Сочинение

Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведениях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в которой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.

Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».

Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной форме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, самолюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.

Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучительную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным кажется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.

Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.

В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»

Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образ себялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба молоды, сильны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвержен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящему бессмертен.

Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее личный эгоизм, жизнь для любимого человека и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот финал ее жизни: перед нами высохшая бесплотная старуха с черными провалами глазниц, но с красной тряпицей на голове – символом пламенного преклонения перед такими героями, как Данко.

В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение («…великаны-деревья… гудели сердитые песни», «…болото… разевало свою жадную гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздушные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, риторических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает напряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говорящие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.

Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление: здесь не только ясный и красивый язык, не только интересный, захватывающий сюжет, но и глубина философской мысли, глубина обобщения. Не сомневаюсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль"

Главный герой сказки М.Горького «Горящее сердце Данко» (она является третьей частью рассказа «Старуха Изергиль») — молодой человек по имени Данко. Он принадлежал к племени, которое жило на границе леса и степи. Однажды пришли враги и прогнали это племя вглубь леса.

Лес был очень густой, темный, болотистый и люди стали в нем гибнуть. У них было только два пути – или пройти через лес и найти новое место, пригодное для жизни, или покориться врагам, которые вытеснили их в лес.

Люди стали думать и думали очень долго, не решаясь выбрать ни один из этих путей. И тогда Данко сказал, что готов вести свое племя через темный лес, чтобы найти лучшую жизнь.

Люди поверили Данко и пошли за ним. Дорога была неимоверно трудна, и в пути люди продолжали гибнуть. Постепенно уверенность в успехе этого похода покинула их, и в один момент они остановились, и стали обвинять Данко во всех своих бедах.

Данко поначалу пытался переубедить людей, но, видя, как они разуверились в успехе, совершил невероятное. Данко разорвал свою грудь и вынул из нее ярко горящее сердце. Высоко подняв его над собой, Данко отправился дальше и люди снова пошли за ним. Они по-прежнему гибли в пути, но их уверенность в успехе не давала им останавливаться.

И настал момент, когда лес кончился, и племя снова увидело степной простор. А Данко, увидев, что лес пройден, радостно засмеялся. Потом он упал и умер, а его сердце продолжало пылать рядом с ним. Люди, радующиеся своему спасению, не заметили смерти отважного юноши, а один человек незаметно потушил горящее сердце.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Горького «Горящее сердце Данко» заключается в том, что нередко среди людей находятся люди с особой жаждой жить, со стремлением к ничем не ограниченной свободе, с тягой к чему-то невозможному, пусть даже ценой собственной жизни. Данко поступился личным во имя общественного. У Данко есть желание покорять, он способен на самопожертвование.

Людям свойственно такое чувство, как эгоизм. Думая только о себе и о спасении своей жизни, они воспринимают подвиги героев-одиночек как нечто сам собой разумеющееся, и забывают о спасителе, как только опасность их жизням минует. Когда Данко, спасший людей, умер, о нем тут же забыли. Более того, кто-то из предосторожности затушил его горящее сердце.

Сказка учит быть решительным, уметь проявлять лидерские качества, не бояться трудностей и всегда верить в успех своих начинаний.

В сказке мне понравился главный герой, Данко, который нашел в себе силы и мужество повести за собой племя в неизвестность, чтобы найти путь к спасению. Данко погиб, но спас людей от смерти ценой своей жизни.

Какие пословицы подходят к сказке Горького «Горящее сердце Данко»?

Под лежачий камень вода не течет.
Дорогу осилит идущий.
Отвагой и пекло пройдешь.
Черствое сердце не знает благодарности.
Отважному человеку никакое дело не страшно.

Организация: МБОУ Мурзицкая ООШ

Населенный пункт: Нижегородская область, Кулебакский район, с.Мурзицы

Задачи урока:

Образовательные:

проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия; познакомить с особенностями романтического произведения.

Воспитательные:

воспитать в учащихся такие нравственные качества, как: любовь к людям, доброту, бескорыстие, целеустремлённость, настойчивость, веру в себя.

Развивающие:

способствовать формированию читательской позиции;

развивать творческие способности учащихся;

формировать коммуникативные навыки.

Вид урока: урок - размышление

Методы : беседа, частично – поисковый, метод проектов.

Форма работа: групповая

Оборудование урока.

1 М.Горький «Легенда о Данко (текст).

2.Компьютер.

3.Мультимедийный проектор.

4.Презентация к уроку.

5. Видеоролик «Легенда о Пламенном Сердце»

Эпиграф к уроку

Любовь к людям – это ведь и есть те крылья,

на которых человек поднимается выше всего.

М. Горький

Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним прекрасным произведением М Горького « Легенда о Данко»

- Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф к нему.

О ком сегодня мы будем говорить на уроке? (О Данко, о «Легенде о Данко»).

Однако мы сегодня будем говорить не просто о герое, о легенде, но ещё и поговорим о таком литературном направлении как романтизм и о чертах романтического произведения.

«Легенда о Данко» - это одна из историй, рассказанных старухой Изергиль в одноимённом рассказе.

Рассказ “ Старуха Изергиль ” написан Горьким в 1895 году. Тема рассказа – смысл человеческой жизни, вопросы человеческого счастья.

Ученик читает текст.

« С моря поднималась туча – черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С ее вершины срывались клочья облаков, неслись вперед ее и гасили звезды одну за другой. Море шумело. Недалеко от нас, в лозах винограда, целовались, шептали и вздыхали.

Глубоко в степи выла собака… Воздух раздражал нервы странным запахом, щекотавшим ноздри. От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова… На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.
– Видишь ты искры? – спросила меня Изергиль.

– Вон те, голубые? – указывая ей на степь, сказал я.

– Голубые? Да, это они… Значит, ле-таки! Ну-ну… Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.

– Откуда эти искры? – спросил я старуху. Я слышал кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось послушать, как расскажет о том же старая Изергиль.

– Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про это…»

Видеоролик «Легенда о пламенном сердце» (Сначала до слов « злые враги»)

Почему же эти сильные, смелые люди не оказали сопротивление врагу? (Ответы учащихся)

Правы мы или нет, мы поймем после анализа легенды.

Работа с текстом художественного произведения.

1 группа «Природа» .

- Найдите описание природы. Как рисует её автор? Какие языковые средства употребляет?

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим…..

там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям

(Горький олицетворяет природу, она живёт и действует наравне с человеком, но она враждебна, как и враги, грозит ему смертью. Нарисовать образ природы помогают следующие языковые средства:

эпитеты: старый лес, каменные деревья, крепкая тьма, ядовитый смрад, похоронную песню.

Метафоры: кольцо крепкой тьмы.. точно собиралось раздавить их, деревья - великаны.

Олицетворения: деревья стояли молча и неподвижно, сдвигались вокруг людей по вечерам, .лес гудел, грозил, пел, тени прыгали в безмолвной пляске, торжествуют злые духи болот.

Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву.)

2 группа «Люди»

Тогда стали плакать жёны и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску…

Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче...

Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...

(Вначале тоска, потом страх, а затем и ужас сковывает людей (приём градации) , они «ослабли от дум», готовы сдаться. Горький показывает, как постепенно сдаются люди и уже готовы « идти к врагу и принести ему в дар волю свою..»

Для этого М.Горький использует эпитеты: скованных страхом, трусливые слова, робкие, тихие слова, рабская жизнь; метафоры: страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем, принести в дар волю свою, повторы)

«Но тут явился Данко и спас всех один» - пишет М. Горький.

- Почему люди поверили Данко и сделали его своим вожаком?

(Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы…. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.)

Какие слова произносит Данко? Что он предлагает людям?

(«И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..»)

И вот Данко повёл людей. Как вначале шли люди?

(« Дружно все пошли за ним - верили в него»).

Что же происходит потом? Почему по – другому повели себя люди?

(Путь был трудным, и «люди пали духом»)

Найдите описание данного пути. Какие языковые средства использует для этого автор?

" Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом.

(Метафоры: болото разевало.. пасть, глотая людей; деревья заступали дорогу могучей стеной; олицетворения: деревья зашептали глухо, грозно; скрипели, гудели, казались живыми; сравнения: переплелись их ветки между собой; как змеи, началась гроза, и «в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Страх людей, их беспомощность перед природой подчёркивают и антонимы:» маленькие люди» и «большие деревья», и обрамление данной части: начинается она словами «трудный путь» и ими же заканчивается, что ещё раз подчёркивает безысходность людей в данной ситуации.)

Почему люди « в злобе и гневе» обрушились на Данко и приговорили его к смерти?

(Людям « стыдно было сознаться в своем бессилии», и они боялись признаться в этом себе и другим)

Читает наизусть подготовленный ученик.

«- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

« и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко»)

Как ведёт себя Данко?

(Данко « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой» и вновь повёл людей за собой)

Почему так поступил Данко?.

(«Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут»).

(Сердце Данко – «факел великой любви к людям»(перифраз) « пылало так ярко, как солнце, ярче солнца» (сравнение)).

Прочитайте окончание легенды. (Со слов: «И вот лес расступился..»)

Данко вывел людей и умер. Почему же люди не заметили его смерти?

(Они были счастливы, радостны, полны надежд, ведь светит солнце, перед глазами широкая степь).

А Данко был ли счастлив перед смертью? Подтвердите свою мысль словами из текста.

(Конечно. Горький пишет: « кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся». Он любил людей и ничего не ждал за свою любовь взамен. Данко счастлив, потому что он помог людям).

Почему один « осторожный человек» наступил на сердце Данко? Обратите внимание на эпитет «осторожный». Осторожный – это какой?

Посмотрите, какое значение имеет слово «осторожный в словаре Ожегова».

1. Предусматривающий возможную опасность, не опрометчивый. Он человек очень осторожный.

2. Сдержанный, бережный негрубый. Осторожное обращение с больными .

(Испугался показаться хуже него, не каждый способен на подвиг).

Итак, почему же эти сильные, смелые люди не оказали сопротивление врагу?

(Они были сильны физически, а не духом, поэтому и струсили, испугались опасности, каждый думал только о себе, а не о другом).

А могло ли описанное Горьким произойти в жизни?

Обратите внимание на жанр произведения. Вспомним определение жанра.

Легенда- произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

В основу «Легенды о Данко» легла библейская история о Моисее.

«Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом .

Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер».

(Микроисследование: сравнительный анализ»Легенды о Данко» и библейской истории. Выступление ученицы) .

Мы с вами отметили, что в основу легенды легли библейские мотивы, но в ней много есть и фантастического. Это романтическое произведение и принадлежит к такому направлению, как романтизм.

Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.

Характерные признаки романтического произведения.

герой противопоставляется «толпе»;

герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени;

необычный пейзаж, обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.

Докажем, что «Легенда о Данко»- романтическое произведение, а Данко - романтический герой.

(Ответы учащихся)

Данко – герой, человек, отдавший жизнь за спасение людей, но это романтический герой, но и в реальной жизни есть немало людей, пожертвовавших собой во имя жизни других. 23 февраля мы с вами отмечали замечательный праздник – День защитника Отечества, праздник тех, кто победил фашизм, тех, кто охранял и будет охранять рубежи нашей страны.

(Сведения о героях - кулебачанах, ушедших на фронт)

23 февраля произошло ещё одно значительное событие- закрытие XXII Олимпийских игр в Сочи. Всех наших олимпийцев мы тоже по праву можем считать героями. Почему?

(Они защитили честь нашей страны, победили в командном первенстве, завоевав 33 медали(13+11+9))

Итак, что же за человек- герой. Какими чертами он должен обладать?

(Учащиеся прикрепляют на доске таблички, на которых написаны черты героя: храбрость, мужество, сила, красота, любовь к людям, мужество, сила воли, смелость.)

Какая из них самая главная?

(Любовь к людям.)

«Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего», - говорил М. Горький. Именно об этой любви он и писал в своих произведениях. Если человек любит другого, он способен на самопожертвование, и в его жизни «всегда найдется место подвигу» .

Д/ з. Написать мини – сочинение о человеке, совершившем героический поступок, или герое – кулебачанине.

«Легенда о Данко», на первый взгляд, - просто красивая история, пересказанная М. Горькому. На самом деле, это призыв к благородным поступкам, к действиям во имя жизни ближних. Писатель учит ценить таких людей, как Данко, идти за ними к «свету», стремиться быть похожими на них. Произведение изучают в 7 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку.

Краткий анализ

Год написания - 1894

История создания - «Легенда о Данко» - часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В 1891 г. М. Горький побывал в Бессарабии. Местные легенды вдохновили его на написание произведения. Замысел поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема - Главные темы произведения - поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов.

Композиция - Композиция произведения несложная, что связано с тем, что рассказывает легенду старуха Изергиль. Сюжет легенды линейный. Несюжетные элементы играют второстепенную роль.

Жанр - Легенда

Направление - Романтизм.

История создания

Побывав в 1891 г. в Бессарабии, М. Горький захотел запечатлеть колорит южного края в литературе. Так в 1894 г. появился рассказ «Старуха Изергиль». О годе написания свидетельствуют письма М. Горького, адресованные В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Признаки данного направления видим и в «Легенде о Данко».

Впервые произведение было напечатано в «Самарской газете» весной 1895 г. как часть рассказа «Старуха Изергиль».

Тема

В произведении М. Горький раскрыл вечные темы : поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов. Они тесно переплетаются между собой и определяют проблемы произведения: человек и общество, гуманизм, жизнь «во тьме».

Данко - парень, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. Герой готов был вести народ к свету, к новой жизни. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «темных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. Чтобы осветить народу путь парень вырывает из груди пылающее сердце. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Данко Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика, указывая на смысл легенды .

Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях - вот чему учит «Легенда о Данко».

Композиция

В «Легенде о Данко» анализ стоит продолжить характеристикой формальной и смысловой организации. Легенда - третья часть «Старухи Изергиль» . Композиция произведения несложная, что связано с тем, что рассказывает легенду старуха Изергиль. Сюжет легенды линейный: события развиваются последовательно от экспозиции к развязке. Несюжетные элементы играют второстепенную роль.

Жанр

Жанр произведения - легенда, так как в его основе вымышленные события и персонажи. Некоторые исследователи считают произведение М. Горького «Легенда о Данко» притчей, так как в ней четко выражена поучительная составляющая. Направление «Легенды о Данко» - романтизм, о чем свидетельствуют такие признаки: в центре произведения проблема человека и общества, герой отчужден от других людей, его душа устремлена к благородным поступкам.

Обидина Галина Львовна,
Московская область, г. Жуковский,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 5 им. Ю.А.Гарнаева с УИОП

М.Горький «Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Подвиг во имя людей

1. О рассказе «Старуха Изергиль»

Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Этот рассказ был напечатан всего через 3 года после первой публикации писателя, однако к выходу в свет в 1895 году в «Самарской газете» рассказа «Старуха Изергиль» Горький уже был известным и ярким писателем. Тема этого рассказа – смысл человеческой жизни, человеческое счастье.

В рассказе «Старуха Изергиль» старая цыганка рассказывает молодому человеку 3 истории: легенду о Данко, о Ларре и историю из своей молодости. С первой из них мы с вами сегодня и работаем.

2. Библейские мотивы в рассказе

— Рассказ учеником библейской легенды о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта (инд. зад.) :

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, их там очень обижали, но все равно им грустно было расставаться с насиженными местами.

Составились длинные обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя погоню египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но Господь спас евреев от гибели. Он велел ударить Моисею палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время их вождь Моисей умер.

3. Анализ отрывка

— В чем сходство сюжетов двух легенд? (Главные герои обоих легенд выводят людей из опасных для жизни мест; пути их трудны, а люди теряют веру в них и в свое спасение).

— А есть ли различия? (Моисей во всем опирается на помощь Бога, ибо исполняет волю Его. Данко же сам вызывается спасти свой народ, никто ему не помогает, может надеяться только на себя).

— Зачем, с какой целью М.Горький меняет сюжет библейской легенды? (Автор показывает, что только вера в себя, сила духа помогает добиться чего-либо в жизни, победить).

— Данко обладает и силой духи, и верой в себя, поэтому он вызывается спасти свой народ. Как характеризует автор этот народ? («Были это веселые, сильные и смелые люди» ).

— Как же получилось, что эти «веселые, сильные и смелые люди… задумались и впали в тоску,… страх родился среди них… и трусливые слова стали слышны в лесу» ? Прочитайте историю этого народа (1-й абзац).

— Обратите внимание на описание природы. Прочитайте его и сделайте вывод: какое влияние оказывает природа на людей, что они чувствуют («…Там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам… И всегда вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их… Ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям… Тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота» . Людям кажется, что природа враждебна им, хочет их гибели)

— Какой художественный прием использует автор в описании природы? Зачем? (Олицетворение; он очеловечивает природу, заставляет лес, ветер, болотные тени думать и действовать по-человечески. Так мы зримее представляем себе условия жизни этого народа и лучше понимаем их чувства, ведь на самом деле природа не хочет им зла, она не умеет этого, просто отчаявшиеся, измученные люди видят ее такой).

— Действительно можно впасть в отчаяние, живя в таком месте! «И ослабели люди от дум… Страх родился среди них…» Был ли выбор у этих людей? Из чего они выбирают? (Выбор у них есть: или «биться насмерть с теми, что однажды победили их» , или «идти к врагу и принести ему в дар волю свою» . И выбор практически сделан: «…никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни» ).

— И никто из этих людей не думает о том, что есть и еще один выход – тот, который предложил Данко. Прочитайте его слова. («Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..» ).

— Что он дает людям своими словами? Что зажигает в сердцах их? (Данко дает своему народу надежду, и она оживляет людей, прогоняет отчаяние из их сердец, ведь они все-таки были «веселыми, сильными и смелыми людьми» ).

— Почему же эти люди выбрали вожаком именно Данко? Как долго они размышляли над этим выбором? (Это был порыв, мгновенное решение, ведь именно Данко пришла в голову спасительная мысль, а значит, он лучше их всех справится с трудностями: «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня» ).

— И вот «дружно все пошли за ним – верили в него» . Но так ли уж дружно, так ли уж верили? Прочитайте, как описана природа в начале их пути, и подумайте, какие чувства на самом деле испытывали эти люди. («Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, … и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой, как змеи, протянулись всюду корни» . Люди идут за Данко, и надежда теплится в их сердцах, но не до конца верят они своему вождю, не совсем ушло отчаяние. И чем труднее и дольше путь, тем слабее и слабее надежда)

«И вот стали роптать на Данко» . Как? На Данко? Почему? (Порыв прошел. Люди устали, выбились из сил и вдруг поняли, что Данко «молодой и неопытный» . Они забыли, что сами сказали ему: «Веди ты нас!» ).

— Какой художественный прием использует автор, сопоставляя отчаявшихся, потерявших надежду, обессиленных людей и Данко, который «шел впереди их и был бодр и ясен» ? (Здесь автор использует прием антитезы, чтобы показать контраст между людьми и их вождем).

— А ведь действительно, он-то не потерял надежды! Его вид – укор идущим за ним, в нем чудилась им насмешка над их усталостью и безверием.

— Прочитайте эпизод распри (стр. 3).

— Опять природа показывает нам чувства людей. Найдите эпитеты, сопровождающие описание деревьев, молнии, тьмы, шума леса («Грозный шум молний, сердитые песни деревьев, холодный огонь молний, корявые длинные руки деревьев, что-то страшное, темное и холодное смотрело из тьмы, торжествующий шум леса» Люди очень напуганы. У них не осталось сил, их не поддерживает больше надежда)

— Почему они «в злобе и гневе обрушились на Данко» ? Прочитайте, как об этом говорит автор («Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко… И стали они упрекать его в неумении управлять ими» ).

— Получается, что люди решили отомстить Данко за то, что путь труден, за то, что они обессилели, за то, что ушла от них надежда!

— А что же Данко? Какие чувства испытывает он, выслушивая несправедливые упреки и понимая, что люди, которых он хочет спасти, решили убить его? («В его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их» ).

— А ведь в ослеплении «злобой и гневом» люди потеряли способность рассуждать. Что стали бы они делать в лесу, убив Данко? Кто взялся бы вывести их оттуда? (Они погибли бы в лесных дебрях, не раз пожалев о казни своего проводника).

— И только Данко понимает это. Он любит людей, поэтому жертвует собой ради этих несчастных, отчаявшихся, потерявших человеческий облик: «они – как звери» .

— Что сделал Данко для людей? (…)

— Чт-е отрывка учителем.

«И вот вдруг лес расступился перед ним…» . Прочитайте, что увидели люди перед собой. Какие чувства завладели ими? («Люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем… Тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река» . Люди счастливы. Они забыли невзгоды и трудности пути, даже смертельная усталость исчезла).

— А Данко умирает. Что чувствует он в последние минуты жизни? («Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер» . Данко счастлив. Он увидел, что выполнил свой долг, что его жертва не напрасна. Он умирает, но люди, которых он так любил, будут жить на свободной земле)

— Как же отреагировали люди на смерть героя? Прочитайте этот эпизод. («Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце» ).

— Почему же люди «не заметили смерти его» ? (Люди слишком счастливы, сердца слишком полны надежды, чтобы разделять чью-то боль. Они не герои, просто люди. Конечно, когда новизна ощущений пройдет и радость чуть поутихнет, они вспомнят о Данко и пожалеют о нем. А пока им просто не до него).

— Однако не все забыли о Данко. «Один осторожный человек заметил [ пылающее на земле сердце Данко ] и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой» . Чего же испугался этот человек? Как же можно ногой на гордое сердце? (Так же в лесу, желая убить Данко, люди наступали ногами на его сердце, полное любви к ним. Зачем им теперь это? Может быть, из зависти? Может, отомстить-таки хочется, а может, и с мыслью о будущем: Данко – герой, а герои не нужны теперь его народу, они только мешать будут спокойно жить, стоя укором в глазах людей).

4. Героизм и герои

— Кто такие герои? (Ожегов: «Герой – это человек, выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью, совершающий подвиги» ).

— Можно ли назвать Данко героем? (Данко – герой. Он храбр и самоотвержен. Он совершил подвиг во имя своего народа)

— Что такое подвиг? (Ожегов: «Подвиг – это героический самоотверженный поступок» . Это когда жертвуешь собой ради других, ничего не требуя взамен. Подвиг – это поступок Данко)

Инд. зад.: подготовить сообщения:

1) Жизнь Лонгрена и Ассоль в поселке: отношение к ним окружающих, прозвища, которыми дразнят Ассоль

2) Встреча с Эглем; тайна Ассоль – выр. чт-е

3) Детство Грэя; чем он выделялся?