Либеральные реформы 60-70 гг. XIX вв.

Цели:

Познакомить учащихся с реформами 60-70 гг., показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой

Задачи:

Обучающие:

    Продолжить работу по раскрытию исторических терминов и понятий, формированию хронологических знаний.

    Продолжить работу по формированию специальных и общеучебных умений и навыков, таких как работа с историческим документом, тетрадью, дидактической картой.

Развивающие:

    Развивать умения строить, определять понятия, анализировать, анализировать и разрешать проблемы

    развитие у школьников способностей устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;

Воспитывающие

    Воспитание патриотизма за свою родину,

    воспитание культуры труда

План урока:

Проверка домашнего задания.

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом по барину,

другим - по мужику

    О каком событии идет речь? (крестьянская реформа 1861 г)

    Что такое отрезки?

    Что такое выкупные платежи?

    Каково на ваш взгляд историческое значение крестьянской реформы?

Изучение нового материала.

За отменой крепостного права последовали и другие реформы в области местного самоуправления, суда, образования, цензуры, военном деле, которые принято называть либеральными. На уроке мы рассмотрим три реформы: земскую, реформу суда и военную реформу. Определим их основное содержание.

Работа с документами по рядам (5 минут)

1 ряд земская реформа

2 ряд – судебная

3 ряд – военная

В ходе работы учащиеся заполняют таблицу «Реформы 60-70 гг. XIX века в России»

Судебная

Городская

Обсуждение: заслушиваем ответы учащихся, затем обсуждаем ряд вопросов:

Земская реформа.

В 1864 г. была проведена реформа земская реформа, которая учредила в стране органы местного самоуправления. Основной вклад в ее разработку внесли Н. А. Милютин и П. А. Валуев

Какие «заботы» возлагались на земства? Насколько органы самоуправления были самостоятельны в своей деятельности?

В земской школе акцент делался главным образом на содержательной стороне образования, на усвоении учащимися определенной суммы знаний. Церковно-приходская школа во главу угла ставила воспитательные задачи, обучение основам православия и русской традиции.

Как вы думаете, в какую школу крестьянин отдаст своего сына и на какую из них пожертвует деньги? Почему?

В 1865 г. в 29 губерниях в составе губернских земских собраний было 74,2% - дворян и чиновников, 10,6% - крестьян, 10,9% - купечества, 4,3% - прочих сословий. Среди же уездных гласных было предлставлено41,7% - дворян и чиновников, 388,4% - крестьян, 10,4% - купцов, 9,5% - прочих сословных групп населения.

Ленин называл земства «пятым колесом в телеге», но при этом признавал, что «Земство – кусочек конституции» подтвердите, что земства являлись представительной формой управления.

Насколько широко были отражены в них интересы различных слоев населения?

В 1870 г. по образцу земской реформы была проведена реформа городского самоуправления содержанием которой, вы познакомитесь дома самостоятельно по учебнику.

Судебная реформа.

В 1864 году была проведена еще одна важная реформа – судебная.

По словам одного из активных участников судебной реформы С. И. Зарудного, «при крепостном праве, в сущности не было надобности в справедливом суде. Настоящими судьями были только помещики… Наступило время, когда и для России точно также, как и для всякого порядочного государства, явилась безотлагательная надобность в суде скором и справедливом»

Какие основные принципы провозглашались реформой 1864 г? что нового появилось в судебной системе России?

Почему и в наши дни вопрос о присяжных заседателях стал актуален?

Судебная реформа по праву считается наиболее последовательной среди реформ 60-70 гг. Однако при ее проведении сохранялись пережитки сословности, в частности сохранялся волостной суд для крестьян и телесные наказания для них.

Военная реформа.

В середине 60- гг. военный министр Д. А. Милютин отменил телесные наказания в армии. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища. Расширялась система высшего военного образования. Наконец в 1874 г. был принят новый военный устав. Современники называли это событие 19 февраля 1861 г. в русской армии.

Каковы основные положения устава, почему современники давали такую оценку названному документу?

Однако в 1901 г. Ленин писал: «В сущности, у нас не было, и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений».

Объясните, чем вызваны такие суждения? Аргументируйте свое мнение.

Объясните следующие цифры: земства вводились лишь в 34 губерниях империи, городские думы – в 509 городах, судебная реформа проводилась только в 44 губерниях. Почему?

Справедливо ли называть реформы 60-70 гг. «великими»?

Как повлияли эти преобразования на повседневную жизнь российского общества? Как вы можете объяснить слова историка Ключевского о том, что реформы, хотя и замедленные, были достаточно подготовлены к исполнению, но менее были подготовлены умы к восприятию?

Всемирно-историческая теория

Историки-материалисты (И. А. Федосов и др.) определяют период отмены крепостного права как резкий переход от феодальной общественно-эконо­ми­чес­кой формации к капиталистической. Они полагают, что отмена крепостного права в России запоздала , а реформы, сле­до­вавшие за ней, проводились медленно и неполно. Половинчатость в про­ве­де­нии реформ вызвала возмущение передовой части общества - интеллиген­ции, вылившееся затем в террор против царя. Марксисты-революционеры считали, что страну “повели” по неверному пути развития - “медлен­ного отсекания гниющих частей”, а надо было “вести” по пути радикального решения проблем - проведения конфис­ка­ции и национализации помещичьих земель, уничтожения самодержавия и др.

Историки-либералы, современники событий, В.О. Ключевский (1841-1911), С.Ф. Пла­то­­­нов (1860-1933) и др., приветствовали как отмену крепостного права, так и по­сле­дую­щие реформы . Поражение в Крымской войне, считали они, выявило техни­чес­кое от­ста­вание России от З апада и подорвало международный престиж страны.

Позднее либеральные историки(И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) стали отмечать, что в середине ХIХ века крепостничество достигло высшей точ­­ки экономической эффективности . Причины отмены крепостного права - по­­ли­­ти­ческие. Пора­же­ние России в Крымской войне развеяло миф о военном мо­­гуществе Империи, вызвало раздражение в обществе и угрозу стабиль­но­сти страны. Интерпретация акцентирует внимание на цену реформ. Так, народ не был исторически подготовлен к резким социально-экономиче­ским измене­ни­ям и “болезненно” воспринял изменения в своей жизни. Правительство же не впра­ве было отменять крепостное право и проводить реформы без все­сто­рон­ней социально-моральной подготовки всего народа, особенно дворян и крестьян . По мнению либералов, многовековой уклад русской жизни невоз­мож­но изменить насильственным путем.

Н.А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” пишет:

Порвалась цепь великая,

порвалась и ударила:

одним концом по барину,

другим – по мужику!…

Историки технологического направления(В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают,что отмена кре­пост­ного пра­­ва и последующие реформы обусловлены этапом модернизационного перехода России от тради­ци­он­ного (аграрного) общества к индустриальному. Переход от традиционного к индустриальному обществу в России проводился государством в период влияния с ХVII-XVIII вв. европейского культурно-технологического круга (модернизация - вестернизация) и при­­об­ре­ла форму европеизации, то есть сознательного изменения традицион­­­ных национальных форм по европейскому образцу.

Ма­шин­ный” прогресс в Западной Европе “заставил” царизм активно насаждать индустриальные порядки . А это определило специфику модернизации в России. Рос­сийское государство, выборочно заимствуя с Запада технико-органи­за­цион­ные элементы, одновременно консервировало и традиционные струк­туры. В результате в стране сложилась ситуация “наложения истори­чес­ких эпох ” (индустроиалная - аграрная), которая и при­ве­ла в дальней­шем к со­ци­альным потрясениям .

Индустриальное общество, вводимое государством за счет крестьян, вступало в резкие противоречие со всеми коренными условиями русской жизни и должно было неизбежно породить протест как против самодержавия, не дававшего желанной свободы крестьянину, так и против частного собственника, фигуры, ранее чуждой русской жизни . Появившиеся в России в результате индустриального развития промышленные рабочие унаследовали ненависть всего русского крестьянства с его многовековой общинной психологией к частной собственности.

Царизм интерпретируется как режим, вынужденный начать индустриализацию, но не сумевший спра­вить­ся с ее последствиями.

Локально-историческая теория .

Теорияпред­ставлена трудами славя­но­филов и народников. Историки полагали, что Россия, в отличие от стран Запада, идет своим, особым путем развития . Они обосновали возможность в России некапиталисти­ческого пути раз­вития к социализму через крестьянскую общину .

Реформы Александра II

Земельная реформа . Основным вопросом в России на протяжении XVIII-XIX веков был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в работе Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько десятков программ по отмене крепостного права как российских, так и иностранных авторов. Александр I издал указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крестьян от крепостной зависимости вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного права, решение земельного вопроса в России.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики . Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела .

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов . Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестья нам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др.

Отмена крепостного права не была единовременным событием . Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу , но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временно­обязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе , после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину . Она сохранялась как гарант крестьянских платежей . Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).

В результате реформ было уничтожено крепостное право - то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.

Либеральные рефор­мы 60-70-х годов

Земская и городская реформы . Принцип проведенной в 1864 г . земской реформы состоял в выборности и бессословности . В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов . Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы . Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохране­нию - проводили работу, на которую у госу­дарства не находилось средств.

Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В круп­ных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов . Однако выборы проводились на цензовой основе , и, к примеру, в Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления , образования и медицинского обслуживания . Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам .

Судебная реформа. Новыесудебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда - общий (коронный) и мировой.Общий суд ведал уголовными делами. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях». Была учреждена состязательность суда, введены должности следователей, учреждена адвокатура.Вопрос о виновности подсудимого решали 12 присяжных заседателей. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей . Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные пала­ ты. Была вве­дена должность нотариуса . С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената , кото­рый стал одновременно высшей кассационной инстанцией.

Военная реформа. После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года.Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию - до 1,5 лет, университет или институт - до 6 месяцев.

Финансовая реформа . В 1860 г. был учрежден Государственный банк , произошла отмена откупной 2 системы, которую сменили акцизы 3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов ; бюджет стал гласным . Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Реформы просвещения . «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповедани й, но вводил плату за обучение .

Гимназии разделили на классические и реаль ные. В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных - естественные. После отставки министра народного просвещения А.В. Головнина (в 1861 г. вместо него был назначен Д.А. Толстой) был принят новый гимназический устав, сохранивший только классические гимназии, реальные гимназии были заменены реальными училищами. Наряду с мужским средним образованием появилась система женских гимназий .

Университетский Ус тав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров . Руководство учебным заведением передавалось Совету проф ессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани .

В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения .

Реформа цензуры. В мае 1862 г. началась реформа цензуры , были введены «временные правила », которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социаль­но-экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо под­готовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы.

Для экономики пореформенной России характерно быстрое развитие товарно-денежных отношений. Отмечался рост посевных площадей и сельскохозяйственного произ­вод­ства , но производительность сельского хозяйства оставалась низкой. Урожаи и потребление продуктов (кроме хлеба) были в 2-4 раза ниже, чем в Западной Европе. В то же время в 80-е гг. по сравнению с 50-ми гг. среднегодовой сбор зерна вырос на 38 %, а экспорт его увеличился в 4,6 раза.

Развитие товарно-денежных отношений привело к имущественной дифференциации в деревне, середняцкие хозяйства разорялись, росло число бедняков. С другой стороны, появились крепкие кулацкие хозяйства , часть из которых использовали сельскохозяйственные машины . Все это входило в планы реформаторов. Но совершенно неожиданно для них в стране усилилось традиционно враждебное отношение к торговл е, ко всем новым формам деятельности: к кулаку, купцу, скупщику - к удачливому предпринимателю.

В России крупная промышленность создавалась и развивалась как государственная . Главной заботой правительства после неудач Крымской войны были предприятия, выпускавшие боевую технику. Военный бюджет России в общем исчислении уступал английскому, французскому, германскому, но в российском бюджете он имел более значительный вес. Особое внимание обращалось на развитие тяжелой промыш­ленности и транспорта . Именно в эти сферы правительство направляло средства как российские, так и иностранные.

Рост предпринимательства контролировался государст­вом на основе выдачи специальных заказов , поэтому крупная буржуазия была тесно связана с государством . Быстро возрастало число промышленных рабочих , однако многие рабочие сохраняли экономические и психологические связи с деревней, они несли в себе заряд недовольства бедняков, потерявших землю и вынужденных искать пропитание в городе.

Реформы заложили основу новой системы кредита . За 1866-1875 гг. было создано 359 акционерных коммерческих банков, обществ взаимного кредита и других финансовых учреждений. С 1866 г. в их работе начали активно участвовать крупнейшие европейские банки . В результате государственного регулирования иностранные займы и инвестиции шли в основном на железнодорожное строительство . Железные дороги обеспечивали расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они были важны и для оперативной переброски воинских частей.

Во второй половине XIX века политическая ситуация в стране неоднократно менялась.

В период подготовки реформ, с 1855 по 1861 гг., правительство сохраняло за собой инициативу действий, привлекало к себе всех сторонников преобразований - от высшей бюрократии до демократов. Впоследствии трудности с проведением реформ обострили внутриполитическую обстановку в стране. Борьба правительства с противниками «слева» обрела жестокий характер: подавление крестьянских выступлений, аресты либералов, разгром польского восстания. Усилилась роль III Охранного (жандармского) отделения.

В 1860-х годах на политическую арену вышло радикальное движение - народники . Разночинная интеллигенция, опираясь на рево­люционно-демократические идеи и нигилизм Д.И. Писарева , создала те­о­рию революционного народничества . Народники верили в возможность достижения социализма, минуя капитализм, через освобождение крестьянской общины - сельского «мира» . «Бунтарь» М.А. Бакунин предрекал крестьян­скую революцию, фитиль которой должна была зажечь революционная интеллигенция. П.Н. Ткачев был теоретиком госу­дарственного переворота, после совершения которого интеллигенция, проведя необходимые преобразования, освободит общину. П.Л. Лавров обосновал идею тщательной подготовки крестьян­ к революционной борьбе. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ », но агитация народников не смогла зажечь пламя крестьянского восстания.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля », которая в 1879 г. распалась на две группы .

Группа «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым уделяла главное внимание пропаганде;

«Народная воля» во главе с А.И. Желябовым, Н.А. Морозовым, С.Л. Перовской в ы­двигала на первый план политическую борьбу . Главным средством борьбы, по мнению «народовольцев», был индивидуальный террор , цареубийство, которое должно было послужить сигналом к народному восстанию. В 1879-1881 гг. народовольцы провели серию покушений на Александра II.

В ситуации острого политического противостояния власть встала на путь самозащиты. 12 февраля 1880 г. была создана «Верховная распоряди­тель­ная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия » во главе с М.П. Лорис-Меликовым. Получив неограниченные права, Лорис-Меликов добился приостановки террористической деятельности революционеров и некоторой стабилизации положения. В апреле 1880 г. комиссия была ликвидирована; Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел и стал готовить завершение «великого дела государст­венных реформ» . Разработка проектов завершающих законов реформ была поручена «народу» - временным подготовительным комиссиям с широким представительством земств и городов.

5 февраля 1881 г. представленный законопроект был одобрен императором Александром II. «Конституция Лорис-Меликова » предусматривала выборность «представителей от общественных учреждений...» в высшие органы государственной власти. Утром 1 марта 1881 г. император назначил заседание Совета министров для утверждения законопроекта; буквально через несколько часов Александр II был убит членами организации «Народная воля».

Новый император Александр III 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова . На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов. Вскоре последовала отставка Лорис-Меликова.

В мае 1883 г. Александр III провозгласил курс, названный в исто­рико-материалистической литературе «контр­реформами », а в либерально-истори­ческой - «корректировкой реформ». Он выразился в следующем.

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказ­чики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882-1884 гг. были за­крыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству - Синоду.

В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности » времен Николая I - лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения » был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Новые официальные идеологи К.П. Победоно­сцев (обер-прокурор Синода), М.Н. Катков (редактор «Московских ведомостей»), князь В. Мещерский (издатель газеты «Гражданин») опустили в старой формуле «Православие, самодержавие и народ» слово «народ» как «опасное»; они проповедовали смирение его духа перед самодержавием и церковью . На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие . Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.


Похожая информация.


К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в. выделяются три этапа:

1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы;

2) – 60-70-е годы проведение либеральных реформ;

3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами.

Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе. Старший сын Николая 1 – Александр 11 вступил на престол в 1855г, вошел в историю как царь “Освободитель”. Его фраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования гос-ва.

В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии – министр внутренних дел Ланской, товарищ министра внутренних дел - Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа . В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы - курии. 1 курия - землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия – городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия - сельская. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений : это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы – губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.



Позитивность в реформе:

· всесословность

Недостатки:

· выборность

· начало разделения властей допущено в центр гос учрежд-я,

· начало формирования гражданского с/сознания об-во не могло влиять на политику центра

· были доставлены неравные избирательные права

· контакты между земствами были запрещены

Городская реформа . (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы – городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации.

Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

Судебная реформа:

1864 - обнародованы новые суд уставы.

Положения:

ликвидировалась сословная система судов

было объявлено равенство всех перед законом

была введена гласность судопроизводства

состязательность судопроизводства

презумпция невиновности

несменяемость судей

единая система судопроизводства

Создан суд двух видов:

1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом.

2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – вокружном суде . Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат . Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

Военная реформа:

1874 - Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте – 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения. В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти образования:

1864 г. Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей. Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам большую свободу:

студ-ты могли создавать студенческие орг-ции

получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

в универы допускались все вольножелающие

студ-там предоставлялось право на выбор ректора

было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та

создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ:

способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.

способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

способствовали формированию гражданского самосознания.

способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Убийство Александра 2 изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто.

Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым.

Особенности развития капитализма в промышленности России имело ряд особенностей:

1)Промышленность носила многоукладный характер, т.е. крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством.

2) неравномерное размещение промышленности по территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые и неосвоенные – Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток.

3)Неравномерное развитие по отраслям . Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высокой прибыли. Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля – хлеб (экспорт). Ввозились (импорт) хлопок из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов. Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности (железнодорожное строительство). Иностранный капитал был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.

Вывод

Великие реформы 60-70-х годов XIX века означали важный шаг в формировании в России правого государства и гражданского общества. Они создали социально-политические и правовые условия для модернизации, именно на их основе на рубеже XIX - XX веков проводил свои реформы С.Ю. Витте. Однако реформы были внутренне противоречивы. Так, крестьянская реформа обрекала крестьян на десятилетия экономической зависимости, земства, в которых преобладали дворяне, не имели завершенной структуры в масштабе всей страны и права ставить на обсуждение вопросы общегосударственного характера. В российских судебных уставах отсутствовал один из важнейших принципов правового государства - ответственность чиновников перед судом. Университетская реформа включала повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах, обязательность богословия.

Кроме этого, в ходе проведения реформ в жизнь они подвергались корректировке “вправо” и оказались незавершенными. В обществе не оказалось сил, способных оказать давление на правительство и довести реформы до логического конца - создать общероссийское представительство. Более того, процесс преобразований был прерван в результате контрреформ 80-90-х гг. Это затруднило дальнейшую модернизацию страны и усилило социальную напряженность в обществе.

Еще другой вариант

Учреждение земств. После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.


Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее б тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных городах).

Выборы но крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – земские собрания – состояли из гласных всех сословий. Как в уездах, так и в губерниях гласные избирались сроком на три года. Земские собрания выбирали исполнительные органы – земские управы, которые также работали три года. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Новые органы самоуправления подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии – там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления и Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там среди помещиков было мало русских.

Самоуправление в городах. В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления – городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы – городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган – губернское по городским делам присутствие.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. – Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. – в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии. При всей ограниченности городская реформа раскрепощения российского общества, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формированиям в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа. Самым последовательным преобразованием Александра II явилась судебная реформа, проведенная в ноябре 1864 года. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом; гласности суда»; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; несменяемости судей и следователей; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов – мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз. При этом они получали довольно высокую заработную плату – от 2200 до 9 тыс, рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25до 70 лет с безупречной репутацией, проживающий в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором. Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Они проходили открыто, в присутствии публики; отчеты о процессах, представлявших общественный интерес, печатали газеты. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора – представителя обвинения и адвоката, защищающего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Новая судебная система сохраняла ряд сословных пережитков. К ним относились волостные суды для крестьян, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников. В некоторых национальных районах претворение в жизнь судебной реформы затянулось на десятилетия. В так называемом Западном крае (Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская и Подольская губернии) она началась только в 1872 г. с создания мировых судов. Мировые судьи не избирались, а назначались на три года. Окружные суды стали создаваться лишь в 1877 году. При этом католикам запрещалось занимать судебные должности. В Прибалтике реформа стала претворяться в жизнь только в 1889 году.

Лишь в конце XIX в. судебная реформа была проведена в Архангельской губернии и Сибири (в 1896 г.), а также в Средней Азии и Казахстане (в 1898 г.). Здесь тоже происходило назначение мировых судей, которые одновременно выполняли функции следователей, не был введен суд присяжных.

Военные реформы. Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную – в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.

В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20-ти лет (позднее – с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из них 6 лет – действительной службы, 9 лет – в запасе. На флоте – 10 лет: 7 – действительной, 3 – в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до б месяцев (для получивших высшее образование).

Ют службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, а также те призывники, у которых старший брат отбывал или уже отбыл срок действительной службы Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповедений, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. В армии были отменены телесные наказания наказания розгами сохранялось только для штрафников), улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные; на вооружение были приняты скорострельние винтовки американского изобретателя Бердана. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск. Переход ко всеобщей военской повинности был серьёзным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения. Значительной перестройке подверглась и система образования. В июне 1864 г. Было утверждено «Положение о начальных народных училищах», согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприходских, воскресных и т. д. Срок обучения в них не превышал, как правило трёх лет.

С ноября 1864 г. Основным типом учебного заведения стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древнем языкам - латинскому и греческому. Срок обучения в них сначала был семилетним, а с 1871 г. - восьмилетним. Выпускники классических гимназий имели возможность поступить в университеты. Шестилетние реальные гимназии были призваны готовить «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли».

Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах. Было положено начало женскому среднему образованию – появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение. В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах.

Было положено начало женскому среднему образованию – появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовных лиц. В 1869-79 гг. доходы приходских священников значительно увеличились за счет упразднения мелких приходов и установления годового жалованья, которое составляло от 240 до 400 рублей. Для священнослужителей были введены пенсии по старости.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере про- свещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. – в военные училища. В 1867 г. Синод принял решения о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали демократическому обновлению духовенства. В то же время они привели к уходу из этой среды множества молодых, одаренных людей, пополнивших ряды интеллигенции. При Александре II произошло юридическое признание старообрядцев: им разрешили регистрировать свои браки и крещения в гражданских учреждениях; они могли теперь занимать некоторые общественные должности, свободно выезжать за границу. В то же время во всех официальных документах приверженцы старообрядчества по-прежнему именовались раскольниками, им было запрещено занимать государственные должности.

Вывод: В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия», Прокомментируйте данный документ.

Освобождение крестьян в 1861 году и последовавшие вслед за ним реформы 60-70-х годов стали переломным моментом в русской истории. Этот период был назван либеральными деятелями эпохой «великих реформ». Их следствием стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее ей пойти общеевропейским путем.

В стране резко возросли темпы экономического развития, начался переход к рыночной экономике. Под воздействием этих процессов формировались новые слои населения – промышленная буржуазия и пролетариат. Крестьянские и помещичьи хозяйства все больше втягивались в товарно-денежные отношения.

Появление земств, городского самоуправления, демократические преобразования в судебной и образовательной системах свидетельствовали о неуклонном, хотя и не столь быстром, движении России к основам гражданского общества и правового государства.

Однако почти все реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Они сохраняли сословные преимущества дворянства и контроль государства над обществом. На национальных окраинах реформы претворялись в жизнь в неполном объеме. В неизменном виде остался принцип самодержавной власти монарха.

Внешняя политика правительства Александра II почти на всех главных направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путем Российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить свое положение великой державы. За счет среднеазиатских территорий расширились рубежи империи.

Эпоха «великих реформ» стала временем превращения общественных движений в силу, способную влиять на власть или противостоять ей. Колебания правительственного курса и противоречивость реформ привели к росту радикализма в стране. Революционные организации встали на путь террора, стремясь за счет убийства царя и высших чиновников поднять крестьян на революцию.

Важное место в истории России занимают реформы, осуществлённые в период правления Александра II. Взойдя на престол в 1855 году, он получил в наследство от предыдущего царствования страну, погрязшую в Крымской войне, развалившуюся экономику и коррупцию, разъедавшую все ветви государственной власти. Для выхода из столь тяжёлого положения требовались самые решительные меры, которыми и стали проведённые им реформы.

Причины, побудившие к отмене крепостного права

Основная причина крестьянской реформы Александра II заключалась в необходимости принятия срочных мер, вызванных назревшим к тому времени кризисом крепостной системы и участившимися крестьянскими волнениями. Особую остроту массовые выступления приняли по окончании Крымской войны (1853 ─ 1856), поскольку крестьяне, откликнувшиеся на призыв правительства создавать ополчения, рассчитывали получить за это свободу и были обмануты в своих ожиданиях.

Весьма показательными являются следующие данные: если в 1856 году по стране было зарегистрировано 66 крестьянских бунтов, то через 3 года их количество увеличилось до 797. Кроме того, существенную роль в осознании необходимости проведения подобной реформы играли ещё два аспекта, о которых не мог не радеть российский император, ─ это государственный престиж, а также нравственная сторона проблемы.

Этапы освобождения крестьян

Датой отмены крепостного права принято считать 19 февраля 1861 года, то есть день подписания царём своего знаменитого Манифеста. Его факсимиле приводится ниже. Однако эта великая реформа Александра II проводилась в 3 этапа. В год выхода Манифеста свободу получили лишь так называемые частновладельческие крестьяне, то есть принадлежавшие дворянам. Они составляли около 55% от всех крепостных. Остальные же 45% подневольного люда находились в собственности царя (удельные крестьяне) и государства. Они были освобождены от крепостной зависимости в 1863 и 1866 гг.

Документ, разработанный Секретным комитетом

Освобождение крестьян, как и все либеральные реформы 60 ─ 70 годов 19 века, являлось поводом для горячих дискуссий среди представителей широких слоёв российского общества. Особую остроту они приняли между членами, созданного в 1857 году Секретного комитета, в обязанности которого входила проработка всех деталей будущего документа. Его заседания становились ареной полемики, в которой сталкивались мнения сторонников прогресса и закоренелых консерваторов-крепостников.

Результатом работы этого комитета, а также целого ряда организационных мероприятий, стал документ, на основании которого крепостное право в России отменялось навсегда, а крестьяне не только освобождались от юридической зависимости в отношении своих бывших владельцев, но также получали от них земельные наделы, которые им предстояло выкупать.

Новые хозяева земли

Согласно принятым в тот период нормативным актам, между крестьянами и помещиками должны были заключаться соответствующие соглашения о покупке бывшими крепостными положенных им наделов. До подписания этого документа крестьяне считались «временнообязанными», то есть продолжающими платить часть прежних оброков, поскольку, выйдя из личной зависимости, они не прекращали пользоваться господской землёй. Для погашения земельного долга перед помещиками крестьяне получали от казны ссуду с рассрочкой платежа на 49 лет.

Следует отметить, что в результате этой важнейшей из всех либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века крестьяне не только обрели свободу от крепостной зависимости, но, и стали собственниками почти 50% всей пахотной земли, являвшейся тогда в России главным производительным капиталом. Всё это дало стремительный толчок для повышения уровня национальной экономики.

Реформа системы государственных финансов

Либеральные реформы Александра II затронули и финансовую систему государства. Необходимость внесения в неё целого ряда изменений была продиктована переходом государственной экономики на капиталистический лад. Осуществлялась финансовая реформа при непосредственном участии министра финансов графа М. Х. Рейтера.

В рамках борьбы с коррупцией во всех ведомствах был установлен строгий порядок учёта прихода и расхода денежных средств, данные о которых публиковались и доводились до сведения широкой публики. Контроль за всеми казёнными расходами возлагался на министерство финансов, глава которого затем отчитывался перед государем. Важной стороной реформы стали также новшества в системе налогообложения и отмена «винных откупов», предоставлявших право продажи спиртных напитков лишь узкому кругу лиц и сокращавших тем самым поступление налогов в казну.

Реформа в сфере народного образования

Важной стороной либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века стали новшества, введённые в системе высшего и среднего образования. Так, в 1863 году был утверждён университетский устав, предоставлявший самые широкие права профессорской корпорации и ограждавший её от произвола чиновников.

Четырьмя годами позднее в гуманитарных гимназиях страны ввели классическую систему обучения, а технические гимназии преобразовали в реальные училища. Кроме того, был сделан значительный шаг на пути развития женского образования. Не оказались забытыми и низшие слои населения. Кроме имевшихся ранее церковно-приходских школ, в царствование Александра II появились тысячи начальных светских.

Земская реформа

Немаловажное значение уделил российский император и вопросам местного самоуправления. Согласно принятому им закону, все землевладельцы и частные предприниматели, чьё имущество соответствовало установленному цензу, а также крестьянские сообщества, наделялись правом избирать сроком на 3 года своих представителей в уездные земские собрания.

Поскольку депутаты, или, как их называли ─ «гласные», собирались лишь периодически, для постоянной работы создавалась уездная земская управа, членами которой становились особо доверенные лица из числа депутатов. Земства, учреждавшиеся не только в пределах уездов, но и целых губерний, занимались вопросами народного образования, продовольствия, здравоохранения, ветеринарии и содержания дорог.

В ноябре 1864 года увидел свет новый Судебный устав, в корне изменивший порядок всего судопроизводства. В отличие от норм, установленных ещё при Екатерине II, когда заседания происходили за закрытыми дверями в отсутствие не только зрителей, но даже истцов и ответчиков, во времена Александра II суд стал гласным.

Решающее значение в определении виновности подсудимых получил вердикт, выносимый присяжными заседателями, назначаемыми из обычных граждан. Кроме того, важным элементом судопроизводства стал состязательный процесс между адвокатом и прокурором. Ограждение судей от возможного давления, обеспечивалось их административной независимостью и несменяемостью.

Началась она в 1857 году с отмены военных поселений, учреждённых Александром I в 1810 году. Система, при которой военная служба совмещалась с производительным трудом, главным образом в сельском хозяйстве, на определённом этапе сыграла положительную роль, но к середине века полностью себя изжила.

Кроме того, в 1874 году был издан закон, разработанный комиссией под руководством военного министра Д. Милютина, отменявший прежние рекрутские наборы и заменивший их ежегодными призывами в армию юношей, достигших 21-летнего возраста. Однако даже из их числа в армию попадали не все, а лишь то количество, которое было необходимо государству на данный момент. Взятые же на службу проводили 6 лет в войсках и ещё 9 числились в запасе.

Военной реформой предусматривался также обширный перечень льгот для призывников, которые распространялись на лиц самых различных категорий. Под них подпадали, в частности, единственные сыновья у родителей или единственные внуки у бабушек и дедушек, кормильцы семей, а также те, у кого при отсутствии родителей находились на иждивении малолетние братья или сёстры, и ещё многие другие молодые люди.

Реформа городского самоуправления

Рассказ о либеральных реформах 60 ─ 70 годов 19 века будет неполным, если не упомянуть о том, что, согласно закону, изданному в 1870 году, порядок местного самоуправления, установленный в уездах и губерниях, распространялся также и на города Российской империи. Их жители, платившие налоги с принадлежавшей им земли, промыслов или торга, получали право избирать гласных в городскую думу, осуществлявшую контроль за ведением городского хозяйства.

В свою очередь, думой избирались члены постоянно действовавшего органа, которым являлась городская управа и её руководитель ─ городской голова. Важно отметить, что местная администрация не имела возможности влиять на решения городской думы, поскольку та подчинялась непосредственно сенату.

Итоги реформирования

Все те меры государственного преобразования, о которых шла речь в статье, позволили решить целый ряд наболевших к тому времени социальных и экономических проблем. Они создали необходимые условия для развития в России капиталистической экономики, и превращения её в правовое государство.

К сожалению, при жизни великий реформатор не удостоился благодарности соотечественников. Ретрограды осуждали его за излишний либерализм, а либералы упрекали в недостаточной радикальности. Революционеры же и террористы всех мастей устроили за ним настоящую охоту, организовав 6 покушений. В итоге 1 (13) марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной в его карету народовольцем Игнатием Гриневицким.

По мнению исследователей, часть его реформ не была доведена до конца как в силу объективных причин, так и в результате нерешительности самого императора. Когда же в 1881 году к власти пришёл Александр III, то развёрнутые им контрреформы значительно замедлили прогресс, обозначившийся в предыдущее царствование.