный человек, который желает изменить этот мир к лучшему, и у него нет желания отказаться от общения, просто не хватает времени.