Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях. Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя. И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

Темы

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.

Проблематика

Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

Идея произведения

Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

Чему учит?

Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

Критика

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Еще в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить его. Когда Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, он встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Его рассказ напомнил Михаилу Юрьевичу о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия: Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.

«Мцыри» - лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов выбрал форму поэмы-исповеди, поскольку рассказ от имени героя давал возможность показать его внутренние противоречия и метания.

Начинается поэма с точного указания места действия. Описание блужданий Мцыри в лесу в поисках пути на родину дало возможность Лермонтову насытить поэму картинами кавказской природы, которую он великолепно знал, и использовать фольклор народов Кавказа. Затем автор дает вступление, в котором подготавливает читателя к пониманию душевного состояния героя. Ее очень интересно читать, потому что мысли Мцыри похожи на наши. Мне кажется, что любой юноша в его возрасте переживает то же самое.
Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чужой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая ее, Лермонтов показывает нам различные грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия. Во всей поэме громко звучат идея борьбы за свободу, протест против сковывающих человеческую личность общественных условий.

Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель - обрести родину и свободу, здесь прослеживается верность традиции романтизма. Единственный образ поэмы - Мцыри. В детстве попав в монастырь, он не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» - вернуться в родной аул:

В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся сказы,
Где люди вольны, как орлы.

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он проявляет упорство в достижении поставленной цели - вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:

Я цель одну -
Пройти в родную страну
-Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.

Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи. Он пал жертвой обстоятельств, которые оказались сильнее его. Но он умирает непреклонным; дух его не сломлен. Для него понятия «жизнь» и «воля» неразрывно связаны:

За несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в младенчестве играл,
Я б рай и вечность променял...

Герой не может оставаться узником, но у него не хватает сил на свободу, на борьбу, на выход из неволи. Здесь Мцыри можно пожалеть, потому что умереть в тюрьме да еще и молодым - такого никому не пожелаешь.

«Мцыри», как и «Демон», относится к вершинным созданиям лермонтовского гения. Будучи, как и «Демон», наиболее обобщенным и художественно совершенным выражением революционно-романтического аспекта мироощущения Лермонтова, «Мцыри» занимает особое место в русской литературе, как памятник, богатый ассоциациями с предшествующей литературой, но неповторимый в своем художественном своеобразии.

Если проза Лермонтова во многом определила направление, в котором развивались художественные системы Тургенева, Достоевского, Толстого, то романтические поэмы Лермонтова, полностью сохраняя мощное эстетическое воздействие на читателей многих поколений, вызывали множество подражаний, эпигонских повторений, но по существу не имели эстетического развития до начала нового века. Лишь творчество Горького, Блока, Маяковского в отдельных направлениях можно считать наследственным.

По отношению к творчеству самого Лермонтова «Мцыри» вбирает многое из поэм «Исповедь» и«Боярин Орша», а также из лирических произведений со сходными «идеальными» мотивами, но в целом новая поэма имеет совершенно оригинальное и цельное идейное наполнение.

Верный своей творческой манере, Лермонтов в поэме «Мцыри» выделяет определенный аспект освещения проблемы положительного героя, подчеркивая его явную и абсолютную «положительность». В «Демоне», «Герое нашего времени» и в лирике та же проблема решается подспудно, чаще всего — в негативном освещении. Достоинства и недостатки героя относительны, зависимы от обстоятельств. Иначе дело обстоит в «Мцыри». Как справедливо в свое время указали Белинский и Огарев, Мцыри — «любимый идеал» Лермонтова, его «самый ясный и единственный» идеал.

Любовь к жизни, любовь к свободе, любовь к родине здесь выступают в прямой, эмоционально обнаженной форме. История Мцыри — это история деятельного проявления такой любви, по-детски непосредственной и чистой. В такой же мере естественно и неодолимо заложенное в человеческом сердце неприятие рабства. Для человека, рожденного свободным, любого рода оковы несут в себе смерть, духовную гибель.

Идейная общность «Мцыри» с «Демоном» очевидна, но при сходстве некоторых идей, поэтического языка и символической многозначности образов в гораздо большей степени обращают на себя внимание различия между поэмами. Так, многообразие форм земной жизни в «Демоне» — «И блеск и жизнь и шум листов, Стозвучный говор голосов, Дыханье тысячи растений», вся картина «дикого и чудного» «божьего мира» — стихия, враждебная отверженному герою.

Она занимает сравнительно небольшоеместо среди других характеризующих его явлений. Но, как уже говорилось выше, противостояние внешнего мира Демону подчеркнуто зримой конкретностью первого и условной символической «прозрачностью» второго. В поэме «Мцыри» пейзаж занял почти всю площадь произведения, приобретя характер единства, в которое погружены люди с их внутренним миром, в частности близкий к природе вольнолюбивый герой. Природа в поэме не статична.

Она вся во взаимопереходах состояний: утро сменяется днем, вечером, ночью, неотвратимые ритмы накладываются один на другой; в недрах тишины и покоя зарождаются бури; разгул, напряжение стихий влечет за собой электрические разряды молний и умиротворение природы. В сложной естественной сфере человеческого духа происходят те же циклические перепады состояний — от высоких, разрушительных и очищающих взрывов страстей до умиротворяющего созерцания.

История трехдневного побега Мцыри из монастыря имеет самостоятельное сюжетное значение. Исполненная настроением деятельного вольнолюбия и любви к родине, она в то же время насыщена общефилософскими идеями единения и борьбы человека с природой и обществом, диалектикой побед и поражений в этой борьбе. Явления природы, с одной стороны, вполне конкретны: действие резвертывается, как и в «Демоне», на Кавказе; с другой стороны, символичны. На это справедливо указал в одной из лучших до настоящего времени работ о «Мцыри» Д. Е. Максимов.

Соотношение реального и символического плана в изображении «цветущего сада» природы особенно важно как сознательное проявление художественной «тактики» писателя, владевшего к этому времени с достаточным совершенством языком романтического и реалистического письма.

В «Мцыри», в отличие от «Демона», монастырь от редакции к редакции изображается все сдержаннее и «графичнее», почти «бесплотно», без зрительных подробностей, которые были в «Боярине Орше» и в черновиках «Мцыри».

Образ-символ «монастыря-тюрьмы» нуждался, по ощущению поэта, именно в «бесплотности» красок, отсутствии реалий, и художник делает «обратный ход» от живописания конкретного, точного к живописанию умозрительному, обобщенному, соответствующему художественному миру символов. Кстати говоря, такая динамика художественного языка Лермонтова подтверждает правильность мысли об особом характере эволюции эстетического метода Лермонтова, совершающейся отнюдь не прямолинейно.

В поэме «Мцыри», в отличие от «Демона», свойствами жизненно реальной фигуры обладает герой. Индивидуальность его — в максимальной энергии духа и физической подвижности. Соответственно строятся и портретные характеристики: Мцыри — весь в пластике. Только первые несколько строк экспозиции дают описательнуюхарактеристику («Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник»).

И то же в конце экспозиции: облик Мцыри в последние часы жизни («Он страшно бледен был и худ И слаб...»). Все остальное — движение могучего духа, передаваемое через динамику жестов, поз, экспрессивных двигательных ассоциаций, наполняющих глубоким содержанием, казалось бы, предельно простые слова Мцыри: «...что делал я На воле? Жил...».

Имеется в виду не только глагольное выражение насыщенности физического действия и душевных движений: бежал, полз, прятался, кричал, плакал, висел над глубиной, превозмог страданья голода, стал влезать на дерева, в исступлении рыдал, грыз сырую грудь земли, сердце зажглося жаждою борьбы, пламенел, визжал, томился и страдал, думал, грудь полна желаньем и тоской и т. д. Имеется в виду скульптурность изображения, в котором видишь запечатленными все детали движенья, объемность тела и положение его в пространстве (даже если оно гиперболично):

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...

Напрасно прятал я в траву

Мою усталую главу...

В ряде случаев текст фиксирует позу недвижимости героя, но и тогда окружающий фон лишь подчеркивает идею его потенциального движения, стремления к цели («...я лежал, Где выл, крутясь, сердитый вал»; «...жадно я припал к волне. Вдруг голос — легкий шум шагов...»; «я... прятался, как змей. Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился» и т. д. и т. п.

Пейзаж в поэме, как во многих фольклорных призведениях, как в «Слове о полку Игореве», активен: силы природы соучаствуют в создании образа героя — своим единением с ним или враждебностью они формируют его именно таким, каким он должен быть в идеале: сильным, целеустремленным в поисках пути к родине, в поисках духовных ресурсов, когда иссякают силы.

Поэтизация цели, поэтизация действия воспринимались современниками как определенная политическая цель и определенное освободительное действие. Этому способствовали прямые и косвенные выразительные средства произведения (сюжет, символика борьбы, речения острого смысла).

Соответственно организованы и музыкальные свойства стиха: неоднократно отмечалось воинственноеэмоциональное воздействие мускулистого четырехстопного ямба с мужской рифмовкой (Белинский: «...звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву»). На монотонной ритмической основе отчетливо выделяются интонационные фигуры, выражающие психологическое состояние героя: пафос жизнеутверждения при обреченности на гибель.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

1. Введение . Одна из центральных тем творчества М. Ю. Лермонтова - противопоставление гордой независимой личности и толпы.

Эта тема подробно разрабатывается в целом ряде произведений поэта. К ним принадлежит поэма " ", где противопоставление усиливается с помощью национальных и религиозных отличий.

2. История создания . В 1837 г. путешествовал по Военно-грузинской дороге, собирая местные легенды и сказания, которые он потом использовал при написании поэмы "Демон". В Мцхете он познакомился с одиноким монахом, рассказавшим поэту историю своей жизни.

Монах в детстве был захвачен в плен русскими войсками. Генерал Ермолов оставил его в монастыре. Ребенок оказался настоящим горцем, обладающим буйным и непокорным характером. Он неоднократно пытался бежать.

Во время очередного побега мальчик тяжело заболел. Чудом избежав смерти, он смирился и навсегда остался в монастыре. Этот рассказ лег в основу поэмы "Мцыри" (1839 г.).

3. Смысл названия . В переводе с грузинского "мцыри" означает "послушник в монастыре".

4. Жанр . Поэма, по форме изложения представляющая собой лирический монолог главного героя.

5. Тема . Центральная тема произведения - непреклонная воля героической личности. Главный герой поэмы не может выдержать однообразия монастырской жизни. Его широкой натуре слишком тесно в этой среде. Смутные детские воспоминания, усиленные инстинктивной тягой к родной земле, заставляют мцыри совершить настоящий подвиг.

Дерзкий и смелый побег мцыри внешне закончился безрезультатно. Но за три дня на воле он прожил целую жизнь, которой его лишил русский плен и заключение в монастырь. Огромную ценность представляет духовное значение поступка мцыри. Умирая, он ни о чем не сожалеет, потому что познал сладкий вкус свободы.

6. Проблематика . Лермонтов с большим уважением относился к кавказским обычаям и традициям. Вопреки общественному мнению, считающему горцев дикарями и разбойниками, поэт видел в них людей, которые смогли сохранить в себе естественное стремление к свободе. Цивилизованное общество накладывает на себя огромное количество правил и ограничений и объявляет их высшим достижением человечества.

Полную противоположность такому обществу представляют собой народы Кавказа. Ребенок с молоком матери впитывает в себя вольный и независимый дух. Чтобы духовно покорить пленного ребенка, его помещают в монастырь. Но наложенные "цепи" только усиливают тягу мальчика к свободе. В пылком монологе умирающего мцыри раскрывается еще одна проблема. Как правило, люди принимают постриг добровольно и в зрелом возрасте. Они успели пожить "в миру", испытали радость, почувствовали любовь, терпели страдания.

Главный герой справедливо упрекает старого монаха в том, что он уже отвык от желаний. Мальчик был заключен в монастырь в очень раннем возрасте. Его насильно лишили всего богатства окружающего мира, о котором он может судить только по неясным воспоминаниям и редким разговорам между монахами. В отчаянии мцыри восклицает, что он не только не знал отца и матери, но даже "не находил... могил" своих близких.

Мцыри решается на побег под влиянием зова своего сердца. Первое время на свободе он чувствует себя в своей родной стихии. Беглец с жадностью наблюдает и ощущает невероятное разнообразие цветов, звуков, и запахов, представляющих собой резкий контраст унылой монастырской жизни. Но первой опьянение свободой сменяется серьезной проблемой: мцыри совершенно незнаком этот необъятный мир. Он не может найти дорогу в родную землю.

Последним триумфом беглеца становится его жестокая схватка с барсом. Лермонтов использовал кавказский фольклор при написании этой сцены. Мцыри одерживает победу над диким зверем, но получает тяжелые раны. Выбившись из сил, он случайно добредает до монастыря. Неудачный побег и смерть главного героя отражают изменение взглядов Лермонтова в поздний период творчества. Обстоятельства собственной жизни и состояние общества в период николаевской реакции приводят поэта к разочарованию в юношеских идеалах.

Под конец жизни Лермонтов приходит к мысли, что героическая личность обречена на одиночество и непонимание, что, скорее всего, приведет ее к бессмысленной и бесполезной гибели. Мцыри был рожден для великих дел, но у него не было возможности достойно применить свои силы. Побег и схватка с барсом показывают, какая сила воли скрывалась в обычном кавказском ребенке.

7. Герои . Главный герой - умирающий рассказчик Мцыри.

8. Сюжет и композиция . Как уже было замечено, в основе сюжета лежит рассказ старого монаха. Но в действительности беглец выжил и смирился. Такой бесславный конец не устраивал Лермонтова, поэтому он не описывает дальнейшую судьбу мцыри. В начале упоминается "старик седой", но непонятно, кого имеет в виду

9. Чему учит автор? Несмотря на разочарование последних лет жизни, Лермонтов был убежден, что каждый человек должен стремиться к свободе. Сильные независимые личности являются главным двигателем истории. Чаще всего они будут подвергаться насмешкам и оскорблениям глупой толпы, но когда-нибудь потомки по достоинству оценят их самоотверженную жизнь.

Поэма - один из центральных жанров в творчестве М. Ю. Лермонтова. За свою жизнь великий поэт соз­дал около тридцати поэм. Одна из лучших - поэма «Мцыри» . Это плод деятельной и напряженной твор­ческой работы М. Ю. Лермонтова.

В основу поэмы, согласно мнению многих литера­туроведов, свободолюбивый лирик положил историю, которая не являлась редкостью для тех времен. Рус­ский генерал везет с Кавказа плененного мальчика, который по пути заболевает, и генерал оставляет его в монастыре, где и проходит оставшаяся жизнь несча­стного пленника. Этот сюжет был духовно близок по­эту-романтику. Да и замысел написать о семнадцати­летнем монахе, оторванном от родины, зрел у М. Ю. Лермонтова давно.

Поначалу поэт хотел назвать свое произведение «Бэри», что в переводе с грузинского означает «мо­нах». Однако Лермонтову было важно поставить в центр поэмы человека, не чуждого мирским радостям и жаждущего жизненных волнений, поэтому от пер­воначального названия он отказался и выбрал дру­гое - «Мцыри», что означает «неслужащий монах». Герой поэмы шестилетним мальчиком попадает на чужбину и остается в монастыре, где его из жалости приютил послушник. Поначалу он не идет на контакт с иноком и протестует, как умеет, против своего поло­жения: отказывается от пищи, ведет себя гордо. Тем не менее со временем он привыкает ко всему и даже забывает родной язык.

Исчезновение Мцыри становится для обитателей монастыря настоящей загадкой. Чтобы объяснить по­ведение героя, автор предоставляет вниманию читате­ля его исповедь. В исповеди Мцыри говорит о тоске, которая, как червь, грызла его все эти годы. Не зная слов «отец» и «мать», герой стремился найти хоть ко­го-то из близких и прижаться к их груди. Он также мечтал о жизни, полной тревог и страстей. За одну та­кую жизнь он готов был отдать две жизни в монастыре и за такой жизнью отправился, совершив побег. Дни побега стали истинной жизнью для Мцыри, истин­ным счастьем.

В поэме «Мцыри» автор воплощает патриотиче­скую идею. Не случайно в первоначальном эпиграфе к произведению говорилось, что у человека только одно отечество. Названная идея сочетается в поэме с идеей свободы. Обе идеи сливаются в одну, но «пламенную страсть» героя. Любовь к родине и жажда воли - при­чины побега Мцыри. Монастырь для него - тюрьма. Привычные кельи душны и отвратительны. Мцыри руководит желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы».

Герой готов сражаться за родину, и Лермонтов с симпатией воспевает воинственные мечты Мцыри. В снах являются Мцыри сражения, где он победитель. Мечты зовут его в «чудный мир тревог и битв». Тоскуя о родине, юноша говорит, что мог бы быть «в краю от­цов не из последних удальцов».

Мцыри - герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, “просит бури”, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року: Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Ему свойст­венна сила духа и суровая сдержанность, он сильный человек. «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда», - говорит он о себе.

Огромным эмоциональным потрясением становит­ся для Мцыри встреча с красавицей-грузинкой. Образ темноокой смуглянки живо тронул его сердце, не знавшее еще любви. Однако юноша, побеждая нахлы­нувшие чувства, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы, к которой он стремится.

Героя, бежавшего из монастыря, поражают и чу­десные пейзажи, великолепные просторы, которые открываются ему, истосковавшемуся по свободе. С упоением говорит он о пышных полях, о холмах, по­крытых венцом, о деревьях, «разросшихся кругом», о грудах темных скал, о горных хребтах, о «седом не­зыблемом Кавказе».

Нарисованный Лермонтовым пейзаж служит пре­красным средством раскрытия образа героя. Бывший монастырский узник чувствует свою близость с при­родой.

В схватке с барсом открывается вся мощь сильного характера Мцыри. Он выходит победителем из по­единка с могучим зверем. Смерть не страшна для Мцыри. Истинная гибель для него - возвращение в монастырь.

Огромное разочарование настигает героя, когда, заблудившись, он вновь оказывается у стен монасты­ря, от которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри силы духа. Он не раскаивается в содеянном, и за несколько минут воли по-прежнему готов отдать «рай и вечность». Побежденный волей обстоятельств юноша духовно не сломлен. Он заставляет восхищаться своей муже­ственностью, цельностью характера.

Но самой большой любовью для Мцыри была та “одна- но пламенная страсть”, что “изгрызла душу и сожгла”, - любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины: Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет, Пришлет с прохладным ветерком...

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри!» - писал В. Г. Бе­линский. Белинский также считал, что Мцыри - лю­бимый идеал поэта, «отражение в поэзии тени его соб­ственной личности». Данные слова авторитетного критика позволяют утверждать, что поэма «Мцы­ри» - одна из вершин художественного наследия Лермонтова.

**Огромное значение в раскрытие образа одинокого, страдающего и свободного Мцыри имеет романтический пейзаж. Он вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения. Самостоятельной ценности он не несет, он почти никогда не является просто объективно-реальным изображением природы, тем более в произведении романтическом, где он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма – то есть уподобления внутреннего состояния человека живой природе. Иными словами, для романтиков природа – это своеобразный способ видения и изображения мира.

Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.

Природа у Лермонтова – это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя.

От предельно скупых набросков пейзажа монастыря Лермонтов переходит к воплощению свободы – природе леса, он описывает необыкновенное, демоническое буйство звуков и красок.

Один из кульминационных моментов поэмы – встреча героя с барсом. В ней автор показывает полное единение Мцыри с природой. Описание битвы идеально гармонирует с пейзажем, мир как бы застыл под луной, наблюдая за сражением; сказочная поляна в лесу является ареной для схватки романтического героя со зверем, воплощением самой природы.

Но не менее интересны и другие описания. В самом начале поэмы автор устами Мцыри делает необыкновенно точные зарисовки пейзажей, которыми несчастный юноша успел насладиться за три короткие дня пребывания на воле. И здесь широко использован прием олицетворения: деревья, обнявшись, как братья, пляшут круговую пляску, два утеса над рекой мечтают соединиться друг с другом, их желание так понятно бывшему затворнику: они тоже жаждут свободы, как жаждал он, томясь в своей тюрьме, объединиться с природой. Здесь появляется мысль о том, что мечта Мцыри тоже не осуществится до конца.

Обилием различных образов и комбинаций пейзажей Лермонтов достигает полного раскрытия образа главного героя. Как и в любом романтическом произведении, в этой поэме пейзажи формируют образ героя, заставляя его играть всеми возможными оттенками чувств. Вообще же можно говорить о том, что пейзаж в “Мцыри” представляет собой типичный образец романтического пейзажа, со всеми его функциями, особенностями и характерными чертами, что, безусловно, свидетельствует о чистоте стиля произведения.

Белинский о поэме

Несмотря на незрелость идеи и некоторую натянутость в содержании "Мцыри", - подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму. <...>

Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы. А между тем, какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мраки ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа. Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта...