Выдвинутая Мартином Лютером концепция «внутренней» свободы вызвала бурную дискуссию в интеллектуальных кругах Европы. И действительно, трудно отделаться от мысли, что призыв Лютера примириться с фактической («светской») несправедливостью, терпеть любые насилия равносилен отказу от идеала подлинной свободы, разрыву с наследием гуманизма и свободомыслия. Так считали и большинство тех, кто был взращён на идеалах Ренессанса. Пожалуй, наиболее полно эта коллизия отразилась в полемике между двумя самыми выдающимися умами 16 века – Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером.

Первоначально Эразм не придавал особого значения проповедям Лютера: его мало волновала перепалка по поводу продажи индульгенций, хотя сам факт выступления против Ватикана он приветствовал. Позже его всё более настораживало то, что виттенбергский проповедник подчёркивал безнадёжную испорченность человеческой природы и враждебно относился к разуму и философии, к античности с её идеалом гордого и уверенного в своих силах человека.

Эразм и Лютер были людьми очень разными. Лютер с гордостью подчёркивал своё крестьянское происхождение. Он часто прибегал к народному немецкому языку и не стеснялся в выражениях. Когда, например, в 1520 году папские сановники, стремясь сгладить конфликт, уговорили Лютера написать Папе Римскому примирительное письмо, чтобы Папа мог отозвать буллу об отлучении, Лютер опубликовал «Открытое письмо Папе Льву Десятому». В нём он, выражая Папе всяческое уважение, едва ли не по-отечески советует отказаться от власти и довольствоваться маленьким приходом. Папа, мол, человек неплохой, а вот Церковь... Далее в письме говорится: «Всем совершенно ясно, что Римская Католическая Церковь, некогда святейшая из Церквей, превратилась в самый безнравственный вертеп разбойников, в наипостыднейший бордель, в царство греха, смерти и преисподней. Это столь отвратительно, что даже сам антихрист, если бы он пришёл, не смог бы ничего добавить к этому злу». Понятно, что после такого письма примирение не состоялось.

Эразм был кумиром интеллектуальных кругов, «аристократом духа». Он писал на изящной латыни, приводившей в трепет космополитическую элиту европейских университетов. Эразм старался избегать острых конфликтов. Он поддерживал дружеские отношения с Папой Львом Десятым и регулярно получал стипендии от сиятельнейших особ.

В своё время Лютер восторженно принял новый перевод Евангелия с греческого на латинский язык и комментарии, изданные Эразмом. Он первым написал письмо выдающемуся гуманисту. Эразм ответил осторожным одобрением его взглядов, хотя по-отечески и пожурил Лютера за несдержанность и резкость выражений. Однако выступления Лютера становились всё более воинственными и вызывали всё большую тревогу у Эразма. В 1519 году Эразм в личных письмах к друзьям советует им не публиковать новые работы немецкого реформатора, а через 2 года открыто отмежевался от Лютера. Лютер обозвал его «трусливым пацифистом» и больше к этой теме не возвращался. Эразм, по-видимому, также не горел желанием возобновить контакты.

На этом бы всё, пожалуй, и завершилось, но в дело вмешались посторонние силы. Церковники, указывая на растущую воинственность Лютера, открыто намекали на порочное влияние Эразма. Крылатым стало выражение «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел». Эразм защищался, как мог: «Из яйца, которое я снёс, должна была появиться курица, а Лютер высидел бойцового петуха». Тем не менее, Церковь во главе с новым Папой Климентом Седьмым оказывала на Эразма всё больший нажим, стараясь использовать его авторитет, чтобы ослабить влияние Лютера. Поэтому прославленному гуманисту пришлось написать работу «О свободе воли».

В нарочито академическом стиле Эразм указывает на главный пункт расхождения с Лютером – на доктрину божественного предопределения. По мнению Эразма, гуманист не может принять её, не принося в жертву достоинство и ценность человека, у которого, настаивает он, и после грехопадения сохранились добрая воля и склонность к нравственному самосовершенствованию. В противном случае, человек способен творить лишь зло и не может нести за него ответственность, а, следовательно, никто не вправе призывать грешника к покаянию. Бога, наказывающего им же сотворённых людей за грехи, которых они не могут избежать, следует признать существом, лишённым морали, недостойным ни почитания, ни восхваления. Приписать такое поведение «небесному Отцу» – значит впасть богохульство, считает Эразм. Сознание человека настаивает на признании некоторой меры свободы, без которой он превратился бы в неодушевлённый предмет. Во всяком случае, заключает Эразм, давайте признаем наше невежество, нашу неспособность примирить человеческую свободу с божественным предначертанием и принципом общей причинности, но всё же отвергнем предположение, которое делает человека куклой, а Бога – тираном.

Сочинение Эразма, многократно переизданное, произвело сильное впечатление на интеллигентские круги, хотя многие ревнители католицизма были разочарованы примирительным и нарочито философским тоном работы. Просвещённая Европа замерла в недобром предчувствии. Год спустя Лютер ответил яростным посланием под названием «О рабстве воли».

Лютер соглашается со своим оппонентом в том, что проблема свободной воли и Божьей благодати – ключевая для христианства. Далее Лютер с присущей ему воинственностью утверждает абсолютную суверенность воли Бога, который «ничего не предвидит по необходимости, а знает всё, располагает и совершает по неизменной, вечной и непогрешимой Своей воле. Эта молния поражает и начисто испепеляет свободную волю». Воля же человеческая «находится где-то посередине, между Богом и сатаной, словно вьючный скот. Если завладеет человеком Господь, он охотно пойдёт туда, куда Господь пожелает... Если же владеет им сатана, он охотно пойдёт туда, куда сатана пожелает». Далее Лютер делает категорический вывод: «Свободная воля без Божьей благодати ничуть не свободна, а неизменно оказывается пленницей и рабыней зла, потому что сама по себе она не может обратиться к добру».

Но почему же Божественная благодать распространяется не на всех? Почему многие люди обречены на вечную погибель? Лютер отвечает на это, что мы знаем лишь Евангелие. Оно, однако, не открывает нам всю волю Бога. Помимо Писания, имеется ещё и сфера Божественной величественности и природы, скрытый ум Бога, который выше нашего познания и понимания, спорить о котором не наше дело. Прилагаемый к божественным делам, пишет далее Лютер, человеческий разум слеп, глух и нечестив. Эти вещи выше разума и могут быть охвачены только верой и посредством просветления духа. А это позволяет нам верить в то, что Бог благостен, даже если бы Он разрушил весь мир. И тот факт, что Бог не предотвратил греха Адама, остаётся божественной тайной. Мы не можем говорить: Бог должен делать так, потому что это благо. Напротив, уверен Лютер, это благо, потому что Он так делает. Бог имеет абсолютное право делать всё, что Он хочет, иначе Он не Бог.

Здесь совершенно очевидно, что Лютер во многом воспроизвёл идеи блаженного Августина, предвосхитив догмат Кальвина о предопределении. И всё же, кто оказался прав в этом споре? Скорее всего, победителя не было. Эразм с позиций разума пытался «критиковать» доктрину Лютера, воплотившую личный выстраданный опыт богопознания, а поэтому для Лютера окончательную и не поддающуюся никакому пересмотру. Иными словами, Лютер отвергает не только выводы, но и сам характер аргументации грозного противника. Он не отыскивает доводы, согласующиеся с логикой и критериями человеческого разума, поскольку безоговорочно доверяет страстной, не подлежащей сомнению вере во всемогущего и милосердного Бога. Любые ссылки на человеческие представления о свободе, равенстве и справедливости для Лютера – пустые слова. Он был уверен, что «если бы Его (Бога) справедливость была бы такой, что человеческий разум мог бы понять, что она справедлива, то, конечно, она не была бы божественной и нисколько не отличалась бы от человеческой справедливости».

В принципе, оба оппонента были правы – каждый в своей области. Эразм представлял «христианский гуманизм», отстаивавший свободомыслие и право разума авторитетно толковать и оценивать Священное Писание. Лютер представлял фанатичную веру, «веру сердца», признающую разум лишь в той мере, в которой он эту веру подтверждает. Эразм пытался объяснить учение Христа, Лютер же – изъяснить его. Эразм рассуждал как религиозный философ, Лютер – как мистический богослов. Эразм и Лютер как бы находились в двух разных пластах культуры, грань между которыми стереть невозможно. Лютер понимал это и поэтому писал: «Просвещённостью, талантом, числом приверженцев, авторитетностью и всем прочим – ты и сам это понимаешь – я тебе уступаю. Но если бы я тебя спросил, что значат три вещи: откровение Духа, чудеса и святость, то – насколько я тебя знаю по твоим письмам и книгам – окажется, что ты столь невежествен, столь неучён, что едва ли сможешь хоть что-нибудь объяснить».

Напрасно Эразм приводил доводы, апеллирующие к разуму и логике, пытался сопоставить различные мнения. «Я», – заключает Лютер, – «не сопоставлял мнения, а утверждал и утверждаю и не хочу, чтобы кто-то принимал решение, но советую всем покориться». Эразм говорил с позиции интеллектуала, способного встать над непосредственными религиозными переживаниями, подвергнуть философскому анализу. В этом смысле он предвосхитил эпоху Просвещения с её культом разума. Однако в богобоязненном 16 веке богословские споры не волновали широкие массы, а рассудительность и аргументация «от ума» воспринимались как изъяны подлинной веры. Поэтому именно Лютер, страстно и агрессивно выражавший непосредственный опыт богопознания, стал выразителем мироощущения народных масс.

Начало Реформации принято исчислять с 31 октября 1517 года, когда 34-летний монах Мартин Лютер, преподаватель университета в саксонском городе Виттенберге, прибил к дверям дворцовой церкви свои 95 тезисов против индульгенций, то есть отпущения грехов за деньги, и других злоупотреблений римско-католической церкви, нарушения ею религиозной чистоты вероучения.

Архиепископ Майнцкий отослал тезисы папе в Рим, дерзкий монах был призван к ответу.

Курфюрст саксонский выдать Лютера папским "органам" отказался, а тот пошел еще дальше – выступил против тезиса о божественности папской власти, говоря, что этому тезису всего 400 лет, а в греческой церкви он вовсе не был в ходу.

Сочинения Лютера, написанные простым, грубоватым, народным языком получили широчайшее, небывалое распространение. Издаваемые в Базеле сторонниками великого гуманиста Эразма Роттердамского (автора "Похвального слова глупости" и других памфлетов), эти поистине революционные произведения распространились в великом множестве по Швейцарии, Франции, Англии, Нидерландам.

Говорили, что "Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел".

Лютер требовал совершенно изменить стиль деятельности церкви и ее организацию. Он призывал отстранить папу от решения светских вопросов, оставив ему только церковные, уничтожить индульгенции и церковные наказания, сократить число кардиналов и сотрудников папской курии, прекратить вмешательство Рима в дела германской церкви.

Лютер дерзко заявлял, что каждый христианин - это по сути своей священник, потому что он внутренне научается Богом, и особые священнослужители не нужны. Лютер говорил, что каждый мирянин имеет право читать Библию, хотя папа Иннокентий III в 1200 году это запретил, чтобы исключить ее критику.

В довершении ко всему, Лютер отверг безбрачие священников и в 1525 году женился на бывшей монахине Екатерине фон Бора.

За все это он был осужден папой, но не только не прекратил свою деятельность, а публично, перед городскими воротами Виттенберга, сжег папскую буллу!

Сторонники Лютера множились, ими становились даже государи, в том числе курфюрст Саксонии. Лютеранство в его стране стало господствующей религией в 1525 году. В том же году лютеранским стало герцогство Пруссия. Спустя два года учение приняли ландграф Гессенский и герцог Брауншвейг-Люнебергский, затем оно распространилось на большую часть Мекленбурга, Остфридляндии и германской части Силезии. Лютеранскими стали Ансбах, Люнебург, Ангальт, города Нюрнберг и Рейтлинген, учение Лютера утвердилось в Дании и Швеции.

Реформаторы выступали против «порчи церкви», требовали очистить ее от «вавилонской блудницы» и «антихриста» – так называли в памфлетах предреформационной эпохи римскую церковь и папу.

Священники имели особое положение и власть в обществе. Все миряне, включая самых знатных, обязаны были подчиняться церковным распоряжениям. Поэтому дворяне не просто завидовали могуществу и богатствам церкви. Они были недовольны тем, что их могли привлекать к церковному суду. Горожане же то и дело вступали в конфликты с высшими церковнослужителями. А всего более страдало от власти церкви крестьянство, подчиненное епископам, аббатам и другим иерархам.

В Германии в 1522-23 произошло рыцарское восстание, а в 1524-25 - крестьянское.

Оба были подавлены князьями. Первое потому, что у «офицеров» не было «рядовых». Второе – потому, что у «рядовых» не было «офицеров». Обстоятельства вполне понятные, так как союза между этими людьми не было и быть не могло.

Лютер выступил против восставших. К этому времени он уже изменил свои демократические взгляды и пришел к убеждению, что реформацию церкви и вообще всей жизни должна произвести государственная власть.

Но почему мы говорим о реформаторах, а не о протестантах? А вот почему.
Название «протестантов» получили пятеро князей (в том числе курфюрст Саксонский и ландграф Гессенский) и 14 городов (в частности, Нюрнберг, Ульм и Страсбург), которые на имперском сейме 1529 года в городе Шпейре отказались осудить лютеранство.

После многочисленных вооруженных конфликтов был в 1555 году заключен в Аугсбурге религиозный мир. Но он был фактически лишь перемирием. К тому же в договоре были статьи, стеснявшие свободы протестантов не-лютеран (т.е. сторонников швейцарского теолога Ульриха Цвингли, деятеля более революционного и республиканского, чем Лютер, и кальвинистов – последователей француза Жана Кальвина).

Кальвинизм, более жесткое, аскетическое и одновременно значительно более революционное учение, нежели лютеранство, во второй половине XVI столетия охватил почти всю Европу. Во Франции их называли гугенотами, в Шотландии пресвитерианами, в Нидерландах и Германии реформатами, в Польше и Литве гельветами. Нужно слушаться Бога больше, чем людей, - учили кальвинисты.

Католическая церковь старалась искоренить любое протестантство и повсюду восстановить власть папы. Этим занимались орден иезуитов и инквизиция. Началась контрреформация. Мадрид и Вена дали контрреформации военную силу.

А протестантов поддерживали Франция (до 1610 г., когда был убит король Генрих IV), Нидерланды и Англия, потом Дания, Швеция.

Медленно и все неотвратимее разделенная религиозным противостоянием Европа шла к ужасающей по своим разрушительным последствиям 30-летней войне. И так как протестанство было наиболее сильно в Германии, именно этой стране предстояло стать ареной боев. В 1608 году организовалась Протестантская лига во главе с Пфальцем, год спустя - Католическая уния во главе с Баварией.

После смерти императора Рудольфа II (1612) новый император Матфей не стал соблюдать Грамоту величества, которую Рудольф дал чешским протестантам в знак признания за Чехией (Богемией, как звалась эта страна по имени древнего кельтского племени бойев) религиозной свободы. Возмущенные протестанты собрались в 1618 году в Праге и потребовали выполнения грамоты.

Они выбросили из окон в крепостной ров двух наместников императора Матфея, отменили власть Габсбургов над Богемией, создали свое временное правительство и армию. А королем избрали 23-летнего курфюрста Фридриха V Пфальцского.

Матфей вступил с восставшими в переговоры, но в марте 1619 года умер. Императором стал под именем Фердинанда II эрцгерцог Фердинанд Штирийский, внук Фридриха I из дома Габсбургов. По праву наследования он получил Австрию, Богемию и Венгрию. Восставшие не признали его власть.

Военные действия охватили Чехию, Силезию и Моравию. Протестанты были оттеснены к Праге и 8 ноября 1620 года возле Белой Горы совершенно разбиты лигистами (войсками Лиги) под командованием Иоанна-Церкласа Тилли. Новоявленный король-курфюрст Фридрих Пфальцский бросил свое войско и бежал. После поражения протестантов император Фердинанд II Габсбург полностью лишил Чехию самостоятельности и включил ее в наследственные земли своей династии, а протестантство стал жестоко искоренять.

Но война не утихла. Протестанты собрали новое войско. Сначала оно нанесло лигистам крупное поражение 27 апреля 1622 года, а потом было разбито войсками Тилли в двух сражениях – 6 мая и 20 июня.

Многие историки считают свирепого, "страшного", как называли его протестанты, Тилли (1555-1632) самым крупным полководцем той войны.

Он родился в имении своих знатных родителей близ Брюсселя, воспитывался в иезуитской школе и стал фанатичным католиком. Начав военную карьеру простым солдатом, был храбр и необыкновенно набожен. Дослужившись до офицера, остался прямодушным, справедливым к подчиненным и бескорыстным.

В 1610 году поступил на службу к герцогу Максимилиану I Баварскому и совершенно по-новому организовал его войско: в Баварии вместо наемной появилась национальная армия. Все взрослое население страны обучалось военному делу. Дворянство призывалось в кавалерию, горожане и крестьяне в пехоту. Такая армия была дисциплинированной и стойкой.

Чтобы окончательно расправиться с восставшими, Фердинанд II предложил Фридриху Пфальцскому, так недолго побывшему королем Чехии, перемирие и переговоры. Тот согласился и по доверчивости отпустил союзные войска герцога Христиана Брауншвейгского. Как только они ушли, император вторгся во владения Фридриха и полностью их оккупировал, отобрал у него титул курфюрста (конечно, соблюдая внешние формальности) и передал своему тезке-католику Максимилиану Баварскому.

Так коллегия курфюрстов стала иметь католическое большинство, и выбор императора из дома Габсбургов был обеспечен.

Во время боев выдвинулся другой выдающийся полководец-католик, Альбрехт-Венцеслав-Евсевий Валленштейн (1583-1634). Он происходил из древнего богемского дворянского рода. Хотя родители его были протестантами, в 16-летнем возрасте после смерти отца он был отдан в иезуитское училище и там принял католичество. В 1606 году Валленштейн вступил в армию императора Матфея, отличился при осаде города Грана в Венгрии, за что получил чин капитана.

Благодаря богатству, уму и храбрости Валленштейн стал играть заметную роль при дворе императора. Во время кратковременной войны герцога Фердинанда Штирийского против Венеции в 1617 году Валленштейн сформировал на свои деньги отряд из 200 кавалеристов. Придя к герцогу с отрядом, Валленштейн заслужил его особое расположение. Став императором, Фердинанд возвел Валленштейна в графское достоинство, назначил канцлером и начальником всей моравской милиции. А за успешные действия против протестантов дал чин генерал-майора, должность губернатора Моравии, титулы герцога Фридлянского и имперского князя Саганского. Валленштейн стал одним из богатейших людей Австрии.

Все это сделало его крайне высокомерным. Он говорил с людьми кратко, отрывисто и, как пишет один из его биографов, «будучи вообще щедр, отличался крайней суровостью, даже жестокостью в наказаниях».

Он был высок, крепкого сложения, с величавой осанкой, холодным и всегда серьезным лицом, никогда не смеялся. Его небольшие черные глаза смотрели столь пронзительно, что мало кто был способен выдержать его взгляд. В боях показывал отменное бесстрашие, а в передышках заботился о своих солдатах и офицерах, щедро им платил. Его имя сделалось повсюду известным, и служить у Валленштейна считалось большой честью.

На помощь германским князьям-протестантам пришел датский король Христиан IV, тем более, что распространение католичества угрожало его стране Дании. Увы, он потерпел поражение от Валленштейна и Тилли, отступил за Эльбу и войну прекратил.

Тем временем император отобрал у герцогов-протестантов Ютландии и Мекленбурга их владения. Он отдал Мекленбург Валленштейну вместе с титулом герцога Мекленбургского и званием «генерала океанического и Балтийского морей». Высокомерие Валленштейна стало после этого просто непереносимым.

Союзники – германские князья-лигисты – обратились с жалобами к императору, и тот отправил Валленштейна в отставку. Полководец презрительно-равнодушно выслушал императорский указ и уехал в Прагу. После его отъезда дела у католических войск пошли плохо, тем более, что в войну вступила Швеция.

Шведский король Густав-Адольф заявил, что берет протестантов под свою защиту, высадился на острове Узедом и выгнал католические войска с побережья Балтики и из Померании. Бранденбургский курфюрст Георг-Вильгельм, хотя и был протестантом, пытался сохранить нейтралитет. Он требовал, чтобы воюющие оставили его страну в покое. Не тут-то было! Вооруженные силы Бранденбурга были слишком слабы, чтобы не пустить иностранные войска на свою территорию.

Да и вообще случилось невероятное: солдаты и офицеры курфюрста перешли на сторону шведов. Произошло это так. Густав-Адольф, хотя и был женат на его сестре, высадился в Пруссии и занял город Пиллау. На недоуменное письмо шурина ответил, что сделал это не из вражды, а ради удобства войны с поляками. Возмущенный Георг-Вильгельм двинул свои войска из Бранденбурга в Пруссию. Но там солдаты и офицеры увидели, что их послали сражаться с единоверцами-протестантами, – и сдались без выстрела. Курфюрст остался без армии!

А Густав-Адольф перестал доверять ему и занял крепость Шпандау под Берлином. Но так как Георг-Вильгельм отказывался пропустить шведов через свои владения, он лишил помощи Магдебург, осажденный католическими войсками Тилли. Город пал в мае 1631 года, был разграблен и сожжен.

Впрочем, спустя полгода шведы уничтожили армию Тилли в сражении при Брейтенфельде. Вместе с саксонскими войсками они вошли в Богемию, заняли Прагу, а весной следующего года в Баварии еще раз разгромили Тилли. Увы, в ноябре шведский король, этот талантливейший военачальник, пал в сражении, где шведы взяли верх над католической армией.

Смерть короля Густава-Адольфа спасла Габсбургов. Военные действия на некоторое время затухли. Потом война вновь вспыхнула, император пригласил Валленштейна командовать, но, испугавшись слишком большой власти, которую он получил, предательски с ним расправился: заговорщики-офицеры убили своего главнокомандующего.

Но сил воевать уже ни у кого не было. Курфюрсты саксонский и бранденбургский заключили с императором мир в Праге. Другие князья тоже постепенно с ним замирялись.

За тридцать лет чудовищному опустошению подверглись Саксония, Бавария, Вюртемберг, Моравия, Силезия, Богемия. Население Вюртемберга уменьшилось с 400.000 до 48.000, население Баварии – тоже десятикратно.

Вестфальский мир 1648 года установил в Священной Империи свободу для всех религий – католической, лютеранской, кальвинистской, – запретил государям устанавливать для своих подданных обязательную. Полученная князьями независимость разбила Германию на множество отдельных государств и резко ограничила власть императора. Нидерланды и Швейцария получили полную независимость от Габсбургов.

Франция и Швеция гарантировали соблюдение условий договора, за что были щедро вознаграждены германскими землями.

Франция - Лотарингией и Эльзасом.

Швеция – Передней Померанией, Висмаром, герцогствами Бременским и Верденским, 5 миллионами талеров контрибуции. Теперь она господствовала над устьями всех рек Германии и большей частью побережья Балтийского моря.

«Она погибла от рук (в прямом смысле!) ревнивца Отелло. Безжалостный мавр задушил бедняжку собственными руками!» Так или приблизительно так ответит большинство ваших знакомых, если вы обратитесь к ним с вопросом, вынесенным в заглавие.

И будут не правы!

Отелло не задушил Дездемону. Он заколол ее кинжалом. Действительно, задушить супругу Отелло пытался.

Но в этот момент в покои стала рваться жена Яго Эмилия. И, дабы ускорить процесс и из гуманных соображений, Отелло воспользовался кинжалом. Вот как звучит этот эпизод в переводе Бориса Пастернака:

Отелло — Поздно чересчур. (Душит Дездемону). Эмилия (за сценой) — Впустите, генерал, меня! Впустите! Отелло — За дверью шум. Жива! Еще жива? Я — изувер, но все же милосерден И долго мучиться тебе не дам. (Закалывает ее).

Вот такая невеселая история. Но в точности соответствующая тому, что написал автор. Вообще с творчеством великого англичанина связано много любопытного. Например, если верить Шекспиру, а не театральным и кинорежиссерам, Гамлет не являл собой пример стройности и грации. Как раз наоборот. Он «тучен и одышлив» — так охарактеризовал Гамлета словами матери Гертруды сам автор. Шекспир (или кто бы там ни скрывался за этой фамилией) писал эту пьесу для лондонской актерской труппы. Ее хозяином, руководителем и примой (актером, исполнявшим все главные роли) был Ричард Бербедж, уже не молодой, да и фигуру имевший далеко не юношескую. Вот Шекспир и «подогнал» облик главного героя под существующие реалии.

И еще одно характерное заблуждение, связанное с «Гамлетом».

Спросите знатока творчества Шекспира, когда появлялась тень отца главного героя. И в 99 случаях из 100 получите ответ — в полночь. Видимо, пример очередного стереотипа мышления: вся нечистая сила (а чем призрак лучше?!) появляется в полночь и исчезает с первым криком петуха. Но не таков призрак отца Гамлета! Вспомните (или проверьте!) — стражник Бернардо рассказывает: Минувшей ночью, Когда звезда, что западней Полярной, Перенесла лучи в ту часть небес, Где и сейчас сияет, я с Марцеллом, Лишь било час... И в этом момент вновь появляется призрак!

Итак, тень отца Гамлета появлялась в час ночи! Кстати, как вы думаете, с кого начинается список действующих лиц великой трагедии? Вовсе не с Гамлета. Почему? Разве не он — главное действующее лицо пьесы?! Успокойтесь, конечно, он! Вот только список действующих лиц во всех пьесах Шекспира выстроен не по значению образа, а в соответствии с иерархией власти!

А кто в государстве главный? Правильно, монарх! Вот и значится первым в списке действующих лиц «Гамлета» восседающий на датском престоле король Клавдий. А в уже упоминавшейся трагедии «Отелло» первым в списке действующих лиц стоит не мавр, не Дездемона и не Яго, а безымянный дож Венеции. Кто главней — тот и первый! И так во всех пьесах Шекспира — достойного сына своей страны и своего времени!

А вот еще одно недоразумение, случившееся с царственной особой шекспировской пьесы.

Для русскоговорящего населения король Ричард Третий стал вдвое скупее своего англоязычного двойника. «Коня, коня! Полцарства за коня!» — восклицает он на наших театральных подмостках в четвертой картине пятого действия трагедии. А на родине Шекспира монарх обещает все свое царство! — A horse, a horse! My kingdom for a horse! (Коня, коня! Мое королевство за коня!) Ополовинил обещанную Ричардом III награду в 1833 году актер Яков Григорьевич Брянский.

Именно он познакомил русского читателя с этим произведением Шекспира. Но переводил Брянский не с оригинала, а с французского прозаического текста! Впрочем, неточность, скорее всего, объясняется не этим, а желанием сохранить стихотворный размер. Слова «царство» и «королевство» в него «не ложились». А вот «полцарства» подошло как нельзя лучше!

Популярности этой фразы способствовала блестящая игра актера Павла Мочалова в роли Ричарда III. О чем поэт Аполлон Григорьев писал в своем стихотворении «Искусство и правда»: И помню, как в испуге диком Он леденил всего меня Отчаянья последним криком: «Коня, полцарства за коня!» Видите, «полцарства» уже перекочевало из одного литературного произведения (русскоязычной пьесы), в другое (стихотворение Григорьева). Такова сущность неточностей и ошибок — они множатся и расползаются по разнообразным изданиям с удивительной скоростью.

Шекспир «Отелло», акт первый – краткое содержание

Сцена 1 . Дездемона, молодая дочь известного венецианского сенатора Брабанцио, девушка необычайной красоты и высоких душевных качеств, ночью, втайне от отца, бежит к своему возлюбленному – генералу Отелло, невзрачному чернокожему мавру, который гораздо старше её. Посреди ночи к дому отца беглянки подходят дворяне Родриго и Яго, начиная кричать, что «чёрный арабский жеребец» Отелло, быть может, прямо сейчас бесчестит Дездемону. Родриго ненавидит Отелло, так как сам прежде выступал неудачным соискателем руки Дездемоны. Яго же недоволен тем, что мавританский генерал сделал своим лейтенантом (заместителем) не его, а молодого офицера Кассио.

На балкон выходит Брабанцио. Ещё ничего не зная о бегстве дочери, он вначале он не верит горлопанам и называет их обоих лгунами и негодяями. Но вскоре Брабанцио убеждается: дочери действительно нет дома. Он созывает ночную стражу и устремляется с нею к «соблазнителю».

Сцена 2 . У ворот дома Отелло происходит враждебная стычка между людьми Брабанцио и друзьями мавра. Её останавливает лишь известие о спешном вызове всех влиятельных людей во дворец правителя Венеции – дожа. Брабанцио и Отелло идут туда.

Сцена 3 . Дож сообщает, что турецкий флот вышел в море с намерением захватить владение венецианцев, Кипр. Отелло дают поручение защищать этот остров от магометан. Брабанцио требует разбора дела о «похищении» своей дочери, настаивая, что уродливый, чёрный Отелло мог добиться любви такой красавицы лишь путём «чернокнижия» и «колдовства». Мавр, однако, рассказывает, что привязанность между ним и Дездемоной возникла, когда он описывал ей историю своей бурной боевой жизни, полной опасности и приключений в далёких странах. Сочувствуя перенесённым Отелло страданиям, юная Дездемона полюбила его. Он тоже полюбил её, и теперь желает вступить с ней в законный брак. Рассказ Отелло подтверждает приведённая по его поручению Дездемона. Дож и сенаторы решают, что противодействовать обоюдной страсти нельзя. Дездемона заявляет желание отправиться вместе с Отелло на кипрскую войну.

Отелло и Дездемона в Венеции. Художник Т. Шассерьо, 1849

Собрание расходится. Присутствующий здесь Родриго стоит в отчаянии, но Яго советует ему «не хныкать, а мстить». Он говорит, что сумеет вызвать раздор между Дездемоной и Отелло, если Родриго хорошо заплатит за это. Яго собирается внушить Отелло: Дездемона имеет любовную связь с лейтенантом Кассио – чтобы опорочить и собственного конкурента.

Шекспир «Отелло», акт второй – краткое содержание

Сцена 1 . Отелло, Дездемона, Кассио, Яго и Родриго приплывают на Кипр. Здесь они узнают: войны с турками не будет, ибо весь турецкий флот погиб в страшной морской буре.

Сцена 2 . Радуясь своему браку со страстно любимой женщиной, Отелло приглашает всех жителей острова на вечерний пир во дворец.

Сцена 3 . Яго пользуется этим для своих коварных планов. Ночью он советует Родриго переодеться солдатом и стать в один из дворцовых караулов. Когда караульных придёт проверять Кассио, Родриго должен затеять ссору с ним.

Яго задерживает Кассио на улице после пира и предлагает ему выпить ещё. Зная, что хмель делает его излишне буйным, Кассио пробует отказаться, но Яго с дружеским видом уговаривает его. Кассио напивается допьяна и идёт проверять караулы. Во время этой проверки завязывается его драка с Родриго. Кассио ранит и сановника Монтано, пытающегося разнять драчунов.

Находящийся тут же Яго отправляет Родриго бить тревогу. На гул набата сбегаются граждане, приходят и Отелло с Дездемоной. Узнав, что зачинщиком драки был Кассио, Отелло отрешает его от звания лейтенанта. Когда все расходятся, Яго внушает расстроенному Кассио мысль искать снисхождения у мавра через его жену. Яго знает: добрая Дездемона не останется безучастной к просьбе Кассио. Так возникнет повод внушить Отелло, что его супруга неспроста хлопочет за молодого офицера.

Отелло. Фильм-опера на музыку Дж. Верди

Шекспир «Отелло», акт третий – краткое содержание

Сцена 1 . Следуя совету Яго, Кассио просит Дездемону похлопотать, чтобы Отелло вернул ему звание своего заместителя.

Сцены 2-3 . Из доброжелательности Дездемона начинает напоминать мужу о Кассио слишком часто. Видя, что Отелло недоволен этим, Яго искусно вмешивается в дело. Он как будто невзначай говорит мавру, что самое худшее в жизни – потеря семейной чести, а затем замечает: «Ваша жена – ведь обманывала отца, чтобы соединиться с вами! Где же гарантия, что после брака она не станет обманывать и вас?»

Горячего Отелло охватывают ревнивые подозрения. Генерал с горечью сознает, что он гораздо старше своей супруги да ещё и некрасив. Отелло считает вполне возможным увлечение Дездемоны кем-нибудь из более молодых мужчин. Заметив раз озабоченный вид Отелло, Дездемона приписывает его головной боли. Она пытается обмотать мужу голову платком, но он отстраняется. Платок падает на землю, его поднимает служанка Дездемоны, Эмилия – жена Яго. От неё потерянная Дездемоной вещица попадает к Яго.

Под видом «дружеской прямоты» тот рассказывает Отелло, что Кассио якобы говорил ему о своей связи с Дездемоной. Яго уверяет, что видел у Кассио платок с цветами земляники, похожий один из свадебных подарков Отелло жене. Мавр в гневе клянётся кроваво отомстить за свою поруганную честь. Пообещав сделать Яго своим лейтенантом, он поручает ему устроить убийство Кассио.

Сцена 4 . Отелло спрашивает у Дездемоны, куда делся расшитый цветами платок. Дездемона не может найти его. Не догадываясь пока о ревности мужа, она вновь просит его вернуть Кассио сан лейтенанта.

Кассио находит в своей комнате платок, подброшенный Яго. Он не знает, кому принадлежит эта вещь. Узор платка очень нравится Кассио, и он отдаёт его своей любовнице Бьянке – вышить такой же, пока не обнаружился хозяин найденного.

Шекспир «Отелло», акт четвёртый – краткое содержание

Сцена 1 . Чтобы убедить Отелло в правдивости своих рассказов, Яго берётся завязать у него на глазах разговор с Кассио о Дездемоне. Он советует, чтобы мавр следил за этой беседой тайком, спрятавшись. Отелло уходит в укрытие. Яго останавливает проходящего мимо Кассио и начинает расспрашивать его не о Дездемоне, а о Бьянке. Кассио со смехом рассказывает, как та прилюдно бросается к нему на шею, упрашивает жениться на ней, передразнивает повадки Бьянки. До Отелло доносятся лишь обрывки разговора. Он не понимает; речь идёт совсем не о его жене – и относит жесты и слова Кассио именно на её счёт. Когда Кассио уходит, Отелло говорит Яго, что убьёт Дездемону сегодня же.

Сцена 2 . Вечером Отелло называет супругу шлюхой и блудницей. Дездемона в слезах отрицает обвинения. Отелло уходит. Дездемона рассказывает о его подозрениях Эмилии и Яго. Возмущённая Эмилия говорит, что Дездемону явно оклеветал, какой-то злодей, а Яго лицемерно советует Дездемоне ждать, пока гнев Отелло утихнет сам собой.

Родриго, между тем, начинает обвинять Яго. Тот получил уже немало драгоценностей, обещая при их помощи склонить Дездемону к любви с Родриго, но обещаний не сдержал. Яго в ответ внушает Родриго, что Отелло хотят отозвать с Кипра, передав наместничество Кассио. Мавр увезёт с собой отсюда и Дездемону – и, возможно, в далёкую, враждебную Мавританию. Единственный способ избежать этого – убить Кассио. Родриго решается на это преступление, Яго обещает помогать ему.

Сцена 3 . С наступлением ночи Дездемона готовится ко сну при помощи Эмилии. Она ждёт Отелло с тяжкими предчувствиями насчёт того, чем может кончиться их свидание.

Эмилия готовит Дездемону к встрече Отелло. Художник Т. Шассерьо, 1849

Шекспир «Отелло», акт пятый – краткое содержание

Сцена 1 . Родриго и Яго ночью подстерегают Кассио на улице. Родриго бросается на него, но Кассио спасает от удара клинка прочный панцирь. Он сам тяжело ранит Родриго, однако выбежавший из засады Яго распарывает Кассио ногу и скрывается неузнанным. На крики Кассио о помощи прибегают Лодовико и Грациано – родственники Дездемоны, прибывшие на Кипр послами из Венеции. Появляется и Яго с факелом. Притворно возмущаясь злодейством, которое совершено с Кассио, он набрасывается на «душегуба» Родриго и закалывает его.

Сцена 2 . Тем временем Отелло входит в спальню Дездемоны. Красота жены чарует его, но мавр убеждает себя, что должен расправиться с «развратницей». Спросив, «молилась ли она на ночь», Отелло объявляет Дездемоне, что сейчас убьёт её за связь с Кассио. Никакие оправдания невинной не помогают. Мавр начинает душить Дездемону, а потом, услышав стук в дверь Эмилии, ударяет жену кинжалом.

Убийство Дездемоны Отелло. Художник А. М. Колен, 1829

Отелло отворяет Эмилии. Та рассказывает о нападении на Кассио. На миг пришедшая в себя Дездемона произносит с постели, что погибла невинно – и умирает. Отелло гордо признаётся, что это он убил жену, «закоренелую грешницу», и рассказывает Эмилии: связь Дездемоны с Кассио разоблачил перед ним Яго. Эмилия начинает громко ругать своего супруга, «страшного лжеца», и горячо упрекает убийцу Отелло.

Входят венецианские послы и Яго. Эмилия рассказывает всем об убийстве Дездемоны, стыдит Яго за клевету на невинную женщину, сообщает, как нашла обронённый Дездемоной платок и отдала его мужу. Яго закалывает Эмилию и убегает. Послы бросаются ловить его.

Отелло, осознав страшную правду, громко стенает. Послы возвращаются со схваченным Яго. На носилках вносят Кассио, который рассказывает: Родриго перед смертью успел поведать обо всех интригах Яго, подтвердив слова Эмилии. Отелло громко клянёт себя, ранит мечом Яго, а потом закалывается им сам, падая на постель рядом с мёртвой Дездемоной. Потрясённые всем узнанным и виденным послы передают управление Кипром Кассио и поручают ему свершить суровый суд над злодеем Яго.

- (англ. Othello) герой трагедии У.Шекспира «Отелло» (1604). Представляя собой весьма точное переложение новеллы Джи ральди Чинтио «Венецианский Мавр» из его сборника «Сто рассказов» (1566), ставшей известной Шекспиру, по всей видимости, в чьем то… … Литературные герои

- (от имени героя шекспировской трагедии). Имя, обратившееся в нарицательное, для обозначения ревнивого супруга. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОТЕЛЛО герой трагедии Шекспира «Отелло», мавр,… … Словарь иностранных слов русского языка

Ревнивец Словарь русских синонимов. Отелло см. ревнивец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Герой одноименной пьесы Уильяма Шекспира (1564 1616), ревнивый венецианский мавр. Поверив клевете, он убивает жену, затем в отчаянии себя. Шутливо иронически о ревнивом мужчине. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид… … Словарь крылатых слов и выражений

- «ОТЕЛЛО», СССР, МОСФИЛЬМ, 1955, цв., 109 мин. Драма. По одноименной трагедии В.Шекспира. Первая роль в кино Евгения Весника (Родриго). В ролях: Сергей Бондарчук (см. БОНДАРЧУК Сергей Федорович), Ирина Скобцева (см. СКОБЦЕВА Ирина Константиновна) … Энциклопедия кино

ОТЕЛЛО F1 - см. Гибрид обладает уникальной скороспелостью. Созревание мелкобугорчатых плодов наступает на 40 45 й день после появления всходов. Хрустящие, приятного вкуса, генетически без горечи плоды используются для свежего потребления и консервирования.… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

"Отелло" - ОТÉЛЛО, балеты на сюжет одноим. трагедии У. Шекспира. 1) Под назв. Отелло, или Венецианский мавр, в 5 актах. Комп., сцен. и балетм. С. Вигано. 6.2.1818, Ла Скала, Милан, худ. А. Санкуирико; Отелло – Н. Молинари, Дездемона – А.… … Балет. Энциклопедия

Для термина «Отелло» см. другие значения. Отелло 67 … Википедия

Книги

  • Отелло , Шекспир Уильям. "Отелло"-трагедия, давшая культуре непревзойденные образы ревнивца, интригана-завистника, а также благородной возлюбленной, с ее верным сердцем и возвышенной душой. Несомненный шедевр…
  • Отелло , Уильям Шекспир. Это - "Отелло" Шекспира. Величайшая в мире трагедия о том, что "сильна, как смерть, любовь и жестока, как ад, ревность" . Не просто пьеса - но буквально сокровищница изумительных афоризмов,…