Поэма «Бахчисарайский фонтан» Пушкина была написана в 1821-1823 годах, во время южной ссылки поэта. В Крыму он посетил знаменитый Бахчисарайский дворец крымских ханов. Окутанное тайнами и легендами старинное здание настолько впечатлило Пушкина, что он решил написать о нем поэму.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Бахчисарайский фонтан». Проверить полученные знания можно благодаря тесту по произведению.

Главные герои

Хан Гирей – властный, жесткий правитель, привыкший, чтобы все его желания и приказы беспрекословно исполнялись.

Мария – польская княжна, редкая красавица с ангельской внешностью. Ее главная черта – свободолюбие, за которое она готова отдать даже собственную жизнь.

Зарема – красивая грузинка с восточным складом характера, которая видит свое предназначение в жертвенном служении своему повелителю.

Другие персонажи

Гарем – многочисленные жены хана Гирея, которые всю жизнь томятся в неволе.

Эвнух – злой страж, в обязанности которого входит охрана гарема. Верный ханский слуга, над которым не властны женские чары.

Крымский хан Гирей – « повелитель горделивый » – погружен в тяжелые думы. Прислуга с опасением взирает на его мрачное лицо, боясь ненароком разгневать своего хозяина. Возможно, он замышляет очередной поход на Русь или Польшу, или же подозревает в заговоре своих военачальников? Нет – « война от мыслей далека », и опечален хан совсем по другой причине.

Предметом особой гордости Гирея служит его гарем. В роскошном дворце, под пристальной охраной, многочисленные ханские жены « цветут в унылой тишине ». Их жизнь безотрадна и скучна – в череде дней, похожих друг на друга, проходят их лучшие годы без любви и простых человеческих радостей. Все, чем они могут заниматься – это менять « пышные уборы », неспешно прогуливаться по саду да сплетничать.

За порядком в гареме следит « злой эвнух », чья душа давно утратила чуткость и ранимость. Он пристально наблюдает за ханскими женами, « все жадно примечает он », и горе той, что повела себя неосмотрительно.

Гирей решает навестить свой гарем. Вокруг живописного фонтана с рыбками он видит своих прекрасных наложниц, которые поют песню, восхваляя Зарему – любимую жену хана. Однако девушку не радует песня, она сидит, погруженная в печальные думы – « Зарему разлюбил Гирей ».

Все пленительные чары восточной красавицы оказываются бессильны перед нежным очарованием голубоглазой Марии – единственной и горячо любимой дочери старого польского князя. Во время одного из набегов на Польшу ханское войско уничтожило некогда цветуще поместье, и теперь « отец в могиле, дочь в плену ».

Мария своей нежной красотой настолько очаровывает хана, что « для нее смягчает он гарема строгие законы ». Гирей относится к ней очень деликатно, не смея нарушать ее покой и оберегая ее от завистливых ханских жен. Однако Мария равнодушна к проявлениям такой заботы – дни и ночи она проводит в молитве, оплакивая отца и свою былую жизнь.

Однажды ночью Зарема, невзирая на возможное наказание, отправляется в покои Марии. Не в силах терпеть равнодушие своего повелителя, она пытается поговорить с разлучницей. Зарема просит Марию выслушать ее, и принимается за рассказ о своей жизни. Девушка до сих пор помнит свою родину – « горы в небесах, потоки жаркие в горах, непроходимые дубравы ». Еще девочкой она оказалась в ханском гареме, ожидая, когда придет ее час стать женой Гирея. Ей предстояло стать любимицей хана, и ничто не омрачало безмятежное счастье Заремы до тех пор, пока в гареме не появилась Мария.

Зарема прекрасно понимает, что плененная полька не виновна в том, что Гирей перестал испытывать нежные чувства. Она становится на колени и умоляет Марию вернуть ей « радость и покой » и любым способом отвратить от себя влюбленного хана.

Мария понимает, что в ее душе нет мечты о чувственной страсти, и она никогда не сможет быть наложницей Гирея. Куда проще ей было провести остаток дней в темнице или же предстать пред высшим судом, нежели влачить жалкое существование рабыни.

Мария решает уйти из жизни, и в этом ей помогает Зарема. Узнав о совершенном преступлении, хан приказывает утопить грузинку. После пережитых событий Гирей перестает навещать свой гарем, и находит утешение только в войнах.

Вернувшись домой, хан приказывает возвести прекрасный мраморный фонтан « в память горестной Марии ». Узнав историю трагической любви Гирея, этот памятник в народе окрестили « Фонтаном слез ».

Заключение

Острое противоречие реальности и мечты послужило причиной трагедии, разыгравшегося в стенах ханского дворца. Каждый из героев поэмы не в состоянии получить желаемое, осуществить свою заветную мечту, и это приводит к печальной развязке.

После прочтения краткого пересказа «Бахчисарайский фонтан» рекомендуем ознакомиться с полной версией поэмы А. С. Пушкина.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 51.

В поэме действие происходит в Бахчисарае, городе в Крыму. Александр Сергеевич Пушкин пребывал там во время южной ссылки. Автор, гуляя по городу, находит старинный фонтан, и его пленяет история, связанная с ним.

Давным-давно в Бахчисарае жил один хан. У него был прекрасный дворец и много жен. За гаремом хана следил евнух, равнодушный к женской красоте и преданный своему хозяину. Все жены Гирея вели тихую жизнь. Они гуляли в саду, играли, купались, ели щербет, и так проходила их молодость. Любимой женой Гирея была грузинка Зарема.

Однажды хан сидел очень мрачный, задумчивый. Однако не новые набеги и войны волновали его. Ему не давали покоя мысли о голубоглазой красавице Марии, польской княжне, которая не так давно появилась в его гареме.

Мария раньше жила с своим отцом, исполнявшим все ее желания. Ее жизнь была тиха и безмятежна. О ней вздыхали многие богачи и вельможи, но она пока еще никого не любила. И вот татары напали на Польшу, отца Марии убили, а княжна попала в плен к Гирею. Мария живет в отдельной келье, и даже евнух не имеет права за ней следить. Она часто молится при свете лампады и отвергает хана.

Зарема ревнует своего Гирея к Марии. Однажды ночью грузинка тайно пробирается в светлицу к княжне. Мария спит, как невинный ангел. В углу перед образом у нее горит лампада. Зарема смутно вспоминает свое детство, глядя на образ Пречистой Девы. Хотя теперь ее окружают законы Корана, Зарема знает, что ее мать была той же веры, что и Мария.

Зарема будит юную княжну. Мария испугана. Зарема признается Марии, что она ревнует к ней своего Гирея. Зарема страстно любит Гирея, а теперь он собирается изменить ей, потому что влюблен в Марию. Зарема не винит Марию. Зарема умоляет ее сделать так, чтобы Гирей разлюбил ее. Зарема готова на все, у нее даже есть кинжал. Потом Зарема бесшумно уходит, оставляя Марию в смятении. Княжне ничего не нужно, она страшится провести всю жизнь в гареме и желает умереть.

Вскоре Мария умерла. Совсем неясно, как это случилось и почему, однако Зарему в ту же ночь Гирей велел своим слугам сбросить в море в наказание. После этого хан занялся войнами и набегами, но часто во время сражения он вдруг замирает и задумывается о чем-то.

Дворец опустел. Давно нет ни хана, ни его гарема. Однако в память о княжне был сделан фонтан в мраморной стене, и этот фонтан похож на струю слез. Над фонтаном изображены вместе мусульманский месяц и крест. К этому фонтану приходят жители Бахчисарая, вспоминают романтическую историю Заремы, Гирея и Марии и вздыхают. Вокруг цветут розы и растет виноград. Прохлада Бахчисарайского фонтана привлекает путников.

Автора завораживает эта история любви, и он часто приходит к Бахчисарайскому фонтану. Однажды ему кажется, что он видит чью-то тень. Может быть, это невинная Мария или ревнивая Зарема. Автор вспоминает о своей любви. Сейчас он в изгнании, и его возлюбленная далеко.

Поэма Александра Сергеевича Пушкина учит, что сила любви вечна.

Картинка или рисунок Бахчисарайский фонтан

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Толстой Князь Михайло Репнин

    В произведении Алексея Толстого показан пир, на котором присутствует сам Иван Грозный и его опричники.

«Бахчисарайский фонтан»

Действие первое

В замке польского князя Адама ярко освещены все окна. Множество гостей прибыло на бал. Из замка в парк выбегают Мария и ее жених Вацлав. Они счастливы, любят друг друга, мечтают о свадьбе и близком лучезарном будущем. Тем временем по парку бродит татарский лазутчик, и его преследует польская стража.

Под звуки полонеза гордо шествуют танцующие пары. Первыми выступают Мария и её бравый отец. За торжественным полонезом следует изящная мазурка. Другие танцы не менее великолепны. Настроение у гостей превосходное.

Неожиданно вбегает начальник стражи. Он в ужасе: полчища татар окружили со всех сторон парк. Мужчины хватаются за оружие, но иноземцы уже заполонили всё вокруг. Разгорается жестокий бой. В неравном бою погибает и польский князь. Из пылающего замка бегут Мария и Вацлав. Внезапно им преграждает дорогу предводитель татар хан Гирей. Поражённый красотой Марии, хан на мгновение останавливается, затем устремляется к ней. Вацлав пытается защитить свою возлюбленную, но падает замертво, сражённый клинком Гирея. Марию по приказу хана отправляют в гарем.

Действие второе

В гареме Гирея его жёны веселятся, танцуют. Среди них Зарема – самая любимая из жён хана. Слышны звуки воинственной музыки. Это войско хана Гирея возвращается из похода. Жены встречают своего властелина. Зарема бросается навстречу Гирею, но мысли хана заняты прекрасной пленницей. Зажигательный танец Заремы оставляет хана равнодушным, что приводит её в отчаяние.

В тоске по родине Мария проводит свои дни. Приход Гирея не радует и не пугает её. Она ко всему равнодушна. Гирей умоляет Марию полюбить его и говорит ей о своей страсти. Только с Марией он добр и терпелив. Но она не может полюбить Гирея, ведь он – убийца всех близких ей людей. Не смея настаивать, хан уходит. Мария наигрывает на лютне любимую мелодию. Она вспоминает об утерянном счастье. Наступает ночь, но девушке не спится. В её комнату проскальзывает Зарема и умоляет вернуть ей любовь Гирея. Мария уверяет ревнивую женщину, что не любит и никогда не полюбит хана. Зарема верит ей, но внезапно её взор замечает забытую Гиреем тюбетейку. Пламя ревности вспыхивает снова. Проснувшаяся служанка зовёт на помощь. Вбегает Гирей, но Зарема успевает вонзить кинжал в соперницу. Появившейся страже Гирей приказывает увести Зарему.

Во внутреннем дворе Бахчисарайского дворца Гирей тоскует о Марии. Военачальник Нурали, вернувшийся с войском из удачного похода, показывает ему новых пленниц, но хан равнодушен. И даже казнь Заремы не утолила душевные муки Гирея. Прислужники пытаются развлечь его танцами, Нурали и воины призывают хана к новым набегам, но и это не утешает его. Он велит привести в действие фонтан, который построил в память о Марии, – «Фонтан слёз». Перед ним возникают видения прошлого. Издалека доносится голос певца:

Фонтан любви, фонтан живой!

Принёс я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слёзы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

Крымский хан Гирей предстаёт перед читателями в начале произведения погруженным в свои любовные переживания. На первых страницах поэмы "Бахчисарайский фонтан" Пушкин повествует о том, что правителя и успешного в прошлом полководца перестали интересовать военные дела его державы. Все мысли хана были в тот момент заняты новой наложницей гарема, которую захватило его войско в ходе военного похода на Польшу.

Новая обитательница гарема

Поэма "Бахчисарайский фонтан "Пушкина, краткое содержание которой даётся в данной статье, продолжается описанием жизни наложниц в ханском дворце. Их существование с одной стороны безмятежно, и проходит в неспешных развлечениях, которыми являются игры и купание в бассейне.

С другой стороны, их судьба довольно безрадостна, поскольку страж гарема, евнух, постоянно следит за ними. Он подслушивает разговоры женщин, с целью доложить обо всём подозрительном своему хозяину, хану.

Даже ночью он порою вслушивается в то, что говорят наложницы во сне. Об этом герое произведения в кратком содержании "Бахчисарайского фонтана" нужно сказать, что это преданный служитель крымского правителя. Слова повелителя для него важнее, чем заповеди, которые даны ему его религией.

Новая звезда гарема

Рассматривая краткое содержание "Бахчисарайского фонтана", следует сказать, что условия жизни новой наложницы разительно отличались от содержания других женщин. Мария, так звали эту возлюбленную правителя, была помещена в отдельной комнате. Ей позволялось совершать молитвы перед иконами, которые находились в ее покоях. Евнух не имел доступа к ней. Соответственно, надзор над этой жительницей ханского дворца был гораздо мягче, чем за другими жёнами правителя. В поэме "Бахчисарайский фонтан", краткое содержание которой приводится здесь, не зря описание быта прочих наложниц дано перед повествованием о жизни Марии в ханском дворце. Эти части произведения контрастируют между собой.

Биография Марии

Об этой героине поэмы автор приводит следующие сведения. Она была дочерью польского князя, убитого во время нападения крымских татар на её страну. Свои ранние годы девушка провела в доме отца, не зная никаких забот. Ее родитель исполнял любую прихоть своего ребенка. Теперь же, попав в плен, польская княжна проводила большую часть времени в усердных молитвах. Она мечтала лишь о том, чтобы ее жизнь как можно быстрее закончилась.

Любимая жена хана

Зарема, так звали женщину, к которой правитель благоволил более всех остальных, проживающих в его гареме. Эта гордая грузинка ночью, когда евнух уснул крепким сном, прокралась к покоям Марии. Дверь новой наложницы хана была отворена. Зарема вошла в комнату и застала юную полячку спящей. В данном эпизоде поэмы "Бахчисарайский фонтан", краткое содержание которой представлено в настоящей статье, приведены некоторые сведения о жизни Заремы до того, как она попала во дворец хана. Эти факты любимая жена правителя излагает юной девушке сама, когда та пробуждается. Зарема говорит, что ясно помнит о своей жизни на родине, традиции и обычаи и ее народа.

Но она полностью забыла, как попала в ханский дворец. Грузинка говорит, что с тех пор как она очутилась во владениях крымского правителя, вся её жизнь была полностью посвящена только ему.

Он - единственный смысл существования для нее. Поэтому Зарема горячо умоляла Марию вернуть ей любимого мужчину, который с момента появления девушки в гареме забыл свою любимую жену. Эту речь грузинка завершает угрозой расправиться над новой наложницей с помощью кинжала, если та не возвратит ей прежнего хана Гирея.

Печальная судьба Марии

В это время в его гареме произошли трагические события. Мария убита ревнивой Заремой. Ее участь была ничуть не легче, чем судьба бедной девушки. Она была схвачена слугами гарема и утоплена в горной реке.

Окончание краткого содержания "Бахчисарайского фонтана"

Вернувшись домой, хан Гирей воздвиг в память о своей несостоявшейся любви фонтан. Он был увенчан и мусульманским полумесяцем, и христианским крестом. Эту скульптуру местные девушки окрестили "Фонтаном слез".

Послесловие представляет собой воспоминания автора о его пребывании в Крыму и визите в Ханский дворец.

По его словам, во время этой экскурсии ему постоянно мерещилась некая девушка. Кем она была, Заремой или Марией, он не разобрал. Книга заканчивается живописным описанием южной природы Крыма. Александр Сергеевич Пушкин признается в любви к этим местам и здешней истории.

Фильм Даррена Аронофски «Фонтан» тоже относится к категории фильмов, которые предлагают зрителю определенный миф, в символической форме дающий объяснение устройства мира как целого и места в нем человека.

Главный герой фильма проходит путь от отрицания смерти и желания ее избежать - к ее принятию.

Конфликт, который разыгрывается на экране – можно понять как конфликт двух типов отношения к смерти: главный герой понимает смерть как болезнь, которую нужно победить, а его жена понимает смерть как этап в самой жизни. Но если мы копнем глубже, то обнаружим более интересные вещи.

Фабула

Давайте раскроем фабулу фильма и снабдим ее необходимыми комментариями. Некоторые детали сюжета я почерпнул из комикса, сделанного по первоначальному сценарию Даррена Аронофски.

Главный герой, ученый, которого зовут Томас Крео, озабочен созданием вакцины от рака для излечения своей жены Иззи. Иззи смирилась с тем, что ей придется умереть, так как она понимает смерть как момент перерождения в новую жизнь. Эту свою уверенность она черпает из мифа, который, как утверждается, принадлежит народу майя. Она рассказывает Тому о Шибальбе – туманности вокруг умирающей звезды, где возрождаются души умерших.

Иззи пишет книгу, в которой в аллегорической форме излагает происходящее с ней и с мужем. В книге она изображает себя как королеву Испании Изабеллу, растущую раковую опухоль – как Инквизитора, отнимающего у королевы ее земли, а мужа – как конкистадора, находящегося у нее на службе.

Желание Тома-ученого победить рак в книге показано как желание конкистадора убить Инквизитора. Но королева запрещает ему это делать и направляет его энергию поиски Древа жизни.

Рассказ священника о древе жизни соответствует рассказу Иззи о Шибальбе.

Королева, перед тем, как отпустить Томаса, берет с него обещание умереть за Испанию, а сама, в свою очередь, обещает ему стать его Евой, после того как он найдет источник вечной жизни. В качестве залога она дает ему кольцо.

Здесь я хочу обратить ваше внимание на особенности взаимоотношений Иззи и Тома. В книге, т.е. в фантазии Иззи, она предстаёт Королевой, а ее муж находится у нее в услужении. Образ королевы, с психологической точки зрения, является выражением архетипа Матери. А как королева Испании Изабелла олицетворяет родину-мать. Следовательно, мы можем предположить, что у Тома и Иззи как супругов преобладают отношения по типу мать-сын.

Давайте, я объясню, что это значит. Психика любого взрослого мужчины содержит в себе архетипы отца, брата, мужа и сына, а психика женщины – парные архетипы матери, сестры, жены и дочери. Эти архетипы порождают соответствующие субличности, модели поведения и в мужчине, и женщине. Таким образом, мужчина может относиться к женщине как отец к дочери, как брат к сестре, как муж к жене и как сын к матери. Независимо от того, находится ли он на самом деле в родственных с ней отношениях. То же самое можно сказать и о женщине. С каждым конкретным человеком один из этих типов отношения будет преобладающим. Если, как мы сказали, у мужчина относится к жене как к матери, это не значит, что она похожа на его родную мать, это значит, что он в ее присутствии чувствует себя ребенком.

Том-ученый вместо того, чтобы проводить вместе с женой ее последние дни, всё свое время проводит в лаборатории, где и теряет кольцо. Этот эпизод даёт нам понять, что он потерял связь с Иззи, так как пошел неверным путем.

Незадолго до своей смерти Иззи рассказывает Тому очередную часть своей легенды – о Первом отце, смерть которого стала причиной возникновения мира, и о продолжении жизни умерших в других живых существах. Она поручает Тому дописать последнюю, двенадцатую главу книги, в которой должны быть описаны события, произошедшие после того, как конкистадор находит Древо жизни.

Рискну предположить, что Иззи, смирившись со смертью, на самом деле знает, что там должно произойти: смерть Тома. Но она не может написать об этом, т.к. Том еще морально к этому не готов.

После смерти жены Том находит средство для продления жизни и излечения от болезней. Эти чудесные свойства обнаружило некое дерево из Центральной Америки.

Том сажает семя этого дерева на могиле жены. Дерево, выросшее из этого семени, становится для Тома перевоплощением Иззи, в соответствии с историей, которую она ему когда-то рассказала.

Том питается от этого дерева, благодаря чему его жизнь продлевается. Но дерево со временем само может умереть, поэтому Том отправляется к Шибальбе в расчете на то, что энергия взрыва звезды возродит дерево и они смогут жить дальше.

Итак, Том-монах, летит вместе с деревом в сфере к Шибальбе. Эта сюжетная линия соответствует пути Тома-конкистадора к Древу жизни.

Наша гипотеза о том, что Иззи является символической матерью Тома здесь находит свое очередное подтверждение. Иззи-дерево является для Тома источником жизни, от которого он питается. А источник жизни – это материнский аспект женского начала. Следовательно, психологически, Том зависим от Иззи как ребенок от матери, а значит, перед нами ситуация, когда мужчина не преодолел свою инфантильность, не оторвался от матери и его возлюбленная для него выступает в первую очередь как мать.

Иззи является Тому в видениях и требует закончить книгу. Но Том упорно отказывается это делать и продолжает идти собственным путем, т.е. хочет воскресить дерево от звезды.

Том зависим от Иззи, но он же пытается от нее оторваться. А Иззи склоняет его к смерти, чтобы поглотить его и таким образом соединиться с ним.

Дерево умирает раньше, чем Том успевает долететь до Шибальбы. Это параллель эпизоду, когда Иззи умирает до того, как Том нашел лекарство.

Том понимает, что он не сможет больше убегать от смерти и соглашается принять ее (т.к. средства для поддержания жизни у него уже нет). Он вылетает из сферы навстречу Шибальбе и все дальнейшие события составляют содержание последней, 12-й главы книги Иззи.

Жрец, охранявший путь к Древу, видит вместо конкистадора будущее – он видит Первого отца, который пожертвовал собой ради рождения мира.

Конкистадор направляется к Древу (Этому эпизоду соответствует вылет Тома-монаха к Шибальбе) и погибает, став его частью. Кольцо, которое Том потерял 500 лет назад, вновь возвращается к нему – знак того, что он вновь обрел связь с Иззи и находится на правильном пути.

Звезда взрывается и Том погибает, растворяясь в потоке энергии, которая вновь оживляет дерево. То есть, в гибели Тома-конкистадора и Тома-монаха наблюдается однозначное соответствие: и тот, и другой стали частью Древа жизни.

Ожившее дерево становится новым Древом жизни для вновь созданного мира. Том стал Первым отцом, «Адамом», принесшим себя в жертву ради создания мира, а Иззи – его «Евой».

Можно ли сказать, что Том и Иззи достигли вечной жизни? Навряд ли. Они будут жить вечно, но не как индивидуумы, а как поглотившая их природа, вечно умирая и вечно возрождаясь в новой форме. В «Фонтане» вечная жизнь приравнивается к вечной смерти.

Концовку фильма невозможно объяснить, не привлекая учение о реинкарнации. Только с этой точки зрения становится понятным изменение прошлых событий, когда Иззи зовет Тома погулять, и он, как будто вспомнив что-то (очевидно, из прошлой жизни), неожиданно соглашается, и таким образом, в этом своем воплощении поступает «правильно» - т.е. бросает исследования и остаётся с женой.

Выводы

В основе нашей культуры лежит миф о подвиге героя.

Мы уже привыкли, что в любой истории герой должен сразиться с драконом (в том или ином его обличии) и добыть сокровище (либо освободить пленницу). Времена меняются, но суть истории о герое остаётся той же: герой должен выйти из зоны комфорта, преодолеть трудности и стать другим, приобрести новый опыт.

Фильм Фонтан в этом отношении не оправдывает наших ожиданий.

Сражается ли герой фильма с драконом? Вроде бы, сражается: Том пытается победить болезнь и смерть и даже находит лекарство. Да только его подвиг никому не нужен.

Добывает ли герой сокровище? Том достигает его: находит Древо жизни, Шибальбу. Но сокровище поглощает его!

Спасает ли герой пленницу? Он и рад бы ее спасти, да только она сама этого не хочет! Пленница добровольно отдаётся дракону, и, мало того, она и героя побуждает сделать то же самое! Герой мужественно сопротивляется в течение 500 лет, пока летит в космосе, но потом всё-таки сдаётся.

Что же не так в этой истории? То, что герой погибает ради жизни дракона.

Мифический дракон-уроборос, олицетворяющий бессмысленную стихию жизни, ее бесконечное самопорождение и самопожирание, является Томасу то под видом сокровища, то под видом пленницы, которую нужно освободить, и в итоге поглощает его.

Уроборосу присущи как мужские, так и женские черты одновременно, поскольку он сам себя порождает и сам себя умерщвляет. Стало быть, уроборос является объединением архетипов Великой матери и Ужасного отца.

Ужасный отец в фильме представлен в виде Инквизитора. Образ отца обычно символизирует определенные коллективные ценности. Стало быть, Том, спасая жену, должен пойти против изживших себя принципов.

Но в «Фонтане» на переднем плане стоит борьба героя с поглощающей его Великой матерью.

Великая мать является Тому в виде самой Иззи, а точнее – в виде королевы Изабеллы. Она постоянно зовет Тома соединиться с ней, раствориться в беспредельной стихии женского начала.

Женское по отношению к мужскому выступает как инстинктивное и бессознательное по отношению к духовному и сознательному. Сопротивление Тома, его «неверие» в тот миф, который предлагает ему Иззи, это сопротивление сознания тому, чтобы быть поглощенным бессознательным. Это стремление к индивидуации, обособлению, к отрыву от Великой матери.

Особенности мифологии

Обратите внимание на деталь, которая теперь приобретает важнейшее значение. В мифологии Майя вселенная делится на три части – небо, землю и подземное царство, которое называется Шибальба и переводится как «место страха». В мифе Фонтана Шибальба перенесена на небо и герой якобы совершает духовное восхождение.

Но если мы вернем всё на свои места, то найдем скрытый смысл этой истории. Герой вовсе не возносится на небо, а совершает сошествие в мир умерших, где должен сразиться с драконом и освободить пленницу. Этот мотив повторяется во многих мифах.

Сразу становятся очевидными параллели истории Фонтана и мифа об Орфее и Эвридике, в котором Великая мать представлена в образе Персефоны. Разница лишь в том, что Орфею удалось выбраться из царства мёртвых хотя и не удалось спасти жену, а Томас Крео так и остался в нём.

Образец более удачливого героя мы находим в мифе о Персее, которому удалось победить Великую Мать в образе Медузы Горгоны и освободить Андромеду.

Миф о герое

Миф о герое в символической форме содержит этапы развития сознания.

Он показывает, как сознание, «Я», эго, отделяется от сферы бессознательных инстинктов, которая соответствует архетипу Великой матери. Великая мать – это стихия бессознательной природной жизни, которая с одной стороны, порождает сознание, а с другой, пытается его поглотить.

Борьба героя с драконом – это борьба за отделение от Великой матери, борьба духовного с природным, борьба личности за свою самостоятельность. Эта борьба происходит как на уровне всего человечества, так и в личном развитии каждого индивидуума, когда ребенок психологически отделяется от своих родителей.

Итог

Не каждой культуре и не каждому индивиду это удаётся сделать. Фонтан – фильм о таком несостоявшемся подвиге, о побежденном герое и неспасенной пленнице.