Биография Дмитрия Карбышева нетипична для советского военного: был он дворянином, потомственным военным. Это яркий пример человека, который оказался на своем месте и сделал блестящую карьеру благодаря собственному таланту, целеустремленности, исключительной силе духа.

Детство и юность

Двенадцатилетним мальчиком подвиг которого был еще впереди, остался без отца. Шестерых детей в одиночку воспитывала мать. Финансовые трудности были обычными, но зато сыновья взяли умом.

Старший, Владимир, поступил в Казанский университет, но был исключен: симпатизировал революционерам. Судьба его была трагична: он умер в тюрьме совсем молодым.

Младший поступил в Сибирское и за учебу пришлось платить, поскольку семейная история не располагала к привилегиям. Тем не менее Карбышев не тушевался. Учился блестяще, обнаружил большие способности к инженерии. Вся его дальнейшая карьера связана с военным строительством.

Начало военной службы

После окончания училища оказался в Маньчжурии (1900 г.). Тут его и застала первая из военных кампаний, в которых принял участие будущий генерал Дмитрий Карбышев. Подвиг этого блестящего военного, о котором чаще всего пишут в соответствующих изданиях, был бы невозможен без предыдущего опыта.

Русско-японскую войну Карбышев встретил в звании подпоручика (получил в 1903 году). В ходе военных действий занимался тем, чем и должен был по специальности: наводил переправы, строил укрепления, обеспечивал связь. За проявленную доблесть был награжден и получил повышение по службе: закончил войну в звании поручика.

Характер у будущего генерала Карбышева был бескомпромиссный, уже тогда скрывать свое мировоззрение он не считал нужным. В 1906 году его отправили в отставку: толковал офицер с солдатами на провокационные темы.

Служить был рад…

На вольных хлебах довелось быть недолго: начальство быстро осознало, что благонадежных вокруг - пруд пруди, а специалистов уровня Карбышева - кот наплакал. Уже через год Дмитрий Михайлович вернулся на службу, а в 1908-м отправился в Санкт-Петербург, покорять новые высоты: поступил в инженерную академию, которую с блеском окончил через три года.

В 1911 году Карбышев уже в должности штабс-капитана отправился в Брест-Литовск. Знаменитая крепость, столь отчаянно сопротивлявшаяся фашистам в 41-м году, строилась при его непосредственном участии.

Вскоре началась война. Надо сказать, что войн на долю Дмитрия Михайловича выпало с избытком: и Русско-японская, и Советско-финская, и обе мировые. Практически в каждой из них с самого начала принимал участие будущий генерал Карбышев. Подвиг, совершенный им впоследствии, был не первым и не единственным. В ходе Перемышльской операции он был награжден орденом и произведен в полковники.

Когда в России произошла революция, реакция Карбышева была вполне предсказуема. Уже в декабре 1917 года, нисколько не сомневаясь в собственном выборе, он записался в Красную гвардию, в составе Красной армии участвовал в Гражданской войне. Его несомненные способности нашли применение: Карбышев участвовал в создании многих сооружений оборонного назначения.

В 1920 году он уже занимал пост заместителя начальника инженеров Южного фронта, а в 1923-м - начальника инженеров ВС Украины и Крыма.

Наука также привлекательна для талантливого человека: много лет Карбышев преподавал в Военной академии им. Фрунзе, написал более сотни специальных научных трудов, посвященных мостам и др.

Накануне он получил звание генерал-лейтенанта (1940 г.). В этом же году он вступил в партию. Все-таки страна Советов порой была государством парадоксальным: с одной стороны, многие члены КПСС сгинули в сталинских лагерях, в том числе блестящие военные, а генерал Карбышев, подвиг которого дал нам пример несгибаемого духа, сделал блестящую карьеру, не будучи официальным коммунистом.

Участие в ВОВ

Нападение гитлеровской армии застало уже пожилого (Дмитрий Михайлович родился в 1880 году) генерала на западной границе: он участвовал в работах по сооружению укреплений. Эвакуировать его не успели: первый натиск немцев ошеломил советское войско. Смятая Красная армия стремительно отступала, оставляя позади тысячи убитых и раненых. Многие советские солдаты и офицеры попали в плен. Среди них был и генерал Карбышев. Подвиг несгибаемого русского офицера начался в начале августа 1941 года и продолжался почти четыре года.

Немцы были прекрасно осведомлены о том, какого ранга специалист им достался. Они очень рассчитывали на его знания, опыт и талант. Есть свидетельства, согласно которым его собирались привлечь на службу вермахта после победы, а тут такая удача! Но гитлеровцев ждал сюрприз весьма неприятный: подвиг генерала Карбышева, возможно, не был эффектным, зато продемонстрировал впечатляющий пример мужества, силы духа и патриотизма. От сотрудничества он последовательно отказывался, на него потратили немало сил и терпения, в конечном счете это и решило его судьбу.

Пытка пряником

Поначалу Карбышев попал в концлагерь обычного режима, где хлебнул по полной программе. Зато в 1942 году он был переведен в концлагерь Хаммельбург. Условия в нем были самые привилегированные: подвиг генерала Карбышева потребовал от него не только терпения, но и стойкости к искушениям. Многие из тех, кто пережил ужасы обычных гитлеровских «санаториев», ломались именно здесь, не желая возвращаться к пережитому.

За «обращение к истине» Карбышева отвечал полковник Пелит - гитлеровцы очень рассчитывали на него, ведь когда-то они с Дмитрием Михайловичем работали вместе. Немецкий офицер старательно обрабатывал красного генерала, расписывая ему многочисленные блага - материальные и прочие, которые тот обретет, предав Родину. Положительного результата не последовало. Генерал Карбышев, подвиг которого по сей день заставляет уважать его, сотрудничать отказывался категорически, и даже более того: был уверен в победе советского оружия. Убеждением этим он щедро делился с окружающими, внушая им совершенно лишний, по мнению фашистов, оптимизм.

Решение взяться за кнут

Решено было прекратить использовать пряник и взяться за кнут - и в одиночной камере берлинской тюрьмы появился генерал Карбышев. Подвиг, кратко рассказать о котором не получится, потребовал от русского инженера железобетонной уверенности в собственной правоте.

«Промариновав» своего узника почти месяц, немцы решили, что этого будет достаточно. Явившись на очередной допрос, генерал обнаружил в кабинете следователя знаменитого профессора Раубенгеймера, крупного специалиста в сфере фортификации. Конечно, они были знакомы. К работе немца Карбышев относился с большим уважением.

Строптивому генералу сделали последнее предложение, щедрость которого не могла не впечатлить. Карбышеву предлагали покинуть лагеря и тюрьмы взамен на щедрое содержание и возможность заниматься любимым делом. По условиям соглашения он должен был организовать научную лабораторию для конструкторских испытаний. Штат мог набрать себе какой потребуется, финансирование получал самое широкое. К его услугам могли быть лучшие умы и библиотеки Третьего рейха.

Военный инженер не мог не понимать, что следующего предложения не последует. Тем не менее ответ его был краток: поставив свою воинскую честь выше самой жизни, отказался от вражеских щедрот, явив пример настоящего героизма. Подвиг генерала Карбышева кратко можно обрисовать его собственной фразой: «Я солдат и остаюсь верен своему долгу».

Шутки закончились

Фашисты тут же поставили на мечтах о сотрудничестве жирный крест, а Карбышев очутился во Флоссенбюрге. Работа была очень тяжелой, но, по свидетельствам солагерников, генерал и тут не предавался унынию. Убежденность в грядущей победе нисколько не оскудевала. Он внушал эту веру в других, являясь своеобразным лидером сопротивления.

Возможно, из-за этого, а может, и по другим причинам, его постоянно переводили из лагеря в лагерь. В начале 1945 года, когда до победы оставались считанные недели, он был узником лагеря смертников Маутхаузен.

Гибель героя

Со своими жертвами фашисты не особенно церемонились. Исход войны для многих был уже очевиден, иллюзий не оставалось. Гитлеровские цепные псы стремились расправиться с теми, кто оказался в их власти.

18 февраля гестаповцы вывели своих подопечных во двор и стали поливать ледяной водой из шлангов. Стоял лютый мороз - обессиленные, голодные люди умирали один за другим: у кого-то не выдерживало сердце, кто-то просто замерзал. За попытку увернуться награждали ударом по голове. Среди самых стойких оказался генерал Карбышев: даже превратившись в ледяной столб, он находил в себе силы поддерживать товарищей.

История эта известна благодаря солагернику генерала, канадскому офицеру Седдону де Сент-Клеру. В 1946 году он, находясь в лондонском госпитале, внезапно потребовал встречи с представителем советской миссии по вопросам репатриации. Это было первое известие о Дмитрии Михайловиче: с 1941 года он числился среди пропавших без вести.

После подтверждения полученных сведений подвиг генерала Карбышева во вражеском плену был высоко оценен советским руководством. Почти ровно через пять лет после того, как он оказался в плену, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Народная память

Каждый год в Маутхаузен приходят люди, чтобы почтить память 300 тысяч человек, замученных здесь когда-то. На территории есть памятник генералу Карбышеву: он невозмутимо возвышается над площадью, сложив руки на груди. Фигура героя выступает из камня только наполовину - монолит изображает ледяную колонну, в которую превратился перед гибелью генерал Карбышев. Подвиг в стихах воспел известный Сергей Васильев. В 1975 году он написал поэму «Достоинство», за которую удостоился государственной премии.

В России последних лет стали чаще вспоминать о героическом прошлом. На всех уровнях поддерживается и поощряется стремление знать и гордиться своей историей. Стали появляться и многочисленные статьи о Дмитрии Михайловиче. Многие ресурсы в интернете публикуют творения своих пользователей, впечатленных мужеством офицера. Пусть некоторые стихотворения о подвиге генерала Карбышева наивны и не всегда дружат с рифмой, зато они написаны от чистого сердца.

Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням Аксаков Константин Сергеевич

ДУНАЙ

Не похож Дунай на других богатырей: очевидно, пришелец из чужих стран, буйный духом, он отличается какой-то особой горделивой осанкой. Об нем известна одна только песня, в которой рассказывается о женитьбе великого князя Владимира. В этой песне, очевидно, являются намеки на какую-то прежнюю жизнь Дуная, намеки, неясные для нас, но без сомнения ясные для тех, кем и кому пелись песни, ибо эти намеки - как бы что-то известное. В одном месте Дунай говорит сам о себе, что он служил в семи ордах, семи королям. Удалой дружинник, Дунай наконец остался в службе православного князя Владимира, и сам является уже православным витязем. Так рассказывает песня о женитьбе князя Владимира и о подвигах Дуная.

В стольном городе Киеве, у ласкова князя Владимира, было пированье-почестный пир, было столованье-почестный стол. Много на пиру было князей и бояр и русских могучих богатырей.

А и будет день в половину дня,

Княжеский стол во полустоле;

Владимир-князь распотешился,

По светлой гридне похаживает,

Черные кудри расчесывает.

И говорит такое слово: "Князи, бояре, могучие богатыри!

Все вы в Киеве переженены,

Только я, Владимир-князь, холост хожу,

А и холост я хожу, не женат гуляю;

а кто знает мне сопротивницу? (слово замечательное, т‹о› е‹сть› ту, которая была бы сопротив меня , мне равная, как говорится, на примере: он супротив его не будет , т. е. он ему не равен, он ему не пара; здесь удержан в слове еще особенный оттенок противоположности). Кто знает мне сопротивницу? - говорит Владимир. - Сопротивницу знает, красную девицу, статную станом, совершенную умом, белое лицо у ней, как белый снег, щеки, как маков цвет, черные брови, как соболи, ясные очи, как у сокола?" - На вопрос князя большой прячется за меньшего, от меньшего нет ответа князю. Тогда из стола княженецкого, из скамьи богатырской выступил Иван Гостиной сын, вскочил на богатырское место и сказал зычным голосом: "Ласковый Владимир-князь! благослови пред тобою слово молвить. Я, Иван, бывал в Золотой Орде, у грозного короля Этмануйла Этмануйловича; видел я в дому у него двух дочерей; первая дочь - Настасья, вторая Афросинья;

Сидит Афросинья в высоком терему.

За тридесять замками булатными;

А и буйные вихри - не вихнут на нее,

А красное солнце - не печет лицо".

Иван описывает ее красоту словами самого Владимира и прибавляет: "Посылай, государь, Дуная свататься". Владимир велел налить чару зелена вина в полтора ведра и поднести Ивану за хорошие слова. Призывает Владимир в спальню к себе Дуная и говорит ему: "Дунай сын Иванович! Сослужи мне службу заочную: съезди в Золотую Орду к грозному королю Этмануйлу Этмануйловнчу, для доброго дела, для сватанья, на его любимой дочери, на Афросинье-королевишне; бери моей золотой казны, бери триста жеребцов и могучих богатырей". Сказав это, Владимир подносит Дунаю в полтора ведра чару зелена вина и в полтретья ведра турий рог сладкого меду; Дунай выпил и чару зелена вина, и турий рог меду сладкого. Разгорелась утроба богатырская, и расходились могучие плечи у Дуная, и Дунай говорит: "Ласковое солнце, Владимир-князь! Не надо мне твоей золотой казны, не надо трех сот жеребцов, не надо могучих богатырей. Дай одного мне молодца, Екима Ивановича, который служит Алешке Поповичу". Владимир-князь тотчас сам руками привел Екима к Дунаю. Поехали богатыри; едут неделю, другую и приехали в Золотую Орду. Соскочили они середь королевского двора, привязали коней к дубовому столбу и пошли в белокаменную палату. "Король в Золотой Орде! - говорит Дунай, -

У тебя ли во палатах белокаменных

Нету Спасова образа:

Некому у тя помолитися,

А и не за что тебе поклонитися".

Король говорит на это Дунаю, а сам усмехается: "Дунай сын Иванович!

Али ты ко мне приехал по-старому служить и по-прежнему?"

"Король в Золотой Орде! - отвечает Дунай, - приехал я к тебе не по-старому служить и не по-прежнему. Я приехал к тебе для доброго дела, для сватанья. На твоей дочери Афросинье хочет жениться князь Владимир". Оскорбился (почему-то) этим король, рвет на голове черные кудри, бросает их о кирпищет пол и говорит: "Дунай сын Иванович! Если бы ты не служил у меня верою и правдою, я бы велел посадить тебя в погреба глубокие и уморил бы голодною смертью за твои бездельные слова". Оскорбился Дунай, разгорелось богатырское сердце; он обнажил саблю и сказал: "Король Золотой Орды! Если б я у тебя в дому не бывал, хлеба-соли не едал, ссек бы по плечи тебе буйную голову". Король заревел зычным голосом; борзые псы заходили на цепях. Псами затравить Дуная хочет король. "Еким Иванович! - кричит Дунай, -

Что ты стал, да чего глядишь?

Псы борзые заходили на цепях".

Еким бросился опрометью на широкий двор мурзы, улановья не допускают Екима до доброго коня, до тяжкой палицы медной. Не попала Екиму палица железная, попала ему ось тележная; зачал ею помахивать Еким, со всех сторон валятся враги; перебил Еким множество людей и избил пять сот кобелей меделянских.

Уйми ты своего слугу верного;

Оставь мне силы хоть на семена,

бери мою любимую дочь Афросинью". Дунай оставил Екима и пошел к высокому терему, где сидит Афросинья за тридцатью замками булатными, где

Буйные ветры не вихнут на нее,

Красное солнце лица не печет.

У этих палат были железные двери; крюки и пробои были по булату злачены. Дунай стал перед замкнутыми дверями и сказал: "Хоть ногу изломить, а двери выставить!" Он пнул в железные двери, сломались булатные крюки, и все палаты зашатались. Из дверей бросилась испуганная девица, как угорелая, и хочет целовать Дуная в уста. Дунай сказал: "Афросинья-королевишна! как

Ряженой кус - да не суженому есть!

Не целую я тебя в сахарныя уста.

А и бог тебя, красную девицу, милует:

Достанешься ты князю Владимиру".

Дунай взял ее за правую руку и повел из палат на широкий двор. Богатыри и красная девица хотели уже садиться на коней, как спохватился тут король Золотой Орды и просит Дуная, чтоб он подождал его мурз и уланов. Дунай исполняет его просьбу, и король отправляет своих мурз и уланов везти за Дунаем богатое приданое: золото, серебро, жемчуг и драгоценные камни. Скоро собравшись, все поехали к городу Киеву; едут неделю, едут другую; тут же везут и золотую казну. Не доехав ста верст до Киева, наехал Дунай бродучий след; взманил его этот след, и Дунай стал наказывать Екиму:

Гой еси, Еким сын Иванович!

Вези ты Афросинью-королевишну

Ко стольному городу ко Киеву,

Ко ласковому князю Владимиру, -

Честно, хвально и радостно.

Было бы нам чем похвалитися

Великому князю во Киеве.

Сказав это, сам Дунай поехал по свежему бродучему следу; едет он трое суток,

В четвертый сутки след дошел.

На потешных лугах, куда всегда ездит Владимир-князь охотиться, стоит белый шатер; в шатре держит опочив красная девица. Эта красная девица - Настасья-королевишна, сестра Афросиньи; другую жизнь вела она и сильным витязем ездила вольно по полям. Дунай вынул из налучна тугой лук, из колчана калену стрелу, вытянул за ухо калену стрелу с тетивою и хлестнул по сыру дубу; вспела тетива, дрогнула земля от богатырского удара; стрела угодила в дуб,

Изломала его в черенья ножевые.

Как угорелая, бросилась девица из шатра; Дунай ударил ее, сшиб с ног и выдернул булатное чингалище, чтобы разрезать ей грудь; девица взмолилась ему: "Удалой добрый молодец! Не коли ты меня, девицу, до смерти. Я отпросилась у батюшки с тем, что кто побьет меня в чистом поле, за того мне и замуж идти". Обрадовался Дунай ее слову и думает своим разумом:

Служил я, Дунай, во семи ордах,

Во семи ордах, семи королям,

А не мог себе выжить красные девицы;

Ноне я нашел во чистом поле

Обручницу, сопротивницу.

Обручились Дунай с Настасьей и обвенчались вокруг ракитова куста. Дунай отобрал у девицы бранное вооружение, кольчугу, и панцирь, и куяк, приказал ей надеть простую белую епанчу и поехал с ней к Киеву. В это время ехал князь Владимир от венца, и у новобрачного князя пошел свадебный пир. Дунай приехал к соборной церкви и просит у архиерея позволения обвенчать его с Настасьей. Дуная обвенчали {Здесь после языческого обряда венчания следует христианский.}, и новые молодые поехали к князю Владимиру, соскочили с коней на его широком дворе, и Дунай послал сказать князю:

Доложитесь князю Владимиру:

Не о том, что идти во светлы гридни, -

О том, что не в чем идти княгине молодой:

Платья женского только и есть одна епанечка белая.

Князь Владимир догадался: знает он, кого послать: послал он Чурилу Пленковича выдать цветное женское платье. - Здесь прямо намек на особенность Чурилы, которая полнее раскрывается в другой песне, собственно о нем. Выдали платье, богато снарядили княгиню новобрачную, повели молодых в светлые гридни и посадили за стол. Теперь уже две сестры сели за одним столом. Молодой Дунай Иванович

Женил он князя Владимира,

Да и сам тут же женился,

В том же столе столовати стал.

Прошло много времени. У князя Владимира, у солнышка Святославича, была веселая пирушка. На пирушке пьяный Дунай расхвастался, что в Киеве нет ему равного стрельца стрелять из лука в цель. Княгиня (жена Владимира) сказала на это: "Любимый мой зять, Дунай Иванович! Нет в Киеве такого стрельца, как сестра моя Настасья-королевишна". Обидно стало Дунаю; сей час захотел он испытать, кто лучше стреляет. Мечут жребий; достается стрелять жене Дуная (она, вероятно, была тут же на пиру), а Дунаю держать на голове золотое кольцо. Отмерили место на версту. Держит Дунай на голове золотое кольцо; Настасья натянула лук, вытянула калеку стрелу; запела тетива у тугого лука; каленая стрела сшибла золотое кольцо. Бросились искать и князья и бояре, увидали каленую стрелу и на ее перьях золотое кольцо. Тогда Дунай становил молодую жену на свое место. Княгиня принялась его уговаривать: "Зять мой любимый, Дунай Иванович! Это была шуточка пошучена". Жена его тоже говорила ему: "Оставим стрелять до другого дня; в моей утробе могучий богатырь. Первой стрелой ты не дострелишь, второй стрелой перестрелишь, третьей стрелой в меня угодишь". Князья, бояре и сильные могучие богатыри уговаривали Дуная, но Дунай озадорился и опять ставил на место свою жену. Она стала его упрашивать и кланяться ему. "Любезный мой ладушка , - говорила она Дунаю, - оставь шутку на три дня, хоть не для меня, но для своего сына не рожденного: завтра рожу тебе богатыря: ему не будет сопротивника". Не поверил Дунай и поставил жену свою на место цели. Стала жена держать золотое кольцо на голове. Первой стрелой не дострелил Дунай, второй перестрелил, третьей в нее угодил. Прибежал Дунай к жене, выхватил булатное чингалище, распорол ей грудь; из утробы выскочил удалой молодец и сказал: "Сударь мой батюшка! Если бы дал ты мне сроку на три часа, я бы на свете был в семь семериц получше и поудалее тебя". Опечалился молодой Дунай Иванович, ткнул себя чингалищем в грудь и кинулся в быструю реку.

Потому быстра река Дунай слывет;

Своим устьем впала в сине море.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

22. Дунай Дунай – Данубис (сканд. Danubius) , с. 222 – Дун (сканд. Dun) , с. 40 – Данубиум (сканд. Danubium) – Дина (сканд. Dyna) – Гистер или Хистер (сканд. Hister, Hyster) – Истр (сканд. Istr) (= (авт.))Днестр (= (авт.))Дон (= (авт.))Танаис , с. 32 – Танаквисл , с. 40 (= (авт.))Дуна (сканд. Duna) – Западная Двина ,

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Дунай В некоторых версиях сюжета рассказывается о том, что, оказавшись во дворце литовского короля, Дунай влюбляется в сестру Апраксин Настасью. Она освобождает богатыря и вместе с ним убегает в Киев. Во время свадебного пира Дунай и Настасья устраивают состязание в

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Из степей на Дунай Появление гуннов в IV веке стало для римлян неожиданностью, и, несмотря на ряд попыток соотнести их с племенами, известными из классической традиции, римляне не имели адекватного представления об их происхождении. Устная традиция самих гуннов также не

Из книги Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта автора Коломийцев Игорь Павлович

Битва за Дунай Пока авары воевали, а затем заключали мир с франками, в блестящей Византии произошли важные перемены. Юстиниан умер и на престол, в нарушение старинной традиции, взошел человек ничем не проявивший себя на полях сражений, но доводившийся близкой родней

Из книги Советский Союз в локальных войнах и конфликтах автора Лавренов Сергей

Операция «Дунай» С военной точки зрения операция «Дунай» (такое кодовое наименование получила операция по вторжению в Чехословакию) была спланирована и осуществлена почти безукоризненно. При этом максимально был учтен опыт венгерских событий 1956 г. и приняты возможные

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Начало славянских вторжений за Дунай Первый зафиксированный в византийских источниках самостоятельный набег на Балканы славяне совершили в правление императора Юстина I (518–527). По свидетельству Прокопия Кесарийского, это были анты, которые «перейдя реку Истр,

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

9.2. О названиях рек: Дон, Дунай, Днепр, Днестр По поводу названия Волги, то есть ВЛАГА, которое давалось МНОГИМ РЕКАМ, мы уже высказались выше. Еще более интересно название ДОН. Сегодня оно обычно связывается лишь с одной рекой - современным ДОНОМ в России. Но мы уже показали

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Дон и Дунай Почтение к Дону в русском народе столь же вероятно, сколько и почтение всех вообще славянских племён к рекам Бугу, Дунаю и к некоторым другим. Эти великие реки, равно как и ключи-студенцы, в древней религии славянской, неоспоримо принадлежат к чему-то особенно

Из книги Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням автора Аксаков Константин Сергеевич

ДУНАЙ Не похож Дунай на других богатырей: очевидно, пришелец из чужих стран, буйный духом, он отличается какой-то особой горделивой осанкой. Об нем известна одна только песня, в которой рассказывается о женитьбе великого князя Владимира. В этой песне, очевидно, являются

Из книги Дунай: река империй автора Шарый Андрей Васильевич

Из книги Танковый меч страны Советов автора Дроговоз Игорь Григорьевич

ОПЕРАЦИЯ «ДУНАЙ» В 1968 году Советская Армия осуществила самую грандиозную но своим масштабам в послевоенные годы военную акцию. Более двадцати дивизий сухопутных войск за один день и практически без потерь оккупировали целую страну в центре Европы. Даже в афганской

Из книги К истокам Руси [Народ и язык] автора Трубачев Олег Николаевич

Славяне и Дунай Чем были вызваны вторжения славян в VI в. в придунайские земли и далее на юг? Союзом с аварами? Слабостью Рима и Константинополя? Или толчок к ним дали устойчивые предания о древнем проживании по Дунаю? Может быть, тогда вся эта знаменитая

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Дунай Иванович Мифический образ богатыря в былинах. Известна былина о богатыре Дунае Ивановиче и Настасье Королевне (по другой версии былины – Непра, или Днепра Королевна). В трагическом поединке (по другой версии во время «игр молодецких») лишил жизни купеческий сын

Из книги Священные реки России автора Бажанов Евгений Александрович

Глава 4 ДУНАЙ (ИСТР) В числе главных славяно-русских святынь река Дунай. Имя Дунай культовое, используемое повсеместно на русской земле в священных обрядах, сказаниях, песнях…Дунай единственная река, которой посвящено несколько исследований, освещающих значение реки в

Дунай Иванович

богатырь киевского цикла. Он гулял по разным землям, служил у ляховинского короля в разных службах 9 или 12 лет. В былинах о нем (Кирша Данилов X; Рыбников I, 30, 31, 32; II, 12; III, 21; Гильфердинг №№ 34, 81, 94, 102, 100, 125, 139, 191, 214, 272; Киреевский III, стр. 52-69) рассказывается, как Д. ездил добывать для князя Владимира в жены Опраксу королевну, дочь короля хороброй Литвы. На возвратном пути в Киев Д. встречает богатыря, оказывающегося второй дочерью литовского короля, паленицей Настасьей королевичной. Д. бьется с паленицей, побеждает ее и решает взять ее себе женою. На свадебном пиру в Киеве Д. расхвастался. Молодая жена говорит, что есть в Киеве богатыри удалее его, да и сама она стреляет лучше его. Д. ведет ее в поле, чтобы испытать меткость стрельбы. Настасья одерживает верх в состязании с мужем, и разгневанный Д. направляет стрелу ей в грудь. Умирая, она заявляет, что беременна чудным ребенком. Д. убеждается в этом и закалывается над трупом жены. От его крови протекла Д.-река, от ее крови - Настасья-река. Взгляды исследователей эпоса на богатыря Д. изложены в ст. Богатыри (см.). В дополнение можно заметить, что былины о Д. еще не были предметом обстоятельного разбора. Увлекаясь именем славянской реки Д., сторонники стародавности эпических сюжетов видят в богатыре древнее олицетворение реки или перешедший в былину праславянский миф. Но возможна другая точка зрения. Имя Д. как личное было в старину широко распространено (см. статью проф. А. И. Соболевского в "Живой Старине", 1890, вып. II). Это имя принадлежит в летописи выдающемуся воеводе владимир-волынского князя Владимира Васильковича (см. Ипат. летоп. под годами 1281, 1282, 1287). Д. ведет дружину Владимира против ляхов, Д. посылается Владимиром собрать союзников литовцев (Ипат. летоп. стр. 586), Дуная просит себе в спутники брат Владимира, Кондрат, чтобы воспользоваться для личных целей авторитетом могущественного князя Владимиро-Волынского. Сам князь Владимир в отзывах летописца является идеалом князя и по внешности, и по душевным свойствам (см.). Нужно думать, что личность князя Владимира Васильковича, пользовавшегося при жизни широкой популярностью, поминалась и в песнях вместе с близкими к нему воеводами, в числе которых видное место принадлежало Д. Имя последнего вместе с именем его князя могло сохраниться в былинах, причем Владимир Василькович слился с эпическим бессменным князем Владимиром. Аналогией этому может служить имя Ставра. Исторический новгородский сотский Ставр был посажен в тюрьму Владимиром Мономахом; в былинах Ставра сажает в погреб Владимир Красное Солнышко. Связь эпического Д. с историческим воеводой подкрепляется тем, что былинный Д., как и исторический, имеет дело с ляховинским или литовским королем. В дальнейшем развитии эпоса, когда исторические черты сменяются сказочными, к имени Д. мог прикрепиться дошедший до нас былинный сюжет, подобно тому, как к имени исторического Добрыни прикрепилась восточная сказка (см. Добрыня). Совпадение имени Д. с именем реки Дуная могло повести к прибавлению к концу былины той черты, что от крови Д. потекла Дунай-река, как от крови Настасьи (несуществующая) Настасья-река (ср. варианты, где то же рассказывается. о Доне Ивановиче и его жене Непре - Днепре). - Тем же совпадением имен объясняется былинный эпитет богатыря Д.: "тихий", совершенно не соответствующий его характеру: он вспыльчив, гневлив и зверски убивает жену.

Всев. Миллер.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Дунай Иванович" в других словарях:

    - (Дунай богатырь) один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович персонаж трагический. Содержание 1 Былинные сюжеты,… … Википедия

    Дунай Иванович. См. РУСЬ РОДИНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Русский былинный богатырь. Отправившись добывать для кн. Владимира в жены Опраксу Королевичну, дочь короля Литовского, на возвратном пути Дунай Иванович встречается с удалою Настасьей Королевичной, побеждает ее и женится на ней. На пиру у кн.… … Русская история

    Дунай Иванович - богатырь, герой былин и баллад. Отличит. черта его эпич. биографии он перешел к князю Владимиру, оставив службу у Литовского короля; в сонм киевских богатырей был принят после поединка с Добрыней, закончившегося примирением. Гл. подвиг Д. И.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    ДУНАЙ - Дунай, воевода владимиро волынский. 1281. Ипат. 583. Дунай Трофимов, служилый человек (в Якутской обл.). 1649. А. И. IV, 74. Дунайко Карпов, костромской пушкарь. 1654. Доп. III, 475. Федка Дунай, стрелец в Астрахани. 1654. Доп. III, 533.… … Биографический словарь

    Дунай - Дуна/я, только ед., м. 1) В представлении древних славян, в т. ч. русских: мифологизированный образ главной реки, образ вольной девической жизни, река любви, а также главный рубеж, за которым лежит богатая, но полная опасностей земля. Куда,… … Популярный словарь русского языка

    Дунай: Реки: Дунай одна из крупнейших рек Европы. Дунай речка в Ярославле, приток Волги. Дунай река в Пинежском районе Архангельской области Населённые пункты: Дунай посёлок во Всеволожском районе Ленинградской области. Дунай … … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дунай (значения). Теплоходы типа «Дунай» Теплоход «Башкортостан» проекта 305 на Волге в Сосенках … Википедия

    Колыван имя богатыря (или богатырей), упоминаемых в русских былинах. В разных версиях встречаются Колыван Колыванович, Колыван Иванович. Отчество «Колыванович» приписывается иногда богатырям Святогору и Самсону. В сборники былин Кирши Данилова … Википедия

    - (Поток или Потык) богатырь из числа второстепенных; известен лишь в северно русских былинах как красавец и змееборец. На охоте он встречает лебедя, который превращается в девушку Авдотью Лебедь Белую, Лиховидевну. Он женится на ней и оба дают… … Википедия

БОГАТЫРИ (Дунай Иванович) Дунай Иванович - русский былинный герой. В образе Дуная Ивановича черты мифологические и исторические соседствуют вполне органично. Несколько былин о нем позволяют с некоторой долей условности восстановить главные эпизоды его жизни. Дунай Иванович - один из популярнейших богатырских образов в русских былинах, при чем образ трагический. В отличие от богатырей, которые приехали в Киев из русских городов и стали здесь служить, Дунай Иванович когда-то уехал в Литву и там служил королю в разных придворных должностях: «отъезды» служилых людей в соседние земли были обычным делом в феодальные времена. Затем Дунай оказывается в чистом пиле, и здесь он встречается с Добрыней. Они вступают в богатырский поединок - сперва на копьях, потом на саблях, на палках и, наконец, врукопашную: победить никто не может. На них наезжает Илья Муромец и предлагает им помириться и обменяться крестами, то есть побрататься. Так Дунай входит в состав киевского богатырства. Приходит время и ему совершить главный подвиг.

Дунай и Добрыня отправляются в Литву, чтобы сосватать королевскую дочь Апраксу за князя Владимира. Выбор Дуная в качестве свата обычно мотивируется тем, что этот богатырь в прошлом служил Литовскому королю. Дунай сперва является к прежнему своему господину один. Разгневанный чем-то король заключает его в погреба глубокие, но тут приходит на помощь остававшийся при конях Добрыня, который побивает литовскую дружину. Король отпускает Апраксу с богатырями в Киев. Другой сюжет обычно служит продолжением: оказывается, у литовского короля есть и вторая дочь, сестра Апраксы Настасья, с которой у Дуная в прошлом была тайная любовь. Когда Дунай попал из-за этой связи в беду, Настасья выкупила его у палачей и отпустила в Киев. Когда русские богатыри приехали за Апраксой, Настасья была уязвлена невниманием к ней Дуная. На обратном пути богатыри обнаруживают чей-то богатырский след. Дунай отправляется на розыски и встречает богатыря, с которым вступает в бой. Победив его, он вынимает нож для окончательного удара и узнаёт в противнике Настасью. Она напоминает ему о прошлом, и Дунай вновь поддаётся страсти, зовёт Настасью в Киев, чтобы пожениться. В Киеве - двойная свадьба: Владимира с Апраксой и Дуная с Настасьей. На пиру Дунай хвастает своей храбростью, а Настасья - меткостью в стрельбе из лука. Дунай воспринимает это как вызов, устраивается проверка, и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Дунай не в силах признать превосходство жены и приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: "по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые" Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Дунай Иванович - русский былинный герой. В Древней Руси слово «Дунай» было не только названием реки (и даже обозначением вообще реки), но и мужским именем. В былине о богатыре, как мы увидим, название реки и имя оказываются связанными воедино. В образе Дуная Ивановича черты мифологические и исторические соседствуют вполне органично. Несколько былин о нем позволяют с некоторой долей условности восстановить главные эпизоды его жизни. В отличие от богатырей, которые приехали в Киев из русских городов и стали здесь служить, Дунай Иванович когда-то уехал в Литву и там служил королю в разных придворных должностях: «отъезды» служилых людей в соседние земли были обычным делом в феодальные времена. Затем Дунай оказывается в чистом пиле, и здесь он встречается с Добрыней . Они вступают в богатырский поединок - сперва на копьях, потом на саблях, на палках и, наконец, врукопашную: победить никто не может. На них наезжает Илья Муромец и предлагает им помириться и обменяться крестами, то есть побрататься. Так Дунай входит в состав киевского богатырства. Приходит время и ему совершить главный подвиг. Князь Владимир задумывает жениться и просит ему указать невесту,

Чтобы ростом была высокая.
Станом она становитая,
И на лицо она красовитая,
Походка у ней часта
и речь баске;
Было бы мне, князю,
с кем жить да быть,
Думу думати,
долгие веки коротати...

На пиру Дунай (или другой богатырь) советует князю Владимиру посвататься к дочери литовского короля Опраксии. Естественно, что роль свата поручается Дунаю. Он просит дать ему провожатым Добрыню. Богатыри приезжают в Литву, Дунай идет к королю, а Добрыню оставляет во дворе. Король узнает своего старого слугу и спрашивает его с некоторой иронией, не приехал ли он служить попрежнему. Когда же Дунай сообщает о цели приезда, король приходит в ярость: А и тут королю за беду стало,
А рвет на главе кудри черные
И бросает о кирпищет пол.

Из сопоставления вариантов былины можно понять, что короля не устраивает ни жених (он называет Владимира «конюхом последним», разбойником, плутом), ни сват (его положение недостаточно высоко: «послал мне-ка холопину дворянскую»). Король готов спустить на Дуная «кобелей меделянских». И тогда вступает в свои права богатырская сила: Дунай внутри дворца, а Добрыня снаружи учиняют расправу с королевской свитой, и король вынужден примириться и отпустить дочь. В летописной истории Киевской Руси был эпизод, напоминающий былину. В 980 году Владимир послал в Полоцк к князю Рогволоду сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?» Она же ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Когда Владимир узнал об этом, он собрал много воинов, напал на Полоцк, убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены. На основании такого совпадения исследователи склонны иногда считать былину о Дунае воспроизведением реального события 980 года. Но скорее всего мы имеем дело именно с совпадением, тем более что различий между былиной и летописью больше, чем сходства. И летопись совершенно не знает того, о чем повествует вторая часть былины. На обрат-ном пути Дунай замечает в поле конский след. Он просит Добрыню везти Опраксию в Киев, а сам отправляется по следу. Он догадывается, что ему предстоит встреча с неизвестным богатырем: информация с сайта http://сайт А загорело у Дунаюшки ретиво сердце,
А закипела во Дунае кровь горячая,
Расходилися его могучи плеча.

По одним вариантам, Дунай догоняет в поле богатыря - но это оказывается богатырка, по другим - наезжает на шатер и стрелой будит его хозяйку-богатырку. Что это женщина, Дунай обнаруживает, когда валит ее на землю и хочет «взрезать груди белые». Выясняется, что богатырка - другая дочь литовского короля - Настасья . Я у батюшки сударя отпрошалася
- Кто меня побьет во чистом поле,
За того мне, девице, замуж идти.

Ситуация эта знакома по эпосу разных народов: девушка-богатырка предназначена суженому, которого можно узнать лишь по одном} признаку: он сумеет победить ее в поединке или в состязании. Дунай победил Настасью ~ значит, он ее суженый («Нынче я нашел во чистом поле обручницу»). Молодые едут в Киев, где и совершаются сразу две свадьбы. Кажется, история завершена, в сказках было бы: «Стали жить-поживать да добра наживать». Но былина -- не сказка, ей свойственны острые конфликты и трагические развязки.
На пиру Дунай хвастает тем, что он лучший в Киеве стрелок из лука. Вмешивается Опраксия, она заявляет, что нет стрелка лучше, чем ее сестра Настасья. В вариантах сама Настасья утверждает, что она способна попасть стрелой в лезвие ножа так, что стрела рассечется на две половины. Этого Дунай вынести не может и предлагает состязание. Из всех вариан-тов самое страшное условие поединка - стрелять в кольцо, поставленное на голову. Первой стреляет Настасья и сшибает кольцо с головы мужа. Когда приходит очередь стрелять Дунаю, его уговаривают отказаться. Жена признается: «в утробе у меня могуч богатырь» - и просит отложить стрельбу: Завтра рожу тебе богатыря,
Что не будет ему сопротивника,

Однако Дуная убедить невозможно - затронута честь богатыря. Становил свою молоду жену
Настасью-королевичну
На мету с золотым кольцом,
И велел держать кольцо на буйной главе.
Стрелял Дунай за целу версту
из туга лука.
А и первой стрелой он не дострелил,
Другой стрелой перестрелил,
А третьею стрелою в ее угодил.
Прибежавши Дунай к молодой жене,
Выдергивал чингалище булатное,
Скоро спорол ей груди белые
- Выскочил из утробы удал молодец,
Он сам говорит таково слово:
Гой еси, сударь мой батюшка!
Как бы дал мне сроку на три часа,
А и я бы на свете был Попрыжея и полутчея
в семь семериц тебя».

Так беспощадно описывает былина совер-шившуюся трагедию, обнажая жестокость поведения богатыря. Как можно объяснить случившееся? Только ли строптивостью Дуная, его хвастовством на пьяном пиру? Несговорчивостью жены? За всем этим кроется более глубокий смысл.
Вспомним, что богатырь добывает себе жену, победив богатырку, то есть женщину, обладающую также непомерной силой. Согласно эпическим понятиям, богатырка, став женой, теряет эту силу, становится обыкновенной, равной всем. Отныне ее долг -~ служить мужу, родить ему богатыря, хранить домашний очаг. Настасья нарушает этот свой долг, вспоминая о прежнем своем богатырстве. Отсюда - и трагедия. Гибнут все ее участники. И гибель эта влечет за собою последствия фантастические: возвращаются древние мифические времена, когда из крови погибших рождались реки. А свернул он острый нож
Тупым концом во сыру землю,
Острым концом себе он во белы груди:
«А где пала Настасья Микулична,
Пускай падет Дунай Иванович».
От Настасьи текла да речка Черная,
От Дуная текла да вот Дунай-река,
Вода с водой да не стекается,
- Теките от века и до века,
В одно место сходитеся и расходитеся,
Вода с водой не мешайтеся.

С последними словами былины в кровавую трагедию вплетаются вдруг покой и утешение: они подсказываются народным осознанием бесконечного течения времени, все примиряющего.