Внеурочный проект по физике Участники проекта: учащиеся с 7 по 11 классы Время проведения проекта: третья учебная четверть Любите физики предмет, интересней его нет, Ведь в основе мирозданья все физические знанья! Защита проектов: апрель - Фестиваль творческих и исследовательских проектов


В сознании человека знания об окружающем мире не просто преломляются, как «солнце в малой капле вод», они во многом формируют отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества, особенно в детском возрасте. Не просто знания о природе, получаемые на уроках, а глубокое проникновение в тайны природы, через которое раскрывается обаяние науки, возникает благоговение перед нею, вот что может помочь ученику полюбить идею и истину, увидеть красоту и скрытую простоту любой науки о природе, в том числе и физики.


«Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему…» В. Гёте Раскрыть поэзию и красоту физической науки, всеобщность её законов и их практическую ценность, показать учащимся, что мир физических явлений чрезвычайно разнообразен, что, изучая самые простые явления, можно вывести общие законы, что многие физические закономерности можно получить из собственных наблюдений и призван данный внеурочный проект.


«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты» Д. Хевеши Любые физические понятия и любая физическая теория только тогда становятся для учеников сознаваемыми, когда они подтверждены конкретными, понятными и близкими примерами. Данный проект убеждает учащихся в том, что отыскать такие примеры можно в самых обыденных местах, а объяснить их помогают знания, полученные на уроках и в ходе самостоятельной работы. Это не только помогает глубокому и прочному усвоению материала, но и развивает наблюдательность, развивает исследовательские навыки. Ученики учатся ставить перед собой цели, учатся формулировать задачи и гипотезы, намечать план своих действий, оформлять и представлять результаты работы.


Дидактические цели проекта: 1. Повышение мотивации учения; 2. Развитие навыков самостоятельной работы с разными источниками информации: научно-популярной литературой, справочниками, энциклопедиями; 3. Развитие навыков работы в сети Интернет; 4. Овладение элементами научно- исследовательского метода в ходе выполнения учащимися самостоятельных исследований физических процессов и явлений; 5. Совершенствование навыков работы с компьютером при создании электронных презентаций, обработки фотографий.


Методические цели проекта: Расширить кругозор учащихся, научить их видеть проявление физических явлений в самых привычных для них местах: на улице, в ванне, на кухне, в кинотеатре, цирке и т.д. Научить видеть физику в окружающих нас явлениях, прежде всего в тех, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Развивать в учениках умения разглядеть в наборе, казалось бы, случайных фактов физические явления и действия законов физики. Научить учащихся самостоятельно проводить простые исследования физических явлений.


«Везде исследуйте, всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего ещё не видел свет» М. В. Ломоносов Положение о фестивале Организация работы над проектом 1.Объявление по классам о запуске внеурочного проекта «Физика вокруг нас». 2.Выбор участников проекта и выбор участниками проекта тем самостоятельных исследований. 3.Консультации с участниками проекта, определение круга вопросов, ответы на которые должны быть получены в ходе работы. 4.Создание положения о фестивале учебных проектов, знакомство с ним участников проекта. 5.Работа по созданию ученических проектов. 6.Защита проекта на фестивале.




Критерии оценивания презентаций Дидактические материалы Инструкции: 1. Как построить работу над проектом. 2. Структура презентации. 3. Защита проекта. 4. План работы над проектом Методические материалы: 1. Положение о фестивале. 2. Презентация проекта. 3. Буклет Работы учащихся: презентации, видео, фотографии проекта




ЫВОДЫ: Этот проект способствует развитию мышления школьников, развивает у них умение приобретать знания из различных источников, выделять главное, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ученики учатся ставить перед собой цели, формулировать задачи, гипотезы, намечать план действий при выполнении собственного проекта. Главная значимость данного проекта в том, что он прививает интерес к физике, позволяет выявить связи физики с другими науками, позволяет применить полученные знания при объяснении наблюдаемых, подчас знакомых с раннего детства, явлений, добывать новые знания через печатные источники и источники сети Интернет.




Ссылки на источники информации 1. Ильченко В.Р., Перекрёстки физики, химии и биологии, М., Просвещение; 2. Рис. с сайтов



























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В школе ДТС 17 (школа - подразделение Детского туберкулёзного санатория 17 СВАО г.Москвы) учатся дети, поступающие из больниц, приютов, интернатов не только Москвы, а также других городов России и стран СНГ. Как правило, это дети, получившие эпизодические. отрывочные знания в силу своей болезни. У многих утерян интерес к учёбе, они не верят в свои силы и возможности. Задача коллектива учителей: поднять мотивацию, вселить в детей уверенность в своих силах. Это возможно прежде всего через формирование интереса к своим предметам. В этих целях проводятся предметные внеклассные мероприятия - КВН, спектакли, соревнования, открытые уроки для всех детей санатория с использованием современных средств. Одной из форм формирования интереса к учёбе является летняя кружковая работа по предметам. Этой работой мы можем заниматься только летом, регламент работы санатория не позволяет это делать в учебное время. Наше учреждение в первую очередь - лечебное.

Возраст детей - ученики с первого по восьмой класс. Время лечения от трёх месяцев до девяти. Некоторые из тех, кто лечился летом, продолжают лечение в течение учебного года.

Моя презентация состоит из трёх частей: «Физика в опытах» - занятия кружка. «Физика в белом халате», викторина. При знакомстве с новыми учениками на уроке я её показываю, чтобы продемонстрировать возможности детей, заинтересовать их своим предметом, вселить уверенность в их способности. Вторая часть - «Физика в белом халате», устанавливает связь физики с процессом лечения детей, расширяет кругозор. Физика вокруг нас везде! Викторина подводит итог работы.

Слайды презентации я использую выборочно при изучении соответствующих тем на уроках, выполняю просьбу учеников - проделать опыт самостоятельно.

Тема урока Слайды
Инерция 5
Атмосферное давление 6-13,17, 32, 35, 37, 39
Сила Архимеда 14
Введение в курс физики 15-18, 24
Постоянные магниты, магнитное поле 19, 41
Тепловое расширение. 20, 32, 34
Сообщающиеся сосуды 21, 37
Реактивное движение 22
Теплопередача 34
Закон сохранения и превращения энергии 38, 39
Отражение света 24
Действие тока 40-46
Электризация 42

На занятиях кружка дети не просто проделывают опыт сами, они пытаются найти объяснение полученным результатам. Получают исторические справки и этапы применения физических законов в развитии медицинских приборов. Метод косвенного измерения величин путем сравнения (измерение атмосферного и артериального давления).

Темы занятий и опытное подтверждение явлений в следующем списке:

1-е занятие. Изучаем явление инерции.

Проводим несколько опытов:

  1. 100-граммовый груз подвешен на нити, к нижнему крючку груза привязана нить. Всем детям предлагается вопрос: что произойдёт, если мы резко дёрнем за нижнюю нить? А что произойдёт, если тянуть за нижнюю нить плавно усиливая нагрузку? Получаем противоречивые ответы. Затем проводят опыт все желающие. Получили результат. Объяснили.
  2. Прошу привести примеры явления из повседневной жизни. (Игра в догонялки, правила дорожного движения, отклонение пассажиров при резкой остановке и резком увеличении скорости и др.)
  3. Опыт с монеткой на кольце. Задача: как не касаясь монеты, отправить её в бутылку. Все дети предлагали свой вариант, пытались своё предложение проверить на опыте. И когда один из кружковцев выполнил поставленную задачу, все дети захотели проделать опыт сами.(слайд 5)
  4. Опыты с внезапной остановкой и рывком тележки с бруском.

2-3-е занятия. Тема: атмосферное давление.

  1. Опыт: набираем воду в шприц. Объясняем - почему вода следует за поршнем и почему не выливается из шприца. Опыт проделали все дети. (Слайд 6)
  2. Опыт: монетка залита водой. Задача: достать монетку не замочив руки.(Слайд 7,8).
  3. Опыт:стакан с водой прикрываем листом бумаги и переворачиваем. Вода не выливается. Почему? Опыт проделали все дети, каждый хотел повторить опыт. Наблюдаемое объяснили. (Слайды 9, 10,11)
  4. Опыт с магдебургскими полушариями (слайд 12, 13). После рассказа об истории опыта, проделали сами опыты. Объяснили суть опыта.

4-е занятие. Тема: сила Архимеда.

Опыт, подтверждающий существование силы Архимеда и способы её определения.

(Слайд 14). Опыту предшествовала легенда об открытии этой силы, жизненные наблюдения детей (игры на воде с мячом, способность удержать в воде тела, которые на земле поднять невозможно - сил не хватает. Почему тяжёлые суда с грузом и людьми не тонут?). Один из способов определения силы Архимеда - с помощью динамометра. Все дети измерили эту силу, убедились, что вес тел в воде меньше, чем в воздухе.

5-е занятие. Тема: занимательные опыты - парадоксы.

  1. Вопрос: как будет вести себя пламя свечи, если на него подуть через воронку? Большинство детей ответили - в сторону противоположную от воронки. Когда проделали опыт все желающие, то пришли к выводу: внутри воронки давление меньше, чем атмосферное, поэтому пламя втягивается внутрь воронки.
  2. Задание. Задуйте свечу, спрятанную за бутылку. Объяснили явление.

6-е занятие. Тема: изучение магнитных полей постоянных магнитов, их взаимодействие.

(Слайд 19) .Беседа о магнитном поле Земли. Легенды, связанные с существованием магнитных руд.

7-е занятие. Тема: тепловое расширение тел при нагревании.

Демонстрация опыта (слайд 20). И разговор о том, где в повседневной жизни и технике встречались с учётом этого явления. (Теплопроводы, биметаллические пластины и др.)

8-е занятие с детьми не изучающими физику.

Цель: удивить, заинтересовать, подготовить к изучению физики, заинтриговать и показать, что изучать физику просто здорово!

  1. Опыт с сообщающимися сосудами. Расшифровать название, рассмотреть свойство для однородной жидкости. Вспомнить: где мы встречались с ними в повседневной жизни. Дети сразу назвали чайник и лейку. (Слайды 21, 22)
  2. Опыт с моделью реактивного движения. Все попробовали проделать опыт сами. Поговорили о реактивных самолётах, космических ракетах, посмотрели учебные.таблицы по теме. (Слайд 22)
  3. Опыт: звуковой резонанс. Проделали опыт все желающие. (Слайд 23)
  4. Опыт: зажги вторую свечу без спичек. (Слайд 24). Вопрос: а в жизни кто из вас проделывал подобный опыт? Возможно подумаете и дадите ответ на вопрос: кто чаще других это делает? Конечно девчонки, которые при всяком удобном случае любуются собой в зеркале!

9-е занятие . Знакомство с компьютером.

Многие дети - пациенты нашего санатория из неблагополучных или неполных семей, у них нет многих привычных для большинства современных семей электронных игр, планшетов, компьютеров. Они очень хотят научиться пользоваться компьютером: печатать, делать презентации, открывать документы и др. Для таких детей проводились индивидуальные занятия. (Слайд 26)

10-11-е занятие посвящено созданию проекта по итогам работы кружка .

(Слайд 28)

12-13-е занятия посвящены просмотру и обсуждению презентации «Физика в белом халате».

Цель: сопоставить полученные знания на занятиях кружка с лечебными процедурами, которые проводятся в нашем санатории. Увидеть физику в медицине, которая ближе всего нашим пациентам.

  1. Рассказ об открытии рентгеновских лучей и их использовании для диагностики и контроля за лечением туберкулёза. (Слайд 30)
  2. Стетофонендоскоп(стетоскоп) -усилитель звука процессов, сопровождающих работу сердца и лёгких человека. По изменению звука доктор ставит диагноз. Впервые этим методом воспользовался Гиппократ. Он просто прикладывал ухо к груди пациента. Открыватель прародителей современных фонендоскопов - личный врач Наполеона 1 Рене Лаэннек. А название прибору дал Николай Сергеевич Коротков. . Можно провести аналогию фонендоскопов с резонаторным ящиком камертона, усиливающим звук. (Слайд 31)
  3. Забор крови на анализ проводится благодаря тому, что давление крови больше атмосферного. Кровь поэтому самотёком перетекает в пробирку. Процесс протекает быстрее, если руки тёплые, сосуды расширены т.е. тепловое расширение в медицине. (Слайд 32)
  4. Измерение давления. Давление крови на стенки сосудов больше атмосферного. Нормальным считается давление 120/80. Верхнее число показывает давление в момент сжатия сердца, когда оно выталкивает кровь в артерию. Это давление равно давлению воздуха в манжете. Нижнее число показывает давление в момент расслабления сердечной мышцы. Оно служит характеристикой состояния сосудов. (слайд 33)
  5. При измерении температуры ртутным термометром мы сталкиваемся с расширением тел при нагревании и теплопередачей. (Слайд 34)
  6. Атмосферное давление помогает набрать лекарство в шприц и полечить горло. (Слайд 35)
  7. Закон Паскаля и медицина. Закон Паскаля на службе здоровья: пузырьки воздуха не должны попасть в кровь. (Слайд 36).
  8. Сообщающиеся сосуды на службе здоровья. Закон сообщающихся сосудов позволяет очистить желудок при отравлениях, если состояние здоровья пациента не позволят ему сделать это самостоятельно. Как происходит процедура промывания сможет объяснить тот, кто присутствовал на занятиях кружка, и даже те, кто ещё не изучал физику. Нужно просто внимательно рассмотреть рисунок и сопоставить с опытами, проделанными на занятиях. (Слайд 37)
  9. Нашим детям часто назначают массаж. В этой процедуре мы видим и ощущаем переход механической энергии во внутреннюю. (Слайд 28)
  10. Баночный массаж. Атмосферное давление и переход механической энергии во внутреннюю при лечении этим методом. (Слайд 39)
  11. Профиль нашего санатория - лечение туберкулёза. Но к сожалению, у большинства детей - целый букет непрофильных заболеваний, и дети нуждаются физиотерапевтическом лечении. В процедурном кабинете различные аппараты, в работе которых используется световое, тепловое, бактерицидное действия тока различных частот. Назначенные процедуры помогают справиться с болезнью пациентов быстрее. (Слайд 40).
  12. Магнитотерапия - лечение магнитным полем. На слайде 41 снимок такого аппарата. Общепризнанные эффекты лечения магнитными полями различной интенсивности: улучшение кровообращения, обезболивание, противовоспалительное, противоотёчное и многие другие действия.
  13. Аэрозольтерапия. Лекарственные вещества при этом методе лечения мало разрушаются, сохраняют фармакологическую активность. Чтобы избежать потерь лекарств при ингаляции, используется принудительная подзарядка аэрозольных частиц электрическим зарядом. (Слайд 42).
  14. Электросон. Для лечения используются токи низкой и средней частоты. В результате лечения улучшается состояние центральной нервной системы, снижается артериальное давление, изменяется гормональный и иммунный статус больных. Эффект зависит от подбора частоты тока, формы импульса и диагноза пациента. (Слайд 43).
  15. Цветолечение для стимуляции всех оптических сред сред глаза и макулостимуляция сетчатки глаза для улучшения зрения. (Слайд 44).
  16. Лазерная стимуляция сетчатки.(Слайд 45).
  17. Пневмомассаж (вакуумный) массаж мышц глаза. (Слайд 46)

Викторина позволяет проверить степень усвоения знаний, полученных на занятиях, умение их применить, анализировать; расширить кругозор, понять, что физика вокруг нас.

(Слайды 48-59)

Источники:

  • Личные фотографии.
  • Картинки из интернета. (Fizika_v_meditsine, Физика.ru.) Слайды 37, 48, 50, 54, 56.

Если вы считаете физику скучным и ненужным предметом, то глубоко заблуждаетесь. Наша занимательная физика расскажет, почему птица, сидящая на проводе линии электропередач, не гибнет от удара током, а человек, попавший в зыбучие пески, не может в них утонуть. Вы узнаете, действительно ли в природе не существует двух одинаковых снежинок и был ли Эйнштейн в школе двоечником.

10 занимательных фактов из мира физики

Сейчас мы ответим на вопросы, которые волнуют многих людей.

Зачем машинист поезда сдает назад перед тем, как тронуться?

Всему виной сила трения покоя, под воздействием которой находятся стоящие без движения вагоны поезда. Если паровоз просто поедет вперед, он может не сдвинуть состав с места. Поэтому он слегка отталкивает их назад, сводя к нулю силу трения покоя, а затем придает им ускорение, но уже в другом направлении.

Существуют ли одинаковые снежинки?

Большинство источников утверждает: в природе не существует одинаковых снежинок, поскольку на их формирование влияет сразу несколько факторов: влажность и температура воздуха, а также траектория полета снега. Однако занимательная физика утверждает: создать две снежинки одинаковой конфигурации можно.

Это экспериментально подтвердил исследователь Карл Либбрехт. Создав в лаборатории абсолютно идентичные условия, он получил два внешне совершенно одинаковых снежных кристалла. Правда, следует отметить: кристаллическая решетка у них все-таки была разной.

Где в Солнечной системе находятся самые большие запасы воды?

Никогда не догадаетесь! Самым объемным хранилищем водных ресурсов нашей системы является Солнце. Вода там находится в виде пара. Его наибольшая концентрация отмечена в местах, которые мы называем «пятнами на Солнце». Ученые даже высчитали: в этих районах температура на полторы тысячи градусов ниже, чем на остальных участках нашей горячей звезды.

Какое изобретение Пифагора было создано для борьбы с алкоголизмом?

Согласно легенде, Пифагор, дабы ограничить употребление вина, сделал кружку, которую можно было наполнить хмельным напитком только до определенной метки. Стоило превысить норму хоть на каплю, и все содержимое кружки вытекало наружу. В основе этого изобретения лежит действие закона о сообщающихся сосудах. Изогнутый канал в центре кружки не позволяет ее наполнять до краев, «избавляя» емкость от всего содержимого в случае, когда уровень жидкости находится выше изгиба канала.

Можно ли превратить воду из проводника в диэлектрик?

Занимательная физика утверждает: можно. Проводниками тока являются не сами молекулы воды, а содержащиеся в ней соли, точнее их ионы. Если их удалить, жидкость потеряет способность проводить электрический ток и станет изолятором. Другими словами, дистиллированная вода является диэлектриком.

Как выжить в падающем лифте?

Многие считают: нужно подпрыгнуть в момент удара кабины о землю. Однако данное мнение неверно, поскольку предугадать, когда произойдет приземление, невозможно. Поэтому занимательная физика дает другой совет: лягте спиной на пол лифта, стараясь максимально увеличить площадь соприкосновения с ним. В этом случае сила удара будет направлена не на один участок тела, а равномерно распределится по всей поверхности — это значительно увеличит ваши шансы на выживание.

Почему птица, сидящая на проводе высокого напряжения, не гибнет от удара током?

Тела пернатых плохо проводят электрический ток. Прикасаясь лапами к проводу, птица создает параллельное соединение, но поскольку она является не самым лучшим проводником, заряженные частицы движутся не через нее, а по кабельным жилам. Но стоит птахе соприкоснуться с заземленным предметом, и она умрет.

Горы находятся к источнику тепла ближе равнин, но на их вершинах гораздо холоднее. Почему?

Этот феномен имеет очень простое объяснение. Прозрачная атмосфера беспрепятственно пропускает солнечные лучи, не поглощая их энергию. Зато почва отлично впитывает тепло. Именно от нее потом и прогревается воздух. Причем чем выше его плотность, тем лучше он удерживает получаемую от земли тепловую энергию. Но высоко в горах атмосфера становится разреженной, а потому и тепла в ней «задерживается» меньше.

Могут ли засосать зыбучие пески?

В фильмах нередко встречаются сцены, где люди «тонут» в зыбучих песках. В реальной жизни — утверждает занимательная физика — подобное невозможно. Выбраться самостоятельно из песчаного болота у вас не получится, ведь чтобы вытащить только одну ногу, придется приложить столько усилий, сколько тратится на подъем легкового автомобиля средней массы. Но и утонуть вы тоже не сможете, поскольку имеете дело с неньютоновской жидкостью.

Спасатели советуют в таких случаях не делать резких движений, лечь спиной вниз, раскинуть руки в стороны и ждать помощи.

Существует ли в природе ничто, смотрите в видео:

Удивительные случаи из жизни известных физиков

Выдающиеся ученые в большинстве своем фанатики своего дела, способные ради науки на все. Так, например, Исаак Ньютон, пытаясь объяснить механизм восприятия света человеческим глазом, не побоялся поставить опыт на себе. Он ввел в глаз тонкий, вырезанный из слоновой кости зонд, одновременно надавив на тыльную часть глазного яблока. В результате ученый увидел перед собой радужные круги и доказал таким образом: видимый нами мир — не что иное, как результат давления света на сетчатку.

Русский физик Василий Петров, живший в начале XIX века и занимавшийся изучением электричества, срезал на своих пальцах верхний слой кожи, чтобы повысить их чувствительность. В то время еще не существовало амперметров и вольтметров, позволявших измерять силу и мощность тока, и ученому приходилось делать это наощупь.

Репортер спросил А. Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то куда — в блокнот, записную книжку или специальную картотеку. Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: «Милый мой! Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить».

А вот француз Жан-Антуан Нолле предпочел поставить эксперимент на других, Проводя в середине XVIII века эксперимент по вычислению скорости передачи электрического тока, он соединил 200 монахов металлическими проводами и пропустил по ним напряжение. Все участники эксперимента дернулись практически одновременно, и Нолле сделал вывод: ток бежит по проводам ну о-о-очень быстро.

Историю о том, что великий Эйнштейн был в детские годы двоечником, знает практически каждый школьник. Однако на самом деле Альберт учился очень хорошо, а его знания по математике были гораздо глубже, чем того требовала школьная программа.

Когда юный талант попытался поступить в высшую политехническую школу, он набрал высший балл по профильным предметам — математике и физике, но по остальным дисциплинам у него оказался небольшой недобор. На этом основании ему было отказано в приеме. На следующий год Альберт показал блестящие результаты по всем предметам, и в возрасте 17 лет стал студентом.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Физика – это одна из основных наук об устройстве окружающей нас природы. Зачем нужно изучать физику? Она сложна и в ней много формул. Зато ее изучение дает понятие о том, как устроен наш мир.

Иногда школьники говорят, что физика, ее законы и формулы слишком далеки от повседневной жизни. Это неправда, потому что наука физика не выдумана из головы. Она просто описывает явления природы. Физика рассказывает о законах движения, равновесия, притяжения земли, электричества и других. Физика описывает поведение тел, когда они движутся и когда находятся в неподвижности, когда они нагреты, когда охлаждены. Энергию нашего мира тоже описывает физика.

С помощью физики люди узнали, что такое молния, гром, свет, дождь. Почему реки замерзают зимой, почему созревшие плоды падают с деревьев. Даже полет птицы – это описание физического процесса. Физика – это сама жизнь, сама природа.

На физике, а также на математике, основана наука и техника, почти вся современная цивилизация. С учетом законов физики планируется строительство зданий, мостов, кораблей, проведение сетей связи. Если бы люди не знали физику, не открыли бы физических законов и формул, то не было бы автомобилей, ракет, самолетов, мобильных телефонов и так далее. Да что там говорить, даже водопровод нельзя правильно починить, если не учитывать законов физики.

Физика – точная,занимательная наука. Особенно интересно ставить физические опыты и эксперименты.

Интересные факты о физике, естественной школьной науке, позволят вам узнать самые обычные, на первый взгляд, процессы с необычной стороны.

  • Температура молнии в пять раз выше температуры на поверхности Солнца и составляет 30 000К.
  • Капля дождя весит больше, чем комар. Но волоски, которые размещены на поверхности тела насекомого, практически, не передают импульс от капли к комару. Поэтому насекомое выживает даже под проливным дождем. Этому способствует еще один фактор. Столкновение воды с комаром происходит на незакрепленной поверхности. Поэтому если удар приходится в центр насекомого, оно некоторое время падает с каплей, а потом быстро освобождается. Если дождь попадает не в центр, траектория движения комара немного отклоняется.
  • Сила вытаскивания ноги с зыбучих песков со скоростью 0,1 м/с равна силе поднятия легкового автомобиля. Интересный факт: зыбучие пески – это ньютоновская жидкость, которая не может поглотить человека полностью. Поэтому увязшие в песках люди умирают от обезвоживания, солнечного облучения или по другим причинам. Если вы попали в такую ситуацию, лучше не делайте резких движений. Попытайтесь опрокинуться на спину, раскинуть широко руки и ждать помощь.

  • Вы слышали щелчок после резкого взмаха кнутом? Это происходит из-за того, что его кончик движется со сверхзвуковой скоростью. Кстати, кнут – это первое изобретение, которое преодолело сверхзвуковой барьер. И то же происходит с самолетом, который летит со скоростью, больше звуковой. Щелчок, похожий на взрыв, происходит из-за созданной самолетом ударной волны.
  • Интересные факты о физике касаются также живых существ. К примеру, все насекомые во время полета ориентируются на свет Солнца или Луны. Они сохраняют такой угол, при котором освещение всегда с одной стороны. Если же насекомое летит на свет лампы, то движется по спирали, поскольку ее лучи расходятся не параллельно, а радиально.
  • Лучи Солнца, которые проходят через капельки в воздухе, образуют спектр. А его разные оттенки преломляются под разными углами. В результате такого явления образуется радуга – окружность, часть от которой люди видят с земли. Центр радуги всегда находится на прямой, проведенной от глаза наблюдателя до Солнца. Вторичную радугу можно увидеть тогда, когда свет в капельке отражается именно два раза.

  • Для льда больших ледников характерна деформация, то есть текучесть, обусловленная напряжением. По этой причине гималайские ледники сдвигаются со скоростью в два-три метра в сутки.
  • Вы знаете, что такое эффект Мпембы? Данное явление в 1963 году обнаружил танзанийский школьник по имени Эрасто Мпемба. Мальчик заметил, что горячая вода подвержена замерзанию в морозильнике быстрее, чем холодная. И поныне ученые не могут дать однозначного объяснения этого феномена.
  • В прозрачной среде свет распространяется медленнее, нежели в вакуумной.
  • Ученые полагают, что двух одинаковых по узору снежинок не бывает. Вариантов их дизайна даже больше, чем атомов у Вселенной.