Галина Поломошнова

Конспект занятия «Звук [Ж]»

Программные задачи

Образовательная

1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж];

2) развитие фонематического слуха: выделение звука[ Ж] на слух среди слогов и слов;

3) расширение функции языкового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги, определение места звука Ж в слове;

4) закрепление обозначения звука Ж символами;

5) уточнение лексического значения слов «пиджак», «жакет», «джемпер», «пижама», «жилет»; закрепление употребления в речи сущ. в Р. П. и Тв. П.

Развивающая

1) обучение детей отгадывать загадки и понимать их скрытый смысл;

2) умение координировать речь с движением;

3) совершенствование психофизических функций: внимания и памяти;

4) развитие речевого дыхание, умение вырабатывать длительную воздушную струю.

Воспитательная

1) воспитание у детей речевого и слухового внимания.

Оборудование: игрушка БОЖЬЯ КОРОВКА, схема для характеристики звуков, «весёлые» язычки, карточки для определения места звука в слове, пирамидка с карманчиками, коробочка, картинки: жук, жаба, ножи, лыжи, пиджак, журнал, одежда, художник, журавли, медвежата, собачка, дом, тюльпан, утюг, рисунок пиджака и жилета, рукавов и воротника.

Ход занятия:

1. Орг. момент отгадывание детьми изучаемого звука [Ж] по чистоговорке.

Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.

Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)

Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)

Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)

Же-же-же спят ежата e. (же)

Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)

Логопед: «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук [Ж])

2. Произнесение звука [Ж]

Логопед: «Когда мы произносим звук [Ж], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».

Произнесите звук [Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж]

Логопед: «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)

«Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят [ж-ж-ж-ж-ж], а логопед следит за артикуляцией)

«Молодцы, ребята, Божьей Коровке понравилось, как вы разговариваете на языке жуков, но она ничего не знает о звуке [Ж]. какой он? Давайте ей расскажем».

3. Характеристика звука [Ж] по схеме «Речецветик»

Логопед: «Произнесите ещё раз звук [Ж] и подумайте, язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?

? – Звук [Ж] гласный или согласный?

? – Звонкий или глухой? Почему?» (Дети дают ответ: [Ж] – согласный звук, т. к. воздух встречает преграду на пути: язык, зубы, губы. [Ж] произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)

? – Какие ещё звонкие согласные звуки вы знаете? (Дети называют изученные звонкие согласные)

4. Выделение звука [Ж] на слух из слогов и слов

Логопед: «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке [Ж]. А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук [Ж] в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой

длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук [Ж] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Ж]!»

Среди слогов:

Среди слов:

Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка

Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша

5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)

Логопед: «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук [Ж], но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком [ Ж] и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова)»

( Дети называют картинки, определяют, есть ли в их названии звук [Ж] и ставят их на фланелеграф).

Логопед: «Молодцы, вы правильно определили слова. Давайте ещё раз их назовём, а Божья Коровка поиграет с вами в игру «День--ночь». Я скажу «ночь», вы закроете глаза, а Божья Коровка спрячет какую-то картинку. Я скажу «день», вы откроете глаза и назовёте картинку, которой не хватает».

Дети проигрывают и второй вариант игры: логопед переставляет картинки местами, а дети говорят, что изменилось.

6. Физкультминутка

Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,

Я здесь живу ритмично переступая ногами.

Я всё жужжу, жужжу Руки --рупором, «пожужжать».

Жужжу: ж-ж-ж-ж.

Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,

И кружу… ладони на груди.

Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.

И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.

Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать».

Жужжу: ж-ж-ж…

7. Игра «Пирамида» (определение количества слогов в слове)

Логопед: «У меня есть пирамидка, но она поломана, её нужно построить. Пирамидка состоит из 4-х полосок: внизу 4 квадрата для 4-хсложных слов, выше – для 3-хсложных слов 3 квадрата, ещё выше – для 2-хсложных 2 квадрата, а наверху для односложных слов 1 квадрат. Заполните пирамидку картинками и скажите из скольких слогов состоят слова» (Дети, используя картинки из задания №5, отхлопывают количество слогов в каждом слове и определяют место картинки на пирамидке).


8. «Догадайся сам, загадай своим друзьям» (загадки)

1) Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

2) Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)

(Дети отгадывают загадки и делают звуковой анализ слов-отгадок)


9. «Бабушкина игра»

Логопед: «Ребята, пока мы с вами отгадывали загадки, божья коровка улетела загадать их своим деткам, а нам оставила 100 рублей и сказала:

Что хотите покупайте, но наряды выбирайте лишь со звуком [Ж] в названии… Приготовились. Внимание!

Отвечайте полными предложениями»

? – Вы купите платье или пижаму?

? – Вы выберите пиджак или плащ?

? – Вам понравился джемпер или свитер?

? – Вы остановите свой выбор на жакете или пальто?

? – Вам по размеру рубашка или жилет?

? – Пуговицы на пиджаке будут оранжевые или красные?


Обувь тоже выберем со звуком [Ж] в названии. Выбирайте: боты, туфельки, босоножечки, тапочки, сапожочки.

? – Бижутерию будем покупать?

(Логопед ещё раз вместе с детьми называет все слова со звуком [Ж] из этой игры и уточняет их лексическое значение).

Пиджак – часть мужского костюма – куртка с отложным воротником и застёгивающимися полами.

Пижама – спальный, домашний или больничный костюм, состоящий из куртки и брюк.

Жакет – короткая верхняя одежда, преимущественно женская.

Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов.

Джемпер – вязаная кофта, надевающаяся через голову.)

Логопед: «Ответьте, что без чего?»

Джемпер без… (пуговиц)

Жилет без (рукавов и воротника)

Пиджак с чем?

Пиджак с … (пуговицами, рукавами и воротником)

10. Итог занятия

? – Какой звук мы сегодня изучали?

? – Можно его спеть?

? – Какие слова со звуком [Ж] вы знаете?

Литература

1. Ожегов С. И. «Словарь русского языка» М. «Русский язык», 1986

2. Успенская Л. П., Успенский М. Б. «Учитесь правильно говорить», М. «Просвещение», 1993

3. Лопухина И. «Логопедия»(Упражнения для развития речи)С. -П. «Дельта», 1997

БУКВА Ж.ЗВУК Ж.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН

«Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

- автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания;

Развитие тонких движений пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии;

Умение слушать сверстников и логопеда;

Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,

Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж,

Ход занятия

Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,

Буква Ж, буква Ж в гости зазывала

Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т.д.)

Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся?

Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

Как должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Какой он?

Согласный, твердый, звонкий.

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж - звонкий.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

Нет, мы видим и пишем буквы.

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

Вместе с детьми произносим стихотворение:

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из воска вылепим букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)

А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу - молока дадим…(ежу).

Жа-жа-жа - сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же - живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи - в море плавают…(моржи).

6. Логопедическая зарядка

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1,2,3,4,5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Ежик низко приседает, (приседаем)

И по камушкам шагает, (шагаем)

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)

7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -ок и увеличительными -ище.

К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.

Я буду говорить:

У человека -комар, а вы отвечаете у гнома - комарик, а у великана - комарище.

9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.

А сейчас мы с вами порыбачим:

Много разной рыбы плавает в пруду.

Рыжик кот поймает на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовите.

В слове быстро Ж найдите.

В разные ведерки рыбки положите.

Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.

Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

А в чем были трудности?

Сегодня все хорошо работали на занятии и я вам дарю буковки, которые вы слепили.

Стихи про Букву Ж

***
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж -Ж - Ж -Ж -Ж - Ж - Ж!

***
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

***
Жизнь, жвачка, слово ждать,
Ж вам тоже надо знать,
Женя, Жанна, лужа,
С - ж, зимою, стужа.

***
Жук на листике сидит,
Он по-своему жужжит,
Он гостей к себе зовёт,
Показать, как Ж, поёт.

***
Жук давно желал жениться,
Без жены жить не годится.
Взял бы жужелицу в дом,
И жужжали бы вдвоём.

***
Над дорогой Жук Жужжит,
Жеребеночек бежит,
А Жираф в Жакете ярком
Пропыхтел: - Сегодня Жарко!
И Жонглирует бобер
Желудями как Жонглер!

***
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.

***
Встретил в чаще ёж ежа:
Как погода, ёж?
Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Загадка про Букву Ж
***
Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже -
Превратились в букву… (Ж)

Мария Семибокова
Конспект логопедического занятия «Звук [Ж]. Буква Ж»

Задачи.

Образовательные:.

Знакомить с буквой Ж.

Закреплять навыки печатания и чтения;

Расширять запас слов лексического словаря;

Формировать навыки словоизменения.

Коррекционно-оздоровительные:

Формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;

Развивать общую и мелкую моторику;

Автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Совершенствовать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;

Воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;

Воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;

Воспитывать усидчивость;

Оборудование: машинка Молния Маквин, символы твердого звука, пластилин, касса букв и слогов, тетради, ручки, карточки для чтения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, к нам в гости на занятия приехал знаменитый гонщик Молния Маквин. Он приехал рассказать стишок. Послушаем.

Про кого рассказал нам Молния Маквин?

Какой первый звук мы слышим в слове жук?

2. Объявление темы занятия.

Произнесите звук Ж.

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко поет

Вспомните характеристику звука Ж.

3. Игра “Светофор”.

Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку, символ звука Ж:

занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка,

оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза,частушки, снежинки.

А теперь в стихотворении:

Жук – жучок

Отвечал урок.

Вместо слов: «Журчит ручей»

Написал: «»Жучей жужжит»

4. Знакомство с буквой Ж.

Какой буквой жук обозначал звук Ж?

Стала снежинка буквой Ж.

Солнце ее не растопит уже.

На что похожа буква Ж?

Лепка из пластилина буквы Ж.

Какого цвета буква Ж?

5. Физкультурная минутка: «Жук»:

На лужайке, на ромашке.

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь

И тихонько наклоняюсь.

Раз, два, три, четыре, пять закружился жук опять.

6. Работа с кассой букв.

Составление, преобразование слогов: жа – лужа – лужи.

Откройте кассу букв и слогов. Найдите букву Ж и положите ее перед собой. Найдите букву А и положите ее справа от буквы Ж. прочитайте, что получилось.

Теперь найдите и положите букву У слева от буквы Ж. Прочитайте что получилось.

Теперь превратите слог ужа в слово лужа. Что нужно делать? Прочитайте слово.

Сколько букв в слове?

Сколько звуков?

Назовите согласные звуки, гласные звуки.

Сколько слогов в этом слове?

Теперь измените слово так, чтобы получилось слово лужи.

Какой звук слышите в конце слова лужи? Вы слышите ы, а писать будем и. Запомните правило: Жи пиши с буквой И.

7. Печатание букв Жж, слов в тетрадях: жук, лужи.

8. Игра “Скажи ласково”

Сапог – сапожок, пирог –, круг –, флаг –, утюг –, луг –, друг –, стог –, берег – ,творог -, снег - ….

9. Чтение слогов по карточкам.

10. Составление предложений со словом, в котором есть звук Ж.

Ребята, вспомните слова, в которых есть звук Ж и придумайте с этим словом предложение.

11. Разгадывание головоломки.

12. Итог занятия. Анализ деятельности детей.

Публикации по теме:

«Звук [У] и буква У». Конспект логопедического занятия в 1 классе Тема: Звук и буква У. 1 класс Цель: знакомство со звуком и образом буквы А. Задачи: 1. Развивать звуко-буквенного анализа слов. 2. Активизировать.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Щ] и буква Щ» Цели: закрепление правильного произношения звука; выделение звука и определение позиции звука в слове; упражнение в употреблении увеличительных.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ФФН «Перелетные птицы. Звук [Ч], буква Ч» Перелетные птицы, звук и буква Ч Цели:1 Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Знакомство с особенностями.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в подготовительной группе «Звук [ц]. Буква Ц» Программное содержание:Закрепить навык правильного произношения звука [ц]; научить определять позицию звука [ц] в словах;познакомить с буквой.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Р] и буква «Р» Цели занятия: 1. коррекционно-образовательная цель: познакомить детей с механизмом образования звука «р»; 2. коррекционно-развивающие цели:.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» ЦЕЛЬ: Закрепить навыки различения и правильного произношения звука «Э»; развивать фонематический слух; учить образовывать форму родительного.

Елена Ермакова
Конспект занятия «Звук и буква Ж»

Тема урока : «Звук и буква Ж » .

Цель :

Систематизировать знания о звуке [Ж] ;

Развивать фонематический слух;

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям .

Задачи :

Учить соотносить звук[Ж] с буквой Ж ;

Развивать фонематическое восприятие;

Обогащать и уточнять словарь детей;

Закреплять знания норм орфографии;

Формировать навыки использования обобщающих понятий.

Этапы работы Содержание

1.1 -Организационный момент

Цель :

эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению новой темы

Методы :

речь логопеда, создающая положительный настрой обучающихся

Цель :

Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятие

Подготовка к восприятию новой темы

Методы :

Устный, фронтальный опрос обучающихся

Критерии достижение цели :

Обучающиеся должны чётко различать [ж] в словах, приводить примеры и давать пояснение.

Оценивается деятельность обучающихся словами : умница, молодец, хорошо

Деятельность учителя Деятельность ученика

Опрос обучающихся по заданному на дом. -Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Начнем наше занятие с девиза :

Говорим всегда красиво,

Правильно, неторопливо.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Сядет тот, кто назовет слово со звуком[Ш]

Назовите место звука[ш] в слове .

Какой это звук ?

Какое правило мы должны помнить?

Ученики называют слова со звуком [ш] .

[ш]-согласный, твердый, парный глухой.

ШИ-пиши с буквой –И .

Изучение нового материала Цель : -учить соотносить звук с символом и буквой

Развивать фонематические стороны речи

Развивать внимание

Охрана здоровья детей, контроль за осанкой во время работы

Методы :- использование игровых технологий

Индивидуальная работа по листам из альбома Мазановой Е. В.

Критерии достижения цели :

Обучающие должны четко различать как произносится звук .

Что помогает произносит ь звук ж .

Учить вспоминать слова с заданным звуком .

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

Послушайте скороговорку и назовите часто встречающийся звук :

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу,жужжу.

Правильно, в этой скороговорке часто встречается звук ж .

Кто произносил звук [ж] в скороговорке ?

Этот жук прилетел к нам в гости со своими друзьями и принес интересные задания.

В каком положении находятся органы артикуляции?

Давайте пожужжим вместе с жуком, то тихо-когда жук далеко; то громко-когда он к нам приближается.

Какой это звук ?

Каким символом обозначается?

-Звук[ж] обозначается буквой Ж . (вывешивается буква ж )

Назовите тему нашего занятия .

-Жук принес задание : послушайте звуки , хлопните, когда услышите [ж]

О Ж Л Т Ж Ф У Ж К М

Чему мы учились?

Жук усложнил задание, нужно поднять карточку- символ (буква ж )

ЖУ ТРЕ НА ЖА ОХ МКА ЖО

Чему мы учились?

Жук приготовил картинки, посмотрите на слайд и определите в какой картинке спрятался[ж]

Какой звук мы выделяли из слова?

Какой это звук ?

Звук [ж] .

Жук- Божья коровка.

Ученики работают по артикуляционному профилю.

Ученики выполняют дыхательную гимнастику (ж-ж-Ж-Ж-ж-ж)

Согласный, твердый,парный звонкий

Т. к. звонкий,то колокольчиком.

-Звук и буква Ж .

Учились замечать [ж] среди других звуков .

Учились выделять слог с[ж]

Называют слова с[ж]

Согласный, твердый, звонкий, парный.

2.3 Работа в тетрадях. - С какими гласными дружит [ж]?

Запишите по два слога с[ж]

Посмотрите на листочки, что вы видите?

Составьте слово, запишите в тетрадь.

Записывают в тетрадь слоги.

Записаны слоги.

Составили слова жаворонок, журавль,чижи

Физминутка.

Эта буква широка

И похожа на жука

Да при этом словно жук

Издаёт жужжащий звук .

Выполняют физ. минутку.

Жук принес телеграмму

Прочитайте слова.

Что вы заметили?

Подберите схему к словам.

Определите место звука , по звуковой линейке .

Соотносят сова со схемами, определяют место звука по звуковой линейке .

Во всех словах есть [ж]

Учитель-логопед организует устный опрос, привлекает детей к оцениванию ответов других детей,поощряет словами : хорошо, молодец, умница.

3.1 Заключительная часть.Цель :

Выявить уровень полученных знаний учениками на данном занятии .

Методы :

фронтальная беседа с обучающимися с элементами самооценки работы на занятии

Критерии достижения цели :

Чёткое различия буквы , звука ж в слогах , в словах, тексте;

Понимание когда звучит,то он всегда твёрдый;

Понимание прочитанного текста.

Отвечают на вопросы логопеда, анализируя свою деятельность.

Деятельность логопеда.

Деятельность ученика.

3.2. Итог занятия . -С какой буквой мы знакомились ?

Какой звук она обозначает ?

Дайте характеристику звука ж .

Уточните артикуляцию звука .

3.3. Анализ домашнего задания. Раскрасить цветок карандашами цветов, в названии которых есть звук ж .

Спасибо, вы сегодня все хорошо работали.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово. Звук. Буква» Тема: Предложение. Слово. Звук. Буква. Задачи: Учить детей дифференцировать понятия: «предложение», «слово», «звук», «буква». Учить схематично.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква С» Образовательная область: речевое.

Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж» для детей старшей группы Лексическая тема: «Насекомые» Образовательная область: Познавательно речевое развитие. Тип: Совместная деятельность педагога с детьми. Форма.

Конспект занятия по звукопроизношению «Звук [Р] и буква Р» Цель: Формирование навыка чёткого произнесения звука Р. ЗадачиКоррекционно-образовательные: 1. Формирование умения делить слова на слоги.

Цель: Знакомство со звуком и буквой «Ж» .

Задачи:

  1. Закреплять умение определять первый звук в словах.
  2. Упражнять в звукобуквенном анализе слов ЖУК, ЖАБА;
  3. Развивать мышление, воображение, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
  4. Воспитывать умение выслушивать товарищей, уважать их мнение.

Оборудование: карточка-буква «Ж» , счетные палочки, игрушки (мяч, жук, жаба) , «сухой бассейн» с гласными буквами, мольберт с предметными картинками (банан, апельсин, груша, журавль, ромашка, одуванчик, жираф,

жук, цапля, аист, ласточка), ребусы, раздаточный материал (схемы, буква Ж) , цветные карандаши.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент. Дети стоят полукругом. Логопед: - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Превращения» . Я превращу вас во что-то или в кого-то, а вы постарайтесь изобразить это жестами, мимикой или движениями (жук, жаба, жадина) . Кого называют «жадиной» ? Как «жадина» скажет про картинки, расположенные на мольберте?

(мой) банан, (мой) апельсин, (моя) груша, (мой) журавль.

(моя) ромашка, (мой) одуванчик, (мой) жираф.

(мой) жук, (моя) цапля, (мой) аист, (моя) ласточка.

Игра «Назови лишнее» . Логопед: - На ряды картинок посмотрите, лишнюю картинку в них назовите: (журавль, жираф, жук) . Подумайте и скажите, чем похожи названия картинок? (в названии картинок слышится звук «Ж» в начале слова) .

ΙΙ. Основная часть.

1. Игровое упражнение "Как жужжит жук?"

Логопед: - Кто так жужжит: ж-ж-ж-ж? (показ игрушки жук) . Пожужжите как жуки. (Уточнение произношения звука «Ж» ) .

Дайте характеристику звуку "Ж" (согласный, твердый, звонкий) . Есть у него мягкий братец? (нет) .

2. Игра «Первый звук пропал» (с мячом) .

Логопед: - Жук хочет поиграть с вами в игру. Постарайтесь угадать слова, из которых исчез первый звук «Ж» (*ара, *ало, *ук, *аба, *адина, *аворонок) . Кому мяч бросаю, тот и отвечает.

ΙΙΙ. Динамическая пауза. Логопед проговаривает скороговорку «Жук» :

Жук упал, и встать не может,

Ждет он - кто ему поможет.

Кинезиологическое упражнение «Перекрестные движения» .

Затем предлагает детям изобразить жуков, которые лежат на спине, лапками вверх и выполняют ими перекрестные движения (попеременное соприкосновение колена правой ноги с локтем левой руки и колена левой ноги с локтем правой руки) .

ΙV. Знакомство с буквой.

1. Логопед: - Жук хочет познакомить вас с его любимой буквой. (Появление буквы «Ж» ) .

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж. –

Из скольких элементов состоит буква?

2. Выкладывание буквы счетных палочек.

3. Игра «Дружба» . - К букве «Ж» любят ходить в гости гласные буквы, которые спрятались в "сухом бассейне" (из фасоли) . Вы гласные буквы найдите и с буквой «Ж» подружите. Что получилось, скажите? (жа, жо, жу, же, жё, жи)

4. Логопед: - У жука есть подружка. Кто она? Отгадайте, прочитав буквы в порядке убывания букв: от большой буквы к маленькой. (жаба) .

5. Логопед: - Они приготовили для вас ребусы.

Первый ребус «Найди слово в слове» . (В слове ЖАВОРОНОК: жар, ворон) .

Второй ребус «Соедини правильно» . Детям предлагается работа с раздаточным материалом:

Логопед: - Назовите звуки по порядку в названиях картинок (жук, жаба) . Подберите подходящую звуковую схему и соедините ее линией с картинкой. Раскрасьте звуковую схему слов цветными карандашами (согласно звуковой характеристике) .

V. Рефлексия "Заштрихуй букву".

Логопед: - С какой буквой мы познакомились? (Ж) . Друзья буквы "Ж" дарят вам ее. Заштрихуйте ее прямыми горизонтальными линиями.

Прощание с жабой и жуком.