Высокий уровень сложности.

Олимпиадные задания. 10-11 класс.

1. Дайте названия частям известного триптиха Д.П. Корина.

_______________ ________________

_____________

2. Для росписи на стене храма специальной Комиссией были отобраны четыре эпизода из жития Св. Александра Невского, автором которых являлся Г. Семирадский: посещение князем Александром Ярославичем, одержавшим победу в Невской битве, ставки хана Батыя в Орде; прием князем папских послов Гальда и Ремонта; кончина Александра Невского в Городце после пострижения в монахи под именем Алексия; чудо при погребении князя в Рождественской церкви во Владимире. Но только одна картина вызвала особые нарекания. Что это за картина? Почему она вызвала возмущение комиссии?

3. В кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский» семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер. Расставьте части в нужном порядке.

А) "Ледовое побоище"

Б) "Крестоносцы во Пскове"

В) "Песня об Александре Невском"

Г) "Русь под игом монгольским"

Д) "Вставайте, люди русские"

Е) "Въезд Александра во Псков"

Ж) "Мертвое поле"

4. Прочтите отрывок из стихотворения. Вспомните название этого стихотворения. Укажите автора.

« В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветной порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев темный строй.

На шапках перья птиц веселых,

На шлемах конские хвосты.

Над ними на древках тяжелых

Качались черные кресты.»

__________________________________________________________________

5. Фильм С. Эйзенштейна «Александра Невский» начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Где была снята эта сцена?

______________________________________________________________

6. Памятник Александру Невскому, на горе Соколиха построен 24 июня 1993 года. Монумент выполнен из бронзы и меди. Высота композиции 30,7 метра, вес - 163 тонны. Н азовите

_______________________________________

  1. Перед вами картина В. Сибирского «Александр Невский». Напишите

мини-эссе. Какими качествами обладал этот человек? Хочется ли вам быть на него похожим? В чем? (50 слов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Прочитайте отрывок из жития Александра Невского. О каком событии идет речь? Укажите дату события.

«… Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться …».

_________________________________________________________________

9. Перед вами боевые порядки армии новгородцев и Ливонских рыцарей. Объясните, с какой целью выбраны эти типы построения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №1. Ответы.

1. Северная баллада. Старинный сказ. Центральная часть.

2. «Св. Александр Невский принимает папских легатов»

4. Симонов К. «Ледовое побоище».

5. У села Городище, рядом с Переславлем-Залесским.

6. Скульптор И. Козловский и архитектор П. Бутенко.

7. Эссе.

9. (Примерный ответ) Рыцари построились "клином", или "свиньей". Клин состоял из закованных в броню всадников и мел своей задачей раздробление и прорыв центральной части войск противника, а следовавшие за клином колонны должны были охватом разгромить фланги противника. В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы.

Основные силы Александр сосредоточил не в центре ("челе"), как это всегда делали русские войска, а на флангах. Впереди расположился передовой полк из легкой конницы, лучников и пращников. Боевой порядок русских был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русского войска.

Приложение №2. Литература и Интернет ресурсы.

1. www.russianculture.ru.

2. Булгаков Ф.И. Наши художники.Т.1-2.. СПб., 1889-1890. Т.2. С.152-166;

3. Карпова Т. Генрих Семирадский. // Пинакотека, № 1, 1997. С.4-11.

4.Неизвестный Семирадский. По материалам экспертной практики Третьяковской галереи. - VIII Научная конференция. Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы 2002. М., 2004. С.145-153.

5.dibase.ru

6. Кабалевский Д. Беседы о музыке для юношества. «Ровесники» выпуск 1, Москва, Музыка, 1980.

7. Материал с музыковедческого сайта Vita Brevis, Ars Longa.
8. www.magistral.177.livejournal.com/

9. www.russiancinema.ru .

10. www.dic.academic.ru.

11. new.niro.nnov.ru

Предварительный просмотр:

Мониторинг по теме «Александр Невский. Ледовое побоище 1242.»

Средний уровень сложности.

Часть А.

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А10) обведите кружком номер правильного ответа.

А1. Определите хронологические рамки борьбы новгородцев с немецкими рыцарями Ливонского ордена.

  1. лето 1240- апрель 1242
  2. март – апрель 1242
  3. март 1241 – апрель 1242
  4. лето 1240 – февраль 1243

А2. К кому обратились новгородцы за помощью в организации войска?

  1. Князь Ярослав Мудрый
  2. Князь Александр Невский
  3. Воевода Гаврила Олексич
  4. Дружинник Святополк
  1. Заключением мира с немцами.
  2. Подписание ссудной грамоты.
  3. Побегом немцев из Новгорода.

А4. Прочтите строки о битве на Чудском озере, определите, откуда они.

« И бысть сеча зла, и треск от копий ломления, и звук от сечения мечного, яко же и озеру промерзшию двинуться. И не бе видети льду: покры бо ся кровию"»

  1. Ливонская хроника
  2. Житие Александра Невского
  3. Отрывок из книги А. Пашуто «Александр Невский»
  4. Новгородская летопись.

А5. Битва Ливонских рыцарей и новгородцев на Чудском озере получило название.

  1. Чудская битва
  2. Ледовое побоище
  3. Невская битва
  4. Александрово побоище.

А6. Немецкие рыцари имели особое построение. Как оно называлось.

  1. «Клин», «свинья».
  2. «Каре».
  3. «Ромб».
  4. «Полукруг».

А7. Особенностью построения русских воинов, введенной Александром Невским являлось, то что…

  1. Основные силы были сосредоточены в центре.
  2. Основные силы были сосредоточены на флангах.
  3. Основные силы были оставлены в тылу врага.
  4. Основные силы были сосредоточены в засаде.
  1. Конницей.
  2. Лучниками, стрелками.
  3. Пращниками.
  4. Пехотой.

А9. Численность немецкого и новгородского войска составляла:

1) 10-12 тысяч – немецкое войско, а новгородское войско - 15-17 тысяч человек.

2) 13-14 тысяч – немецкое войско, а новгородское войско - 18-19 тысяч человек.

3) 15-17 тысяч – немецкое войско, а новгородское войско - 50-51 тысяч человек.

4) 15-16 тысяч – немецкое войско, а новгородское войско - 20-21 тысяч человек.

А10. Последствием разгрома немецких рыцарей на Чудском озере стало:

  1. Александр составляет Псковскую судную грамоту и заключает мир с немецким Орденом и его союзниками.
  2. Александр захватывает большую часть немецких земель.
  3. Александр налаживает торговые отношения с побежденными рыцарями.
  4. Александр продолжает бороться с захватчиками.

Часть В.

Задания В1-В5 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события из жизни Александра Невского.

  1. Александр - князь-наместник в Новгороде.
  2. Александр Невский князь Киева и Новгорода
  3. Разгром дружиной Александра шведских войск на Неве.
  4. Разгром немецких рыцарей на Чудском озере.

В3. Прочтите описание известного произведения искусства, назовите его автора, определите вид.

«Три части картины объединены основной сюжетной линией - это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. На левой части картины, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина - мать, жена или сестра. В правой части художник обыграл былинный мотив - эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории.
На центральной картине изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 году за вклад в защиту русских земель от врагов ».

В4. Прочтите описание известного ордена, который являлся наивысшей наградой до 1917 года в России. Кем учрежден этот орден?

«Крест золотой с красной с обеих сторон финифтью, имеющий между четырьмя концами своими четырех, золотых же, двуглавых орлов под Императорскою короною, с распущенными крыльями, коими они на поверхности лицевой стороны креста и соединяются между собою, имея в когтях перуны и лавровые венки; в середине креста, на облачном финифтяном поле, изображение на коне Св. Александра Невского, а на другой стороне латинский его вензель под Княжескою короною».

В5. Александр Невский был канонизирован. Его мощи считаются святыми. Долгое время их перевозили из собора в собор. Где они находятся сейчас.

Часть С

Прочитайте фрагмент из описания «Ледового побоища 1242» года и выполните задания к нему. Используйте знания из курса истории и информацию из текста.

«Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим в большей части из пехоты. Придуманный Александром Невским новый боевой порядок русских войск оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, боевой порядок которого представлял собой малоподвижную массу.

Гибель такого количества профессиональных воинов сильно подорвала мощь Ливонского ордена в Прибалтике. Победа над немецким войском на льду Чудского озера спасла русский народ от немецкого порабощения».

С1. Опишите особенности подготовки к битве на Чудском озере.

С2. Какие факторы обеспечили успех данной битвы?

С3. Каково историческое значение победы русских воинов над немецкими рыцарями?

С4. Вам поручено подготовить развернутый ответ по «Ледовому побоищу». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Викторина «Ледовое побоище» (с ответами)

Вопрос

Ответ

Назовите имя воеводы возглавившего русского войско, оказавшее сопротивление ордену немецких рыцарей осенью 1240?

Против немцев выступил псковский воевода Гаврила Бориславич со своей дружиной и Псковским ополчением.

Какое событие поспособствовало взятию немцами города Пскова в 1240году?

Взять Псков немцам помогла измена псковского посадника Твердилы Иванковича, перешедшего на сторону немцев.

Покорив город Псков, что построили немцы на территории Псковской волости и с какой целью?

Подчинив себе Псковскую волость, немцы построили крепостцу в Копорье. Это был важный плацдарм, позволявший контролировать новгородские торговые пути по Неве, планировать дальнейшее продвижение на Восток.

Какие населенные пункты были захвачены немцами в 1240 на территории Новгородской республики?

Войско ордена вторглись в самый центр новгородских владений, захватили Лугу и новгородский пригород Тёсово. В своих набегах они подходили к Новгороду на 30 километров.

Укажите название населенного пункта в районе которого отряд ордена нанес поражение разведовательному отряду русских воинов? Кто возглавлял отряд русских воинов?

В марте 1242 года из Дерпта (бывшего русского Юрьева, ныне – эстонский город Тарту) была выслана разведка ордена с целью прощупать силу русских войск. В 18 верстах южнее Дерпта орденскому разведывательному отряду удалось разбить русский "разгон" под началом Домаша Твердиславича и Керебета. Это был разведывательный отряд, двигавшийся впереди войска Александра Ярославича в направлении на Дерпт.

Какую тактику использовал в начале сражения 5 апреля 1242 года Александр Невский против знаменитой « свиньи» Тевтонского ордена?

Немецкому клину Александр противопоставил русский пяток – строй в виде римской цифры "V", то есть угла, обращённого отверстием к противнику. Это самое отверстие прикрывали лучников, которые и приняли на себя основной удар "железного полка" и мужественным сопротивлением заметно расстроили его продвижение.

Происхождение названия «Чудское озеро»?

Этноним в употреблялся для обозначения древних , включая , а также как собирательное название различных . Название это , так как эсты сами себя чудью никогда не называли .

Почему Алексанлдр Невский выбрал для боя позицию на льду Чудского озера?

Весенний лед был достаточно прочным, чтобы выдержать русских воинов, вооруженных копьями, мечами, секирами и топорами, но рыцарскую конницу с закованными в броню всадниками лед, как мог не выдержать.

Боевой порядок немецких рыцарей имел форму клина, или, как его называет русская летопись, «свиньи»

Дайте описание построения немецкого клина?

По описанию историков, «свинья» имела следующий вид: впереди выстраивались от трех до пяти конных рыцарей; за ними, во вторую шеренгу, становились уже пять-семь рыцарей; последующие ряды увеличивались на два-три человека. Общее количество рядов, составлявших «свинью», могло доходить до десяти, а число рыцарей - до 150. Остальные рыцари строились колонной за «свиньей». Такой строй неоднократно успешно применялся рыцарями для прорыва центра противника и окружения его флангов.

Вместе с рыцарями действовала и пехота, которая состояла из оруженосцев, слуг и частично из населения покоренных стран. Пехота вступала в действие тогда, когда «свинья» разрывала строй центрального полка противника и выходила на его фланги. За пехотой всегда шел строй рыцарей.

Н. М. Карамзина считает основной заслугой Александра в сражении 1242 года его «благоразумие». Объясните, в чём Карамзин видел это «благоразумие»?

Проявилось в том, что после победы князь не погнал побежденного врага до стен Риги, а, «довольный ужасом Немцев, вложил меч в ножны и возвратился в город Псков» .

О, Русь моя! Твоя земля

Который раз кропится кровью,

Какой неведомой любовью

С тобою связан дух народный…

«Ледовое побоище»

Исмагилов Владислав. Псковская поэзия.

В какой день недели состоялась знаменитая битва?

По юлианскому (старому) календарю (суббота).

Как называется картина и кто её автор?

«Ледовое побоище». Автор В.М. Назарук.

Продолжите фразу Александра Невского «Не в силе Бог, а в…

«Не в силе Бог, а в правде»

Кто командовал войсками ордена в сражении?

Андреас фон Фельфен вице - ландмейстер Ливонского отдела ( - , - ). Согласно , до своего вступления в должность ливонского ландмейстера Андреас фон Фельфен был (командором) Риги. Известен тем, что командовал в ливонскими , во время знаменитого « », сам не сражался, поручив командование , предпочёл находиться на безопасном расстоянии, поэтому и не попал в плен.

Кто изображён на фреске на стенах Грановитой палаты Московского Кремля? Укажите даты жизни .

Великий князь Александр Ярославович Невский. 13 мая 1221 – 14 ноября 1263 гг.

Укажите название исторического источника? «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…» «И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…»

«Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», XIII век.

Какие строчки молитвы были произнесены Александром Невским перед битвой на Чудском озере?

Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка”.

В современном календаре памятных дат РФ отмечается Дни воинской славы России. Когда был принят федеральный закон о Днях воинской славы России? Назовите дату когда отмечается - День победы русских воинов князя над немецкими рыцарями на ( )

Перечень этих дней был установлен в феврале 1995 года Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России».

18 апреля - День победы русских воинов князя над немецкими рыцарями на ( )

Кто режиссёр и в каком году был снят художественный фильм в СССР о Ледовом побоище? Укажите название фильма.

В Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм « »

В 1959 году академией наук СССР была организована экспедиция на Чудское озеро. Кто был руководителем и какова была цель экспедиции?

Георгий (Юрий) Николаевич Караев ( , - , ) - советский военный , (1949), , доцент, писатель. Кандидат военных наук. В 1959 году руководил научной экспедицией Института археологии Академии наук СССР на Чудское озеро для определения места .

Фрагмент какого художественного произведения изображен? Назовите автора и названия остальных частей произведения и в каком году было написано данное произведение?

Триптих художника Павла Корина. Левая часть «Северная баллада», центральная часть «Александр Невский», правая часть» Старинный сказ». Написано произведение в 1942 году.

Какое отношение к описанию жизни и деятельности Александра Невского имеет дата 1547?

в лике при на .

Где покоятся мощи Александра Невского?

Изначально был похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В

Канская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Красноярского края

«Жизнь великого князя Александра Невского»

Подготовила учитель истории Iквалификационной категории Рукавец Елена Васильевна

г. Канск

2012 год

Викторина по истории в 7 классе

Тема: «Жизнь великого князя Александра Невского»

Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных

ценностей обучающихся, способствующих их успешной интеграции

в культурное пространство своей Родины – России.

Задачи:

Познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского и его роли в истории России;

Развивать мышление, память, речь учащихся;

Расширять интерес учащихся к познавательной деятельности с целью получения новых знаний и умений;

Воспитывать у школьников чувства патриотизма, гражданственности и бережного отношения к историческому наследию страны.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о нашем прошлом, настоящем и будущем. Потому что без прошлого нет будущего (2 слайд) С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т.к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев (3 слайд) Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. А кто этот великий полководец, какие он одержал победы, вы догадаетесь, выполнив задание. Работать будем в командах, по классам: 7 «А», 7 «Б», 7 «Г». Компетентное жюри будет оценивать работу команд и по окончанию занятия объявит победителей.

Викторина

1 тур « Историческая мозаика»

Командам необходимо собрать мозаику, должна получиться картина и сказать, что на ней изображено. (Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище)

Кто этот великий полководец? (Александр Невский)

Это – древнерусский князь Александр Невский (4 слайд)

Рассказ учителя о детских годах А.Невского.

Детство Будущего князя в те далёкие времена было короткое. Маленький Саша играл со сверстниками, проявлял любопытство к воинам, одетым в железные рубахи – кольчуги, и их коням. Несколько лет жил мальчик по давнему обычаю в женской половине дома. Но вот подходило время, и княжича отбирали у мамок и нянек и совершали обряд, называемый постригом. Этот средневековый обряд был очень важным событием в жизни княжичей. Он означал, что детство окончено, и знаменовал переход из детства в отрочество. С этого момента для Александра наступали суровые годы учёбы, подготовки к принятию княжеской власти (5 слайд)

В Преображенском храме, епископ подрезал Александру, кудри. Затем, после молебна, княжича вывели во двор и при всём народе перепоясали мечом и посадили на коня. Тут же Александр получил от епископа и первое благословение на воинскую службу. В женскую половину к нянькам он больше не вернулся. Княжича Александра учили письму, счёту, книжной мудрости. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо. Приобщали его к знанию законов русских, народных традиций, к истории своих предков. Но главным было изучение ратного дела. Князь должен был управлять конём и владеть оружием не хуже профессиональных воинов. Учили княжича и тому, как строить полки, как вести осаду городов, сооружать осадные машины, как водить полки по незнакомой местности, как уберегаться от вражеский засад и ставить засады для противника. Храбрым он стал, ловким, умелым (6 слайд)

В 16 лет Александр стал новгородским князем (7 слайд) На Русь в те времена нападали полчища врагов. С востока и запада устремились на неё лютые враги земли русской.

Назовите их (монголо-татары, рыцари- крестоносцы)

Чёрной тучей надвинулось с востока на Русь огромное татаро-монгольское войско. Молодой князь стал спешно готовить Новгород к защите от возможного нападения Батыя (8 слайд).

Кроме этого с запада Новгороду угрожали датчане, шведы и немецкие рыцари. В их планах был крестовый поход против восточного православия, целью которого было принудить Новгород перейти в католическую веру. Первыми выступили шведы, они намеревались, захватить пути по реке Неве. Возглавил этот поход Биргер, он обещал с дерзкого мальчишки Александра сбить спесь и выгнать из Новгорода (9 слайд) Он отправил к нему послание: “Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю”. Узнав о вторжении шведов, новгородцы немедленно собрали войско, которое возглавил князь Александр Ярославович: “Нас не много, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем”

Следующим заданием нашей викторины будет череда вопросов для команд, на обдумывание даётся 5 секунд.

2 тур «Вопросы командам»

    Полное имя древнерусского князя. (Александр Ярославич Невский)

    В каком веке жил и княжил А. Невский? (в XIII веке)

    В каком году родился Невский? (1220)

    Какой город является родиной князя? (Переяславль - Залесский)

    К какому княжеству принадлежал этот город? (Владимиро – Суздальское княжество)

    В каком городе Александр был поставлен князем? (в Новгороде)

    Какие битвы с иноземцами прославили великого русского полководца? (Невская битва, Ледовое побоище)

    Как называлось озеро, на котором произошло Ледовое побоище? (Чудское)

    В каком году умер Александр Невский? (1263)

    Какой город стал последним жизненным пристанищем русского князя? (Городец)

3 тур «Разгадай ребус»

4 тур «Историческая уха»

Ребята, вы рыбу ловить умеете? Сейчас, мы посмотрим, чья уха будет наваристее? Капитанам команд необходимо подойти ко мне, взять удочку и поймать себе по три рыбки на уху, посовещаться с командой и ответить на вопросы, чьи ответы будут правильными, та команда забирает рыбку себе.

Вопросы

XVII – назвать век

XVI – назвать век

XV – назвать век

1700 год - определить век по дате

1635год - определить век по дате

1420 год - определить век по дате

Что произошло в 988году - крещение Руси

Что произошло в 879 году – образование Киевской Руси

Что произошло в 1147 году - образование столицы нашей родины – города Москвы

И так, наша небольшая викторина закончена. Кому она была посвящена? (А.Невскому)

Кто он? (князь Новгородский)

Чем прославился? (одержал победу над шведскими и немецкими рыцарями – крестоносцами)

Рассказ учителя.

Пока жюри подводит итоги викторины, мы посмотрим видеозапись о ходе боя дружины князя Александра на реке Неве. При просмотре, подумайте над таким вопросом, в чём заключался победный исход этой битвы для русских воинов? (неожиданность нападения, стремительность и натиск князя во время битвы, сочетание полководческого дара с личным мужеством, храбрость, самопожертвование русских воинов)

Просмотр видеофрагмент битвы на реке Неве.

В чём заключался победный исход этой битвы для русских воинов? (неожиданность нападения, стремительность и натиск князя во время битвы, сочетание полководческого дара с личным мужеством, храбрость, самопожертвование русских воинов)

Какие слова, сказанные князем стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля)

Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений.

Александру Ярославовичу было всего 43 года. В маленьком Городце он принял монашество и через день – 14 ноября умер (10 слайд) В настоящий момент обитель активно восстанавливается, т.к. монастырь был полностью разрушен в советское время.

На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова:

“… Великому князю

Александру Невскому,

Россов усердному защитнику…,

Укротившему варварство на востоке,

Низложившему зависть на западе…” (11 слайд)

Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. (12 слайд)

По приказу Петра 1 в начале XVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи. (13 слайд)

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Орден Александра Невского, 1725г. В годы Великой Отечественной войны 29 июня 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм (14 слайд)

Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать. А завершить нашу викторину мне хотелось бы словами:

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить!

Для подведения итогов викторины и объявления победителей, слово предоставляется жюри

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

«Жизнь великого князя Александра Невского»

Подготовила учитель истории

Викторина по истории в 7 классе

Тема: «Жизнь великого князя Александра Невского»

Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных

ценностей обучающихся, способствующих их успешной интеграции

в культурное пространство своей Родины – России.

Задачи:

Познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского и его роли в истории России ;

Развивать мышление, память, речь учащихся;

Расширять интерес учащихся к познавательной деятельности с целью получения новых знаний и умений;

Воспитывать у школьников чувства патриотизма, гражданственности и бережного отношения к историческому наследию страны.

Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о нашем прошлом, настоящем и будущем. Потому что без прошлого нет будущего (2 слайд) С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т. к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев (3 слайд) Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. А кто этот великий полководец, какие он одержал победы, вы догадаетесь, выполнив задание. Работать будем в командах, по классам: 7 «А», 7 «Б», 7 «Г». Компетентное жюри будет оценивать работу команд и по окончанию занятия объявит победителей.

Викторина

1 тур « Историческая мозаика»

Командам необходимо собрать мозаику, должна получиться картина и сказать, что на ней изображено. (Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище)

Кто этот великий полководец? (Александр Невский)

Это – древнерусский князь Александр Невский (4 слайд)

Рассказ учителя о детских годах А. Невского.

Детство Будущего князя в те далёкие времена было короткое. Маленький Саша играл со сверстниками, проявлял любопытство к воинам, одетым в железные рубахи – кольчуги, и их коням. Несколько лет жил мальчик по давнему обычаю в женской половине дома. Но вот подходило время, и княжича отбирали у мамок и нянек и совершали обряд, называемый постригом. Этот средневековый обряд был очень важным событием в жизни княжичей. Он означал, что детство окончено, и знаменовал переход из детства в отрочество. С этого момента для Александра наступали суровые годы учёбы, подготовки к принятию княжеской власти (5 слайд)

В Преображенском храме, епископ подрезал Александру, кудри. Затем, после молебна, княжича вывели во двор и при всём народе перепоясали мечом и посадили на коня. Тут же Александр получил от епископа и первое благословение на воинскую службу. В женскую половину к нянькам он больше не вернулся. Княжича Александра учили письму, счёту, книжной мудрости. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо. Приобщали его к знанию законов русских, народных традиций, к истории своих предков. Но главным было изучение ратного дела. Князь должен был управлять конём и владеть оружием не хуже профессиональных воинов. Учили княжича и тому, как строить полки, как вести осаду городов, сооружать осадные машины, как водить полки по незнакомой местности, как уберегаться от вражеский засад и ставить засады для противника. Храбрым он стал, ловким, умелым (6 слайд)

– В 16 лет Александр стал новгородским князем (7 слайд) На Русь в те времена нападали полчища врагов. С востока и запада устремились на неё лютые враги земли русской.

Назовите их (монголо-татары, рыцари - крестоносцы)

Чёрной тучей надвинулось с востока на Русь огромное татаро-монгольское войско. Молодой князь стал спешно готовить Новгород к защите от возможного нападения Батыя (8 слайд).

Кроме этого с запада Новгороду угрожали датчане, шведы и немецкие рыцари. В их планах был крестовый поход против восточного православия, целью которого было принудить Новгород перейти в католическую веру. Первыми выступили шведы, они намеревались, захватить пути по реке Неве. Возглавил этот поход Биргер, он обещал с дерзкого мальчишки Александра сбить спесь и выгнать из Новгорода (9 слайд) Он отправил к нему послание: “Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю”. Узнав о вторжении шведов, новгородцы немедленно собрали войско, которое возглавил князь Александр Ярославович: “Нас не много, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем”

Следующим заданием нашей викторины будет череда вопросов для команд, на обдумывание даётся 5 секунд.

2 тур «Вопросы командам»

1. Полное имя древнерусского князя. (Александр Ярославич Невский)

2. В каком веке жил и княжил А. Невский? (в XIII веке)

3. В каком году родился Невский? (1220)

4. Какой город является родиной князя? (Переяславль - Залесский)

5. К какому княжеству принадлежал этот город? (Владимиро – Суздальское княжество)

6. В каком городе Александр был поставлен князем? (в Новгороде)

7. Какие битвы с иноземцами прославили великого русского полководца? (Невская битва, Ледовое побоище)

8. Когда произошла Невская битва? (15 июня 1240 г)

9. Когда произошло Ледовое побоище? (5 апреля 1242 года)

10. Как называлось озеро, на котором произошло Ледовое побоище? (Чудское)

11. В каком году умер Александр Невский? (1263)

12. Какой город стал последним жизненным пристанищем русского князя? (Городец)

3 тур «Разгадай ребус»

4 тур «Историческая уха»

Ребята, вы рыбу ловить умеете? Сейчас, мы посмотрим, чья уха будет наваристее? Капитанам команд необходимо подойти ко мне, взять удочку и поймать себе по три рыбки на уху, посовещаться с командой и ответить на вопросы, чьи ответы будут правильными, та команда забирает рыбку себе.

Вопросы

XVII – назвать век

XVI– назвать век

XV– назвать век

1700 год - определить век по дате

1635год - определить век по дате

1420 год - определить век по дате

Что произошло в 988году - крещение Руси

Что произошло в 879 году – образование Киевской Руси

Что произошло в 1147 году - образование столицы нашей родины – города Москвы

И так, наша небольшая викторина закончена. Кому она была посвящена? (А. Невскому)

Кто он? (князь Новгородский)

Чем прославился? (одержал победу над шведскими и немецкими рыцарями – крестоносцами)

Рассказ учителя.

Пока жюри подводит итоги викторины, мы посмотрим видеозапись о ходе боя дружины князя Александра на реке Неве. При просмотре, подумайте над таким вопросом, в чём заключался победный исход этой битвы для русских воинов? (неожиданность нападения, стремительность и натиск князя во время битвы, сочетание полководческого дара с личным мужеством, храбрость, самопожертвование русских воинов)

Просмотр видеофрагмент битвы на реке Неве.

В чём заключался победный исход этой битвы для русских воинов? (неожиданность нападения, стремительность и натиск князя во время битвы, сочетание полководческого дара с личным мужеством, храбрость, самопожертвование русских воинов)

– Какие слова, сказанные князем стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля)

Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений.

– Александру Ярославовичу было всего 43 года. В маленьком Городце он принял монашество и через день – 14 ноября умер (10 слайд) В настоящий момент обитель активно восстанавливается, т. к. монастырь был полностью разрушен в советское время.

– На гробнице Александра Невского выбиты слова:

“… Великому князю

Александру Невскому,

Россов усердному защитнику…,

Низложившему зависть на западе…” (11 слайд)

Навсегда осталось в памяти людской. Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. (12 слайд)

По приказу Петра 1 в начале XVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи. (13 слайд)

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. , 1725г. В годы Великой Отечественной войны 29 июня 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм (14 слайд)

Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать. А завершить нашу викторину мне хотелось бы словами:

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить!

Для подведения итогов викторины и объявления победителей, слово предоставляется жюри

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www. piplz. ru/page-id-260.html

2. http://www. google. ru/imgres? q=невский+князь+фото&hl=ru&newwindow=1&sa=X&biw=1280&bih=933&tbm=isch&prmd=imvns&tbnid=wemOkA3U9cS2aM:&imgrefurl=http://ww

775­й годовщине Ледового побоища
посвящается…
«Россия начиналась не с
меча»

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

«Я помню! Я горжусь!»
Во все времена всегда были в
почёте люди сильные, смелые и
благородные. И тут нет ничего
удивительного. Ведь герой тот,
кто отважен, честен и отдает
все свои силы служению добру.
Кто жизни своей не пожалеет,
защищая Родину.
А.С.Пушкин сказал:
«Гордиться славою своих
предков не только можно, но
и должно; не уважать оной
есть постыдное малодушие».

«Я помню! Я горжусь!»
10 февраля 1995 года
Государственная Дума РФ
приняла закон «О днях воинской
славы и памятных датах России».

Нельзя быть настоящим
гражданином страны, не зная её
прошлого. Во все времена
подвиги русских воинов
почитались народом,
сохранялись в памяти поколений.
Днями воинской славы
являются даты славных побед,
которые сыграли решающую роль
в истории России и в которых
русские войска снискали себе
почёт и уважение современников
и благодарную память потомков.

«Я помню! Я горжусь!»
Одной из таких знатных
побед в истории нашей
Родины,
неоспоримо
является победа на льду
Чудского озера.

озере
с
5 апреля 1242 года на
у
Чудском
камня
Вороньего
состоялась битва русской
дружины
рыцарями
тевтонского ордена. Это
сражение
в
историю под названием
Ледовое
побоище.
великое
Возглавлял
сражение
князь
Александр Невский.
вошло

Кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет.
На том стоит и будет стоять Русская земля.
Александр Невский

«Была та сеча велика и не
было видно льду: покрыло всё
кровию» ­ писал летописец о
той битве. Сражение
продолжалось до позднего
вечера. Когда рыцарское
войско дрогнуло и
обратилось в бегство, русские
погнали их на прибрежный
лёд. Тонкая корка
проламывалась под копытами
тяжеловооруженных рыцарей,
увлекая их на дно Чудского
озера.

«Я помню! Я горжусь!»
Не многим крестоносцам удалось
добраться до берега. Некоторые
были взяты в плен. Позорное
поражение подкосило
высокомерие Левонского
ордена. Немцам пришлось
просить мира на любых
условиях.
С триумфом возвратился
Александр Ярославич в
Новгород. Весь народ вышел
встречать победителей. В том же
году был заключен мир между
Новгородом и Левонским
орденом. На несколько столетий
тевтонцы забыли о русских
северных землях.

Александр Невский
Великий князь Александр Ярославич во время Ледового побоища разгромил
немецких рыцарей. Он отказался от предложения папы римского принять католичество.
Примером мужества и героизма стал Александр Невский не только для своих
современников, но и для потомков.

Александр Невский
Незадолго до своей кончины
в 1263 году князь Александр
принял монашество. Всю
жизнь он трудился на благо
русской земли и после смерти
Александр Невский считается
покровителем и защитником
России. Церковь причислила
Александра Невского к лику
святых. Его подвиги
воодушевляют русский народ
в самые тяжелые дни. Святой
князь Александр считается
хранителем русской земли.

«Я помню! Я горжусь!»
Ледовое побоище вошло в
историю не только как
замечательный образец
военной тактики и
стратегии, но и как
показательный пример того,
что как бы ни был силён
враг, как бы ни велика была
его слава непобедимого
воина, всегда надо помнить:
«Сражение выигрывает тот,
кто твёрдо решил его
выиграть! Наше дело
правое, победа будет за
нами!»

«Я помню! Я горжусь!»
Великая битва не забыта
благодарными потомками.
Сегодня она сохранена не
только в исторических
хрониках и письменных
рассказах.
Благодарные потомки
сохранили память о ней в
стихах, картинах,
художественных фильмах и
монументах.