Ольга, супруга князя Игоря, мать Святослава и бабка крестителя Руси Владимира вошла в нашу историю, как святая княгиня, первой принесшая на нашу землю свет христианства. Однако, прежде чем стать христианкой, Ольга была язычницей, жестокой и мстительной. Именно такой она вошла в летопись «Повесть временных лет». Что же сделала Ольга?

Поход Игоря

Начать следует с последнего похода ее мужа, князя Игоря. В записи за 945 год сказано, что дружина стала жаловаться Игорю на то, что «отроки Свенельда», то есть, люди, составляющие ближний круг его воеводы Свенельда, все «изоделись оружием и одеждой», в то время, как сами Игоревы дружинники «наги». Вряд ли княжьи дружинники были настолько «наги», чтобы об этом стоило говорить серьезно, но с дружиной в те времена старались не спорить, поскольку именно от нее зависело, усидит ли князь на киевском престоле. Поэтому Игорь отправился к древлянам – это племя, обитавшее на территории украинского Полесья – и учинил там форменный погром, прибавив к прежней дани еще новые выплаты, дабы прикрыть вопиющую наготу своих дружинников. Собрав эту дань, он отправился было восвояси, но по дороге, видимо, решил, что хитрые древляне еще где-то что- то припрятали. Отправив основную часть своих людей домой, сам он с малой дружиной вернулся в древлянскую столицу Искоростень, «желая большего богатства». Это было ошибкой. Древляне во главе со своим князем Малом дали ему отпор, перебили всех воинов, а самого Игоря подвергли страшной казни: разорвали его, привязав за ноги к вершинам двух согнутых деревьев.

Первая месть Ольги

Разобравшись таким образом с Игорем, древлянский князь послал делегацию в Киев, к беспомощной, как ему казалось, вдове. Мал предлагал Ольге свою руку и сердце, а так же защиту и покровительство. Ольга приняла послов ласково, наговорила любезностей в том духе, что Игоря, дескать, уже не вернешь, и почему бы и не выйти замуж за такого замечательного князя, как Мал. А чтобы свадебный сговор был еще более пышным, она пообещала послам оказать им великую честь, посулив, что завтра их с почетом принесут на княжий двор прямо в ладье, после чего им будет торжественно объявлена княжеская воля. Пока послы спали у пристани, Ольга распорядилась выкопать во дворе глубокую яму. Утром ладья с древлянами была поднята слугами Ольги на руки и торжественно пронесена по Киеву до самого княжьего двора. Здесь их вместе с ладьей бросили на дно ямы. Летописец сообщает, что Ольга, подойдя к краю ямы и склоняясь над ним, спросила: «Ну что, какова вам честь?», на что древляне отвечали: «Горше нам Игоревой смерти». По знаку Ольги свадебное посольство было засыпано землей живьем.

Вторая месть Ольги

После этого княгиня отправила к Малу посла с просьбой прислать ей для сватовства самых лучших людей, чтобы киевляне видели, какую ей оказывают честь. Иначе ведь могут и воспротивиться, не отпустить княгиню в Искоростень. Мал, не подозревая подвоха, тут же снарядил большое посольство. Когда сваты прибыли в Киев, Ольга, как и положено радушной хозяйке, велела приготовить им баньку, чтобы гости могли помыться с дороги. И как только древляне стали мыться, двери бани подперли снаружи, а саму баню запалили с четырех сторон.

Третья месть Ольги

Разобравшись со сватами, княгиня послала сказать Малу, что она идет к нему, но прежде свадьбы желала бы совершить тризну на могиле своего мужа. Мал принялся готовиться к свадьбе, приказав наварить медов для пиршества. Явившись к Искоростеню с небольшой свитой, Ольга в сопровождении Мала и самых знатных древлян пришла на могилу Игоря. Пир на кургане чуть не был омрачен вопросами Мала и его приближенных: а где, собственно, сваты, которых он засылал в Киев? Почему их нет в княгини? Ольга ответила, что сваты едут следом и вот-вот появятся. Удовлетворившись этим объяснением, Мал и его люди принялись за хмельные напитки. Как только они упились, княгиня дала знак своим дружинникам, и они положили на месте всех древлян.

Поход на Искоростень

После этого Ольга немедленно вернулась в Киев, собрала дружину и выступила в поход на Деревскую землю. В открытом бою древляне были разбиты, они бежали и спрятались за стенами Искоростеня. Осада длилась все лето. Наконец, Ольга отправила в Искоротстень посла, предложившего снятие осады на очень мягких условиях: Ольга ограничится изъявлениями покорности и данью: по три голубя и три воробья с каждого двора. Разумеется, запрошенная дань была немедленно отправлена. Тогда Ольга приказала привязать каждой птице зажженный трут и отпустить ее. Птицы полетели, само собой, в свои гнезда, и в городе начался пожар. Так пал Искоростень, столица древлянского князя Мала. На этом Ольга насытилась местью. Дальше, как сообщает летопись, она вела себя уже не как разъяренная женщина, а как мудрый государственный деятель. Она отправилась по обширным землям, подвластным киевским князьям, устанавливая «уроки и погосты» -- то есть, размер дани и места ее сборов. Теперь никто не мог, подобно неразумному Игорю ходить за данью в одно и то же место по нескольку раз, произвольно устанавливая ее размеры. Княжеская дань из разбойничьей добычи стала превращаться в нормальное налогообложение.

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенкомСвятославом , и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала иСвятослава возьмем и сделаем ему, что захотим". И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою был теремной двор - был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала ихОльга к себе, и сказала им: "Гости добрые пришли". И ответили древляне: "Пришли, княгиня". И сказала имОльга : "Так говорите же, зачем пришли сюда?". Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала"". Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же имОльга : "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье.Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послалаОльга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет васОльга для чести великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила ихОльга : "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди". Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли,Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: "Вымывшись, придите ко мне". И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелелаОльга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: "Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказалаОльга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: "Где дружина наша, которую послали за тобой?". Она же ответила: "Идут за мною с дружиною мужа моего". И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. АОльга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

В год 6454 (946 ).Ольга с сыном своимСвятославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки,Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо былСвятослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах.Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стоялаОльга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же имОльга , что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном.Ольга же сказала им: "Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе.Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказалаОльга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказалаОльга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошлаОльга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своимСвятославом , и пробыла здесь год.

В год 6455 (947 ). ОтправиласьОльга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.

В год 6456 (948). В год 6457 (949). В год 6458 (950). В год 6459 (951). В год 6460 (952). В год 6461 (953). В год 6462 (954).

В год 6463 (955 ).Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царьКонстантин , сын Льва, и пришла к немуОльга , и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня,Ольга ". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон".

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующих вера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет".Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя". Однако Ольга любила своего сынаСвятослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия.

В год 6464 (956). В год 6465 (957). В год 6466 (958). В год 6467 (959). В год 6468 (960). В год 6469 (961). В год 6470 (962). В год 6471 (963).

Уже само рождение будущей княгини Ольги является предметом спора. Согласно «Житию святой равноапостольной Ольги» считается, что она родилась в селе Выбуты, недалеко от Пскова. Там с ее именем связано много достопримечательностей – Ольгины ключи, Ольгин , Ольгины ворота. Иокаимовская утверждает, что ее был некий Гостомысл и при рождении нарекли девочку Прекрасой. Типографская летопись гласит, что Ольга – дочь Вещего Олега, а болгарские историки отстаивают версию о том, что княгиня – их землячка. Неизвестен и год рождения княгини Ольги, есть лишь запись о том, что умерла она в возрасте, примерно, 80 лет, и, путем различных вычислений, ученые пришли к мнению, что родилась она не ранее 890 года. При таком расхождении во взглядах историков на будущей княгини, вполне естественно, что ранние годы Ольги также предмет для споров. Историческими фактами является лишь то, что в неизвестном году князь Игорь женился на ней и в 942 году у них сын, Святослав. В 945 году, после гибели князя от руки древлян, Ольга стала регентом при малолетнем наследнике. Она правила Киевской Русью не только вплоть до его совершеннолетия, но и позже не выпускала бразды правления, так как Святослав предпочитал проводить время в военных походах.
В историю Руси Ольга вошла не только как первая княгиня, принявшая христианство, но и как мудрая правительница.

Месть Ольги за смерть мужа

Существует четыре основных версии, описанные в различных летописях, того, как княгиня отомстила за смерть мужа. Согласно первым трем, древляне прислали к княгине послов- сватов, чтобы те уговорили ее выйти замуж за их князя Мала. Первая, самая бескровная, по сравнению с остальными, гласит, что княгиня велела закопать сватов заживо. Согласно второй – сватов в бане. Третья рассказывает о том, как княгиня отправилась к древлянам справлять тризну о убиенном муже и на поминках, когда убийцы напились, велела вырезать из всех. Четвертая – самая распространенная легенда о княгине Ольги, была описана в «Повести временных лет». Она не только объединяет все три предыдущие, но и повествует о финальном аккорде этой древнерусской трагедии.

«Повесть временных лет» - первый сохранившийся рукописный источник, охватывающий период русской истории с изначальных времен до 1117 года.

Согласно «Повести…» княгиня сначала заманила в Киев поочередно два посольства древлян – одно закопала, второе сожгла, а затем отправилась к Искорстеню – столице древлян. У ее стен и произошла кровавая тризна, на которой пролилась кровь пяти тысяч жителей города. Затем Ольга вернулась в Киев, чтобы через год снова прийти «на Деревскую землю» во главе своего войска и потребовать у побежденного племени дань. Она уверила древлян, что не желает более мстить, а подать возьмет символическую – с каждого двора по три голубя и три воробья. Обрадовавшиеся побежденные принесли Ольге требуемое, а на следующий день та велела привязать к ножкам птиц трут и отпустила их восвояси. Продираясь с вои гнеда и под стрехи, птахи высекли искры, от которых загорелись сеновалы, а затем и все другие постройки древлян, а так как горело у всех и все, тушить было некому, разыгрался страшный

Потеряв любимого мужа, она не пала духом, а жестоко отомстила убийцам и укрепила мощь государства. «Она сияла, как луна в ночи, и светилась среди язычников, как жемчуг в грязи», - написал о ней летописец. Свет её жизни озаряет нас и сегодня.

Обстоятельства рождения будущей княгини Ольги до сих пор окутаны тайной. Известно, что она появилась на свет между 885 и 895 годами, а покинула этот мир в 969 году.

Одна из легенд гласит, что Ольга была дочерью варяга Олега, основателя древнерусского государства. Варяжское происхождение княгини доказывает и её имя: с древнескандинавского Хельга (аналог имени Ольга) переводится как «святая».

Согласно другому преданию, Ольга родилась в селении Выбуты Псковской земли в семье князей Из-борских. Но верить ему учёные не спешат, ведь в летописях тех лет авторы часто путали город Псков с Плесковым (или Плиской) - болгарской столицей того времени. А если так, Ольга могла родиться в семье князя Бориса из Болгарии.

Есть и третья версия происхождения Ольги: она из рода Аскольда, одного из князей Киевских. Впрочем, вопрос о родословной будущей правительницы Киевской Руси вряд ли имеет для нас принципиальное значение. Ведь в веках она прославилась благодаря своим личным качествам - супружеской верности, мудрости и красоте.

«Дивная в девицах»

С будущим супругом девушку свёл случай. Молодой князь Игорь охотился в лесах Псковской области. На речке Великой он заметил паренька в лодке и попросил перевезти его на другой берег.

Лишь на середине реки Игорь понял, что вовсе не парень это, а прекрасная девушка, переодетая мужчиной. Смелый охотник решил не терять времени даром и признался незнакомке, что влюбился в неё с первого взгляда.

Однако ответ девы поразил князя ещё больше, чем её красота. «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? - молвила Ольга. - Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: для меня лучше броситься в реку, чем стерпеть поругание!» . Напомнила девушка Игорю и о его княжеском достоинстве: «Ты - правитель земли Русской, и должен быть примером добрых дел для своих подданных!» .

Мудрые слова Ольги остались в памяти Игоря навсегда. А когда настало время выбирать себе спутницу жизни, князь вспомнил о «дивной в девицах».

Заложница долга

Ольга лишилась любимого супруга рано, когда их сыну, наследнику престола Святославу, было всего три года. Изощрённость мести древлянам, убившим её мужа, шокировала не одно поколение русских людей.

Расправившись с Игорем, древляне прислали к вдове сватов - хотели, чтобы она вышла замуж за их князя Мала. Это позволило бы им взять власть в Киевской Руси: после гибели Игоря Ольга стала регентшей при малолетнем правителе Святославе.

Двум десяткам послов, прибывшим по реке, Ольга оказала самый радушный приём. Она сделала вид, что готова принять предложение древлян , и предупредила, что завтра их с почестями принесут на княжеский пир прямо в ладье. Утром послы, гордо подбоченясь, стояли в своей ладье, а дружина Ольги несла судно на своих плечах. Дойдя до середины двора, ладью сбросили в глубокую яму, которую княгиня распорядилась вырыть за ночь. «Хороша ли вам честь?» - спросила сверху Ольга. «Горше Игоревой смерти!» - отвечали снизу обречённые, после чего были закопаны живьём.

Но этим вдова не ограничилась. Она попросила древлян отправить к ней новых послов - ещё более знатных и ещё больше числом. Не подозревавшие о том, какая участь постигла первую делегацию, полсотни окрылённых успехом древлян прибыли на место. Ольга благосклонно их приняла и предложила перед вечерним пиром хорошенько вымыться с дороги. Те согласились и тем самым подписали себе смертный приговор: княжеские слуги подпёрли двери снаружи, обложили баню хворостом и «пустили красного петуха». Все гости сгорели заживо.

Третью месть Ольга совершила уже на земле провинившегося племени, куда отправилась, чтобы почтить память мужа на его могиле. Прибыли на тризну и древляне, всё ещё ничего не знавшие о судьбе своих послов. Щедро угостив и опоив древлян, правительница Киевской Руси велела рубить их. Летопись упоминает о пяти тысячах убитых.

Финальной точкой в вендетте Ольги древлянам стало знаменитое сожжение их деревень с помощью голубей. В качестве примирительной подати княгиня попросила древлян подарить ей по одному голубю от каждого дома. Жители племени повиновались. Когда все птицы были у Ольги, она велела привязать к их лапкам кусочки тлеющей пакли и отпустить под родные соломенные крыши. Все деревни древлян вспыхнули как спички.

Как же могла женщина решиться на жестокую расправу со столь большим количеством людей? Тем более что князь Игорь был казнён древлянами за попытку взять с них дань в третий раз подряд, да и то под давлением дружины, обезумевшей от жадности? Поступить иначе Ольга не могла, потому что была заложницей долга.

Во-первых, она должна была отомстить древлянам за мужа, чтобы вызвать уважение киевлян. Во-вторых, ей следовало показать взбунтовавшимся древлянам, да и всем остальным племенам, что с гибелью князя Русь не только не ослабла, но стала даже сильнее. И обе цели были ею достигнуты.

Мудрая правительница

Но вечно жить в страхе люди не могут, сильное государство - это закон и порядок. Поэтому для всех племён, подчинявшихся Киеву, дальновидная княгиня установила фиксированные размеры дани - «уроки». Теперь налог взимался только раз в год в натуральной форме: мехами, продуктами и т.д.

Также Ольга установила так называемые погосты. Это были небольшие центры княжеской власти, где собиралась дань и велась торговля. Позже они превратились в центры управления округой и разделили Русь на прообразы будущих губерний. Уже при Ольге каждая из них управлялась наместником княгини, пресекавшим, если требовалось, политические бунты среди населения.

При Ольге началось и каменное градостроительство в Киевской Руси: она понимала, что сильное государство не может держаться на деревянных крепостях.

Верная жена

Княгиня Ольга первая из правителей на Руси приняла христианскую веру, хотя и её сын Святослав, и дружина, и весь народ так и остались при ней язычниками. Крестилась Ольга в 955 году в Константинополе - она прибыла в Византию по государственным делам. Обряд провели император Константин VII Багрянородный и патриарх Феофилакт.

Согласно одной из легенд, это событие не обошлось без предложения руки и сердца статной русской княгине от императора. Ответ Ольги был хитрым: она намекнула государю, что не подобает христианам к язычникам свататься, пожелала креститься и попросила стать её крёстным.

Когда же после обряда Константин возобновил свои ухаживания, Ольга заметила ему, что теперь он ей крёстный отец, а посему брака между ними уже быть не может. Император лишь воскликнул в восхищении: «Перехитрила ты меня, Ольга!» Благодаря этой женской уловке княгиня Ольга сохранила верность своему единственному супругу - Игорю.

От бабушки - внуку

Княгиня скончалась в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Ей так и не удалось убедить сына Святослава принять христианство. Зато её речи о красоте и величии православия тронули сердце внука - будущего князя Владимира Красное Солнышко, крестившего Русь в 988 году.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Кроме неё, подобной чести в истории христианства удостоились лишь пять женщин: Мария Магдалина, царица Елена, первомученица Фёкла Иконийская, мученица Апфия Колосская и просветительница Грузии Нина.

bagira.guru




От: ,  

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:
- 8322

Месть княгини Ольги древлянам - легендарное историческое событие, произошедшее во время правления княгини Ольги и описываемое монахами Киево-Печерского монастыря (предположительно под руководством Нестора) в Повести временных лет.

После того как 945 году древляне убили князя Игоря, киевской княгиней стала Ольга, поскольку на момент смерти Игоря их сын Святослав был ещё совсем мал для правления. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа и принудить древлян к покорности.

Первая месть Ольги
После убийства Игоря древляне прислали 20 «лучших мужей» к Ольге, решив посватать её к своему князю Малу. Послы приплыли в Киев на лодке по Днепру и пристали под Боричевым (напротив современной Андреевской церкви). Ольга притворно согласилась на предложение древлян, и, якобы для того, чтобы оказать честь послам, приказала своим подданным торжественно нести тех на лодках до её дворца. Тем временем во дворе уже была вырыта яма, в которую, по приказу Ольги, и были сброшены послы. Потом Ольга вышла из дворца и, наклонившись над ямой, спросила: «Хороша ли вам честь?». На что древляне ответили: «Горше нам Игоревой смерти». После этого княгиня приказала закопать их заживо.

Вторая месть Ольги
После этого Ольга попросила древлян снова прислать ей своих лучших мужей. Древляне откликнулись на её просьбу, отправив в Киев наиболее знатных своих людей - княжеского рода, купцов, бояр. Когда новые послы прибыли к Ольге, она велела сотворить «мовь», то есть истопить для них баню и сказала послам «измывшеся придите ко мне». Затем, дождавшись, пока послы зайдут внутрь, Ольга заперла в «истобъке» древлянских послов, после чего баню подожгли, и древляне заживо сгорели вместе с ней.

Третья месть
Киевское войско было готово к походу на Древлянскую землю. Перед выступлением Ольга обратилась к древлянам со словами: «Се уже иду я к вам, и устройте мне меды многие, иде же убиста мужа моего, и створю я над ним тризну». После этого она отправилась в путь с небольшой дружиной. Вблизи города Искоростеня, на могиле мужа, она повелела насыпать огромный курган и совершать тризну. Древляне пили, а Ольгины отроки прислуживали им. Древляне спросили Ольгу: «Где наши сваты, которых мы послали к тебе?». Она ответила, что они идут сюда вместе с киевской дружиной. В языческие времена на поминальном пиру не только пили, но и устраивали соревнования и военные игрища; Ольга решила использовать этот древний обычай для очередной мести. Когда древляне напились, княгиня сначала велела своим отрокам пить за них, а затем приказала убить их.

Четвёртая месть Ольги
В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Против киевлян выступило большое древлянское войско. Армия Ольги осадила главный город древлян - Искоростень, жители которого убили Игоря. Однако горожане стойко оборонялись, понимая, что не будет им пощады. Осада длилась целый год, но Ольге так и не удалось взять город. Тогда Ольга отправила послов к древлянам с такими словами: «До чего вы хотите досидеться? Или вы хотите все с голода умереть, не согласившись на дань. Ваши города уже взяты, и люди давно возделывают свои нивы». На что горожане ответили: «Рады бы мы отделаться данью, только ты за мужа погибшего жаждешь отомстить». Ольга сказала так: «Я уже отомстила за мужа своего, когда пришли вы к Киеву, и во второй, и в третий раз тогда, когда совершали тризну мужу моему. Поэтому я не буду мстить далее, лишь хочу взять с вам понемногу дани и, помирившись с вами, пойду обратно». Спросили древляне: «Что же ты желаешь взять у нас? С удовольствием дадим тебе мёда и меха». Она ответила на это так: «Сейчас вы не имеете ни мёда, ни мехов. Мне же надо с вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое». Древляне согласились и, собрав с каждого двора требуемое число птиц, с поклоном послали княгине. Такая необременительная дань не вызвала у них подозрений, так как у восточных славян было принято отдавать птиц в жертву богам.

В это время Ольга, раздав своим воинам голубей и воробьёв, приказала привязать к каждому трут, а как стемнеет - поджечь его и пустить птиц на волю. Так и сделали. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи - под стрехи; в городе начался пожар. Когда жители начали покидать горящий город, Ольга приказала своим воинам ловить их: часть древлян была убита, часть - взята в плен. Позже некоторые пленные были отданы в рабство, а на остальных Ольга наложила тяжёлую дань.