В своих стихотворениях Александр Сергеевич нередко критиковал царскую власть. Из-за этого поэт в 1820 году был отправлен в южную ссылку. Его стихотворение "Погасло дневное светило", анализ которого представлен ниже, пронизано тоской о родных краях.

Кратко об истории создания

Анализ "Погасло дневное светило" нужно начинать с небольшого описания истории написания этого стихотворения. Поэт плыл на корабле из Керчи в Гурзуф в компании семейства Раевских.

В то время Пушкин уже был отправлен в южную ссылку. Раевский взял с собой Александра Сергеевича, чтобы он поправил свое здоровье (в момент их встречи поэт заболел). И на палубе корабля было написано это стихотворение. Во время плавания море было спокойным, но поэт специально сгустил краски, чтобы возникла картина надвигающейся бури.

Жанр стихотворения

В анализе "Погасло дневное светило" нужно определить жанр и литературное направление произведения. Это стихотворение относится к лирике, написанной в лучших традициях романтизма. В тот период Пушкин находился под впечатлением от творчества Байрона. Это произведение было написано в подражание Байрону, о чем стоит рассказать в анализе "Погасло дневное светило".

Можно найти некоторое сходство с его творчеством, но личные переживания и эмоциональность Александра Сергеевича сильно отличаются от байроновского холодного и бесстрастного героя Чайльд-Гарольда. Творение Пушкина следует отнести к жанру философской элегии. Герой прощается с родными краями, местами, где он провел беззаботную молодость. Он находится во власти тоски и печали. Будучи поклонником романтизма, поэт несколько приукрасил свои переживания.

Тема и композиция элегии

Главная тема произведения - это философские размышления героя об изгнании, его тоска о молодых летах. Поэт в своем стихотворении написал, что герой "убежал" из столь милых его сердцу краев. На самом деле поэт вовсе не сбегал, а попав в немилость императора, был отправлен в ссылку. Но бегство героя - это отголосок течения романтизма.

Произведение можно условно поделить на три части, о чем нужно рассказать в анализе стиха "Погасло дневное светило". Они разделены повтором про шум паруса и морское течение. Первая часть является вступлением, лирической зарисовкой образа героя. Эти строки отличаются торжественностью и напевностью. В следующей части раскрывается внутренний мир героя, его переживания и мысли об оставленных родных краях. В третьей же части он задумывается о том, что ждет его впереди.

И эти мысли перекликаются с его воспоминаниями о прошлом, его отечестве. Герой вспоминает, как он впервые полюбил, как страдал, как проводил молодые годы. Пушкин печалится о том, что ему пришлось расстаться со своими близкими. Главная мысль этих философских размышлений - это осознание и принятие своего прошлого и неизвестность будущего. Любовные порывы не исчезли в душе героя, они являются его стержнем, основой, который не может поколебать никакая ссылка.

Размер и способ рифмования

Далее по плану анализа "Погасло дневное светило" определение стихотворного размера и способ рифмования. Философские размышления написаны разностопным ямбом. Способ рифмования - чередование мужской и женской рифм. Это придает элегии Пушкина живость и делает ее приближенной к доверительной беседе.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения "Погасло дневное светило" по плану следующий пункт - это литературные тропы. В элегии сочетается простота мысли и возвышенность слога, который получается благодаря использованию поэтом устаревших слов (ветрило, младость) и перифразам.

Это стихотворение насыщено эпитетами, в особенности метафоричными, что делает его строки музыкальными и напевными. Сочетание привычных читателю эпитетов и взятых из русского фольклора приближают стихотворную речь к народной. Также поэт использовал метафоры, которые добавили живости языку.

Несмотря на восхищение от морского пейзажа, Пушкин изображает морскую стихию как равнодушную к его страданиям, а в ветриле (это устаревший вариант слова парус) он видит себя. Поэт считает, что он не проявил достаточно упорства в борьбе и поэтому был вынужден покориться императорской воле и отправиться в изгнание. И во время своей ссылки он предается воспоминаниям о родных краях.

В этих преувеличенных переживаниях можно увидеть юношеский максимализм, который был свойственен поэту. Пушкин не знал, насколько долгой будет его ссылка, поэтому он смотрел на все с мрачной точки зрения. Позже Александр Сергеевич поймет, что и во время ссылки его будут окружать друзья, которые будут его поддерживать. Эта элегия о том, что человек должен уметь принимать свое прошлое и будущее как часть жизненного опыта. Личные переживания придают строкам оттенок доверительности, возвышенности. Сочетание философии и романтизма и талант Пушкина создали одно из лучших произведений романтической лирики.

Элегия «Погасло дневное светило» написано Пушкиным в ночь с 18 на 19 августа 1820 года при переезде из Феодосии в Гурзуф. В собрании стихотворений 1862 года она публикуется с пометкой «подражание Байрону». Основной эмоциональной темой стихотворения является ощущение душевного распутья лирического героя: он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края:

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный...

Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Для лирического героя окружающий его мир одушевлен. Человек обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Они единственные, кто окружают его сейчас. Пусть лирический герой называет океан «угрюмым», его мысли заняты не тревогой об опасностях, таящихся в водной стихии; герой погружён в себя. Внутренний мир человека, его размышления над прожитой жизнью - вот что пытается донести до читателя поэт. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить это.

Стихотворение написано в виде монолога лирического героя. Взгляд героя постоянно движется. Внутренний и внешний мир человека показан поэтом в их единстве. С первых строк элегии взгляд лирического героя рассеян. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Две начальные строки составляют первую часть элегии. Это экспозиция темы. Она настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи. Выбранное поэтом время - сумерки, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивает лирического героя на размышления.

Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдаленному берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь...

Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».

В третьей части стихотворения мы узнаем, что поэт стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания лирического героя, невозможно и нежелаемо:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей...

Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей точки. Лирический герой приходит к определённому выводу, который становится главной идеей элегии:

...но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило...

Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведенных на родине, и комментарии. Для него это страна, «где пламенем страстей // Впервые чувства разгорались». Сложноподчиненное предложение, которое рисует подробную картину жизни поэта, имеет четыре придаточные части с союзным словом «где». Но, несмотря на его объёмность, третья часть не кажется громоздкой, а, наоборот, выглядит стройной и выразительной. «Потерянная младость» лирического героя рано отцвела, «легкокрылая радость» изменила ему и «сердце хладное страданью предала».

Герой Пушкина называет себя «искателем новых приключений». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» для него - «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, - «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознает, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.

Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» - тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя - странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.

Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано так-товиком. Размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафоснос-ти и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и порой просты, именно поэтому стихотворение настолько легко и прозрачно.

Анализ этого стихотворения, я уверен, окажется очень интересным, так как оно достаточно длинное, в нем много интересных образов.

Итак, стихотворение является, в первую очередь, философским. Александр Пушкин рассуждает на берегу моря, вспоминает, обращятся к неодушевленному... Например, отеческим краям он признается, что бежал от них. Также стихотворение можно назвать и пейзажным, так как поэт рисует прекрасную картину заката на море.

Конечно, в стихотворении много устаревших слов, от них ощущение дополнительной торжественности. Пушкин использует такие слова как "младость", "наперсницы", "ветрило" и подобные. Интересен, например, оборот: "бежать кого-то". Часто встречаются несовременные окончания: "стремлюся".

Однако понятно, что во время Александра Сергеевича это была нормальная речь.

Итак, поэт часто обращается к ветру и океану, призывая первый шуметь, а второй волноваться. В этом желание бури, веселья, очищения. Штиль был бы скучен для потомка эфиопа. Кроме того, думаю, что волнение этого океана отражает чувства самого Александра Пушкина.

Начинается стихотворение просто с описания вечера на море, с первого обращения героя стихотворения к океану и ветру. Дальше герой описывает то, что видит: берег вдали... для Пушкина это не просто живописное место, а волшебная страна, куда он стремится, волнуясь и тоскуя. Нет, это не мечта, которую он сам придумал, это место, от которого у поэта остались прекрасные воспоминания. Герой подчеркивает, что у него от чувств слезы на глаза наворачиваются, мечты заполняют ум... как если бы увидел он родные места, здание школы, например. Но, конечно, поэт не был бы поэтом, если б не добавил о любви несколько слов. Он вспоминает свои страдания, безумие от влюбленности, которая оказалась обманом.

Не находя себе места от волнения, Пушкин просит корабль лететь, что и так быстро, еще быстрей. К "берегам", не не печальным, а радостным. Он вспоминает улыбки Муз: это могут быть и стихотворения, и влюбленности... Он говорит даже, что юность его там осталась, сравненная со слишком рано увядшим цветком. Радость упорхнула от него птицей, поэтому он отправился за новыми впечатлениями в далекие края. Нашел он "минутных" друзей и изменщиц, но они быстро забылись, а вот раны юности на тех берегах до сих пор в сердце. Видимо, поэт хотел бы попробовать заново на родных берегах стать счастливым.

Анализ стихотворения Погасло дневное светило

Элегия писалась во время ссылки Пушкина, когда он был на корабле с Раевскими из Керчи. Раевские взяли Пушкина в путешествие, дабы поэт поправил здоровье. Писалось произведение ночью, стояла прекрасная погода, но поэт преднамеренно сгущает краски, описывая неспокойный океан.

Данная элегия – образец романтической лирики. В подзаголовке мы видим “Подражание Байрону”, и это не странно, ведь Пушкин был без ума от произведений Байрона. В произведении можно найти схожести с мотивами песни Чайльд-Гарольд. Но переживания героя Пушкина, совсем несхожи с эмоциями о прощании Чайльд-Гарольда.

Жанр стиха – философская элегия. Герой сетует на расставание с берегами родины. Он жалуется на быстро закончившуюся молодость, на расставание с друзьями и “изменницами”. Пушкин утрирует свои переживания, его гложат нереализованные амбиции.

Тема произведения – философские грустные размышления, в связи с покинутой Родиной. Условно элегию можно делить на три основные части, это деление видно по повторам двух строк.

Первая часть создаём нам романтическое настроение, она состоит из пары строк.

Во второй части мы видим описание душевных терзаний героя.

В третьей части мы наблюдаем конфронтацию воспоминаний прошлого и неизведанного будущего.

Итог стихотворения – герой принимает изменения в жизни, но также и не забывает о своём прошлом жизненном опыте. В произведении используется равностопный ямб. Идёт чередование рифм. Это и делает размышления в элегии общечеловеческими.

Поэт использует различные тропы и образы. Использование устаревших слов в сочетании с перифразами даёт возвышенный слог. Присутствует огромное количество метафорических эпитетов. Также встречаются метафоры, благодаря которым в произведении появляется живость.

9, 10 класс

Анализ стихотворения Погасло дневное светило по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Дул север. Плакала трава Фета

    В позднем творчестве Афанасий Фет фактически отказывается от пейзажной лирики, он описывает только личные переживания, вся его лирика становится интимной.

  • Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс

    Наверное, нет такого человека, который бы не знал Бунина и его интересные произведения. И вот одно из них является не только лирическим, но еще и живописным под названием «Помню долгий, зимний вечер»

  • Анализ стихотворения Песня Еремушке Некрасова

    Нередко, когда мы видим взрослого человека, то наблюдаем сформировавшиеся взгляды и устои, привычки. Такое содержание характера и личности формируется с раннего возраста. На самом деле часто от человека зависит не многое

  • Анализ стихотворения Нежнее нежного Мандельштама

    Стихотворение написано поэтом в 1909 году. Некоторые источники утверждают, что позже ― в 1916 году. В тот момент Мандельштам находился в Москве и встретился с Мариной Цветаевой. Поэт был влюблен в нее и написал это стихотворение.

  • Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль

    1925 год. Сергей Есенин пишет свое стихотворение, в котором передается несказанно легко не только искренняя любовь к Родине, но и какие-то свои итоги о жизни страны и жизни поэта. Примечательно, что главная мысль стихотворения именно в любви

Элегия написана на корабле, когда Пушкин плыл из Керчи в Гурзуф с семьёй Раевских. Это период южной ссылки Пушкина. Раевский взял с собой в путешествие заболевшего поэта, чтобы он поправил здоровье. Корабль плыл по спокойному морю августовской ночью, но Пушкин умышленно сгущает краски в элегии, описывая бушующий океан.

Литературное направление, жанр

«Погасло дневное светило» - один из лучших образцов романтической лирики Пушкина. Пушкин страстно увлекается творчеством Байрона , в подзаголовке элегию называет «Подражание Байрону». Она перекликается с некоторыми мотивами прощальной песни Чайльд-Гарольда . Но собственные впечатления и эмоции, внутренний мир лирического героя Пушкина не похожи на холодное и бесстрастное прощание с родиной Чайльд-Гарольда. Пушкин использует реминисценцию из русской народной песни: «Уж как пал туман на сине море».

Жанр стихотворения «Погасло дневное светило» - философская элегия. Лирический герой прощается с печальными берегами туманной родины. Он сетует на рано прошедшую молодость (Пушкину 21 год), на разлуку с друзьями и «изменницами младыми». Как романтик, Пушкин несколько преувеличивает собственные страдания, он разочарован тем, что обманывался в своих надеждах.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии – философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.

Элегию условно можно разделить на три части. Они разделены рефреном (повтором) из двух строк: «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Первая часть состоит всего из двух строк. Это вступление, создание романтической обстановки. Строчки сочетают в себе торжественность (дневное светило) и песенные мотивы.

Во второй части описывается состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебных южных далёких краях и плачущего об оставленной родине и обо всём, что с ней связано: любовь, страдания, желания, обманутые надежды.

В третьей части противопоставляется неизвестность будущего, которое во второй части связывается с надеждой, и печальные воспоминания о прошлом и о туманной родине. Там лирический герой впервые полюбил, стал поэтом, познал печали и страдания, там прошла его молодость. Поэт сожалеет о разлуке с друзьями и женщинами.

Итог стихотворения – всего полторы строчки, находящиеся перед рефреном. Это основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и предыдущий жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остаётся личностный стержень, неподвластный изменениям временем или обстоятельствами.

Послушное ветрило (так торжественно Пушкин называет парус) и угрюмый океан (на самом деле тихое Чёрное море) – это символы жизненных обстоятельств, от которых зависит человек, но сам повлиять на них не может. Лирический герой смиряется с неизбежным, с естественными законами природы, с течением времени и утратой молодости, принимая все эти явления, хоть и с лёгкой грустью.

Размер и рифмовка

Элегия написана разностопным ямбом. Чередуется женская и мужская рифма. Встречается перекрёстная и кольцевая рифмовка. Разностопный ямб и непостоянная рифмовка приближают повествование к живой разговорной речи, делают поэтические размышления Пушкина общечеловеческими.

Тропы и образы

В элегии сочетается ясность и простота мысли и возвышенный слог, которого Пушкин добивается употреблением устаревших слов, старославянизмов: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя.

Возвышенный слог создают перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.

Эпитеты у Пушкина точные и ёмкие, много метафорических эпитетов: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные, туманная родина, потерянная младость, легкокрылая радость, сердце хладное, весна златая.

Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближённой к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. Такие эпитеты часто в положении инверсии.

Встречаются метафоры, придающие повествованию живость: мечта летает, летает корабль, младость отцвела.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина

Анализ стихотворения - Погасло дневное светило

В творческом наследии Пушкина наряду с темами "поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение "Погасло дневное светило…»

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.

Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.

Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое "пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.

Во второй части поэт вспоминает "прежних лет безумную любовь»; все, "чем он страдал», "желаний и надежд томительный обман».

В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его "впервые чувства разгорались»; края, где "рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади "минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже "наперсницы порочных заблуждений» им "забыты». Однако он тут же добавляет, что "прежних сердца ран», "ран любви, ничто не излечило».

В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.

Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы "ветрила» и "океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.

Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы).

Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни.