История

Абхазия-одно из древнейших государств Кавказа. В IV-V веках н.э.в Абхазии распространяется христианство из Византии, Абхазия имела тесные связи с Византийской империей. Несмотря на то,что и в древнейшее время эта территория была заселена предками абхазов,многие племена зихов переселялись с черноморского побережья Северного Кавказа в пределы современной Абхазии в VIII веке н.э.

Територия нынешней Западной Грузии в древнейшие времена называлась Колхида, с VIII века – Абхазия, а с XI века – Имерети, Аргвети (нынешняя Земо Имерети), Самокалако (окрестности Кутаиси и Имеретская равнина) и Одиши, т. е. Мегрелия. К северо-западу от Анакопии начиналась Абхазия, затем – Джикети. К югу от Одиши находились Гурия и Аджария.

Во второй половине VIII века абхазский эристав Леон II воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар распространил свою власть на всю Колхиду. Поскольку Леон II и его предки были абхазскими эриставами, правитель вновь созданного царства принял титул абхазского царя. Столицей царства был город Кутаиси. Леон разделил царство на эриставства. Абхазское царство сначала же было строго централизованным государством. Его цари активно боролись за расширение своих владний и достигли определенных результатов. Находящиеся в Западной Грузии епархии подчинялись Константинопольскому патриарху. Благодаря большим усилиям абхазских царей на рубеже IX–X веков епископства расположеные на территории современной Западной Грузии подчинились мцхетскому католикосу.

Впоследствии Абхазское царство было присоединено к Грузии. После распада Средневековой Грузии, Абхазия снова стала независимым княжеством под властью династии Чачба (Шервашидзе).

Далее, в XVII-XVIII веках в регионе появляются турки, укрепляясь в крепости Сухум-кале. Малонаселённая Абхазия того времени(из-за скудности почвы) всё же насчитывала гораздо большее абхазское население, нежели сейчас.

В Абхазии положение особенно осложнилось после начала русско-турецкой войны (1806 г.) В 1808 году подстрекаемый турками, Аслан-бег убил отца – Келеш-бега и объявил себя мтаваром Абхазии. Сафар-бег (Георгий) бежал в Мегрелию и попросил помощи у России. В 1810 году император России признал Сафар-бега (Георгия) мтаваром Абхазии и принял его в свое подданство. В том же 1810 году части российской армии заняли Сухуми. Абхазским мтаваром был объявлен Сафар-бег (Георгий) Шервашидзе. В фамильном роде Шервашидзе, так же, как и среди населения Абхазии, протурецкие и прорусские силы противостояли друг другу и после 1810 года. Во время Кавказской войны 1817-64 более половины апсуа переселилось в Турцию и на Ближний Восток, где сохранились группы гумцев и цебельдинцев.

После революции 1917 г. Абхазия стала одним из субъектов независимой и небольшевистской Горской Республики. Спустя короткий промежуток времени, была занята войсками Демократической Республики Грузия. А с установлением Советской власти была создана отдельная Абхазская ССР в составе Закавказской СФСР, что было подтверждено в абхазской конституции 1925 года. Однако в 1931 году Абхазия была включена в состав Грузии на правах АССР, и с утроенной силой продолжился процесс заселения грузинами, преимущественно из Восточной Грузии.

Политика заселения Абхазии этническими грузинами, проводимая руководством Грузии, привела к тому, что по последней Всесоюзной переписи (1989г.) абхазы на своей Родине стали меньшинством 17%(93,3 тыс. чел.), а грузины составляли уже 45%(243 тыс. чел.). С развалом СССР грузинское руководство ликвидировало автономию, что привело к возникновению вооруженного конфликта , в результате которого Абхазию в массовом порядке покинули этнические грузины.

Общество

В дореволюционном абхазском обществе присутствовали следующие сословия : знать, дворянство , крестьяне (земледельческое население) и пастухи . При утверждении русской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Чачба , княжеских фамилий.

К началу XX в. различия между западными (бзыбскими, или гудаутскими) и восточными (абжуйскими, или очамчирскими) абхазами стираются. Сохраняют значение экзогамные фамильно-родственные объединения (абипара). В 1980-е гг. формируется этнополитическое движение, в 1989 возникает Народный фронт «Айдгылара».

Абхазские негры

Культура

Традиционная культура типична для народов Кавказа. В традиционном искусстве развиты ковроделие, плетение узорных поясов, вышивка (в том числе золотыми и серебряными нитями), гравировка и инкрустация по металлу, резьба и инкрустация по дереву и др.

Музыкальный фольклор

Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому . Характерны нартский эпос , исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоу и ацунух ; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар ); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке лемма Ажвейпшаа); бытовые песни и пляски.

Специфическая особенность песен абхазов - большое количество асемантических слов и междометий.

Знаменитые абхазы

  • Георгий Гулиа
  • Евстафий Апсилский
  • Рауф Ашхарауа

См. также

  • Ардзинба, Владислав Григорьевич - первый президент Республики Абхазия

Литература

  • Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Сухуми, 1965.
  • Хашба М. Абхазские народные музыкальные инструменты. Сухуми, 1967.
  • Хашба М. Жанры абхазской народной музыки. Сухуми, 1983.
  • Hewitt B.G. (ed.). The Abkhazians. A Handbook. London: Curzon Press, 1999.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Этнические группы Происхождение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Наиболее распространённые религии - православие (с VI века) и ислам суннитского толка (с XV века).

История

Этногенез

По этногенезу абхазов, как писал Инал-Ипа, существует несколько точек зрения: южная (малоазийская), северная (северокавказская) и местная (автохтонная) . Согласно другим изданием в этногенезе абхазского народа можно выделить три подхода: автохтонный, миграционный и взаимодействие двух вышеназванных . К сторонникам автохтонной версии относились А. В. Фадеев, Л. И. Лавров и другие. Последний выдвинул «киммерийскую» гипотезу происхождения абхазо-адыгских народов, в соответствии с которой в доскифское время их предки входили в киммерийский союз племён (ахеи, зихи, гениохи и.т.д.) и занимали территорию Северо-Западного Кавказа . Л. Лавров считал, что не все киммерийцы были вытеснены скифами, что часть из них, включая ахеев, зихов, продолжали обитать на Западном Кавказе. Он писал: «Так как эти племена являются несомненными предками нынешних абхазов, абазин, адыгейцев и кабардинцев, то эти последние четыре народа имеют основания выводить своё происхождение от восточной части киммерийских племён» . Эта гипотеза позднее была поддержана Н. Л. Членовым и С. Х. Хотко . Концепция автохтонности развивалась в 1970-1980-х гг. в работах Инал-Ипа. Согласно его точке зрения ещё, по крайне мере в III веке до н. э., абхазо-адыгский этнокультурный массив сплошной полосой занимал всё восточной побережье Чёрного моря . Сомнения иного мнения придерживался Кисслинг, считавший, что черноморское побережье Кавказа было населено грузинскими племенами, поскольку керкеты, ахейцы и гениохи, по его мнению, были картвельского происхождения .

Миграционная концепция имеет несколько версий происхождения абхазов. Согласно эфиопо-египетской гипотезе древние колхи с абхазами переселились на Кавказ из северо-восточной Африки. По другой версии абхазы - выходцы из Северного Кавказа, но поскольку данная точка зрения не соответствует археологическим и письменным источникам, то она была подвергнута критике . Какое-то время к этой версии склонялся академик И. А. Джавахишвили (но в целом он и акад С. Н. Джанашиа были сторонниками того, что продвижения как абхазо-адыгских, так и грузинских племён шло с юга на север) . Ещё одна гипотеза заключается в том, что предки абхазов вышли из Малой Азии и непосредственно примыкающей к ней районо юго-западного Кавказа .

Согласно смешанной концепции З. В. Анчабадзе, базирующейся на археологических выводах Л. Н. Соловьёва, в результате взаимодействия местного автохтонного кавказского субстрата и пришлого, мигрировавшего сюда мелоазийского суперстрата примерно в III века сформировалось ядро абхазского этноса .

Дальнейшая история

Территория нынешней Абхазии и Западной Грузии в древнейшие времена, по свидетельствам античных историков, была известна под названием Колхида , которую населяли многочисленные абхазские (саниги , абазги , апсилы и мисимяне), а также грузинские племена (лазы).

Во второй половине VIII века абхазский базилевс Леон II воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар распространил свою власть на всю Колхиду. Поскольку Леон II и его предки были абхазскими эриставами, правитель вновь созданного царства принял титул абхазского царя. Столицей царства был город Кутаиси. Леон разделил царство на эриставства. Абхазское же царство с самого начала было строго централизованным государством. Его цари активно боролись за расширение своих владений и достигли определенных результатов. Находящиеся в Западной Грузии епархии подчинялись Константинопольскому патриарху. Благодаря большим усилиям абхазских царей на рубеже IX-X веков епископства расположенные на территории современной Западной Грузии подчинились мцхетскому католикосу.

Впоследствии Абхазское царство было присоединено к Грузии. После распада Средневековой Грузии Абхазия снова стала независимым княжеством под властью династии Чачба (Шервашидзе).

Далее, в XVII-XVIII веках в регионе появляются турки, укрепляясь в крепости Сухум-кале. Малонаселённая Абхазия того времени (из-за скудности почвы) всё же насчитывала гораздо большее абхазское население, нежели сейчас.

В Абхазии положение особенно осложнилось после начала русско-турецкой войны (1806 г.) В 1808 году подстрекаемый турками, Аслан-бей убил отца - Келеш-бея (одна из версий, по другой, его убили по приказу мегрельской княжны Нины Дадиани, о чём свидетельствует в частности, В. И. Стражев (1879-1950) - не только поэт, литератор, но археолог и историк.) и объявил себя мтаваром Абхазии. Сафар-бей (Георгий) бежал в Мегрелию и попросил помощи у России. В 1810 году император России признал Сафар-бея (Георгия) мтаваром Абхазии и принял его в своё подданство. В том же 1810 году части российской армии заняли Сухуми. Абхазским мтаваром был объявлен Сафар-бей (Георгий) Шервашидзе. В фамильном роде Шервашидзе, так же, как и среди населения Абхазии, протурецкие и прорусские силы противостояли друг другу и после 1810 года. Во время Кавказской войны 1817-64 более половины абхазцев были переселены в Турцию и на Ближний Восток, где сохранились группы гумцев и цебельдинцев.

После революции 1917 г. Абхазия стала одним из субъектов независимой и небольшевистской Горской Республики. Спустя короткий промежуток времени была занята войсками Демократической Республики Грузия. После установления Советской власти была создана отдельная Абхазская ССР в составе Закавказской СФСР, что было подтверждено в абхазской конституции 1925 года. Однако в 1931 году Абхазия была включена в состав Грузии на правах АССР, и продолжился интенсивный процесс заселения её территории грузинами, преимущественно из Восточной Грузии.

Политика заселения Абхазии этническими грузинами, проводимая руководством Грузии, привела к тому, что по последней Всесоюзной переписи (1989 г.) абхазы на своей Родине стали меньшинством 17 % (93,3 тыс. чел.), а грузины составляли уже 45 % (243 тыс. чел.). После прекращения существования СССР грузинское руководство ликвидировало автономию, что привело к возникновению вооруженного конфликта , в результате которого Абхазию в массовом порядке покинули этнические грузины.

Этнографические группы

Абхазский народ издревле подразделяется на ряд этно-территориальных групп, отличающихся особенностями языка, элементами культуры, а также локальным самосознанием.

  • Абжуйцы - проживают между реками Кодор и Охурей . Составляют большую часть населения Очамчирского района
  • Аибга - до махаджирства населяли верховья ныне пограничной реки Псоу
  • Ахчипсы - до 1864 года жили в верховьях реки Мзымта в районе современного курорта Красная Поляна . В настоящее время компактно расселены в 17 селениях на северо-западе Турции;
  • Бзыпцы - проживают между Гагрой и рекой Шицкуара . Основное население Гудаутсткого района Абхазии. Многочисленны также среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Члоуцы Кодор и Охурей . Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Джгердинцы - до 1864 года составляли меньшинство в населения проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей . Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Гумцы - коренное население Центральной Абхазии. До 1877 года проживали между реками Щиквара и Кодор . Почти полностью были выселены в Турцию, где живут и поныне. В Абхазии остались отдельные малочисленные группы;
  • Псхувцы - до 1864 года проживали в верхнем течении реки Бзып (Бзыбь) . В настоящее время живут в Турции;
  • Садзы - в настоящее время проживают на территории Турции, а также в Аджарии. До махаджирства населяли Западную Абхазию, территорию между рекой Сочи и Гагрой ;
  • Самурзаканцы - коренное население исторического Самурзакана . В XIX-XX веках большая часть была омегрелена. Абхазы-самурзаканцы в настоящее время представляют немногочисленную группу, компактно проживающую в сёлах Агубедиа и частично Чхуартал Ткуарчалского района , а также в селе Река Очамчырского района .
  • Цабальцы - до махаджирства Кодор . Полностью выселены в Турцию, где компактно расселены в 17 селениях;
  • Дальцы - до махаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор . Полностью выселены в Турцию;
  • Цвыджи - компактно расселены в 3 сёлах в Турции. До 1864 года проживали на Кавказе , в среднем течении реки Мзымта и по её правому притоку Чвежипсе . Говорят на варианте садзского диалекта, однако садзами себя не считают;

Общество

110x125px 110x125px 110x125px
Владислав Ардзинба Рауф Орбай Дмитрий Гулиа Фазиль Искандер
110x125px 110x125px 110x125px
Али бей Баграт Шинкуба Нестор Лакоба Харейддин Паша

В дореволюционном абхазском обществе присутствовали следующие сословия : знать, дворянство , крестьяне (земледельческое население) и пастухи . При утверждении российской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Чачба , княжеских фамилий.

К началу XX век различия между западными (бзыбскими, или гудаутскими) и восточными (абжуйскими, или очамчирскими) абхазами стираются. Сохраняют значение экзогамные фамильно-родственные объединения (абипара). В 1980-е годы формируется этнополитическое движение, в 1989 возникает Народный фронт «Айдгылара».

Абхазские негры

Абхазы носили кинжалы типа - Кама (кинжал) , либо типа - Бебут , которые ко всему прочему имели функции оберега , использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.

Абхазы всегда при себе имели небольшой нож , который мог использоваться в бытовых целях, для забития коз и коров, разделки мяса (абхазы не рубили тушу животного, а искусно расчленяли её по суставам на 64 годных к употреблению «доли мяса», каждая доля имеет собственное название, и ей приписывается строго определенный «статус» при угощении гостей), изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных дел как дома, так и в горах.

Фольклор

Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому . Характерны нартский эпос , исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоу и ацунух ; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар ); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке лемма Ажвейпшаа); бытовые песни и пляски.

Специфическая особенность песен абхазов - большое количество асемантических слов и междометий.

См. также

Напишите отзыв о статье "Абхазы"

Примечания

  1. Справочник «Этнолог: Языки мира» . (англ.) . Проверено 11 июля 2011. .
  2. . Проверено 24 декабря 2009. .
  3. :
  4. Государственный комитет статистики Украины. Всеукраинская перепись населения 2001 года. . Проверено 11 июля 2011. .
  5. , с. 74.
  6. , с. 57.
  7. , с. 75.
  8. , с. 77.
  9. , с. 58.
  10. (рус.) , База данных "Лабиринт.
  11. . Лентапедия . .
  12. . Герои страны . .
  13. . Герои страны . .
  14. проф. П.Аггеев , проф. Е.Андреева-Галанина , проф. В.Башенин и др. Книга о здоровье / ред. член-корр. АМН СССР Д.А.Жданова. - Москва: Медгиз, 1959. - С. 349. - 448 с. - 150 000 экз.

Литература

  • Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Сухуми, 1965.
  • Хашба М. Абхазские народные музыкальные инструменты. Сухуми, 1967.
  • Хашба М. Жанры абхазской народной музыки. Сухуми, 1983.
  • Hewitt B.G. (ed.). The Abkhazians. A Handbook. London: Curzon Press, 1999.
  • Абхазы. - М .: Наука, 2007.
  • Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы (историко-этнографические очерки). - Алашара, 1965.
  • Абхазы // Сибирь. Атлас Азиатской России. - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3.
  • Абхазы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография , 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8.
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3.
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 364
  • Schnirelmann, Victor (2002), "", Journal of Contemporary Religion ( : WLU) . - Т. 17 (2), .