В детстве не обнаруживают отличий от сверстников или проявляется склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных или даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей или неудач. И, наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть то готовые навернуться на глаза слезы, то радостную улыбку.
От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то сплошь состоящим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение кажется то милым и интересным, то скучным и безобразным.
Маломотивированные смены настроения могут создавать у окружающих впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако этих подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты близких переносятся очень тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с теми, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках — защитить, а в минуты подъема — разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании.
Любят компании, новую обстановку, но в отличие от гипертимов ищут в них не поле деятельности, а лишь новые впечатления.
Чуткость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалы и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.
Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка — из дому рвутся, если там «все портит настроение».

Тяга к группированию со сверстниками также изменчива: в хорошие минуты ищут компании, в плохие избегают общений. В группе сверстников на роль вожака никогда не претендуют, охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются информативнокоммуникативным типом; иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно привлекательна, собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения). И увлечения, и уход в группу сверстников могут использоваться как способы улучшить настроение.
Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодифференцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.
Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким подросткам быстро почувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности и неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попытки его утаить.
Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.
«Слабым звеном» в характере данного типа является эмоциональное отвержение со стороны значимых в этом отношении лиц, утрата близких или разлука с теми, к кому были привязаны.
Этот тип акцентуации часто сочетается с гармоничным психофизическим инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью и склонностью к аллергическим заболеваниям.
О с о б е н н о с т и д и н а м и к и лабильной акцентуации отличаются тем, что этот тип является почвой для острых аффективных реакций, реактивных депрессий, а также развития неврозов, особенно неврастении.
С возрастом черты эмоциональной лабильности могут сглаживаться — явная акцентуация переходит в латентную. Иногда в силу того, что вступают в действие какие-то эндогенные механизмы, колебания настроения все более принимают характер коротких фаз — лабильный тип акцентуации превращается в лабильно-циклоидный. Так же, как при гипертимном типе, повторные черепно-мозговые травмы способны превратить эмоциональную лабильность в аффективную («лабильно-эксплозивный тип»), при этом девиация характера обычно достигает патологического уровня — формируется психопатия. При воспитании с детства в атмосфере потворствующей гиперпротекции эмоционально-лабильные субъекты, столкнувшись в подростковом и молодом возрасте с постоянными трудностями социальной адаптации, способны все более приобретать истероидные черты («лабильные истероиды»). Длительная неблагоприятная обстановка с недоброжелательным вниманием со стороны непосредственного окружения может способствовать наслоению сенситивных черт («лабильно-сенситивный тип»). Еще скорее это может быть достигнуто эмоциональным отвержением и третированием со стороны близких. Если эмоциональное отвержение сочетается с гиперпротекцией, то подросток может искать эмоциональные контакты в асоциальных компаниях, и тогда на лабильное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа.

Александр М., 16 лет. С детства часто болел ангинами. Два года назад перенес острый суставный ревматизм — несколько месяцев пролежал в больнице.
Учится удовлетворительно. Окончив 8 классов, поступил в техникум. К родителям очень привязан. Полгода назад от рака умерла его мать — очень тяжело переживал ее смерть, долго плакал. Заставлял себя ходить на занятия, но учиться стало очень тяжело. В это время впервые пришла мысль, что лучше самому умереть («остался жить ради отца»). Поступив в техникум, очень привязался к однокурснице, которая проявила к нему теплое внимание и заботу, влюбился в нее.
Недавно узнал, что отец снова собирается жениться. Был этим ошарашен, умолял отца не делать этого. На другой день услышал от любимой девушки, что у нее давно есть друг, которого она любит и который живет далеко. Почувствовал себя всеми отвергнутым и одиноким. Появилось желание самому «уйти из жизни».
Дома, будучи один, собрал все болеутоляющие и снотворные средства, оставшиеся от матери, принял их, лег и уснул. Вернувшийся отец застал его в бессознательном состоянии.

Из реанимационного центра после дезинтоксикации был переведен в подростковую психиатрическую клинику.
В клинике депрессии не обнаружил. В первые дни был даже несколько эйфоричен. Тепло встретил отца, был обрадован тем, что тот отказался от повторной женитьбы. Просил у него прощения за суицидную попытку.
Во время беседы сперва был насторожен, но, почувствовав теплое отношение, легко вступил в контакт. Обнаружил выраженную эмоциональную лабильность.
В зависимости от темы разговора то едва сдерживал слезы, то радостно улыбался.
При воспоминании о матери расплакался. Критически оценил свой поступок. Ругал себя за «несдержанность». Обеспокоен тем, чтобы о его поступке никто бы не узнал в техникуме, особенно любимая девушка. Волнуется как бы не запустить занятия, так как математика дается с трудом.
Физическое развитие по возрасту.
При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован лабильный тип (без указания на психопатию и склонности к делинквентности). Отмечено отрицательное отношение к алкоголизации. Самооценка — хорошая. По шкале субъективной оценки выступили лабильные и циклоидные черты, достоверно отвергаемых черт не выявлено.

Заключение. Острая интрапунитивная реакция с аффективной суицидной попыткой на фоне явной акцентуации лабильного типа.
Катамнез. Собран через 9 лет. Психически здоров. Окончил техникум. Успешно работает. Повторных суицидных попыток не было. Черты эмоциоиальной лабильности значительно сгладились (переход явной акцентуации в скрытую).

В современной психиатрии имеется множество определений понятия «личность». В нашей стране термин «личность» рассматривается с позиций психологии отношений и определяется как совокупность отношений к окружающему миру, прежде всего социальному, и к самому себе. Значительную роль в этом процессе играют условно-рефлекторные механизмы.

Ядром личности является характер, который в значительной мере обусловливается наследственными задатками, окончательно формируется под влиянием воспитания, но может искажаться при неблагоприятном воздействии различных факторов, таких как хроническая психическая травматизация, органические поражения головного мозга.

1. Преморбидные типы личности

Для диагностики, прогноза и выбора методов психотерапии и реабилитации важна оценка преморбидного типа личности, который подразумевает ее основные черты, тип характера до того, как возникло психическое расстройство. Как правило, данный тип описывается со слов как самого больного, так и его близких, при изложении анамнеза жизни. Одной из наиболее удобных для оценки и систематики типов личности, а также преморбидных черт является классификация немецкого психиатра К. Леонгарда – классификация «акцентуированных личностей». В ее основе лежит понятие акцентуации характера как чрезмерного усиления отдельных его черт, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуированные личности – крайние варианты нормы. В современном обществе к ним можно отнести более половины популяции.

Существуют следующие основные типы акцентуированных личностей.

Гипертимный тип личности отличается, как правило, возвышенным настроением, высоким жизненным тонусом, активностью. Больные тяготятся одиночеством и вынужденным бездельем, но стремятся к самостоятельности и независимости. Такой тип личности обычно характеризуется находчивостью, умением ловчить и изворачиваться.

В то же время больные плохо переносят жесткую дисциплину и регламентированный режим; интересуясь новым, они часто не доводят начатое дело до конца, плохо справляются с работой, требующей усидчивости и аккуратности. Также у данных лиц отмечается склонность к переоценке своих возможностей и способностей, чрезмерный оптимизм в отношении будущего.

Циклоидный, или аффективно-лабильный, тип личности характеризуется сменой периодов подъема периодами спада настроения и тонуса, во время которых у больных отмечаются: вялость, упадок сил, снижение работоспособности, они становятся при этом малообщительными и бездеятельными. Даже самые незначительные неприятности в эти моменты переживаются больными очень тяжело. Достаточно часто между периодами подъема и периодами спада могут быть продолжительные периоды ровного настроения. Продолжительность периодов составляет от нескольких дней до нескольких месяцев.

Эмоционально-лабильный тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, смена которого происходит даже по любому поводу.

В жизненном плане таких больных от настроения зависит практически все: самочувствие, работоспособность, общительность и отношение к окружающим. Лица с эмоционально-лабильным типом личности тяжело переживают неприятности, склонны к невротическим реакциям, искренне привязываясь к тем, от кого видят заботу и внимание, нуждаются в эмоциональных контактах и сопереживании.

Сенситивный (тревожный, боязливый) тип личности отличается большой впечатлительностью, чувством собственной неполноценности. Как правило, такие люди среди посторонних или в незнакомой обстановке робки и застенчивы, общительны с теми, к кому привыкли.

У больных до чрезвычайности развито чувство долга, ответственности. Замечая в себе множество недостатков, пытаются их перебороть, самоутверждаясь не там, где могут выявиться их действительные способности, а в той области, где они слабы, стараются преодолеть робость и застенчивость, занимая общественные посты.

Как правило, тревожность и взволнованность вызываются опасением произвести неблагоприятное впечатление на других людей, тяжело переживается недоброжелательное отношение к себе.

Психастенический (педантичный) тип личности сочетает в себе склонность к рассуждательству, нерешительность с тревожной мнительностью в виде опасений за свое будущее и будущее близких. Такие лица живут с мыслью, что если не уклоняться от заведенного порядка или намеченного плана, то ничего плохого не случится. Когда решение уже принято, нерешительность сочетается с нетерпеливостью. Больные склонны к самоанализу, тяжелой нагрузкой для них является ответственность, особенно когда приходится отвечать не только за себя, но и за других.

Шизоидный (интровертированный) тип личности характеризуется замкнутостью, формальные контакты, как правило, не затруднены, зато непосильной задачей часто оказываются эмоциональные контакты. Замкнутость, сочетаясь с внешней сдержанностью и холодностью, проявляется в неумении откликнуться на радость, печаль или опасения другого человека, в недостатке сопереживания. Также у такого типа лиц сильно снижена интуиция, что проявляется в невозможности догадаться о невысказанных вслух желаниях других людей, почувствовать симпатию или неприязненное отношение к себе.

Как правило, такие больные живут внутренним миром, заполненным увлечениями и фантазиями, которые отличаются необычностью, силой и постоянством, больные фантазируют про себя, с другими своими фантазиями не делятся.

Эпилептоидный (возбудимый) тип личности обычно отличается склонностью к коротким периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. В такие периоды часто проявляется аффективная взрывчатость, в состоянии которой больные могут доходить до безудержной ярости.

У больных очень сильно развиты инстинкты, особенно сексуальное влечение, которое сочетается с сильной ревностью, а иногда с садистскими и мазохистскими наклонностями. По отношению к окружающим их людям пациенты проявляют властность. Все поведение отличается тяжеловесностью, тугоподвижностью, инертностью. Мелочная аккуратность, обязательное соблюдение правил, педантизм зачастую сочетаются с бережливостью, расчетливостью и злопамятностью.

Истероидный (демонстративный) тип личности обращает на себя внимание ненасытной жаждой власти, стремлением быть в центре внимания. Для достижения таких целей больные проявляют лживость и фантазирование, наигранно-преувеличенную экспрессию эмоций, склонность к рисовке и позерству, чрезмерную драматизацию событий. Зачастую прекрасные актерские способности позволяют вживаться в придуманную роль, вводя в заблуждение доверчивых людей. Внушаемость у таких лиц избирательна и распространяется лишь на то, что способно привлечь внимание других.

Неустойчивый тип личности характеризуется постоянной повышенной тягой к удовольствиям, праздности, безделью, стремлением уклониться от любого труда, исполнения обязанностей и долга. Такие люди живут сегодняшним днем, никаких долгосрочных целей перед собой не ставят, настоящих привязанностей ни к кому не испытывают (даже к родным), стараются ни в кого не влюбляться, так как сексуальная жизнь служит лишь одним из путей к получению удовольствия. Как правило, больных привлекают любые асоциальные компании, нестандартные развлечения, однако трусливость и сниженная инициативность обрекают их на подчиненную роль. Стараясь убежать от трудностей, неприятностей и испытаний, они часто начинают злоупотреблять спиртными напитками и другими дурманящими веществами.

Весьма распространены смешанные типы, являющиеся промежуточными, в которых прослеживаются черты двух типов.

2. Расстройства личности

Расстройства личности (психопатии) – патологические характеры, могут быть конституциональными, наследственно обусловленными или вырабатывающимися вследствие продолжительного, особо неблагоприятного влияния среды, как правило, в детстве.

Особую группу составляет патологическое развитие личности, обусловленное тяжелыми физическими дефектами, такими как слепота, глухота, врожденные параличи. Зачастую личностные дефекты появляются после тяжелых психических заболеваний, органических поражений головного мозга.

Клинические варианты психопатий. Существуют различные классификации психопатий. В данной книге представлена классификация, включающая наиболее признанные клинической практикой варианты психопатий.

Клинические варианты психопатий:

1) астеническая;

2) психопатия тревожно-мнительного типа;

3) психастеническая;

4) шизоидная;

5) неустойчивая;

6) истерическая;

7) эксплозивная;

8) эпилептоидная;

9) паранойяльная;

10) мозаичная (недифференцированная).

Для лиц с астенической психопатией характерна склонность к перекладыванию ответственности с себя на других. Настроение у таких людей неустойчивое, отличается преобладанием пессимистических реакций и слезливости. Помимо этого, они плохо переносят умственное и физическое напряжение, а также различные раздражители, например яркий свет и шум, избегают каких-либо дополнительных нагрузок. Довольно часто без видимых оснований лица с астенической психопатией чувствуют себя усталыми и бессильными. Пациенты отличаются ранимостью и повышенной чувствительностью к обидам. При возникновении сложных ситуаций они занимают пассивно-оборонительное положение. Как правило, лицам с астеническим типом телесной конституции и вегетативной лабильностью свойственно возникновение астенической психопатии, которая протекает в сочетании с артериальной гипотонией, вегетативными дисфункциями и респираторными инфекциями.

Психопатия тревожно-мнительного типа характеризуется постоянным чувством внутреннего напряжения и тревоги, застенчивостью и чувством собственной неполноценности, неуверенности в себе, постоянными стремлениями понравиться и быть хорошим для других людей, хотят быть другими людьми, а также болезненной чувствительностью к критике со стороны. Двумя главными чертами таких больных являются большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Видя в себе множество недостатков, зачастую страшатся быть осмеянными и подвергнутыми осуждению окружающих.

Больные склонны к депрессивным реакциям, во время которых могут осуществить суицидальную попытку или совершают неожиданные отчаянные поступки, приводящие к тяжким последствиям, вплоть до нанесения увечий или убийств своих обидчиков.

Психастеническая психопатия характеризуется нерешительностью, терзающими сомнениями, излишней предусмотрительностью в отношении возможно опасных или неприятных для себя событий, стремлением всегда достигать наивысших результатов, все сделать лучшим, крайней озабоченностью в пустяковых вещах, чрезвычайной совестливостью, скрупулезностью, мешающими испытывать удовольствие, педантизмом и соблюдением условностей с ограниченной способностью выражать теплые чувства. Как правило, данный тип психопатии проявляется с детства, усиливаясь при самостоятельной жизни.

Шизоидная психопатия отличается такими особенностями личности: неспособностью переживать наслаждения, эмоциональной холодностью, слабой реакцией на похвалу и порицания, сниженным интересом к сексуальному общению с противоположным полом, склонностью к фантазированию про себя, погружению во внутренний мир, недостатком доверительных контактов, трудностью понимания и усвоения общепринятых норм поведения.

Характерной особенностью является замкнутость. Как правило, такие лица живут своими интересами и увлечениями (хобби), в которых могут добиваться уникальных успехов.

Для неустойчивой психопатии характерны следующие признаки: пренебрежение чувствами окружающих, безответственность и игнорирование социальных норм, правил и обязанностей, неспособность поддерживать устойчивые отношения с другими, невозможность достигнуть желаемого, вспышки агрессии и жестокости, отсутствие чувства вины, склонность во всем обвинять других и жаловаться на неудачи, повышенная раздражительность.

Наиболее выраженной чертой служит постоянная жажда легких развлечений и наслаждений, уклонение от всякого труда, учебы, выполнения любых обязанностей (как общественных, так и семейных). Больных с детского возраста тянет к асоциальным компаниям, алкоголю, наркотикам. В зрелом возрасте сексуальная жизнь служит источником наслаждений. Они способны влюбляться и привязываться к близким и друзьям, живут только настоящим, слабовольны и трусливы, плохо переносят одиночество, не способны сами чем-нибудь занять себя.

Истерическая психопатия диагностируется при наличии склонности к самодраматизации, театрального поведения, преувеличения в выражении эмоций, а также внушаемости, легкой податливости, эгоцентричности со стремлением не считаться с интересами других, постоянного желания быть оцененным и находится в центре внимания окружающих его людей. Последняя черта характера является наиболее яркой.

Эксплозивная (возбудимая) психопатия характеризуется чрезмерной возбудимостью, импульсивностью, взрывчатостью, конфликтностью, вплоть до злобности и агрессивности.

Больные вступают в конфликты с окружающими их людьми по самым незначительным поводам, не считаясь с ситуацией, плохо контролируют поведение, в ссорах часто переходят на крик, брань, не соизмеряя собственные силы и физические возможности соперника, могут устроить драку. Медленно продвигаются по службе, так как вступают в открытые конфликты как с подчиненными, так и с начальством, наживают себе множество врагов. С близкими родственниками ведут себя крайне жестоко, прибегают к рукоприкладству, подвергают телесным наказаниям детей. Настроение изменяется без видимой причины, временами приобретая дисфорическую окраску.

Эпилептоидная психопатия характеризуется периодическим возникновением состояния дисфории, т. е. мрачно-злобного настроения, во время которого больные ищут, на ком бы сорвать накопившееся зло, и которое длится от нескольких часов до нескольких дней. Такому состоянию предшествует постепенное закипание подавляемого раздражения.

В состоянии аффекта способны наносить окружающим тяжкие повреждения. Часто садистско-мазохистские наклонности проявляются в том, что больные получают удовольствие, мучая, изощренно издеваясь или жестоко избивая слабых, беззащитных, неспособных дать отпор. Могут получать наслаждение, причиняя себе боль порезами или ожогами от горящих сигарет, любят напиваться до бесчувствия.

Попытки совершить самоубийство могут быть демонстративными с целью кого-то шантажировать ими или с действительным намерением покончить с собой во время дисфории. По отношению к начальству нередко льстивы и угодливы, умеют заставлять подчиненных выполнять распоряжения руководства любой ценой, все дела содержат в идеальном порядке, порой успешно продвигаясь по служебной лестнице.

Паранойяльная психопатия отличается чрезмерной чувствительностью больных к неудовлетворению своих претензий, злопамятностью, которая не позволяет прощать оскорбления, обиды и нанесение ущерба, подозрительностью и стремлением искажать действия других, представляя их как зловредные, склонностью к патологической ревности, повышенной самоуверенностью, ощущением собственной важности, мыслями, что все находятся в заговоре против них.

Характерной особенностью данного типа является убежденность в своем превосходстве над окружающими, уверенность в важности того, чем они заняты. Больные всегда хотят, чтобы все делалось так, как они считают нужным. Стремясь к власти и лидерству, обычно собирают вокруг себя людей, недовольных своим положением. Не получая признания своих деяний и удовлетворения требований, озлобляются, всюду видят врагов и завистников. Изощренно и даже жестоко преследуют своих мнимых противников и действительных врагов.

Эмот ивно - лабильный тип личности

Разные ученые по-разному определяют э мот ивно - лабильный тип личности. Так, К. Леонгард называет их эмотивными личностями, А.Е. Личко лабильным типом, а П.Б. Ганушкин - эмотивно- лабильными, или реактивно-лабильными. Основной характерной чертой этого типа является крайняя изменчивость и неустойчивость настроения. Это так называемые люди настроения.

От того, какое у них настроение в данный момент, зависит их восприятие мира. Это люди очень чувствительные, впечатлительные и мягкосердечные. Такие качества часто придают им вид хрупкого, нежного, иногда наивного создания. По большей части в молодости это открытые, веселые, несколько даже простодушные и наивные люди, однако на окружающих могут производить впечатление недотрог и капризных людей.

Любая, даже небольшая, неприятность приводит их в уныние и омрачает их душевное состояние, хотя и ненадолго. Любое радостное сообщение может вывести их из этого состояния и сделать жизнерадостными и веселыми. В зрелом возрасте и к старости общий фон настроения все чаще становится более печальным. Со стороны может показаться, что настроение таких людей меняется беспричинно, но это не так.

Просто на события, являющиеся для других людей малозначительными, эмотивные личности реагируют сменой настроения. Это может быть и плохая погода, и нечаянно сказанное слово, пришедшие в голову печальные воспоминания, увиденная грязь или бездомная собака или кошка. Это может быть малозаметное событие, так что иногда сам человек не может дать отчет, почему у нее испортилось настроение и стало тоскливо.

Эмотивных людей можно отличить по внешним проявлениям. Обычно видно, что их глубоко захватывают события. Когда они смотрят фильм с драматическим сюжетом или читают книгу с печальным концом, то легко могут расплакаться. Слезами могут сопровождаться также печальные рассказы, какие-либо грустные события или истории.

Внешняя легкость появления эмоций и их проявлений может создать ошибочное мнение об этих людях как о поверхностных и легкомысленных. Но это не так. Они способны на глубокие чувства, их дружба верна, они очень преданны. В отношении с близкими и родными это Прекрасные родители, мужья, жены, они проявляют истинную любовь и заботу по отношению ко всем. Хотя такие отношения могут нарушаться ссорами и обидами, Но так уж устроены эти люди, без этого они не могут Жить.

Эмотивные люди очень чувствительны к мнению окружающих. Любое порицание, замечание, выговор или просто резко сказанное слово приводит их в уныние, заставляет переживать и, наоборот, хвалебное слово, благодарность, знаки внимания, поощрение приводят в радостное, приподнятое настроение и повышают самооценку.

Сильные душевные потрясения могут оказать на таких людей глубокое воздействие и привести к реактивной депрессии, и тогда они теряют способность к сопротивлению, что может привести к попытке самоубийства.

Эти люди обычно выбирают профессии, которые предполагают тонкое понимание человеческих эмоций: поэт, писатель, артист, художник и т. п.

Итак, эмотивной личности присущи такие черты, которые направлены на окружающих и привлекают их - эмоциональность, мягкосердечность, альтруизм, сострадание, жалость, сопереживание, добросердечность, чувство долга и обязательность, доброжелательность, эмоциональное понимание внутреннего мира собеседника.

Но в то же время в их характерах есть черты, которые создают дискомфорт во взаимоотношениях и являются причиной конфликтов. Это крайняя впечатлительность, слезливость, необходимость «оранжерейного» к ним отношения, неумение отстаивать свои интересы.

Вам, уважаемые посетители сайта онлайн психолога сайт , предлагается пройти онлайн тест «Кто ты по жизни» и узнать кто вы — Успешник (3 степени — «Принц» («Принцесса»); «Благополучник» «Счастливчик»;); Посредственность («Золотая середина общества» — «Везунчик», «Покрайнемерщик», «Коекакер») или Лузер («Невезунчик», «Неудачник», «Лягушка (Гусыня)» — всего 9 вариантов, кто ты есть по жизни.

Конечно, многие бы хотели быть по жизни «Успешниками 1-ой степени («Принцем» или «Принцессой»), т.е. человеком, который легко, без напрягов добивается своих целей, практически всегда в хорошем настроении, не болеет и имеет все, что ему необходимо, по сути — все, что захочет.

Однако большинство людей являются «Посредственностями» той или иной степени («Везунчик», «Покрайнемерщик» и «Коекакер»). Также, не мало народу, особенно в последнее время, услышав вопрос — Кто ты по жизни — откровенно могут объявить себя «Лузерами» различных степеней («Невезунчик», «Неудачник» и «Лягушка» («Гусыня») — последний, это абсолютный лузер.

Для всех желающих измениться и стать по жизни на более высокую ступень, нежели сейчас, и в последствии подняться еще выше, организован индивидуальный психологический онлайн курс: «Из Лягушек в Принцы» — ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС (или на предварительную бесплатную консультацию 18+)

Суть персонажей в тесте «Кто ты по жизни»: Успешники (Принц, Благополучник, Счастливчик), Посредственности (Везунчик, Покрайнемерщик, Коекакер), Лузеры (Невезунчик, Неудачник, Лягушка)

В представленном вам онлайн тесте «Кто ты по жизни» используются условные понятия (персонажи) — всего 9, по три уровня благополучия-неудачливости на, собственно, три основных жизненных бессознательных установки, которые характеризуют тип, стиль жизни, сценарий и судьбу каждого отдельного человека: Успешник, Посредственность и Лузер.


Успешник по жизни имеет, как уже было сказано выше, три уровня благополучия:
  1. Принц или принцесса — человек, который свободен от сценария (не запрограммирован), он спонтанен, имеет много друзей, хорошие взаимоотношения с близкими и в социуме, он берет ответственность за свои мысли, чувства и поведение на себя, сам строит свою жизнь и судьбу.
    Успешник 1-ой степени не склонен к стрессам, депрессии, вообще к психосоматическим заболеваниям, он всегда достигает поставленных целей, мало того, он достигает их непринужденно, как бы вовсе не напрягаясь. У него широкое мировоззрение, он не мыслит стереотипами и не питает иллюзий. Он живет настоящим, заботясь о будущем и не забывая прошлого.

    Он талант или гений, легко и свободно достигающий незаурядных результатов. Гениями рождаются, и каждый человек рожден гением. К сожалению, только единицы знают, в какой области они гениальны.

  2. Благополучник — человек одаренный, достигающий результата трудом, на базе природных предпосылок, он направляет свои усилия на то, чтобы стать кем-то, достичь желаемого результата, или на то, чтобы получать согласно своим достижениям, своему вкладу. Благополучник достигает результата с одной или двух попыток, осторожно и оправданно рискуя и контролируя ситуацию. Ему часто везет.
  3. Счастливчик — человек способный, достигающий результата путем длительного развития своих способностей, ориентирован на то, чтобы владеть, накапливать, иметь. «Счастливчик живет в мире, где правят «надо» и «должен» и остается немного места для «могу» и «хочу», он достигает результата часто после многих попыток, и лишь иногда ему везет, рискует с большой оглядкой и по мелочам. Он может легко спрыгнуть в посредственность, а иногда и в лузеры. Временами терпит поражение, впадает в уныние.

Посредственность по жизни («Золотая середина общества») также имеет три степени удачливости-неудачливости:

  1. Везунчик — такому человеку порой везет в жизни, и он бывает недалеко от Счастливчика — т.е. при желании может перейти на ступень выше, в район успешников. Хотя также легко может вернуться назад.
  2. Покрайнемерщик — имеет девиз: «По крайней мере я чего-то имею (достиг)»…
  3. Коекакер — его сущность кое как сводить концы с концами…

Лузер по жизни — 3 уровня неудачливости:

  1. Невезунчик — человек, который все же пытается что-то делать в жизни, но из-за внутренних установок и отношения к себе, другим и миру, ему не очень то везет…
  2. Неудачник — чего-то хочет, по типу хорошо бы…но кроме разговоров с сослагательным наклонением, не видно никаких реальных дел. Подсознательно ожидает чуда, хочет иметь все нахаляву, при этом не желает ударить пальцем о палец…
  3. Лягушка или Гусыня — абсолютный лузер, который вроде ничего и не хочет, ни к чему не стремиться…так, «коптит» небо, прожигая свою жизнь… Зачастую может причинить вред не только себе, но и окружающим его людям… От таких обычно держатся подальше…

Итак, пройти тест и узнать кто ты по жизни

На предложенные утверждения теста быстро выбери один из семи вариантов ответа.
Если хочешь получить достоверный результат и точно определить кто ты по жизни из 9 уровней, то «не зависай» над вопросами, отвечай мгновенно, то что первое придет в голову.

Имейте ввиду, что тест «Кто ты по жизни» — это терапевтический опросник, т.е. он предназначен для последующей онлайн психотерапии , психоанализа (трансактного анализа), а также для самоанализа и самотерапии, с целью изменить сценарий жизни и подняться хотя бы на одну ступень выше (с перспективой дальнейшего роста, конечно…)

Начинаем с фразы: «ПО ЖИЗНИ Я…» — далее утверждение опросника…(и как можно меньше выбирать «Неопределенно»)

Классификация четырёх «Я» человека.

Образ «я».

Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа , который создаёт внутренний диалог и становится активным в уме. И тогда человек, как во сне , действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры ». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.

Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я » и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший », а его поведение показывает отклонение от этого правила, то включается внутренний обвинитель и судья, придумывающий наказание за это. Чтобы казаться хорошим и производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен «вести себя порядочно и прилично», пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие ». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.

Истинное Я

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.

Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я », неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома. Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас.

Мы и есть эта Жизнь и всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная . Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

Индивидуальное «Я»

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.

Это «Я» и есть сознание Жизни в организме , живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть ». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы .

На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств , сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.

Индивидуальность – это встреча с самим собой , вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего, «жить по – настоящему », ощущать «правильность» своего жизненного пути.

Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность . То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

Личное «Я»

Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.

Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека , возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.

Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью . И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня – человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной Личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.

Уровни «Я» сознания

Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я».

  • На уровне ума – «Я» воспринимается в виде мысленного образа.
  • На уровне тела – «Я» ощущается как своя индивидуальность.
  • На уровне души – «Я» переживается как личность.
  • И на уровне духа – «Я» проживается как бытие.

Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я». Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявляется и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» – это самосознание Жизни как Субъекта личности.

Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке это не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём.

«Я» – это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни – Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком . А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).

@ Сергей Гейзер