«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Закон «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Одним из важных принципов федеральных государственных требований и программы «Детство», по которой мы работаем, так же является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов позволяет достаточно (в соответствии с федеральными государственными требованиями) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения ожидаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества.

В 2007 году в ДОУ были организованы семинары, консультации на тему «Использование проектного метода в работе с дошкольниками». Педагоги заинтересовались предложенным материалом и решили реализовать его в работе с детьми.

Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой для нас оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.

Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.

Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь мы хотели бы отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Мы начали работу с изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами. Для начала провели анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители-лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители-исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители-критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса. Заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс мы вели по нескольким направлениям:

Мероприятия, направленные на обогащение родителей знаниями о проектном методе:

  • проведен семинар – практикум по организации проектной деятельности с дошкольниками;
  • разработаны памятки для родителей

Памятка №1
«Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»

Этапы составления детских проектов:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
3. Сбор материала. Способы сбора информации и методов исследования:

  • подумать
  • спросить у другого человека
  • прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
  • сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
  • посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
  • понаблюдать
  • провести эксперимент
  • получить информацию в Интернете
  • позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.

4. Подготовка проекта
5. Защита проекта

Памятка №2
«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя.

Проект подразумевает самостоятельную деятельность дошкольника, однако задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться к вам за помощью.

Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

И еще несколько советов.

  1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Памятка №3
План тематического проекта.

  1. Тема и ее происхождение.
  2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.
  3. Необходимые материалы.
  4. Вопросы детям по предлагаемому проекту
    Что мы знаем?
    Что мы хотим узнать?
    Как нам найти ответы на наши вопросы?
  5. Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя).
  6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, - «Встречи с интересными людьми»:

Папа – милиционер;

Бабушка – учитель;

Мама – врач и другие.

Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим. Родителей можно привлечь к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:

  • «По страницам «Красной книги»;
  • «Транспорт в нашей жизни»;
  • «Создание книжек-малышек»;
  • «Покормите птиц зимой!» и другие.

Проект «Транспорт в нашей жизни» организовали после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям было предложено показать, на каких видах транспорта можно добраться, например:

  • к бабушке и дедушке;
  • на дачу;
  • к другу;
  • в другую страну.

Интересная идея для начала нового учебного года - проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать. Что в детском саду живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!

Так, родителям воспитанников детского сада можно предложить информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:

  • меня зовут;
  • я люблю;
  • я не люблю;
  • мое любимое блюдо;
  • мое нелюбимое блюдо;
  • моя любимая игрушка;
  • мои друзья;
  • мои родители;
  • мои дедушка и бабушки и т. д.

Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты:

«Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплесные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы»;
  • групповые: «Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо». «Секреты бабушкиного сундука»;
  • исследовательские: «Мир воды» «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.

Используемый нами метод проектов является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Внедряя его в образовательную программу нашего детского учреждения, мы поставили для себя основную цель: обеспечение условий для эмоционального, нравственного и творческого развития детей. Данные диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области экологических, социально-нравственных, художественно-литературных представлений. Решением проблемы, на наш взгляд, стали творческие проекты:

  • «Ребятам о зверятах»
  • «Богатыри – защитники Древней Руси»
  • «Чудо-чудное, диво-дивное»
  • «Добрый Дедушка Мороз»
  • «Снегурочка – внучка Деда Мороза»
  • «Что за прелесть эти елки!».
  • инициирование детей и родителей на выбор данной темы
  • составление:
    • технологических карт
    • перспективных планов
    • схем-паутинок
    • лесенок «путешествия»
    • циклов бесед и занятий
    • организация творческих выставок
    • проведение открытых игр-занятий
    • презентация проектов.

Реализация проектной деятельности проходила через все виды деятельности: познавательную, речевую, художественно-эстетическую, игровую.

Результаты реализации проектов свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели. Дети получили недостающие знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, а работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.

ирина чардымова
Проектный метод в работе с детьми

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Эту возрастную особенность детей специалисты в области психологии сравнивают с умственной деятельностью ученого, делающего великое открытие. Но самое важное то, что для ребенка гораздо легче изучать и усваивать новое, проводить собственные исследования : наблюдать, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, делать на их основе собственные суждения и умозаключения.

Поиск новых путей повышения качества образовательного процесса в ДОУ позволил осуществить апробацию проектного метода в полной мере соответствующей детской познавательной активности.

Проект в переводе с греческого - путь исследования. По определению Уильяма Килпатрика, сов, вместе с педагогом выполняют собственный проект , решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Проект - это , прежде всего, цель, принятая, осознанная детьми , актуальная для них, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Продолжительность проекта может быть : краткосрочной - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочной - до 1 года.

Современными исследователями метода проектов (Н. Е. Веракса, Е. С. Евдокимова, Л. Н Прохорова и др.) метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектный метод позволяет организовать освоение ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей. Метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ , ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез , их проверку в соответствии с четким планом. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, дети овладевают новыми знаниями, познают окружающий их мир, природу через собственный поиск. Его использование в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Решение указанных задач обеспечивается по-средством реализации принципа личностно-ориентированного развивающего обучения, на котором строится проектная деятельность детей , благодаря чему дети становятся равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Также метод проектов предполагает реализацию таких педагогических принципов как :

Принцип природоцелесообразности (организация педагогического процесса в соответствии с законами природы) ;

Принцип сочетания ведущей деятельности с другими специфическими детскими видами деятельности (изобрази тельной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) ;

Принцип сотрудничества и сотворчества (единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров) ;

Принцип учета возрастных особенностей (изучение различных проблем на доступном уровне) .

Проектная деятельность детей носит продуктивный характер, организатором, руководителем, консультантом и экспертом которой является воспитатель. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Как справедливо отмечает Л. Д. Морозова, применительно к дошкольному образованию в основу метода проектов заложена идея направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой) . Решая проблему, дети учатся применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

В практике ДОУ могут использованы следующие типы проектов :

исследовательско-творческие : осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);

ролево-игровые : это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

Информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-либо объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы : оформление дизайна группы, квартиры и т. п. ;

творческие : как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

Первый этап. Целеполагание : педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную цель на определенный отрезок времени. На данном этапе формулируется проблема и задачи проекта , после чего определяется продукт проекта . Данная работа осуществляется через создание игровой или сюжетной ситуации. На первом этапе воспитатель вызывает у детей желание самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы об окружающем мире.

Второй этап. Разработка проекта : составляется план деятельности по достижению цели. Воспитатель помогает детям ответить на ряд важных вопросов, от понимания которых будет зависеть реализация поставленных задач :

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу?

В каких источниках можно найти информацию?

Какие предметы использовать?

С какими предметами научиться работать для достижения цели ?

Третий этап. Выполнение проекта . Дети совершают практические шаги к намеченной цели. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта . У детей происходит формирование разнообразных знаний об окружающем мире, вырабатываются конкретные умения.

Изданном этапе подводятся итоги и определяются задачи для новых проектов . Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит ее . Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

В детском саду проектный метод может быть творчески использован педагогами в различных вариантах :

Как способ организации всего педагогического процесса;

Для решения задач определенного раздела («Познание» , «Социальный мир» , «Природный мир» );

Для проработки конкретной темы внутри разделов программы.

Таким образом, основными составляющими метода являются :

Выявление проблемы;

выработка и постановка гипотез;

Формулировка темы;

Наблюдения, опыты, эксперименты;

Суждения, умозаключения, выводы.

Грамотное и целенаправленное использование проектного метода в работе с дошкольниками позволяет успешно решать задачи ознакомления с окружающим миром, в общении с которым раскрывается детская душа, формируется умение делать открытия и удивляться им.

«Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников».

Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Выделил четыре отличительные черты проектного метода:

Исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

Школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия ;

Дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно её выполняют;

Проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.

Технология проектирования в детском саду.

Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников.

Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путём самообразования).

Активное включение воспитанников в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремиться к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям.

Организация проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самими различными: «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений », «Никто не забыт, ничто не забыто», «Вирус Фантазус в детском саду», главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Целью проектного метода в дошкольных образовательных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития.

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. Развитие познавательных способностей;

3. Развитие творческого воображения;

4. Развитие творческого мышления;

5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности.

Младший дошкольный возраст:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведшая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Старший дошкольный возраст:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

· К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

· В каких источниках можно найти информацию;

· Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);

· С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.Выполнение проекта - практическая часть

4.Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

Ответы на вопрос Что мы узнали? Дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1. Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решение задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Подготовка к презентации.

Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Характер участия ребёнка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Таким образом, изучив литературу, мы пришли к выводу, что использование проектов в дошкольном возрасте позволяет, как организацию совместную поисковую деятельность детей и взрослых, так и проявить ребенком свою «самость» и творческую активность.

В настоящий момент, в свете новых требований и введением ФГОС в системе образования в целом, происходят существенные изменения. Меняется методика преподавания, учителя используют самые разные приемы обучения. Современному учителю необходимо не хорошо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, но и постоянно идти в ногу с современной наукой.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу. Современный учитель не может обходиться без информационных технологий, она дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду, как основу для развития и совершенствования системы образования. Претерпевает также и изменения в преподавании предметов в школе. Первое место занимают развивающие и социализирующие цели, а само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль - средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика, то есть работа учителя строится так, чтобы принять во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка, учитывать его возможности и потребности. Главным в процессе обучения становится личность ребенка, и самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также учить его развивать умение самому добывать нужную информацию, четко ориентироваться и успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире .

Вот поэтому, современный педагог, должен овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.

Главной целью работы учителя на уроке должно стать формирование так называемых универсальных учебных действий. Не давать знания учащимся по некоторой теме методом «натаскивания», а научить их эти знания добывать, учить выделять проблему, решать ее разными способами и находить наиболее оптимальный способ решения .

Одной из таких методов, является проектный метод, который на мой взгляд является основой современных инновационных технологий и завоевывают сегодня всё большее признание, используются при преподавании различных учебных дисциплин.

Основой проектной деятельности являются следующие умения:

  • самостоятельное применение знаний на практике;
  • ориентирование в информационном пространстве;
  • непрерывное самообразование;
  • наличие критического и творческого мышления;
  • способность увидеть, сформулировать и решить проблему.

Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка.

В старших классах, любой проект ученики тесно связывают с жизнью, при этом усиливается практическая направленность образовательной технологии. В современном мире именно, снижено на мой взгляд практическая направленность, уступив место в социализирующей части и развивающей части. Практическая направленность поможет учащимся лучше адаптироваться и понять суть полученных теоретических знаний. Метод проектной деятельности способствует, развитию и практической направленности, развитию логических мышлений, умению доказать свою точку зрения и развивает исследовательские навыки.

Метод проектной деятельности, это хорошо забытое старое. Впервые она внедрен Шацким С.Т внедрял в 1905 году. Этот метод широко использовался в 20-х годах ХХ века А. С. Макаренко. Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988г), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. В 1931 году по метод проектов был запрещен постановлением ЦК ВКП(б), где одна из важнейших причин отсутствие подготовленных педагогических кадров. Сегодня, когда ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу (ООП): личностным, метапредметным и предметным, метод проектной деятельности стал одним ведущих методов. В ходе, проектной работы, учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. От учителя проектный метод требует, вложения огромных усилий, ведь учитель руководит только действием учеников, как дирижер, и подводит их к определенным выводам.

Учителю, необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности учащихся, а также их интересы. Проектная работа обязательно должна быть по силе учащегося, т.е доступные творческие задания. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.

Таким образом, целью проектного обучения является, создание условий, при которых учащиеся сами самостоятельно добывают знания из разных источников и учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

В настоящее время известны разные варианты разработки проектного метода обучения, для меня приемлем следующий вариант состоящий из 10 этапов: разработка проектного задания; целеполагание; формирование творческих групп; разработка этапов; выделение тем и подтем проекта (разграничить роли ребёнка); разработка проекта; определение форм выражения итогов проектной деятельности; оформление результатов; презентация; рефлексия.

Объем учебных проектов очень разный. Можно выделить по времени на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, которые требуют от учащегося много времени для поиска материала, его анализа и т.д.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного.

Монопредметный проект - проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

В старших классах метод проектов я успешно использую при изучении раздела «Экология». Например, объект исследования «Архитектурная бионика» в п. Сангар [рис1]. В ходе выполнения проектной работы, учащиеся пришли к выводам, что данная архитектура отрицательно влияет на организм и предложили приемлемые варианты решения данной проблемы.

Рис. 1. Схема поэтапной проектной деятельности учащихся

Таким образом, метод проектов можно рассматривать, как метод активного обучения, существенно повышающий познавательную активность и направленный на изменение позиций, оценок и поведения учащихся. Для организации таких проектных используются элементы личностно-ориентированных технологий, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они способствуют усвоению опыта творческой деятельности и применению знаний. Одним из составляющих элементов организации проектной деятельности, является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический и теоретический интерес. Решая проблему, определяя пути ее решения, учащиеся мыслят по-новому. Метод проектов, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает коммуникативные и творческие умения и навыки. При этом учащийся в своем исследовании может пройти путь, который нам давно известно, но он «первопроходец» и сам открывает и добывает истину. Это и есть субъективное творчество, без которого немыслим и сам метод проектов, при объективном творчестве метода проектов, ученик не только проходить путь, но в вносит свой скромный вклад и что - то предлагает, свое решение. Для оценивания проектной работы учащихся существуют разные варианты оценивания, для меня более приемлем вариант критерия оценки проекта учащихся, составленный учителем математики Волосатовской СОШ Селивановского района Владимирской области Пимкиной Верой Ивановной.

В данном варианте два уровня оценивания сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.

Примерный оценочный лист проектной работы учащегося ОУ (составлен с учетом ПООП ОУ. ФГОС, 2011)

Критерий

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Кол-во баллов

Полученный результат в баллах

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного.

Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Повышенный высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать.

Знание предмета

Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий.

Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.

Регулятивные действия

Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Повышенный высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы.

Критерии выставления отметки

Итоговая отметка

баллы

отметка

удовлетворительно

Подпись учителя

Расшифровка

Проект - это специально организованный воспитателем и

самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий,

направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психо-физиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в

работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают знания

и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Рассмотрим основные понятия, требования и принципы реализации проекта.

Проект-это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Проект-это обучение через деятельность. Деятельность является поисково - познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектов является одним из активных методов обучения. В основе

метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков воспитанников и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников; определение конечных целей совместных или

индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); применение исследовательских методов —определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление

конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основные принципы реализации проекта:

Принцип системности

Сознательности и активности

Уважение личности ребенка

Комплексного использования методов и приемов

педагогической деятельности

Использование прямого и косвенного педагогического воздействия

Учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей

Интеграции

Преемственности во взаимодействии с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Цели проектной деятельности:

Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную

деятельность детей

Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать

Способствуют развитию творческих способностей детей

Способствуют умению наблюдать

Способствуют умению слушать

Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать

Способствуют развитию мышления

Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно

Развивают воображение

Развивают внимание, речь, память.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство -это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться,

взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным

набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя

в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от

предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Очень легко запомнить и уяснить, что проект

Это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Презентация.

Запомнить просто -пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором

собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных

методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной

деятельности.

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско-творческие:

осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

  • Ролево-игровые:

это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

  • Информационно-практико-ориентированные:

дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

  • Творческие:

как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной

деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника,

Другими признаками классификации являются:

  • Состав участников

(групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

  • Продолжительность

(краткосрочный -несколько занятий, 1-2 недели, средней продолжительности -1-3 месяца, долгосрочный -до 1 года).

Первый шаг-это выбор темы проекта.

Второй шаг-это тематическое планирование по выбранной теме на неделю, где

учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей:

разработки проекта -целеполагание: воспитатель выносит проблему на

обсуждение детям.

работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей.

Презентация.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он -основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребѐнка, которое определяется задачами развития и задачами деятельности детей. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути

разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием

различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и формирует самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Документы для скачивания:


Формат: .jpg