March 5th, 2018

Продолжаем пополнять нашу . Сегодня у нас вот такой интресный и конечно «самый самый» объект.

Археологический комплекс Чан-Чан (Chan Chan) расположен в долине Моче, на берегу Тихого океана, в 5км от города Трухильо и в 550 км от Лимы. Чан Чан — крупнейший глинобитный город мира. Древние постройки занимают площадь свыше 14 км2. Центральная часть города сформирована девятью так называемыми «дворцами» — крупными, обнесенными стенами, площадками, более мелкими секторами и отдельно стоящими пирамидами. Центр города покрывает территорию приблизительно в 6 км2. Остальная часть комплекса - древние, плохо сохранившиеся сооружения: остатки дорог, каналов, стен, кладбищ. В 1986 году Чан-Чан обрёл статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, позднее город включили в Красный список объектов Всемирного наследия, как архитектурный памятник, находящихся под угрозой уничтожения.

С языка чиму, согласно транскрипциям, составленным испанскими хронистами, Чан-Чан переводится как «Большое солнце» или «Сверкающее солнце». Таким образом, практически не возникает сомнений, что название города, так или иначе, связано со светилом.

Давайте посмотрим на него подробнее …

Чан Чан - столица могущественного и богатого, технически развитого царства Чимор культуры Чиму (1100 — 1470 года). Город был построен во второй половине IX века, и особенно процветал с XIII по XV столетие. Максимальное количество жителей составляло свыше 30 000, а по некоторым данным, в период максимального расцвета, в городе иогло жить до 100000 человек.

Столица чиму состояла изначально из девяти автономных округов, каждый из которых управлялся отдельным правителем, проявившим доблесть в бою. Эти правители почитались как короли. Каждый округ имел собственные места захоронений с богатыми вложениями в них драгоценных камней, керамических изделий и с десятками скелетов молодых женщин.

Когда в конце XV века (1470 год) пришли завоеватели-инки, они не могли взять Чан-Чан военным путем. Поэтому нападающие соорудили дамбу для того, чтобы повернуть реку, на которой стоял Чан-Чан, в другом направлении. Лишь нехватка воды заставила осажденных сдаться инкам. После завоевания инками город стал терять свое значение. Однако разрушили и разграбили его не инки, которые больше стремились к расширению своей империи Тауантинсуйю, чем к богатству. Разрушение пришло, когда империей инков завладели испанцы. От всей культуры чиму после этого мало что осталось. Сегодня сохранились лишь огромные площади с обветшалыми домами из самана и руины культовых сооружений.

Необходимо отметить, что культура Чиму, включенная в состав Тауантисууйю (название инкской империи), по многим аспектам превосходила созданное сынами Солнца общество. Стоит отдать должное инкам, они смогли не только увидеть и сохранить достижения чуждого им народа, но и принять их в свою культуру. Инки завладели городом Чан Чан в результате полной его блокады. Солдаты разрушили акведуки, тем самым лишив жителей источников пресной воды. За период войны погибло огромное количество горожан. Павший Чан Чан восстановили, население вернулось к мирной жизни.

Так что, к приходу испанцев, город стал одним из множества благополучных индейских поселений великой Инкской Империи, с относительно небольшим количеством жителей, и важной политической роли более не играл. В период властвования испанской короны Чан Чан был излюбленным полигоном мародерских раскопок конкистадоров, поскольку среди европейских захватчиков бытовало мнение, согласно которому в толще глиняных стен «дворцов» и в пирамидах сокрыты несметные сокровища.

При строительстве города мастера использовали материалы, наиболее доступные в регионе. Самым распространенным был саман - глинистый грунт, иногда смешанный с тоторо (разновидность камыша). Стены дворцов — мощные кладки из необожженного кирпича, воздвигнутые на каменном фундаменте. В строительстве жилых секторов, пандусов, платформ, были использованы битые необожженные кирпичи и смешанные с глиной строительные отходы. Поскольку Чан Чан расположен в засушливом регионе страны, древесины при строительстве использовали мало. В основном, из нее делали столбы, колонны и притолоки. Крыши крыли плетеной соломой. Современных посетителей впечатляет красота, видимая простота и стильность древних сооружений.

К приходу инков Чан Чан был самым крупным городом своего времени на южноамериканском континенте и остается крупнейшим глинобитным городом мира по сей день. Древние постройки занимают площадь свыше 14 км2. Город функционально делился на две части — центр и периферию.


Центр города прямоугольной формы покрывал территорию примерно в 6 км2 ивключал три типа построек: обнесенные стенами площадки, которые также называют цитаделями или дворцами; уаки или усеченные пирамиды, а также вспомогательные постройки.


Периферия города была занята пахотными землями, фруктовыми садами, кладбищами, а также хозяйственными и сельскохозяйственными постройками: зернохранилищами, складами, ирригационной системой.


Центром города являются девять основных дворцов (цитаделей). Постройкам присущи сходные черты организации. Все дворцы ориентированы с севера на юг, все имеют один единственный вход, расположенный в северной стене. Такая организация позволяла держать под контролем приход и уход «гостей». Внутреннее пространство каждого дворца разделено на три сектора: северный, центральный и южный.


В «Северной части» располагалась большая церемониальная площадь, по периметру ограниченная низкими стенами - тумбами, которые, видимо, использовали как посадочные места при проведении общественных мероприятий. Вглубь территории, к зоне, называемой аудиенциями, вел пандус. Аудиенции - серия внутренних двориков, в центре которых располагались U-образные здания. Назначение построек - ритуальное.


«Центральный сектор» был представлен самым большим количеством складских помещений. Кроме того, именно здесь располагалась «Погребальная Платформа» — маленькая пирамида с усеченной вершиной. В сакральном сооружении находил упокоение господин каждой из цитаделей. Хозяина хоронили в сопровождении слуг, жен, наложниц, а также снабжали всем необходимым для жизни имуществом. Конечно же, именно этот сектор вызывал наибольший интерес у испанских конкистадоров, охотников за сокровищами, с самого начале экспансии (с 1532 года).


Южный сектор был самым просторным. Благодаря работе археологов стало известно, что именно в этой части цитадели проходила повседневная жизнь владельца. Здесь были кухня и спальни, а также именно здесь располагались колодцы, обеспечивающие весь дворец пресной водой.


На территории города Чан Чан сохранились остатки археологических комплексов, не входящие в девятку «наиважнейших». Они принадлежали нижестоящей элите города. Организация комплексов сильно напоминает организацию девяти дворцов.


Стоит подчеркнуть, что цитадели не были просто жилыми комплексами, но включали площадки для ритуальных действий, а также выполняли роль «офисов-кабинетов», т.е. были рабочими местами администрации.


Сейчас для посетителей открыт дворец Тсшуди (Чуди); начаты реставрационные работы дворца Риверо.

Дворец Тсшуди или Центральный Дом - самый известный из глинобитных дворцов города Чан Чан, был возведен, примерно, в 1400 году. Другие названия цитадели - Ник Ан, т.к. комплекс был посвящен богу моря Ни, что отчетливо прослеживается в украшениях морской тематики. Дворец Тсшуди являет собой яркий пример архитектурного стиля чиму. Важной достопримечательностью и отличительной особенностью дворца является церемониальный бассейн, расположенный в центральной части и сохранившийся до наших дней. Этот впечатляющий резервуар, видимо, был сценой церемоний, связанных с водой и плодородием.


До сих пор здесь можно обнаружить два стиля дизайна резьбы: животные - птицы, рыбы и мелкие млекопитающие; графика - стилизованное изображение тех же самых животных. Все резные фигуры были покрашены в желтые или черные цвета. Резные фигурки в Чане Чане изображают крабов, черепах и сети для ловли различных морских животных. Чан Чан, в отличие от большинства других прибрежных руин в Перу, расположен близко к Тихому океану.

В 1986 году Чан-Чан обрёл статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, город постепенно разрушается. Причины — ежегодные бури, которые все сильнее видоизменяют пустынные прибрежные территории; повышение уровня грунтовых вод; влияние климатической аномалии Эль-Ниньо, а также нелегальные поселения на территории археологического комплекса, разрастание города Трухильо. Из-за продолжающегося разрушения, Чан-Чан был включен в Красный список объектов Всемирного наследия, как объект, находящихся под угрозой уничтожения. В наши дни ученые разных стран борются за сохранение города.


В последние годы к усиленной эрозии древнего города приводит климатический феномен Эль-Ниньо. Десятилетиями в этой местности едва бывали осадки, однако вместе с переменой климата ежегодные бури становятся все сильнее и видоизменяют пустынные прибрежные территории. Лучше всего сохранился район Чуди, названный в честь швейцарского исследователя Иоганна Якоба фон Чуди. Этот район постепенно восстанавливается и открыт для посещения туристов. Здесь можно увидеть некоторые праздничные залы с роскошными орнаментами. До 1998 года саманные сооружения покрывали специальной глазурью, защищавшей их от осадков. Однако с тех пор феномен Эль-Ниньо стал настолько силен, что необходимо было построить стальные леса, чтобы древние сооружения не размыло.

В 2014 году завершены работы по строительству защитных навесов над построенным из необожженного кирпича (адобы) древним доинкским городом Чан-Чан. Об этом заявило Министерство культуры Перу, сообщает сайт Peruvian Times . Работы над USD 60.000 проектом были начаты в начале декабря прошлого года, было задействовано 70 рабочих.


Здания древнего города, расположенного недалеко от прибрежного города Трухильо, построены из самана (необожженного кирпича) и поэтому постоянно подвергаются разрушительному воздействию сильных дождей, приносимых тёплым океанским течением Эль-Ниньо.

И хотя в этом году Эль-Ниньо не ожидается, всё же даже небольшие осадки могут оказать воздействие на стены с изящным резным орнаментом. «Всё спланировано так, чтобы свести к минимуму риск повреждения от дождей, — сообщил глава проекта Хенри Гайосо. - В расчет приняты возможные воздействия до, во время и после дождей. Это гарантирует сохранность археологического комплекса».

Работы включили в себя очистку дренажной системы и установку защитных навесов над стенами комплекса.


Напомним, Чан-Чан был внесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия в 1986 году. Город был столицей царства Чиму, контролировавшего территорию северного побережья Перу с 900 гг. вплоть до покорения армией инков под командованием Тупака Инки Юпанки в конце XV века. В период своего расцвета, Чан-Чан был самым крупным городом доколумбовой Америки и самым крупным городом из необожженного кирпича во всем мире.


В то же время, следует отметить, что на текущий момент Чан-Чан включён ЮНЕСКО в список мест, которым грозит опасность и не только от воздействия дождей, но также от эрозии почв и людей, которые вторгаются на соседние с городищем территории с целью занятия сельским хозяйством, строительством домов и организации свалок.


Для поднятия самосознания у граждан страны и воспитания гордости за наследие Перу, Министерство культуры организовывает в Трухильо летние программы по ремеслу и искусству для детей, где будут задействованы мотивы доколумбовых городов севера страны.

Надо сказать, что известность Чан-Чан возрастает в связи развитием Специального Проекта, направленного на популяризацию исторического памятника в средствах массовой информации. В 2013 году были созданы документальные фильмы, которые показываются на международных новостных каналах CNN и BBC, а также выпущены книги и написаны ряд статей в популярных журналах об истории и культуре чиму. На территории руин Чам-Чама проводятся интересные программы, связанные с историей Чимора.










Современный испанский язык появился в средневековом королевстве Кастилия (север современной Испании). Кастилия была одним из государств, которые в течение нескольких столетий отвоевывали Пиренейский полуостров у потомков арабских завоевателей. Крупнейший испаноязычный мира в те годы – Бургос, столица Кастилии.

На исходе средних веков королевства Пиренеев Арагон и Кастилия объединились, и это положило начало возвышению Испанской империи. В августе 1492 года из порта Палос-де-ла-Фронтера Христофор Колумб отправился в историческое путешествие. В XVI веке испанцы (и португальцы) начали освоение Южной Америки.

Значительные территории Нового Света стали частью испанской империи. За море отправлялись, в основном, мужчины, которые находили жен среди местного населения и заводили с ними детей. Так в Южной Америке и Мексике распространился испанский язык.

Сейчас испанский – третий в мире родной язык (уступает китайскому и хинди). Это родной язык для 470 миллионов жителей планеты и второй - для еще 58 миллионов. Большинство из них живет на бескрайних просторах Южной и Центральной Америк.

1 место - Мехико

Сегодня Мехико – крупнейший город на планете по числу населения, жители которого говорят по-испански. При этом по числу жителей он только двенадцатый в мире, уступая таким азиатским мегаполисам, как Токио, Джакарта, Сеул и Манила. По данным за 2016 год, в Мехико живет 20 400 000 человек.

История города уходит во времена ацтеков. Он был основан в первой половине XIV столетия под именем Теночтитлана. В 1519 году в город впервые вошли европейцы – Эрнан Кортес и его соратники. В 1521 году после тяжелой осады испанцы взяли Теночтитлан, который остался в руинах после месяцев боевых действий.

Завоеватели сохранили расположение улиц индейского города и поселились во дворцах, принадлежавших ацтекской знати. В 1536 году в город, который стали называть «Мехико», прибыл наместник Испанской короны. Мехико стал столицей Новой Испании. Ее наместник жил во дворце на главной площади Сокало, рядом стояли Кафедральный собор и дворец архиепископа.

В 2011 году группой ученых-генетиков было проведено исследование среднего генетического состава населения мексиканской столицы. Оно дало следующие показатели:

  • 65% населения – коренные жители Центральной Америки;
  • 31% - европейцы;
  • 3% - африканцы.

Кроме потомственных граждан Мексики, потомков испанских колонизаторов и коренных жителей, в городе живет много выходцев из других стран. Это переселенцы из США и Канады, уроженцы стран Южной Америки и Карибского бассейна. Здесь можно встретить выходцев из Европы, государств Ближнего Востока, к которым в последние годы присоединились жители Китая и Кореи. Со времен испанского владычества в Мехико приезжали филиппинцы, которые интегрировались в общество колоний.

В Мехико живет больше всего граждан США, покинувших родину. Их численность оценивают по-разному. Популярна цифра в 600 000 американцев, но скептически настроенные исследователи ставят ее под сомнение и называют более скромную – менее 150 000 человек.

2 место - Буэнос-Айрес (Аргентина)

Население Буэнос-Айреса (с агломерацией) составляет 15 355 000 человек. Он - на втором месте среди испаноязычных городов и на двадцатом - среди городов мира, уступая Москве, Каиру и Бангкоку.

Первые испанцы достигли места будущего Буэнос-Айреса в 1516 году. Ровно через двадцать лет на этом месте был основан город. Территория первого поселения располагалась чуть южнее нынешнего центра столицы. В 1542 году нападения индейцев вынудили испанцев оставить новое поселение. Его возродили в 1580 году.

Город входил в испанское вице-королевство Перу, затем стал столицей вице-королевства Рио-де-ла-Плата. В век борьбы за независимость Буэнос-Айрес был столицей Соединенных провинций Южной Америки, Аргентинской конфедерации, отдельной непризнанной республики и, наконец, республики Аргентина.

Исторически жители приморских городов Южной Америки называли «портено». С XIX столетия этим словом чаще всего обозначали именно жителей Буэнос-Айреса. В XIX веке, и особенно в 1880-е годы, в Аргентину приезжало много европейцев – выходцев из Испании и Италии. Они селились в приморских Буэнос-Айресе и Монтевидео. Так эта часть страны стала заселена потомками выходцев из Европы, в то время как во внутренних районах было больше потомков индейского населения. За период 1880-1910-х годов число «портенос» в городе выросло с 500 000 до 1 500 000 человек.

Кроме Испании и Италии, в Буэнос-Айрес приезжали и выходцы из других стран Европы. Меньшинство жителей – креолы (потомки населения испанских колоний) и метисы (потомки переселенцев и индейцев). В XX веке их численность росла за счет переселения в Буэнос-Айрес из других районов Аргентины и соседних стран.

Массовое переселение в столицу Аргентины выходцев из Италии привело к созданию диалекта «лунфардо» (название происходит от итальянской области Ломбардия). Он появился как особый диалект преступников, который позже стали использовать и другие горожане. Некоторые слова лунфардо вошли в испанский язык Аргентины. Сейчас словом «лунфардо» служит синонимом выражению «речь Буэнос-Айреса».

3 место - Лима (Перу)

Третий по численности жителей испаноязычный город мира – Лима, столица государства Перу. Его население составляет 11 000 000 человек. город Лима расположился на 29 месте по численности жителей среди городов мира, уступив Тегерану, Стамбулу и Рио-де-Жанейро.

В доколониальную эпоху территория Лимы была под властью империи Инков. В 1535 году Фраyсиско Писарро основал «Город королей», но название не прижилось, и город получил название «Лима». После создания вице-королевства Перу Лима стала его столицей. Когда в 1821 году Перу стало независимым государством, город сохранил столичный статус.

Испанский Лимы называют испанским языком побережья Перу. Он отличается влиянием на него кастильского диалекта. Исторически большинство испанских дворян, заселивших Лиму, были выходцами из Кастилии. Испанский Лимы отличает отсутствие грамматического феномена «восео», характерного для испанского языка других стран Латинской Америки, когда местоимение vos употребляется вместо tu или usted.

Сегодня население Лимы и агломерации составляет около трети населения всего государства. На язык Лимы влияли языки переселенцев из Европы, Азии и , а также язык индейцев кечуа. Сейчас белые и метисы составляют примерно по 40% населения перуанской столицы. Кроме них, в городе есть крупнейшие на континенте китайская и японская общины, а также много индейцев кечуа. Язык этого индейского народа является в Лиме официальным наравне с испанским.

Испанская политика в эпоху географических открытий привела к созданию империи на нескольких континентах. Жители этих земель говорили по-испански и усваивали культуру метрополии. После распада империи результаты культурного влияния сохранились. И закономерно, что крупнейший испаноязычный город мирарасположен в густонаселенной Латинской Америке.