путешествовавшей по России.

Я написал Шэнон с просьбой опубликовать у себя в блоге перевод наиболее интересных ее постов о путешествиях по штатам. Переводчик из меня пока не очень, но думаю со временем качество будет улучшаться. Так что буду рад комментариям с указаниями на ошибки.

Итак, сегодня первый пост - об общине Амишей (ударение на первое А). Амиши - это такой аналог наших староверов, которые живут полуизолированно от внешнего мира. Этот пост еще одна иллюстрация к тому как устаревшие догмы влияют на жизнь людей, в прямом смысле слова отбрасывая их в своей предметной (и не только) деятельности на сотню с лишним лет назад.

(Copyright peacetraveler22 Amish Land in Lancaster, Pennsylvania)

Что можно сказать о земле Амишей? Наверное, точнее всего будет описать ее, как совершенно другой мир. Это фото с моим пятилетним племянником и нашим извозчиком-амишем Беном для меня символ глубинных различий между амишами и большинством американцев. Мой племянник, которому пять, с пеленок пользуется гаджетом от Apple. Он очень любопытен, много чего знает о мире и других странах. А это Бен, ему около 60-ти, он живет в общине всю свою жизнь, никогда не держал в руках iPad и ни разу не выезжал ни за пределы США, ни даже за пределы родного штата. Совершенно разные жизни, совершенно разные судьбы - но оба улыбаются и выглядят счастливо.

Первые поселения амишей появились в Пенсильвании в 30-х годах XVII века. В середине XIX - общины амишей простирались уже по территории всей страны. Сегодня крупнейшие поселения амишей расположены в Пенсильвании, Огайо и Индиане. Всего в Америке 25 разных общин, которые в свою очередь разделены на 1700 церковных округов. Амиши живут общинами и в каждом из районов свои представления о том как его членам жить и что можно делать. Мы побывали в общине Ланкастера, что в трех часах от округа Колумбия.

Амишей иногда воспринимают как секту, но это не так. Они христиане и их вера основана на библии. Тем не менее, они отличаются от представителей других религиозных течений способом воплощения в жизнь своей идиологии. Базовый принцип веры амишей в том, что они "в мире", но "не от мира". Что это значит? А значит это то, что амишы ограждают себя от всех тех вещей во внешнем мире, которые по их мнению могут забирать внимание от их веры и чувства принадлежности к общине. Как правило это выражается в ограничении доступа к электроэнергии, автомобилям, современной одежде, телевизору и другим технологиям.

1. Первая вещь, которую замечаешь попадая к амишам - лошади с повозками. Они здесь основной вид транспорта. Очень необычно просыпаться ранним утром от топота лошадиных копыт. Да и на протяжении дня можно часто слышать звук проезжающих неподалеку повозок. Стоимость повозки в зависимости от интерьера варьируется в пределах от 5000$ до 8000$ (и это не включая стоимость лошади). Наш извозчик рассказал, что большинство лошадей - списаны с забегов. Внешний вид повозок меняется от района к району, но в Ланкастере они более менее одинаковые - темно-серые кабины и извозчики, едва заметно выглядывающие из малюсеньких окошек спереди. Рядом со всеми магазинами - есть специальные места где можно запарковать повозку, привязать лошадь.

2. У повозок обязательно должны быть поворотники и светоотражающие треугольные знаки сзади, чтобы их можно было заметить на черных как смола дорогах в ночное время суток. Хозяева гостиницы рассказали нам, что на повозках молодежь устанавливает декоративное освещение, но я так и не увидела ни одного подобного экземпляра. Управлять повозкой может каждый, даже ребенок, здесь нет никаких возрастных ограничений на управление подобным транспортом. На повозках также нет номеров. Индиана - единственный штат, требующий их установку в обязательном порядке. Я читала, что некоторые амишы были бы не против установки номеров на свои транспортные средства, для того чтобы властям было легче информировать членов семей о дорожных происшествиях, госпитализации или смерти их родственников. Как бы там ни было, но за все время нахождения в общине я так и не увидела ни одной полицейской машины.

3. А это пример таблички с номерами из Индианы, сделанной специально для "конного автомобиля". (c) Фото Cindy Seigle. macos у тебя есть табличка от "багги" в твоей коллекции? :)


4. Некоторые общины разрешают использовать велосипеды и скутеры. В Ланкастере, например, можно передвигаться на велосипедах, но как видно на фото, на них ни цепей, ни педалей. Поэтому катаются на них как на самокате, отталкиваясь от земли ногами. Это несколько быстрее чем идти пешком. Это такой еще один пример ультраконсервотизма Ланкастерской общины. С педалями легко преодолевать большие расстояния, а это в свою очередь - искушение современными благами цивилизации для подростков и детей. Еще хочу на секундочку заметить что фотографировать амишей можно или с большого расстояния или сзади. Они считают грехом (признаком тщеславия) появление себя на фотографиях и вообще к фотографированию относятся очень недоброжелательно.

Амишы не ездят за рулем, но им разрешается быть в качестве пассажиров. Хозяин нашего отеля каждый день отвозит на работу и с работы домой школьных учителей. В магазинах и супермаркетах часто можно увидеть амишей складывающих покупки в машины, которыми в свою очередь управляют "англичане". Вообще всех людей вне общины тут принято называть "англичанами".

5. Общины амишей раположены как правило в сельской местности и Ланкастер в этом случае не исключение. Здесь много сельхоз угодий и часто можно видеть работающих на полях людей. Сельское хозяйство всегда было традиционным видом деятельности для амишей и только в последние десятилетия многие поменяли род своей привычной деятельности. Большинство имеет за плечами только 8-классов школьного образования и как следствие часто могут работать в основном на трудоемких производствах. Про местное образование можно написать отдельный пост, оно кардинально отличается от стандартного американского. Но тем не менее очень согласуется с их образом жизни. Я попробую как-нибудь написать об этом в том же ключе. Чем более образованным становиться человек тем больше он хочет знать об окружающем мире, а это не одобряется в общине. Очень печально.

6. Интересна и роль женщин. Здесь они заняты на тяжелых работах. Девушки косят траву обычными ручными косами, одеваются очень просто, в платья до пят и платки, все нейтральных цветов. Тут избегают механических приспособлений для передачи информации, все сообщения, так сказать, лицом к лицу. Все остальное слишком броско и удобно (по англ. "flashy"). Никакого макияжа или укращений, волосы должны быть длинными и заплетенные. Мужчины одеваются тоже на подобный манер: темные брюки, подтяжки и шляпы. Еще женатые обязаны носить бороды, а холостые - бриться. Все это опять же согласуется с системой убеждений амишей. Ограничивая выбор одежды, они экономят время и энергию, которые могут посвятить молитве, семье или общине. Отсутствие разнообразия в гардеробе не позволяет проявлять индивидуальность, а значит гордость и тщеславие.

7. Я уже упоминала, что амиши стараются не пользоваться современными технологиями. Но есть одно исключение, когда речь заходит об увеличении производительности труда. Каждый глава общины утверждает список технологий применимый именно в его общине. Так, сегодня большинство ферм используют механизированные доилки и контейнеры для питья коров. Производство молока занимает большую роль у амишей, и на территории общины не редкость встретить пасущихся коров. Понять что находишься на территории владений амишей можно по характерному запаху навоза источаемому землей.

Здесь не приемлют технологии, фактом своего существования включающие общину в зависимость от внешнего мира. Именно поэтому амиши не используют электричества в своих домах. Вместо него - фонари и светилники на керосине и пропане. Тоже самое с печами. Водоснабжение и прочая сантехника питается от ветра, воды и используя силу притяжения.

8. Повсюду прекрасные фермерские поля.

9. Обратите внимание на припаркованную повозку.

10. Дороги здесь узкие и извилистые, а ориентироваться без уличных фонарей ночью можно только с GPS: иначе вы просто не увидите ни дорожных знаков ни разметку (интересно, изменила ли автор свое мнение после путешествия из Москвы в Петербург:) - прим. перев. ).

11. Много красивых пейзажей с реками

12. На многих фермах есть маленькие мостики доступные только для владельцев. Эта местность была огорожена забором. Большинство амишей в этом районе живут на фермах, но у некоторых - современные дома.

13. Ланкастер - родина многих исторических мостов. Ниже на фото мост Herr"s Mill Bridge. Некоторые из них до сих пор функционируют и можно спокойно проехать, но не через этот.

14. Это девочка на ферме Herr"s Mill Bridge выглядела очень грустной, крича своей убежавшей c поводка собаке, которая на самом деле крутилась возле меня, когда я фотографировала девочку.

В завершение, хочу сказать что у меня остались очень смешанные эмоции относительно амишей. Конечно мне приятно их сильное чувство общности и семейные ценности, но очень грустно осознавать что вот эта красивая девочка из общины никогда не увидит ничего кроме того места где она родилась и никогда не узнает ни отличные от принятых в ее общине точки зрения, ни способы жизни. Я никогда не смогла бы жить в обществе где индивидуальность подваляется или там где самообразование не поощрается. Для меня индивидуальность на первом месте. Это то что делает мир таким интересным. И для меня такие вещи как путешествие или чтение о других местах, странах, людях и их традициях - есть сущность этой жизни.

Надеюсь вам понравился этот пост про амишей. Очень многое еще хочеться про них написать, но