"Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила. "
Н.А.Добролюбов
Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов пишет о судьбе народа, о его жизни, быте, о радостях и горестях народа. Таким произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Эта поэма написана о народе и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» - это книга о русской жизни. Свое произведение Н.А. Некрасов начал писать в 1863 году. И эта работа продолжалась до конца жизни Некрасова, хотя так и осталась незаконченной. Крестьянская реформа от 19 февраля 1861 года должна была завершить существование крепостного права; освободить разорённых, измученных голодом и непосильным физическим трудом, издевательством со стороны помещиков крестьян; должна была повлечь за собой качественное улучшение их жизни. Должна была, но не сделала; надежда не преобразовалась в желаемый факт. Не имевшие землю крестьяне были обречены на ещё большее "рабство", им нужно было опять смириться со своим тяжелейшим уделом (земли или несчастной долей?) . Частично поменялись лишь действующие лица: "теперь же вместо барина драть будет волостной".
Поэт без намёков и умолчаний открыто заявляет о деревенской нищете, всеобщем пьянстве среди озлобленных и утомлённых работой крестьян, их безграмотности и грубости, низости взглядов ("Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесёт? "). На помощь Некрасову приходят "говорящие" географические названия – Горелово,Неелово,Неурожайка и другие; сам народ, откровенно выражающий свою жизненную безысходность ("Тошен свет, хлеба нет, крова нет, смерти нет"):
В главе «Счастливые» Некрасов рассказывает о Ермиле Гирине, который встал на защиту крестьян. Это умный, наделенный чувством справедливости человек. Став крестьянским защитником, Гирин попадает в острог. Такая же судьба и у «богатыря святорусского» Савелия. Человек острого ума, могучей силы, он борется против рабской покорности и угнетения. Он понимает необходимость борьбы и бросается на угнетателей с топором в руках. Его постигает та же участь каторжника, но дух его не сломлен: «клейменый, да не раб». Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова...

А все вином кончается...
Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”.
Каждый по-своему видит и понимает счастье. Если Агап, Яким, Савелий и другие видят его в протесте и в борьбе, то такие, как Клим, Ипат, Глеб, довольствуются малым званием холопа.Жизнь Матрены Тимофеевны, как и у каждой женщины-крестьянки - тяжелая доля и непосильный труд. «…Не дело - между бабами счастливую искать», - отвечает Матрена на вопрос странников о счастье. В главе «Пир на весь мир» автор нам показывает два пути «одна просторная, дорога - торная, страстей раба». По этой дороге идут все, по ней нетрудно идти. Эта дорога ведет к богатству, карьере, власти. А по другой «тесной» и «честной» дороге идут люди, которые борются за счастье народа. По ней идти трудно, и не каждый выберет эту дорогу. Поэтому автор осмеивает людей, выбравшим первую дорогу.
В главе «о Двух великих грешниках» Некрасов призывает к революции. К восстанию крестьян против помещиков. Образ Кудеяра призван оправдать революционную борьбу в целом. Поэтому легенда приобрела антикрепостнический смысл.
В конце поэмы Некрасов рисует образ Гриши Добросклонова. Это человек нового типа, в котором воплощено все то, что затаенно дремало в душах крестьян. Добросклонов принадлежит будущему, он смотрит вперед, верит в силу и мощь «загадочной Руси»:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..
В образе Гриши Добросклонова Некрасов воплотил свое понятие о счастье: оно в освобождении народа от угнетения и во всеобщем равенстве. Заканчивается поэма грозным предупреждением:
Рать подымается -
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
На многое способна эта рать, если поведут ее за собой люди, подобные Грише Добросклонову.

Введение

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

«Хорошо, легко,
Ясно на сердце»

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива»…

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.
В центре поэмы - собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они - символ пробуждающейся России.
Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель - найти “счастье мужицкое”. И пока его не найдут, решили мужики

В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами...

Но и помимо них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них показан Некрасовым в главе “Пьяная ночь”. Это Яким Нагой. В его внешности, речи чувствуется внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением. Яким спорит с “умным барином” Павлушей Веретенниковым. Он защищает мужиков от упрека в том, что они “пьют до одурения”. Яким умен, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью. В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение:

У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна
- и надо бы
Громам греметь оттудова...

В главе “Счастливые” рассказывается еще об одном мужике - Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.

И чудо сотворилося
На всей базарной площади

У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!

Ермил наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил “из рекрутчины меньшого брата Митрия”. Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог.
Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-. разному. С точки зрения попа, это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье - это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти “громадная, к соблазну жадная идет толпа”, пишет Некрасов.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны - собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:

Ключи от счастья женского,
От
нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он - сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.

..лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного

Родного уголка

Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье - в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается:

Ратпъ подымается Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!

И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом - счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного.

В центре поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – изображение жизни пореформенной России. Некрасов работал над поэмой в течение 20 лет, собирая материал для нее “по словечку”. Она необычайно широко охватывает народную жизнь тогдашней России. Некрасов стремился изобразить в поэме представителей всех социальных слоев – от крестьянина-бедняка до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена. Этому помешала смерть автора. Главный вопрос произведения ясно поставлен уже в названии поэмы – кому на Руси жить хорошо? Этот вопрос о счастье, благополучии, о человеческой доле, судьбе. Мысль о тягостной доле крестьянина, о крестьянском разорении проходит через всю поэму. Положение крестьянства отчетливо иллюстрируется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоикатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Задавшись вопросом найти счастливого, благополучного на Руси человека, крестьяне-правдоискатели отправляются впуть. Им встречаются разные люди. Самые запоминающиеся, самобытные личности – крестьянка Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Ермил Гирин, Агап Петров, Яким Нагой. Несмотря на преследовавшие их беды, они сохраняли душевное благородство, человечность, способность к добру и самопожертвованию. Произведение Некрасова полно картин народного горя. Очень волнует поэта судьба женщины-крестьянки. Ее доля показывается Некрасовым в судьбе Матрены Тимофеевны Корчагиной:

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива: волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо…

Многое приходится пережить Матрене Тимофеевне: и непосильный труд, и голод, и унижение родни мужа, и смерть первенца… Понятно, что все эти испытания изменили Матрену Тимофеевну. Она говорит и себе так: “Я потупленную голову, Сердце гневное ношу…”, а женскую судьбу сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного. Горьким выводом завершает она свои раздумья: “Не дело Вы затеяли – средь баб счастливую искать!” Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными душевными качествами русской женщины, ее волей, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленной тяжелейшими условиями жизни.

Особое место в поэме отведено и образу крестьянина Савелия, “богатыря святорусского”, “богатыря сермяжного”, который олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа, побуждение в нем бунтарского духа. В эпизоде бунта, когда годами сдерживавшие ненависть крестьяне во главе с Савелием сталкивают в яму помещичьего управляющего Фогеля, с замечательной наглядностью показана не только сила народного гнева, но и долготерпение народа, неорганизованность его протеста. Савелий наделен чертами легендарных героев русских былин – богатырей. О Савелии Матрена Тимофеевна говорит странникам: “Счастливец тоже был”. Счастье Савелия – в вольнолюбии, в понимании необходимости активной борьбы народа, который только путем активного сопротивления и действия может добиться “вольготной”, счастливой жизни.

Исходя из нравственных идеалов народа, опираясь на опыт освободительной борьбы, поэт создает образы “новых людей” – выходцев из крестьянской среды, ставших борцами за счастье бедняков. Таков Ермил Гирин. Почет и любовь заслужил он строгой правдою, умом и добротой. Но судьба Ермила не всегда была благосклонна и добра к нему. Он попал в острог, когда бунтовала “Испуганной губернии, уезда Терпигорева, уезда Недыханьева деревня Столбняки”. Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Но Гирин, будучи защитником крестьян, не призывает их к смирению, за что и наказывается.

В своем произведении автор показывает не только волевых и сильных крестьян, но и тех, чьи сердца не устояли против растлевающего влияния рабства. В главе “Последыш” мы видим лакея Ипата, который и слышать не хочет о воле. Он вспоминает о своем “князюшке”, а себя называет “рабом последним”. Некрасов дает Ипату меткую и злую оценку: “холуй чувствительный”. Такого же раба мы видим и в образе Якова верного, холопа примерного:

Только и было у Якова радости

Барина холить, беречь, ублажать…

Всю жизнь он прощал барину обиды, издевательства, но когда господин Поливанов сдал в солдаты племянника своего верного слуги, позарившись на его невесту, Яков не выдержал и отомстил барину собственной смертью.

Оказывается, даже нравственно изуродованные рабы, доведенные до крайности, способны протестовать. Вся поэма проникнута ощущением неизбежной и скорой гибели строя, основанного на рабской покорности.

Особенно ясно приближение этой гибели чувствуется в последней части поэмы – “Пир на весь мир”. Надежды автора связываются с образом интеллигента из народа Григория Добросклонова. Некрасов не успел завершить эту часть, но все же образ Григория получился целостным и сильным. Гриша – типичный разночинец, сын батрачки и полунищего дьячка. Он выбирает путь сознательной революционной борьбы, который кажется ему единственно возможным для того, чтобы народ обрел свободу и счастье. Счастье Гриши – в борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб “каждому крестьянину жилось вольготно весело на всей святой Руси”. В образе Григория Добросклонова Некрасов представил читателям типические черты характера передового человека своего времени.

В своей поэме-эпопее Некрасов ставит важнейшие этические проблемы: о смысле жизни, о совести, о правде, о долге, о счастье. Одна из таких проблем непосредственно вытекает из вопроса, сформулированного в заглавии поэмы. Что значит “жить хорошо”? В чем заключается подлинное счастье?

Герои поэмы понимают счастье по-разному. С точки зрения попа, это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье – это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть. По дороге, ведущей к богатству, карьере, власти “громадная, к соблазну жадная идет толпа”. Но такое счастье поэт презирает. Не привлекает оно и героев-правдоискателей. Им видится иной путь, иное счастье. Счастливая жизнь народа для поэта неотделима от мысли о свободном труде. Счастлив человек тогда, когда он не скован рабством.

Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.

Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.

Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».

Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.

В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.

Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал».

Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни.

Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка» рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке.

Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности.

Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить.

У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права.

Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед самой жизнью, пере Богом.

Поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой Некрасова зовет Россию «к топору» (по выражению Герцена), что, как мы знаем, привело к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.