Рассмотрим пьесу, созданную Ибсеном в 1879 году. Опишем ее краткое содержание. - то произведение, о котором идет речь. Действие этой пьесы происходит в Норвегии, современной Ибсену. Недорого обставленная и уютная квартира Торвальда Хельмера, адвоката, а также Норы, его жены, возникает перед нами в пьесе "Кукольный дом". Краткое содержание по главам этого произведения начинается следующим образом.

Подготовка к Рождеству

С улицы в дом входит Нора, которая приносит множество коробок с собой. Это подарки для Торвальда и детей на елку. Муж вокруг жены любовно суетится, обвиняет ее - его бабочку, белочку, жаворонка, куколку, птичку - в мотовстве. Но Нора возражает, что в это Рождество им не повредит немного мотовства, ведь Хельмер с нового года начинает исполнять обязанности директора банка, и они не будут экономить на всем, как в прошлые годы.

Что сделала для Хельмера Нора?

Нора и после рождения 3-х детей остается красавицей. Хельмер, поухаживав за ней, удаляется в свой кабинет. Фру Линде, давняя подруга Норы, входит в гостиную. Она только что с парохода. Давно не виделись женщины - практически 8 лет, и подруга за это время похоронила мужа, с которым брак оказался бездетным. А Нора, казалось бы, беззаботно порхает по жизни. Но это не так. В первый год замужества, когда ее муж ушел из министерства, он был вынужден, кроме своей основной работы, брать на дом деловые бумаги и до позднего вечера сидеть над ними. В результате Хельмер заболел. Доктора сообщили, что лишь южный климат может его спасти. Всей семьей они провели целый год в Италии. Довольно крупную сумму, необходимую на поездку, Нора взяла якобы у своего отца. Однако на самом деле ей помог один господин. Нора получила их под расписку взаймы и теперь выплачивает регулярно проценты, тайком от мужа прирабатывая.

Планы фру Линде из пьесы "Кукольный дом"

Краткое содержание по действиям последовательно раскрывает события произведения. Ибсен далее рассказывает о том, что фру Линде хочет вновь поселиться в их городе. Хельмер, вероятно, ее сможет устроить в банке у себя. Он составляет сейчас штатное расписание и в кабинете разговаривает с Крогстадом, своим поверенным, которого хочет уволить. Место, таким образом, освобождается. Оказывается, что фру Линде немного знакома с Крогстадом.

Увольнение Крогстада

Хельмер действительно его увольняет. Этим событием продолжается краткое содержание пьесы "Кукольный дом". Супруг Норы не любит людей, репутация которых подмочена. Крогстад в свое время (Хельмер учился с ним вместе) совершил подлог. Он подделал на денежном документе подпись. Однако суда смог избежать, выкрутившись из трудного положения. Ненаказанный порок, как считает Хельмер, сеет семена разложения вокруг. Людям, подобным Крогстаду, следует запретить иметь детей. Ведь из них вырастут с таким воспитателем лишь преступники.

Просьба Крогстада

Однако выясняется, что подлог совершила и Нора. На заемном письме давшему ей деньги на Италию Крогстаду она подделала подпись отца, к которому обратиться не могла, поскольку он лежал в то время при смерти. Документ, более того, датирован днем, когда его не мог подписать отец Норы, поскольку уже умер к тому времени. Крогстад, прогоняемый с работы, просит Нору, чтобы она за него заступилась, ведь он себя прекрасно зарекомендовал в банке. Теперь же все его карты спутало назначение нового директора.

Угрозы бывшего поверенного

Не только лишь за темное прошлое хочет его уволить Хельмер, но и за то, что он назвал его на "ты" несколько раз по старой памяти. Нора просит мужа за Крогстада, однако ее супруг, не принимающий ее всерьез, отказывает. Тогда Норе угрожает разоблачением Крогстад. Он говорит, что расскажет Хельмеру, откуда та достала деньги для путешествия в Италию. Ее муж узнает, кроме того, и про совершенный ею подлог. И на сей раз ничего от Норы не добившись, Крогстад шантажирует обоих супругов. Хельмеру он посылает письмо, содержащее прямую угрозу - если выплывет наружу история с подлогом его жены, ему не удержаться на посту директора банка.

История с доктором Ранком

Продолжаем описывать краткое содержание. "Кукольный дом" уже приближается к финалу, который весьма интересен. Нора мечется, ища выход. Она сначала кокетничает с доктором Ранком, другом семьи. Тот в нее тайно влюблен, однако обречен на смерть - у доктора наследственный сифилис. Ради Норы Ранк готов на все. Он предлагает ей деньги, но выясняется, что Крогстад хочет иного. Трагически заканчивается история доктора Ранка. Хельмеры получают по почте от него открытку с черным крестом, который означает, что Ранк у себя дома заперся и не принимает больше никого: он умрет там, не пугая своим видом друзей.

Что же делать Норе? Разоблачение и позор пугают ее, лучше уж покончить с собой! Однако Крогстад предупреждает, что бессмысленно совершать самоубийство, ведь ее память будет опозорена в этом случае.

Помощь, пришедшая от фру Линде

С неожиданной стороны приходит помощь - от фру Линде, подруги Норы. Она объясняется в решающий момент с Крогстадом. Дело в том, что их связывала в прошлом любовь, однако фру Линде вышла замуж за другого, так как у нее на руках оставались двое младших братьев и старуха мать, а у Крогстада финансовое положение было непрочным. Фру Линде теперь свободна: ее муж и мать умерли, а братья встали на ноги. Теперь она готова выйти замуж за Крогстада. Тот обрадован, что его жизнь постепенно налаживается. Он находит наконец и верного человека, и любовь. Крогстад отказывается от шантажа. Однако уже поздно - письмо его находится в почтовом ящике Хельмера. И Крогстад решает: путь Нора узнает, чего Хельмер, с его предрассудками и ханжеской моралью, стоит на самом деле.

Поведение Хельмера после прочтения письма

Прочитав письмо, супруг Норы чуть ли ни бьется в истерике от праведного гнева, охватившего его. Опишем вкратце его мысли и эмоции, составляя краткое содержание. "Кукольный дом", надо сказать, - произведение с весьма напряженным конфликтом.

Хельмер негодует. Его жена - преступница? Именно из-за нее достигнутое столь тяжелым трудом благополучие семьи распадается! Им не избавиться от требований Крогстада до конца дней! Супруг Норы решает, что он не позволит жене портить детей. Они будут отныне отданы няньке на попечение. Хельмер же, ради соблюдения внешних приличий, позволит своей супруге остаться в доме, однако они будут теперь жить раздельно.

Решение Норы

Посыльный в этот момент приносит письмо от Крогстада, персонажа пьесы "Кукольный дом". Краткое содержание его следующее: в нем говорится, что тот от своих требований отказывается и возвращает заемное письмо. Мгновенно меняется настроение Хельмера. Все будет, как прежде! Однако Нора, которую он привык считать послушной игрушкой, вдруг восстает. Она решает уйти из дома. К ней привыкли относиться как к куколке, которую приятно ласкать. Нора и раньше это понимала, но любила своего мужа и потому прощала ему. Но теперь дело иное. Нора надеялась на чудо, на то, что, как любящий муж, Хельмер возьмет на себя ее вину. Теперь она своего супруга не любит, как раньше ее не любил Хельмер. Они - чужие. А по-прежнему жить означает прелюбодействовать, продавать себя за деньги и удобства.

Хельмера ошеломляет решение Норы покинуть "кукольный дом". Краткое содержание пьесы не останавливается подробно на чувствах героев. Однако отметим, что Хельмер довольно умен для того, чтобы понять, что чувства и слова ее серьезны. Он надеется, что супруга изменит свое решение, и они когда-нибудь воссоединятся. Хельмер готов сделать все для того, чтобы это произошло. Однако решение Норы окончательно.

На этом завершается драма "Кукольный дом", краткое содержание которой вы только что прочитали. Рекомендуем прочесть текст в оригинале - произведение по объему небольшое. Ведь художественных особенностей пьесы не может передать ее краткое содержание. "Кукольный дом", безусловно, стоит того, чтобы ознакомиться с ним в оригинале.

Санкт-Петербургская государственная театральная академия искусств

Анализ драмы Генрика Ибсена

«Кукольный дом»

Студентки вечернего отделения

театроведческого факультета

Никитиной Екатерины

Новая драма - мировоззренческий кризис рубежа XIX-XX веков, который был вызван тем, что в драматургии не появлялось новых значительных имен, упала роль смысла и слова, а на сцене преобладали тенденции развлекательности, водевильности и маскарада и, как следствие, мощный подъем драматического искусства, представленный творчеством таких писателей конца XIX века, как Август Стринберг, Генрик Ибсен, Бернард Шоу, Антон Чехов и др., которые выступили с требованием проблемности и социальности театра: драма должна обращаться к современному зрителю, поднимать злободневные вопросы, будить мысль. В «новой драме» акцент делался не на сюжет, а на его осмысление; в текст непосредственно включались элементы дискуссии; по-новому ставились проблемы морали; основой конфликта становилось столкновение не интересов и личностей, а идей и мнений.

С творчеством норвежского драматурга, поэта и публициста Генрика Ибсена (1828-1906) связано формирование важнейшего жанра в западноевропейской новой драме – драмы идей. Второй период творчества Ибсена (1864-1884) считается реалистическим. Это этап расцвета его драматургии, наиболее беспощадного, резкого осуждения бездуховной действительности.

Пьеса «Кукольный дом», задуманная в 1878 году и написанная в 1879 году, является замечательным примером аналитической драмы и драмы идей. В ее основу Ибсен положил реальное событие. Прототипом Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Килер (урождённая Петерсон, 1849-1932).

Первые наброски Ибсена к "Кукольному дому" имеют заголовок «Наброски к современной трагедии». Сочетание слов «современная трагедия» показательно. Замысел Ибсена состоял в том, чтобы в этой пьесе облечь в классическую форму трагедии современный материал. В "Кукольном доме" драматург не стремится радикально изменить форму. Например, он практически сохраняет классическое триединство Аристотеля – единство времени, места и действия:

Место: Действие происходит исключительно в доме Хельмеров.

Время: Действие происходит в течении трех дней (об этом говорит Хельмер в последних диалогах с Норой).

Действие: События происходят в хронологической последовательности.

Ретроспективное построение драмы у Ибсена предполагает, что события завязываются в обозримом прошлом еще до начала действия пьесы и неотделимы от настоящего героев. Не было бы прошлого, не было бы конфликта, сверхзадачи и всего того, ради чего написана пьеса:

"... драма начинается с конца трагедии: все главные события уже совершились; задача диалога - ретроспективно развернуть перед нами жизнь героев, ибо вся их жизнь - трагедия: нет поэтому у Ибсена видимого начала и видимого конца трагедии" (Андрей Белый "Кризис сознания и Генрик Ибсен")

С помощью ретроспективной техники Ибсен выявляет истинное положение дел, скрытое за оболочкой внешнего благополучия.

Действие пьесы начинается в преддверии праздника Рождества. Прямой экспозиции нет. Элементы ее обрывками всплывают по ходу действия всей пьесы.

Главная героиня, Нора, радостная и счастливая, возвращается домой с подарками для любимой семьи. Нора искренне верит, что в ее семье царят мир и любовь, и в этой любви к ближним: мужу и детям она видит смысл своей жизни. Воспитанная без матери, когда-то она также горячо любила отца, но отец умер и муж в какой-то степени заменил ей его.

Торвальд Хельмер, адвокат, ныне директор акционерного банка, и сам относится к жене как к малолетней дочери. Он обращается к ней в третьем лице, ласково называя белочкой, птичкой, певуньей-пташкой, маленькой чудачкой и т.д. и шутливо беря ее за ушко. Хельмер считает Нору своей куколкой. Но любую куклу можно любить, нянчиться с ней, играть, а можно, не рассчитав силы, и нечаянно сломать, ведь она не имеет права голоса и вообще никаких прав.

Хельмер – объект, которому приносят жертву. Он живет исключительно по нормам общественной морали, является по его же словам «безукоризненным чиновником» и полностью зависит от общественного мнения, «утонченная натура», как сказал доктор Ранк. Не способный на подвиг, а только говорящий о нем. Хельмер постоянно повторяет, что Нора принадлежит ему, вся целиком. О двойственной натуре Хельмера говорит то, как он относится к доктору Ранку и Фру Линне в лицо и за спиной.

Брак для Хельмера - это законное право собственности мужа на жену. Не случайно пьесу «Кукольный дом» часто называют просто «Нора». Речь в ней в первую очередь идет о несправедливости, допущенной обществом по отношению к женщине и к человеку как к личности.

Нора в разговоре со своей подругой Кристиной сама ставит эту проблему: «Вы все думаете, что я не годна ни на что серьезное» и в доказательство своей самостоятельности открывает Великую тайну, которую носит в сердце, с которой и завязываются действия драмы:

Восемь лет назад Нора подделала подпись своего умершего отца на векселе, ради того, чтобы заплатить за лечение тяжело больного мужа. Она ничего не сказала в семье. Нора была искренне рада и горда тем, что ее тайна является доказательством преданной любви.

Крогстад, служащий в банке у Хельмера, - человек у которого Нора и заняла те самые деньги, узнав о своем увольнении, начинает шантажировать Нору. Он мечтает путем шантажа занять высокий пост в банке. Крогстад готов бороться не на жизнь, а насмерть и его можно понять. Когда-то и он был уличен в подделке документов и сделал это из тех же самых побуждений, что и Нора. По мнению Кристины, Крогстада довело до такой жизни отчаяние. Мало того, что у него на руках маленькие дети, так он еще и потерял любимую женщину – Кристину. И когда это случилось, у него почва выскользнула из-под ног. Он научился больше не верить людям. Он, как и Нора, жертва любви к своим ближним.

Драматург выстраивает характеры героев аналитически точно, с математическим расчетом, подчиняет своей идее. Ведь если разобраться, у Ибсена нет ни одного случайного героя, ни одной лишней фразы. Например, Кристина Линне, бывшая любовь Крогстада, оказывается претенденткой на его пост в банке и в очередной раз, сама того не ведая, «лишает его кислорода».

Образ Кристины – также образ жертвенницы, которая когда-то бросила любимого человека и вышла замуж по расчету ради маленьких братьев и больной матери, но при этом нисколько не сожалеет, а гордится этим. Крогстад дает точное объяснение поведению Кристины: «великодушная потребность жертвовать собой.

«Ибсен – проповедник страдания» - скажет в своей статье о писателе Корней Чуковский.

Но вернемся к Норе. После разоблачения Крогстадом, ее тайна оказалась под угрозой. Обман – это зерно, посаженное на почву семейного счастья, который вдруг начал прорастать и норовит вылезти наружу и для Норы теперь «задача №1»- втоптать его обратно, ведь для Торвальда «с его мужским самолюбием было бы так мучительно, унизительно узнать, что он обязан ей чем-нибудь»

Хельмер: «Отравленная ложью атмосфера заражает, разлагает всю домашнюю жизнь. Я испытываю прямо физическое отвращение к таким людям»

Преступление, совершенное Крогстадом, в глазах закона такое же, как и то, что совершила Нора. Женщина возмущена несправедливостью законов, которые остаются равнодушными к моральным намерениям и мотивам поступков людей. Закон юридический, формальный и закон совести не совпадают:

«Ни за что не поверю. Чтобы дочь не имела права избавить умирающего старика-отца от тревог и огорчения? Чтобы жена не имела права спасти жизнь своему мужу?»

Нора Хельмер, казалось бы, совершенно далекая от проблем общественной жизни, вступает в непримиримый конфликт с этим обществом, называя его законы бесчеловечными.

Нора не может в одиночку справится с мучившим ее «тайным грузом» и хочет просить помощи у друга семейства, доктора Ранка, но не успевает, потому что доктор неожиданно раскрывает ей свою тайну, в которой признается в давней любви к Норе. Из этого признания мы понимаем, что смысл жизни доктора – это лицезреть Нору, в которую он бесконечно влюблен. Нора смущена. Она отвечает, что не нужно раскрывать своих тайн, ведь все было так хорошо. Нора говорит слова, в которых отражается суть ее теплого отношения к доктору: «Видите, некоторых людей любишь больше всего на свете, а с другими как-то больше всего хочется бывать». «Нечего лгать себе самому» - как бы подсознательно предупреждает доктор Нору.

Помочь Норе вызывается Фру Линне. Она обещает поговорить с Крогстадом, который оставил обличительное письмо в почтовом ящике, адресованное Хельмеру. Нора соглашается. Напряжение нарастает, когда Нора с возрастающим жаром танцует тарантеллу - безумный итальянский танец. В этот момент возвращается Кристина и говорит Норе, что ей не удалось поговорить с Крогстадом. Нора ждет чуда. Хельмеры уходят на вечеринку.

Приходит Крогстад. У него состоится неожиданный для читателей разговор с Кристиной. Кристина просит Крогстада забыть обиды и протянуть друг другу руки:

«Работать для себя одной мало радости. Крогстад, дайте мне цель - для чего и для кого работать». Крогстад счастлив. Он готов подарить Кристине смысл жизни и обрести свой. После такого поворота судьбы, он решает забрать свое письмо, но Кристина его останавливает: «Пусть они наконец объяснятся между собой начистоту. Невозможно, чтобы это так продолжалось»

Хельмер после танцев предвещает исход событий: «Конец всегда должен быть эффектен»

Ибсен – мастер интриги. Он держит в напряжении читателя до самой середины финального третьего действия.

Письмо Крогстада, которое за закрытой дверью читает Торвальд во время душевных терзаний Норы, не только открывает давнюю тайну, но и определяет, кто есть кто. Здесь-то и наступает кульминация. Нора хочет покончить жизнь самоубийством. Торвальд останавливает ее, но не потому что переживает за нее, а потому что переживает за себя. Узнав о Норином долге, он начинает беспокоиться, ведь их «добропорядочная» семья может стать предметом сплетен, пересудов и скандалов. К тому же Торвальд – эгоист и карьерист, для которого репутация и место в банке важней всего на свете. Он не способен оценить самопожертвования Норы. Он считает жену настоящей преступницей: «О, какое страшное пробуждение! Все эти восемь лет... она, моя радость, моя гордость... была лицемерная, лживая... О, какая бездонная пропасть грязи, притворства!» Жена как бы перестает существовать для него. Торвальд даже собирается отстранить Нору от воспитания детей. В этот момент Нора понимает, что ложь, как бумеранг: чем сильнее запустишь, тем больнее ударит прямо в голову и протрезвит мгновенно. Развязка наступает символично: Нора собирается сбросить маскарадный костюм.

Женщина поняла, что, желая семейного счастья, она пошла на преступление, а в результате утратила чувство собственного достоинства. В руках мужа она стала любимой игрушкой. Нора собирается уйти из дома. На вопрос обеспокоенного Торвальда, вернется ли она, звучит решительный ответ: "Для этого должно произойти чудо из чудес, чтобы совместная жизнь по-настоящему стала браком". Торвальд пытается удержать Нору, напоминая ей о так называемой "обязанности перед мужем и детьми". В ответ он слышит то, чего совершенно не ожидает: Нора отвечает, что она «не только мать семейства, но прежде всего человек, такой же, как и ты, - или, по крайней мере, должна стать человеком».

Когда тайна открылась, Нора выбирает путь страдания, очищения: оставить все земное, драгоценное, что у нее есть на этой земле. Вот это-то для Ибсена самое главное: обрести самого себя. Человек сам выбирает свою судьбу.

Интересно, что концовка пьесы (Нора покидает мужа и детей и уходит, чтобы разобраться во всем) вызвала такую бурю негодования у современников Ибсена, что он вынужден был пойти на компромисс и изменить ее (Нора смотрит на спящих в своих кроватках детей - и остается).

В пьесе можно выделить два ярких конфликта: человек с самим собой (Нора и ее внутренняя борьба) и человек и общество (Нора живет со своим мужем так, как того требуют мещанские устои).

Ибсен – символист. Ткань всей пьесы пронизана разными символами.

«Кукольный дом» - ключевой символ, отражающий суть мнимого семейного счастья четы Хельмеров, построенного на иллюзиях. Вся их жизнь - обман, который проявляется даже в том, что Нора вопреки запретам мужа втайне поедает любимое миндальное печенье. Также «кукольный дом» отражает вообще человеческую жизнь, в которой отсутствует это самое человеческое. Наша жизнь превращается в заучивание и играние определенных ролей. Мы все больше и больше замыкаемся в себе и боимся быть собой.

Есть и другие символы: куколка для Эмми, которую та «все равно скоро поломает», праздник, танцы – символы беспечности жизни, разложение, о котором говорит доктор Ранк, а Нора не хочет его слушать, костюмы, в которые переодевается Нора – как элемент театральности в семейной жизни Хельмеров.

Помимо того, что герои сами дают оценку происходящему, в пьесе также важна роль подтекста.

За словами такого необязательного на первый взгляд героя, как доктор Ранк скрыто очень много подтекста. «Моему бедному спинному мозгу приходится расплачиваться за веселые деньки офицерской жизни моего отца» - косвенно проецируется на семейную жизнь Норы и мужа. А когда он говорит о визитной карточке с черным крестом, которую пошлет, когда начнется мерзость разрушения, тайна, действительно, вскрывается вместе с карточкой доктора и происходит разрушение «семейной идиллии». Доктор говорит, что в каждой семье кто-то расплачивается за грехи другого.

Не жизнь такая, а мы такие - хочет своим творчеством доказать нам Ибсен. Мы не можем справиться с этой жизнью, проигрываем ей в схватке. Жизнь не прощает тех, кто каждую минуту не борется за нее и не кладет на алтарь ее жертвы во имя идеи и во имя свободы.

Ибсен предъявляет к человеку требования, взыскивает, нападает на мещанство, в котором он погряз, бичует, поучает и этим мечтает возвысить...". (О. Л. Книппер-Чехова "Ибсен в Художественном театре").

Закончить хотелось бы словами Корнея Чуковского, точно определившего проблематику творчества Ибсена:

Мы все копошимся здесь на земле и погрязли во лжи, в самодовольстве, погрязли в заботах и даже погрязли в собственном счастье. Только в подвиге и борьбе обретете вы душу.

примирялся с ним, во-первых, ради общей пользы, которая у него всегда на первом плане стояла, и, во-вторых, ради ограждения своих идеалов от напрасной и преждевременной гибели. Сверх того, он знал, что идеалы, его одушевляющие, имеют слишком отвлеченный характер, чтобы воздействовать на жизнь непосредственным образом. Что́ такое свобода? обеспеченность? самодеятельность? Все это отвлеченные термины, которые следует наполнить несомненно осязательным содержанием, чтобы в результате вышло общественное цветение. Термины эти, в своей общности, могут воспитывать общество, могут возвышать уровень его верований и надежд, но блага осязаемого, разливающего непосредственное ощущение довольства, принести не могут. Чтобы достичь этого блага, чтобы сделать идеал общедоступным, необходимо разменять его на мелочи и уже в этом виде применять к исцелению недугов, удручающих человечество. Вот тут-то, при размене на мелочи, и вырабатывается само собой это выражение: «по возможности», которое, из двух приходящих в соприкосновение сторон, одну заставляет в известной степени отказаться от замкнутости, а другую - в значительной степени сократить свои требования.

Все это отлично понял наш либерал и, заручившись этими соображениями, препоясался на брань с действительностью. И прежде всего, разумеется, обратился к сведущим людям.

Свобода - ведь, кажется, тут ничего предосудительного нет? - спросил он их.

Не только не предосудительно, но и весьма похвально, - ответили сведущие люди, - ведь это только клевещут на нас, будто бы мы не желаем свободы; в действительности мы только об ней и печалимся... Но, разумеется, в пределах...

Гм... «в пределах»... понимаю! А что вы скажете насчет обеспеченности?

И это милости просим... Но, разумеется, тоже в пределах.

А как вы находите мой идеал общественной самодеятельности?

Его только и недоставало. Но, разумеется, опять-таки в пределах.

Что ж! в пределах, так в пределах! Сам либерал хорошо понимал, что иначе нельзя. Пусти-ка савраса без узды - он в один момент того накуролесит, что годами потом не поправишь! А с уздою - святое дело! Идет саврас и оглядывается: а ну-тко я тебя, саврас, кнутом шарахну... вот так!

И начал либерал «в пределах» орудовать: там урвет, тут урежет; а в третьем месте и совсем спрячется. А сведущие люди глядят на него и не нарадуются. Одно время даже так

работой его увлеклись, что можно было подумать, что и они либералами сделались.

Действуй! - поощряли они его, - тут обойди, здесь стушуй, а там и вовсе не касайся. И будет все хорошо. Мы бы, любезный друг, и с радостью готовы тебя, козла, в огород пустить, да сам видишь, каким тыном у нас огород обнесен!

Вижу-то, вижу, - соглашался либерал, - но только как мне стыдно свои идеалы ломать! так стыдно! ах, как стыдно!

Ну, и постыдись маленько: стыд глаза не выест! зато, по возможности , все-таки затею свою выполнишь!

Однако, по мере того, как либеральная затея по возможности осуществлялась, сведущие люди догадывались, что даже и в этом виде идеалы либерала не розами пахнут. С одной стороны, чересчур широко задумано; с другой стороны - недостаточно созрело, к восприятию не готово.

Невмоготу нам твои идеалы! - говорили либералу сведущие люди, - не готовы мы, не выдержим!

И так подробно и отчетливо все свои несостоятельности и подлости высчитывали, что либерал, как ни горько ему было, должен был согласиться, что, действительно, в предприятии его существует какой-то фаталистический огрех: не лезет в штаны, да и баста.

Ах, как это печально! - роптал он на судьбу.

Чудак! - утешали его сведущие люди, - есть отчего плакать! Тебе что́ нужно? - будущее за твоими идеалами обеспечить? - так ведь мы тебе в этом не препятствуем. Только не торопись ты, ради Христа! Ежели нельзя «по возможности», так удовольствуйся тем, что отвоюешь «хоть что-нибудь»! Ведь и «хоть что-нибудь» свою цену имеет. Помаленьку да полегоньку, не торопясь да богу помолясь - смотришь, ан одной ногой ты уж и в капище! В капище-то, с самой постройки его, никто не заглядывал; а ты взял да и заглянул... И за то бога благодари.

Делать нечего, пришлось и на этом помириться. Ежели нельзя «по возможности», так «хоть что-нибудь» старайся урвать, и на том спасибо скажи. Так либерал и поступил, и вскоре так свыкся с своим новым положением, что сам дивился, как он был так глуп, полагая, что возможны какие-нибудь иные пределы. И уподобления всякие на подмогу к нему явились. И пшеничное, мол, зерно не сразу плод дает, а также поцеремонится. Сперва надо его в землю посадить, потом ожидать, покуда в нем произойдет процесс разложения, потом оно даст росток, который прозябнет, в трубку пойдет, восколосится и т. д. Вот через сколько волшебств должно перейти зерно прежде, нежели даст плод сторицею! Так же и тут, в погоне

за идеалами. Посадил в землю «хоть что-нибудь» - сиди и жди.

И точно: посадил либерал в землю «хоть что-нибудь» - сидит и ждет. Только ждет-пождет, а не прозябает «хоть что-нибудь» и вся недолга. На камень оно, что ли, попало или в навозе сопрело - поди, разбирай!

Что за причина такая? - бормотал либерал в великом смущении.

Та самая причина и есть, что загребаешь ты чересчур широко, - отвечали сведущие люди. - А народ у нас между тем слабый, расподлеющий. Ты к нему с добром, а он норовит тебя же в ложке утопить. Большую надо сноровку иметь, чтобы с этим народом в чистоте себя сохранить!

Помилуйте! что уж теперь о чистоте говорить! С каким я запасом-то в путь вышел, а кончил тем, что весь его по дороге растерял. Сперва «по возможности» действовал, потом на «хоть что-нибудь» съехал - неужто можно и еще дальше под гору идти?

Разумеется, можно. Не хочешь ли, например, «применительно к подлости»?

Как так?

Очень просто. Ты говоришь, что принес нам идеалы, а мы говорим: «Прекрасно; только ежели ты хочешь, чтобы мы восчувствовали, то действуй применительно».

Значит, идеалами-то не превозносись, а по нашему масштабу их сократи, да применительно и действуй. А потом, может быть, и мы, коли пользу увидим... Мы, брат, тоже травленые волки, прожектеров-то видели! Намеднись генерал Крокодилов вот этак же к нам отъявился: «Господа, говорит, мой идеал - кутузка! пожалуйте!» Мы сдуру-то поверили, а теперь и сидим у него под ключом.

Крепко задумался либерал, услышав эти слова. И без того от первоначальных его идеалов только одни ярлыки остались, а тут еще подлость прямую для них прописывают! Ведь этак, пожалуй, не успеешь оглянуться, как и сам в подлецах очутишься. Господи! вразуми!

А сведущие люди, видя его задумчивость, с своей стороны, стали его понуждать. «Коли ты, либерал, заварил кашу, так уж не мудри, вари до конца! Ты нас взбудоражил, ты же нас и ублаготвори... действуй!»

И стал он действовать. И все применительно к подлости. Попробует иногда, грешным делом, в сторону улизнуть; а сведущий человек сейчас его за рукав: «Куда, либерал, глаза скосил? гляди прямо!»

Таким образом шли дни за днями, а за ними шло вперед и дело преуспеяния «применительно к подлости». Идеалов и в помине уж не было - одна мразь осталась - а либерал все-таки не унывал. «Что ж такое, что я свои идеалы по́ уши в подлости завязил? Зато я сам, яко столп, невредим стою! Сегодня я в грязи валяюсь, а завтра выглянет солнышко, обсушит грязь - я и опять молодец-молодцом!» А сведущие люди слушали эти его похвальбы и поддакивали: «Именно так!»

В некоторой стране жил-был либерал, и притом такой откровенный, что никто слова не молвит, а он уж во все горло гаркает: «Ах, господа, господа! что вы делаете! ведь вы сами себя губите!» И никто на него за это не сердился, а, напротив, все говорили: «Пускай предупреждает – нам же лучше!»

– Три фактора, – говорил он, – должны лежать в основании всякой общественности: свобода, обеспеченность и самодеятельность. Ежели общество лишено свободы, то это значит, что оно живет без идеалов, без горения мысли, не имея ни основы для творчества, ни веры в предстоящие ему судьбы. Ежели общество сознает себя необеспеченным, то это налагает на него печать подавленности и делает равнодушным к собственной участи. Ежели общество лишено самодеятельности, то оно становится неспособным к устройству своих дел и даже мало-помалу утрачивает представление об отечестве.

Вот как мыслил либерал, и, надо правду сказать, мыслил правильно. Он видел, что кругом него люди, словно отравленные мухи бродят, и говорил себе: «Это оттого, что они не сознают себя строителями своих судеб. Это колодники, к которым и счастие, и злосчастие приходит без всякого с их стороны предвидения, которые не отдаются беззаветно своим ощущениям, потому что не могут определить, действительно ли это ощущения или какая-нибудь фантасмагория». Одним словом, либерал был твердо убежден, что лишь упомянутые три фактора могут дать обществу прочные устои и привести за собою все остальные блага, необходимые для развития общественности.

Но этого мало: либерал не только благородно мыслил, но и рвался благое дело делать. Заветнейшее его желание состояло в том, чтобы луч света, согревавший его мысль, прорезал окрестную тьму, осенил ее и все живущее напоил благоволением. Всех людей он признавал братьями, всех одинаково призывал насладиться под сению излюбленных им идеалов.

Хотя это стремление перевести идеалы из области эмпиреев на практическую почву припахивало не совсем благонадежно, но либерал так искренно пламенел, и притом был так мил и ко всем ласков, что ему даже неблагонадежность охотно прощали. Умел он и истину с улыбкой высказать, и простачком, где нужно прикинуться, и бескорыстием щегольнуть. А главное, никогда и ничего он не требовал, наступя на горло, а всегда только по возможности .

Конечно, выражение «по возможности» не представляло для его ретивости ничего особенно лестного, но либерал примирялся с ним, во-первых, ради общей пользы, которая у него всегда на первом плане стояла, и, во-вторых, для ограждения своих идеалов от напрасной и преждевременной гибели. Сверх того, он знал, что идеалы, его одушевляющие, носят слишком отвлеченный характер, чтобы воздействовать на жизнь непосредственным образом. Что такое свобода? обеспеченность? самодеятельность? Все это отвлеченные термины, которые следует наполнить несомненно осязательным содержанием, чтобы в результате вышло общественное цветение. Термины эти, в своей общности, могут воспитывать общество, могут возвышать уровень его верований и надежд, но блага осязаемого, разливающего непосредственное ощущение довольства, принести не могут. Чтобы достичь этого блага, чтобы сделать идеал общедоступным, необходимо разменять его на мелочи и уже в этом виде применять к исцелению недугов, удручающих человечество. Вот тут-то, при размене на мелочи, и вырабатывается само собой это выражение: «по возможности», которое, из двух приходящих в соприкосновение сторон, одну заставляет в известной степени отказаться от замкнутости, а другую – в значительной степени сократить свои требования.

В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг. Он вмешивался во все дела. Что бы не случалось, он непременно предупреждал о губительных последствиях. В обществе довольно терпимо относились к его словам. Люди выражали снисхождение, абсолютно не сердясь на его поведение.

Либерал был убежден в 3-х основополагающих вещах. В первую очередь - это идеалы людей, которые обеспечиваются исключительно свободой. Далее следует обеспеченность, позволяющая испытывать некоторую особенность и превосходство собственной личности. Ввиду последней составляющей – самодеятельности - общество организуется и вырабатывает собственное отношения к происходящим событиям. Либерал отвергает людей, не умеющих выстраивать жизнь и судьбу. Он всячески старается убедить окружающих в правоте личных суждений.

Однажды он решает воспользоваться советом знающих людей в отношении свободы. Те отвечают ему, что занимаются тем, что только и делают, как насаждают свободные идеи в рамках разумного. Либерал начинает поступать в рамках обозначенных пределов: где-то урежет, где-то уворует или вовсе скроется. Окружение одобряет его поступки. Абсолютно негоже идеалы ломать, претворяя при этом задуманное в жизнь. Стремление вполне благонадежно, поэтому ему все сходит с рук. Ничего никогда не требуя, он совершал поступки по мере возможности.

Через некоторое время сведущие люди просят героя оставить личные ценности или сократить их до разумных пределов. Пришлось либералу смириться. От прежних задумок почти ничего не осталось, но он не унывает и надеется на лучшее.

Идя как-то с приятелем по улице, они всецело предались рассуждениям об идеалах. Внезапно на либерала попали брызги, хотя в этот день не предвиделось дождя. Помоев из окон тоже никто не выливал. Просто из-за угла трусливый человек плюнул в них за все их либеральные намерения. Ничего лучшего не следует ожидать от дела, скатившегося от идеалов к подлости. Рассказ обличает низменные стремления людей и учит непременно на все события иметь собственную точку зрения.

Картинка или рисунок Либерал

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Я в замке король Сьюзен Хилл

    В старое фамильное поместье Уорингс приезжает сын покойного хозяина дома. Джозеф Хупер - так зовут сына бывшего хозяина поместья. Он вдовец и у него есть сын Эдмунд, которому исполнилось 10 лет

  • Краткое содержание Русский лес Леонов

    Окончив школу, Поля Вихрова приезжает в Москву, чтобы продолжить учебу. Ее мама Елена Ивановна, работающая в Пашутинской больнице, осталась дома.

  • Краткое содержание Поттер - Ухти тухти

    Сказка повествует о маленькой белочке Люси, которую можно назвать Машей-растеряшей. Она всё время теряла свои платочки и фартучки. Жила она на ферме и в своей жизни встречала разных домашних животных и птиц.

  • Краткое содержание Фирдоуси Шахнаме

    Однажды войны Тус и Гив вместе с войском скакали к равнине Дагуй. Во время охоты войны спасли молодую девушку невиданной красоты. Гив и Тус влюбились в нее

  • Краткое содержание Оруэлл Скотный двор

    В книге описываются события из жизни частной фермы вблизи городка Уиллингдон в Англии. Свиньи самые умные животные на ферме, убеждают остальных обитателей, что человек держит их в рабстве и нищете