Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле. Здесь многие из нас полюбопытствовали сойти на берег и съездили на бодрых чухонских лошадках в пустынный городок. Затем капитан изготовился продолжать путь, и мы снова отплыли. После посещения Корелы весьма естественно, что речь зашла об этом бедном, хотя и чрезвычайно старом русском поселке, грустнее которого трудно что-нибудь выдумать. На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил, что он никак не может понять: для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места, отчего, конечно, происходит убыток казне на их провоз, тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы. — Я уверен, — сказал этот путник, — что в настоящем случае непременно виновата рутина или в крайнем случае, может быть, недостаток подлежащих сведений. Кто-то часто здесь путешествующий ответил на это, что будто и здесь разновременно живали какие-то изгнанники, но только все они недолго будто выдерживали. — Один молодец из семинаристов сюда за грубость в дьячки был прислан (этого рода ссылки я уже и понять не мог). Так, приехавши сюда, он долго храбрился и все надеялся какое-то судбище поднять; а потом как запил, так до того пил, что совсем с ума сошел и послал такую просьбу, чтобы его лучше как можно скорее велели «расстрелять или в солдаты отдать, а за неспособностью повесить». — Какая же на это последовала резолюция? — М... н... не знаю, право; только он все равно этой резолюции не дождался: самовольно повесился. — И прекрасно сделал, — откликнулся философ. — Прекрасно? — переспросил рассказчик, очевидно купец, и притом человек солидный и религиозный. — А что же? по крайней мере, умер, и концы в воду. — Как же концы в воду-с? А на том свете что ему будет? Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может. Философ ядовито улыбнулся, но ничего не ответил, но зато и против него и против купца выступил новый оппонент, неожиданно вступившийся за дьячка, совершившего над собою смертную казнь без разрешения начальства. Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. Од до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был иди постриженный монах — этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого . Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор». Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою. — Это все ничего не значит, — начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом из-под густых, вверх, по-гусарски, закрученных седых усов. — Я, что вы насчет того света для самоубийцев говорите, что они будто никогда не простятся, не приемлю. И что за них будто некому молиться — это тоже пустяки, потому что есть такой человек, который все их положение самым легким манером очень просто может поправить. Его спросили: кто же это такой человек, который ведает и исправляет дела самоубийц, после их смерти? — А вот кто-с, — отвечал богатырь-черноризец, — есть в московской епархии в одном селе попик — прегорчающий пьяница, которого чуть было не расстригли, — так он ими орудует. — Как же вам это известно? — А помилуйте-с, это не я один знаю, а все в московском округе про то знают, потому что это дело шло через самого высокопреосвященного митрополита Филарета. Вышла маленькая пауза, и кто-то сказал, что все это довольно сомнительно. Черноризец нимало не обиделся этим замечанием и отвечал: — Да-с, оно по первому взгляду так-с, сомнительно-с. И что тут удивительного, что оно нам сомнительным кажется, когда даже сами его высокопреосвященство долго этому не верили, а потом, получив верные тому доказательства, увидали, что нельзя этому не верить, и поверили? Пассажиры пристали к иноку с просьбою рассказать эту дивную историю, и он от этого не отказался и начал следующее: — Повествуют так, что пишет будто бы раз один благочинный высокопреосвященному владыке, что будто бы, говорит, так и так, этот попик ужасная пьяница, — пьет вино и в приходе не годится. И оно, это донесение, по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места. Попик огорчился и даже перестал пить, и все убивается и оплакивает: «До чего, думает, я себя довел, и что мне теперь больше делать, как не руки на себя наложить? Это одно, говорит, мне только и осталося: тогда, по крайней мере, владыка сжалятся над моею несчастною семьею и дочери жениха дадут, чтобы он на мое место заступил семью мою питал». Вот и хорошо: так он порешил настоятельно себя кончить и день к тому определил, но только как был он человек доброй души, то подумал: «Хорошо же; умереть-то я, положим, умру, а ведь я не скотина: я не без души, — куда потом моя душа пойдет?» И стал он от этого часу еще больше скорбеть. Ну, хорошо: скорбит он и скорбит, а владыко решили, что быть ему за его пьянство без места, и легли однажды после трапезы на диванчик с книжкой отдохнуть и заснули. Ну, хорошо: заснули они или этак только воздремали, как вдруг видят, будто к ним в келию двери отворяются. Они и окликнули: «Кто там?» — потому что думали, будто служка им про кого-нибудь доложить пришел; ан, вместо служки, смотрят — входит старец, добрый-предобрый, и владыко его сейчас узнали, что это преподобный Сергий . Владыка и говорят: «Ты ли это, пресвятой отче Сергие?» А угодник отвечает: «Я, раб божий Филарет ». Владыко спрашивают: «Что же твоей чистоте угодно от моего недостоинства?» А святой Сергий отвечает: «Милости хощу». «Кому же повелишь явить ее?» А угодник и наименовал того попика, что за пьянство места лишен, и сам удалился; а владыко проснулись и думают: «К чему это причесть: простой это сон, или мечтание, или духоводительное видение?» И стали они размышлять и, как муж ума во всем свете именитого, находят, что это простой сон, потому что статочное ли дело, что святой Сергий, постник и доброго, строгого жития блюститель, ходатайствовал об иерее слабом, творящем житие с небрежением. Ну-с, хорошо: рассудили так его высокопреосвященство и оставили все это дело естественному оного течению, как было начато, а сами провели время, как им надлежало, и отошли опять в должный час ко сну. Но только что они снова опочили, как снова видение, и такое, что великий дух владыки еще в большее смятение повергло. Можете вообразить: грохот... такой страшный грохот, что ничем его невозможно выразить... Скачут... числа им нет, сколько рыцарей... несутся, все в зеленом убранстве, латы и перья, и кони что львы, вороные, а впереди их горделивый стратопедарх в таком же уборе, и куда помахнет темным знаменем, туда все и скачут, а на знамени змей. Владыка не знают, к чему этот поезд, а оный горделивец командует: «Терзайте, — говорит, — их: теперь нет их молитвенника», — и проскакал мимо; а за сим стратопедархом его воины, а за ними, как стая весенних гусей тощих, потянулись скучные тени, и всё кивают владыке грустно и жалостно, и всё сквозь плач тихо стонут: «Отпусти его! — он один за нас молится». Владыко как изволили встать, сейчас посылают за пьяным попиком и расспрашивают: как и за кого он молится? А поп по бедности духовной весь перед святителем растерялся и говорит: «Я, владыко, как положено совершаю». И насилу его высокопреосвященство добились, что он повинился: «Виноват, — говорит, — в одном, что сам, слабость душевную имея и от отчаяния думая, что лучше жизни себя лишить, я всегда на святой проскомидии за без покаяния скончавшихся и руки на ся наложивших молюсь...» Ну, тут владыка и поняли, что то за тени пред ним в сидении, как тощие гуси, плыли, и не восхотели радовать тех демонов, что впереди их спешили с губительством, и благословили попика: «Ступай — изволили сказать, — и к тому не согрешай, а за кого молился — молись», — и опять его на место отправили. Так вот он, этакий человек, всегда таковым людям, что жизни борения не переносят, может быть полезен, ибо он уже от дерзости своего призвания не отступит и все будет за них создателю докучать, и тот должен будет их простить. — Почему же «должен»? — А потому, что «толцытеся»; ведь это от него же самого повелено, так ведь уже это не переменится же-с. — А скажите, пожалуйста, кроме этого московского священника за самоубийц разве никто не молится? — А не знаю, право, как вам на это что доложить? Не следует, говорят, будто бы за них бога просить, потому что они самоуправцы, а впрочем, иные, сего не понимая, и о них молятся. На троицу, не то на духов день, однако, кажется даже всем позволено за них молиться. Тогда и молитвы такие особенные читаются. Чудесные молитвы, чувствительные; кажется, всегда бы их слушал. — А их нельзя разве читать в другие дни? — Не знаю-с. Об этом надо спросить у кого-нибудь из начитанных: те, думается, должны бы знать; да как мне это ни к чему, об этом говорить. — А в служении вы не замечали, чтобы эти молитвы когда-нибудь повторялись? — Нет-с, не замечал; да и вы, впрочем, на мои слова в этом не полагайтесь, потому что я ведь у службы редко, бываю. — Отчего же это? — Занятия мои мне не позволяют. — Вы иеромонах или иеродиакон? — Нет, я, еще просто в рясофоре . — Все же ведь уже это значит, вы инок? — Н...да-с; вообще это так почитают. — Почитать-то почитают, — отозвался на это купец, — но только из рясофора-то еще можно и в солдаты лоб забрить. Богатырь-черноризец нимало этим замечанием не обиделся, а только пораздумал немножко и отвечал: — Да, можно, и, говорят, бывали такие случаи; но только я уже стар: пятьдесят третий год живу, да и мне военная служба не в диковину. — Разве вы служили в военной службе? — Служил-с. — Что же, ты из ундеров, что ли? — снова спросил его купец. — Нет, не из ундеров. — Так кто же: солдат, или вахтер, или помазок — чей возок? — Нет, не угадали; но только я настоящий военный, при полковых делах был почти с самого детства. — Значит, кантонист ? — сердясь, добивался купец. — Опять же нет. — Так прах же тебя разберет, кто же ты такой? — Я конэсер. — Что-о-о тако-о-е? — Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования. — Вот как! — Да-с, не одну тысячу коней отобрал и отъездил. Таких зверей отучал, каковые, например, бывают, что встает на дыбы да со всего духу навзничь бросается и сейчас седоку седельною лукою может грудь проломить, а со мной этого ни одна не могла. — Как же вы таких усмиряли? — Я... я очень просто, потому что я к этому от природы своей особенное дарование получил. Я как вскочу, сейчас, бывало, не дам лошади опомниться, левою рукою ее со всей силы за ухо да в сторону, а правою кулаком между ушей по башке, да зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется, — она и усмиреет. — Ну, а потом? — Потом сойдешь, огладишь, дашь ей в глаза себе налюбоваться, чтобы в памяти у нее хорошее воображение осталось, да потом сядешь опять и поедешь. — И лошадь после этого смирно идет? — Смирно пойдет, потому лошадь умна, она чувствует, какой человек с ней обращается и каких он насчет ее мыслей. Меня, например, лошадь в этом рассуждении всякая любила и чувствовала. В Москве, в манеже, один конь был, совсем у всех наездников от рук отбился и изучил, профан, такую манеру, чтобы за колени седока есть. Просто, как черт, схватит зубищами, так всю коленную чашку и вышелушит. От него много людей погибло. Тогда в Москву англичанин Рарей приезжал, — «бешеный усмиритель» он назывался, — так она, эта подлая лошадь, даже и его чуть не съела, а в позор она его все-таки привела; но он тем от нее только и уцелел, что, говорят, стальной наколенник имел, так что она его хотя и ела за ногу, но не могла прокусить и сбросила; а то бы ему смерть; а я ее направил как должно. — Расскажите, пожалуйста, как же вы это сделали? — С божиею помощию-с, потому что, повторяю вам, я к этому дар имею. Мистер Рарей этот, что называется «бешеный укротитель», и прочие, которые за этого коня брались, все искусство противу его злобности в поводах держали, чтобы не допустить ему ни на ту, ни на другую сторону башкой мотнуть; а я совсем противное тому средство изобрел; я, как только англичанин Рарей от этой лошади отказался, говорю: «Ничего, говорю, это самое пустое, потому что этот конь ничего больше, как бесом одержим. Англичанин этого не может постичь, а я постигну и помогу». Начальство согласилось. Тогда я говорю: «Выведите его за Дрогомиловскую заставу!» Вывели. Хорошо-с; свели мы его в поводьях в лощину к Филям, где летом господа на дачах живут. Я вижу: тут место просторное и удобное, и давай действовать. Сел на него, на этого людоеда, без рубахи, босой, в однех шароварах да в картузе, а по голому телу имел тесменный поясок от святого храброго князя Всеволода-Гавриила из Новгорода, которого я за молодечество его сильно уважал и в него верил; а на том пояске его надпись заткана: «Чести моей никому не отдам». В руках же у меня не было никакого особого инструмента, как опричь в одной — крепкая татарская нагайка с свинцовым головком, в конце так не более яко в два фунта, а в другой — простой муравный горшок с жидким тестом. Ну-с, уселся я, а четверо человек тому коню морду поводьями в разные стороны тащат, чтобы он на которого-нибудь из них зубом не кинулся. А он, бес, видя, что на него ополчаемся, и ржет, и визжит, и потеет, и весь от злости трусится, сожрать меня хочет. Я это вижу и велю конюхам: «Тащите, говорю, скорее с него, мерзавца, узду долой». Те ушам не верят, что я им такое даю приказание, и глаза выпучили. Я говорю: «Что же вы стоите! или не слышите? Что я вам приказываю — вы то сейчас исполнять должны!» А они отвечают: «Что ты, Иван Северьяныч (меня в миру Иван Северьяныч, господин Флягин, звали): как, говорят, это можно, что ты велишь узду снять?» Я на них сердиться начал, потому что наблюдаю и чувствую в ногах, как конь от ярости бесится, и его хорошенько подавил в коленях, а им кричу: «Снимай!» Они было еще слово; но тут уже и я совсем рассвирепел да как заскриплю зубами — они сейчас в одно мгновение узду сдернули, да сами, кто куда видит, бросились бежать, а я ему в ту же минуту сейчас первое, чего он не ожидал, трах горшок об лоб: горшок разбил, а тесто ему и потекло и в глаза и в ноздри. Он испужался, думает: «Что это такое?» А я скорее схватил с головы картуз в левую руку и прямо им коню еще больше на глаза теста натираю, а нагайкой его по боку щелк... Он ёк да вперед, а и его картузом по глазам тру, чтобы ему совсем зрение в глазах замутить, а нагайкой еще по другому боку... Да и пошел, да и пошел его парить. Не даю ему ни продохнуть, ни проглянуть, все ему своим картузом по морде тесто размазываю, слеплю, зубным скрежетом в трепет привожу, пугаю, а по бокам с обеих сторон нагайкой деру, чтобы понимал, что это не шутка... Он это понял и не стал на одном месте упорствовать, а ударился меня носить. Носил он меня, сердечный, носил, а я его порол да порол, так что чем он усерднее носится, тем и я для него еще ревностнее плетью стараюсь, и, наконец, оба мы от этой работы стали уставать: у меня плечо ломит и рука не поднимается, да и он, смотрю, уже перестал коситься и язык изо рта вон посунул. Ну, тут я вижу, что он пардону просит, поскорее с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: «Стой, собачье мясо, песья снедь!» да как дерну его книзу — он на колени передо мною и пал, и с той поры такой скромник сделался, что лучше требовать не надо: и садиться давался и ездил, но только скоро издох. — Издох однако? — Издох-с; гордая очень тварь был, поведением смирился, но характера своего, видно, не мог преодолеть. А господин Рарей меня тогда, об этом прослышав, к себе в службу приглашал. — Что же, вы служили у него? — Нет-с. — Отчего же? — Да как вам сказать! Первое дело, что я ведь был конэсер и больше к этой части привык — для выбора, а не для отъездки, а ему нужно было только для одного бешеного усмирительства, а второе, что это с его стороны, как я полагаю, была одна коварная хитрость. — Какая же? — Хотел у меня секрет взять. — А вы бы ему продали? — Да, я бы продал. — Так за чем же дело стало? — Так... он сам меня, должно быть, испугался. — Расскажите, сделайте милость, что это еще за история? — Никакой-с особенной истории не было, а только он говорит: «Открой мне, братец, твой секрет — я тебе большие деньги дамп к себе в конэсеры возьму». Но как я никогда не мог никого обманывать, то и отвечаю: «Какой же секрет? — это глупость». А он все с аглицкой, ученой точки берет, и не поверил, говорит: «Ну, если ты не хочешь так, в своем виде, открыть, то давай с тобою вместе ром пить». После этого мы пили вдвоем с ним очень много рому, до того, что он раскраснелся и говорит, как умел: «Ну, теперь, мол, открывай, что ты с конем делал?» А я отвечаю: «Вот что...» — да глянул на него как можно пострашнее и зубами заскрипел, а как горшка с тестом на ту пору при себе не имел, то взял да для примеру стаканом на него размахнул, а он вдруг, это видя, как нырнет — и спустился под стол, да потом как шаркнет к двери, да и был таков, и негде его стало и искать. Так с тех пор мы с ним уже и не видались. — Поэтому вы к нему и не поступили? — Поэтому-с. Да и как же поступить, когда он с тех пор даже встретить меня опасался? А я бы очень к нему тогда хотел, потому что он мне, пока мы с ним на роме на этом состязались, очень понравился, но, верно, своего пути не обежишь, и надо было другому призванию следовать. — А вы что же почитаете своим призванием? — А не знаю, право, как вам сказать... Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес. — А когда же вы в монастырь пошли? — Это недавно-с, всего несколько лет после всей прошедшей моей жизни. — И тоже призвание к этому почувствовали? — М... н...н...не знаю, как это объяснить... впрочем, надо полагать, что имел-с. — Почему же вы это так... как будто не наверное говорите? — Да потому, что как же наверное сказать, когда я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу? — Это отчего? — Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал. — А чьею же? — По родительскому обещанию. — И что же такое с вами происходило по родительскому обещанию? — Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть. — Будто так? — Именно так-с. — Расскажите же нам, пожалуйста, вашу жизнь. — Отчего же, что вспомню, то, извольте, могу рассказать, но только я иначе не могу-с, как с самого первоначала. — Сделайте одолжение. Это тем интереснее будет. — Ну уж не знаю-с, будет ли это сколько-нибудь интересно, а извольте слушать.

В повести «Очарованный странник» автор предпринял попытку религиозного истолкования российской действительности. В образе Ивана Флягина Лесков изобразил подлинно русский характер, раскрыв основу ментальности нашего народа, тесно связанную с православием. В современные реалии он облачил притчу о блудном сыне и тем самым вновь поднял вечные вопросы, которыми человечество задается не первое столетие.

Николай Семенович Лесков создавал свою повесть на одном дыхании. На всю работу ушло меньше года. Летом 1872 года писатель путешествовал на Ладожском озере, том самом месте, где происходит действие в «Очарованном страннике». Автор не случайно выбрал именно эти заповедные края, ведь там располагаются острова Валаам и Корелу, старинные обиталища монахов. В этой поездке и родился замысел произведения.

Уже к концу года работа была закончена и приобрела заглавие «Чернозёмный Телемак». Автор вкладывал в название отсылку к древнегреческой мифологии и привязку к месту действия. Телемак – сын царя Итаки Одиссея и Пенелопы, героев поэмы Гомера. Он известен тем, что бесстрашно отправился на поиски пропавшего родителя. Так и персонаж Лескова пустился в долгий и опасный путь в поисках своего предназначения. Однако редактор «Русского вестника» М.Н. Катков отказался печатать повесть, ссылаясь на «сырость» материала и указывая на несоответствие названия и содержания книги. Флягин – апологет православия, а писатель сравнивает его с язычником. Поэтому литератор меняет заглавие, но относит рукопись в другое издание, газету «Русский мир». Там она и была опубликована в 1873 году.

Смысл названия

Если с первым вариантом названия все ясно, то возникает вопрос, в чем заключается смысл заглавия «Очарованный странник»? Лесков вкладывал в него не менее интересную мысль. Во-первых, оно указывает на насыщенную жизнь героя, его странствия, как на земле, так в пределах своего внутреннего мира. В течение всего жизненного пути он шел к осознанию своей миссии на земле, в этом состоял его главный поиск – поиск своего места в жизни. Во-вторых, прилагательное указывает на способность Ивана ценить красоту окружающего мира, очаровываться ею. В-третьих, писатель использует значение «колдовские чары», ведь нередко персонаж поступает неосознанно, как будто не по своей воле. Его ведут мистические силы, видения и знаки судьбы, а не разум.

Повесть называется так еще и потому, что автор указывает финал уже в заглавии, как будто исполняя предначертание. Мать предрекла сыну будущее, пообещав его Богу еще до рождения. С тех пор над ним довлеют чары судьбы, направленные на то, чтобы исполнить предназначение. Странник идет не самостоятельно, а под действием предопределения.

Композиция

Структура книги – не что иное, как модернизированная и композиция сказа (фольклорного произведения, которое подразумевает устный импровизированный рассказ с определенными жанровыми особенностями). В рамках сказа всегда есть пролог и экспозиция, которые мы видим и в «Очарованном страннике», в сцене на судне, где путешественники знакомятся между собой. Далее следуют воспоминания рассказчика, каждое из которых имеет свою сюжетную канву. Флягин повествует сказание о своей жизни в той стилистике, которая свойственна людям его сословия, более того, он передает даже речевые характеристики других людей, что являются героями его историй.

Всего в повести 20 глав, каждая из которых следует, не повинуясь хронологии событий. Рассказчик выстраивает их по своему усмотрению, основываясь на случайных ассоциациях героя. Так автор подчеркивает, что всю жизнь Флягин прожил также стихийно, как и рассказывает о ней. Все, что произошло с ним, — череда взаимосвязанных случайностей, как и его повествование – вереница историй, связанных смутными воспоминаниями.

Лесков не случайно добавил книгу в цикл легенд о русских праведниках, ведь его творение написано по канонам жития – религиозного жанра, в основе которого лежит биография святого. Композиция «Очарованного странника» это подтверждает: сначала мы узнаем об особенном детстве героя, наполненном знаками судьбы и знамениями свыше. Потом описывается его жизнь, наполненная аллегорическим смыслом. В качестве кульминации выступает сражение с искушением и бесами. В финале Бог помогает праведнику выстоять.

О чем повесть?

Два путешественника беседуют на палубе о дьячке-самоубийце и знакомятся с монахом, который едет по святым местам спасаться от искушения. Людям становится интересна жизнь этого «богатыря», и он охотно делится с ними своей историей. В этой биографии и заключается суть повести «Очарованный странник». Герой родом из крепостных крестьян, служил кучером. Его мать с трудом выносила дитя и в молитвах пообещала Богу, что ребенок будет ему служить, если родится. Сама же она умерла в родах. Но сын не хотел идти в монастырь, хоть его и преследовали видения, призывающие выполнить обещание. Пока Иван упрямился, с ним случилось много бед. Он стал виновником смерти монаха, который приснился ему и предвещал несколько «погибелей», прежде чем Флягин придет в монастырь. Но и этот прогноз не заставил задуматься молодого человека, который хотел жить для себя.

Сначала он едва не погиб в аварии, потом лишился барской милости и согрешил, украв коней у хозяина. За грех он толком ничего не получил и, сделал фальшивые документы, нанялся в няньки к поляку. Но и там он долго не задержался, снова нарушив господскую волю. Потом в бою за коня он случайно убил человека, и во избежание тюрьмы уехал жить с татарами. Там он работал врачом. Татары не желали его опускать, поэтому насильно пленили, хотя там он обзавелся семьей и детьми. Позже пришлые люди принесли фейерверки, ими герой отпугнул татар и сбежал. По милости жандармов он, как беглый крестьянин, оказался в родном имении, откуда его выгнали, как грешника. Потом он три года прожил у князя, которому помогал выбирать хороших коней для армии. В один вечер он решил напиться и промотал казенные деньги на цыганку Грушу. Ее же полюбил и выкупил князь, а позже разлюбил и прогнал. Она попросила героя сжалиться над ней и убить, он столкнул ее в воду. Потом он пошел вместо единственного сына бедных крестьян на войну, совершил подвиг, приобрел чин офицера, пошел в отставку, но не смог устроиться в мирной жизни, поэтому пришел в монастырь, где ему очень понравилось. Вот, про что написана повесть «Очарованный странник».

Главные герои и их характеристика

Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.

  1. Иван Флягин – главный герой книги. Ему 53 года. Это седовласый старец огромного роста со смуглым открытым лицом. Так описывает его Лесков: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Это добрый, наивный и простодушный человек, обладающий незаурядной физической силой и смелостью, но лишенный бахвальства и развязности. Он откровенен и чистосердечен. Несмотря на низкое происхождение, он обладает достоинством и гордостью. Так он говорит о своей честности: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам». В плену Иван не предает родину, так как сердце его принадлежит России, он - патриот. Однако даже при всех своих положительных качествах мужчина совершил множество глупых, случайных поступков, которые стояли жизни другим людям. Так писатель показал противоречивость русского национального характера. Может быть, поэтому история жизни персонажа сложна и богата событиями: 10 лет был в плену у татар (с 23 лет). Спустя какое-то время он поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. За подвиг он заслужил награду (Георгиевский крест) и звание офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В возрасте 50 лет он уходит в монастырь и получает имя отец Измаил. Но и на церковной службе ищущий правду скиталец не обретает покоя: к нему приходят бесы, у него появляется дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и его отпускают из монастыря в странствие по святым местам в надежде, что ему это поможет.
  2. Груша – страстная и глубокая натура, покоряющая всех своей томной красотой. При этом ее сердце верно одному лишь князю, что выдает в ней силу характера, преданность и честь. Героиня настолько горда и непреклонна, что просит убить себя, ведь она не хочет мешать счастью вероломного возлюбленного, но и принадлежать другому не в силах. Исключительная добродетель контрастирует в ней с бесовкой очаровательностью, которая губит мужчин. Даже Флягин совершает бесчестный поступок ради нее. Женщина, сочетая в себе положительную и отрицательную силы, после смерти принимает облик то ангела, то беса: то защищает Ивана от пуль, то смущает его покой в монастыре. Так автор подчеркивает двойственность женской природы, в которой уживаются мать и искусительница, жена и любовница, порок и святость.
  3. Персонажи дворянского происхождения представлены карикатурно, отрицательно. Так, хозяин Флягина предстает перед читателем самодуром и жестокосердным человеком, которому не жаль крепостных. Князь – легкомысленным и эгоистичным мерзавцем, готовым продать себя за богатое приданое. Также Лесков замечает, что само по себе дворянство не дает привилегий. Их в этом иерархичном обществе дают только деньги и связи, поэтому герой и не может устроиться, будучи офицером. Это важная характеристика дворянского сословия.
  4. Иноверцы и иностранцы тоже имеет своеобразную характеристику. Например, татары живут, как придется, у них несколько жен, много детей, но настоящей семьи нет, а, значит, и настоящей любви тоже. Неслучайно герой даже не вспоминает о своих детях, оставшихся там, никаких чувств между ними не возникает. Автор демонстративно характеризует не отдельных личностей, а народ в целом, чтобы подчеркнуть отсутствие в нем индивидуальности, которая не возможно без единой культуры, социальных институтов – всего того, что дает русским православная вера. От писателя досталось и цыганам, бесчестным и вороватым людям, и полякам, чья нравственность дает трещину. Знакомясь с бытом и нравами других народов, очарованный странник понимает, что он – другой, ему с ними не по пути. Показательно и то, что у него не складываются отношения с женщинами других национальностей.
  5. Персонажи духовного звания суровы, но не безразличны к судьбе Ивана. Они стали для него настоящей семьей, братством, которое переживает за него. Конечно, они не сразу принимают его. Например, отец Илья отказался исповедовать беглого крестьянина после порочной жизни у татар, но и эта строгость была оправдана тем, что герой не был готов к посвящению и еще должен был пройти мирские испытания.

Тема

  • В повести «Очарованный странник» основной является тема праведничества. Книга заставляет задуматься о том, что праведник – это не тот, кто не грешит, а тот, кто искренне раскаивается в грехах и желает искупить их ценой самоотречения. Иван искал правду, оступался, ошибался, страдал, но Богу, как известно из притчи о Блудном сыне, дороже тот, кто вернулся домой после долгих странствий в поисках истины, а не тот, кто не уходил и все принимал на веру. Герой праведен в том смысле, что все воспринимал, как должное, не противился судьбе, шел, не роняя достоинства и не жалуясь на тяжелую ношу. В поисках правды он не сворачивал ни к выгоде, ни к страсти, а в финале пришел к истинной гармонии с собой. Он понял, что высшее его предназначение – пострадать за народ, «за веру умереть», то есть стать чем-то большим, чем он сам. В его жизни появился великий смысл – служение родине, вере и людям.
  • Тема любви раскрывается во взаимоотношениях Флягина с татарками и Грушей. Очевидно, что автор не представляет себе этого чувства без единодушия, обусловленного одной верой, культурой, парадигмой мышления. Хоть героя и облагодетельствовали женами, он не смог полюбить их даже после рождения совместных детей. Груша тоже не стала для него любимой женщиной, потому что его в ней увлекла лишь внешняя оболочка, которую он сразу же захотел купить, бросив казенные деньги к ногам красавицы. Таким образом, все чувства героя обратились не к земной женщине, а к абстрактным образам родины, веры и народа.
  • Тема патриотизма. Иван не раз хотел умереть за народ, вот и в финале произведения он уже готовился к будущим войнам. Кроме того, его любовь к родине воплотилась в трепетной тоске по отечеству на чужбине, где он жил в комфорте и достатке.
  • Вера. Огромное влияние на героя оказала православная вера, которой пронизано все произведение. Она проявила себя и в форме, и в содержании, ведь книга напоминает житие святого, как композиционно, так и в идейно-тематическом плане. Лесков считает православие фактором, определяющим многие свойства русского народного характера.

Проблемы

Богатая проблематика в повести «Очарованный странник» вмещает в себя социальные, духовные и морально-этические проблемы личности и целого народа.

  • Поиск правды. В стремлении обрести свое место в жизни герой натыкается на препятствия и не все из них преодолевает достойно. Прегрешения, ставшие средством для преодоления пути, становятся тяжелой ношей на совести, ведь он не выдерживает некоторые испытания и ошибается в выборе направления. Однако без ошибок нет опыта, который привел его к осознанию собственной принадлежности к духовному братству. Без испытаний он не выстрадал бы своей правды, которая никогда не дается легко. Однако цена за откровение неизменно велика: Иван стал своеобразным мучеником и пережил настоящие духовные терзания.
  • Социальное неравенство. Тяжелая судьба крепостных крестьян становится проблемой гигантского масштаба. Автор не только живописует печальную участь Флягина, которого барин довел до увечья, посылая на каменоломню, но и отдельные фрагменты жизни других простых людей. Горька доля стариков, едва не лишившихся единственного кормильца, которого забирали в рекруты. Ужасна кончина матери героя, ведь она умирала в муках без медицинской помощи и какой-либо помощи вообще. Отношение к крепостным было хуже, чем к животным. К примеру, лошади волновали барина больше, чем люди.
  • Невежество. Иван мог бы осознать свою миссию быстрее, но его образованием никто не занимался. У него, как и у всего его сословия, не было шанса выйти в люди, даже приобретая вольную. Эта неприкаянность демонстрируется на примере попытки Флягина устроиться в городе даже при наличии дворянства. Даже с этой привилегией он не смог найти себе места в обществе, так как ни одна рекомендация не заменит воспитания, образования и манер, которые постигались не в конюшне и не на каменоломне. То есть, даже вольный крестьянин становился жертвой своего рабского происхождения.
  • Искушение. Любой праведник страдает от напасти бесовской силы. Если перевести этот иносказательный термин на повседневный язык, то получается, что очарованный странник боролся со своими темными сторонами – эгоизмом, желанием плотских утех и т.д. Не зря в образе искусителя ему видится Груша. Желание, когда-то испытанное по отношению к ней, не давало ему покоя в его праведной жизни. Возможно, он, привыкший к скитаниям, не мог стать заурядным монахом и смириться с рутинным существованием, и эту тягу к активным действиям, новым поискам он облекал в форму «беса». Флягин – вечный скиталец, который не удовлетворяется пассивным служением – ему нужна мука, подвиг, своя Голгофа, куда он взойдет за народ.
  • Тоска по родине. Герой мучился и томился в неволе в неизъяснимом желании вернуться домой, которое было сильнее страха смерти, сильнее жажды комфорта, которым его окружали. Из-за своего побега он пережил настоящую пытку – ему в ступни зашили конский волос, поэтому он не мог сбежать все эти 10 лет плена.
  • Проблема веры. Мимоходом автор рассказал, как гибли православные миссионеры в попытках крестить татар.

Основная идея

Перед нами отрывается душа простого русского мужика, которая нелогична, а иногда даже легкомысленна в своих действиях и поступках, а страшнее всего, что она непредсказуема. Поступки героя объяснить невозможно, ведь внутренний мир этого, казалось бы, простолюдина - это лабиринт, в котором можно и заблудиться. Но, чтобы не происходило, всегда есть свет, который выведет на правильный путь. Этот свет для народа – вера, непоколебимая вера в спасение души, даже если жизнь омрачила ее грехопадениями. Таким образом, главная мысль в повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках. Николай Лесков, как ни кто другой из писателей, смог понять и выразить русский дух, о котором иносказательно и туманно говорил еще А.С. Пушкин. Писатель видит простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.

Идейно-художественное своеобразие книги заключается в том, что она переносит библейскую притчу о Блудном сыне в современные автору реалии и показывает, что христианская мораль не знает времени, она актуальна в каждом столетии. Иван тоже осерчал на привычный уклад вещей и покинул отчий дом, только вот его домом с самого начала была церковь, поэтому его возвращение в родную усадьбу не принесло ему покоя. Он ушел от Бога, предаваясь грешным увеселениям (алкоголь, смертельные бои, воровство) и все глубже увязая в трясине порочности. Его путь был нагромождением случайностей, в нем Н. С. Лесков показал, как пуста и нелепа жизнь без веры, как бесцельно ее течение, что всегда заносит человека не туда, где бы он хотел оказаться. В результате, как и его библейский прототип, герой возвращается к истокам, в обитель, которую ему завещала мать. Смысл произведения «Очарованный странник» кроется в обретении смысла бытия, который призывает Флягина к бескорыстному служению своему народу, к самоотречению ради высшей цели. Иван не мог сделать ничего более масштабного и правильного, чем это посвящение себя всему человечеству. В этом его праведность, в этом его счастье.

Критика

Мнения критиков о повести Лескова, как всегда, разделились из-за идеологических разногласий рецензентов. Они высказывали свои соображения в зависимости от журнала, в котором публиковались, ведь редакционная политика СМИ тех лет была подчинена определенной направленности издания, его главной идее. Были западники, славянофилы, почвенники, толстовцы и т.д. Кому-то из них, конечно, нравился «Очарованный странник» по причине того, что их взгляды нашли в книге свое обоснование, а кто-то был категорически не согласен с миропониманием автора и тем, что тот именовал «русским духом». Например, в журнале «Русское богатство» критик Н. К. Михайловский выразил свое одобрение писателю.

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

Столь же восторженно отозвался о книге критик из журнала «Русская мысль»:

Поистине чудное, способное растрогать самую черствую душу собрание высоких приме­ров добродетелей, которыми крепка земля русская и благодаря которым «стоит град»…

Н. А. Любимов, один из издателей «Русского вестника», напротив, отказался печатать рукопись и обосновал отказ в публикации тем, что «вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего». На эту реплику красноречиво ответил Б. М. Маркевич, который был первым слушателем этой книги и видел, какое хорошее впечатление она произвела на публику. Он считал произведение чем-то «в высшей степени поэтическим». Особенно ему понравились описания степи. В своем послании Любимову он написал следующие строки: «Интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения».

В газете «Варшавский дневник» рецензент сделал акцент на том, что произведение близко к фольклорной традиции и имеет истинно народное происхождение. Герой, по его мнению, обладает феноменальной, типично русской выдержкой. О своих бедах он повествует отстраненно, как о чужих несчастьях:

Физически герой рассказа — родной брат Илье Муромцу: он выносит такие пытки у номадов, такую обстановку и условия жизни, что не уступает ни одному богатырю древности. В нравственном мире героя преобладает то благодушие, которое так свойственно русскому простому человеку, в силу которого он делится последней коркой хлеба со своим недругом, и на войне, после сражения, подает помощь раненому врагу наравне со своим.

Об особенности русского менталитета, изображённого в образе Ивана Флягина, писал рецензент Р. Дистерло. Он подчеркнул, что Лескову удалось понять и отобразить простодушную и покорную судьбе натуру нашего народа. Иван, по его мнению, не отвечал за свои поступки, его жизнь как бы была дана ему свыше, а он смирился с нею, как с тяжестью креста. Также очарованного странника охарактеризовал Л. А. Анненский: «Герои Лескова — люди вдохновенные, очарованные, загадочные, опьяненные, отуманенные, безумные, хотя по внутренней самооценке всегда «невиноватые», всегда – праведники».

О художественном своеобразии прозы Лескова высказался литературный критик Меньшиков, подчеркнув наряду со своеобразием недостатки стилистики писателя:

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.

Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! На пароме по пути к Валаамскому монастырю встречаются несколько путников. Иван Флягин, послушник этого монастыря, рассказывает, что он умеет прекрасно ладить с лошадьми, а затем рассказывает и всю историю собственной жизни.

Однажды в юности он убил монаха, а потом стал его постоянно видеть во сне. Убитый монах ему предсказал, что жизнь его будет полна опасностей, и он много раз избежит гибели, но, в конце концов, должен пойти и принять постриг.

Он был крепостным и однажды был несправедливо наказан, и хотел повеситься, но был спасен цыганом, с которым затем крал лошадей. Затем попал в плен к татарам и долго жил у них на положении пленного раба. Через несколько лет сумел бежать и вернуться вновь к хозяину, но убил там женщину- цыганку Грушу, а потом ушел на войну, где получил орден. После этого он ушел послушником в монастырь и теперь живет в ожидании скорого конца.

Вывод (мое мнение)

Жизнь главного героя испытывала его по всякому, он перешел через многие испытания, но не потерял главного - любви к жизни, уважения к людям, силы духа.

Несколько путешественников, плывя по Ладожскому озеру, разговорились с недавно севшим на их корабль пожилым человеком огромного роста и богатырского телосложения. Судя по одежде, он готовился к поступлению в монахи. По характеру незнакомец был простодушен и добр, однако замечалось, что он много повидал на веку.

Он представился Иваном Северьянычем Флягиным и сказал, что прежде много странствовал, добавив: «Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть». Собеседники уговорили его поведать о том, как это было.

Лесков. Очарованный странник. Аудиокнига

Лесков «Очарованный странник», глава 2 – краткое содержание

Иван Северьяныч родился в Орловской губернии и происходил из крепостных людей графа К. Отец его был господским кучером, и сам Иван вырос в конюшне, с юных лет узнав о лошадях всё, что только можно о них узнать.

Когда он подрос, то тоже стал возить графа. Раз во время такого пути ему не уступил узкую дорогу воз с заснувшим сверху на сене старым монашком. Обгоняя его стороной, Иван вытянул этого монаха по спине кнутом. Продирая глаза, тот спросонок свалился под колесо своей телеги – и был раздавлен насмерть.

Дело замяли, однако погибший монашек в тот же день явился Ивану во сне. Он с укором предрёк ему в будущем тяжёлую жизнь. «Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, а потом пойдёшь в чернецы».

Предсказание тут же стало сбываться. Вёз Иван своего графа по дороге у крутой горы – и в самом опасном месте спуска у экипажа лопнул тормоз. Передние кони уже свалились в страшную пропасть, но задних Иван удержал, бросившись на дышло. Господ он спас, но сам, провисев немного, полетел с той горы вниз – и уцелел лишь неожиданным счастьем: упал на глиняную глыбу и на ней до дна как на салазках скатился.

Лесков «Очарованный странник», глава 3 – краткое содержание

Вскоре завёл он у себя в конюшне голубя и голубочку. Но голубят, у них рождавшихся, повадилась воровать и есть одна кошка. Иван поймал её, высек кнутом и хвост ей отрубил.

Кошка эта оказалась господской. Прибежала бранить за неё Ивана графинина горничная и по щеке его ударила. Тот погнал её грязной метлой. За это Ивана жестоко выпороли и послали на нудную работу: стоя на коленках мелкие камешки для дорожек графского английского сада молотком бить. Так невмоготу стало Ивану, что решил он повеситься. Пошёл в лес и уже с петлёй на шее с дерева прыгнул, как вдруг перерезал верёвку невесть откуда взявшийся цыган. Со смехом предложил он Ивану от господ убежать и заняться вместе с ним конокрадством. Не хотел Иван по воровской стезе идти, но иного не оставалось.

Лесков «Очарованный странник», глава 4 – краткое содержание

В ту же ночь вывел он из барской конюшни двух лучших лошадей. Ускакали они с цыганом в Карачев и там коней дорого продали. Но цыган из всей выручки дал Ивану лишь рубль, сказав: «Это потому, что я мастер, а ты еще ученик». Обозвал его Иван подлецом и разошёлся с ним.

За последние деньги сделал он себе через писаря отпускной вид с печатью в Николаев, приехал туда и поступил на работу к одному барину. У барина того жена с ремонтёром (армейским скупщиком лошадей) бежала, а дочь маленькая осталась. Поручил он Ивану её нянчить.

Дело это было лёгкое. Водил Иван девочку на морской берег, сидел с ней там целый день и козьим молочком попаивал. Но раз явился ему в дремоте монах, которого он на дороге убил, и сказал: «Пойдем, Иван, брат, пойдем! тебе еще много надо терпеть». И показал ему в видении степь широкую и диких конников, по ней скачущих.

А к девочке на морской берег стала мать её тайком ходить. Уговаривала она Ивана, чтобы он дочку ей отдал, сулила за это тысячу рублей. Но Иван не хотел своего барина обмануть.

Лесков «Очарованный странник», глава 5 – краткое содержание

Новый муж девочкиной матери, улан-ремонтёр, тоже на берег пришёл. Сначала они с Иваном подрались, ту самую тысячу рублей по берегу разбросав, а потом Иван, сжалившись, дочку матери и так отдал, да и бежал от хозяина вместе с этой матерью и уланом. Доехали они до Пензы, а там улан и с женой дали Ивану двести рублей, и побрёл он нового места искать.

За рекой Сурой тогда торг конями шёл. Татарская орда хана Джангара целые табуны из своих Рынь-песков пригнала. На последний день торга выгнал Джангар на продажу белую кобылку необычайной резвости и красоты. Стали спорить за неё два знатных татарина – Бакшей Отучев и Чепкун Емгурчеев. Ни один другому уступить не хотел, и под конец они из-за кобылы наперепор пошли: сняв рубахи, сели друг против друга и начали один другого со всей силы по спине плетью пороть. Кто первый сдастся, тот сопернику кобылу уступит.

Столпились вокруг зрители. Победил Чепкун, ему и кобыла досталась. А Иван-богатырь раззадорился, и захотелось ему самому в таком состязании поучаствовать.

Лесков «Очарованный странник», глава 6 – краткое содержание

А хан Джангар теперь вывел каракового жеребца, ещё лучше той кобылы. Иван сел за него пороться с татарином Савакиреем. Бились плетьми долго, оба кровью истекали, и в конце концов Савакирей мёртвым упал.

Татары претензий не имели – поролись добровольно. Но русская полиция хотела Ивана арестовать за то, что он азиата убил. Пришлось ему бежать с татарами Емгурчеева далеко в Степь, в Рынь-пески. Татары сочли его за лекаря, хотя знал Иван из снадобий только сабур и калганный корень.

Скоро стала мучить его страшная тоска по России. Пробовал Иван убежать от татар, но они его поймали и «подщетинили»: разрезали стопы и набили туда под кожу рубленой коневьей гривы. Стать на стопы стало невозможно: жёсткий конский волос колол, как иглы. Двигаться кое-как удавалось, лишь вывернув ноги, «на щиколотках». Но больше татары русского странника никак не обижали. Дали ему двух жён (одну – девочку лет 13-ти). Через пять лет Ивана послали лечить в соседнюю орду Агашимолы, а та украла «искусного доктора», откочевав далеко в сторону.

Лесков «Очарованный странник», глава 7 – краткое содержание

У Агишимолы дали Ивану двух других жён. От всех них у него были дети, но он их, как некрещёных, своими почти не считал. Посреди степного однообразия тоска по родине мучила всё сильнее. Жуя жёсткую татарскую конину, вспоминал Иван свою деревню: как там на Божий праздник щипят уток и гусей, а пьяненький священник, отец Илья, ходит по домам, выпивает по рюмочке и собирает угощения. У татар же приходилось жить невенчанным, и умереть мог неотпетым. Часто выползал несчастный странник за юрты и потихоньку молился по-христиански.

Лесков «Очарованный странник», глава 8 – краткое содержание

Раз услышал Иван, что пришли в их орду два православных проповедника. Доковылял он до них, упал к ним в ноги и просил выручить от татар. Но те сказали: выкупу дать за тебя у нас нет, а пугать неверных царской силой нам не позволено.

Одного их этих проповедников Иван вскоре неподалёку убитым увидал: с рук и ног кожа содрана, а на лбу крест вырезан. Потом татары и жида так же убили, который пришёл у них иудейскую веру распространять.

Лесков «Очарованный странник», глава 9 – краткое содержание

Вскоре пришли к татарам невесть откуда два странных человека с какими-то ящичками. Стали они пугать орду «богом Талафой», который может вызвать небесный огонь – и «сею же ночью свою силу вам покажет». И той же ночью в степи вправду сначала что-то зашипело, а потом сверху стал разноцветный огонь сыпаться. Иван смекнул, что это фейерверк. Приезжие убежали, но один свой ящик с бумажными трубками бросили.

Иван подобрал эти трубки и сам стал из них огни пускать. Татары, салютов никогда не видавшие, в страхе попадали перед ним на колени. Иван заставил их креститься, а потом заметил, что «едкая земля», из которой были сделаны фейерверки, обжигала кожу. Притворившись больным, стал он тайком эту землю к стопам прикладывать, пока они не загноились, и конская щетина оттуда с гноем не вышла. Дав для острастки новый фейерверк, Иван сбежал от татар, которые гнаться за ним не осмелились.

Прошёл русский странник всю степь и добрался в одиночку до Астрахани. Но там запил, попал в полицию, а оттуда был доставлен к своему графу в имение. Поп Илья отлучил Ивана от причастия на три года за то, что он в Степи многоженствовал. Граф не захотел беспричастного при себе терпеть, велел Ивана высечь и пустить на оброк.

Лесков «Очарованный странник», глава 10 – краткое содержание

Пошёл Иван на ярмарку и стал, как знаток, помогать мужикам, которых обманывали в конской торговле цыгане. Вскоре снискал он большую славу. Один ремонтёр, благородный князь, взял Ивана к себе помощником.

Три года странник отлично жил с князем, зарабатывал на лошадях большие деньги. Князь доверял ему и свои сбережения, потому что часто проигрывался в карты, а Иван в случае проигрыша деньги ему переставал давать. Мучили Ивана лишь повторявшиеся у него время от времени «выходы» (запои). Перед тем как запить, он сам отдавал свои деньги князю.

Лесков «Очарованный странник», глава 11 – краткое содержание

Один раз особенно потянуло Ивана на «выход» – и в момент самый неудобный: князь как раз уехал торговать на другую ярмарку, и отдать деньги было некому. Долго Иван крепился, но во время чаепития в трактире пристал к нему один пустейший завсегдатай. Человечек этот всегда у всех на выпивку клянчил, хоть и уверял, что раньше был дворянин и раз даже к губернаторше голый приехал.

Завёл он с Иваном витиеватый разговор, всё время выпрашивая водки. С ним и сам Иван начал пить. Пропойца этот стал уверять Ивана, что обладает «магнетизмом» и может его от страсти к вину избавить. Но до вечера оба они напились так, что едва себя помнили.

Лесков «Очарованный странник», глава 12 – краткое содержание

Иван боялся, что «магнетизёр» его обворует, и всё щупал большой свёрток денег у себя за пазухой, но он лежал на месте. Когда оба они вышли из трактира, проходимец и на улице бормотал какие-то заклинания, а потом довёл Ивана до дома с освещёнными окнами, откуда доносилась гитара и громкие голоса – и куда-то исчез.

Лесков «Очарованный странник», глава 13 – краткое содержание

Войдя в дом, Иван увидел краем глаза, как какой-то цыган «магнетизёра» через заднюю дверь выводил со словами: «Вот тебе пока полтинник, а если нам от него польза будет, мы тебе за его приведение еще прибавим». Повернувшись к Ивану, тот же цыган пригласил его «песен послушать».

В большой комнате увидел пьяный Иван много народа, немало было там и городских богачей. Между публики ходила неописуемой красы цыганка Груша с подносом. Угощала она гостей шампанским, а те взамен клали на поднос ассигнации. По знаку старшего цыгана девушка эта с поклоном подошла и к Ивану. Богачи стали носы морщить: зачем мужику шампанское. А Иван, выпив бокал, кинул на поднос больше всех: сторублёвку из-за пазухи. Тут же несколько цыган бросились к нему и посадили в первый ряд, рядом с исправником.

Цыганский хор плясал и пел. Груша томным голосом исполнила жалобный романс «Челнок» и опять пошла с подносом. Иван бросил ещё одну сторублёвку. Груша его за это поцеловала – как ужалила. Вся публика плясала с цыганами. Вокруг Груши стал увиваться какой-то молодой гусар. Иван выскочил между ними и стал одну за другой метать сторублёвки Груше под ноги. Потом загрёб из-за пазухи всю оставшуюся кучу – и тоже бросил.

Лесков «Очарованный странник», глава 14 – краткое содержание

Он сам не помнил, как домой добрался. Утром вернулся с другой ярмарки проигравшийся в пух и прах князь. Стал он просить у Ивана денег на «реванж», а тот в ответ рассказал, как целых пять тысяч спустил на цыганку. Князя был ошеломлён, но не стал корить Ивана, сказав: «я и сам такой же, как ты, беспутный».

Попал Иван в больницу с белой горячкой, а выйдя оттуда, поехал каяться к князю в деревню. Но тот ему рассказал, что сам, увидев Грушу, отдал не пять тысяч, а пятьдесят, чтобы её отпустили к нему из табора. Князь для цыганки всю свою жизнь перевернул: в отставку вышел и имение заложил.

Груша уже жила у него в деревне. Выйдя к ним, она запела под гитару грустную песню про «печаль сердечную». Князь рыдал, сидя на полу и обняв цыганский башмачок.

Лесков «Очарованный странник», глава 15 – краткое содержание

Ветреному князю Груша скоро наскучила. Затосковала она и часто рассказывала Ивану, как её мучит ревность.

Обедневший князь искал способа возместить свои убытки. Он часто ездил в город, и Груша волновалась: нет ли у него там новой пассии. В городе жила прежняя любовь князя – благородная и добрая Евгенья Семёновна. У неё была дочь от князя, который купил им двоим доходный дом для обеспечения, но сам к ним почти не ездил.

Будучи раз в городе, Иван заехал к Евгенье Семёновне. Вдруг приехал и князь. Евгенья скрыла Ивана в гардеробной, и он слышал оттуда весь их с князем разговор.

Лесков «Очарованный странник», глава 16 – краткое содержание

Князь уговаривал, чтобы Евгения заложила дом, чтобы достать для него тысяч двадцать денег. Он объяснял, что хочет разбогатеть, купив суконную фабрику и развернув торговлю яркими тканями. Но Евгения сразу догадалась: князь просто собирается дать за фабрику задаток, прослыть от этого богачом, жениться на дочери предводителя – и разбогатеть не от сукон, а от её приданого. Князь сознался, что его план именно таков.

Благородная Евгения согласилась дать на дом закладную, но спросила у князя: а куда же он денет свою цыганку? Князь ответил: Груша дружит с Иваном, я поженю их и построю им дом.

Князь приступил к покупке фабрики, а Ивана послал доверенным на ярмарку в Нижний, набрать заказов. Однако, вернувшись, Иван увидел, что Груши уже нет в деревне. Говорили: князь её куда-то увёз.

Уже готовили свадьбу князя с дочерью предводителя. Иван, тоскуя по Груше, не находил себе места. Раз он в волнении вышел на крутой речной берег и в отчаянии начал звать цыганку. А она вдруг появилась откуда ни возьмись и повисла у него на шее.

Лесков «Очарованный странник», глава 17 – краткое содержание

Вся оборванная, находясь при конце беременности, Груша дрожала от исступлённой ревности. Она всё повторяла, что хочет убить невесту князя, хотя сама признавала: та ни в чём не виновата.

Лесков «Очарованный странник», глава 18 – краткое содержание

Груша рассказала, что когда Иван был в Нижнем, князь однажды пригласил её покататься в коляске – и завёз на какую-то пчельню в чаще леса, сказав: ты теперь будешь жить не у меня, а здесь, в доме под присмотром трёх девок-однодворок.

Но Груше вскоре удалось бежать оттуда: она обманула девок во время игры в жмурки. Ускользнув от них, цыганка пошла к дому князя – и вот, встретила Ивана.

Груша просила, чтобы Иван убил её, иначе она сама погубит невинную невесту князя. Вынув из иванова кармана складной нож, она совала его ему в руки. Иван в ужасе отпихивал нож, однако Груша в ярости сказала: «не убьёшь, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Ножом он её ударить не смог, но спихнул с крутизны в реку, и цыганка утонула.

Лесков «Очарованный странник», глава 19 – краткое содержание

Иван в отчаянии побежал, куда глаза глядят. Ему чудилось, что рядом летит грушина душа в виде девочки с крыльями. Случайно он встретил старичка со старушкой, ехавших на телеге. Узнав, что их сына хотят забрать в рекруты, Иван согласился, сменив имя, пойти вместо него в армию. Так он думал хоть отчасти искупить свои грехи.

Более пятнадцати лет он провоевал на Кавказе. В сражении у одного ущелья, где внизу текла река, несколько солдат пытались под выстрелами мятежных горцев переплыть на другой берег, но все погибли от пуль. Когда других охотников не осталось, сделать то же самое вызвался странник-Иван. Под градом выстрелов он добрался до другого берега реки и навёл мост. Плывя, Иван имел видение: над ним летела Груша и загораживала его крыльями.

За этот подвиг он получил офицерский чин, а вскоре – и отставку. Но офицерство не принесло с собой достатка. Отставник Иван помыкался некоторое время то на мелкой конторской должности, то актёром балагана, а потом решил ради пропитания пойти в монастырь. Там его определили кучером.

Лесков «Очарованный странник», глава 20 – краткое содержание

Так закончились мытарства очарованного странника. Правда, в монастыре Ивану поначалу часто докучали бесы, но он противостоял им постами и усердными молитвами. Иван Северьяныч стал читать духовные книги, а от этого – «пророчествовать» о скорой войне. Игумен отправил его богомольцем в Соловки. В этой поездке странник и встретился на Ладоге со слушателями своего рассказа. Повествования собственной жизни он исповедал им со всею откровенностью простой души.

Путешественники встретили монаха, рассказывающего о пережитых им приключениях, муках и испытаниях перед отправлением в монастырь.

Глава первая

Во время путешествия на пароходе по Ладожскому озеру путешественники вместе с рассказчиком оказались в поселке Корела. При продолжении путешествия спутники стали говорить об этом старом и весьма бедном русском городке.

Один собеседник, любивший философствовать, отметил, что плохих людей необходимо направлять не в Сибирь, а в этот городок. Это станет выгоднее для государства в финансовом плане. Другой заявил, что проживающий в этом месте дьяк быстро устал от царящих в этом городе апатии и скуки. Он повесился. Философ сказал, что он правильно поступил. Однако его собеседник, приверженец религии, заявил, что самоубийца будет мучиться на том свете, так как тут за него никто не будет молиться.

За дьяка, покончившего жизнь самоубийством, заступился пассажир. Он был молчаливым, могучим, с сединой человеком пятидесяти лет. Он носил одежду послушника.

Он оказался богатырем, который напоминал Илью Муромца с картины Верещагина.

Он поведал о попе московской епархии, молившемся за покончивших жизнь самоубийством. Этим он содействует улучшению их положения в аду. За пьянство патриарх собирался изгнать попа. Однако его заступником стал преподобный Сергий, который два раза приснился владыке.

Потом пассажиры стали спросили у нового собеседника про его жизнь. В ходе его рассказа им стало известно, что их собеседник служил конэсером. Он отбирал и занимался укрощением лошадей для армии. к ним у них был особый подход. Стало очевидным, что он провел длительную и интересную жизнь. Пассажиры уговорили его поведать им собственную историю жизни.

Главы вторая - пятая

Иван Северьяныч Флягин появился на свет крепостным в Орловской губернии в поместье состоятельного графа. Этот граф занимался разведением лошадей. Родитель Ивана работал у него кучером. Иван был единственным ребенком, вымоленным матерью у Бога, которая умерла после его рождения. Мальчик появился на свет с очень большой головой. Из-за этого во дворе его прозвали Голованом.

В раннем детстве Иван находился в конюшне и поэтому очень любил лошадей. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, он стал форейтором на шестерке, которой управлял его отец. В обязанности мальчика входило кричать, чтобы прогонять людей с дороги. Тех, кто зазевался, он бил кнутом.

Как-то отец с сыном везли хозяина в гости и проезжали монастырь. Иван ударил кнутом монаха, который заснул на возу. Монах испугался, выпал из телеги. Лошади понесли, и монах погиб под колесами. Той же ночью мальчику приснился монах и сообщил, что его мать, вымолив его у Бога, дала обещание отдать сына ему. Поэтому он приказал Ивану отправляться в монастырь.

Мальчик не поверил словам монаха. Однако в скором времени наступила его первая погибель. По пути в Воронеж кони и экипаж графа едва не упала в бездонную пропасть. Ивану удалось удержать лошадей. Сам он оказался под обрывом, но он выжил.

За то, что мальчик спас его, граф захотел дать ему награду. Иван не попросился в монастырь, а выбрал гармошку, на которой не научился играть.

В скором времени у Ивана появилось два голубя. У этих голубей были птенцы, которых стала таскать кошка. Мальчик отловил кошку, высек ее, обрубил ей хвост, который повесил над собственным окном. Хозяйкой кошки оказалась любимая горничная графини. Эта горничная пришла к Ивану и стала ругаться. Тот ударил ее метлой. За это его выпороли на конюшне и сослали дробить камень, используемый для садовых дорожек.

Иван занимался дроблением камня столько, что на коленях у него появились наросты. Парню надоели насмешки по поводу его осуждения за кошкин хвост. Он принял решение повеситься в находящемся рядом осиновом лесу. Но не успел он повиснуть в петле, как появившийся откуда-то цыган перерезал веревку. Цыган сделал предложение Ивану стать вором вместе с ним. Парень согласился.

Чтобы парень не передумал, цыган велел ему похитить лошадей из конюшни графа. За коней получили много денег. Однако Ивану достался лишь серебряный рубль. Из-за этого он поссорился с цыганом и принял решение сдаться властям. Он обратился к хитрому писарю. Он выправил парню пропуск и дал совет отправляться в Николаев, в котором было большое количество работы. За это Иван заплатил ему один рубль и отдал нательный крест из серебра.

Прибыв в Николаев, парень оказался у барина-поляка. Его супруга убежала с военным, оставив дочь грудного возраста. Именно за этой дочерью Иван должен был ухаживать. За двенадцать месяцев парень полюбил ребенка. Как-то он заметил, что у ребенка ноги колесом. Врач сказал, что необходимо зарывать девочку в теплый песок.

Парень стал носить девочку на берег. На берегу ему вновь явился монах, позвал куда-то, стал показывать огромный монастырь, степь, диких людей. Он ласково проговорил, что Ивану надо будет еще многое вынести. Придя в себя, парень обнаружил, что неизвестная женщина целовала девочку. Эта дама была ее матерью. Иван не дал ей забрать ребенка, но позволил им тайно видеться.

Женщина поведала, что мачеха силой отдала ее замуж. Первого супруга дама не любила, а второго любит, так как он ласков с ней. Когда пришла пора отъезда женщины, она предлагала парню за ребенка много денег. Но Иван отказался.

Тут появился сожитель женщины. Парню захотелось его ударить. Он снова отказался от предлагаемых денег. Сожитель сделал попытку забрать ребенка. Сначала Иван не позволил этого сделать. Но потом сжалился. Тут же явился барин, в руках у которого был пистолет. Иван был вынужден отбыть вместе с женщиной и ее сожителем, отдав барину собственный паспорт.

В Пензе сожитель сообщил, что является военным, поэтому беглый крепостной жить у него не мог. Он дал парню денег и тот ушел. Иван принял решение сдаться властям. Но для начала посетил трактир, попил чаю. Потом он оказался на берегу Суры. Здесь торговали превосходными лошадьми. За одну из кобыл решили драться два состоятельных татарина.

Знакомый разъяснил Ивану особенности татарской борьбы. У парня появилось желание принять участие в борьбе.

Главы шестая - девятая

За очередного коня решил поспорить сожитель. Иван бился вместо него и до смерти забил татарина плетью. За это русские собирались бросить его в тюрьму. Однако татары увезли парня в степь.

Иван жил там на протяжении десяти лет, был лекарем для людей и лошадей. Заскучав по родной стороне, парень пожелал уйти. Но его отловили, за надрезанную кожу на ступнях набили конского волоса и зашили. После того, как зажило, парень не мог хорошо ходить. Он вынужден был оставаться в степи.

Сначала парень жил в одной орде. Там он обзавелся собственной юртой, двумя женами и детьми. Затем он лечил жену хана по соседству и остался у него. Здесь у него было еще две жены. К собственному многочисленному потомству Иван не питал отеческих чувств, так как их вера отличалась от его веры. За прожитое время в степях он испытывал сильную тоску по дому.

Спустя время Иван потерял надежду вернуться домой. Как-то в степи появились два священника. Они собирались обращать татарское население в христианство. Иван обратился к ним за помощью, но они не захотели лезть в дела татар. Позднее Иван обнаружил мертвое тело одного из священников и похоронил его. Другого священника никто больше не видел.

Через год в орду пришли два человека, одетые в чалмы и яркие халаты. Они явились из Хивы, собирались покупать лошадей и настроить татар против русского народа. Во избежание ограбления и убийства они стали пугать татар богом Талафой, давшим им огонь.

Как-то ночью эти люди устроили представление с использованием огня. Это испугало коней, которые разбежались. Татарские мужчины кинулись ловить лошадей. В стане оставались лишь дети, старики и женщины. Иван вышел из юрты и увидел, что людей пугали фейерверками. Он отыскал солидный запас фейерверков, стал запускать их. Это так сильно напугало татар, что они дали согласие на крещение.

Тут же Иван нашел особую землю, которая помогла вылечить ему ноги. Он запустил для страха фейерверк и отправился в сторону дома.

Через три дня он оказался у Каспийского моря. Оттуда он перебрался в Астрахань, нанялся на работу, получил рубль и стал сильно пить. В себя он пришел в тюрьме. Из нее его отослали в родное имение. Отец Илья не захотел проводить исповедь и причастие Ивана, потому что тот жил в степи во грехе. Граф, который после кончины супруги стал богомольным, не желал иметь при себе не причащённого человека. Он дважды выпорол Ивана, вернул ему паспорт, потом отпустил.

Главы десятая - четырнадцатая

Иван покинул имение и оказался на ярмарке. Там он увидел, что цыган хочет продать плохую лошадь крестьянину. Иван был обижен на цыган, поэтому оказал помощь мужику. С данного момента он ходил по ярмарке, помогал бедным людям и со временем стал угрозой для всех цыган и барышников.

Ивана один князь просил рассказать секрет, как он проводил отбор лошадей. Иван стал рассказывать ему, чем отличается хорошая лошадь. Однако князь ничего не мог запомнить и уяснить. Поэтому позвал Ивана работать к себе конэсером.

Иван на протяжении трех лет прожил у него, отбирая лошадей для армии. Когда князь проигрывал деньги и просил казенные средства у Ивана, чтобы отыграться, тот ему не давал. Князь поначалу сердился, но спустя время благодарил служащего за верность. Когда Иван уходил в загул сам, он передавал средства на сохранение князю.

Как-то раз князь отбыл на ярмарку и в скором времени приказал отправить туда кобылу, весьма понравившуюся Ивану. Служащий так огорчился, что решил запить. Но не было никого, кому можно было оставить казенные средства. На протяжении нескольких дней Иван маялся, пока не сходил на обедню и не помолился. После этого ему стало легче, и он пошел в трактир пить чай. Там он встретил нищего. Нищий выпрашивал водку и для потехи в качестве закуски использовал рюмку.

Ивану стало жалко его, он купил ему графин водки и дал совет бросить пьянствовать. Нищий заявил, что он не может бросить пить из-за своих христианских чувств.

Нищий продемонстрировал Ивану свою способность трезветь мгновенно и пообещал избавить его от запойной страсти. Он заставлял Ивана выпивать одну рюмку за другой, совершая над каждой определенные движения руками.

Таким образом лечил он Ивана до самого вечера. Иван сохранял при этом здравый ум и регулярно проверял сохранность казенных средств, которые находились у него за пазухой. В итоге собутыльники поругались. Для нищего любовь являлась священным чувством, а для Ивана это был пустяк. Их выгнали из кабака, и они оказались в месте, где присутствовало большое количество цыган.

Здесь Ивану приглянулась цыганка Груша. Поэтому он кинул к ее ногам все деньги, что у него были.

Главы пятнадцатая - восемнадцатая

Когда Иван протрезвел, он узнал, что его собутыльник скончался из-за пьянства. А сам Иван с того времени больше водку не пил. Хозяину он рассказал правду, что отдал казну цыганке. После этого у него началась белая горячка.

Придя в себя, Ивану стало известно, что его хозяин заложил все собственное имущество для выкупа из табора цыганки Груши.

Цыганка очень скоро полюбила князя. Однако хозяин Ивана, получив, что хотел, стал тяготиться обществом цыганки. Он больше не замечал ее красоты. Иван сдружился с девушкой и испытывал к ней сильную жалость.

С того времени, как Груша забеременела, князь стал раздражаться по поводу собственной бедности. Он принимался то за одно, то за другое дело. Однако терпел одни убытки. Через некоторое время цыганка стала подозревать, что князь имеет любовницу. Она отправила Ивана узнать правду в город.

Иван приехал к прежней графской любовнице, которая родила графу ребенка, и оказался нечаянным свидетелем их беседы. Князь просил у любовницы денег взаймы, чтобы арендовать фабрику сукна, стать фабрикантом и взять в жены богатую наследницу. Цыганку он хотел отдать в жены Ивану.

Женщина до сих пор любила князя. Поэтому, заложив подаренный им дом, дала ему деньги. В скором времени хозяин Ивана посватался к дочери предводителя. Иван вернулся с ярмарки, увидел, что в доме готовились к свадьбе. А цыганка пропала.

Иван подумал, что хозяин убил Грушу и закопал в лесу. Он стал искать тело девушки. И как-то раз увидел у реки живую цыганку. Она поведала, что князь закрыл ее в доме в лесу. Ее охраняли три огромные девицы. Однако Груша сбежала от них. Иван сделал предложение девушке жить совместно в качестве брата и сестры. Но цыганка не согласилась.

Цыганка переживала, что не сможет сдержаться и погубит невесту князя. Поэтому она вынудила Ивана дать клятву, что убьет ее. Она угрожала, что будет самой стыдной женщиной. Иван не выдержал и столкнул Грушу с обрыва.

Главы девятнадцатая - двадцатая

Иван сбежал и долгое время скитался. До того времени, когда цыганка явилась к нему в образе девочки с крылышками. Она указала ему дорогу. На данной дороге Ивану повстречались два старика. У них забирали единственного сына в солдаты. Иван дал согласие отправиться служить вместо их сына. Старики сделали Ивану новый паспорт, и его теперь звали Петр Сердюков.

Оказавшись в армии, по просьбе Ивана, он отправился на Кавказ. Там он отслужил свыше пятнадцати лет. Иван поведал полковнику о собственной жизни. Тот отправил запрос, чтобы узнать правду об убийстве цыганки Груши. В ответе значилось, что никакого убийства не было, а Иван Флягин умер.

Полковник подумал, что Иван помутился разумом, повысил его до офицера и дал отставку. Приложив письмо для большого человека в Петербурге. Там Иван выдавал справки в адресном столе. Однако его карьера не удалась.

Пошел Иван артистом. Он изображал демона, но заступившись за молодую актрису, был выгнан оттуда. Ему некуда было податься, и он отправился в монастырь. Там он получил имя отец Измаил и ухаживал за лошадьми.

Путешественники стали задавать вопрос. Искушает ли Ивана бес. Тот ответил, что существовал бес, который прикидывался цыганкой Грушей. Старец обучил его, как прогонять беса при помощи молитвы.

Ивану удалось избавиться от беса, однако стали являться мелкие бесенята. По этой причине Иван нечаянно убил корову, которая принадлежала монастырю. Он принял ее в темноте за черта. За все его прегрешения он был заперт игуменом в погребе и молол соль все лето.

Там он прочитал большое количество газет, стал пророчествовать и предрек скорую войну. Его перевели в пустую избу. Там Иван провел зиму. К нему вызвали врача, но он не понял, являлся тот пророком или сумасшедшим. Поэтому дал совет отпустить его пробегаться.

На пароход Иван попал. Добираясь на богомолье. Он поверил в возможную войну и хотел отправиться в армию, дабы умереть за народ. Поведав свою историю, странник стал задумчивым. Пассажиры не решались более задавать ему вопросы.