День Ботева и памяти борцов за национальное и социальное освобождение Болгарии
2 июня 1876 года погиб Христо Ботев, болгарский революционный демократ, поэт, публицист, национальный герой Болгарии. Родился 6 января 1849 года в семье болгарского просветителя Ботю Петкова. В 1863-1865 годах учился в одесской гимназии. С 1867 года жил в Румынии среди болгарских эмигрантов. Вел активную борьбу за освобождение Болгарии от турецкого рабства. С 1874 года Ботев - член Болгарского центрального революционного комитета. Организовал издание ряда газет болгарской революционной эмиграции, в которых пропагандировал идеи вооруженной борьбы против турецких поработителей и создания в Болгарии народной республики. Принимал активное участие в подготовке Апрельского восстания 1876 года. Во главе организованного им отряда из 200 человек 17 мая 1876 года переправился с румынской территории через реку Дунай (около села Козлодуй) в Болгарию и двинулся на помощь восставшим. Погиб в бою с турецкими войсками близ города Враца 2 июня 1876 года. В годы второй мировой войны его имя носили многие партизанские отряды. Литературное творчество Ботева - гордость болгарской литературы. Главный герой поэзии Ботева - гайдук, представитель народа, борющийся за свободу и социальную справедливость. Для стихов Ботева характерно сочетание боевой революционной тематики с народной болгарской песенной формой. В них нашли отражение и тоска, порожденная тяжелым политическим гнетом и бесправием, и пламенная ненависть к угнетателям. Исполненное мрачной силы стихотворение «Казнь Васила Левского» полно любви к родному народу. Стихотворение «Хаджи Димитр» стало в Болгарии народной песней: используя образы и приемы народной поэзии, Ботев описывает в нем одиноко лежащего в горах, израненного врагами героя. Его оберегает орлица, волк зализывает ему раны, горестно всплескивают над ним руками девы-русалки. Это стихотворение - вершина поэтического творчества Ботева. Подвиг, идеи и творчество Ботева оказали сильное влияние на болгарский народ до и после освобождения от турецкого рабства, вдохновляли в борьбе против фашизма. День его гибели объявлен Днем павших за свободу Болгарии.

125 лет назад (1882) умер Джузеппе Гарибальди, герой национально-освободительного движения в Италии, один из вождей революционного крыла Рисорджименто
Отец Гарибальди был потомственным мореходом, первыми учителями - аббат и отставной офицер. С 15 лет Гарибальди плавал юнгой, а затем матросом на торговых судах частных владельцев и сардинского военного флота. В 1833 году вступил в тайное революционное общество «Молодая Италия», основанное Джузеппе Мадзини. В этот период большое влияние на него оказали сенсимонисты, познакомившие его с идеями равенства, братства и равноправия. В том же году в Марселе Гарибальди участвовал в подготовке восстания в Пьемонте, но из-за провала бежал и был заочно приговорен к смертной казни. В 1834-1848 годах находился в изгнании. В это время принимал активное участие в национально-освободительных войнах в Латинской Америке (Рио-Грандской республики с Бразилией и Уругвая с Аргентиной). Был взят в плен и находился в тюрьме в Аргентине. В годы революции в 1848 году Гарибальди решил вернуться на родину. Италия в это время была охвачена революционным движением. Революции совершились в Милане, Венеции (где образовалась Венецианская республика), позднее в Риме и Тоскане. Сардинское королевство стало конституционной монархией. Одновременно Пьемонт объявил войну Австрии. Гарибальди созвал отряд волонтеров и вел военные действия в Альпах; после победы австрийцев перебрался в Тоскану, а затем в Рим, где был избран депутатом Учредительного собрания. После подавления революций 1848-1849 годов Гарибальди со своим корпусом двинулся в Венецию, но в горах был окружен, взят в плен и заключен в крепость в Генуе. Арест Гарибальди вызвал такую бурю возмущения, что правительству пришлось освободить его и выслать из Пьемонта. 16 сентября 1849 года Гарибальди отплыл из Ниццы сначала в Северную Африку, а затем в Америку. С 1851 года Гарибальди плавал капитаном на торговом судне. В феврале 1859 года глава пьемонтского правительства граф Кавур пригласил Гарибальди в Турин, предложив ему начать вербовку волонтеров для участия в войне против Австрии. В 1859-1860 годах корпус Гарибальди «Альпийские стрелки» совершил триумфальный марш по территории Ломбардии, изгнав из нее австрийцев. В занятых им местностях Гарибальди освобождал крестьян от налогов, чем завоевал огромную популярность среди населения. После заключения Виллафранкского перемирия (1859) Республиканская партия на Сицилии, где в это время началось восстание, предложила Гарибальди возглавить экспедицию с целью захвата всего Неаполитанского королевства. Так в 1860 году был осуществлен знаменитый поход гарибальдийской «Тысячи». Изгнав вначале Бурбонов с Сицилии, Гарибальди со своими волонтерами двинулся на Неаполь и занял его. Он был провозглашен диктатором обеих Сицилий от имени короля Пьемонта Виктора Эммануила II. И на Сицилии, и в Неаполе Гарибальди освободил политических заключенных, отменил ряд налогов. Неаполитанское королевство было присоединено к Пьемонту. После начала в 1866 году австро-прусской войны король Виктор Эммануил II вновь призвал Гарибальди для участия в военных действиях. Со своим отрядом Гарибальди занял Южный Тироль. Летом 1867 года совершил агитационную поездку по Северной и Центральной Италии, призывая к новому походу на Папскую область, был арестован и вновь сослан на Капреру, откуда бежал в 1867 году, но, потерпев поражение в одном из сражений, был взят в плен и возвращен на Капреру. После отречения Наполеона III 6 сентября 1870 года Папская область была занята пьемонтскими войсками. Гарибальди предложил свои услуги республиканскому правительству Франции в войне против Пруссии. В январе 1871 года он разбил прусские войска в битве при Дижоне и был избран депутатом Национального собрания Франции, но отказался от мандата и в феврале 1871 года окончательно вернулся на Капреру. Умер Гарибальди 2 июня 1882 года. Имя генерала-революционера Джузеппе Гарибальди стало символом борьбы итальянского народа за свободу и национальную независимость в XIX столетии. В ходе гражданской войны в Испании 1936-1938 годов итальянские добровольцы-интернационалисты были объединены в бригаду имени Гарибальди. Во время второй мировой войны партизанские отряды, сражавшиеся в Италии против гитлеровских войск и фашистской армии Муссолини, гордо носили на своих боевых знаменах имя народного героя, называясь гарибальдийскими бригадами.

267 лет назад (1740) родился Донатьен Альфонс де Сад, французский писатель
Родился 2 июня 1740 года в Париже. Получив образование в иезуитском коллеже, поступил на армейскую службу и принял участие в сражениях Семилетней войны. В 1763 году вступил в выгодный брак с Рене-Пелажи де Монтрей, но уже через пять месяцев после свадьбы началась его долгая тюремная эпопея (практически все вынесенные ему приговоры были связаны с исками о сексуальных извращениях или изнасилованиях). На протяжении 29 лет, которые маркиз де Сад провел в разных тюрьмах, он населял свои одинокие фантазии множеством воображаемых собеседников, ставших рупором его собственных философских представлений о человеке, природе и Боге. Хотя он был плодовитым писателем, работавшим во многих жанрах, наибольшую известность ему принесли романы «Жюстина, или Злоключения добродетели», «Философия в будуаре», «Алина и Валькур», «Жюльетта», «Преступления из-за любви», а также «Сто двадцать дней Содома», неоконченная книга, которую называют всеобъемлющим каталогом сексуальных извращений. Философия, проповедуемая в этих романах, отвергает два главных постулата христианства: существование Бога и изначальную благостность мира. По мысли Сада, все природные феномены заключают в себе двойственность, имеют разрушительные, а не только созидательные потенции. Его имя дало название одному из стойких извращений человеческой психики - садизму, ощущению удовольствия от страданий, причиняемых другому. Между 1794 и 1800 годами маркиз находился на свободе, которой воспользовался для того, чтобы опубликовать некоторые из своих трудов. Их публикация окончилась для него новым тюремным заключением. Вскоре его перевели в клинику для душевнобольных в Шарантоне, где он и оставался до дня своей смерти 2 декабря 1814 года. Умер де Сад, судя по медицинскому заключению, от астматического приступа, и был предан земле по католическому обряду, неоднократно им осмеянному, на парижском кладбище Сан-Морис. Сам же маркиз в глубочайшем порыве предсмертного самоуничижения завещал зарыть свое тело в лесу так, чтобы «следы могилы вскоре исчезли совершенно», отрекаясь от самых одиозных своих творений и заключая: «Я льщу себя надеждой также, что и имя мое изгладится из памяти людей». Но маркиза де Сада помнят и по сей день. Его книги, долгое время находившиеся под запретом, переводятся, читаются и изучаются во всем мире. Неоднократно высказывалось мнение о том, что персонажи маркиза де Сада «одномерны», а в целом его произведения - откровенная порнография. Тем не менее анализ темных сторон человеческой натуры произвел глубокое впечатление на многих психологов и писателей - А.Радклиф и М.Льюиса, а также Э.А.По, Ш.Бодлера, Ф.Кафку, Г.Аполлинера, А.Бретона.

75 лет назад (1932) родился Ярослав Кириллович Голованов, журналист, публицист, писатель
Ярослав Голованов родился в Москве в актерской семье. Отец - Кирилл Голованов - основатель и первый директор Театра Транспорта, который ныне известен как Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя. Мать - Анфиса Голованова под псевдонимом Андреева почти всю жизнь была ведущей актрисой Театра Транспорта. После окончания школы в 1950 году Ярослав Голованов поступил на ракетный факультет МВТУ имени Баумана, после окончания которого был направлен в НИИ, в лабораторию, которой руководил будущий академик Г.И.Петров. Одновременно сотрудничал с отделом науки газеты «Комсомольская правда». С феврале 1958 годща - литературный сотрудник отдела науки. В 1960 году Голованов заведовал отделом информации, в 1963 году стал разъездным корреспондентом, в 1966 году - членом редколлегии. В течение 10 лет был специальным корреспондентом «Комсомолки» на космодроме Байконур. В 1968 году перешел на должность обозревателя и оставался в этой должности все последующие годы. Ярослав Голованов много путешествовал, побывал в 25 странах мира на всех континентах Земли, кроме Антарктиды. Весной 1959 года участвовал в рыболовной экспедиции в Африке, результатом которой стала не только серия газетных очерков, но и повесть «Заводная обезьяна», вышедшая год спустя отдельной книгой под названием «Сувенир из Гибралтара». Голованов - автор научно-популярных книг «Штурм бездны», «Путешествия в страну урана» и повести «Кузнецы грома» (повесть привлекла внимание главного конструктора космонавтики Сергея Павловича Королева, который предложил Голованову самому слетать в космос). В июле-августе 1965 года Ярослав Голованов прошел все проверки в Институте медико-биологических проблем, но смерть Сергея Королева в январе 1966 года помешала реализовать полет. В январе-феврале 1990 года повторил попытку стать первым журналистом в космосе, но ему отказали по состоянию здоровья. За почти полвека своей работы Ярослав Голованов опубликовал более 1200 газетных статей, очерков и репортажей, более 160 журнальных статей, 20 книг общим тиражом более 2300000 экземпляров, издавался на 25 языках. Главной темой творчества журналиста и писателя Ярослава Голованова была космонавтика. С темой космоса связаны его книги «Кузнецы грома», «Этюды об ученых», «Этюды о великом», «Архитектура невесомости», «Наш Гагарин», «Марсианин» (Повесть о Фридрихе Цандере), «Дорога на космодром». Делом всей своей жизни Голованов считал работу над книгой «Королев. Факты и мифы», вышедшей в издательстве «Наука» в 1994 году. В 1998-1999 годах в «КП» публиковались записные книжки Ярослава Голованова «Заметки вашего современника», охватывающие практически всю вторую половину ХХ века. Умер известный российский публицист 21 мая 2003 года. Голованов - лауреат высшей журналисткой премии «Золотое перо», кавалер двух советских орденов, заслуженный работник культуры РФ.

45 лет назад (1962) в городе Новочеркасске войсками подавлена демонстрация протеста рабочих против повышения цен
2 июня 1962 года были жестоко подавлены выступления рабочих в городе Новочеркасске Ростовской области. Накануне правительство объявило о резком - на 35 процентов - повышении цен на масло и мясо. Одновременно с этим на Новочеркасском электровозостроительном заводе были снижены расценки почасовой оплаты труда. Народ начал возмущаться. «Разобраться с возмущением» решил директор завода, бросив группе рабочих: «Не хватает денег на мясо и колбасу, ешьте пирожки с ливером». Этот выпад начальника стал искрой, вызвавшей забастовку на НЭВЗ. Очевидец событий вспоминал, что никакой организации, которой принадлежала бы идея демонстраций и забастовок, не было. И западные «радиоголоса» к событиям в Новочеркасске тоже никакого отношения не имели. Все возникло стихийно и спонтанно. В день начала многотысячной забастовки - 1 июня - на площадь приехала милиция. Пришли и солдаты Новочеркасского гарнизона. Но они были без оружия и сливались с возбужденной толпой. Новочеркасские солдаты оказались «ненадежными». 2 июня в город въехали танки. Началась стрельба по демонстрантам. По официальным данным, погибли 24 человека, 39 были ранены. Среди погибших и раненых были женщины и дети. Семеро участников волнений были расстреляны по приговору Верховного суда РСФСР, 114 человек осуждены. Свидетели тех кровавых событий вспоминали, что кровь смывали пожарными машинами, но город еще долго оставался в бурых пятнах. Правда о событиях в Новочеркасске тщательно скрывалась, и лишь в начале 1990-х годов появились первые публикации об июньской трагедии 1962 года. В 1996 году президент России Борис Ельцин в ходе предвыборной кампании посетил город и подписал Указ о реабилитации жертв 1962 года и сооружении им памятника.

10 лет назад (1922) умер Николай Николаевич Озеров, заслуженный мастер спорта, народный артист России, известный спортивный комментатор
Николай Озеров - легендарный спортсмен, кумир многих поколений, известный теле- и радиокомментатор, заслуженный мастер спорта, неоднократный чемпион СССР по теннису, народный артист РСФСР. Родился в Москве в театральной семье. Отец был известным оперным певцом Большого театра, мать училась на театральном факультете Государственного института кинематографии, но из-за рождения сыновей (первенец Юрий, будущий известный кинорежиссер, появился в 1921 году), бросила учебу. С девяти лет Николай Озеров занимался теннисом, в том числе в теннисной секции общества «Локомотив» и в открывшейся в Москве школе известного французского теннисиста А.Коше. В 12 лет он выиграл чемпионат Москвы среди юношей, в 1939 году стал абсолютным чемпионом СССР среди юношей, в 1940 году впервые выиграл чемпионат Москвы среди мужчин. С 1940 года Озеров - член общества «Спартак». Многократный чемпион Москвы, с 1940 по 1958 год Николай Озеров 24 раза становился чемпионом СССР по теннису. В 1944 году стал заслуженным мастером спорта. В 1941 году Николай Озеров поступил на актерский факультет ГИТИСа, окончил его в 1946 году и получил направление в МХАТ, на сцене которого выступал около 30 лет и сыграл свыше 20 ролей. Свой первый сезон в МХАТ Озеров отметил тремя ролями в спектаклях «Победители», «Офицеры флота» и «Пиквикский клуб». Московским зрителям он запомнился в ролях Хлеба в «Синей птице» М.Метерлинка, Бенжамена в «Школе злословия» Р.Шеридана, Фабиана в «Двенадцатой ночи» В.Шекспира и других. Озеров совмещал работу в театре и спорт. Помимо тенниса, играл в клубном футбольном первенстве Москвы за первую команду общества «Спартак». В 1950 году дебютировал в роли спортивного радиокомментатора; это произошло 29 августа, когда Озеров самостоятельно вел репортаж о первом тайме футбольного матча «Динамо» - ЦДКА. Позже он вел репортажи более чем из 50 стран мира, в том числе с XVI Олимпийских игр, чемпионатов мира по футболу, с чемпионатов мира по хоккею с шайбой. Наряду с В.Синявским Н.Озеров считается родоначальником и патриархом отечественного спортивного репортажа. Среди его многочисленных наград - орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1995), премия ТЭФИ (1997) за личный вклад в развитие отечественного телевидения. После ухода на пенсию Озеров продолжал вести активную общественную жизнь: в конце 1980-х годов был избран председателем спортивного общества «Спартак», в начале 1990-х - председателем Международного спортивного общества «Спартак». С 1992 года - художественный руководитель радиостудии «Николай Озеров». В начале 1990-х годов Николай Николаевич перенес тяжелую операцию - ему ампутировали правую ногу. С тех пор он редко выходил из дома. Умер Николай Озеров 2 июня 1997 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. 19 апреля 2005 года на Озерковской набережной в Москве состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски Николаю Озерову. В это же время Федеральное агентство по физической культуре и спорту учредило «Медаль Николая Озерова», которой награждаются граждане Российской Федерации и иностранных государств за большой личный вклад в популяризацию российского спорта и укрепление международного сотрудничества.

7 лет назад (2000) в авиакатастрофе погиб Святослав Николаевич Федоров, известный российский офтальмолог, академик
Родился Святослав Федоров 8 августа 1927 года. В 16-летнем возрасте поступил в артиллерийскую спецшколу в Ереване. В течение года молодой человек изучал орудия, чуть позже перевелся во Вторую спецшколу ВВС в Ростове. Но мечта стать летчиком-истребителем оказалась неосуществимой после того, как несчастный случай - он потерял ступню - поставил точку в его летной карьере. Тогда же он решает целиком и полностью посвятить себя медицине. В 1952 году Святослав Федоров заканчивает Ростовский медицинский институт, в 1958 году становится заведующим клиническим отделением в Чебоксарском филиале государственного института глазных болезней им.Гельмгольца. 1960 год стал переломным в профессиональной деятельности Святослава Федорова - он создает искусственный хрусталик и проводит экспериментальную операцию по его имплантации. Но эти операции были объявлены «ненаучными», так как советская медицина не любила экспериментаторов. Святослав Федоров был уволен. Но об уникальной операции написала газета «Известия» - вторая в табели о рангах после «Правды» газета Советского Союза. Восстановление на работе последовало незамедлительно, и Федоров вновь вернулся к любимому делу. С 1961 года Святослав Федоров работал в Архангельске заведующим кафедрой глазных болезней мединститута. В 1967 году его перевели в Москву, где он возглавил кафедру глазных болезней и проблемную лабораторию по имплантации искусственного хрусталика 3-го Медицинского института. В 1973 году Федоров впервые в мире разработал и провел операции по лечению глаукомы на ранних стадиях. Разработав в 1974 году метод лечения катаракты и близорукости, он совершил настоящую революцию в медицине. Главой Научно-исследовательской лаборатории экспериментальной и клинической хирургии Министерства здравоохранения РСФСР Федоров становится в 1974 году. В 1979 году эта лаборатория превращается в Институт микрохирургии глаза. В 1986 году специальным решением Совмина институт был преобразован в межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» и получил беспрецедентные права. МНТК вел полностью самостоятельную хозяйственную деятельность, имел сеть филиалов в стране и за рубежом, специально оборудованные для операций самолет и корабли-клиники в Персидском заливе, Средиземном и Красных морях. Святослав Федоров прожил жизнь насыщенную и гармоничную, он сам создавал свою судьбу. В свои 70 лет он в протезе, без ноги, водил мотоцикл, скутер, ездил на лошади и сидел за штурвалом самолета - полет оставался его страстью. В свой последний полет Святослав Федоров улетел 2 июня 2000 года. Катастрофа вертолета прервала жизнь выдающегося врача-офтальмолога.

В России

Должность восстановлена в 1939 году, до этого были директора. До 1970-х гг. должность ректора, за редким исключением, существовала только в университетах (например, ТРТИ). Руководители остальных вузов (учебных институтов) по-прежнему именовались директорами.

Требования к квалификации ректора

Высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

Порядок избрания ректора

Ректор в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий 5 лет, по результатам обсуждения программ претендентов (претендента).

Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, сроки и процедура проведения выборов ректора определяются учёным советом высшего учебного заведения. Порядок выдвижения кандидатур должен предусматривать возможность самовыдвижения.

После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок, не превышающий 5 лет.

Ограничения по возрасту

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должность ректора замещаются лицами, возраст которых не превышает 65 лет, независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению учёного совета учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет.

Примечания

Литература

  • Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», статья 12
  • «Типовое положение о образовательном учреждении высшего профессионального образования», раздел V

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ректор" в других словарях:

    - (лат., от regere править, направлять). 1) начальник некоторых высших учебных заведений: университ., академий. 2) главный пастор в Англии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕКТОР 1) избираемый или… … Словарь иностранных слов русского языка

    РЕКТОР, ректора, муж. (лат. rector управитель) (ист.). Лицо, стоящее во главе управления высшим учебным заведением, а также духовным учебным заведением. Ректор университета. Ректор духовной семинарии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    - (от лат. rector управитель) название руководителя высшего учебного заведении. В соответствии с ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 19 июля 1996 г. непосредственно управляет высшим учебным заведением. Р. государственного… … Юридический словарь

    - (от лат. rector управитель) руководитель высшего учебного заведения, духовной семинарии … Большой Энциклопедический словарь

    РЕКТОР, а, мн. ы, ов, муж. Лицо, стоящее во главе управления университетом и нек рыми другими высшими учебными заведениями. | прил. ректорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж., лат. начальник или старший в университете, учебных академиях или в семинариях; ров, что лично его; рский, ко званию его относящийся. Ректорша, жена ректора. Ректорить, быть ректором. Ректорство, сан, звание, должность эта. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

    ректор - ректор, мн. ректоры, род. ректоров и в просторечии ректора, ректоров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Кёрк Ректор доктор права, обладатель ученой степени Гарварда в области бизнеса и управления, ученик и друг Вернона Вульфа. В 1992 году Кёрк Ректор впервые привез холодинамику в Россию и стал основателем и первым президентом Российской Ассоциации… … Википедия

    А; м. [от лат. rector управитель, руководитель] Руководитель университета, духовного или другого высшего учебного заведения. Р. политехнического института. Р. духовной семинарии. ◁ Ректорский, ая, ое. Р. приказ. Р. кабинет. Р. флигель… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Академик Р. В. Хохлов - ректор Московского университета , Людмила Девяткова. Книга об академике, вице-президенте АН СССР, ректоре МГУ Р. В. Хохлове основана на его интервью, докладах, статьях, а также большом количестве воспоминаний его учеников, коллег, друзей и…

Любому студенту известна непререкаемая истина: на время учебы в вузе в его жизни есть только один царь и бог - это ректор. При этом, если за все время обучения не представится случая лично познакомиться с руководителем своей альма-матер, его дух настолько материализован во всех сферах студенческого бытия, что знакомство вполне можно считать состоявшимся.

Однако время ректорской монархии в вузах, похоже, закончилось.

Управлять отечественными высшими образовательными учреждениями отныне будут ректоры и президенты. Владимир Путин утвердил поправки к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», завершив тем самым эпоху единовластия в высшей школе. Как сказано в справке к законодательному документу, «совмещение в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должностей ректора и президента не допускается».

Согласно нововведению, теперь ректор должен возглавить менеджмент вуза. Другими словами, это управленец-администратор, который будет выполнять функции финансового и хозяйственного координатора, заботящегося о материальном благополучии учебного заведения.

Президент же сосредоточивает свои силы на руководстве учебным и научным процессом и выполняет представительские функции, возглавляя ученый совет и занимаясь научно-исследовательскими проектами вуза. Из документа следует, что на должность президента может претендовать человек, «как правило, имеющий опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения». Иначе говоря, заслуженный, хотя и дееспособный, ректор-пенсионер. Госчиновники Министерства образования и науки считают, что такой подход в решении вопроса вполне гуманный, поскольку в этом случае идейный вдохновитель научного процесса, основываясь на своем богатом опыте, будет продолжать служить на благо процветания вуза. При этом реальная власть будет сосредоточена в руках действующего ректора.

В архив отправлен и устоявшийся за последние годы демократический принцип выбора ректора, кандидатуру которого голосованием определяла конференция вуза, а уже затем утверждали госчиновники. Фактически теперь кандидата на высокую должность будут назначать государственные органы в зависимости от подчинения университета или академии.

Тот, кто метит на должность ректора, должен предварительно пройти профессиональную аттестацию. В соответствии с законом его кандидатура будет предложена на согласование ученому совету вуза и после этого подлежит утверждению министерством.

Естественно, что внесенные поправки меняют не только статус главного человека в вузе, но и его полномочия. Еще на стадии обсуждения проекта представители руководства образовательной системы на местах высказывали свое мнение по поводу нововведений, направив свои предложения в Министерство образования и науки РФ. Не со всеми положениями согласился и комитет образования Мурманской области.

Как вы знаете, раньше на должность ректора человек выдвигался инициативной группой или самостоятельно, после чего решение ученого совета по выборам утверждал учредитель. Теперь кандидатуры на должность ректора рассматривает аттестационная комиссия и рекомендует ученому совету принимать на этот пост того или иного претендента. Это существенное изменение, которое мы поддержали. При этом мы рекомендовали предусмотреть согласование кандидатуры ректора с органом исполнительной власти РФ, на территории которого находится высшее учебное заведение, - подчеркнул заместитель областного комитета образования Виктор Штыков.

Что касается второй части поправок - по введению должности президента, я своего мнения не изменил: учреждать в высшем учебном заведении эту должность нецелесообразно, так как это приведет к нарушению принципа единоначалия в управлении вузом, снизит уровень полномочий и ответственности ректора, будет способствовать созданию условий для соперничества «ректорского» и «президентского» центров управления. С введением должности президента появляется "двусмысленность и в отношениях вуза с внешними партнерами.

Сомнения противников нововведения в продуктивности вводимого механизма управления вузами основываются на том, что новые поправки могут стать удобным методом отстранения ректоров от их традиционных обязанностей. Причем и корректность по отношению к ним вроде будет соблюдена, поскольку взамен прежнего поста им будет предложен президентский.

Такие президенты уже появились в Петрозаводском государственном университете, Санкт-Петербургском техническом университете (бывший политехнический институт), так дойдет и до МГУ, - говорит Виктор Штыков. - Это можно только одним объяснить - группа влиятельных людей готовит для себя плацдарм. Есть очень много различных форм использования авторитета этих людей. Например, не пересекаясь с обязанностями ректора, они могут возглавлять общественный совет, который составляет прогноз, проводит экспертизу проектов и других важных документов. То есть обе стороны будут решать практические вопросы, и не дай бог, если вразнобой. То есть ситуация довольно двусмысленная, нарушается вертикаль власти - вот что самое главное.

Обеспокоенность сторонников классического устройства отечественной альма-матер понять можно. По замыслу же российских законотворцев, президенту отечественного вуза вверяют самое дорогое - интеллект, освобождая достойнейшего мудреца от бренных проблем по содержанию вуза. Обсуждая проект документа на совещании союза ректоров, состоявшемся недавно в Москве, многие руководители крупнейших вузов страны были солидарны в том, что в учреждении должности президента есть не только логика, но и крайняя необходимость.

Для ректоров российских вузов существует возрастное ограничение на этом посту - 65 лет. Но, как правило, все это люди с богатейшим опытом, имеющие заслуженный авторитет, причем не только в научной среде, - пояснил участник совещания ректор МГПУ Роман Трипольский. - По достижении этого возраста переводить таких людей, допустим на кафедры, все равно что закапывать мощнейший потенциал вуза в землю. Поэтому в последнее время многие вузы по собственной инициативе стали вводить должность президента, а ректорский состав обновлять людьми более молодого поколения, которые могут гораздо продуктивнее осуществлять руководство. Ведь сейчас деятельность университетов и академий сопряжена с обширной исследовательской деятельностью, работой по грантам и так далее. Все это требует грамотного финансового менеджмента. А поправки, внесенные в закон, как раз отвечают давно назревшей потребности - разграничить полномочия двух руководителей вуза. Поэтому я только приветствую эту инициативу.

Однако при всей авторитарности отечественной системы образования разработчики нового документа сохранили и ее демократические устои. Вводить или не вводить должность президента для уходящего ректора - этот выбор остается за вузом. Если нет необходимости в президенте, то система его руководства остается прежней, так же как и традиционные выборы ректора, так как Федеральный закон «О статусе ректора» остается в силе.

В том, что государство будет участвовать в назначении ректора там, где предполагается наличие президента, по мнению Романа Трипольского, есть еще очень существенный положительный фактор.

Это действительно позволяет застраховаться от прихода в вуз недобросовестных рейдеров, как это произошло в некоторых столичных вузах. Кроме того, ученый совет вуза имеет все полномочия отклонить кандидатуру на пост ректора, рекомендуемую министерством, и предложить свою.

Правда, в переходе к зарубежной модели руководства вузом есть одно «но». В мировой практике президент учебного заведения имеет более весомый статус. Он даже имеет полномочия приостановить решение ректора. Все взаимоотношения с внешними сторонами, в том числе и международными, осуществляет тоже президент, ректор же осуществляет руководство только учебным процессом, участвует в работе попечительского совета и общественных организаций по аналогии с существующим монархом в парламентской республике.

Однако в России решили не отказываться от классических традиций - главным человеком в вузе все же остается ректор.

| Максим Смирнов | 14801

Благородными нас делают не знания, а любовь и стремление к науке и истине, возникающие тогда, когда человек начинает получать знания.

Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения. Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.

Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.

Структура вуза

Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения. Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.

Факультет

Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов. На каждом факультете студентам предоставляется возможность:

Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям;

Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию;

Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр.

Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах:

Научная – изучение различных дисциплин;

Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала;

Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;

Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.

Кафедра

Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета.

Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава;

Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием;

Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры.

Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации. На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.

Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, экономики, информационных систем

Деканат

Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.

Основные задачи деканата:

Совместная работа с приемной комиссией;

Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете;

Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов;

Контроль за успеваемостью студентов;

Ведение всех необходимых документов и другие.

Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе.

Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор. Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.

Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса. Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.

Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

Студент — учащийся вуза.

Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!

Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.

Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы.

Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт и т. д.


Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.


К примеру, на стоматологическом факультете есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как у ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре и т. д.).

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).


Доцент учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Кандидат наук учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях