Сегодня отмечается 100-летие Военно-воздушных сил России. К этой знаменательной дате публикую воспоминания советского летчика Алексея Петровича Грачева (1923 - 2011), с которым мой отец Виталий Дмитриевич Омельченко (1926 - 1997) служил в Китае в 1946 - 1952 гг. Отец прослужил в ВВС 37 календарных лет, а Алексей Петрович - 19. Встретились они в 1946 году в в Китае, в г. Дальнем, и на всю жизнь остались самыми близкими друзьями. Служили в 815 полку, в одной эскадрильи. Из семи лет, проведенных в Китае, пять прожили в одной комнате, летали в одном экипаже, Алексей Петрович был пилотом, отец - штурманом. Вместе они принимали участие в операции по противовоздушной обороне Шанхая весной 1950 г.

Приведенная ниже запись была сделана мною в 2007 г. Текст был несколько раз считан и проверен лично Алексеем Петровичем. Все имена собственные и географические названия выверялись по атласу, энциклопедиям и другим открытым источникам. Друзья и товарищи звали отца Виктором, а не Виталием. Под этим именем он фигурирует и в публикуемом рассказе.



Выражаю глубокую благодарность моей коллеге и подруге Юйжун Чен , заведующему отделом Китайского института международных исследований, которая нашла и подарила мне книгу о Даляне с историческими фотографиями. Они публикуются впервые.

Как мы стали летчиками
В 40-м году я окончил десять классов, мне тогда было 17 лет, и в армию меня не взяли. Однажды знакомый парень рассказал, что в военкомате идет набор в авиацию. Он знал, что я всегда хотел в авиацию. Поступить в авиацию я мечтал еще с 1934 года, когда летчики на самолетах Р-5 спасали «челюскинцев». Каманин, Молоков, Леваневский стали первыми героями и Советского Союза. На таких самолетах - на Р-5 - я летал позже.

В сороковом году война еще не началась, но уже было неспокойно. Было принято решение создать кременчугскую школу стрелков-бомбардиров. Еще она называлась штурманская школа. Я прошел комиссию и поехал в Миргород (Полтавская область на Украине), где находилась 15-я учебная эскадрилья. Меня зачислили без экзаменов, потому что тогда большинство ребят заканчивали семь классов, а у меня было 10 классов школы. Так я поступил в авиацию. Срок обучения в штурманской школе составлял 12 месяцев, и в сорок первом году я начал летать. Успел я сделать под Миргородом только три полета. В июне сорок первого года началась война. Через неделю Минск сдали, через две недели нам назначили паковаться.

Дальше я должен был попасть в Чугуевское истребительное училище (город Чугуев под Харьковым). В нем с 1940 года учился, а потом был инструктором будущий прославленный ас Иван Кожедуб . Но немец попер, и нас отправили в Сибирь, в Омское училище. Тогда оно называлось Омская бомбардировочная школа пилотов . Там я пробыл всю войну. Сначала курсантом, потом инструктором. И остался живой. А так бы или грудь в крестах или голова в кустах. Ведь, что такое молодой летчик? Может только взлетать и садиться. Сколько их погибло в войну!

В Сибирь мы ехали через Москву. Везли нас в товарных красных вагонах, в них сделали нары из досок. От Миргорода до Москвы ехали трое или четверо суток. Стояли на Курском вокзале. 21 июля 41-го года - ровно через месяц после начала войны - я видел первый налет немцев на Москву. Аэростаты заграждения, потом зенитный заградительный огонь. Уже к вечеру - сплошные разрывы. Зенитки стреляли, чтобы самолеты не летели. Когда мы уже выехали из города, наш эшелон начали бомбить. Бомбы взрывались рядом.

В Омском училище мы все годы войны прожили в землянках. Выкопанные помещения, в них поставлены нары, а сверху все накрыто крышей. Чтоб в землянку войти, нужно спускаться по ступенькам вниз. Нас было 135 курсантов в одном помещении. Нары стояли в три этажа. Одна дверь на выход. Туалет на улице. Ночью зимой в мороз выбежал, сделал свое дело, заходишь в землянку после свежего воздуха, а там дух стоит - ой-ой-ой. Ведь 135 человек в одном помещении.

Мы не голодали. Другие курсанты похлебку ели, а нас кормили нормально. Мы ж были сталинская авиация. Сталин за авиацией следил, был в курсе всех событий. Помню случай. В ноябре 42-го года, когда немцы стояли под Сталинградом, меня вызвал командир батальона (я тогда был старшим в классном отделении). Он сказал мне отобрать пятерых лучших из 35 учеников. Я написал своих друзей, и мы остались в училище. Остальных из нашего и из других классных отделений (всего человек 300-400) отправили на подготовку в лыжный батальон. Через полтора месяца все курсанты вернулись обратно в Омск. Когда Сталин узнал, что летных курсантов отправили в лыжный батальон, он их всех вернул. Ведь к этому времени мы уже прошли всю теорию и стрелковую подготовку, навигацию знали. Летать толком не летали: то самолеты заберут на фронт, то топливо. Но мы уже были почти летчики. А что такое нового человека подготовить? Сталин хотел, чтоб в стране была авиация. Больше никогда летный состав не трогали. Летать я начал летать в Марьяновке и в Любино.

Витя, Вовка Григоренко и Колька Фадеев были моложе меня. Я 23 года рождения, а они - 26-го. Я вышел из Омского училища летчиком, они же сначала учились в спецшколе, а потом в школе стрелков-бомбардиров, или в школе штурманов. Когда началась война, многие летные школы расформировывали и эвакуировали. В новых местах собирались преподаватели и курсанты из нескольких разных школ. Витя Омельченко из Сталинабада, Вовка Григоренко - одессит, Колька Фадеев из Киева - все они окончили Ташкентскую авиационную школу стрелков-бомбардиров, откуда вышли штурманами. Летать они начинали в Чирчике, в Узбекистане.

После окончания школы Виктор немножко побыл в Сибири, по-моему, в Поздеевке, в Возжаевке в районе Хабаровска. Там стояла наша 221-я бомбардировочная дивизия, которая потом перелетела в Китай. С ней Виктор попал в Китай.

Советские войска приходят в Китай
Во время войны японцы оккупировали Китай. В мае 1945 года, когда кончилась война, японцы из Китая еще не ушли. Через три месяца - в августе - Советский Союз начал боевые действия на Дальнем Востоке . Но часть Китая еще долго оставалась занята войсками.

Третьего сентября сорок пятого года над Дальним прошли летчики. Они почти ничего не делали. Одна эскадрилья на «дугласах» (транспортных самолетах) прилетела, села в Дальнем и заняла город. Японцы никакого сопротивления не оказали. Поэтому война там кончилась быстро. Советские войска остались в Северном Китае, так же, как они остались в Германии, в Венгрии, в Польше. В Китае в это время было две силы: Мао Цзэдун и Чан Кайши. Летом 1946 года между их сторонниками началась гражданская война. Наши войска поддерживали лидера китайский коммунистов - Мао Цзэдуна. Мы помогли его войскам постепенно продвигаться с севера страны в центральные районы, и потом на юг. Часть районов Китая еще долгое время оставалась в руках чанкайшистов. В 1949 году Чан Кайши потерпел поражение в гражданской войне и убежал на остров Формоза (теперь о.Тайвань). 1 октября 1949 года Мао Цзэдун объявил о создании Китайской Народной Республики под управлением коммунистической партии.

В сорок шестом году, летом или осенью мы попали в Дальний . Квантунский полуостров (современное название Ляодунский), где мы стояли, длиной всего сорок пять километров, а от трех - четырех километров (самое узкое место находится в районе Порт-Артура) до пятнадцати. На этом участке, на пятачке было три истребительных дивизии, две бомбардировочные дивизии, одна штурмовая дивизия, множество танковых, пехотных и других частей. Все было забито техникой. Нам рассказывали, что один штурмовой полк, когда не было погоды, сел в Японии на островах.

На полуострове два больших горда: Порт-Артур (в самом конце полуострова) и Дальний. Дальний мало кто знает, хотя он больше Порт-Артура раза в четыре или в пять. Порт-Артур знают еще по старой войне . Дальний - современный, большой город. А Порт-Артур - старинный китайский город, там пагоды, как и в Нанкине.

Кстати, эмигрантов в Дальнем, в Порт-Артуре, было очень много. После победы советской власти все богатенькие ринулись в Маньчжурию. Харбин был почти русский город. С любым китайцем можно было поговорить. Они понимали русский язык, потому что очень много было эмигрантов. Много эмигрантов было и в Мукдене, в Чанчуне, в Цицикаре.

Когда мы приехали в Китай в сорок шестом году, это была беднейшая страна. Все люди были одеты в черные хлопчатобумажные одежды, потому что другого у них не было. У берега океана шесть часов прилив, шесть часов отлив. Когда прилив, ракушки, водоросли прибивает к берегу. А в отлив китайцы стоят и собирают все это. И едят, все что движется. Они были очень бедные. Ко всем русским относились очень хорошо.

На Квантунском полуострове
Советскими войсками на Квантунском полуострове (1-й Краснознаменной армией 1-го Дальневосточного фронта) командовал генерал-полковник Белобородов . Позже он стал делегатом XIX съезда КПСС. В армию входила пехота, танковые войска, артиллерия и авиация. Авиационным корпусом командовал генерал-лейтенант Слюсарев, Герой Советского Союза. После него корпусом командовал генерал-майор Никишин. В корпус входила наша 221 бомбардировочная Ленинградская дивизия. Слюсарев принимал участие в боевых действиях в Китае в 1938 году. Командиром нашего 815-го полка был полковник Виктор Иванович Семенов. Там, в этом полку я познакомился с Виктором.

На полуострове было несколько аэродромов. Под Порт-Артуром - Тучэндзы, у нас в Дальнем - Дальний. На аэродроме Инчэнцзы стояли штурмовики. Еще одна бомбардировочная дивизия (сухая, то есть наземная) базировалась в Саньшилипу, там же стояли истребители. Были еще аэродромы в Цзинчжоу и в Дэншахэ.

Наш бомбардировочный полк состоял из бомбардировщиков и штурмовиков. Мы с Виктором в Китае все время летали на бомбардировщиках. А штурмовики - это те самолеты, которые выиграли войну: Ил-2 и Ил-10. Ил-10 - последняя модификация. Штурмовики летали на бреющем полете и обеспечивали пехоту в бою. Поэтому они имели больше всего потерь - низко летали. Их можно было с ружья стрелять. Если истребителям давали за десять сбитых Героя Советского Союза, то штурмовикам давали Героя за 20-30 вылетов. Их больше всего погибло, их истребители били, их стреляли c земли. Как только мотор отказал, штурмовик тыкается в землю.

В Дальнем мы делали то же, что и остальные части. Мы заняли территорию и на ней базировались. Задачи выполняли те же, что и во всех частях, которые находились в Советском Союзе - обыкновенная боевая подготовка.

Солдаты жили в казармах, а офицеры на квартирах. Построение в полку в 8 часов 30 минут. Мы должны были встать примерно в 7 часов, умыться, зарядку сделать, придти в столовую и покушать. Потом взять планшет (это сумка на ремне), в котором были карты и нужные учебники, и придти в полк, где находились солдаты. После того, как солдаты позавтракали, начиналось построение.

Если день учебный (нелетный), то все расходятся по классам. Офицеры ведут занятия: по воздушной подготовке, по стрелковой, по самолету, по двигателю. Если завтра полеты, то идет предполетная подготовка. Ее проводит командир эскадрильи. Собирает всех и рассказывает, по какому маршруту полетим завтра. Например, надо полететь сфотографировать какую-то цель или выйти на полигон, отстреляться в зоне стрельб, потом зайти на посадку. Штурмана прокладывают маршрут, определяют курс, высоту, решают, сколько будет заходов. Все это предполетная подготовка, она идет целый день.

В конце дня командир проводит розыгрыш полетов. Задает любые вопросы. «Иванов, ты взлетел, у тебя на втором развороте отказал двигатель. Твои действия?». Пилот отвечает. Вопрос штурману: «передали, что изменился ветер, а ты уже рассчитал курс, как будешь действовать?» Командир должен удостовериться, что все участники полетов все досконально знают. Личному составу нужно знать все на память. Если на земле ты знаешь на тройку, то в воздухе ты будешь знать на двойку.

Полеты, как правило, начинаются в 6 утра. Как только солнце всходило, мы уже начинали летать. Если ночные полеты, то готовились днем. Приходили на аэродром часов в 6 вечера. С заходом солнца выруливаешь и выполняешь предусмотренное задание.

Обычно полет длился полтора-два часа. Но были и более короткие полеты. Иногда, чтоб потренироваться, выполняли полет по кругу. Взлет, первый разворот, третий, четвертый на четыреста метров, и идешь на посадку. Такой полет занимает примерно 8 - 10 минут.

Есть еще полет в зону. Взлетел, пошел в зону. Допустим, над указанной деревней, на высоте 2500 или 3000 метров нужно сделать два виража, два боевых разворота, две спирали. То есть потренироваться в управлении. Такой полет занимает 25 - 30 минут.

А если маршрутный полет с бомбометанием, то он длится от полутора до двух с половиной часов. Для бомбометания специально делают на земле закрытую территорию, куда никому не разрешается заходить. На земле чертят круг диаметром 100 метров. Пропахивают окружность шириной в метр и засыпают ее белой известью. Посередине крест - чтоб видно было. Штурман бомбит в этот крест. Его задача - попасть в круг диаметром 100 метров.

В одних случаях бомбы попадали точно, в других - не совсем. Бывали случаи, когда бомбы падали за 500-700 метров от намеченной цели. Это сейчас точность бомбометания высокая, при помощи лазерного луча ракетой можно хоть в окно попасть. Тогда все было иначе. Чтобы бросить бомбу, штурману надо было знать, в какую сторону и под каким углом дует ветер, и на основе этого рассчитать линию падения бомбы. Если ветер дует под прямым углом к боевому курсу, бомбу снесет больше, чем в случае, когда ветер дует под острым углом. С высоты 10 тысяч метров бомба летит до земли примерно 40 секунд. Она пересекает разные воздушные слои. На восьми тысячах метров ветры могут дуть в одну сторону, а на двух тысячах - в другую. Поэтому попасть в заданную точку даже при хорошем расчете совсем не просто. В Дальнем мы в основном бомбили цели на полигонах, оборудованных на безлюдных прибрежных островах.

В Иркутск за новыми самолетами
В училище я летал на пикирующем бомбардировщике П-2. Во время войны наша 221-я бомбардировочная дивизия летала на дальних бомбардировщиках ДБ-3ф. Этот самолет также назывался Ил-4. В конце войны дивизия переучилась на Ту-2. И когда я приехал после училища в Китай, все уже там летали на Ту-2. Это поршневой самолет, на реактивные мы пересели позже, уже в Забайкалье. Я был летчик, а Виктор - штурман. Штурману безразлично, на каком самолете лететь: он занимается прокладкой маршрута, бомбометанием. Штурман осваивает только бомбардировочное оборудование, а летчику надо освоить новую технику. Переучиваться на новый самолет мне уже было не в новинку: я раньше уже летал на Р-5, на СБ, на Ли-2. Несколько полетов, и все пошло.

Как-то пришла команда полететь в Иркутск и получить новые, модернизированные самолеты Ту-2. В Иркутск нас повезли на «Дугласах». «Дуглас» - американский транспортный самолет примерно на 18 - 20 пассажиров. У нас этот самолет назывался Ли-2. Наш русский конструктор Сикорский во время гражданской войны ушел за границу и там построил этот хороший самолет. А в Советском Союзе по его образцу сделали транспортный самолет Ли-2. До реактивных самолетов транспортные самолеты были только «Дуглас». Это поршневой самолет, он летит полтора-два часа и садится на дозаправку. На нем было два двигателя, такие же, как на Ту-2.

Мы полетели в Иркутск за новыми, усовершенствованными самолетами Ту-2. В новых самолетах была удобнее кабина, шире обзор, и вместо трех лопастей - четыре. Экипаж Ту-2 состоял из четырех человек: летчик, штурман, стрелок и радист. Летчик и штурман сидят в передней кабине. Стрелок-радист сидит в задней кабине, она находилась в фюзеляже ближе к хвосту. У стрелка-радиста была радиостанция. Внизу под фюзеляжем находился кинжальный пулемет. Там лежал радист, он обстреливал нижнюю сферу.

В Иркутске мы заодно купили материал на штаны. А Витька еще купил велосипед «ЗиЧ» - завода имени Чкалова. Это был спортивный велосипед с переключением педалей. Он по Дальнему колесил на нем после полетов. Покупки мы привезли в бомболюках. Виктор один только привез велосипед.

Наш полет пролегал через Байкал. Иркутск на одной его стороне, а на другой сначала Улан-Удэ, потом Чита, Хабаровск. Посадка была в Улан-Удэ. По традиции было положено, когда перелетаешь через Байкал, бросить в него монеты. Считалось, что, если не сделать этого, то больше потом уже не пролетишь над Байкалом. Поэтому штурману сдавали все медные деньги, мелочь. На поршневых самолетах кабина негерметичная, можно было открыть форточку и высунуть руку, как на автомобиле. Штурман открывал форточку и бросал мелочь, чтоб она упала в Байкал.

Позже, когда я гонял реактивные самолеты из Союза в Китай, мы пролетали через Байкал на высоте 10-12 тысяч метров. Кабина была уже закрыта. А мелочь бросить надо. Что делать? Штурмана придумали, что сделать. Тогда на самолетах были ракетницы. Они вставлялись в фюзеляж. Штурман нажимает кнопку, и вылетает ракета: зеленая, красная или желтая - в зависимости от того, какой сигнал она обозначает. Штурмана вынимали ракету, разрезали ее немного, закладывали мелочь и пыжом затыкали внутрь. Когда летели над Байкалом, выстреливали ракетами, чтоб металл попал в озеро.

"Потому что мы пилоты..."
В Дальнем нас расселили в двухкомнатных квартирах. Обычно квартиру давали семье (муж, жена и ребенок). В столовой первое время готовили неважно, потому что хороших поваров не было. Офицерам разрешили брать продукты домой. Летная норма большая, одному летчику или штурману, например, в день было положено 900 граммов мяса, это 27 килограммов в месяц. Женатые с удовольствием приглашали к себе жить холостяков. Тогда у семьи получалось две летные нормы, этого отлично хватало, чтобы прокормиться.

А мы, четыре холостяка - я, Борис Родионовский, Витя и Колька Фадеев - никуда не пошли и решили сами заниматься хозяйством. Мы жили в одной двухкомнатной квартире. Раньше там жили японские офицеры. Когда война кончилась, их поперли в Японию. Мы получали четыре летных нормы. На месяц нам было положено 108 килограммов мяса. У нас в коридоре, я помню, зимой висели туши баранов. Выдавали и шоколад, и рис, и сахар. Все было вплоть до лаврового листа. Продукты, которые не портятся (рис, муку, сгущенку, сахар, картошку) мы брали на складе сразу на месяц. А хлеб и мясо брали столько, сколько нужно. Кончилось, идешь на склад и получаешь по талонам. Одну треть или одну четверть продуктов мы не успевали съедать и продавали китайцам. Вырученные деньги тратили на ресторан.

На обед мы варили себе густой суп: процентов семьдесят баранины, немножко картошки и томатной пасты. Все закладывали в кастрюлю и заливали водой. Получалось мясо с юшкой. Тут тебе и первое и второе. После обеда пили кофе со сгущенкой. Еще любили готовить пельмени. Кутили фарш на мясорубке, замешивали тесто, раскатывали его, вырезали стаканом кружки и лепили пельмени. Виктор на свой день рождения - 16 августа - делал «наполеон». Пекли тонкие коржи, а потом смазывали кофе или какао со сгущенкой. Листы накладывали друг на друга - получался отличный торт. Я в основном мыл посуду. Жили мы, в общем, здорово.

Когда в столовой начали хорошо готовить, мы стали есть в столовой, и уже не готовили дома. Одежду мы сами не стирали. К нам приходили японки и забирали белье. Стирали очень здорово, крахмалили, гладили. Принесет - все в стопочку аккуратно сложено. В первые годы нашего пребывания в Дальнем там еще было много японцев. Китайцы их выгнали в 1948 - 1949 году.

Деньги нам платили так: 80% в советских рублях (их клали на книжку в Сбербанке) и 20% выдавали на руки в китайских юанях. Это была не очень большая сумма. Ее хватало на сигареты, да что-нибудь купить. Любители выпить ходили в ханжовки - забегаловки в городе, где продавали китайскую водку - ханжу, как мы ее называли . Там можно было наскоро выпить и закусить, съесть огурец, помидор.

Мы к этой категории не принадлежали. Мы принадлежали к другой категории. В субботу - когда на воскресенье нет полетов - мы ездили в ресторан. В военной форме в город выходить было нельзя: комендатура не разрешала. Мы нашли деньги, сшили себе гражданские брюки. А из списанного парашюта (тогда они были шелковые) пошили рубашки. В такой гражданской одежде мы ходили в ресторан. Выбирали один из двух - Ивана Яковлевича Чурина (русский предприниматель, его уже тогда не было, но были магазины Чурина, где работали только русские эмигранты) или японский ресторан «Ямато». В нем пела дочь атамана Семенова , с которой я танцевал несколько раз. Нас было четыре человека, и в ресторан мы ходили четыре раза в месяц. Платили по очереди. Один уплатил - получку отдал, потом второй отдал, потом третий, четвертый.

Виталий Омельченко (слева) и Алексей Грачев (справа) с товарищем в рубашках из парашютного шелка на фоне здания городского управления, г. Дальний, 1946 - 1948 гг.

В ресторане играл джаз под руководством Погодина. Мы заходим в ресторан, играет музыка. Мы идем, оркестр играет. Погодин нас увидел, поклонился, прекращает музыку, которую играл. И - авиационный марш! Играют «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» или «потому, потому что мы пилоты».

Все танцующие удивляются: «в чем дело? что случилось?» Мы шествуем. Идешь и чувствуешь, что на тебя смотрят. Мы проходим через ресторан и садимся в самом конце. Только мы сядем, Погодин махнет рукой оркестру, и он продолжает играть прежнюю музыку. Мы Погодина угощали, ему от нас каждый раз подносили рюмочку и закуску.

Правительственное задание
В 49-м году Мао Цзэдун приехал к Сталину и в начале 50-го года заключил договор на тридцать лет . По этому договору, мы с Виктором попали в Центральный Китай. Мы должны были помочь Мао Цзэдуну выгнать Чан Кайши с острова, который тогда назывался Формоза, а сейчас называется Тайвань. Планировалось сделать это в июле-августе 50-го года, когда идут дожди. Авиация должна была обеспечить высадку десанта. Это 130 километров от территории Китая, от континента.

Но помочь китайцам не получилось. В июне 50-го года американцы затеяли войну в Корее. Китай начал поддерживать корейцев (образованную в 1948 г. на севере Корейского полуострова Корейскую Народно-Демократическую Республику во главе с компартией). Советский Союз их тоже поддерживал. Поэтому нам сняли прежнюю задачу. (Данная точка зрения на цели операции не встретилась мне в других изданиях и документах - О.Б.)

Когда Мао Цзэдун договорился со Сталиным о помощи в высадке десанта, ему с Кубинки (что под Москвой) выделили полк МиГов. Чуть ли не единственный, парадный полк первых реактивных истребителей - МиГ-15. Их расстыковали, крылья отсоединили от фюзеляжа, погрузили в ящиках в эшелон, замаскировали и повезли в Китай. Через всю нашу территорию - до Забайкалья, до Читы, а потом в Китай .

В феврале 1950 года к нам в Китай прилетел генерал-полковник Красовский и начал отбирать экипажи . Подобрали один полк истребителей Ла-11, две эскадрильи штурмовиков Ил-10 (которые войну выиграли) и одну эскадрилью бомбардировщиков Ту-2 (на которых летали мы с Виктором). Все самолеты были поршневые, на реактивные мы пересели позже, уже после Китая. Отбирали самые опытные экипажи. Офицеров даже брали с понижением в должности, потому что они шли на выполнение правительственного задания. Так, командира эскадрильи брали замкомеской (заместителем командира эскадрильи), а командира звена могли взять рядовым летчиком. На Квантунском полуострове стояли две бомбардировочные дивизии. В каждой примерно по сто самолетов, то есть всего было двести бомбардировщиков. А для выполнения задания выбрали только десять экипажей. Самолеты взяли самые новые с ресурсом 100 - 120 часов на двигатель.

В чем состоит задание, не объявляли. Идти на него никого не принуждали. Только сказали, что мы уже больше в Дальний не вернемся. Все подумали, что с этого задания вряд ли кто вернется. Один летчик отказался, его заменили.

Как потом выяснилось, в Шанхай прибыла только одна дивизия - три полка. Один полк реактивных МиГ-15, один полк Ла-11 (36 самолетов) и наш 829-й смешанный полк. Его назвал смешанным, потому что в него взяли две эскадрильи штурмовиков Ил-10 и одну эскадрилью Ту-2, в которой были мы с Виктором. Командиром полка был полковник Семенов. Кстати, когда Виктор был в Польше, наш Семенов Виктор Иванович был там замкомандующим, позже он жил в Москве на 3-ей Фрунзенской набережной.

Я туда попал командиром звена. Эту должность я получил в 1949 году. Помню, шли ночные полеты в Порт-Артуре, аэродром Тунчэнцзы . Мы ехали на полуторке, и начальник отдела кадров объявил, что мне присвоено звание старший лейтенант и одновременно меня назначили командиром звена. Накануне у командира дивизии Финогенова было совещание, на нем полковник Семенов выдвинул меня командиром звена. Прилетевший из Москвы Красовский сразу подписал приказ. Я чувствовал, что полковник Семенов имел ко мне симпатию, но никогда не показывал этого. Меня утвердили командиром звена, хотя я был молодым, а в звене было два старых летчика, которые прошли всю войну.

Я был назначен лидером - должен был привести Миг-15 с Квантунского полуострова в Шанхай. Поэтому накануне перелета мы - четыре экипажа лидеров - направились в Шанхай, чтобы выбрать аэродром, где мы должны были сесть. Виктор в той поездке не участвовал. Мы долетели до Нанкина, и в тот же день вечером мы должны были выехать в Шанхай на поезде, а не на самолете.

В Нанкине нас привели в гостиницу. Шикарные комнаты: широкие кровати, тюлевый балдахин от комаров, вентилятор здоровенный. Кнопку нажал, он крутится. Ванные комнаты… А нам через два часа выезжать в Шанхай. Мы разделись, легли в эти постели, полежали полчаса, зашли в душ, помылись. Не было у нас такого никогда! Мы, деревенские парни, такого никогда не видели.

В Шанхае нас поселили в гостинице «Треугольник». Кажется, там раньше была английская миссия. Отличная гостиница. Заходим, в комнате большой круглый стол, четыре стула, две широкие кровати, кресло, диваны. Китаец по-русски спрашивает: «Кто здесь будет оставаться?» Мы говорим: «два экипажа, мы вчетвером останемся». Он отвечает: «извините, этот номер на два человека». Вот какие мы были. Увидели четыре стула, значит, номер на четверых.

Вся наша истребительная авиационная дивизия должна была размещаться в Шанхае. Там было три аэродрома. На одном должен был сесть полк МиГов (истребителей с Кубинки), на втором - истребительный полк на Ла-11, а на третьем, южном - наш смешанный бомбардировочный полк (штурмовики и бомбардировщики). Но перед этим американцы прилетели ночью и положили серию бомб, разбомбили полосу. Поэтому нам нельзя было сесть в Шанхае, и наш полк базировался в Сюйчжоу .

Примечания:

Кожедуб Иван Никитович (1920 - 1991) - маршал авиации (1985), трижды герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну служил в истребительной авиации. Провел 120 воздушных боев, сбил 62 самолета.

Порт-Артур и Далянь

Если сегодня жемчужиной северо-восточного Китая считается город Далянь, то раньше основным центром жизни на побережье Желтого моря являлся город Люйшунь- основная крепость и база китайского флота на севере империи. Выгодное стратегическое положение Люйшуня и его соседа Даляня привело к тому, что за 100 лет оба этих города девять раз меняли своих хозяев.
Порт Люйшунь был захвачен англичанами в 1858 г. и переименован ими в Порт-Артур. Однако англичанам пришлось возвратить его Китаю. Последний, с помощью немецких инженеров, стал усиленно превращать порт в крепость: была вырыта новая бухта, построены доки, проведено электричество, построены 8 фортов с 62-мя орудиями и гарнизоном в 7500 человек.
В 1896 г. правительство России договорилось с Китаем о возможности прокладки железной дороги из Забайкалья в Приморье напрямую, минуя сибирские просторы. По договору русские строили дорогу и за это получали ее в последующую аренду на 85 лет. Дорога получила название КВЖД- Китайская восточная железная дорога. Право строить дорогу Китай предоставил русским в обмен на поддержку последними Китая в случае войны с Японией. В марте 1898 г. «Его величество император и самодержец всероссийский и Его величество император китайский, желая еще более скрепить существующие между обеими империями дружеские отношения» подписали конвенцию, по которой Китай дополнительно к КВЖД передавал России в аренду Люйшунь и Даляньвань, а также разрешал построить ветку КВЖД от Харбина к этим портам. Люйшунь и Даляньвань передавались российскому правительству в полное и исключительное пользование на 25 лет. Император России Николай II написал по этому поводу:«Это так хорошо, что даже не верится». Согласно конвенции, военное и гражданское управление портами полностью осуществлялось российской стороной.
16 марта 1898 г. все китайские солдаты ушли из Люйшуня и Даляньваня. На их место пришли российские казаки и артиллеристы. На Золотой горе Люйшуня подняли русский флаг и эскадра кораблей произвела салют, ознаменовав занятие порта. В тот же день десант в 160 человек при трех орудиях был высажен в Даляньване. Почти все китайское население покинуло город. Люйшунь вновь стал Порт-Артуром, а Даляньвань получил более созвучное русскому уху наименование - Дальний. Так началась «русская» эпоха нынешнего Даляня, продолжавшаяся девять лет.
В 1901 г. Порт-Артур уже представлял собой находящуюся в котловине гор крепость, разделенную речкой Дракона на две части: Новый и Старый город. Новый город был местом проживания русских военных и напоминал Кронштадт. Здесь проходила улица Пушкинская, издавалась газета и возвышались здания знаменитых магазинов Чурина и Кунста и Альбертса. В Старом городе в одноэтажных глиняных домах проживала китайская часть населения. Для нужд флота было проведено углубление порта, построен судостроительный завод, на котором вскоре начали собирать миноносцы.
В 1903 г. образованная из Дальнего и Порт-Артура с прилегающими территориями Квантунская область административно вошла в состав Дальневосточного наместничества России. Одновременно с портами строилась и 950-километровая южная ветка КВЖД (ЮМЖД). Развивался и Далянь. Русские построили центральную площадь, вокруг которой стали строиться первые крупные каменные дома, разбили красивый парк. Был образован порт, и в 1903 г. началась работа судо- и паровозостроительных заводов. В 1903 г. образованная из Дальнего и Порт-Артура с прилегающими территориями Квантунская область административно вошла в состав Дальневосточного наместничества России.
С потерей Порт-Артура и проигрышем ряда других сражений в ходе Русско-Японской войны Россия лет ом 1905 г. была вынуждена подписать Портсмутский мирный договор, по которому теряла 715 километров ЮМЖД, Порт-Артур, Дальний и все прилегающие к ним территории.
С получением от России прав на Дальний и Порт-Артур в 1905 г. Япония первым же делом переименовала их в Дайрен и Редзюн, что соответствовало японскому произношению китайских названий Далянь и Люйшунь.

Порт-Артурская икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

С началом Русско-японской войны в Киеве начали сбор средств на икону для защитников интересов России в Китае. Было решено, дабы соблюсти между жертвователями равенство, принимать от каждого лица ровно по пять копеек. Когда количество жертвенных пятаков достигло 10 000, сбор был прекращен. Написание образа доверили известному киевскому живописцу П. Ф. Штронде. Художник отказался от гонорара, и пожертвования были потрачены только на необходимые материалы. Икону решено было отправить на главную военно-морскую базу России в Китае- Порт-Артур. В 1904 г. икона прибыла во Владивосток. Встал вопрос о том, как ее переправить в Китай, так как сообщение с осажденным Ляодуном было прервано. Николай Николаевич Федоров, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Его Величества полка, служивший по Дворцовому ведомству в должности делопроизводителя Императорской охоты, вызвался доставить ее в Порт-Артур. Николай Николаевич решил добраться на каком-нибудь судне в Шанхай и далее действовать по обстоятельствам.

Порт-Артурская икона Божией Матери«Торжество Пресвятой Богородицы»

8 декабря Федоров приехал в Чифу (Янтай). Как он вспоминал впоследствии:«Нашлись китайцы, взявшиеся доставить меня на джонке в Порт-Артур, и 14 декабря в 9 часов вечера я сел в лодку, но проехал всего около 10 верст. Слабый попутный ветер переменился, подул сильнейший противный северный ветер, и мы вернулись при большом волнении в Чифу. 20-го утром пришли 4 миноносца из Порт-Артура. Какова же была моя скорбь, когда я узнал, что они в Порт-Артур не возвратятся, потому что крепость сдается».
После падения крепости Федоров перебрался в маньчжурскую армию. До конца войны Порт-Артурская икона находилась в походной церкви главнокомандующего, а в мае 1905 г. вернулась во Владивосток.
После 1917 г. Владивостокский собор был закрыт, позже взорван. Долгое время о судьбе «Божией Матери Порт-Артурской» ничего не было известно.
17 февраля 1998 г. в Иерусалиме в антикварном магазине Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока. Деньги заняли в русском Горненском женском монастыре, и икона была выкуплена. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Синодальный Отдел Внешних церковных связей Московского Патриархата. 6 мая 1998 г. Порт-Артурская икона Божией Матери вернулась во Владивосток. Встреченная крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «предстала Божия Матерь, стоящая своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах». По бокам Божией Матери были изображены Архистратиг Михаил и архангел Гавриил, а за ее спиной- виды Порт-Артура.

Освобождение

На Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. СССР принял на себя обязательство после разгрома Германии начать войну с Японией при условии восстановления права России на интернациональный торговый порт Далянь, с обеспечением преимущества интересов СССР, и восстановления аренды на Порт-Артур как военно-морской базы СССР. Предполагалась также совместная эксплуатация с Китаем ветки ЮМЖД.
На Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. СССР принял на себя обязательство после разгрома Германии начать войну с Японией при условии восстановления права России на интернациональный торговый порт Далянь, с обеспечением преимущества интересов СССР, и восстановления аренды на Порт-Артур как военно-морской базы СССР. Предполагалась также совместная эксплуатация с Китаем ветки ЮМЖД.
Для захвата городов Дайрена и Редзюна, располагавшихся далеко за линией фронта, 22 августа был выслан разведдесант Забайкальского фронта. В Дайрене высадилось 956 человек, а в Редзюне приземлилось 10 самолетов с 205 десантниками. Начальник Редзюнского гарнизона, признавая поражение, отдал русским свой меч. Но, согласно приказу Сталина оставлять офицерам холодное оружие, меч японцу вернули. Через два дня в Редзюне приводнилось 6 летающих лодок Тихоокеанского флота (ТОФ) и 12 в Дайрене, дополнительно высадив 265 морских пехотинцев. Вскоре по железной дороге из Забайкалья прибыла и пехота с танками. 28 сентября подошли суда эскадры ТОФ и освобождение Дайрена и Редзюна было закончено.
Третьего сентября указом президиума Верховного Совета был объявлен праздник победы над Японией, в результате которой из под японского гнета была освобождена китайская территория в 1,3 млн. кв. км и население в 40 млн. человек. Были возвращены СССР и Дальний с Порт-Артуром. Перед освободившей Маньчжурию Красной Армией встала задача помощи новой китайской власти.

Снова Дальний и Порт-Артур

В 1945 г. советские войска освободили северо-восток Китая от японцев и КВЖД вместе с ЮМЖД вновь перешло под совместное управление СССР и Китая, уже под новым названием- Китайская Чанчуньская железная дорога - КЧЖД. В августе 1945 года в Москве было подписано соглашение о КЧЖД, Порт-Артуре и городе Дальнем. Предполагалась совместная эксплуатация дороги как общей собственности «в целях укрепления безопасности Китая и СССР», совместное использование Порт-Артура как военно-морской базы, а Дальний объявлялся свободным портом для международной торговли с передачей в аренду СССР части пристаней и сооружений. Соглашение было подписано на 30 лет, после чего все перечисленное вместе с имуществом должно было быть безвозмездно передано Китаю.

После подписания соглашения Советский Союз приступил к восстановлению работы дороги, порта Дальнего и развитию военно-морской базы. В Китае в то время шла гражданская война между Чан Кайши, поддерживаемым США, и Мао Цзедуном, которого поддерживал СССР. Благодаря тому, что Квантунский полуостров практически был передан в аренду СССР, он 4 года был под контролем советской администрации. И когда США обратились к СССР с просьбой разрешить Чан Кайши перебросить свои войска на Ляодунский полуостров, им в этом было отказано.
Во время гражданской войны хозяйственные связи были разрушены, и советская администрация договорной территории приступила к восстановлению промышленности. Для управления бывшими японскими предприятиями были созданы различные смешанные советско-китайские общества.
Например,«Квантунрыба» стала поставлять соль на весь Дальний Восток СССР, «Дальбанк» стал выпускать местные деньги. Дальний стал портом, занявшим значительное место в российско-китайской торговле. Сам же город стал местом отдыха военнослужащих и их семей из Порт-Артура. Улицы вновь получили русские названия: улица Сверкающих лучей, Утренняя, Честная, улица Победы.
Советские войска на Ляодуне имели стрелковые, танковые, артиллерийские соединения, военно-морские и авиационные силы. В районе Порт-Артура курсировало 4 бронепоезда. Личный состав сухопутных сил СССР с семьями офицеров на Ляодуне составлял более 100 000 человек. Как вспоминал один из офицеров, «зарплата была довольно высокая. К слову, я в то время получал 4 миллиона юаней в месяц. А когда приехал в Порт-Артур, для «подъемных» понадобился чемодан. В Китае в те годы была страшная инфляция- счет шел на миллионы. При этом двери никогда не запирались, даже если в доме, как у меня, хранилась нередко довольно крупная сумма. За два года, что довелось провести в Порт-Артуре, не было ни одного случая воровства. Китайский закон за это преступление карал немилосердно».
На Ляодуне долгое время свирепствовал так называемый комариный энцефалит. Наши военные медики провели громадную работу по дезинфекции. Врачи и медицинские сестры трудились по 12-16 часов в день, и эпидемия была ликвидирована.
Гражданская война в Китае закончилась победой Мао Цзедуна. Чан Кайши бежал на Тайвань, и 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Несколько месяцев спустя в Порт-Артур прибыла большая делегация во главе с премьером Государственного административного совета КНР Чжоу Эньлаем. В 1950 г. в Москве был подписан Договор о дружбе союзе и взаимопомощи, согласно которому в 1952 г. было решено безвозмездно передать Китаю КЧЖД вместе со всем имуществом, что и было сделано 31 декабря 1952 г. В 1950 г. китайской стороне было передано российское имущество в Дальнем. Предполагалось вернуть и Порт-Артур, но, в связи с начавшейся в Корее войной, его аренду продлили. Война окончилась в 1953 г. и в 1954 г., в связи с ее окончанием, укреплением КНР и, согласно подписанному соглашению, «советские военные части выводятся из совместно используемой ВМБ Порт-Артур и сооружения безвозмездно передаются правительству КНР к 31 мая 1955 г.».
В мае 1955 г. СССР полностью вывел свои вооруженные силы с Ляодунского полуострова. После ухода в Порт-Артуре какое-то время еще оставались советские специалисты, учившие китайских подводников.
Десятилетнее присутствие советских войск на Ляодунском полуострове позволило предотвратить здесь кровопролитные бои в гражданской войне китайского народа, помогло подготовке китайских военных кадров и оказало сильное влияние на укрепление обороноспособности КНР.

***
Во время Второй мировой войны Советский Союз поднял тему передачи ему КВЖД и Порт-Артура, наряду с бывшими российскими владениями на Южном Сахалине и Курильских островах. Эта просьба была сочтена на Тегеранской конференции, 1943 года, справедливой руководителями США и Великобритании. Оговаривалось, что Советский Союз вступит в войну против Японии не позднее, чем через три месяца после окончания войны в Европе.

Требования СССР были подтверждены на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года. 14 августа 1945 года Сталин и Чан Кайши заключили договор об аренде базы Порт-Артур (всей Квантунской области), КВЖД и ЮКЖД сроком на 30 лет с последующей пролонгацией ещё на 20 лет. причём Чан Кайши предлагал аренду сразу на 50 лет но за большую сумму арендных выплат. При этом было ещё и другое предложение. аренда на 50 лет, арендная плата вообще не предусматривалась, при этом Чан ещё и предлогал договор о границах.
По которму подтверждалось существовавшее на тот момент полажение по которому граница в районе рек Амур, Аргунь и Уссури проходит по китайскому берегу.
Кроме того со стороны Чан Кайши предлогалось заключить:
- торговые договоры на льготных для СССР условиях. Советские товары первые 10-ть лет не олагаются томоженными пошлинами
- договоры о военно-техническом сотрудничестве
- договор об использовании Советскими Вооружёнными Силами китайских портов, дорог и аэродромов по уведамлению.
Это всё в комплексе было ничем иным как предложение военно-политического и экономического союза.
От СССР требовалась только одна уступка -- полный разрыв с Мао Цзедуном.

После того, как в ходе гражданской войны в Китае, где коммунисты одержали победу над Чан Кайши, Сталин решил пересмотреть эти условия в плане односторонних уступок Китаю которые Мао впрочем и не требовал (Теперь уже союзнику, какой это союзник мы узнали после того как другой видный советский деятель Хрущёв передал маоистскому Китаю весь комплекс технологий для производства атомной бомбы и ракетных технологий).
Он предложил Мао Цзедуну безвозмездно передать от СССР Китаю -- Порт-Артур, КВЖД и ЮКЖД. Однако Мао, ссылаясь на тяжёлое экономическое положение Китая, разарённого многолетними войнами потребовал от СССР выплаты всей арендной платы за 30-ть лет и не советскими товарами как это было по договору, а живыми деньгами. В пропорции 1/3 долларами США, 1/3 английскими фунтами и 1/3 золотом причём сразу-же после оформления соответствующего договора.
14 февраля 1950 года было подписано соглашение, по которому Передача Китаю КВЖД и ЮКЖД завершилась к концу 1952-го года управление железных дорог в этот период осуществляла совместное советско-китайскоая компания, причём все расходы на функционирование дороги и всех её учреждений взял на себя СССР. Передача Порт-Артура была завершена в 1955-м году. Одновременно Китаю был предоставлен крупный кредит на безпроцентной основе.

Советские войска на Ляодуне имели стрелковые, танковые, артиллерийские соединения, военно-морские и авиационные силы. В районе Порт-Артура курсировало 4 бронепоезда. Личный состав сухопутных сил СССР с семьями офицеров на Ляодуне составлял более 100 000 человек. Как вспоминал один из офицеров, «зарплата была довольно высокая. К слову, я в то время получал 4 миллиона юаней в месяц. А когда приехал в Порт-Артур, для «подъемных» понадобился чемодан. В Китае в те годы была страшная инфляция – счет шел на миллионы. При этом двери никогда не запирались, даже если в доме, как у меня, хранилась нередко довольно крупная сумма. За два года, что довелось провести в Порт-Артуре, не было ни одного случая воровства. Китайский закон за это преступление карал немилосердно».
На Ляодуне долгое время свирепствовал так называемый комариный энцефалит. Наши военные медики провели громадную работу по дезинфекции. Врачи и медицинские сестры трудились по 12–16 часов в день, и эпидемия была ликвидирована.
Гражданская война в Китае закончилась победой Мао Цзедуна. Чан Кайши бежал на Тайвань, и 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Несколько месяцев спустя в Порт-Артур прибыла большая делегация во главе с премьером Государственного административного совета КНР Чжоу Эньлаем. В 1950 г. в Москве был подписан Договор о дружбе союзе и взаимопомощи, согласно которому в 1952 г. было решено безвозмездно передать Китаю КЧЖД вместе со всем имуществом, что и было сделано 31 декабря 1952 г. В 1950 г. китайской стороне было передано российское имущество в Дальнем. Предполагалось вернуть и Порт-Артур, но, в связи с начавшейся в Корее войной, его аренду продлили. Война окончилась в 1953 г. и в 1954 г., в связи с ее окончанием, укреплением КНР и, согласно подписанному соглашению, «советские военные части выводятся из совместно используемой ВМБ Порт-Артур и сооружения безвозмездно передаются правительству КНР к 31 мая 1955 г.».

Для решения вопроса о выводе войск в 1954 г. в Порт-Артур прибыл Хрущев. Выслушивая доклад командования советских войск, он вдруг с силой ударил ладонью по столу и буквально крикнул: «Хватит болтать! Вы мне лучше мне скажите, зачем вы здесь стоите?» – «Для защиты дальневосточных рубежей нашей Родины», – ответили ему армейцы. Хрущев сердито заявил: «Вы мне лучше скажите, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа?» – «Месяца три-четыре». – «Даю пять, – сказал Хрущев. – И чтобы по истечении этого срока никого из вас не осталось. А теперь давайте перейдем к разговору: что китайцам продавать, а что так отдать». Но практически все было передано бесплатно, включая десятки торпедных катеров, танки, подводные лодки, весь боезапас. В день ухода войск состоялось торжественное построение в частях, где китайцам передали ключи от имущества. Под звуки советского гимна спустили военно-морской флаг Советского Союза, и тут же его место занял китайский стяг.
В мае 1955 г. СССР полностью вывел свои вооруженные силы с Ляодунского полуострова. После ухода в Порт-Артуре какое-то время еще оставались советские специалисты, учившие китайских подводников.
Десятилетнее присутствие советских войск на Ляодунском полуострове позволило предотвратить здесь кровопролитные бои в гражданской войне китайского народа, помогло подготовке китайских военных кадров и оказало сильное влияние на укрепление обороноспособности КНР.

Провинция Ляонин расположена в южной части северо-востока Китая между 118 град. 53 мин. и 126 град. 46 мин. восточной долготы, 38 град. 43 мин. и 43 град. 26 мин. северной широты. Большая часть территории провинции находится в умеренном, умеренно-теплом поясах. Ляонин граничит с провинцией Цзилинь, автономным районом Внутренняя Монголия и провинцей Хэбэй, на юго-востоке – с Корейской Народно-Демократической Республикой. В провинции проживают ханьцы, маньчжуры, монголы, хуэйцы, корейцы, сиботяне и т. д.
По территории провинции протекает 392 реки. Общая протяженность – 160 тысяч км. Провинция Ляонин обладает богатыми рыбными ресурсами. По площади акваторий, занятых под рыбоводство, Ляонин занимает 2–е место в стране.
Ляонин лидирует в Китае по запасам железа, бора, магнезита, алмазов, талька, нефрита. Нефтяной промысел Ляохэ считается третьим по величине в Китае, запасы нефти и природного газа составляют соответственно 15 % и 10 % от общего количества в стране.
Площадь леса составляет 4,185 млн. гектаров. По площади садов и объему производства садоводческой отрасли Ляонин занимает соответственно 3–е и 2–е места.
Провинция Ляонин является одной из провинций, располагающих многочисленными старинными культурными памятниками. Их насчитывается 11 300.
В провинции имеется 66 вузов, в которых обучаются около 235 000 студентов. Более 40 университетов и институтов установили дружественные контакты с зарубежными вузами, организуют взаимные поездки и научные обмены. Больше 20 вузов организуют прием студентов из 30 с лишним стран.
В Ляонине всего насчитывается 465 средних школ, где обучаются более 399 тысяч человек.
Основными отраслями народного хозяйства провинции являются нефтехимическая и металлургическая отрасли, информатика и машиностроение.
Мощность производства нефтехимической промышленности – 28,00 млн. тонн в год.
В провинции насчитывается более 1 100 предприятий металлургической промышленности. Они производят металлический профиль, лист, ленты, трубы, и другую сталь специального назначения, а также металлические изделия.
Очень развито производство электротехники. В основном сформировано преимущество на рынке по 6–ти главным продуктам: цветные кинескопы и цветные телевизоры, видеомагнитофоны, оборудование связи, компьютерное оборудование и программное обеспечение, оборудование для выработки электроэнергии, электронное оборудование и интегральные схемы.
В сфере машиностроения насчитывается более 1000 предприятий. Провинция Ляонин производит тяжелое горное оборудование, нефтехимическое оборудование, подъемно-транспортное оборудование, трансформаторное оборудование, металлорежущие станки, крупнотоннажные суда дальнего плавания, двигатели внутреннего сгорания.
Провинция Ляонин является крупным сельскохозяйственным регионом. По уровню развития производительных сил в отрасли она лидирует в стране. Объем производства мяса, яиц и молока составляет 4,22 млн. тонн, а объем вылова рыбы и морепродуктов – 3,51 млн. тонн.

Далянь: основные события истории

640 год н. э. В начале династии Тан Далянь назывался Саньшаньпу, в середине династии был переименован в Циннипу.
XVII–XIX вв. После войны между Китаем и Японией Ляодунский полуостров заняла Япония.
1895 г. Правительство Цин выкупило у Японцев Ляодунский полуостров за большое количество серебра.
1898 г. Россия арендовала на 30 лет залив Даляньвань и Порт-Артур.
1903 г. Был построен город в европейском стиле с площадью Николая II в центре. Ныне это площадь Чжуншань.
1904 г. Началась война между Россией и Японией.
1905 г. Россия отказалась от Ляодунского полуострова в пользу Японии.
1945 г. Япония капитулировала, советские десантники высадились в Даляне и Порт-Артуре, создалось городское народное правительство.
1950 г. Далянь, соединенный с Порт-Артуром, был переименован в город Люйда.
1955 г. Советские войска были выведены из Даляня.
1981 г. Город Люйда был переименован в город Далянь.
1984 г. Далянь включен в число первых открытых приморских городов – зон свободного экономического развития.
1985 г. Государство дало разрешение Даляню получить статус независимого города с прямым подчинением Шэньяну.
1994 г. Далянь стал вторым по важности городом провинции Ляонин.
1999 г. Городу Далянь исполнилось 100 лет.

Географическое положение

Далянь находится на северо-востоке Китая, на юго-востоке провинции Ляонин, в южной оконечности Ляодунского полуострова (39° 3’с.ш., 121° 47’ в.д.).
Общая площадь Большого Даляня, включающего административно подчиненные городу шесть районов, три города (включая Люйшунькоу) и один уезд, составляет 12,6 тыс. кв. км. Площадь собственно города Даляня – 2415 кв. км.
Территория Даляня омывается Желтым морем. Именно в это море впадает знаменитая Хуанхэ – Желтая река. Благодаря выносу песка и ила из реки в море цвет последнего резко меняется с синего на желтый, и это определило название моря. Бассейн Хуанхэ считается местом формирования и становления китайского народа.
В Даляне два вида рельефа – равнины и крутые сопки, начинающиеся очень резко, почти без перехода из одной формы рельефа в другую. В Даляне больше горных и холмистых районов, меньше равнинных и низинных. Равнинные участки города плотно застроены, горы не заселены и возвышаются зелёными островами над морем домов и улиц. 30–40 лет назад на всех сопках леса были вырублены, и только 15 лет назад начался процесс искусственного озеленения горных массивов, расположенных в черте города.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Десять лет назад бывший президент России Владимир Путин, не особо заботясь о публичной мотивации, принял решение о закрытии наших последних крупных военных баз в Лурдесе (Куба) и Камрани (Вьетнам). Россия ничего не получила взамен, зато возникшие опасные военно-политические пустоты видны невооруженным глазом. Однако мало кто помнит, что бездумное добровольное геополитическое отступление Москвы началось значительно раньше — с Порт-Артура. В эти дни исполнилась очередная годовщина тому дню, когда последний советский солдат покинул этот город на Ляодунском полуострове, стоящий на русских могилах. 26 мая 1955 года Порт-Артур снова стал китайским Люйшунем.

Но сначала придется заглянуть в более глубокие пласты истории. Более полувека попытки России твердой ногой встать на Дальнем Востоке были связаны именно с незамерзающим портом Порт-Артур. В 1896 году Китай, остро нуждавшийся в союзниках в беспрестанном противостоянии с Японией, подписал с императором Николаем Вторым конвенцию, по которой, кроме всего прочего, Пекин передавал нашей стране в полное и исключительное пользование на 25 лет военно-морские базы Люйшунь и Даляньвань, а также разрешал построить ветку Китайско-восточной железной дороги от Харбина к этим портам. Царь, тоже ничего хорошего от Японии не ожидавший, написал по этому поводу в своем дневнике: «Это так хорошо, что даже не верится».

Однако многое из того, что императору Николаю Второму казалось просто замечательным, оборачивалось бедствием для его народа. Люйшень, всего на несколько лет ставший Порт-Артуром и главной базой Тихоокеанского флота, к 1904 году вместил в себя эскадру в составе 7 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров, 3 старых парусно-винтовых клиперов, 4 канонерских лодок (из них 2 броненосные), 2 минных транспортов, 2 минных крейсеров и 25 эскадренных миноносцев. В оборону города поставили 21 береговую батарею из 116 орудий. Общая численность русского сухопутного гарнизона на день начала войны - до 24 тысяч солдат и офицеров. К тому времени в городе проживало 15 тысяч наших гражданских соотечественников и 35 тысяч китайцев.

Долго терпеть у себя под боком столь внушительную военную силу японцы не могли и начали войну, в которой Порт-Артуру суждено было сыграть выдающуюся роль. Борьба за Порт-Артур, продолжавшаяся около 8 месяцев, стоила японской армии и флоту огромных потерь, которые составили около 112 тысяч человек и 15 кораблей различных классов. Потери русских составили около 28 тысяч человек . В декабре 1904 года отрезанный от Манчжурской армии и от Владивостока город пал.

Сатисфакции Россия ждала четыре десятилетия. С разгромом Японии в 1945 году Порт-Артур снова вернулся в Россию. Главнокомандующий Советской Армией Иосиф Сталин так оценил этот факт: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны… Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток… Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны… легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня».

Важнейшая для Тихоокеанского флота база была снова передана Пекином нашей стране — на сей раз на 30 лет . К тому времени главный противник на Тихом океане у нас сменился. Им стали Соединенные Штаты, ввязавшиеся в гражданскую войну на Корейском полуострове. Снова Москва потратила гигантские средства на освоение Порт-Артура. К 1950 году состав новой советской военно-морской базы в Желтом море, возглавляемой контр-адмиралом Ципановичем , был таков:

— Отдельный дивизион сторожевых кораблей из шести ленд-лизовских американских фрегатов типа «Такома». (Вскоре фрегаты были возвращены американцам, когда они своим ходом перешли из Порт-Артура в японский порт Майдзуру).

― Бригада торпедных катеров из нескольких десятков боевых единиц различных типов отечественной и зарубежной постройки.

― Бригада подводных лодок в составе двенадцати ПЛ.

― Бригада охраны водного района в составе шести тральщиков и шести больших охотников за подводными лодками.

В гарнизон входили части и соединения нашей 39-й общевойсковой армии. Обеспечивали корабли многочисленные береговые части и подразделения, а также 194-я бомбардировочная дивизия, в которую входили 126 самолётов Ту-2 выпуска 1944−1948 годов. В общем, гарнизон был внушительным и позволял Советскому Союзу на дальних тихоокеанских рубежах эффективно противостоять военно-морским силам США, опиравшимся на базы в Японии. Тем неожиданней было то, что случилось осенью 1954 года, когда в Порт-Артур внезапно прилетела из Москвы правительственная делегация во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. Вместе с ним прибыли Булганин, Микоян, Шверник, первый заместитель министра обороны СССР — главнокомандующий ВМФ Кузнецов, командующий Дальневосточным военным округом Малиновский и другие .

13 октября ничего не подозревавших о скорой эвакуации военных пригласили для доклада. Как это происходило? Об этом — в воспоминаниях военного контрразведчика генерала М. Белоусова : «…С начала доклада В. Шевцова, командующего 39-й армией, не прошло и трех минут, как Хрущев с силой ударил ладонью по столу и буквально крикнул: «Хватит болтать! Ты лучше мне скажи, зачем вы здесь стоите?»

Вся наша портартурская группа насторожилась… Командующий, будучи человеком степенным и уважительным… как-то недоверчиво еще раз посмотрел на Хрущева и спокойно сказал: «Для защиты дальневосточных рубежей нашей Родины».

Хрущев снова обрывает его и сердито заявляет: «Это политика царская, империалистическая. Кого же и от кого вы собираетесь здесь защищать? Ты мне лучше скажи, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа».

Швецов молчал… В это время вошел маршал Малиновский, только что прилетевший из Приморья… Хрущев продолжал: «Так сколько же месяцев вам, командарм, надо, чтобы убраться отсюда?»

Швецов ответил: «Месяца три-четыре».

Присутствующий генерал Пенионожко бросил реплику: «Мало!»

Хрущев: «Даю пять. И чтобы по истечении этого срока никого из вас не осталось. А теперь давайте перейдем к разговору: что китайцам продавать, а что так отдать».

Булганин, Микоян и Кузнецов вели себя пока спокойно. Можно было полагать, что этот вопрос с руководством КНР ими уже обговорен… А Хрущев продолжал: «Все то, что здесь (имеется в виду на Квантуне) построено русским царем, нами и японцами — казармы, склады, дома, водохранилища и т. п. , — отдать китайцам бесплатно. А то, что мы привезли сюда из Советского Союза, — продать».

А. М. Пенионожко попросил разрешения задать вопрос «Как я понял, — сказал он, -дорогостоящее отдать, а мелочевку продать?»

Отвечать на этот вопрос стал Булганин: «Да, вы поняли правильно…» А Никита Сергеевич продолжал: «Все вооружение, всю технику и боеприпасы — продать!»

В этот разговор наконец вмешался Малиновский. «Никита Сергеевич, — сказал он, — всю боевую технику продать нельзя. Здесь у нас есть один полк с новыми танками Т-52 и одна эскадрилья с новыми истребителями-перехватчиками, я их заберу к себе в округ».

Хрущев согласился. Затем сделал заявление Кузнецов: «В нашей базе тоже есть один дивизион с новейшими быстроходными и дорогостоящими бронекатерами. Эту технику тоже не следовало бы продавать».

Но Хрущев ответил: «Продать!»

Потом Хрущеву задал вопрос Швецов: «А что нам делать с теми снарядами и трехдюймовками (имелись в виду 76-мм орудия), которые сюда завезены еще к началу русско-японской войны?».

Хрущев: «Продать!»

Далее начался активный разговор о том, за какую цену продавать — по себестоимости или по нашему прейскуранту. «По себестоимости» цена танка называлась в 400−500 тыс. рублей, самолета-истребителя — около одного миллиона рублей…"

Спустя несколько дней после того, как советская правительственная делегация отбыла на родину, в наши воинские части зачастили многочисленные китайские комиссии, в том числе и правительственные с высокопоставленными гостями, среди которых были знаменитый писатель Го Можо, командующий вооруженными силами КНР Пын Дэхуай, вдова Сунь Ятсена Сун Цзинлин. Многим советским военнослужащим вручили награды КНР. В Доме офицеров непрерывной чередой шли концерты известных артистов. Одновременно с этим шла «продажа» воинского имущества и оборудования, которая в конце концов превратилась в самый настоящий цирк и была прекращена. Все — каждая вешалка, кровать, умывальник, кухонный и противопожарный инвентарь, любая мелочь «описывались и оформлялись» в шести экземплярах. А каждое утро начиналось с того, что шел жестокий торг за лишний юань. На следующий день все повторялось сначала…

Закончилось тем, что только в нашем «ведомстве» китайцам были отданы даром десятки торпедных катеров, шесть токарных и строгальных станков, столько же металлообрабатывающих, кузница, электроцех со всем оборудованием. Одним словом, мы оставили буквально все, начиная с танков, подводных лодок, казарм, боезапаса и заканчивая подушкой, кружкой, ложкой".

Словом, инициированное Хрущевым бегство советских войск из Порт-Артура сильно напоминало то, что спустя три с небольшим десятилетия устроил нашим Вооруженным силам в Восточной Европе преемник Никиты Сергеевича Михаил Горбачев — с шумом и гамом, бросая миллиардной стоимости имущество, в чистое поле . О чем думал Хрущев, в присущей ему хамской манере отдавая приказ фронтовикам-генералам? Ясно, что стремился закрепить «вековую», как ему казалось, дружбу с коммунистами-единомышленниками в Пекине. А еще — проводил так модную и сегодня политику десталинизации. Американцы здесь обыграли Хрущева как мальчишку.

Когда Сталин был еще у власти, западные лидеры активно обсуждали вопрос о том, как изменить мир после явно приближавшейся кончины генералиссимуса. В январе 1953 года переговоры на эту тему в Вашингтоне провели британский премьер Уинстон Черчилль и президент США Гарри Трумэн . Решено было нарисовать постсталинскому руководству Советского Союза радужную картину: вы выводите свои войска из Австрии, Финляндии и Китая. Взамен мы снимем экономические санкции с ослабленного войной СССР и помогаем ускорить социально-экономическое развитие вашей страны. В подтверждение искренности намерений, Запад и впрямь ослабил такие санкции в мае 1953-го, а в июне того же года отказался помочь антисоветским силам, попытавшимся поднять восстание в ГДР.

Чтобы пряник был более осязаем, после смерти Сталина осенью 1954 года для СССР были открыты новые коммерческие кредитные линии в странах-членах НАТО, Австралии и Новой Зеландии. В 1955 году канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в Москве пообещал Хрущеву долгосрочное экономическое сотрудничество и неприкосновенность советских зон влияния в мире. Возобновились прерванные в 1949 году репарационные платежи СССР со стороны ФРГ. Взамен Запад просил сущую малость: продемонстрировать хотя бы небольшой отход от сталинской политики и сокращение советского военного присутствия в Китае и на Балтике.

Хрущев поначалу очень старался. С 1954 года прекратилось издание произведений Сталина. В конце 1955 года было упразднено созданное по инициативе Сталина, Жданова и Молотова Информационное Бюро коммунистических и рабочих партий. Об антисталинском докладе Никиты Сергеевича ХХ съезду КПСС нечего и упоминать.

На фоне этих глобальных политических игр что такое был Порт-Артур? Пешка. Ею Хрущев пожертвовал с легкостью. Как и советской военно-морской базой в финском Поркалла-Удд.

Пейзаж после битвы его не порадовал. Подрывная работа Запада против СССР вскоре даже усилилась. В 1958—1959 гг. в США были приняты резолюция Конгресса «О порабощенных народах». В соответствии с этим документом началась разработка планов расчленения СССР на несколько марионеточных государств в ближайшей перспективе.

Американские войска и не подумали оставлять свои военные базы в Японии, Южной Корее, на Тайване и Филиппинах . По признанию заокеанских военных, именно отсутствие Советского Союза в Порт-Артуре стало одним из «стимулов» и американской агрессии в Индокитае в 1966—1974 годах. Да и памятные для нашего народа события на острове Даманский в 1969 году вряд ли бы возникли бы, если бы советские самолеты стояли бы на аэродромах в паре часов лета от Пекина.

Генерал Стессель, сдавший Порт-Артур японцам в 1904 году, был приговорен в России к смертной казни. Суд установил, что в течение всего периода обороны Стессель не руководил действиями гарнизона по защите крепости, а, наоборот, сознательно готовил её к сдаче. Приговор потом заменили 10-летним заключением, но уже в мае 1909 года мягкосердечный русский царь окончательно простил опального генерала. Хрущев остался в истории страны политическим сумасбродом, наворотившим дел не только на Дальнем Востоке. Оценка Путину еще впереди.

Из досье «СП»

Лурдес — южный пригород Гаваны. Советский, а затем российский Центр радиоперехвата был развернут здесь вскоре после Карибского кризиса. На нем постоянно несли службу около тысячи сотрудников 6-го управления Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ и 3-го Главного управления радиоэлектронной разведки средств связи ФАПСИ. Они собирали не только ценнейшие данные об американской ракетной программе на мысе Канаверал, но и перехватывали множество телефонных переговоров на большей части территории США. По сведениям бывшего министра обороны Кубы Рауля Кастро, до 75 процентов разведывательной информации о Соединенных Штатах наша страна получала именно из Лурдеса. В 1996 году на слушаниях в Конгрессе США шеф военной разведки РУМО Патрик Хьюз заявил, что ФАПСИ «чрезвычайно плотно использует Лурдес и в интересах российской экономики». Центр был модернизирован в 1997 году. В 2002 году под предлогом необходимости жесткой бюджетной экономии окончательно закрыт по решению президента Владимира Путина накануне его очередной встречи с президентом США Джорджем Бушем. В 1999 году Китай заключил с кубинским руководством соглашение об открытии собственного центра радиоперехвата для слежения за территорией США.

Камрань — залив, отделенный от Южно-Китайского моря одноименным полуостровом. Глубоководная гавань этого залива является одной из самых больших на Дальнем Востоке. Во время войны в Индокитае служил крупной тыловой базой ВМС США. В 1978 году Камрань перешла в распоряжение Социалистической Республики Вьетнам. С 1979 года совместно использовалась советскими и вьетнамскими военными моряками. Наличие этой базы, расположенной в 2500 милях от Владивостока, значительно облегчало нашему Тихоокеанскому флоту несение боевой службы в Индийском океане. Согласно достигнутым еще во времена СССР догоренностям, до 2004 года Камрань могла использоваться бесплатно. Советскими специалистами там был реконструирован аэродром, на который стали садиться даже стратегические бомбардировщики Ту-95, совершавшие патрульные полеты в тех краях. Здесь же постоянно базировалось около 40 наших истребителей. ракетоносцев, противолодочных и разведывательных самолетов. У причалов постоянно стояли до 20−25 советских кораблей и подводных лодок. Построены были жилой городок, крупные судоремонтные мастерские, станции радиолокационной разведки и радиоперехвата. В целом, Камрань служила стратегическим противовесом важнейшей для ВМС США в этом регионе военно-морской базы в Субик-Бей (Филиппины). В 2001 годы министр обороны РФ Сергей Иванов заявил: «Сохранение этого объекта ВМФ было признано нецелесообразным в связи с изменением военно-политической обстановки в мире».

СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОММЮНИКЕ

О ВЫВОДЕ СОВЕТСКИХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ИЗ СОВМЕСТНО

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ КИТАЙСКОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ ПОРТ-АРТУР

И О ПЕРЕХОДЕ ЭТОЙ БАЗЫ В ПОЛНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ

КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Учитывая изменение международной обстановки на Дальнем Востоке в связи с прекращением войны в Корее и восстановлением мира в Индо-Китае, а также принимая во внимание укрепление обороноспособности Китайской Народной Республики, Правительство Советского Союза и Правительство Китайской Народной Республики в соответствии с установившимися и все более укрепляющимися отношениями дружбы и сотрудничества между обоими государствами, договорились о том, что советские воинские части выводятся из совместно используемой военно-морской базы Порт-Артур и сооружения в этом районе безвозмездно передаются Правительству Китайской Народной Республики.

Проведение мероприятий, связанных с выводом советских воинских частей и передачей сооружений в районе военно-морской базы Порт-Артур Правительству Китайской Народной Республики, обе Стороны договорились возложить на Советско-Китайскую объединенную военную комиссию в Порт-Артуре, образованную в соответствии с Соглашением от 14 февраля 1950 года.

На самом верхнем фото: в Порт-Артур прилетела из Москвы правительственная делегация во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, 1954 г.