Власти сегодня внесли изменения в федеральный закон об «Образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми можно точно сказать о том, как измениться аттестация учителей в 2018 году, последние изменения в данном законопроекте говорят, что на первом этапе мероприятия должны будут подтвердить свою профессиональную пригодность, а на втором – пройти комиссии, повреждающую полученную квалификацию.

Требования Российского законодательства обязывают каждого педагога (учителя) каждые пять лет проходить процедуру переаттестации, и делается это для того, чтоб подтвердить имеющиеся навыки и получить новые профессиональные знания. Данное мероприятие постоянно меняется, поэтому знать о его особенностях должен каждый представитель данной профессии.

Существуют некоторые нюансы прохождения переаттестации и главное, о чем стоит помнить, это то, что пройти комиссию успешно можно при наличии определенного уровня знаний, для этого нужно уделить внимание еще и находчивости и способности реагировать на нестандартные ситуации (в педагогической среде они возникают очень часто). Успешно пройденная аттестация учителей в 2018 году на высшую категорию может стать поводом для получения повышения на работе, поэтому времени на подготовку ей стоит уделить достаточное количество (тем более повышение обычно сопровождается ростом заработной платы). Более того, отсутствие переаттестации может стать причиной для увольнения сотрудника.

СМИ недавно опубликовали информации о том, что правила переаттестации в 2018 году будут немного изменены, и произойдет это с целью уменьшения числа необразованных . Проблема в том, что современные результаты проверки школьных учреждений и результаты оценок государственных экзаменов говорят, что некоторые представители общеобразовательной сферы существенно завышают оценки ученикам, поэтому очень часто они не соответствуют действительному уровню знаний. Особенно часто данное явление наблюдается в провинциальных городах, и представители Минобразования говорят, что причиной этого может являться недостаточная квалификация педагогического состава. Данный факт заставил их задуматься о том, как изменить аттестацию учителей в 2018 году так чтоб это положительно повлияло и на педагогов и на учеников.

Разработкой новой аттестации будут заниматься не только , а еще и учительский состав школьных учреждений, поэтому риск составления некорректных заданий минимален. Аттестация будет состоять из нескольких блоков, первым из которых станет проверка текущего уровня знаний по тому или иному предмету. Второй блок ознаменуется проверкой психологических характеристик человека, а третий будет нацелен на определение учительских навыков. Подобный подход позволит как можно более точно выяснить уровень подготовки учителя и его способности к нахождению общего языка с детьми. Однако ситуация усложняется тем, что точной информации о том, как будет проходить аттестация учителей в 2018 году, пока никто не дает, ведь методика оценки еще находится в стадии разработки и некоторые предложения Минобразования вызывают споры о том, стоит принимать их или нет.

Несмотря на то, что переаттестация учителей еще до конца не утверждена, последние новости говорят о том, что проводить ее планируется каждые четыре года (хотя обсуждается вариант и с более частыми проверками). Некоторые источники информации говоря, что учителя должны будут писать эссе, направленное на оценку их кругозора. Однако данный вопрос является спорным, потому что становиться непонятным то, кто же будет проверять работу и какие критерии в ней придется учитывать, потому что в этом случае оценка может быть необъективной.

Некоторые эксперты, говоря о том, как будет проходить аттестация педагогов в 2018 году считают, что эссе может быть заменено экзаменов (по аналогии с ЕГЭ), который позволит определить как общий, так и узконаправленный спектр знаний учителя. И данный вариант считается наиболее оптимальным, потому что именно он позволит определить профессиональную квалификацию человека.

Психологическую характеристики можно проводить по видео-уроку, и хотя данный вариант является неплохим, здесь есть технические сложности, потому что снимать урок должен бут профессионал и разрешение на съемку должно быть получено у всех родителей, что само по себе является проблематичным заданием.

В завершение стоит сказать о том, что плохо пройденная аттестация не должна будет становиться поводом для увольнения, ведь такие учителя будут просто отправляться на перепрохождение процедуры с целью повышения педагогических навыков. Соответственно, бояться данной процедуры не следует, она просто позволит вывести сферу образования РФ на принципиально новый уровень развития.

Обязательным условием для работы в сфере образования является своевременное прохождение аттестации.

Иными словами, учителя, преподаватели ВУЗов, воспитатели дошкольных учреждений не могут строит карьеру, если своевременно не проходят специальные курсы, цель которых – расширить имеющиеся знания, повысить квалификацию.

Подробнее

Преподаватели точно знают, что каждые пять лет они должны проходить процедуру переаттестации. Нужно это, в первую очередь для того, чтобы не терять имеющиеся навыки, а развиваться только вперед. В целом, мероприятие довольно значимое. Однако, как и все, с каждым годом оно меняется, дополняется какими-то новыми данными.

О процедуре

Прежде чем попасть на процедуру, стоит выяснить, где именно она проходит. Сделать это можно, ознакомившись со специальным положением.

1. Для успешного прохождения комиссии необходимо не только продемонстрировать имеющиеся знания, но и показать находчивость, способность реагировать в той или иной непредвиденной ситуации, которая часто может возникнуть в стенах школы или ВУЗа, и при этом не иметь отношения к знаниям.

2. В случае, если преподаватель показывает себя с положительной стороны, он вправе надеяться на то, что со стороны начальства ему может быть предложено повышение. Весомый стимул, однако доступен он не всем.

Но одно можно сказать точно – без пройденной аттестации рассчитывать на повышение не приходится. В некоторых случаях, если преподаватель отказывается от подтверждения своей компетентности, его могут попросить покинуть рабочее место. Во всяком случае спорных ситуаций избежать не получится – это точно.

Основные сведения

Итак, основные сведения относительно аттестации учителей, преподавателей, любых работников сферы образования будут сводиться к следующему:

1. Обязательная аттестация затронет сотрудников образовательной сферы. Периодичность прохождения процедуры – раз в пять лет. При этом освобождаются от аттестации в следующих случаях:

Преподаватели, уходящие в декретный отпуск (для них аттестация потребуется уже после выхода на работу);

Учители с квалификацией;

Новички, недавно пришедшие в сферу образования;

Педагог, недавно вышедший с больничного.

Однако здесь важно учитывать и желание самих преподавателей. В случае, если они попадают хотя бы под одну категорию, но хотят пройти проверку – им никто не запретит этого сделать.

Стоит сказать, что добровольная аттестация не запрещена, и только поощряется. Для того чтобы принять в ней участие, стоит заранее подать документы руководству.

Педагоги без квалификации или с одной, могут добиться повышения до одного разряда. А большее возможно при условии получения квалификации за два года до начала аттестации, не позднее.

Последние изменения в ходе аттестации

Начиная с 2018 года в действие планируется ввести новую модель аттестации учителей. Основная цель изменений – отсеять слабых педагогов и оставить только сильных, при этом, с повышением квалификации.

Сильно волнующий организаторов момент – завышение оценок, что часто встречается в провинциальных городках. В итоге получается, что баллы, набранные во время ЕГЭ, не соответствуют тем оценкам, которые были у ученика на протяжении всех лет обучения.

Вполне возможно, что это стоит связывать и с недостаточными знаниям самого педагога.

Новая форма проверки знаний преподавателей разрабатывается с участием самих учителей, а следовательно, есть вероятность того, что она сможет предоставить объективные показатели.

В целом же, проверка будет включать в себя не только уровень знаний. Также в нее обязательно войдут:

Проверка реакции учителей на ту или иную психологическую ситуацию;

Проверка навыков преподавания.

И только в случае успешных результатов по всем параметрам, преподаватель будет считаться компетентным.

Также известно, что проверка преподавателей будет проводиться раз в четыре года, хотя ранее были сведения о том, что делать это нужно чаще, хотя бы раз в 2-3 года.

В настоящее время проверка учителей, ее новая схема находится на стадии утверждения, но уже успела получить много негативных откликов со стороны преподавателей.

Возмущает их сразу несколько моментов, среди которых: необходимость написания эссе, которое продемонстрирует развитость кругозора, психологические проверки.

В случае если в 2018 году работник не пройдет аттестацию, его направят на переподготовку. Однако чтобы эффективно подготовиться к грядущим проверкам у работников образовательной сферы еще есть время.

Не забывайте поздравлять любимых учителей с их профессиональным праздником — День учителя!

Аттестация педагогических работников на 2017-2018 год представляет собой совершенно новый свод правил, положений и уставов, причём весь процесс осуществляется и проводится в два этапа, для каждого из которых характерны и свойственны свои особенности и характеристики. К примеру, в самом начале преподавателю обязательно придётся продемонстрировать и показать всю свою профессиональную пригодность. А вот уже потом преподавателю необходимо доказать право на приобретение заявленной категории.

Неизменным осталось лишь то, что решение выносится по результатам специальной комиссии, которая и оценивает уровень компетентности данного преподавателя.

Но, обо всём подробнее, ведь здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Виды аттестации.

Как уже было сказано выше, процесс аттестации педагогов имеет небольшую разновидность и классификацию. Это обязательная и добровольная аттестация, которые существенно отличаются друг от друга.

  • Во-первых, обязательная аттестация. Этот вид подразумевает под собой обязательную без исключения для всех работников аттестацию. Стоит отметить, что в 2018 году она пройдёт согласно всем тем нововведениям, которые были введены и внедрены в 2017 году. Стоит сказать, что под этот вид аттестации не подходят все те преподаватели, которые начали свою трудовую деятельность непосредственно в 2015 году, также под неё не попадают те преподаватели, которые только что вышли из декретного отпуска, даже не смотря на то, что срок прежней уже истёк или же истекает. Причём от аттестации также могут отказаться на вполне законных правах те преподаватели, которые по каким-то причинам не работали в течение 4-х последних месяцев.
  • Во-вторых, добровольная. Этот вид подразумевает непосредственно аттестацию для всех желающих, кто хочет повысить свою квалификационную категорию раньше положенного срока. Основная задача этой аттестации заключается в создании стимуляции профессионального роста среди тех педагогов, кому она очень необходима. Если вы хотите стать участником такого вида аттестации, то в 2018 году необходимо написать и подать соответствующее заявление о своём желании и намерениях и, конечно же, направить его директору образовательного учреждения. Как правило, заявление должно быть рассмотрено в течение одного месяца, но не более. В том случае, если ответ будет положительный, то собирается специальная комиссия, которая и будет решать дальнейшую судьбу преподавателя. Согласно закону весь процесс аттестации занимает не более 2-х месяцев. Если по каким-то причинам педагог не согласен с принятым решением аттестационной комиссии, то он имеет право на созыв другой комиссии, способной решить этот спор, либо обратиться в суд.

Наверное, ни для кого не является секретом тот факт, что повышение квалификации подразумевает увеличение уровня заработной платы.

Новые положение и правила.

Уже с начала нового 2017-2018 учебного года каждый преподаватель должен обязательно ознакомиться с вводимыми преобразованиями и изменениями в вопросе аттестации. Какие изменения и положения следует назвать и отметить, прежде всего?


Стоит сказать, что по истечению установленного срока, а, точнее, 1 месяца, заявителю обязательно должно прийти уведомительное письмо на домашний адрес, где будет подробно указано место и время проведения аттестации. Как правило, график аттестации на первую и высшую квалификационную категорию устанавливается и утверждается министерством образования заранее.

Как видно, процесс аттестации педагогических работников действительно претерпел ряд серьёзных изменений, с которыми обязательно должны справиться педагогические кадры, ведь у каждого уже имеется определенный опыт и собственный багаж знаний.

Аттестацией называют комплексную оценку профессионализма и квалификации педсостава образовательных учреждений. Эта процедура, согласно новой редакции Закона «Об образовании», предписывает необходимость организации и прохождения аттестации педагогов раз в пятилетку. Практически каждый год контролирующие структуры вносят коррективы в план аттестации, иногда изменения эпизодические, но зачастую существенные.

Руководство школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений (УО) обязано ознакомиться с измененной программой, а также донести до подчиненных, как будет проходить аттестация педагогических работников в 2019 году.

Акцентные моменты обновленного законодательства

Правительство РФ обозначило 2018-2019 годы периодом реформ образовательной системы. Основная цель перемен в этой сфере – улучшение социального статуса педагога, оптимизация общего уровня преподавания и проведение мероприятий, способствующих росту престижности профессии. Эти запросы не новы, но сейчас их острота не дает возможность откладывать решение.

Министерство образования и науки отмечает, что требования выросли ко всем сторонам учебного процесса – и к учащимся, и к педагогам. Специалисты акцентируют внимание на том, что без этой категоричности невозможно продвигаться вперед, новые требования диктует время и намеченные на ближайшие годы задачи.

В частности, определен перечень самых частых проблем, с которыми сталкивается сегодня молодой специалист:

Он испытывает сложности с трудоустройством, так как принимают в штат новичков неохотно;

Низкая заработная плата – молодой специалист не заработал еще категорий, стажа и тех надбавок, которые заслужил учитель опытный, и даже старания и успехи молодого педагога руководство не всегда может поощрить материально в ощутимом объеме;

Наконец, молодой специалист не имеет возможности быстро повысить свой профессиональный уровень, ведь для этого ему нужно отработать в УО определенное количество лет и т.д.

И хотя многим такие трудности кажутся логичными, недоступными для изменений, именно приводят к оттоку молодых специалистов из школ. Они не находят самореализации, не могут рассчитывать на хорошую зарплату, ищут работу в иной сфере. Потому необходимость реформ назрела, и чтобы изменить текущее положение молодых учителей (в том числе) изменения претерпела аттестация педагогических работников 2019 .

Для чего проводится аттестация

Если говорить очень кратно и емко, то аттестационная процедура может стать карьерной лестницей для современного учителя. Получив категорию выше имеющейся, специалист видит определенные перспективы.

Среди них:

Повышение зарплаты с учетом всех полагающихся выплат по определенной тарифной сетке;

Возможность получить нагрузку в виде классного руководства;

Возможность получить право заведования кабинетом и т.д.

И это не все перспективы, которые открывает успешно пройденная аттестация. Педагог мог расшить спектр своей деятельности за счет возможности ведения кружков, студий, секций, факультативов и пр. Он может получить определенную должность только при наличии категории, наконец, перейти в новое УО, стать методистом или заместителем он тоже может только при наличии определенной категории. Даже если объективно специалист готов к повышению уже сейчас, отсутствие категории мешает ему получить повышение.

В чем были недоработки прежней аттестации

Система, действующая до изменений, не была совершенной. Молодой специалист часто оказывался обезоруженным перед той цепочкой планомерных действий, которую нужно пройти для небольшого продвижения по карьерной лестнице. Первая аттестация представлялась возможной только через пять лет непрерывной работы в УО: а это, как показала практика, критический срок для молодого педагога принятие решения о том, останется он в профессии или нет.

Внеочередная аттестация, даже при значимых успехах специалиста, не могла быть раньше, чем через два года после прохождения предыдущей. И речь не о плановом повышении, а об аттестации по личной инициативе. Это значит, что даже тот педагог, что достиг весомых заслуг, показал высокую эффективность в работе, не может раньше времени получить новую категорию.

Еще один важный момент – ранее аттестация делала акцент на самой работе учителя и ее эффективности, и практически обходила стороной тесты на знание профпредмета.

Изменения аттестации педагогических работников в 2019 году учли многие слабые моменты предыдущих предписаний, новая интерпретация отличается прогрессивным видением положения учителя и инструментов, благодаря которым он может расти профессионально без лишних препон.

Прогрессивные изменения в новой аттестации

Новые правила аттестации учителей в 2019 году в педагогическом кругу называют революционными. И если это преувеличение, то совсем небольшое. Инноваций много, и некоторые в корне отличаются от пунктов ранее проводившихся процедур.

Так, каждый педагог с истекшей аттестацией должен пройти в текущем году новый тест, предназначенный для подтверждения его квалификации. Его содержание определяется предметом, который и преподает педагог: около 70% вопросов из области профильного предмета, оставшиеся 30% охватывают общие темы педагогики и психологии обучения.

Новые правила аттестации педагогических работников в 2019 году отражены и в обновленной аттестационной модели.

Результат педагогического труда будет оценен на основе предварительного собранного материала, предоставленного в форме КИМа. Сюда входит оценка знания профильного предмета, педагогическая, а также психическая подготовленность к работе.

Применение обновленной тест-модели

Ее задача – стимулировать современного учителя повышать качество и эффективность своего труда.

Перемены

Молодой специалист может быстрее получить категорию, от которой зависит уровень его зарплаты. Это поможет избежать накопления заявок на досрочную аттестацию, то есть поспособствует дебюрократизации процесса в том числе.

Несовершенства прежней модели заключались, например, в создании портфолио. Безусловно, оно демонстрирует в определенной степени заслуги педагога, раскрывает его профессиональные стороны. Но затраченное на его создание время специалист мог бы отвести практическим действиям, которые относятся к его непосредственной работе с учеником. К тому же строгих критериев к форме портфолио так и не составлено. Это делает систему оценивания размытой, непрозрачной.

Новая аттестация педагогических работников в 2019 году уходит от «плавающих» требований и отсутствия единого подхода. Ранее после аттестации сотрудник понимал, что следующая – только через пять лет. У него исчезало желание совершенствоваться, учиться, расти, так как даже реальная эффективная работа в этом отношении не могла быть оцененной ранее строго установленного срока. Так теряется мотивация специалиста.

Новая модель: особенности

Новый подход несколько трансформирует порядок аттестации педагогических работников в 2019 году.

Как выглядит обновленная схема:

Работодатель обязуется ознакомить учителя с планом аттестации не менее чем за 30 дней (календарных) до начала ее проведения.

Учитель по желанию может предоставить комиссии дополнительную информацию, которая способна охарактеризовать его работу за период после пройденной аттестации (либо за период с момента начала профессиональной деятельности – для молодых сотрудников).

Если работник отказывается от плановой аттестации, составляется акт под подпись учителя. При его составлении должны присутствовать как минимум два лица, которые фиксируют акт.

Основа новой аттестационной модели – объективная, обязательно независимая, прозрачная оценка подтверждения квалификации работника. Сам принцип проверки меняется. Теперь контрольные материалы делятся на три блока: изучается педагогический предмет, уровень преподавания профильного предмета и коммуникабельность.

Оценка главных нововведений

Основная инновация, как уже отмечалось, НКТ – Национальный квалификационный тест. Он обязателен для каждого сотрудника. Не всем понравилось такое нововведение, многие опытные учителя даже считают его оскорбительным. Но их оппоненты уверены – обижаться здесь не на что, даже самый опытный учитель должен расти, развиваться, постоянно обновлять свои знания, чтобы не было профессиональных застоев.

Сюда же относят справедливые высказывания о том, что если даже ученик младших классов владеет компьютером, лучше, чем учитель, если он быстрее ориентируется в поисковой информационной среде, с этим нужно что-то делать.

5 других важных изменений, которые несет аттестация учителей в 2019 году :

1. Учитель получает возможность «перескочить» через категорию. И это однозначный плюс, отсутствие которого ранее тормозило профессиональный рост талантливых педагогов.

2. Возможность досрочного выхода на аттестацию, если для того есть основания. Ранее это было если не невозможно, то очень сложно. Боясь бюрократических проволок, сотрудник, заслуживающий досрочной аттестации, просто не решался подать заявление.

3. В основе аттестации – не достижения специалиста в формате «здесь и сейчас», а его работа в динамике.

4. Наличие специальной методики, которая категориально высчитывает рейтинг педагога (эффективность деятельности).

5. Учитель должен продемонстрировать концептуально новые методологические подходы к выполнению обновленных стандартов и норм ФГОС.

Новая аттестация учителей в 2019 году должна, по мнению ее разработчиков, стимулировать педагога к профессиональному совершенствованию, предотвратить стагнацию и формализм мероприятий аттестационной программы.

Изменится ли зарплата?

Специалисты Минобрнауки уверяют, что в обновленной аттестационной модели заложено и финансовое стимулирование педработников. Так, предполагается увеличение разбежки между минимальной и максимальной ставкой по тарификации: приводятся и конкретные цифры – с 16000 рублей она должна вырасти до 50000 рублей.

Новая форма аттестации учителей в 2019 году , по прогнозам специалистов, даст возможность закрепиться начинающим педагогам в школе. Рост зарплат и возможность досрочного повышения квалификации, как предполагают в Министерстве, препятствует утечке педкадров в иные отрасли.

Риски реформированной модели

Изменения в аттестации учителей в 2019 году в отдельных кругах вызвали бурную критику. В обновленной модели действительно есть риски. Например, написание учителем эссе (по новым предписаниям оно должно оценить кругозор педагога) не имеет четких требований. Кто и как будет его проверять, на основании каких критериев – точно неясно. Но специалисты уверяют, что если не будет доказана эффективность этого способа проверки, эссе заменят более убедительными вариантами.

Возникли вопросы и к тем средствам, которые учитель неминуемо затратит для прохождения аттестации. Например, он должен проводить видеосъемку уроков: далеко не все учителя могут позволить себе качественную съемку, монтаж и обработку видео. Чтобы заведомо хорошо проявить себя с этой стороны, многие сотрудники, вероятно, будут привлекать сторонних специалистов (видеографов). Эти траты, разумеется, вряд ли компенсируют школа.

Опять же, для осуществления обычной видеосъемки учебного процесса учитель должен заручиться письменными разрешениями родителей учеников. Реально ли это? Если и реально, то затраты, даже временные, излишни.

Что ожидает учителей, не прошедших аттестацию

Большая часть страхов связана с простым вопросом: «Что, если я не пройду аттестацию?» Представители Минобрнауки заверили, что увольнение такому работнику не грозит. Но для руководства незачет будет сигналом: сам учитель должен обратить внимание на свой результат.

Скорее всего, его могут отправить на курсы повышения квалификации. И даже если работник уже прошел курсы, неудовлетворительно пройденная им аттестация может стать причиной необходимости повторения этого этапа самообразования.

У учителей появятся новые должности?

Аттестация учителей в 2019 году , последние изменения которой всколыхнули педагогическое сообщество, предполагает и введение новых должностей. По крайней мере, с таким заявлением выступили создатели нового Профстандарта 2019.

Так, в российской школе теперь может появиться:

Старший учитель. Рассчитывать на такой статус может только сотр удник, уже получивший первую категорию.

Ведущий учитель. Это же звание могут получить только специалисты с высшей категорией.

Новые должности предполагают и повышение заработной платы. Введение «старшего учителя» и «ведущего учителя» должно не просто сыграть на амбициях педработника, но и выстроить определенную профессиональную градацию. Ведь если в категориях учителей обыватель разбирается недостаточно хорошо, то определения «старший» и «ведущий» вызывают более четкие ассоциации.

Кто проводит аттестацию

Аттестационную комиссию, как и прежде, формирует УО самостоятельно. В составе ее будет председатель, секретарь и члены комиссии. Пока этот организационный принцип не ждут значительные изменения, хотя в будущем они не исключены.

Если в последующем комиссия будет включать не только работников образовательной организации, но и сторонних специалистов, цель такого нововведения – повысить объективность аттестации.

Кто не проходит аттестацию

Аттестация педработников подразделяется на два вида: обязательная и добровольная. В первом случае учитель должен подтвердить свое соответствие актуальной должности. Из этого следует, что он не обязательно повышает категорию, а доказывает ее состоятельность. Добровольная аттестация – это инициатива самого учителя. Аттестация педагогических работников в 2019 году : первая категория и высшая могут быть получены учителем, если он написал заявление на прохождение процедуры.

Не подлежат обязательной аттестации следующие категории сотрудников:

Педагоги, работающие в УО с 2015 года позже;

Беременные;

Пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;

Пребывающие более четырех месяцев подряд на больничном.

Входят в этот перечень и педагоги с уже полученными категориями в недавнем времени.

Как оформить аттестационные документы

Ранее педработнику достаточно было написать заявление, сейчас же регистрация сотрудника УО на прохождение аттестации – процесс более длительный.

Какие документы потребуются:

Заявление с личной подписью педагога;

Копия результатов ранее пройденных аттестаций (при их наличии);

Копия диплома (либо дипломов) об образовании, а также о пройденной переподготовке;

Копия документа о получении категории (если она уже есть у работника), заверенная подписью руководителя УО;

Копия документации о смене фамилии, если это актуально;

Характеристика непосредственно с места работы либо сопроводительное письмо – они должны дать оценку уровня компетенций учителя и его работы;

Информ-карта с отображением итогов деятельности за межаттестационные сроки.

Те же педагоги, что желают пройти добровольную аттестацию, должны, помимо прочего, предоставить составу комиссии носители с видеозаписью двух занятий. Занятия должны быть проведены в межаттестационный период.

В каждой школе в запланированное время вывешивается график аттестации педагогических работников в 2019 году . Каждый специалист уведомлен о необходимости (либо – добровольной возможности) пройти аттестацию.

Эти нововведения конечны?

Нет, окончательная разработка новой структуры аттестации должна быть завершена в 2020 году. Это значит, что в текущем году новые аттестационные мероприятия еще не обретут завершенный вид, но будут в достаточной степени реформированы. Задумки представителей Минобрнауки касаются не только действующих учителей, но и студентов старших курсов педвузов. Будущие специалисты могут строить планы, оценивать свои перспективы, более уверенно смотреть в завтрашний день.

Ранее те же студенты, зная, что до первого значительного повышения зарплаты должно пройти не менее пяти лет с начала профессиональной деятельности, задумывались о другом пути. Многие выпускники отказывались от педагогической карьеры, в основном, из-за неопределенности в финансовом плане. Теперь же, если верить прогнозам, удастся перебороть эту нестабильность в притоке новых кадров, мотивировать молодых специалистов.

Как следствие, можно ожидать в скором времени новой формации учителей. Они не так ограничены в своем профессиональном росте, их мотивация более четкая и основательная, они готовы к прозрачному и серьезному этапу проверки своей квалификации, профессионального соответствия.

После того, как в Законе об образовании в РФ были приняты поправки, эксперты отрасли обратили внимания на некоторые трансформации в процедуре аттестации категории российских учителей. Повышение стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – такие тенденции могут стать реальными объективными требованиями к учителям уже в скором будущем. Рассмотрим более детально, что изменится в прохождении аттестации педагогов? Кто может отправиться на переподготовку? Обязательная и добровольная аттестация: особенности процедуры.

Какие изменения внесены в процедуру аттестации учителей

Согласно поправкам к Закону об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), в 2018 году введена новая модель аттестации педагогических кадров. Со слов авторов-разработчиков концепции, она призвана усовершенствовать весь учительский состав, оставив после аттестации только квалифицированных и опытных кадров.

Начиная с 2018 года, педагоги будут проходить аттестацию последовательно, в два этапа:

Этап 1. Подтверждение профессиональных педагогических навыков и соответствие их должности в школе.

Этап 2. Защита педагогической квалификации: специальная комиссия будет анализировать, был ли правильно присвоен уровень квалификации учителю. В случае подтверждения категории, педагог получит повышение квалификации.

Надо сказать, что при прохождении аттестации специально созданная комиссия будет акцентировать внимание на качестве подготовки кандидата в следующих блоках:

    знание дисциплины;

    навыки преподавания;

    коммуникация и взаимодействие с учениками;

    проверка психологической подготовки: анализ реакций педагога на различные ситуации, в том числе, и стрессовые моменты.

Кого затронет проверка знаний педагогов в 2019 году

Согласно положениям о проведении плановой аттестации педагогов, проводится она 1 раз на 5 лет. Соответственно, в 2019 году проверка знаний, навыков и психологической подготовки будет обязательна для всех тех учителей, кто проходил ее еще в 2013 году.

    В первую очередь, это учителя, которые скоро уйдут в декрет (их прохождение аттестации будет запланировано после выхода из );

    во-вторых, это учителя уже с имеющейся квалификацией;

    в-третьих, от аттестации освобождаются педагоги-новички, чей стаж работы в школе не превышает двух лет;

Аттестацию могут не проходить те учителя, которые пребывали в длительном отпуске (4 месяца и дольше). Закон предписывает им проходить плановую подготовку через 12 месяцев после полноценного возвращения в штат.

Читайте также: Будет ли повышение зарплаты российским учителям в 2019 году

Добровольная аттестация на повышение квалификации работников образования

В 2019 году все работники образовательной сферы имеют возможность по собственному желанию повысить уровень своей квалификации внепланово. При этом, важно сказать, что пройти аттестацию в добровольном порядке могут не только специалисты без категории, но и те кадры, которым присвоена соответствующая квалификация. Для того, чтобы претендовать на внеплановую переаттестацию, учитель должен уже иметь категорию на протяжении 24 месяцев, то есть с момента прохождения комиссии в предыдущий раз должно пройти 2 года.

Для того, чтобы подать заявку на прохождение добровольной переаттестации, учителю нужно обратиться, в первую очередь, к руководству школы. Далее в департамент образования по месту нахождения школы подается соответствующее заявление. Если кандидат соответствует базовым требованиям для внеплановой переаттестации, в тестировании ему не имеют права отказать.

В заключение добавим важное замечание: те педагоги, которые по каким-либо причинам не пройдут аттестацию (в обязательном или добровольном порядке), будут направлены на дополнительную подготовку. В министерстве образования делают акцент на том, что здесь речь идет не об отстранении от учительской деятельности, а о комплексной и качественной переподготовке специалиста.