Тема: Текст. Предложение.

Цель: Дать понятия текста и предложения, закрепить на практическом материале.

Задачи:

  • Учить детей определять границы предложения.
  • Уточнить правило написания предложения.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  • Развивать артикуляционный аппарат для повышения чёткости произношения.
  • Развивать внимание, память.
  • Воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

Оборудование: презентация «Текст. Предложение.»



Ход занятия

I. Орг. момент и артикуляционная гимнастика (разучивание 3-5 упражнений) (слайд 2)

II. Объяснение нового материала. (слайд 3)

Помогать нам учиться читать и писать будет Вовочка. Вовочка делал уроки, но он не знал, что такое текст и предложение.
- Текст… Предложение… - бормотал Вовочка
- Что это ты такое говоришь? - спросил Кот.
- Сейчас я вам всё объясню. Послушайте, какие красивые слова: текст… предложение… Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы. (слайд 4)
Дети рассматривают картинку

Кот: - Какое время года изображено на картинке?

Какой был день?
- Куда пришёл волк?
- Кого он увидел в домике?
- Что волк стал делать?
- Что мы составили? - Рассказ.
- Рассказ по-другому можно назвать текстом, текст - это и рассказ, и сказка, и стихотворение.
- Давайте хором повторим это слово:
- Текст.
- Что каждый из вас произносил, отвечая на вопросы?
- …
- Можно ли каждый ваш ответ назвать рассказом-текстом?
-…
- Каждый из вас произносил лишь часть текста, которая называется предложением. (слайд 5)
- Чтобы вы лучше запомнили эти слова, на помощь мне придёт старинная знакомая. Догадайтесь, кто?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна подружка.
(матрёшка) (щелчок мышью)
- Матрёшка похожа с текстом тем, что она состоит из других матрёшек, спрятанных внутри неё. И текст тоже содержит внутри себя другие составляющие, части. (Появляется матрёшка- текст и предложение) (слайд 6)

Физминутка.

Игра текст-предложение (слайд 7)
- Если я скажу «текст» - широко разводите руки в стороны, если скажу «предложение» - подпрыгните на месте.
Как же нам узнать, сколько частей - предложений в тексте?
- …
- Это можно узнать по маленьким остановкам - паузам. Они делаются там, где заканчивается одно предложение и начинается другое.

Чтобы вы могли рассказать историю про волка и семеро козлят своим родителям, давайте её запишем, но не буквами. Писать вы ещё не умеете, поэтому каждое предложение вы будете обозначать уголком с точкой вместо паузы. (Правило написания предложения: Заглавная буква в начале, точка в конце.)

Открываем рабочие тетради. А теперь вместе со мной начинаем работать. Давайте выучит правило. Текст- это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Я повторяю текст, а вы считаете, сколько пауз-остановок услышите… (слайд 8)

Теперь нарисуйте столько уголков, сколько предложений вы насчитали.
Работа ведётся параллельно учителем на доске и детьми в рабочих тетрадях.
Итог. (слайд 9)
- Из чего состоит текст?
- Как определить, что предложение закончилось в устной, разговорной речи?
- Как на письме определить, что предложение закончилось?
- А как определить, что началось новое предложение?

Тема. Предложение. Слово

Задачи: формировать у детей понятие о предложении и слове. Учить детей различать понятия «слово» и «предложение», формировать умение строить предложения по опорным словам, правильно согласовывать в числе глагол с именем существительным.

Ход занятия.

    Вводная часть

    Активизировать психическую деятельность

    Создать положительный эмоциональный настрой

Кинезиологические упражнения (рисование в воздухе фигур)

II . Основная часть

2.1Повторение материала предыдущего занятия.
Задание: определите, где текст, а где предложения.

Муравей.

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.

В густых ветвях мы увидели белочку. Грузовик мчался по пыльной дороге. На пестром лугу красовались маки. Дикие гуси собирались в большие стаи.

Из чего состоит текст? (из предложений)

Из чего состоит предложение? (из слов)

2.2 формирование новых знаний Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

| Учитель называет два слова ветер, дуть, зима, холодный и спрашивает учеников: Что я назвала? (слова или предложение)

Затем называет предложение Зимой часто дуют холодные ветры.

Что я назвал а? (Предложение.) Как вы догадались, что в первом случае я называла слова, а во втором - предложен и е? (В первом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором - слова подружились и стали жить в согласии)

Учитель. Прослушайте слова и предложения, поднимите карточку предложение это или слово

Куры, клевать; На плите кипит молоко; Птицы, улетать; Поезд, приближаться; Моросит мелкий дождь; Солнце ярко светит; Тучи, надвигаться. Желтеть, листья; Конь скачет по дороге; В воздухе кружатся снежинки; Болеть, голова. бабушка; Поднялась пыль.

Физминутка

Составить предложения (коллективная работа).Записать в тетрадь.

Вова, кашу, утром, ест, рисовую

Проехала, дома, мимо, машина

Сказку, бабушке, читает, Оля.

2.3.Самостоятельная работа

В тексте «Муравей» поставьте точки, т.е разбейте на предложения

Муравей.

Муравей нашел большое зерно он не мог тащить его один муравей позвал на помощь товарищей вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.

3. Заключительная часть

Что получилось, а что не удалось

20.11.2015 8690 877 Акамова Татьяна Кенисовна

Тема: Предложение. Слово. Дифференциация понятий.

Цель:

1. Формировать знания о предложении как единице речи, вспомнить правила о предложении.

2. Дифференцировать понятия «предложение» и «слово», научить различать набор слов и предложение, самостоятельно составлять предложение из слов.

3. развитие лексики по теме «Осень»

4. Развитие внимания, памяти, мышления, связной речи.

Оборудование: индивидуальные комплекты карточек со словами.

Ход занятия.

I. Орг.момент. - Какое сейчас наступило время года? Как мы об этом узнали? Вспомним признаки осени.

II. Уточнение знаний о речи, предложении, слове.

1. - Для чего нужна человеку речь? Какая бывает речь? (устная и письменная) Чем отличается письменная речь от устной?

Все, что мы с вами говорим, это наша речь. А из чего состоит наша речь? Вы считаете, из слов? Если скажем слово «книга», нам понятно о чем хотели сказать? Мы назвали предмет, но ничего о нем не сказали. А вот так: «Книга лежит на столе». Стало ясно? Что я произнесла? (предложение)

Послушайте, что я вам скажу: стул, села. Мы так говорим? Конечно, нет. Значит, наша речь состоит не совсем из слов, а из… предложений.

А что такое предложение? Вот послушайте, что я скажу. Кошка, на, окно, стена, пол. Это предложение? Кошка села на окошко. А это - предложение?

Вывод. Предложение – это законченная мысль.

2. Повторение правил о предложении.

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

III. Дифференциация понятий «слово», «предложение»

– Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Если вы услышите предложение поднимите флажок (карточку) синего цвета, а если это просто набор слов – красный флажок.

Желтый красный листья дерево

На ветках дерева желтые и красные листья.

Зоопарк зебра жираф звери.

В зоопарке мы видели жирафа.

Птицы собрались улетать на…

Птицы собрались улетать на юг.

Физминутка.

Игра «Найди свой листок»

Каждый ребенок получает листочек (дубовый, кленовый, березовый). Дети рассматривают свои листья, запоминают их цвет и форму. Логопед берет бубен и стучит в него, дети кружатся со своими листиками. Вдруг «подул ветер» (бубен зазвенел), дети, бросая листья, бегают по кругу. Затем бубен вновь застучал, и по этому звуковому сигналу каждый ребенок должен отыскать свой листок.

Дыхательные упражнения.

Дети, следуя указаниям логопеда, дуют на свои листики (не надувая щек), изображая при этом то

«слабый ветерок», то «сильный ветер», то «ветер, колышущий листья».

IV. Работа с деформированным предложением. (Задание на индивидуальных карточках.)

Откройте конверты. Что у вас на карточках? (Слова)

Вам нужно из этих слов составить предложение.

Стало, реже, солнце, светить.

Красный, желтый, цвет, деревья, окрасились, в.

Чаще, дождь, идет. Стаями, птицы, собираются, готовятся, и перелету, к.

Звери, лесные, зиме, к, готовятся.

У кого какое предложение получилось? Запомните его.

V. Запись предложений, работа с текстом.

1.Вспомним правила о предложении.

Как пишутся слова в предложении? Слитно или отдельно друг от друга?

А как пишутся «маленькие слова» – предлоги? Тоже отдельно от других слов.

Что ставим в конце?

С какой буквы начинаем писать первое слово?

2.- Запишем составленные предложения по памяти. (оставим одну строчку свободной)

3. Связаны ли эти предложения по смыслу? Да, значит, у нас получился текст. О чем в нем говорится? Какие признаки осени описаны? Что происходит в природе осенью? Как назовем наш текст? Запишите название в той строчке, которая у нас осталась свободной. Это название текста.

Пальчиковая гимнастика.

Дождь. Град. Солнце. (стучат по парте подушечками, пальцев (дождь идет), затем костяшками (град пошел), затем сцепив руки в замок, поднимают и опускаю пальцы (солнышко сияет).

3. Пересказ текста.

VII. Итог. - О чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии?

Из чего состоит наша речь? - Что такое предложение?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Наталия Чернышова
Открытое занятие по обучению грамоте «Предложение» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ № 5 .

Тема. Предложение . Схематическое обозначение токи.

Цель : дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения ; познакомить с разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении .

Оборудование : предметные картинки , игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)

Мишутка и Буратино приготовили для вас сюрприз.

Послушайте : теремок, сюрприз,шла, ворота, отворись.

Вы поняли, что хотели рассказать Мишутка и Буратино? Почему?

А сейчас мой сюрприз :

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок.

Шла лягушка из болота,

Видит : заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

О ём я вам рассказала?

Почему вы меня поняли? Верно. Мы все понимаем нашу речь.

А из чего состоит наша речь?

Из слов? Но вот Мишутка и Буратино говорили слова, а вы не поняли их.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение с элементами беседы.

Нам пришло два письма от Сороки и Дятла. Послушайте первое :

«Здравствуйте дорогие \ дети из лесу \ шлём вам привет мы живём \ хорошо сушит грибы \ белочка наедается мёда \ медведь летает по ночам \ сова до свидания».

Странное письмо. Вы поняли, о чём оно?

Я прочту письмо Дятла : «Здравствуйте, дорогие дети. Из лесу шлём вам привет. Мы живём хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается мёда медведь. Летает по ночам сова. До свидания».

Теперь вы поняли, о чём письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письо Дятла? Почему вы его поняли? Какую мысль мы будем называть предложением ?

3. Работа с наглядностью.

(игрушка зайца)

Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначаем это слово?

Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце .

Как вы думаете из чего состоит предложение ? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов – предметов ? Положите карточку – схему перед собой какое второе слово в этом предложении . Сколько слов в этом предложении ? Чтобы показать, что предложение закончено , на письме принято ставить разделительный знак – точку. Вот что у вас получилось. (показ на доске) .

Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх. (показ на доске) .

Общее представление о предложении . Предложения состоят из слов . В предложении может быть одно и более слов. Для составления предложения следует назвать какой-либо предмет и сказать , что он делает или какой он, или кто он. Предложения можно записывать схематически (с помощью карточек - схем, обозначать в нём начало и конец.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы становимся все выше,

достаем руками крыши.

Раз, два, поднялись,

три, четыре, руки вниз,

пять, шесть, повернитесь,

семь, восемь, улыбнитесь,

девять, десять не зевайте,

физминутку продолжайте.

Два хлопка перед собой,

два хлопка над головой,

две руки за спину спрячем

и на двух ногах поскачем.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре руки шире

Пять, шесть – тихо сесть.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

М е д в е ж о н о к помогает.

1. Игра «Добавь нужное слово» .

Воспитатель произносит предложение не полностью , а только частично. Ребёнок добавляет нужное слово, чтобы закончить его.

Например : Светит ярко. (солнце) . Птицы (поют)

2. Ига : «Сосчитай сколько слов в предложении » .

Взрослый произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении .

Например : Мишка ест мёд. (3-слова)

3. Игра «Придумай предложение по картинке » .

Ребёнок сам придумывает предложение , а взрослый считает сколько слов в нём. Если ребёнок справляется с заданием, переходите к играм с карточками – схемами. Учите ребёнка выкладывать предложение схематически .

Например : предложите выложить из чёрточек предложение (ПТИЦЫ ПОЮТ.)

Первое слово птицы. Это слово отвечает на вопрос кто? это слово-предмет , обозначим его схемой из одной прямой линии.

Начало предложения всегда обозначаем вертикальной палочкой.

Второе слово поют. Это слово –действие. Его обозначим двумя прямыми линиями.

В конце предложения ставим точку . Только после точки можно писать новое предложение . Обратите внимание : сколько в предложении слов , столько в нём и чёрточек. Затем проверьте правильно ли вы записали предложение . Проговорите его ещё раз, водя пальцем по соответствующему слову.

5 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

РАБОТА У ДОСКИ

Я буду называть предложение , а вы – выкладывать карточки- схемы. Один человек выполняет задание у доски –записывает схематически предложение . Чтобы правильно выполнить это задание, к слову нужно поставить вопрос.

6. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : формирование навыка сознательного конструирования предложений и правильного употребления их в речи.

  • закреплять навыки языкового анализа и синтеза;
  • учить устанавливать логические связи между словами внутри предложения;
  • тренировать в грамматическом оформлении предложений;
  • совершенствование словарного запаса;

Оборудование: ноутбук, видеопроектор, экран, карточки с речевым материалом.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече и думаю, что она будет интересной и полезной.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня занятие у нас необычное, я предлагаю вам провести исследование и ответить на вопрос: “Зачем нам надо уметь составлять предложение?” И помогут на гости, угадайте загадку:

Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички!
И живут семьёй одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той ещё сестра меньшая.
Доберёшься ты до крошки,
Эти девицы... (матрёшки)

Правильно, ребята. Расскажите, что вы знаете про матрёшку.

(Дети делятся своими знаниями)

Действительно матрёшек несколько, самая большая вмещает в себя подобные ей куклы меньшего размера. Название произошло от старинного женского имени Матрёна.

Теперь эта игрушка превратилась в традиционный русский сувенир.(слайд 2)

Задание от первой матрёшки. Сравнить надписи:

  • Матрёшка
  • Матрёшка стоит на столе.

Есть ли среди этих надписей предложение? Докажите. (первая надпись называет предмет – это слово, вторая надпись – предложение, так как что-то сообщает)

Сделаем вывод: предложение выражает законченную мысль.

Продолжите предложение: Матрёшка – это....

(учащиеся устно составляют предложение)

3. Интонационная работа над предложением.

Ребята, вторая матрёшка просит ей помочь, она не может прочитать что здесь написано (слайд 3)

Укрошкиматрёшкипропалисерёжки.

Как вы думаете, что надо сделать? (надо разделить на слова )

У крошки матрёшки пропали серёжки.

Правильно и что у нас получилось? (получилось предложение )

Сделаем вывод: предложение состоит из слов. Слова в предложении пишутся раздельно. Первое слово – с большой буквы, в конце ставим точку.

А если в конце предложения поставим знак вопроса, прочитайте. (У нас получилось, что мы спрашиваем).

Теперь в конце предложения поставим другой знак. (он называется восклицание)

Прочитайте. (У нас получилось возмущение)

Сделаем вывод: предложения произносятся с разной интонацией, на письме – это точка, вопросительный или восклицательный знак.

4. Гимнастика для глаз.

Ребята, нашим глазам нужен отдых.

Подойдите к окну и зажмурьте глаза. Откройте глаза, посмотрите в окно, полюбуйтесь синевой неба.Закройте глаза сделайте глубокий вдох носом, на выдохе –откройте глаза и садитесь на свои места.

5. Составление предложений из слов.

Следующая матрёшка решила сама составить предложения и вот что получилось (слайд 4)

Солнца, молодой, освещали, лесок, лучи;

Ребята, можно ли это назвать предложением? (это набор слов)

Из этих слов составим предложение и запишем его.

Проверяем: Лучи солнца освещали молодой лесок.

Сделаем вывод: в предложении слова должны стоять в определённом порядке.

Может следующее получилось предложение (слайд 5)

На, лесной, туристы, озера, расположились, берег;

(Это набор слов)

Составьте предложение, с какими трудностями вы столкнулись? (в некоторых словах изменили окончание)

Зачем надо было изменить в словах окончание? (чтобы слова были связаны по смыслу)

Проверяем и записываем в тетрадь.

Туристы расположились на берегу лесного озера.

Сделаем вывод: предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.

6. Динамическая пауза.

7. Тренировка в определении границ предложения.

Самая маленькая матрёшка решила написать письмо (приложение 1)

Я вам его прочитаю.

Что вам не понравилось в моём чтении? (Вы не делали пауз)

Правильно, матрёшка не указала границы предложений и мы ей в этом поможем.

Не забываем, первое слово в предложении пишем с большой буквы.

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно)

Давайте проверим (слайд 6)

Прочитайте четвёртое предложение. Почему так прочитали?

Прочитайте последнее предложение. Объясните, почему так прочитали.

Ребята, можем ли мы ответить на вопрос, который поставили в начале занятия?

Помогли ли нам матрёшки узнать почему необходимо уметь составлять предложение?

Докажите.

  • Назовите задания, которые вызвали затруднения.
  • Какие задания вызвали наибольший интерес?

9. Рефлексия.

Ребята, достаньте из конвертов картинки.

  • Если занятие показалось вам скучным, неинтересным – возьмите тучку.
  • Если занятие было для вас полезным и понятным пусть в ваших руках засияет солнышко.

Наше занятие закончилось, спасибо.

Информационные ресурсы.

Картинки с изображениями