Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалеку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николай Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца имение у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе имение, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведенную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живет «счастливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясется беда и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чем-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Чимша-Гималайский Иван Иваныч - ветеринарный врач, дворянин, персонаж также рассказов «Человек в футляре» (здесь дается его портрет: «высокий, худощавый старик с длинными усами», а также сообщается, что живет он на конском заводе около города) и «О любви». В «Крыжовнике» он выступает в роли рассказчика, повествующего о своем брате Николае Ивановиче, мечтой которого стало приобретение усадьбы и крыжовник в саду. Его можно считать резонером, выражающим близкие автору мысли. И. И. удивляется духовной узости своего брата, несмотря на любовь к нему, потому что, по его мнению, «уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». И. И. считает, что сытость и праздность «развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», и видит это на собственном брате, добившемся наконец исполнения своей мечты. В уста героя Чехов вкладывает слова, ставшие афоризмом: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». И. И. обращает острие критики и против самого себя, находя и в себе те же недостатки - самодовольство, филистерство, склонность поучать, «как жить, как. веровать, как управлять народом». Он сокрушается, что немолод и уже не годится для борьбы. Выражая протест против современного социально-нравственного состояния общества, И. И. говорит: «Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать». С жилкой, просящею улыбкой, как будто просит лично для себя, он призывает более молодого помещика Алехина делать добро.

Чимша-Гималайский Николай Иваныч - главный герой, дворянин, чиновник, затем помещик. О нем учителю гимназии Буркину и помещику Алехину рассказывает его брат - ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Заветной мечтой героя, человека кроткого и доброго, становится приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Н. И., «сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Деревенская жизнь представляется ему идеалом, непременным атрибутом которого становится крыжовник. Герой отказывает себе во всем, недоедает, одевается словно нищий и копит деньги на имение. Женится он также по расчету - на вдове, у которой есть деньги.

После ее смерти, в которой виноват отчасти и он из-за своей скаредности, герой покупает имение, сажает двадцать кустов крыжовника и превращается в настоящего барина. Н. И. много ест, полнеет и очень обижается, когда мужики не называют его «ваше высокоблагородие». У него появляется чрезвычайное самомнение. Если раньше в казенной палате он боялся иметь собственные взгляды даже для себя лично, то теперь изрекает одни истины, «и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы». Рассказчик становится свидетелем торжества героя, когда за ужином кухарка подает им к столу полную тарелку крыжовнику, собранного в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. «…Он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку и сказал: - Как вкусно!» Рассказчик подытоживает: «Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой».

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалеку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник . Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведенную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живет «счастливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясется беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Учитель Буркин и ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, чей разговор послужил внешней рамкой для «Человека в футляре », вновь выйдя на охоту, попали в поле под дождь. Они свернули с пути в сторону и вскоре добрались до Софьино, имения помещика Алёхина.

Алехин, мужчина лет сорока, руководил работой на мельнице. Увидев двоих гостей, он радушно приветствовал их и повёл в дом, где красивая горничная Пелагея принесла им простыни и мыло. Оба охотника и Алёхин пошли в купальню, где вымылись, поплавали, а потом приятно расслабленными вернулись в комнаты, переоделись в халаты и туфли, зажгли лампу и стали в креслах пить чай. Посреди такой успокоительной обстановки Иван Иванович и начал рассказывать историю своего брата, которую он обещал поведать Буркину ещё во время прошлой охоты.

Его брат, Николай Иванович, с 19-ти лет поступил в чиновники. Детство оба они провели в деревне, в поместье отца. После отцовской смерти имение оттягали за долги, однако Николай, с юности привыкнув к сельской жизни, все долгие годы своей службы горячо мечтал купить себе маленькую усадебку где-нибудь у реки или озера. Воображение рисовало ему собственные пахучие щи, сон на зелёной травке, красивый вид на поле и лес, который открывался бы с лавочки у ворот. Любимым чтением Николая были сельскохозяйственные книжки и газеты с объявлениями о продаже поместий. И во всех грёзах о собственном имении ему почему-то непременно рисовался крыжовник, который бы рос там …

«Крыжовник». Экранизация рассказа А. П. Чехова. 1967

Николай стал экономить на всём, плохо ел и одевался, а жалование клал в банк. После сорока лет с той же целью купить себе усадьбу с крыжовником он женился на старой, некрасивой вдове, только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги супруги положил на банковский счёт. От такой жизни та стала чахнуть, да и умерла через три года.

Вскоре после этого Николай наконец купил поместье, но не совсем такое, какое хотел. Он приобрёл сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками там не было. Недалеко стояло два завода – кирпичный и костопальный, так что вода в протекавшей рядом реке была цветом как кофе. Но Николай так радовался, что обращал на это мало внимания. Выписав себе двадцать кустов крыжовника для посадки, он переехал в деревню.

В прошлом году Иван Иванович навещал брата в его имении. Николая он увидел обрюзгшим и постаревшим. Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий барин, который требовал, чтобы мужики называли его «ваше высокоблагородие». Вечером брат усадил Ивана Ивановича пить чай, и кухарка подала к столу полную тарелку крыжовника – своего собственного, собранного в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. Николай минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, – он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на брата с торжеством и сказал: «Как вкусно!».

Иван Иванович, попробовав крыжовник, ощутил, что он жёсткий и кислый. Но перед ним сидел счастливый человек, которому казалось, что осуществлена его заветная мечта, и он теперь рад был сам обманывать себя. Ночью Ивана Ивановича положили рядом с комнатой брата, и он слышал, как тот не спал, а вставал, подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. Иван Иванович размышлял о том, как много людей, которые посреди невежества, скотства и бедности жизни всем довольны, покойны и даже не думают возмущаться. Очевидно, думал он, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. А надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, рано или поздно с ним стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.

В ту ночь Ивану Ивановичу стало понятно, как он сам доселе тоже был доволен и счастлив. Как и брат, он считал, что ученье – свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Теперь же он думал: а во имя чего ждать? Есть ли порядок и законность в том, что живые, мыслящие люди стоят надо рвом и ждут, когда он зарастет сам или затянет его илом? Не лучше ли попробовать перескочить через рос или построить через него мост?

Конец 19 века - время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше-Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина - приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину - за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч. Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша-Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши-Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни - наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч - представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч - представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню - вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».

Темы

В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье - это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость . Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша-Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие . Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье - это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
  2. Не менее важная проблема - эгоизм . Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.

Смысл

Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову - это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

Критика

Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, - будет ложь…

Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял - он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России - и достучался.

Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…> Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

/ / / «Крыжовник»

Рассказ «Крыжовник» А.П. Чехова переносит читателя во вторую половину 19 века.

Однажды через поле, в село Мироносицкое шли двое друзей Иван и Буркин. Неожиданно начался сильный ливень, и друзья вспомнили что находятся неподалеку от их общего приятеля - помещика Павла Алехина. Товарищи решили заскочить к нему в гости и заодно переждать дождь. Алехин радушно встретил приятелей, предложил переодеться в сухие одежды и выпить горячего чаю для согревания. По внешнему виду Павла, его можно было бы сравнить с ученым или художником, но никак не с помещиком. Одет он был в старые одежды, лицо и волосы были немытые, а сам Павел страдал полнотой. Когда приятели уселись за стол пить чай, чтобы скрасить неловкое молчание, Иван поведал собеседникам рассказ о своем брате Николае Иваныче.

Детские годы двух братьев Ивана и Николая проходили в усадьбе их отца, который дослужив до высоких чинов, ушел в отставку. Детям. отец оставил в наследство дворянский титул. Когда отца не стало, их имение отобрали за неуплаченные кредиты. Николай пошел служить чиновником, но ему там было скучно, и он часто предавался мечтам заиметь усадьбу, в саду которой будут расти кусты крыжовника. Николай долго копил деньги, лишал себя всего, даже еды. В конце концов он женился на пожилой, богатой вдове, ради выгоды. Но даже после свадьбы, он экономил каждую копейку на питание.

Так, Николай, который был добрым и щедрым человеком, обернулся в жестокого и жадного деспота. Жена, не выдержав такой жесткой экономии, вскоре умерла. Вдовец ни капли, не сожалея о смерти супруги, наконец приобрел усадьбу. Также он купил несколько десятков кустов крыжовника, высадил их вокруг усадьбы и заделался помещиком.

Пришло время первого урожая. Николай собрал с кустов, ягоды крыжовника. Они оказались кислыми и твердыми. Но землевладельца это не расстроило, наоборот, он чувствовал себя успешным человеком, который добился в жизни того, чего хотел.

Спустя время, в гости к брату заехал Иван и удивился, как изменился Николай, он располнел, постарел и стал очень ленивым человеком. Брат угостил Ивана крыжовником и по его лицу было заметно, что он необычайно горд своей скучной, унылой и монотонной жизнью.

Иван Иваныч, увидев брата, пришел в горькое уныние. Посмотрев на его жизнь, он подумал, что пока такие, как Николай, пьют, едят вдоволь и довольствуются счастливой жизнью, другие голодают, страдают от нехватки лекарств и умирают. Ночью Иван подумал, что каждому человеку нужно напоминать, что кроме него, есть другие люди, которые нуждаются в помощи. Также нужно помнить, что с каждым человеком может приключиться беда и его могут не услышать, также, как он в данный момент не слышит остальных.

Завершая свою историю, Иван поведал своим собеседникам о том, что смысл жизни заключается не в счастье, и не в сбывшихся мечтах, а в том, чтобы творить добро.

Однако, Буркин и Петр не поняли смысл повествования Ивана и не вникли в его последние слова. Приятели рады бы ещё поболтать, но уже поздно и все пошли почивать.